Николай римский-корсаков - биография знаменитости, личная жизнь, дети - HeatherLocklear.ru

Николай римский-корсаков — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Римский-Корсаков Николай Андреевич - Великий русский композитор, участник «Могучей кучки». Краткая биография композитора, музыкальные произведения.

Николай римский-корсаков — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Римский-Корсаков Николай Андреевич

Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.

Римский-Корсаков. Биография

Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.

В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.

Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».

Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.

Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.

Этапы творчества и семья

В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.

Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.

Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.

Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.

Произведения

Оперы

  • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
  • Майская ночь (1880)
  • Снегурочка (1881)
  • Млада (1892)
  • Ночь перед Рождеством (1895)
  • Садко (1896)
  • Моцарт и Сальери (1898)
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
  • Царская невеста (1899)
  • Сказка о царе Салтане (1900)
  • Сервилия (1902)
  • Кащей Бессмертный (1902)
  • Пан воевода (1904)
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
  • Золотой петушок (1907)

Симфонические произведения

  • Симфония № 1 (1865; 1884)
  • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
  • Симфониетта на русские темы (1885)
  • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
  • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Симфония № 3 (1873; 1886)
  • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
  • Испанское каприччио, (1897) [en]
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко, (1896)
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные работы

  • 79 романсов
  • хоры с оркестром и a capella
  • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)

Читайте также:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Фото Все

Видео Все

Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд. Больше, чем любовь

Николай Римский-Корсаков. Биография

Известные люди Николай Римский Корсаков Док фильм

Николай Римский-Корсаков — биография

Шедевры легендарного Римского-Корсакова стали символом России и прославили имя музыканта на весь мир. Он писал великолепные романсы, оперы, симфонии, которые считаются достоянием золотого фонда классической музыки.

Юность и детство

Родился великий композитор в маленьком городе Тихвин. Его родители были дворянами из старинной династии. Один из предков юного Коли работал при императрице Елизавете. Отец будущего музыканта был высокопоставленным чиновником и даже несколько лет занимал губернаторскую должность. Хотя мать также относилась к древнему и славному роду, бабушкой Николая по материнской линии была простая крестьянка. У мальчика был старший брат по имени Воин. Разница между ними составляла более 20 лет. Для маленького Коли старший брат выполнял роль наставника и всегда был авторитетом.

С ранних лет родители планировали, что Николай будет служить на флоте. Отец будущего композитора любил музыку и сам блестяще владел игрой на фортепиано. Вначале мальчик занимался пением в хоре, а потом увлекся фольклором. Коля обожал слушать церковные песнопения и народные напевки, частушки и песни. Увлечение фольклором в будущем определит направление творчества молодого музыканта и подарит ему множество тем для новых композиций. Уже в девятилетнем возрасте Коля сочиняет свое первое музыкальное произведение.

Николай Римский-Корсаков в детстве

В подростковом возрасте Николая отдают в кадетский корпус, в котором обучались будущие моряки. Юноша переезжает в Петербург и приходит в восторг от культурной жизни столицы царской России. Он с удовольствием ходит в оперный театр, знакомится с произведениями самых знаменитых композиторов классической музыки.

Музыка настолько увлекает молодого человека, что он начинает учиться играть на виолончели, а потом и осваивает игру на фортепиано. В середине 19-го века Николай заканчивает обучение в училище. В это же время умирает отец семейства, что стало для будущего маэстро настоящей трагедией. Воин вместе с матерью приезжают в Петербург.

Музыкальная карьера

В 61 году XIX века состоялось знаковое событие в жизни композитора – он знакомится с Милием Балакиревым. Последний в свое время основал организацию молодых композиторов, из которой вышли великие музыканты. Дружба двух талантливых людей во многом определила будущее творчество юноши. В кружок входили и Бородин, и Мусоргский, которые также во многом направляли будущего мастера в его музыкальной биографии.

Николай Римский-Корсаков

Балакирев вдохновляет Николая на написание первого масштабного музыкального произведения. Композиция вышла под названием «Первая симфония ор. 1». У юного музыканта уже были приготовлены эскизы – нужно было только набраться смелости и объединить наброски в единое произведение. Перед окончанием училища у Николая уже были закончены почти все части будущей симфонии. Однако завершающую часть композиции музыканту пришлось дописывать в открытом море – он отправился в кругосветное плаванье в качестве первоклассного моряка.

Через несколько лет Римский-Корсаков возвращается в Петербург. Теперь ему уже ничто не будет мешать создавать шедевры. Композитор полностью погружается в музыкальное творчество. Через несколько месяцев состоится премьера его первой симфонии. Оркестром управлял старый друг композитора, Милий Балакирев.

Николая все больше и больше начинает интересовать фольклор. Под влиянием опытного наставника, он постигает русские народные мотивы, старается переложить их на классическую музыку. Вскоре он создает красочную музыкальную зарисовку, которую называет «Садко». Позже музыкальные материалы будут использованы для создания легендарной оперы, которая тут же прославит своего автора. Публика приходит в восторг, а критики отмечают новаторство Николая в звучании.

Николай Римский-Корсаков в творческом процессе

Композитор был известен своими экспериментами с классическим звучанием, он импровизировал и достигал невероятных результатов. Классическая музыка при его обработке приобрела фантастическое звучание. Николай старался наделить мелодию цветом, создать гармоничную картину, которую зритель мог бы услышать, а не увидеть. Отмечается, что у самого композитора от рождения был цветной слух, каждая нота для него слышалась в определенном цвете. Некоторые тональности он «ощущал» желтыми или белыми, а какие-то ноты у него ассоциировались с морем или синим ночным небом.

После создания первой симфонии молодой музыкант не мог остановиться – он начинает творить. Вскоре выходит его сюита («Антар»). Композитор пишет оперы, внимательно изучая жанр и занимаясь разработкой оркестровок для композиций других авторов. Однако первая опера юного музыканта выходит только 1872 году, называлась она «Псковитянка». Сюжетной основой для композиции стало драматическое произведение знаменитого на тот момент Льва Мея. Спустя год постановка «гремела» в театре.

Читайте также  Дан балан - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 70-х годах Николай становится профессором консерватории по специальному приглашению ректора. Хотя у композитора не было завершенного образования в области музыки, в историю он вошел как великий педагог. Практически 35 лет Николай обучал талантливых студентов, которые в будущем станут знаменитыми музыкантами.

Николай Римский-Корсаков — Портрет Репина

Несмотря на звание педагога, музыкант старался совершенствоваться вместе со своими студентами. Он постоянно изучал что-то новое, стремился улучшить свое мастерство и чувство музыки. В первые годы преподавательской деятельности композитор напишет вокальные и полифонические партии, а также концерты для различных инструментов. В 73 году 19-го века он пишет свою третью симфонию.

Через год маэстро пробует себя в качестве дирижера. Через шесть лет гениальный музыкант дает концерты в царской Москве, в Брюсселе и на выставке в Париже.

Мужчина был очарован фольклорными мотивами, именно они и сделали его имя знаменитым. Композитор создает свои самые известные шедевры – оперы «Снегурочка», «Майская ночь», «Млада», сюиту «Шехеразада» и многие другие.

Не забывал Николай и об общественной деятельности, налаживает сотрудничество с Придворной певческой капеллой. Также композитор управлял знаменитой концертной группой, которая была как никогда популярна в Северной столице.

Николай Римский-Корсаков пишет произведения.

В 1890-е годы в творческой биографии композитора случается новая эпоха – его начинают интересовать философские композиции. Также он активно занимается теорией музыки, редактирует собственные шедевры прошлых лет. Николай пишет новые успешные произведения – оперу «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери», «Садко» и другие.

Первые годы наступившего двадцатого столетия композитор встречает настоящим творческим прорывом, который выразился в написании целого ряда музыкальных шедевров. Он в который раз вдохновляется фольклором и пишет сказочные оперы, которые в будущем будут ассоциироваться у поклонников с русской культурой – «Золотой петушок», «Кащей бессмертный». Одной из самых знаменитых стала интермедия, написанная специально для оперы по сказке Пушкина «Сказка о царе Салтане». Впоследствии композиция была названа «Полет шмеля».

Интересно, что именно эта интермедия впоследствии будет чаще всего исполняться уже в 21 веке. Композиция имеет множество вариантов. Существуют версии с народными инструментами, а также для гитары и фортепиано. Не так давно появились обработки в разнообразных музыкальных стилях – хард рок, джаз и другие.

Революция поставила точку в творческой биографии композитора. В 1905 году Николай принял участие в поддержке бастующих, среди которых были его многочисленные студенты. Консерваторское руководство не оценило такое решение и впоследствии уволило композитора. Постановки великого маэстро запрещаются, а уже этого музыкант никак не мог вынести.

Личная жизнь

В личной жизни, равно как и в музыке, Римский-Корсаков был крайне удачлив. На одном из музыкальных вечеров он увидел юную пианистку по имени Надежда. Отношения будущих супругов начались с рабочего сотрудничества. Юный Коля как раз подыскивал помощницу для инструментовки, поскольку работал над новой оперой. С предложением о совместной работе юноша обращается к Надежде, которая ответила согласием. Молодые музыканты начинают работать вместе и хорошо узнают друг друга.

Николай Римский-Корсаков с женой Надеждой и дочкой

Вскоре рабочие отношения перерастают в любовные, в 1872 году Коля и Надя сочетались браком. Первый сын родился у четы уже через год. В будущем Михаил Николаевич станет прославленным лесоведом и зоологом. Вскоре рождается второй ребенок – дочка София. Девушка станет популярной оперной дивой и будет исполнять самые известные произведения.

Третьего сына назвали Андреем. Мальчика также ждала замечательная судьба – он найдет себя в исследовании истории музыки и в философии, получив звание профессора. Четвертый сын получил имя Владимир, он будет работать в качестве альтиста в Мариинском театре. Младшенькой любимицей родителей станет дочь Надежда, которую назвали в честь матери. Родится в семействе еще два ребенка, но они умрут в младенчестве.

У великого деятеля музыки и педагогики был счастливый брак, который внезапно оборвался смертью супруги. Женщина умерла от оспы, Николай переживет дорогую Надю на целых 11 лет. Любимой супруге композитор посвятит пронзительный романс под названием «Колыбельная песня».

Николай Римский-Корсаков с семьей

В 70-х годах XX века квартира великого композитора превратится в его музей. Будет с тщательностью восстановлена обстановка, которая царила в комнатах во время жизни музыканта и его семьи. В импровизированном доме-музее будут размещены рукописные тексты самых популярных произведений маэстро и его личные фотографии.

Николай Римский-Корсаков

Римский-Корсаков Николай Андреевич — великий русский композитор, музыкальный критик, известный дирижёр, педагог, общественный деятель, участник «Могучей кучки».

Биография

Детство

Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.

Образование

Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.

Творческий путь

В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.

По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.

Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.

Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.

С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).

В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).

В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.

Личная жизнь

В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).

Смерть

Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ
Николай
Андреевич

Должность: Русский композитор

Возраст: 177 лет

  • 1. Биография
  • 2. Детство и юность
  • 3. Музыка
  • 4. Личная жизнь
  • 5. Смерть
  • 6. Произведения

Биография

Биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков – русский композитор, педагог, теоретик, дирижер, участник музыкального творческого содружества «Могучая кучка». Автор пятнадцати опер, трех симфоний, ряда симфонических произведений, сборников «100 русских народных песен» и «40 народных песен», а также 80 романсов.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Читайте также  Данай гурира - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Музыка

В 1861 году состоялось знакомство Римского-Корсакова и Милия Балакирева, основателя содружества «Могучая кучка». Дружба с талантливым музыкантом повлияла на развитие творческой биографии Николая Андреевича. Членами кружка также стали Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Позднее к содружеству присоединился А. П. Бородин. Идеологом «Могучей кучки» стал музыкальный критик В. В.Стасов.

Милий Алексеевич вдохновил молодого композитора на создание крупного произведения – Первой симфонии оp. 1, эскизы к которой уже были созданы. К концу обучения в морском училище Николай завершил три части произведения и отправился в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Медленная часть симфонического цикла была написана спустя полгода после отплытия.

Вернувшись через три года в Санкт-Петербург, Николай Андреевич погружается в творчество. В первые же месяцы состоялась премьера Первой русской симфонии автора в исполнении оркестра под управлением Милия Балакирева на концерте Бесплатной музыкальной школы.

Под влиянием наставника Римский-Корсаков углубляется в изучение фольклора и создает симфоническую картину «Садко», музыкальный материал которой позднее был использован в одноименной опере. Новаторство композитора проявилось в использовании программности, а также в изобретении симметричного лада, который придавал музыке фантастическое звучание.

Римскому-Корсакову доставляло удовольствие экспериментировать с системами лада, так как сам композитор от природы был наделен цветным слухом. Тональность до мажор композитор воспринимал в белом цвете, ре мажор – в желтом. Ми мажор стал для Николая Андреевича символом морской стихии, ассоциируясь с оттенками синего цвета.

Позднее из-под пера музыканта появляется сюита «Антар» (Вторая симфония ор. 9). Оперный жанр композитор начинает осваивать с создания оркестровок произведений Александра Даргомыжского и Цезаря Кюи. Первая опера Римского-Корсакова появилась только в 1872 году и получила название «Псковитянка». В основу либретто легла одноименная драма Льва Мея. Премьера оперы состоялась через год в Мариинском театре.

В начале 70-х годов Николай Андреевич получает приглашение от ректората Санкт-Петербургской консерватории и становится профессором учебного заведения, не обладая при этом законченным музыкальным образованием. За 35-летнюю преподавательскую деятельность композитор воспитал плеяду музыкантов с мировыми именами, в число которых вошли Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский.

Вместе со студентами, которым Николай Андреевич преподает композицию, инструментовку и оркестровку, композитор сам совершенствует профессиональное мастерство. Музыкант посвящает первые годы преподавания написанию полифонических, вокальных произведений, создает концерты для фортепиано, кларнета, тромбона, квинтет и секстет для инструментального ансамбля. В 1873 году выходит Третья симфония автора (op. 32).

В 1874 году Римский-Корсаков встает за дирижерский пульт. Спустя шесть лет талантливый музыкант уже выступал с оркестром в Москве, на «Всемирной выставке» в Париже, на «Concerts populaires» в Брюсселе. В середине 70-х композитор готовит к выпуску партитуры опер Михаила Глинки.

В 80-е годы появляются симфонические произведения Римского-Корсакова, которые снискали композитору мировую славу: оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник», а также оперы «Майская ночь», «Снегурочка», «Млада».

В эти годы Николай Андреевич сотрудничает с Придворной певческой капеллой, руководит Беляевским кружком, управляет «Русскими Симфоническими концертами» в Санкт-Петербурге.

Начало 90-х годов ознаменовалось спадом творческой деятельности композитора. В это время появляются философские и теоретические труды мастера, Николай Андреевич создает новые редакции ряда прежних произведений. В середине 90-х годов начинается новый этап оперного творчества Римского-Корсакова: появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Царская невеста» (1898).

В начале XX столетия Римский-Корсаков сочиняет последние сказочные оперы: «Кащей бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1904), «Золотой петушок» (1907). Популярность снискала тема интермедии для оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), которая получила название «Полет шмеля».

Номер неоднократно перекладывался для сольного исполнения струнными народными инструментами, а также создавались редакции для фортепиано и гитары. В XX веке появились аранжировки произведения в стиле джаз, рок, хеви-метал.

С началом революционного движения в России в 1905 году Римский-Корсаков выступил в поддержку бастующих студентов вуза, в результате чего был уволен из консерватории, куда вернулся спустя время.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Римского-Корсакова сложилась благополучно. Будучи вхож в дом старшего коллеги А. С. Даргомыжского, на одном из творческих вечеров Николай обратил внимание на пианистку Надежду Николаевну Пургольд. В тот момент молодой музыкант как раз начинал работу над оперой «Псковитянка». Николаю Андреевичу требовался помощник для инструментовки нескольких оперных номеров, и он обратился к Надежде Николаевне.

Совместное творчество повлияло на отношения молодых людей, в 1872 году состоялась свадьба. Через год в семье родился первенец – Михаил, который впоследствии стал зоологом и лесоведом. В 1875 году супруга подарила Николаю Андреевичу дочь Софию, будущую оперную певицу.

Спустя три года на свет появился сын Андрей, который позднее освоил профессию музыковеда, стал доктором философских наук. Владимир, младший сын Римского-Корсакова 1882 года рождения, работал альтистом в оркестре Мариинского театра. В 1884 году появилась на свет младшая дочь Надежда. У четы Римских-Корсаковых было еще два ребенка – Святослав и Мария, умерших в младенчестве.

Супруга пережила Николая Андреевича на 11 лет и скончалась от оспы. Квартира на Загородном проспекте Санкт-Петербурга, где жили Римские-Корсаковы в последние годы, после революции была заселена приезжими. Только в 1971 году там разместился музей композитора, где была восстановлена обстановка времен жизни Николая Андреевича. В квартире размещены рукописи знаменитых опер и фото из семейного архива музыканта.

Смерть

Композитор скончался 8 июня 1908 года по ст.ст. от инфаркта, который получил после известия о том, что опера «Золотой петушок» запрещена к постановке. В это время Николай Андреевич находился в загородной усадьбе в Любенске.

Могила музыканта первоначально находилась в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, потом останки перезахоронили в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Произведения

1865 – Первая симфония
1872 – «Псковитянка»
1878 – «Майская ночь»
1881 – «Снегурочка»
1883 – Концерт для фортепиано с оркестром
1887 – «Испанское каприччио»
1888 – сюита «Шехеразада»
1895 – «Ночь перед Рождеством»
1896 – «Садко»
1897 – «Моцарт и Сальери»
1898 – «Царская невеста»
1900 – «Сказка о царе Салтане»
1907 – «Золотой петушок»

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908) — биография, жизнь и творчество русского композитора

Интересные факты из биографии

Николай Андреевич Римский-Корсаков имел знатное происхождение. Он был дворянином из известного рода, в котором многие мужчины служили на флоте. Даже его фамильная усадьба находилась на воде, расположившись прямо на берегу небольшой реки Тихвинки. Дом выходил окнами прямо на мужской Богородичный Успенский монастырь, который функционирует по сей день.

Детство и юность

Будучи уроженцем Тихвина (в настоящее время административный центр Ленинградской области), Николай стал вторым ребенком в семье. Он имел старшего брата со звучным именем Воин, которое предопределило его карьеру, связанную с военным флотом. Маленький Николай обожал старшего брата, который был для него настоящим авторитетом, поэтому всю жизнь мужчины сохраняли крепкую связь. Что касается других интересных фактов из жизни Римского-Корсакова на начальном ее этапе, то из них стоит выделить следующие важные даты и события с сохранением их хронологического порядка:

  1. Родился композитор 6 марта 1844 года по старому стилю в семье служащего Андрея Петровича, занимающего руководящие посты в Нижегородской и Волынской губерниях. Мать будущего музыкального деятеля, Софья Васильевна, имела смешанное происхождение, появившись от любовной связи зажиточного помещика и крепостной крестьянки. Но, несмотря на это, она получила отличное образование, свободно владея французским и блестяще играя на рояле.
  2. Образованием сына родители занялись, когда мальчику исполнилось 6 лет. Примечательно, что на тот момент он сильно тянулся к книгам, не испытывая большого удовольствия от занятий музыкой. Со временем ему начали нравиться русские романсы и церковное песнопение, что во многом определило будущие пристрастия автора музыкальных произведений.
  3. Уже в 11 лет Николай начал писать свои первые коротенькие народные мотивы, правда, тогда никто из близкого окружения не воспринял всерьез это увлечение.
  4. Мальчик рос настоящим мечтателем, часами напролет грезившим о дальних странствиях. Когда ему исполнилось 12 лет, отец решил его отдать в Морской кадетский корпус. Родители хотели видеть сына мореплавателем, однако вскоре случилось непредвиденное. В возрасте 14 лет Николай всерьез проникся музыкой, вдохновившись великими произведениями «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Роберт Дьявол», а чуть позже и «Пасторальной симфонией». Помимо Бетховена юноша открывает для себя Моцарта, Мендельсона и других деятелей музыкального искусства.

Внезапно вспыхнувшая страсть к музыке вылилась в желание обучаться и стать настоящим профессионалом в этом деле.

Продолжая обучение в кадетском корпусе, 16-летний мечтатель начал брать уроки у известного в то время пианиста Канилле. Эта встреча стала судьбоносной для юноши, поскольку преподаватель музыки познакомил его со значимыми в мире искусств деятелями.

Читайте также  Дмитрий носов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Морская служба

В 1862 году в семье Римских-Корсаковых случилась беда — скоропостижно скончался отец Андрей Петрович. На фоне этих событий мать и сыновья приняли общее решение о переезде в Петербург, где Канилле знакомит Николая с популярным композитором и основателем кружка по музыкальным интересам Милием Балакиревым. Позже этот клуб был переименован в «Могучую кучку». Кроме Римского-Корсакова и Канилле в него входили Мусоргский, Кюи и другие музыкальные деятели.

Этот период жизни также оказался очень увлекательным для начинающего композитора, причем не только в творческом плане. Так, согласно хронологической таблице его жизни, занятия в кружке по интересам совпали с окончанием кадетского корпуса, а это значило, что впереди предстояли первые морские экспедиции, о которых так сильно мечтал Николай в детстве. Далее основные события развивались в следующей очередности:

  1. В период с 1861 по 1862 год композитор активно работает над написанием своей первой симфонии. Помогать ему взялся Канилле.
  2. В 1962 году Николай с отличием заканчивает обучение в кадетском корпусе, поступая на службу в морской флот.
  3. Впереди был долгий путь длиной в три года, во время которого осуществились самые заветные мечты будущего маэстро. Так, во время экспедиций ему посчастливилось повидать Европу, Америку и даже Бразилию. Позднее все эти незабываемые впечатления были переданы сочинителем в его «морских пейзажах», искусно проигрываемых оркестром. Что касается написания других произведений, то их пришлось отложить до лучших времен, так как все силы и время Николая Андреевича уходили на службу. Но он все-таки закончил вторую часть своей первой симфонии, правда, она получилась «сырой» и нуждалась в доработке.
  4. Продолжить работу над своими музыкальными проектами и закончить первую симфонию Римскому-Корсакову удалось только после возвращения на большую землю, которое произошло в 1865 году.

В этом же году произведение было впервые отыграно симфоническим оркестром под управлением неизменного друга композитора Балакирева. Именно он подметил особый талант в написании русских народных мотивов у своего подопечного и посоветовал ему придерживаться этого направления, благодаря чему многие критики до сих пор называют Римского-Корсакова настоящим сказочником музыкального мира.

Творческое наследие композитора

Сегодня оперы Римского-Корсакова, список которых включает в себя такие великие произведения, как «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», звучат со сцен лучших мировых концертных залов, а самого композитора воспринимают как настоящего волшебника, написавшего чарующую музыку. А начиналось все с увертюры «Три русские темы», хотя этапным произведением автора стала опера «Садко», послужившая своеобразным водоразделом, позволившим окончательно определиться с жанром и стилистикой.

Сказочные произведения

Творчество Римского-Корсакова считается уникальным по многим показателям. Этому композитору принадлежит авторство симметричных ладов в музыке, впервые опробованных в «Садко». Здесь же он постарался воспроизвести свои самые яркие впечатления, полученные во время путешествий по морям и океанам. Приверженность сказочной тематике великого гения окончательно утвердилась в следующие годы.

Созданная Николаем Андреевичем сюита «Антар» стала началом второй его симфонии. На создание этого произведения композитора вдохновил сюжет популярной в то время одноименной восточной сказки, написанной русским писателем, полиглотом и востоковедом польского происхождения Осипом Сенковским.

Найти себя в опере автору помогло сотрудничество с другими музыкальными деятелями того времени. Речь шла о Цезаре Кюи с его «Вильямом Ратклифом» и о Даргомыжском, партитуру к «Каменному гостю» которого он закончил уже после его смерти, руководствуясь оставленным завещанием. Вскоре композитор работает над «Псковитянкой» Льва Мея, успешно заканчивая и эту оперу. Хоть в перечисленных произведениях не было ничего сказочного, сам формат пришелся по душе сочинителю, что благоприятным образом отразилось на его творчестве.

Этот период оказался самым плодотворным для автора, причем не только в профессиональной, но и в личной жизни. Во время работы над одним из проектов Николай Андреевич знакомится с профессиональной пианисткой Надеждой Пургольд, которая впоследствии становится его законной супругой. Скромное бракосочетание двух талантливых музыкантов состоялось летом 1872 года. Все это время композитор не отрывался от своего любимого дела. За совместную жизнь жена подарила композитору семерых детей: четверых сыновей (Михаила, Андрея, Владимира, Святослава) и трех дочерей (Софью, Надежду, Марию).

Педагогическая деятельность

В середине семидесятых годов творчество композитора пошло на спад, что было связано с исследованием содержания и доработкой его произведений. Именно в это время он находит множество недочетов в своих прежних работах и начинает искать информацию для самообразования. Сказывается недостаток знаний, которые Николай Андреевич недополучил, не обучаясь в консерватории.

Благодаря целеустремленности автор успешно восполняет все прорехи в собственных знаниях. В итоге появилась третья симфония, куда вошли все доработанные композиции для оперы и балета. Также он начинает пробовать силы в педагогике, основывая собственные кружки, классы и даже школы. В результате этих стараний были созданы:

  1. Беляевский кружок, художественным руководителем которого и стал талантливый композитор.
  2. Придворная певческая капелла, где он попробовал свои силы в качестве управляющего.
  3. Композиторская школа, созданная Николаем Андреевичем и другими известными деятелями того времени.

Кроме того, композитор проработал около четырех лет дирижером в Русском симфоническом оркестре, стал членом Шведской королевской музыкальной академии и профессором Петербургской консерватории. Педагогический талант Николая Андреевича отмечали Чайковский и Стравинский.

Позже в своих автобиографических очерках они с восхищением вспоминали о гаммах и деятельности строгого преподавателя, отмечая его чувство юмора и скупость на похвалы.

Несмотря на довольно строгое отношение к своим последователям, Римский-Корсаков неоднократно принимал их сторону. Ярким свидетельством этого стали революционные события, выпавшие на 1905—1907 годы. Тогда студенты объявили забастовку против действий администрации консерватории, и Николай Андреевич полностью поддержал их, уйдя из учебного заведения и вернувшись в его стены лишь после того, как все требования учащихся удовлетворили и поменяли руководящий состав.

8 июня 1908 года по старому стилю великий композитор скончался от инфаркта миокарда в возрасте 64 лет. Последние дни жизни он провел в усадьбе Любенск, расположенной в Санкт-Петербургской губернии. Здесь в настоящее время находится мемориальный музейный комплекс. Тело деятеля было доставлено в Санкт-Петербург и предано земле на Новодевичьем кладбище.

В середине тридцатых годов прошлого столетия прах композитора подвергся перезахоронению, в настоящее время его останки покоятся в одном из некрополей Александро-Невской лавры.

Сегодня о гении напоминают немногочисленные черно-белые фотокарточки, портрет кисти великого русского художника Валентина Александровича Серова, музеи, построенные на базе родовых имений, ну и, конечно же, главное достояние — прекрасные произведения, многие из которых легли в основу красочных мультфильмов и детских художественных фильмов.

Яна Вокс/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с биографией и личной жизнью знаменитостей. Уверена вы найдете для себя немало интересной информации. С уважением, Яна Вокс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HeatherLocklear.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: