Оскар фельцман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Оскар Фельцман

фотографии >>

биография

Фельцман Оскар Борисович

Родился 18 февраля 1921 года в Одессе.

Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (10.04.1972).
Народный артист Дагестанской АССР (1975).
Народный артист РСФСР (4.09.1989).
Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР.

В возрасте пяти лет начал заниматься игрой на скрипке с известным педагогом Петром Столярским, однако вскоре перешёл в класс фортепиано Берты Рейнгбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты. Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана — «Осень» появилась через год, когда ему было шесть лет. В 1939 году окончил школу имени П. С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс В. Я. Шебалина.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарём Сибирского Союза композиторов, писал музыку для филармонии, Ленинградского театра им. Пушкина, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра (БелГОСЕТа). В тот же период написал оперетту по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек», которая была разгромлена в газете «Правда». В Москву вернулся в 1945 году.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году состоялись ещё две премьеры — в Московском театре оперетты — «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — «Шумит Средиземное море». Фельцман также начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей Натальи Сац. В 1952 году написал «Концерт для скрипки с оркестром» в трех частях; автор музыкальной комедии «Чужая ночь».

Первой песней, написанной О. Фельцманом, была песня «Теплоход» на стихи В. Ю. Драгунского и Л. Н. Давидович для пародийного театра «Синяя птичка». Позднее её исполнил и записал на пластинку Леонид Утёсов.
Большую популярность приобрела песня «Ландыши», написанная на стихи Ольги Фадеевой и впервые исполненная Геленой Великановой. В советской прессе песня была признана мещанской, идеологически несостоятельной. Тем не менее, другие его песни постоянно звучали на радио и в концертах.
Сотрудничал с поэтами: Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, Игорь Шаферан, Михаил Танич, Наум Олев, Михаил Рябинин.
Песни Фельцмана исполняли мастера советской и российской эстрады: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Лев Лещенко, Капиталина Лазаренко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова, София Ротару, Леонид Екимов, Анна Герман и многие другие.

Большой популярностью пользовались песни Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи, которую он называл любимой исполнительницей: «Огромное небо», «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», «Ничего не вижу».

В 1967 году на радио организовали передачу «С добрым утром!». Фельцман написал для неё песню-заставку, которая каждое воскресенье возвещала, что «воскресенье — день веселья». В дальнейшем многие замечательные песни композитора впервые звучали в этой передаче.

В 1973 году написал музыку к опереттам «Тётка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» — все три с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

В 1987 году написан вокальный цикл «Песни былого», музыку к нескольким еврейским народным песням по тексту книги «Песни былого. Из еврейской народной поэзии» (в переводе Наума Гребнева — М., 1986), исполнил цикл этих песен Иосиф Кобзон; в конце 1990-х годов написал 12 песен на стихи Юрия Гарина. Автор ряда камерных произведений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».

3 февраля 2013 года Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности в ЦКБ имени Семашко. Похоронен 6 февраля 2013 года на Новодевичьем кладбище.

Сын — известный американский пианист Владимир Оскарович Фельцман.

Оскар Фельцман

Имя: Оскар Фельцман (Oscar Feltsman)

Отчество: Борисович

День рождения: 18 февраля 1921

Кто родился в этот день: 18 чел.

Место рождения: г. Одесса, Украина

Дата смерти: 3 февраля 2013 (91 год)

Причина смерти: узнать сердечная недостаточность

Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище

Карьера: композитор

  • Детские годы, детство и семья Оскара Фельцмана
  • Начало карьеры композитора Оскара Фельцмана
  • Знакомство Фельцмана с опереттой
  • Работа Оскара Фельцмана в лёгком жанре
  • Последние годы жизни Оскара Фельцмана
  • Личная жизнь Оскара Фельцмана
  • Смерть Оскара Фельцмана

Биография Оскара Фельцмана

Детские годы, детство и семья Оскара Фельцмана

Родина композитора – город Одесса. Его отец был известным в городе ортопедом. Он с юности прекрасно играл на фортепиано, поэтому и сына с раннего детства начал приучать к музыке. Каждого еврейского мальчика в Одессе обязательно показывали в юном возрасте Столярскому. Отвели к нему и пятилетнего Оскара. С этого времени он начал учиться игре на скрипке.

Прошло две недели, и мальчик объявил, что не хочет заниматься стоя. С тех пор он сел за фортепиано, его учила Берта Рейнбальд. Как вспоминал композитор, ещё в том возрасте он чувствовал потребность писать музыку. В шесть лет появилось его первое произведение – «Осень». Музыка занимала мальчика полностью. Из школы он бежал домой, чтобы скорее сесть за инструмент. Вместе с отцом они увлекались музыкой во всех проявлениях. В двадцатых-тридцатых годах в Одессе постоянно выступали мировые гастролёры, и отец с сыном старались не пропустить ни одного концерта.

Когда Оскар подрос и овладел нотной грамотой, попросил отца сделать ему доску, на которой он собирался записывать свои музыкальные сочинения. Вскоре отец принёс ему красивую доску, сделанную из красного дерева. Она всю жизнь оставалась с композитором, именно на ней появлялись впервые все его сочинения.

По окончанию школы Столярского, талантливого ученика занесли на доску почёта. Чтобы продолжить образование, молодой человек отправился в Москву и без труда поступил в консерваторию, попав в класс В. Шебалина. Второкурсником он уже получал Сталинскую стипендию.

Начало карьеры композитора Оскара Фельцмана

Знакомство Фельцмана с опереттой

Когда они прибыли, в театре шла «Сильва». Увиденная оперетта произвела на Оскара сильнейшее впечатление. Как он сам вспоминает, именно тогда пришло ощущение, что вся его жизнь теперь будет связана с опереттой и лёгким жанром. Так он понял, какой будет его жизненная цель.

Театр заказал композитору оперетту с названием «Синий платочек». Он выполнил этот срочный заказ всего за две недели. Однако и автора пьесы, и Фельцмана разгромили в «Правде». Так состоялось первое знакомство с советской критикой.

Работа Оскара Фельцмана в лёгком жанре

Его музыкальные комедии поначалу появлялись в периферийных театрах, часто становясь там аншлаговыми. Такой стала и комедия «Чужая ночь». В 1948-ом его «Воздушный замок» поставили в столичном театре оперетты. Вскоре он начал писать музыку для цирковых номеров и детских постановок. Со временем композитор познакомился с режиссёрами, артистами, драматургами и поэтами. Песней же он не интересовался никогда, ему она казалась чем-то несерьёзным, недостойным внимания. Многие его коллеги писали для эстрады. Они-то и предложили Оскару несколько песенных текстов. Он написал ставший популярным «Теплоход», который был исполнен Леонидом Утёсовым.

Такой успех окрылил композитора, он с азартом окунулся в новый для него музыкальный мир. Он создал знаменитые «Ландыши», песню знал каждый, её напевали везде, но функционеры на протяжении четверти века считали её примером пошлости в искусстве.

Читайте также  Елена север - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Шаги на эстраде были очень быстрыми. Этому способствовали артисты старшего поколения, считавшие его перспективным. Он начал сотрудничать с видными певцами. Поэты, сотрудничавшие с композитором – это и Р. Гамзатов, и Р. Рождественский, и М. Матусовский. Сотрудничала с талантливым композитором и О. Фадеева, которая в те годы специализировалась на написании текстов песен. Вместе они написали «Мой Вася» и песню «Песенка почтальона».

В творческой жизни был ещё один период работы в оперетте. В 1973-ом он написал музыку к комедии «Тётка Чарлея», а позже появилась комедия «Старые дома».

В середине восьмидесятых для авторских концертов был создан инструментальный ансамбль. Он получил название «Огни Москвы». Солировала в нём Ирина Аллегрова.

Последние годы жизни Оскара Фельцмана

В конце восьмидесятых он начал много сочинять на еврейскую тему. «Песни былого» — целый вокальный цикл, который был исполнен Иосифом Кобзоном. По этим песням даже был снят фильм, который не мог остаться незамеченным телезрителями.

В конце девяностых годов композитор написал балет «Булочка», находясь в городе Ноябрьске. В 2000-ом он написал балет «Венера Ильская». Юбилейный концерт композитора состоялся в 2001-ом году. На нём прозвучало много новых произведений. В последние годы жизни им был издан диск «Еврейское счастье».

Личная жизнь Оскара Фельцмана

Женился композитор в 1941-ом году, находясь в Новосибирске. Его супругой стала Евгения Кайдановская, которая в те годы была студенткой столичной консерватории.

У композитора есть сын Владимир. Он тоже музыкант-пианист. Работает и живёт в Америке.

Оскар Фельцман биография композитора, фото, его жена

Биография Оскара Фельцмана

Детские годы, детство и семья Оскара Фельцмана

Родина композитора – город Одесса. Его отец был известным в городе ортопедом. Он с юности прекрасно играл на фортепиано, поэтому и сына с раннего детства начал приучать к музыке. Каждого еврейского мальчика в Одессе обязательно показывали в юном возрасте Столярскому. Отвели к нему и пятилетнего Оскара. С этого времени он начал учиться игре на скрипке.

Прошло две недели, и мальчик объявил, что не хочет заниматься стоя. С тех пор он сел за фортепиано, его учила Берта Рейнбальд. Как вспоминал композитор, ещё в том возрасте он чувствовал потребность писать музыку. В шесть лет появилось его первое произведение – «Осень». Музыка занимала мальчика полностью. Из школы он бежал домой, чтобы скорее сесть за инструмент. Вместе с отцом они увлекались музыкой во всех проявлениях. В двадцатых-тридцатых годах в Одессе постоянно выступали мировые гастролёры, и отец с сыном старались не пропустить ни одного концерта.Композитор Оскар Фельцман начал заниматься музыкой в раннем детствеКогда Оскар подрос и овладел нотной грамотой, попросил отца сделать ему доску, на которой он собирался записывать свои музыкальные сочинения. Вскоре отец принёс ему красивую доску, сделанную из красного дерева. Она всю жизнь оставалась с композитором, именно на ней появлялись впервые все его сочинения.

По окончанию школы Столярского, талантливого ученика занесли на доску почёта. Чтобы продолжить образование, молодой человек отправился в Москву и без труда поступил в консерваторию, попав в класс В. Шебалина. Второкурсником он уже получал Сталинскую стипендию.

Начало карьеры композитора Оскара Фельцмана

Когда началась война, начинающего композитора отправили в эвакуацию, он жил в Новосибирске. Будучи двадцатилетним молодым человеком, он занял должность секретаря Союза композиторов Сибири. В тот период им были написаны произведения для Александринского театра города Ленинграда, для Еврейского Театра Белоруссии, для филармонии.Лариса Давидович. Композитор Оскар Фельцман «Возвращение романса»Важная для дальнейшего творчества встреча произошла в том же Новосибирске. Туда прибыл Б. Владимирский, который в те годы был начальником музыкальных учреждений Союза. Ему представили Фельцмана, как необычайно одарённого молодого композитора. Вместе они поехали в город Сталинск, где в то время находился в эвакуации Московский театр оперетты.

Знакомство Фельцмана с опереттой

Когда они прибыли, в театре шла «Сильва». Увиденная оперетта произвела на Оскара сильнейшее впечатление. Как он сам вспоминает, именно тогда пришло ощущение, что вся его жизнь теперь будет связана с опереттой и лёгким жанром. Так он понял, какой будет его жизненная цель.

Театр заказал композитору оперетту с названием «Синий платочек». Он выполнил этот срочный заказ всего за две недели. Однако и автора пьесы, и Фельцмана разгромили в «Правде». Так состоялось первое знакомство с советской критикой.

Работа Оскара Фельцмана в лёгком жанре

После войны он с женой жил у знакомых в Москве. В тот период Фельцман принял для себя решение посвятить жизнь лёгкому жанру. Надо сказать, что несколько лет ему приходилось очень непросто. Был момент, когда он хотел продолжать творить в Союзе композиторов, и его даже приняли туда. Однако он получил приглашение Ильи Рубинштейна работать совместно. Оскар дал согласие и сразу приступил к работе.Композитор Оскар Фельцман и певец Иосиф КобзонЕго музыкальные комедии поначалу появлялись в периферийных театрах, часто становясь там аншлаговыми. Такой стала и комедия «Чужая ночь». В 1948-ом его «Воздушный замок» поставили в столичном театре оперетты. Вскоре он начал писать музыку для цирковых номеров и детских постановок. Со временем композитор познакомился с режиссёрами, артистами, драматургами и поэтами. Песней же он не интересовался никогда, ему она казалась чем-то несерьёзным, недостойным внимания. Многие его коллеги писали для эстрады. Они-то и предложили Оскару несколько песенных текстов
. Он написал ставший популярным «Теплоход», который был исполнен Леонидом Утёсовым.

Такой успех окрылил композитора, он с азартом окунулся в новый для него музыкальный мир. Он создал знаменитые «Ландыши», песню знал каждый, её напевали везде, но функционеры на протяжении четверти века считали её примером пошлости в искусстве.

Шаги на эстраде были очень быстрыми. Этому способствовали артисты старшего поколения, считавшие его перспективным. Он начал сотрудничать с видными певцами. Поэты, сотрудничавшие с композитором – это и Р. Газматов, и Р. Рождественский, и М. Матусовский. Сотрудничала с талантливым композитором и О. Фадеева, которая в те годы специализировалась на написании текстов песен. Вместе они написали «Мой Вася» и песню «Песенка почтальона».Оскар Фельцман. «Остров детства», 1991В творческой жизни был ещё один период работы в оперетте. В 1973-ом он написал музыку к комедии «Тётка Чарлея», а позже появилась комедия «Старые дома».

В середине восьмидесятых для авторских концертов был создан инструментальный ансамбль. Он получил название «Огни Москвы». Солировала в нём Ирина Аллегрова.

Последние годы жизни Оскара Фельцмана

В конце восьмидесятых он начал много сочинять на еврейскую тему. «Песни былого» — целый вокальный цикл, который был исполнен Иосифом Кобзоном. По этим песням даже был снят фильм, который не мог остаться незамеченным телезрителями.

В конце девяностых годов композитор написал балет «Булочка», находясь в городе Ноябрьске. В 2000-ом он написал балет «Венера Ильская». Юбилейный концерт композитора состоялся в 2001-ом году. На нём прозвучало много новых произведений. В последние годы жизни им был издан диск «Еврейское счастье».

Личная жизнь Оскара Фельцмана

Женился композитор в 1941-ом году, находясь в Новосибирске. Его супругой стала Евгения Кайдановская, которая в те годы была студенткой столичной консерватории.

У композитора есть сын Владимир. Он тоже музыкант-пианист. Работает и живёт в Америке.

Читайте также  Иван пырьев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Смерть Оскара Фельцмана

Не дожив до 92-х лет несколько дней, Фельцман умер. Его похоронили в Москве.

Мемория. Оскар Фельцман

18 февраля 1921 года родился композитор Оскар Фельцман

Личное дело

Оскар Борисович Фельцман (1921–2013) родился в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Фельцмана и Цили Фельцман. В пятилетнем возрасте отец отвел его в знаменитую музыкальную школу Петра Столярского, где он начал заниматься скрипкой, но впоследствии перешел в класс фортепиано. «Через две недели занятий на скрипке я заявил: «Не хочу стоять – устал!» Столярский мгновенно отреагировал: «Садись за рояль». С тех пор играю сидя», — рассказывал Фельцман.

В 1939 году Фельцман окончил школу имени П.С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Виссариона Шебалина, который от имени консерватории направил Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку ученика.

Во время войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. В Новосибирске он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра. Здесь же в 1941-м он встретил студентку дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгению Петровну Кайдановскую, на которой женился. В Москву он вернулся с женой в 1945 году.

Фельцман зарекомендовал себя как композитор крупных форм – сразу после войны на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии «Дочь фельдмаршала» (1946), «Чужая ночь» (1946), ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок», через год появилась «Если сердце молодо» (1949). В 1952 г. состоялись ещё две премьеры: в Театре оперетты ‑ «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича‑Данченко ‑ «Шумит Средиземное море».Тогда же был написан концерт для скрипки с оркестром. Параллельно Фельцман начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей в театре Натальи Сац.

В том же 52-м была написана и первая песня – «Теплоход». В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов. Настоящим же хитом стали «Ландыши», которые первой исполнила Гелена Великанова – и это несмотря на то, что в прессе песня была названа мещанской и идеологически несостоятельной.

В 1973 году Оскар Фельцман написал музыку к опереттам «Тетка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» – все они с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

Помимо эстрадных вещей, перу Фельцмана принадлежат и несколько камерных сочинений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».

Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности 3 февраля 2013 года. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Один из самых плодовитых песенных композиторов Советского Союза – всего Фельцманом написано порядка полутора тысяч песен. Самые известные из них – «Теплоход», «Ландыши», «Черное море мое…», «Белый свет» («На тебе сошелся клином белый свет…»), «Огромное небо».

Практически никто из звезд советской эстрады «не избежал» исполнения песен Фельцмана. В числе исполнителей – Леонид Утесов, Марк Бернес, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Любимой же своей исполнительницей Фельцман называл Эдиту Пьеху.

Фельцман сотрудничал со многими поэтами. В их числе Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич. А стихи для одной из самых известных песен «Четырнадцать минут до старта» (про пыльные тропинки далеких планет) написал Владимир Войнович.

Композитору присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской республики и РСФСР, народного артиста Дагестанской АССР и РСФСР

О чем надо знать

Удивительна история создания популярной песни семидесятых годов «Помнят люди». Стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Евгением Долматовским на основе достоверного факта. В оккупированной Белоруссии фашисты поймали советского разведчика, который был по национальности грузином, и повели на расстрел, не поверив, что он местный житель. К ним бросилась деревенская девушка с криком: «Отпустите моего младшего брата!». Так она спасла незнакомого человека.

Фельцман написал на слова мелодию и отдал песню выдающейся и неповторимой Людмиле Зыкиной, которая проникновенно исполнила эту балладу на «Песне-77». Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:

«Ничего о них мне больше не известно,

Но о брате и сестре сложили песню.

Может, в Грузии ту песню он услышит

И письмо ей в Белоруссию напишет».

И, как ни удивительно, этот разведчик нашелся через год. «Он жил в Тбилиси и услышал песню в исполнении любимой певицы. А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной», — рассказывал Фельцман.

Прямая речь

О родине: «Одесса – особенный город у Черного моря. Он очень красивый, обладает своим неповторимым колоритом. Я бываю в разных странах и когда, отвечая на вопрос «где вы родились?», называю имя этого неповторимого города на Земле, – люди по особому улыбаются, показывая то, что место это широко известно и пользуется особой любовью и уважением».

О первой песне: «Когда закончилась война и я вернулся в Москву, то написал первую настоящую песню «Теплоход». Вы знаете слова: «Теплоход, теплоход уходит в море. «. Этой песне уже 50 лет. Тогда я дал ноты Леониду Утесову. И он сказал, что через две-три недели вся страна будет ее петь. Так оно и получилось».

О музыке: «Вообще музыка бывает двух сортов – хорошая и плохая. Хорошая мелодия должна быть простой и содержать сильный эмоциональный настрой. Песни должны настолько легко запоминаться, чтобы их можно было вспомнить в нужный момент. Ведь песни – как друзья.
Должен вам сказать, что к нашему времени, и это закономерно, я отношусь критически. Сейчас получила огромное развитие поп-индустрия, иначе говоря популярная музыка. Но я назвал бы это именно поп-индустрией, потому что она выпускает не всегда доброкачественную продукцию. Даже когда вы слушаете радио или смотрите центральное телевидение, вам никто не может гарантировать высокое качество. Когда я только приехал в Москву и начинал свою карьеру, к творчеству предъявлялись более высокие требования. Раньше были художественные советы. Я был заместителем председателя художественного совета на фирме «Мелодия», наверное, лет двадцать, и через наш совет проходили все новые произведения легкого жанра, все песни, инструментальная музыка и т.д. И мы предъявляли самые высокие требования к исполнительскому мастерству, творчеству. Теперь худсоветов в природе не существует, поэтому на радио вы можете услышать такие слова: «я беременна, но это временно». Понимаете? В мои молодые годы этого быть не могло. Но я чувствую, что постепенно возвращаются, в хорошем смысле слова, «старые времена», и есть надежда, что музыка будет более высокого качества».

8 фактов об Оскаре Фельцмане

  • Отец композитора — специалист по костному туберкулезу и лучший одесский ортопед – до того, как стать врачом, был профессиональным пианистом. Про него говорили: «Боря Фельцман – лучший врач среди пианистов и лучший пианист среди врачей».
  • По эскизам отца композитора был построен детский санаторий «Люстдорф» под Одессой на 350 коек для больных костно-суставным туберкулезом, который он сам и возглавил.
  • Игре на рояле Фельцман обучался у профессора Берты Рейнгбальд, у которой также занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты
  • Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана «Осень» была им написана в шесть лет.
  • Во время учебы в Московской консерватории, Фельцман как лучший студент композиторского факультета получал сталинскую стипендию, что тогда было очень престижно.
  • В 1992 году Олег Нестеров с группой «Мегаполис» записал кавер-версию песни «Ландыши» с новым текстом на немецком языке под названием «Karl-Marx-Stadt»
  • Фельцман награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и Орденом Дружбы.
  • Сын композитора Владимир Фельцман стал известным американским пианистом.
Читайте также  Владимир носик - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Материалы об Оскаре Фельцмане

Гражданской жене Фельцмана не достанется ничего!

Родня композитора выгоняет её из квартиры

Хиты Оскара ФЕЛЬЦМАНА — «Ландыши», «Ходит песенка по кругу», «На тебе сошелся клином белый свет», «Ничего не вижу», «Черное море мое» стали любимыми у нескольких поколений. Проститься с маэстро пришли родные, близкие и коллеги. Прилетел из США и единственный сын — пианист и дирижер Владимир ФЕЛЬЦМАН. Оскар Борисович был женат один раз, но после смерти супруги Евгении КАЙДАНОВСКОЙ у него появилась любимая женщина — Нина КАРАНОВА. Именно ее благодарили друзья, считая, что она на несколько лет продлила жизнь патриарху отечественной музыки.

Как рассказали друзья композитора, Оскар Фельцман любил сына Владимира больше всего на свете. Поэтому, когда Владимир в 1979 году решил эмигрировать, отец очень переживал. Первый секретарь Союза композиторов Тихон Хренников вызвал Фельцмана на ковер и в строгой форме спросил: «Знаешь, что мы тебя собираемся выдвигать на звание народного артиста? Если твой сын подаст документы на выезд и ты напишешь, что не возражаешь, забудь об этом звании!»

Фельцман бумагу не подписал, Владимир все-таки эмигрировал в США, но лишь через восемь лет. А Оскар Борисович стал народным артистом, правда, не СССР, а России. Прилетевший на похороны пианист и дирижер Владимир Фельцман сразу предупредил, что говорить о политике он не хочет.

Оскар ФЕЛЬЦМАН до последних дней сочинял песни о любви

— С отцом я поддерживал связь до последних дней. Он прожил долгую жизнь и много сделал. А мои первые воспоминания о нем связаны с музыкой, — рассказывает Владимир Оскарович. — Когда я родился, папа уже был очень известным. Поэтому до музыки Баха или Шопена я слушал произведения отца. Моя любимая мелодия — «Черное море мое». Папа мне играл практически все до тех пор, пока в 19-летнем возрасте я не съехал из родительского дома. Тогда я выиграл конкурс в Париже и купил себе небольшую квартиру. Хотя я уехал в Америку, мы виделись регулярно. Отец был у нас в гостях, когда мама еще была жива. А с 1992 года я стал каждый год ездить на гастроли в Россию. Я посылал ему свои записи, и его мнение всегда было важным для меня.

Последние годы Оскар Фельцман не ходил и с трудом говорил.

Иосиф КОБЗОН одним из первых бросил горсть земли в могилу друга

— Папа жил хорошо: ни в чем себе не отказывал, — говорит Владимир. — Последний разговор наш с ним по телефону состоялся в пятницу, он был коротким. Ему трудно давалась речь. Папа сказал: «Люблю тебя, спасибо!» А в субботу в обед он скончался.

Похоронили Оскара Фельцмана на Новодевичьем кладбище. Правда, власти не сразу нашли место для композитора, но в дело мешался мэтр эстрады — Иосиф Кобзон .

— Я очень рад, что отца похоронили на Новодевичьем кладбище, — признается сын. — За это я благодарен Кобзону, другу отца. Меня удивляет и огорчает, что для человека такого уровня, как Фельцман, пришлось выбивать место через мэра Москвы Собянина . Зная папин характер, можно утверждать: если бы он мог видеть свои похороны, то остался доволен. Похоронили на главной аллее, много цветов, пришли друзья. Он жил по соседству с музыкантом Мстиславом Ростроповичем на улице Огарева, а теперь они соседи и по могилам.

У гроба композитора Нина КАРАНОВА и художник Александр ШИЛОВ

Дачу продал Аллегровой

После смерти жены в 2000 году Оскар Фельцман познакомился с медсестрой Ниной Карановой . Как говорят друзья, благодаря ей маэстро до последнего времени сохранял работоспособность. Оскар Борисович называл ее любимой женщиной.

— Он был большим человеком. Я его очень любила… и потеряла. Жизни больше нет, — тихо произнесла на похоронах Нина Васильевна. — Мы познакомились 14 лет назад. Мы были соседями по лестничной площадке, я дружила с женой Оскара — Евгенией Кайдановской . Когда она умирала, то попросила меня приглядеть за ним. С того времени мы вместе. Не расписались потому, что ни для него, ни для меня это не имело значения. Сейчас я уйду из его квартиры, потому что здесь будет жить внук Оскара — Даниил. Все унаследуют родные, официально я — никто.

Лев Лещенко , для которого композитор сочинял в период расцвета его творчества, поделился воспоминаниями:

— Первая песня, которую я исполнил в самом начале своей карьеры, — «Улица Мари-Роз». А последняя, которую мы записали в 2009 году, — «Столик на двоих». Видите, какой огромный временной отрезок? Целая эпоха, которую мы с ним вместе прошагали. Я много его песен пел, но самая важная для меня — «Баллада о знамени», замечательная патетическая оратория о войне и патриотизме. Фельцман — человек штучный. Никогда не гнался за количеством песен, не думал о деньгах, жил достаточно скромно.

На похороны из США прилетел его сын — пианист и дирижёр Владимир ФЕЛЬЦМАН (слева)

Ирина Аллегрова в середине 80-х начинала карьеру в музыкальном ансамбле «Огни Москвы», художественным руководителем которого был Фельцман. На прощание в Дом композиторов певица не смогла прийти, но по телефону сказала несколько теплых слов:

— С его легкой руки началась моя творческая карьера. Помню, когда он впервые послушал в моем исполнении несколько своих песен, с таким характерным прищуром сказал: «Пойдет!» И это его «Пойдет!» для меня стало чем-то похожим на знаменитое гагаринское «Поехали!». Он был добрый, теплый человек. Я сейчас живу в доме, который раньше принадлежал ему, где он жил и творил много лет. Когда-то давно я купила принадлежавшую ему дачу в подмосковном поселке Ватутинки. Намоленное, надо сказать, место. Его сын к тому времени уже жил в Америке, и Оскару Борисовичу в силу возраста стало тяжело туда ездить. Он хотел продать дачу близким ему людям…

Певец Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ во время гражданской панихиды крестился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: