Нина симон — биография знаменитости, личная жизнь, дети

ГероиниНина Симон: Икона джаза
и история ее обреченной
борьбы с собой и миром

Рассказываем о легендарной певице и музыканте с трагической судьбой

  • алиса таёжная , 24 марта 2015
  • 85453
  • 16

На мировых фестивалях начали показывать документальный фильм «What Happened, Miss Simone?» Лиз Гарбус о легендарной Нине Симон. Зимой этого года он открыл кинофестиваль в Санденсе, затем его представили на Берлинском фестивале в программе Panorama, 26 июня обещают выложить на Netflix, а в России, надеемся, его покажет Beat Film Festival. Фильм рассказывает о звезде блюза, соула и джаза с момента ее первых уроков фортепиано в Северной Каролине в три года до смерти во сне в 2003 году. 40 альбомов за шестнадцать лет, а потом почти двадцать лет забвения, потерянные права на собственные песни и дочь, которую Симон вычеркнула из своего завещания — 100 минут хроники и редких интервью рассказывают, что же собственно происходило вокруг и внутри этой грандиозной женщины всю жизнь.

Текст: Алиса Таёжная

«Я так устала, но вы не понимаете, о чём я», — скажет женщина с ярко подведенными глазами на концерте во время знаменитого фестиваля в Монтрё. 1976 год, ее выводят на сцену под руку, зал рукоплещет. На ней черное платье и простая короткая прическа, ее глаза слезятся, губы дрожат, а взгляд растерян — так смотрят по сторонам раздавленные люди, когда ищут, за что им зацепиться. Она как будто ждет, что зал подскажет ей, какую ноту брать дальше. Кажется, еще минута, силы ее кончатся — и она просто рухнет на рояль. Нина Симон начинает петь песню «Stars», запинается, а потом видит кого-то уходящего и три раза кричит в микрофон: «Сидеть!» — отчего в зале раздается громкий смех неловкости, растерянности и стыда: то ли за человека, который решил встать и уйти в самый неподходящий момент, то ли за суперзвезду, которая наорала на зрителя, как орут в очереди или на вокзале.

Другой концерт датирован 1969 годом и начинается с песни «Four Women» о четырех афроамериканках, их незавидной судьбе, усталости и глубоко скрытом гневе — песню лучше всего могли понять именно в этом месте и в это время: в Гарлеме через год после убийства Мартина Лютера Кинга. Через полчаса взвинченная Нина Симон размахивает листком стихов Дэвида Нельсона: «Вы готовы убивать, если потребуется? Вы готовы разрушать белые вещи и сжигать здания, если потребуется? Вы готовы строить черные вещи?» — толпа радостно соглашается. Через несколько лет Нина Симон, дававшая концерты едва ли не каждый день, не будет выступать вообще, а концерты в Гарлеме и Монтрё останутся как безусловные свидетельства крайностей, в которых легенда джаза и соула прожила свою жизнь — щемящего отчаяния и экстатической агрессии. И ни один концерт, которых Нина Симон дала несколько тысяч за свою жизнь, не похож на другой, но в каждом было слишком много печали и часто ярости.

Железнодорожные пути отделяли ее квартал от благополучного мира белых людей

«Что случилось, мисс Симон?» — никто не осмеливался спросить публично у самой певицы, когда она исчезала и внезапно появлялась на публике, теряла голос, деньги и права на собственные песни. В автобиографии «Я проклинаю тебя», которая вышла в 1992 году, Нина Симон много и подробно говорит о кратких влюбленностях, влиятельных друзьях и спонтанных решениях, о политических активистах 60-х и битве за свободу для всех, в которую она включилась без страха и сомнения. Но о биполярном расстройстве — диагнозе, с которым Симон прожила большую часть жизни, не зная о нем и не леча его долгие годы — не было известно до 2004 года. Тогда близкие и коллеги певицы стали осторожно рассказывать в интервью о том, что скрывалось за сверкающим образом на сцене, колоссальным талантом, звучным голосом и борьбой за слабых. В фильме Лиз Гарбус становится понятно, почему ее голос звучал «то как гравий, то как кофе со сливками». «Она сражалась с демонами вокруг себя и внутри себя» — так можно сказать о многих талантливых людях, но в случае с Симон демоны вокруг и внутри более чем очевидны и предстают во всём своем уродстве.

Первый демон Нины Симон — это расизм. Бытовой и ставший частью американской культуры, который не раздавил только очень стойких. Тот самый, с отдельными рукомойниками для людей с другим цветом кожи, с объявлениями «Черным, евреям и собакам вход воспрещен», раздельным обучением и автобусами для белых, куда нога афроамериканца не могла ступить под угрозой уголовной ответственности. Урожденная Юнис Уэймон была сердцем большой семьи и целого комьюнити, когда начала играть госпелы в церкви и аккомпанировать матери во время богослужений. Она вспоминает, как железнодорожные пути отделяли ее квартал кое-как перебивавшихся работяг от благополучного мира белых людей, куда Юнис отправляли учиться игре на фортепиано, и как белые руки наставницы были так не похожи на ее собственные. Как она чувствовала себя чужой и непринятой среди белых детей, которые занимались с ней вместе. И как родителей Юнис во время концерта пересадили с первого зрительского ряда назад, когда в проходе нарисовалась белая пара. Юнис поднялась с места и в свои одиннадцать лет сказала, что не будет играть песню до конца, пока родителей не вернут на занятые ими места — именно этот эпизод Нина Симон будет вспоминать как начало своей личной борьбы за гражданские права.

В автобиографии Симон то и дело встречаются печальные и злые комментарии о себе: за слишком темную кожу, пухлые губы и широкий нос — которые чередуются с утверждениями о праве на собственную нестандартную красоту. Стереотипы от враждебной среды пробуждали гнев, но укоренились в самооценке, и Нина Симон не хотела и не могла забыть грубости, с которыми сталкивалась Юнис Уэймон из той, другой, жизни в Северной Каролине и похожие на нее девочки, непоступление в престижный музыкальный колледж и привычку выпрямлять волосы по моде, чтобы выглядеть прилично.

Разобраться с расизмом Нина Симон нашла в себе силы у всех на глазах — в 1964 году она сочиняет «Mississippi Goddam» после политического убийства активиста Медгара Эверса и взрыва в алабамской церкви, где погибло четверо детей афроамериканского происхождения. «Песня для шоу, которого еще не существует» была сыграна перед благополучной публикой Карнеги-холла, а потом и перед сорокатысячным шествием за равные права в городе Сельма — Нине Симон хватило храбрости сказать то, что писали на плакатах или кричали на улицах в основном афроамериканские мужчины: «Не надо жить со мной рядом, просто дайте мне мое равноправие!»

Нина Симон проводит 60-е с лучшими умами афроамериканского сообщества: Малкольм Икс становится крестным отцом ее дочери, а в гостиной проводят вечера драматург Лоррейн Хэнсберри и писатель Джеймс Болдуин. Даже с женщинами Нина Симон не говорит обо всякой чепухе: «Мы никогда не обсуждали мужчин или одежду, только Маркса, Ленина и революцию — настоящий девичий разговор». В «Brown Baby» Нина Симон перепридумывает колыбельную: спи, моя радость, усни, ты будешь жить в лучшем мире, где нет этой боли и зла, и пойдешь по дороге свободы. А в «22nd Сentury» дает обещания пронзительнее и невероятнее, чем в «Imagine», — про свободную перемену пола мужчин и женщин и освобождение животных от власти людей.

Нина Симон биография. Певица, пианистка, композитор, аранжировщица

Легендарная исполнительница Нина Симон пела смесь джаза, блюза и народной музыки в 1950-х и 60-х годах. Будучи убежденным борцом за гражданские права, она была известна такими мелодиями, как «Mississippi Goddam», «Young, Gifted and Black» и «Four Women».

Кто такая Нина Симон?

Нина Симон изучала классическое фортепиано в Джульярдской школе в Нью-Йорке, но рано ушла, когда у нее закончились деньги. Выступая в ночных клубах, она обратила свой интерес к джазу, блюзу и народной музыке и выпустила свой первый альбом в 1957 году, войдя в Топ-20 хитов с треком «I Loves You Porgy». В 1960-х годах Симон образцово расширила свой репертуар, став ведущим голосом движения за гражданские права. Позже она жила за границей и испытывала серьезные проблемы с психическим здоровьем и финансовыми проблемами, хотя в 1980-х годах ее карьера возобновилась. Симон умерла во Франции 21 апреля 2003 года.

Ранняя жизнь

Юнис Кэтлин Уэймон (Нина Симон) родилась 21 февраля 1933 года в Трайоне, штат Северная Каролина. Нина Симон увлеклась музыкой в раннем возрасте, научившись играть на фортепиано в возрасте 3 лет и петь в церковном хоре. Музыкальное образование Симон на протяжении многих лет подчеркивало классический репертуар в духе Бетховена и Брамса, а позже Симон выразила желание быть признанной первой крупной афроамериканской концертной пианисткой. Ее учитель музыки помог создать специальный фонд для оплаты образования Симон, и после окончания средней школы тот же фонд был использован для отправки пианистки в знаменитую музыкальную школу Джульярда в Нью-Йорке для обучения.

Симон преподавала фортепиано и работала аккомпаниатором у других исполнителей в Джульярде, но в конце концов ей пришлось бросить школу, когда у нее закончились средства. Переехав в Филадельфию, Симон жила там со своей семьей, чтобы сэкономить деньги и пойти на более доступную музыкальную программу. Однако ее карьера приняла неожиданный поворот, когда она была отклонена из Института музыки Кертиса в Филадельфии; позже она утверждала, что школа отказала ей в приеме, потому что она была афроамериканкой.

Читайте также  Алексей кортнев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отвернувшись от классической музыки, она начала играть американские стандарты, джаз и блюз в клубах Атлантик-Сити в 1950-х годах. Вскоре она начала подпевать своей музыке по просьбе владельца бара. Она взяла сценическое имя Нина Симона—»Нина», производное от испанского слова «нинья», произошло от прозвища, которое использовал ее тогдашний бойфренд, в то время как «Симон» была вдохновлена французской актрисой Симон Синьоре. В конце концов исполнительница завоевала таких поклонников, как писатели Лэнгстон Хьюз, Лоррейн Хэнсберри и Джеймс Болдуин.

Инновационное слияние стилей

Симон начала записывать свою музыку в конце 1950-х годов под лейблом Bethlehem, выпустив свой первый полный альбом в 1957 году, в котором фигурировали «Plain Gold Ring» и заглавный трек «Little Girl Blue». Он также включал ее единственный топ-20 поп-хитов с ее версией «I Loves You Porgy» из мюзикла Джорджа и Айры Гершвинов «Porgy and Bess».

Под разными лейблами Симон выпустила множество альбомов конца 50-х, 60-х и начала 70-х, включая такие записи, как The Amazing Nina Simone (1959), Nina Simone Sings Ellington! (1962), «Wild Is the Wind» (1966) и «Silk and Soul» (1967). Она также сделала кавер-версии популярной музыки, в конце концов, поставив свой собственный спин на такие песни, как «The Times They Are A-Changin’» Боба Дилана и «The Beatles» «Here Comes the Sun». И она показала свою чувственную сторону с такими треками, как «Take Care of Business» в 1965 году, «I Put a Spell on You» и «I Want a Little Sugar in My Bowl» в 1967 году, когда Нина Симон поет блюз.

Во многих отношениях музыка Симон бросала вызов стандартным определениям. Ее классическая подготовка проявлялась, независимо от того, в каком жанре песни она играла, и она черпала из множества источников, включая евангелие, поп-музыку и фолк. Ее часто называли «Верховной Жрицей Души», но она ненавидела это прозвище. Ей тоже не нравился ярлык «джазовая певица». «Если бы меня нужно было как-то называть, это должен был быть фолк-певец, потому что в моей игре было больше фолка и блюза, чем джаза» — писала она позже в своей автобиографии.

«Mississippi Goddam» и «Four Women»

К середине 1960-х годов Симон стала известна как голос Движения за гражданские права. Она написала «Mississippi Goddam» в ответ на убийство Медгара Эверса в 1963 году и взрыв в Бирмингемской церкви, в результате которого погибли четыре молодые афроамериканские девушки. Она также написала «Four Women», повествующие о сложной истории квартета афроамериканских женских фигур, и «Молодые, одаренные и черные», позаимствовав название пьесы Хансберри, которая стала популярным гимном. После убийства преподобного Мартина Лютера Кинга-младшего. в 1968 году басист Симон, Грег Тейлор написал песню «Why (The King of Love Is Dead)», которая была исполнена певицей и ее группой на музыкальном фестивале в Уэстбери.
В 60-е годы у Симоны также были известные хиты в Англии с «I Put a Spell on You», «Ain’t Got No-I Got Life/Do What You Got To Do» и «To Love Somebody», причем последний был написан Барри и Робином Гиббом и первоначально исполнялся их группой the Bee Gees.

Борьба и возрождение карьеры

Когда 1960-е годы подошли к концу, Симон устала от американской музыкальной сцены и глубоко разделенной расовой политики страны. Будучи соседями Малкольма Икс и Бетти Шабазз в Маунт-Верноне, штат Нью-Йорк, она позже жила в нескольких разных странах, включая Либерию, Швейцарию, Англию и Барбадос, прежде чем в конечном итоге обосновалась на юге Франции. В течение многих лет Симон также боролась с серьезными проблемами психического здоровья и своими финансами, а также конфликтовала с менеджерами, лейблами звукозаписи и Службой внутренних доходов.

Симон, которая сделала перерыв в записи в середине 70-х, вернулась в 1978 году с альбомом Baltimore, с заглавным треком кавер-версии мелодии Рэнди Ньюмана. Критики оказали альбому теплый прием, но с коммерческой точки зрения он не преуспел. Симон пережила ренессанс карьеры в 1980-х годах, когда ее песня «My Baby Just Cares For Me» была использована в рекламе духов Chanel № 5 в Соединенном Королевстве. Таким образом, песня вошла в Топ-10 хитов Великобритании в 1985 году. Она также написала свою автобиографию «I Put a Spell on You», которая была опубликована в 1991 году. Ее следующая запись, «A Single Woman», вышла в 1993 году.

Периодически гастролируя, Симон поддерживала сильную фан-базу, которая заполняла концертные залы всякий раз, когда она выступала. В 1998 году она появилась в районе трех штатов Нью-Йорка, ее первая поездка туда за пять лет, в частности, играла в Центре исполнительских искусств Нью-Джерси в Ньюарке. Критик «Нью-Йорк Таймс» Джон Парелес дал обзор концерта, отметив, что «в ее голосе все еще есть сила» и что шоу показало «любимый звук, знаменитую личность и репертуар, который увеличивает их обоих». В том же году Симон присутствовала на праздновании 80-летия южноафриканского лидера Нельсона Манделы.

Смерть и наследие

В 1999 году Симон выступила на фестивале Guinness Blues Festival в Дублине, Ирландия. На сцене к ней присоединилась ее дочь Лиза Симон Келли, которая исполнила несколько песен. Лиза, от второго брака Симон с менеджером Эндрю Страудом, пошла по стопам своей матери. Среди множества исполнительских достижений она появилась на Бродвее в «Аиде», используя сценическое имя «Симона».

В последние годы жизни Нина Симон боролась с раком молочной железы. Она умерла в возрасте 70 лет 21 апреля 2003 года в своем доме в Карри-ле-Руэ, Франция.

В то время как она, возможно, ушла, Симон оставила неизгладимое впечатление в мире музыки, искусства и активности. Она пела, чтобы поделиться своей правдой, и ее работа до сих пор резонирует с большими эмоциями и силой. Симон вдохновила множество исполнителей, в том числе Арету Франклин, Лауру Найро, Джони Митчелл, Лорин Хилл и Мешелла Ндегеочелло. Ее глубокий, характерный голос по-прежнему остается популярным выбором для телевизионных и кино саундтреков.

В 2015 году были выпущены два документальных фильма о жизни музыканта: «The Amazing Nina Simone» режиссера Джеффа Л. Либермана и «What Happened, Miss Simone?» от Netflix. Последний проект был направлен Лиз Гарбус и предлагал комментарии от дочери Лизы и бывшего мужа Страуда, среди прочих. В дополнение к великолепному музыкальному мастерству, проект подробно описал тревожные аспекты жизни Симон, включая жестокое обращение, которому она подверглась от своего бывшего мужа, и, в свою очередь, жестокое обращение, которому подверглась дочь Лиза от своей матери. «What Happened, Miss Simone?» позже получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм. В ходе противоречивого кастинга Симон также была изображена актрисой Зои Салданой в биографическом фильме 2016 года «Нина».

В 2016 году, когда на рынке появился дом детства Симон в Трайоне, четыре афроамериканских художника объединились, чтобы купить это сооружение, опасаясь, что оно будет снесено. Два года спустя Национальный фонд сохранения исторических памятников объявил дом «национальным достоянием», тем самым защитив его от сноса, и, как сообщается, организация намерена найти способы восстановить его для использования будущими художниками.

Нина Симон – биография, фото, личная жизнь, песни, смерть

Нина Симон: биография

Неоднозначная, яркая, импульсивная, Нина Симон – настоящая звезда. Биография певицы насыщена протестом, трагизмом и легкой печальной напевностью джазовых и соул-композиций, которые живут на сцене даже после смерти создательницы.

Детство и юность

Нина Симон – сценический псевдоним Юнис Кэтлин Уэймон. Девочка родилась в бедной многодетной семье в Северной Каролине 21 февраля 1933 года. Малышка стала шестым ребенком, а всего в доме было восемь детей. Несмотря на бедный быт, в доме был старенький потертый рояль, на котором Юнис научилась играть уже в три года. Как это часто случалось в бедных кварталах, начало выступлений положено в местном церковном хоре.

Нина Симон в детстве

С ранних лет девочка мечтала о карьере пианистки. В шесть лет будущая Нина Симон приступает к урокам игры на фортепьяно. Усердие и трудолюбие принесли плоды уже через четыре года. Юнис удостоилась чести дать сольный концерт. Но в день первого триумфа ребенку пришлось столкнуться и с откровенной демонстрацией расизма.

Родителям пианистки не позволили занять места в первом ряду, потому что те обязаны были уступить белой паре. Оскорбленная таким отношением девочка отказалась продолжать выступление до тех пор, пока родителям не вернули места. Пожалуй, это стало первым шагом в борьбе за равноправие чернокожих граждан, сделанным Ниной Симон.

Нина Симон в молодости

Талантливой пианистке удалось получить образование в престижном музыкальном колледже «Джульярдская школа». В то время для темнокожей девушки образование такого уровня считалось труднодостижимым. Для оплаты образования Юнис приходилось подрабатывать аккомпаниатором одного из преподавателей вокала.

В 1953 году, успешно пройдя прослушивание, девушка начинает работать пианисткой в ночных клубах Атлантик-Сити. В этот период она придумывает псевдоним Нина Симон в честь любимой актрисы Симоны Синьоре. Карьера профессиональной пианистки у Нины так и не сложилась. Публика, услышав ее голос, хотела видеть Нину певицей. Хотя во время выступлений и концертов королева соула часто аккомпанировала себе на рояле.

Музыка

Нина Симон остается, наверняка, одной из самых плодовитых звезд. За время карьеры певица выпустила 170 альбомов, включающих студийные и концертные записи, на которых исполнила более 320 песен.

Певица Нина Симон

Первой песней, полюбившейся благодарным слушателям, стала композиция «I Loves You, Porgy!» — ария из оперы Джорджа Гершвина, перепетая Ниной на новый лад. В 1957 году выходит дебютный альбом «Little Girl Blue», сразу же снискавший популярность. На пластинке собраны эмоциональные и трогательные джазовые композиции, исполнением которых Симон блистала и впоследствии.

Читайте также  Владимир тарасенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В начале 60-х годов певица начинает сотрудничество с компанией Colpix. В этот период появляются композиции, которые близки звезде джаза. 1965 год отмечен выходом, пожалуй, самого популярного альбома за всю карьеру певицы – «I Put a Spell on You». Сборник содержал одноименную, ставшую легендарной песню, а также бесспорный хит «Feeling Good».

Отдельно стоит отметить версию афроамериканской духовной песни «Sinnerman», записанную Ниной на альбоме «Pastel Blues». Барак Обама признался, что композиция входит в список десяти его любимых музыкальных произведений.

Самобытное, нестандартное творение продолжительностью в 10 минут продолжает быть популярным, используется в современных фильмах и сериалах («Афера Томаса Крауна», «Полиция Майами: Отдел нравов», «Сотовый», «Люцифер», «Шерлок» и некоторые другие). После выхода в 1966 году альбома «Wild is the Wind», на котором собраны песни поп-соул жанра, Нину прозвали жрицей соула.

Очень тесно с творчеством связана общественная и гражданская позиция Нины Симон, а именно извечная борьба за равноправие темнокожего народа. Часто в текстах песен встречаются обращения к этим проблемам. Так, явной политической песней стала «Mississippi Goddam», написанная после убийства активиста и борца за равноправие Медгара Эверса, а также после взрыва в школе, послужившим причиной смерти четверых темнокожих детей. Текст песни открыто призывает встать на борьбу с расизмом и ущемлением прав афроамериканского народа.

«Мне не нужно вашего соседства, просто дайте мне немного равенства» — негодует Нина в заключительных строках.

Звезда соула лично знакома с Мартином Лютером Кингом и даже получила прозвище «Мартин Лютер в юбке». Так или иначе, в повседневной жизни и на сцене певица не боялась поднимать социальные проблемы расизма.

Нина Симон на сцене

В конце концов, эксцентричная жрица соула заявила о невозможности находиться в Соединенных Штатах и уехала на Барбадос, откуда перебралась во Францию, где и жила до конца жизни. С 1970 по 1978 годы выходят еще семь студийных альбомов Нины.

В 1993 году появляется последний студийный альбом великой звезды – «A Single Woman». После него студийных работ Нина не записывала, хотя продолжала давать редкие концерты до конца девяностых. Став признанными шедеврами, песни Нины Симон остаются актуальными и для современного слушателя, получив новую жизнь в кавер-версиях.

Личная жизнь

Первое замужество Нины приходится на 1958 год. Брак с барменом Доном Россом просуществовал не дольше года. Сведений о первом муже певицы в достоверных источниках не много, сама звезда тоже старалась не упоминать об этом этапе в жизни.

Нина Симон и ее первый муж Дон Росс

А вот второй муж, бывший Гарлемский детектив Эндрю Страуд, с которым певица связала судьбу в 1961 году, сыграл огромную роль как в личной жизни, так и в карьере звезды. Будучи яркой, предприимчивой личностью, Эндрю ушел с должности детектива и стал менеджером супруги. Он полностью контролировал творчество жены, на нем были завязаны контракты королевы джаза.

В своей автобиографии «Я проклинаю тебя» Нина признается, что муж был достаточно деспотичен, требовал от нее постоянной и изматывающей работы. Не обошлось без пощечин и стимуляторов. Сама Нина в той же биографии высказывается, что, возможно, без таких методов она не стала бы звездой, но в оправданности средств певица не уверенна. В Сети опубликовано множество архивных фото супругов, в том числе связанных с общей работой.

Нина Симон и ее второй муж Эндрю Страуд

В 1962 году у супружеской пары появляется дочь Лиз, которая, повзрослев, решила пойти по стопам звездной матери. Сейчас артистка выступает на Бродвее, правда, известности, равной материнской, пока не достигла.

Отъезд на Барбадос в 1970 году в том числе вызван и разводом Симон со Страудом. Певица пыталась вести дела самостоятельно, но менеджерская хватка не была коньком королевы джаза. С управлением и денежными вопросами звезда катастрофически не справлялась. Других мужей в жизни женщины не было.

В 2015 году на экраны вышла документальная картина Лиз Гарбуз «Что случилось, мисс Симон», в которой режиссер с откровенностью показала иную сторону великой певицы, всегда скрытую от общественности. Интервью родственников, близких и дочери звезды, архивные записи – все свидетельствует о сложной, противоречивой, взрывной натуре певицы, от которой она сама страдала в первую очередь.

Смерть

С девяностых годов состояние Нины Симон ухудшается. Здоровье подводит певицу, не позволяя вести концертную и творческую жизнь. Как следует из того же документального фильма и подтверждается родственниками и психиатром Нины, ей диагностирован маниакально-депрессивный синдром. Позже у певицы был обнаружен рак молочной железы.

Памятник Нине Симон

В 2001 году на сцену в Карнеги Холл звезда не смогла подняться без посторонней помощи. После этого еще полтора года Нина тяжело болела. От прогрессирующей онкологии звезда ушла из жизни в 2003 году. Умерла жрица соула во сне, в своем доме на юге Франции.

«Жрица соула» – Нина Симон

Нина Симон не только превосходно пела джаз, но и имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих, за что ее прозвали «Мартином Лютером в юбке»

Темнокожая певица Нина Симон пробовала себя в различных музыкальных направлениях: джаз, поп, блюз, рок, соул и классический вокал. Женщина обладала сложным нравом и переменчивым настроением, поэтому общение с ней не всегда было гладким.

Нина выступала композитором, пианисткой и аранжировщиком – все это ей успешно удавалось. Фанаты Нины называли ее «жрицей соула», в таком статусе она и запомнилась публике.

Детство и юношество

Нина Симон – псевдоним певицы, который она придумала, сопоставив свое прозвище с именем популярной на тот момент кинодивы Симоны Синьоре.

Настоящее имя женщины – Юнис Кетлин Ваймон. Родилась будущая Нина Симон 21 февраля 1933 года в семье священника в штате Северная Каролина. Семья жила очень бедно, но в доме был старенький рояль, на котором малышка с трехлетнего возраста давала свои мини-концерты.

Нина Симон в детские годы

Выступая на своем дебютном концерте, юная Ваймон столкнулась с проявлениями расизма. Ее родителей не допустили в первые ряды, посадив туда белых людей. Это очень затронуло маленькую певицу, существенно повлияв на формирование гражданской позиции афроамериканки.

Достать деньги на образование было нелегко, но будущая джазовая певица не сдавалась, подрабатывая аккомпаниатором у одного из педагогов по вокалу.

Первые творческие начинания

Свое творчество публике Нина Симон продемонстрировала в юном возрасте, выступая с классическими песнями и музыкальными композициями в локальных церквях.

В 1954 году ее заметил собственник сети ресторанов в Атлантик-Сити, который предложил юной леди поработать в своем заведении. Девушка согласилась.

Карьеры Нины Симон как пианистки не удалась

Карьера пианистки так и не сложилась. Публика, услышав божественный и проникновенный голос девушки, требовала только песен.

Успехи певицы

Первым успехом для начинающей певицы Нины Симон была композиция I Loves You, Porgy! – ария из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Эта песня в исполнении темнокожей красотки полюбилась слушателям.

Нину Симон поклонники называли «жрицей соула»

Позже Нина выпускает первый свой альбом Little Girl Blue. Потрясающий блюз от самобытной певицы открывает ей дорогу в шоу-бизнес.

Подписав контракт с известным американским лейблом Colpix Records, Симон записывает множество песен, хотя самой исполнительнице они не по душе.

Лишь только сменив лейбл в 1964 году обладательница потрясающего голоса чувствует, что она в своей тарелке. Выходят такие хиты, как Feeling Good и легендарная композиция I Put a Spell On You, признанная эталоном женственности и чувственности.

Личная жизнь

Первое замужество певицы состоялось в 1958 году. Брак не просуществовал больше года. В 1961 году звезда выходит замуж за детектива Эндрю Страуда. У пары родилась дочь.

Симон с мужем Эндрю Страудом и дочерью

В 1970 году на пике своей карьеры после развода с супругом Нина Симон переезжает на остров Барбадос, что весьма разозлило ее менеджеров. Немного обжившись, она заводит роман с премьер-министром острова Эрролом Барроу, но и тут совместная жизнь не сложилась. Женщина путешествует по миру и связывает свою дальнейшую жизнь с Францией.

Гражданская позиция

Кроме музыки, певица имела четкую гражданскую позицию. Она боролась с расовой дискриминацией против темнокожих. За это Нину прозвали «Мартином Лютером в юбке».

Социальная тематика всегда присутствовала в творчестве «жрицы соула»: неравноправие, дискриминация и унижения проходили красной канвой в ее песнях.

За борьбу против расовой дискриминации Нину прозвали «Мартином Лютером в юбке»

Культурное наследие

Лучшие пластинки Нины Симон приходятся на 1960-е годы, когда женщина подписала контракт с лейблом Philips.

Вершиной ее творчества признан винил High Priestess of Soul, в котором успешно сочетается музыка различных направлений. Задушевные баллады в стиле Билли Холидэй, поп-композиции и игра на рояле очаровывали и ранили сердца слушателей.

Пение было призванием несравненной Симон

За свою карьеру певица выпустила 170 студийных альбомов, которые насчитывали 320 музыкальных композиций.

В 2015 году на экраны вышел документальный фильм «Что случилось, мисс Симон?» о судьбе певицы в главной роли с Зои Салдана.

Умерла Нина Симон 21 апреля 2003 года во Франции в возрасте 70 лет, но ее творчество до сих пор живет в сердцах почитателей блюза, джаза и соула.

Российские педагоги по джазовому вокалу рассказали об авторских подходах к обучению петь.

Нина Симон: биография, личная жизнь, лучшие песни

Нина Симон — певица, чей голос по сей день является символом «черного» блюза, именованная поклонниками «Леди Блюз» и «Жрица соула». Однако известна она не только вокальными достижениями. Являясь талантливой пианисткой, композитором, она стала борцом за гражданские права чернокожих (еще одно прозвище Нины — «Мартин Лютер в юбке»). Биография Нины Симон, ее творчество, личная жизнь и интересные факты — далее в этой статье.

Читайте также  Группа «зоопарк» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ранние годы

Юнис Кэтлин Уэймон, более известная под псевдонимом Нина Симон, родилась 21 февраля 1933 года в небольшом городке штата Северная Каролина (США). Ее отец был священником, а мать – домохозяйкой. Помимо Юнис, в семье было пять старших детей и двое младших, к тому же все погодки, и даже на небольшую подработку миссис Уэймон устроиться не могла. Несмотря на то что семья жила крайне бедно, в доме имелось пианино — на нем отец семейства сочинял госпелы для проповедей.

Музыка интересовала Юнис чуть ли не с рождения, и уже в три года она сама попробовала свои силы на клавишах. Слух у девочки был уникальным. К шести годам она уже знала несколько фортепианных композиций. В это же время она начала петь в церковном хоре.

Здесь талант девочки заметил местный учитель музыки. Он предложил родителям Юнис давать ей уроки, но так как оплатить занятия они не могли, он решил, что после занятий девочка будет оставаться и аккомпанировать ему в занятиях с другими учениками. Это устраивало всех. Когда обучение было окончено, Юнис продолжала сотрудничество с учителем, заработав, таким образом, свои первые деньги. Ниже можно увидеть детское фото Нины Симон.

Начало творчества

Первое участие юного дарования в настоящем концерте состоялось усилиями все того же учителя музыки. Юнис было 12 лет, у нее был номер, включающий две песни с самостоятельным аккомпанементом на фортепиано. Концерт был детским, и первые места в зале были забронированы для родственников начинающих артистов. Но чернокожих родителей Юнис попросили освободить свои места для белых зрителей, не желавших сидеть в последних рядах.

Когда девочка вышла на сцену и не увидела родителей, она устроила скандал, отказываясь петь и играть, пока ее папа и мама не вернулись на места первого ряда. Так, на первом же выступлении будущая певица проявила свой твердый характер, ставший ее визитной карточкойв в дальнейшей карьере.

Благодаря своему таланту после окончания школы Юнис смогла поступить в «Джульярдскую школу» — престижное музыкальное учебное заведение Нью-Йорка. Днемзанимаясь учебой, а ночью выступая в ночных клубах, она впервые использовала псевдоним «Симон» — в честь Симоны Синьоре, которую очень любила. Немного позже добавилось имя «Нина». И вот, в 1953 году, на сцене клуба в Атлантик-сити впервые была объявлена Нина Симон.

К концу 50-х певица записала целых десять альбомов. Они включали в себя песни Дюка Эллингтона и других джазовых музыкантов, а также классические блюзовые баллады и композиции из бродвейских мюзиклов.

I Put a Spell On You

Но настоящая слава пришла к певице лишь в 1965 году. Альбом Нины Симон под названием I Put a Spell On You стал самым успешным в ее дискографии, и в одночасье сделал ее звездой мировой величины. Заглавным хитом, по которому и была названа пластинка, стала песня Скримина Джей Хокинса, казавшаяся современникам посредственной. Композиция заиграла новыми красками в исполнении певицы, превратившись в настоящий музыкальный бриллиант. По сей день она входит в репертуар разных артистов и считается одной из лучших песен Нины Симон. Видео с живым исполнением I Put a Spell On You представлено ниже.

Также в альбом вошел еще один великий хит певицы — песня Feeling Good из бродвейского мюзикла «Рев грима — запах толпы».

Активная гражданская позиция

В это же время, обретя всеобщее признание и широкую аудиторию слушателей, Нина Симон получила возможность говорить о том, что ее беспокоит. Она лично была знакома с Мартином Лютером Кингом и поддерживала борьбу за права чернокожих. Она выражала его идеи в своих песнях.

Одним из самых известных «социальных» произведений Симон является песня Mississippi Goddam, слова и музыку для которой она сочинила сама, под впечатлением от жестокого убийства четырех чернокожих детей и активиста Медгара Эверса.

В 1968 году певица записала свою версию острополитической песни Ain’t Got No из мюзикла «Волосы», культового для движения хиппи. Из-за этого, несмотря на возмущение поклонников, Нину Симон стали часто критиковать в прессе, называя ее «капризной, своенравной, ничего не понимающей в политике».

Творчество второй половины 60-х

Творчество Нины Симон после выхода альбома I Put a Spell On You интересно не только остросоциальной тематикой, но и расцветом поэтического и композиторского таланта. Помимо вышеупомянутой песни Mississippi Goddam, ее авторством отмечены великолепные композиции Blackbird (1965), Four Women (1966), Take Me to the Water (1967), I Want a Little Sugar in My Bowl (1967) и многие другие.

Также в этот период певицей были написаны многие не особо популярные песни. Но впоследствии их исполнили другие музыканты, и эти мелодии стали их визитной карточкой. Например, песня The House of the Rising Sun в ее исполнении очень понравилась участникам группы The Animals — они решили записать свою версию, и в их исполнении композиция является хитом по сей день.

70-е годы

В начале 1970 года, уставшая от нападок прессы и критики правительства, Нина Симон публично объявила, что разочарована бездушностью и продажностью шоу-бизнеса США. В этом же году она переехала на остров Барбадос, а в 1971-м перебралась во Францию, где и жила всю оставшуюся жизнь. Здесь, практически в абсолютном уединении, певица подготовила и записала материал для семи сольных альбомов. Пять из них были выпущены сразу же по созданию, в период с 1971 по 1978, а еще два увидели свет только в 1982 и 1985 году.

Последние годы творчества

В 1987 году Нина Симон выпустила еще два музыкальных альбома, однако они уже не имели такого успеха, как ее предыдущие работы. Наступил шестилетний период затишья — певица не только ничего не создавала, но и на публике появлялась крайне редко. Наконец, в 1993 году увидел свет очередной музыкальный альбом под названием A Single Woman. В него вошла одна авторская песня Симон, и ранее не исполняемые композиции Рода Маккуина, Мака Гордона и других.

В 2008 году была выпущена расширенная версия этого альбома, куда были добавлены записанные в это же время две авторские песни, и по одной композиции авторства Боба Дилана, Принса, Боба Марли, Джона Леннона и Пола Маккартни. Альбом A Single Woman стал последним в дискографии Нины Симон, но после него она вновь стала давать концерты и даже сняла табу на посещение Америки.

В 2001 году 68-летняя певица в последний раз поднялась на сцену Карнеги-холла в Нью-Йорке. Это был последний публичный выход в жизни певицы — она признавалась, что хотела бы еще выступить во Франции, но судьба распорядилась иначе. Хоть Симон и была разочарована американским шоу-бизнесом, ее первое и последнее публичные выступления состоялись именно в США.

Личная жизнь

Нина Симон часто говорила о себе:

Да, я талантливая среди вокалисток. Но что с того толку, если при этом я — несчастная среди женщин?

В ее жизни было несколько мужчин, но ни с одним из них Нине не удалось построить счастливой семьи. Впервые она вышла замуж в 1958 году. Супругом новоиспеченной певицы стал некий Дон Росс, бармен одного из ночных клубов, где она регулярно выступала. Брак не выдержал и года, а Симон предпочитала о первом муже не вспоминать. Второй раз Нина Симон вышла замуж в 1961 году. Ее избранником стал Эндрю Страуд, частный детектив из Гарлема. Певица и ее второй супруг на фото ниже.

Увидев, какой сокровище ему досталось, Страуд оставил детективную работу и переквалифицировался в менеджера восходящей звезды. В автобиографической книге под названием «Я тебя проклинаю» Нина Симон очень подробно рассказала о жизни во втором браке. Супруг требовал от нее постоянной работы, выступлений и записей, прибегая к помощи стимуляторов и даже рукоприкладству. Возможно, Страуд действительно помог Нине добиться высот, однако сама она не считала средства, к которым прибегал ее муж, оправданными. В 1962 году у супругов родилась дочь Лиза, впоследствии ставшая артисткой Бродвея.

В 1970 году Страуд не поддержал желания Нины покинуть США, и на этой почве супруги расстались. После переезда на Барбадос у певицы завязались романтические отношения с местным премьер-министром Эрролом Барроу. Причина их разрыва до сих пор неизвестна. Однако считается, что именно из-за Барроу Нина Симон приняла решение покинуть остров, который ей очень нравился.

Кончина

В середине 90-х у певицы был диагностирован рак молочной железы. Она не решилась на операцию, и болезнь прогрессировала, отрицательно сказываясь на другом недуге — маниакально-депрессивном синдроме, установленном еще в 70-х. После выступления в Карнеги-холл в 2001 году Нина Симон почувствовала сильную слабость — целых полтора года после этого она практически не вставала с постели. 21 апреля 2003 года 70-летней певицы не стало. Она умерла во сне, в своем французском особняке. Тело Нины Симон было кремировано, а ее прах был развеян в нескольких африканских странах, согласно завещанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: