Павел чухрай — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Времена счастья Павла Чухрая: Как сложилась судьба сына легендарного режиссёра

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Детство

Павел Чухрай до шести лет жил с дедушкой и бабушкой по отцовской линии, с ними проходил свои первые жизненные университеты, учился трудиться и не волновать родных. Впрочем, свой первый опыт курения он приобрёл тоже ещё в дошкольном возрасте, и бабушке пришлось серьёзно разговаривать с внуком.

Тем не менее, он был счастлив тогда, в детстве. Павел купался в любви родных, вместе со старшими ребятами ходил колядовать на Рождество и с удовольствием ел свой персональный кулич, испечённый к Пасхе.

Когда Григорий Чухрай окончил институт, мама приехала за сыном, чтобы забрать его в Киев, где в то время жила семья. Там, в столице Украины, Павла ждала новая жизнь и новые впечатления. Он с детства был знаком с Сергеем Параджановым и Марком Донским, Владимиром Наумовым и Александром Аловым. Григорий Чухрай обладал какой-то необыкновенной харизмой, люди тянулись к нему, актёры уважали, а те, кто мог назвать себя другом режиссёра, несомненно гордились своей причастностью к его жизни.

Маленький Павел с детства считал Киевскую киностудию своим вторым домом, тем более, находилась она как раз рядом с домом, в котором жила семья. И Павел постоянно бродил между декорациями и павильонами, чувствуя себя там совершенно свободно.

Когда семья переехала в Москву, Павел долго не мог привыкнуть к тому, что вход на киностудию ему закрыт. На «Мосфильме» был строгий пропускной режим, а он с тоской вспоминал то время, когда в Киеве мог спокойно зайти едва ли не в любое помещение.

После окончания школы Павел Чухрай поступил на операторское отделение ВГИКа. По его собственным словам, на режиссёрский он решил поступать только тогда, когда ему «будет что сказать зрителю».

Первая семья

С Алёной Егоровой, дочерью известного режиссёра Юрия Егорова, Павел Чухрай познакомился в компании общих друзей. Отношения влюблённых развивались достаточно быстро, и вскоре Алёна уже представила своего будущего мужа родителям. Жених в первые же минуты знакомства удивил отца невесты цитатами фраз из снятых им фильмов.

После свадьбы молодожёны поселились в доме Егоровых, на свет появилась дочь Дарья. Семья была очень открытой, они любили принимать гостей, а композитор Марк Фрадкин, живший тремя этажами ниже, часто заходил к Юрию Павловичу, с которым дружил, по утрам прямо в халате. Егоров и Фрадкин вместе работали над музыкой к фильмам режиссёра.

Когда дочь Павла и Алёны подросла, молодая мама вернулась на учёбу в Школу-студию МХАТ, а малышка часто оставалась вдвоём с папой. Павел Чухрай до сих пор с теплотой вспоминает то время, когда учил дочь играть в шахматы и в самодельную «Монополию». А ещё они любили вместе петь на два голоса.

Первый брак режиссёра просуществовал недолго, однако с дочерью, окончившей киноведческий факультет ВГИКа, Чухрай никогда не прерывал общения.

Судьба

Марию Звереву, дочь известного писателя Ильи Зверева, Павел Чухрай встретил на семинаре для молодых кинематографистов, проходившем в Доме творчества «Пахра». Она стояла в холле у рояля и сосредоточенно слушала, как играет какой-то юноша. Девушка настолько понравилась режиссёру, что он подошёл к ней вплотную, едва не толкнув. Затем он извинялся, что-то говорил в своё оправдание. Павел был настолько убедителен, что Мария не только простила его, но и стала довольно благосклонно принимать его ухаживания.

Но за своё право встречаться с понравившейся девушкой молодому режиссёру пришлось драться в прямом смысле слова. Оказалось, у Марии был поклонник, который стал всюду ходить за парой. Когда Павлу это изрядно надоело, он вместе с соперником ушёл на задворки и там молодые люди по-честному дрались за право быть рядом с Марией Зверевой. Павел Чухрай одержал безоговорочную победу. Правда, после этой «битвы» он еще две недели ходил с гипсом, сломав во время драки палец на руке.

Уже через четыре месяца после знакомства Павел Чухрай привёл возлюбленную к дверям ЗАГСа. Свадьбу влюблённые решили не устраивать, просто расписались в присутствии двоих свидетелей, да по дороге на праздничный ужин зазвали случайно встреченного Карена Шахназарова.

Павел Чухрай и Мария Зверева живут вместе уже много лет. Мария Изольдовна пишет сценарии, Павел Григорьевич не только пишет, но и сам снимает фильмы. Каждая его картина становится событием в кинематографическом мире, и практически все работы режиссёра отмечены наградам.

Мария Изольдовна обладает потрясающей работоспособностью, её сил всегда хватало на работу и на семью. Павел Григорьевич признаётся: они с Машей очень близки. Единственное, чего они никогда не делают вместе – это работу. Когда в молодости они ещё пытались вместе писать, то заканчивались их совместные проекты громкими ссорами, едва ли не с битьём посуды. Уже взрослая их дочь Настя, ставшая тележурналисткой и основательницей образовательного сайта, до сих пор со смехом вспоминает попытки родителей поработать вместе.

Павел Чухрай считает себя по-настоящему счастливым человеком: у него есть любимая работа, замечательная семья, а впереди ещё много творческих планов и грандиозных идей, требующих реализации. Он с гордостью и уважением всегда говорит о тех, кто идёт рядом с ним по жизни, и точно знает, что он достоин памяти своего легендарного отца.

29 октября 2001 г. ушел из жизни знаменитый отец Павла, советский кинорежиссер, народный артист СССР Григорий Чухрай. Одной из самых известных его работ, получивших признание и в СССР, и за рубежом, стала «Баллада о солдате», которая вышла на экраны 60 лет назад. Она выдвигалась на кинопремию «Оскар» и была признана одним из лучших фильмов о войне. Но перед тем, как завоевать мировое признание, фильм был раскритикован на родине.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Павел Чухрай: биография

Полное имя: Павел Григорьевич Чухрай

Дата рождения: 14.10.1946 (74 года)

Место рождения: с. Быково (Россия)

Знак зодиака: Весы

Новости со звездой: 8

Биография

Павел Чухрай — биография

Родился в подмосковном поселке Быково в семье знаменитого режиссера народного артиста СССР Григория Наумовича Чухрая. Мать Ираида Павловна – преподаватель русского языка и литературы. Младшая сестра Елена Чухрай окончила киноведческий факультет ВГИКа, владеет актерским агентством, ее муж Игорь Толстунов возглавляет кинокомпанию «Профит».
До шести лет жил с бабушкой на Украине. В 1953 году отец окончил ВГИК и получил направление на Киевскую студию художественных фильмов — и семья поселилась в общежитии на территории киностудии. В 1955 году переехал с родителями в Москву.
В 1962 году снялся в фильме Марка Донского «Здравствуйте, дети!». В том же году перешел в вечернюю школу и поступил работать радиомонтажником на киностудию «Мосфильм». Через два года устроился осветителем на учебную киностудию ВГИКа.
В 1969 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека) и сразу поступил на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Игоря Таланкина. Во время учебы продолжал параллельно работать на «Мосфильме» оператором.
В 1971 году как оператор снял фильм «Дом в пять стен» (реж. Сергей Галкин).
В 1974 году экстерном окончил режиссерский факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы представил короткометражный фильм «Вольному воля».
После окончания института начал работать режиссером на киностудии «Мосфильм».
В 1977 году дебютировал в большом кино картиной «Ты иногда вспоминай», которая была признана критикой неудачной.
Снял фильмы: «Вольному воля» (1974), «Ты иногда вспоминай» (1977), «Люди в океане» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Зина-Зинуля» (1986), «Запомните меня такой» (1987), Ключ» (1992), «Вор» (1997), «Водитель для Веры» (2004), «Русская игра» (2007), «Москва 400» (2012).
Был автором сценария фильмов: «Люди в океане» (1980), «Кто заплатит за удачу?» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Классик» (1998), «Водитель для Веры» (2004).
В 1993 году дебютировал в документальном кино фильмом «Сокол» о Владимире Жириновском.
Фильм «Вор», который вышел в 1997 году, был номинирован на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм, а также был выдвинут на премию «Феликс» Европейской киноакадемии.
В 2001 году снял документальный фильм «Дети из бездны» («Broken silence») о холокосте для международного проекта, продюсером которого был Стивен Спилберг.
В разное время был ведущим на телевидении. Вел программы, посвященные кино: «Серпантин», «Кинопанорама», «Великая иллюзия».
В 2013 году был председателем жюри на 3-м Международном кинофестивале «Край света» (Сахалин).
В настоящее время кинорежиссер Павел Чухрай снимает фильм «Испытание» по своему сценарию (2013).

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РФ (1993)
▪ Народный артист РФ (2006)

Награды

▪ Спецприз и диплом жюри «За патриотизм и человечность» на Кинофестивале молодых кинематографистов в Москве – фильм «Люди в океане» (1980)
▪ Премия Ленинского комсомола – фильм «Люди в океане» (1981)
▪ Золотая медаль имени Александра Довженко – фильм «Люди в океане» (1981)
▪ Приз за лучший фильм военно-патриотической тематики на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе – фильм «Люди в океане» (1981)
▪ Специальный диплом на II Всесоюзной неделе-смотре фильмов молодых кинематографистов в Минске – фильм «Люди в океане» (1981)
▪ Диплом и приз ЦК ЛКСМ Украины «За талантливое решение темы нравственного становления молодого человека» – фильм «Клетка для канареек» (1984)
▪ Приз детского жюри на XVII Всесоюзном кинофестивале в Киеве – фильм «Клетка для канареек» (1984)
▪ Гран-при «Злата Прага» фестиваля телефильмов в Праге (Чехословакия) – фильм «Запомните меня такой» (1987)
▪ Премия в номинации «Лучшая режиссерская работа» на Международном кинофестивале в Токио – фильм «Запомните меня такой» (1987)
▪ Призы «Серебряный лев» и «Бронзовый лев» на фестивале рекламных фильмов в Канне за рекламный ролик для «РИКК-банка» (1996)
▪ Премия «Ника» в номинациях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая режиссерская работа» – фильм «Вор» (1997)
▪ Премия в номинации «Лучшая режиссерская работа» на Открытом фестивале кино «Киношок» в Анапе – фильм «Вор» (1997)
▪ Золотая медаль и приз международного молодежного жюри на Международном кинофестивале в Венеции – фильм «Вор» (1997)
▪ Приз ЮНИСЕФ – фильм «Вор» (1997)
▪ Почетный диплом «За гуманистический пафос» на кинофестивале «III тысячелетие» в Риме – фильм «Вор» (1997)
▪ Премия Федерации еврейских общин России «Человек года 5762» в номинации «Кинематография» за глубокое отражение темы холокоста в фильме «Дети из бездны» (2003)
▪ Главный приз «Золотая роза» и приз в номинации «Лучшая режиссерская работа» на Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» – фильм «Водитель для Веры» (2004)
▪ Гран-при «Выборгский счет» на кинофестивале в Выборге – фильм «Водитель для Веры» (2004)
▪ Гран-при Кинофестиваля русских фильмов в Онфлёре (Франция) – фильм «Водитель для Веры» (2004)
▪ Главный приз «Большое золотое яблоко» Фестиваля продюсерского кино России и Украины – фильм «Русская игра» (2007)
▪ Главный приз «Золотая ладья» фестиваля российского кино «Окно в Европу» – фильм «Русская игра» (2007)

Читайте также  Алена винницкая - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Семья

Первая супруга – Алена Егорова, актриса
Вторая супруга – Мария Зверева, кинодраматург
Дочь – Дарья, киновед и художник (1968), от первого брака
Дочь – Анастасия, телеведущая (1976), от второго брака
Внучка (дочь Дарьи) – Анфиса
Внучка (дочь Насти от брака с Антоном Табаковым) – Аня
Внучка (дочь Насти) – Мария (2007)

Чухрай Павел Григорьевич

Биография Чухрая Павла Григорьевича

Родился 14.10.1946, пос. Быково Московской обл.

Павел Чухрай, сын режиссера Григория Чухрая, родился 14 октября 1946 года в поселке Быково Московской области. Семья жила в коммуналке, где всегда толпились друзья.… Павел был «ребенком двора»: вечно драки — одни дома с другими, с криками «ура», с какими-то кольями. Родители, правда, довольно легко к этому относились.

В кино Павел Чухрай влюбился, как только начал себя осознавать. Это его очень ранняя любовь. Отец, Григорий Чухрай, после ВГИКа попал на Киностудию имени Довженко, где семья жила в общежитии прямо на ее территории, и детство прошло в этом киношном мире. Он бродил по павильонам, заходил в проекционные залы смотреть материал, в лаборатории, где делали копии фильмов. Это был очень интересный мир.

Донской снимал «Мать» с Алексеем Баталовым, который был еще студентом, Параджанов – «Андрияш», Алов и Наумов – «Тревожную молодость». Мальчик играл в тех декорациях. И безумно завидовал детям, которых приглашали на роли. Он чувствовал себя хозяином студии: меня все знали, везде пускали, а в кино, все же, брали других.

Павел был нефотогеничный, да и отец был против. Несколько раз, правда, парня звали на какие-то эпизодики, на озвучание, но отец старался этого не допускать. Впрочем, однажды Павел все-таки попал в картину про Западную Украину.

У родителей был приятель Генрих Габай. И вот как-то он пришел ночью и сказал отцу: «Гриша, выручай! У нас мальчик заболел, срочно нужна замена». Парня разбудили и отправили на ночные съемки. Надели на него национальный костюм, шляпу соломенную, и он был безумно горд. Снимался эпизод свадьбы, где надо было есть курицу. Когда 12 дублей подряд Павел ел курицу, которую уже видеть не мог, то понял, что актерская профессия — не только развлечение.

В доме отца бывали — Михаил Ромм, Анджей Вайда, Джузеппе Де Сантис, которых мальчик очень любил и уважал, и которые безо всякого пафоса всю жизнь жили по совести. Когда ты такое видишь не в кино, не в книжке, а в действительности, это производит очень сильное впечатление. На их примере Павел Чухрай, кстати, понял одну вещь: циничным быть легко, но на самом деле это слабая позиция.

Свою деятельность в кино Павел Чухрай начинал с работы радиомонтажника на «Мосфильме», затем работал осветителем на учебной киностудии ВГИК. В 1969 году Павел окончил операторский факультет, мастерскую Б.Волчека, а в 1974-м – режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую И.Таланкина. Диплом защитил короткометражным фильмом «Вольному воля».

По окончании института стал работать режиссером киностудии «Мосфильм». Дебютировал Павел Чухрай картиной «Ты иногда вспоминай», по повести В.Кунина «Местная анестезия», единодушно признанной критикой неудачной. Вторая работа – «Люди в океане», сделанная на пересечении жанров фильма-катастрофы и так называемого политического фильма, имела зрительский успех и принесла режиссеру известность.

Клетка для канареек

На волне общего интереса к так называемой молодежной проблематике Чухрай снял одну из лучших своих картин «Клетка для канареек», по пьесе А.Сергеева «Случай на вокзале». В камерной драме с двумя действующими лицами, единством времени и места действия чувствовалась неподдельная тревога за «молчаливое», «потерянное» поколение восьмидесятников. В сюжете с криминальными мотивами, вопреки входившей в моду «чернухе», доминировала трогательная лирическая нота. Чухрай решил сложную режиссерскую задачу, вписав игровой актерский дуэт в почти документальную среду вокзала с его будничной суетой.

Менее удачным, однако, вызвавшим оживленные дискуссии в прессе, стал фильм «Зина-Зинуля», по пьесе А.Гельмана «Зинуля». Конфликт и драматургические приемы фильма перекликались с жанром производственной драмы, с одиноким протестом.

Стоит отметить, что снимает Павел Чухрай редко и всегда только о том, что его волнует. Для режиссера важно эмоциональное ощущение, он работает очень трудно, и если он не вовлечен, не увлечен конкретной данной историей, не сопереживает герою, у него ничего не выходит. Получается что-то холодное — ни уму, ни сердцу. Вообще кино, по мнению режиссера, — конкретное, материальное искусство.

Успех «Вора» объясняется не только интересным жанром – ретро, мелодрама и криминальная драма, – но и вызовом, брошенным, опять-таки в духе времени, киномифологии, в том числе и фильмам Чухрая — отца. Заглавный герой картины намеренно разрушает представление о «поколении победителей» Великой Отечественной, а сюжет фильма в целом – послевоенное отношение народа и власти. Но дело даже и не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры.

Чухрай снял балладу о своем ровеснике — о мальчишке. Именно он — главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, что-то не получилось. «Конечно, этот персонаж — вора — я тоже люблю. Я старался его понять, простить ему какие-то вещи, потому что убежден, что многие из тех, кого видим нынче по ТВ, гораздо хуже Толяна. Я смотрю сегодняшнее ТВ, где редкое ток-шоу обходится, к примеру, без такого политика, как Жириновский, и думаю: ей-богу, мой вор лучше», — улыбается режиссер.

Водитель для Веры

В 2004 году Павел Чухрай снял картину «Водитель для Веры». Шестидесятые годы врезались в память очень живо, и режиссеру хотелось рассказать о своем юношеском восприятии мира. Рассказать любовную драматическую историю на фоне яркой солнечной атмосферы Крыма, радостной, красивой и цветной. Крым здесь — один из героев фильма.

Просто режиссер столкнул эти два пласта — яркую солнечную картинку, внешнее благополучие и внутреннюю драму своих героев. Поэтому фильм жизнерадостен по «картинке», а человеческие отношения замешиваются довольно круто и драматично. Ведь в нашей стране при всех изменениях многое остается прежним. Что — то одновременно и хорошо, и плохо. Вот режиссер и попытался рассказать, что, в какую бы эпоху мы ни жили, с одной стороны всегда будут и великодушие, и честность, и человеческое тепло, и любовь, а с другой — перемалывающая жизнь жестокая игра, в которую вовлечены герои.

Зрителей тронула повесть о славном генерале, волею судеб попавшем в жернова истории, честном человеке, который должен жертвовать во имя «государственных» интересов, и его молодом водителе. Главные роли в фильме исполнили Андрей Панин, Алена Бабенко и Игорь Петренко. Нельзя не отметить потрясающую игру Богдана Ступки в роли опального генерала. Это не было случайным попаданием в яблочко.

Павлу Чухраю было важно, чтобы эту роль сыграл именно Ступка, потому что ему не нужно было ничего объяснять, потому что он ту жизнь знает не понаслышке. Изнутри знает и людей этих, и эту бюрократическую машинерию. Он четко понимал, кого играет и что играет.

Читайте также  Тимофей спивак - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Стивен Спилберг

Международный проект Стивена Спилберга включал в себя 5 фильмов, снятых в разных странах на одну тему — Холокост. В Польше снимал Анджей Вайда. Почему Спилберг решил остановиться на кандидатуре Чухрая, не известно. Режиссер никогда у него и не спрашивал, они раньше не были даже знакомы. Скорее всего, из-за картины «Вор». Она показывалась в Американской киноакадемии, когда выдвигалась на «Оскара». Затем был успешный прокат в США, хотя иностранные ленты там очень трудно прокатываются. Стоить заметить, что дома фильм год держался в кинотеатрах и в видеопрокате.

Павел Чухрай сделал документальный фильм «Дети из бездны» о Холокосте во время Второй мировой войны на территории СССР. Очень тяжело было работать, потому что отсматривать этот материал по сто раз никому не пожелаешь. Сотни часов человеческого горя.

Тем не менее, отказаться было невозможно — во-первых, потому что Спилберг — большой авторитет, а во-вторых, конечно, из соображений гражданского долга. Очевидцев тех событий осталось мало — это все рассказы людей, которым тогда было от 5 до 7 лет и которые чудом выжили, прошли через несколько расстрелов. Судьбы сумасшедшей фантастичности, история каждого из этих людей тянет на восемь серий. Потому-то многое не вошло в картину. В России «Дети из бездны» дважды шли по Первому телеканалу. Картину катают по всему миру: в Европе, в Латинской Америке, в Австралии. Это широкая кампания, и она идет до сих пор.

Я этим живу…

Не нужно мериться славой…

Григорий Чухрай не хотел, чтобы его сын снимался в кино. А Павел Чухрай почему-то не снимает фильмы по сценариям своей жены — известного кинодраматурга Марии Зверевой. Это, наверное, семейное, наследственное?

«Не знаю. Мы с Машей в начале нашей семейной жизни вместе работали, но у нас все кончалось ссорами. Схватки на творческом поприще начинались чудовищные, и в какой-то момент мы решили, что дело того не стоит. Тем не менее, и я, и она показываем, друг другу свои сценарии, обсуждаем их, подбрасываем какие-то идеи. Нам просто», — влюблено говорит Павел Чухрай.

В жизни волнует многое…

Кинолента «Монолог в четырех частях» продолжает цикл программ-монологов, героями которого были известные кинорежиссеры Эльдар Рязанов, Владимир Наумов, Сергей Соловьев, Ежи Гофман и теперь стал Павел Чухрай.

«Все, что ты чувствуешь, переходит в фильмы. А как может быть по-другому? — говорит в передаче Павел Григорьевич Чухрай. – Я даю какие-то интервью, и мне говорят: Вы — режиссер, и поэтому рассказывайте про кино. Но меня в жизни волнуют десятки других вещей! И если б они меня не волновали, я бы и кино не мог делать. Мне интереснее говорить не про кино, а про то, что происходит в политике, в мире, в стране. Я этим живу. А кино – способ выразить то, что тебя волнует». «Я себе иногда говорю, что все художники убегают от жизни, — говорит в заключительной части своего «Монолога» режиссер. — В какие-то моменты я чувствую: то, чем мы занимаемся – это придуманный мир, где мы живем и прячемся от встреч с гаишниками, от починки перегоревших пробок…. Ты отгораживаешься от всего этого и занимаешься «серьезным делом». А вот насколько оно серьезное? Это можно сказать только со стороны»…

Премии, награды, звания

Лауреат специального приза и диплома жюри «За патриотизм и человечность» на Кинофестивале молодых кинематографистов в Москве (1980, за фильм «Люди в океане»).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1981, за фильм «Люди в океане»).

Лауреат Золотой медали им. Довженко (1981, за фильм «Люди в океане»).

Лауреат приза за лучший фильм военно-патриотической тематики на ВКФ в Вильнюсе (1981, за фильм «Люди в океане»).

Лауреат специального диплома на II Всесоюзной неделе-смотре фильмов молодых кинематографистов в Минске (1981, за фильм «Люди в океане»).

Лауреат диплома и приза ЦК ЛКСМ Украины «За талантливое решение темы нравственного становления молодого человека» (1984, за фильм «Клетка для канареек»).

Лауреат приза детского жюри на XVII Всесоюзном КФ в Киеве (1984, за фильм «Клетка для канареек»).

Лауреат Гран-при «Злата Прага» фестиваля телефильмов в Чехословакии (1987, за фильм «Запомните меня такой»).

Лауреат приза за режиссуру на МКФ в Токио (1987, за фильм «Запомните меня такой»).

Лауреат «Серебряного и Бронзового львов» на КФ рекламных фильмов в Канне (1996, за рекламный ролик для «РИКК-банка»).

Лауреат призов Киноакадемии «Ника» в категориях: лучший игровой фильм и лучшая режиссерская работа (1997, за фильм «Вор»).

Лауреат приза за лучшую режиссуру ОФК стран СНГ и Балтии «Киношок-97» в Анапе (1997, за фильм «Вор»).

Лауреат золотой медали президента Сената и приза международного молодежного жюри на МКФ в Венеции (1997, за фильм «Вор»).

Лауреат приза ЮНИСЕФ (1997, за фильм «Вор»).

Лауреат почетного диплома «За гуманистический пафос» на КФ «III тысячелетие» в Риме (1997, за фильм «Вор»).

Лауреат главного приза «Золотая роза» и приза за лучшую режиссуру на фестивале «Кинотавр» (2004, за фильм «Водитель для Веры»).

Лауреат Гран-при «Выборгский счет» на кинофестивале в Выборге (2004, за фильм «Водитель для Веры»).

Лауреат Гран-при на кинофестивале в Анфлере, Франция (2004, за фильм «Водитель для Веры»).

Лауреат главного приза «Большое золотое яблоко» фестиваля продюсерского кино России и Украины (2007, за фильм «Русская игра»).

Лауреат главного приза «Золотая ладья» фестиваль российского кино «Окно в Европу» (2007, за фильм «Русская игра»).

Чухрай Павел Григорьевич — фильмы (режиссерская работа):

Холодное танго (2017)
Русская игра (2007)
Водитель для Веры (2004)
Прерванное молчание (мини-сериал, 2002)
Вор (1997)
Ключ (ТВ, 1992)
Запомните меня такой (ТВ, 1987)
Зина-Зинуля (1986)
Клетка для канареек (1984)
Люди в океане (1980)
Ты иногда вспоминай (1977)
Вольному — воля (1974)

«Счастье не в платьях». История любви Григория Чухрая

23 мая 1921 года родился Григорий Чухрай. Режиссёр со счастливой судьбой — в его жизни была любовь длиной в шесть десятков лет.

«— Иван, кто эта девушка?!
— Моя партнерша?
— Нет, та, что рядом с ней. С которой ты разговаривал.
Ирина Пенькова. Вместе поступали в институт.
— Познакомь!

Я видел, как, проводив свою партнершу на место, Ваня заговорил с той самой девушкой. Она стрельнула глазами в мою сторону и тут же отвернулась, скрывая свой интерес ко мне. Но для меня этот взгляд был целым событием! Потом Ваня Таран, как бы случайно прогуливаясь по залу, подвел меня к ней и познакомил. И, конечно же, я пригласил ее на танец. О чем, танцуя, мы говорили — не помню. Помню только, что я спросил, почему я раньше ее не видел.

— Мы были на окопах. Рыли противотанковые рвы, — объяснила она.

После танцев я пошел ее провожать. С ней была ее младшая сестра, Люба. И опять мы о чем-то говорили, и этот разговор имел для нас особый, только нам понятный, глубокий смысл. Расставаться с ней мне не хотелось. Я спросил:

— Когда мы с вами снова встретимся?
— Не знаю, — ответила она, смутившись.
— Давайте через три дня! — предложила Люба.
— Где?
— В городском кинотеатре. ».

Так описывал знакомство с будущей женой, студенткой пятигорского института, Григорий Чухрай в своей книге «Моя война». Дело действительно происходило в начале Великой Отечественной. В Ессентуках. Прибывший на тренировки десантник тут же влюбился в симпатичную девушку. А вот Ирина ухаживания будущего мэтра советского кинематографа всерьез не приняла. Никто не знал, что будет завтра. Загадывать было страшно. К тому же, у Ирины уже был молодой человек — грузин Костя слал ей с фронта глубокие нежные письма.

К слову, первое свидание Ирины и Григория не удалось. Они разминулись. Чухраю пришлось оправдываться. Потом, конечно, все наладилось. Но только когда он оказался в госпитале, сердце девушки екнуло. Она поняла, что он стал ей дорог, что без него плохо. В конце концов, Григорий узнал о существовании соперника. И Ирина дала почитать Чухраю письма Кости.

Читайте также  Франсуаза саган - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Чухрая звали в бригаде драматургом. Он уже был сильно увлечен кино, писал сценарии. Казалось, кто мог с ним конкурировать?

— Но Гриша понял, что Костя — интересный человек, даром что никогда не говорил о нем, — вспоминает Ирина Чухрай. — Через полгода десантники отправились на фронт. А мы, жившие в Ессентуках, попали в оккупацию.

«Как ты? Переживаю», — напишет Ирине Григорий, когда Ессентуки освободят. И вдруг спросит: «А как Костя. ».

Расписались 9 мая 1944 года

Впрочем, к тому времени Ирина, похоже, уже сделала свой выбор. А в 1944 году, воспользовавшись положенным после тяжелой операции отпуском, Чухрай сказал начальству: «Хочу жениться!» и уехал в Ессентуки. Из 14 дней 10 ушло на дорогу, но для него это было не важно.

— «Довольно спать!», — вдруг раздался за дверью грубый голос. Я посмотрела на часы. Они показывали шесть утра.

Открыв дверь, Ирина увидела Чухрая в шинели летчика. В руках у него была. сирень.

— Приспичило ему, видите ли, жениться! Что ж, пришлось подчиниться».

Они расписались 9 мая 1944 года. До Победы оставался ровно год. Но потом еще несколько месяцев шли бои в Венгрии, Чухрая отправили туда, он был серьезно ранен. И только в 1946 году молодожены наконец увиделись. Провели медовый месяц в Москве и поехали к родителям Григория на Украину.

— Он ведь еще до войны мечтал о кино, хотел поступать во ВГИК. И очень мучился, что, если поступит, я снова останусь одна.

Осенью 1946 года в семье появился первенец Павел (тоже будущий режиссер), но два года Ирина с сыном прожила на хуторе.

— Муж начал учиться во ВГИКе, писал: приезжай, что-нибудь придумаем. А мне и без Гриши было плохо. И Павлика не могла оставить.

Половину гонорара пришлось отдать

В конце концов она решилась и, оставив сына с бабушкой и дедушкой, уехала к мужу. К счастью, повзрослев, Павел ни разу не упрекнул мать в том, что она его в тот момент бросила.

Первые годы были тяжелыми. Жили на квартире с хозяевами. Прописаться невозможно. Да и среди кинематографистов — едва ли не самые бедные.

— Помню, получил Гриша гонорар за фильм «Сорок первый», и половину я сразу отдала жене Марка Донского Ирине. Друзья не надеялись, что мы сможем вернуть долги. Просто помогали. Кто как мог.

После «Баллады о солдате» Чухрая приглашали в Голливуд, звали итальянцы. Но создать большую фильмографию Григорию Наумовичу не удалось. Почти за полвека в кино самостоятельно он сделал лишь шесть картин. Причем сними он в начале карьеры только три из них — «Сорок первый», «Балладу» и «Чистое небо», уже и тогда считался бы классиком.

— Снять больше не позволило здоровье, — вздыхает Ирина Павловна Чухрай. — Мы-то все думали, что засевший в легком осколок беспокоит, а оказалось — проблемы с сердцем.

Время было упущено — Григорий Чухрай перенес восемь инфарктов.

Ирина и Григорий Чухрай прожили без малого шесть десятков лет. И им никогда не было скучно. Его часто приглашали за границу, супруга ездила с ним и даже познакомилась с Индирой Ганди.

— Муж старался привозить мне наряды, но редко угадывал с размерами. Я не обижалась. Ничего не требовала. И никому никогда не завидовала. Счастье ведь не в платьях. Я прожила жизнь с уникальным, талантливым во всем человеком. Гриша был мастер на все руки. Отремонтировать в доме мог все. И сам был доволен.

Они вырастили сына и дочь. Понянчили внуков. Григорий Наумович дождался первой правнучки Ани. А три года назад род продолжил правнук Гриша Чухрай.

Чухрай, Павел Григорьевич

Па́вел Григо́рьевич Чухра́й (р. 1946) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, оператор, руководитель секции режиссуры Российской Академии кинематографических искусств. Народный артист Российской Федерации (2006).

Содержание

Биография

Павел Чухрай родился 14 октября 1946 года в посёлке Быково Московской области в семье Г. Н. Чухрая. Снялся в фильме М. С. Донского «Здравствуйте, дети!». В 1969 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека), оператор фильма «Дом в пять стен» (1971) и др. В 1974 году экстерном окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. В. Таланкина). Автор сценария фильма «Кто заплатит за удачу?». Снял рекламу для «РИКК-банка» (1995).

Награды и достижения

  • 1981 — премия Ленинского комсомола — за воплощение образов современников в кино
  • 1981 — приз ВКф в номинации «Премии кинофестиваля»
  • 1997 — премия «Киношок» в номинации «Приз за режиссуру»
  • 1997 — Лучший режиссёр — фильм «Вор» («Ника»)
  • 1997 — Лучший фильм — фильм «Вор» («Ника»)

Фильмография

Режиссёрские работы

  1. 1974 — Вольному воля
  2. 1977 — Ты иногда вспоминай
  3. 1980 — Люди в океане
  4. 1983 — Клетка для канареек
  5. 1986 — Зина-Зинуля
  6. 1987 — Запомните меня такой
  7. 1992 — Ключ
  8. 1997 — Вор
  9. 2004 — Водитель для Веры
  10. 2007 — Русская игра
  11. 2012 — Москва 400

Написал сценарии

  1. 1980 — Люди в океане
  2. 1980 — Кто заплатит за удачу?
  3. 1983 — Клетка для канареек
  4. 1998 — Классик
  5. 2004 — Водитель для Веры

Актёрские работы

Оператор

  1. 1971 — Дом в пять стен

Награды и премии

  • орден Почёта (2012)
  • народный артист Российской Федерации (2006)
  • премия Ленинского комсомола (1981) — за воплощение образов современников

Ссылки

Вольному — воля • Ты иногда вспоминай • Люди в океане • Клетка для канареек • Зина-Зинуля • Ключ • Дети бездны • Вор • Водитель для Веры • Русская игра

Полный список · (1987—2000) · (2001 — настоящее время)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Таннхаузен
  • Ульянов, Дмитрий Ильич

Смотреть что такое «Чухрай, Павел Григорьевич» в других словарях:

ЧУХРАЙ Павел Григорьевич — (р. 14. октября 1946, Быково, Московская область), российский кинорежиссер, сын Григория Чухрая (см. ЧУХРАЙ Григорий Наумович). Окончил операторский (1969) и режиссерский (1974) факультеты ВГИКа . Работал на киностудии «Мосфильм», поставил фильмы … Энциклопедия кино

Чухрай, Павел Григорьевич — кинорежиссер, сценарист, актер, оператор; родился 14 октября 1946 г. в поселке Быково Московской области; окончил операторский факультет ВГИКа в 1969 г., режиссерский факультет ВГИКа (экстерном) в 1974 г.; дебютировал как актер в фильме М.… … Большая биографическая энциклопедия

Чухрай Павел Григорьевич — (р. 1946), кинорежиссёр. Сын Г. Н. Чухрая. В кино с 1970, вначале в качестве оператора. Как режиссёр поставил фильмы: «Ты иногда вспоминай» (1978), «Люди в океане» (1980), «Клетка для канареек» (1983), «Зина Зинуля» (1985), «Вор» (1997);… … Энциклопедический словарь

Чухрай Павел Григорьевич — Павел Григорьевич Чухрай Дата рождения: 14 октября 1946 (62 года)(19461014) Профессия: Режиссёр, сцена … Википедия

ЧУХРАЙ Павел Григорьевич — • ЧУХРА Й Павел Григорьевич (р. 14.10.1941) сов. режиссёр. Окончил ВГИК (операт. ф т 1971, реж. 1974). Дебютировал к/м ф. Вольному воля (1974). Пост. ф.: Ты иногда вспоминай (1978), Люди в океане (1980), Клетка для канареек (1984) … Кино: Энциклопедический словарь

Павел Григорьевич Чухрай — Кинорежиссер, сценарист, оператор, Народный артист России Павел Григорьевич Чухрай родился 14 октября 1946 года в поселке Быково Московской области в семье известного режиссера Григория Наумовича Чухрая. До шести лет жил с бабушкой в селе… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Павел Григорьевич Чухрай — Дата рождения: 14 октября 1946 (62 года)(19461014) Профессия: Режиссёр, сцена … Википедия

Чухрай, Павел — Павел Григорьевич Чухрай Дата рождения: 14 октября 1946 (62 года)(19461014) Профессия: Режиссёр, сцена … Википедия

ЧУХРАЙ Григорий Наумович — (23.05.1921, Мелитополь, Украина 28.10. 2001, Москва), кинорежиссер, народный артист СССР (1981), лауреат Ленинской премии (1961, за фильм «Баллада о солдате»). Участник Великой Отечественной войны, Григорий Чухрай в 1953 окончил режиссерский… … Энциклопедия кино

Чухрай — Чухрай: Чухрай, Григорий Наумович (1921 2001) советский кинорежиссёр. Чухрай, Елена Юрьевна (урожд. Егорова; род. 1946) советская киноактриса. Чухрай, Павел Григорьевич (род. 1946) советский и российский кинорежиссёр XX XXI века, сын Григория… … Википедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: