Константин васильев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Константин Васильев — биография художника

ФИО: Васильев Константин Алексеевич
Дата рождения: 03.09.1942
Место рождения: Майкоп
Знак зодиака: Дева
Деятельность: Художник
Дата смерти: 29.10.1976 (34 года)

Детство и юность

Константин Васильев родился в Майкопе в августе 1942 года. Он был первенцем в семье Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевых. Отец занимал руководящую должность на одном из заводов города и за месяц до рождения сына ушел в партизанский отряд. Жизнь Клавдии Парменовны с сыном была в опасности, оккупанты разыскивали тех, кто связан с партизанами. Освобождение Майкопа в феврале 1943 спасло их.

В 1949 году семья обосновалась в поселке Васильево, живописном месте недалеко от Казани, на левом берегу Волги. Рисовать Костя начал в раннем детстве. Отец, увлеченный рыбак и охотник, постоянно брал сына с собой, и на детских рисунках появлялись волжские пейзажи, лодки, эпизоды охоты и рыбалки.

Родители поощряли эти занятия и всячески помогали развитию способностей сына. Клавдия Парменовна собрала великолепную библиотеку, мальчик много читал. Посещал с родителями музеи Москвы, Казани, Ленинграда.

В 1954 году родители Кости, узнав о том, что Московская средняя художественная школа при институте В.И. Сурикова объявила о наборе одаренных детей, отправили на конкурс его работы. Конкурс был высокий, но Костя сдал экзамены на «отлично». К сожалению, в Москве пришлось учиться только два года – в связи с тяжелой болезнью отца Костя вернулся домой и продолжил учебу в Казанском художественном училище. По другим сведениям родителям рекомендовали перевести сына в другое училище из-за его увлечения абстракционизмом.

Константин Васильев в молодости

Краткая биография

  1. 1961 – с отличием окончил Казанское художественное училище, получив специальность художника по театральным декорациям. После окончания учебы недолго работал в художественном фонде в Казани, потом вернулся в Васильево и до конца жизни жил там. Работал в школе учителем рисования и черчения, на стекольном заводе – художником-оформителем, сотрудничал с казанским сатирическим журналом «Чаян».
  2. 1960-е, начало – создал ряд произведений в стиле сюрреализма («Струна», «Апостол») и абстрактного экспрессионизма («Грусть королевы», «Атомный взрыв» и другие). Позже Константин разочаровался в этих направлениях. Он не нашел для себя возможности выразить в этих формах глубокие чувства и собственное отношение к миру.
  3. 1961-1962 – создана серия графических портретов композиторов и музыкантов в футуристической манере: Бетховена, Шостаковича, Скрябина, Шопена, Листа и других. Музыка была серьезным увлечением Константина. Он глубоко знал и ценил классику, творчество современных композиторов, народные песни. Прекрасно разбирался в клавирах и партитурах, обладал удивительной музыкальной памятью: мог запомнить целую оперу, прослушав несколько раз или изучив клавиры.
  4. Конец 1960-х – перешел к реалистическому стилю в живописи.
  5. 1967 – написал портрет младшей сестры Людмилы. С этим произведением связана трагическая история. Людмила тяжело заболела, получив смертельную дозу радиации во время купания в озере. Константин писал портрет сестры, зная о ее неизлечимой болезни. Черты Людмилы также приданы персонажу картины «Русалка».
  6. 1969 – написана первая работа в стиле символического реализма – «Северный орел». Это первое полотно, подписанное псевдонимом Константин Великорусс.
  7. 1970-е, начало – написал серию картин «Русь былинная» («Русский витязь», «Илья Муромец освобождает узников», «Огненный меч» и другие). Идею создания серии подсказал Васильеву Илья Глазунов.
  8. 1970-е – создал цикл (графические и живописные работы), навеянный оперной тетралогией Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». Художник настолько увлекся творчеством Вагнера, что выучил немецкий язык, ездил в Москву слушать его оперы в постановке Дрезденского театра.
  9. 1972-1975 – написал серию полотен, посвященных Великой Отечественной войне: «Нашествие», «Парад 1941-го», «Тоска по Родине», «Прощание славянки».
  10. 1973 – написан пейзаж «Осень», одна из лучших работ в жанре пейзажа, к которому художник обращался постоянно. Пейзажи Васильева не только отражают красоту живой природы, но и выражают тонкое, романтическое, одухотворенное ее восприятие.
  11. 1973 – создано полотно «Свияжск». Произведение изображает одно из любимых мест художника – остров Свияжск, каким он стал после создания Куйбышевского водохранилища. Пейзаж решен в тончайших оттенках жемчужно-серых тонов. Такое цветовое решение применялось и в других картинах и стало своеобразной визитной карточкой художника.
  12. 1976 – закончена картина «Человек с филином», композиция которой содержит различные символические предметы. Символичен и сам персонаж картины. Это последнее произведение Константина Васильева.
  13. 1976, октябрь – трагически погиб вместе с другом Аркадием Поповым: по официальной версии обоих мужчин сбил поезд.

Константин никогда не был членом союзов художников и потому не имел права на бесплатное получение дорогостоящих инструментов – красок, кистей, холстов. Ими снабжали его друзья и знакомые.

Неудовлетворенность художника работой становилась причиной того, что некоторые сюжеты он писал в нескольких вариантах («У чужого окна», «Ожидание»). Часто, не имея чистого холста, писал новую картину поверх прежней.

Личная жизнь

Константин Васильев не был женат. В 17 лет он влюбился в одноклассницу сестры Вали, Людмилу Чугунову. Эта первая любовь не была счастливой и закончилась разрывом.

Позже познакомился с Еленой Асеевой, пианисткой, выпускницей Казанской консерватории. Их сближала увлеченность музыкой. Константин делал ей предложение, но отношения не получили развития. Портрет Елены Асеевой неоднократно экспонировался на выставках.

В зрелом возрасте художник полюбил Елену Коваленко, но так и не решился ей открыться.

Вывод

Константин Васильев – русский художник, известный произведениями на мифологические, былинные и исторические темы и сюжеты.

Наиболее интересны полотна Васильева, созданные в собственном стиле, получившем название символического реализма («Северный орел», «Ожидание», «У ворот», «Человек с филином» и другие). Для них характерны сюжеты, связанные со славянским, скандинавским эпосами, и в них читается идея общности происхождения этих народов. Они узнаваемы по преобладанию серебристо-серого цвета и его оттенков, выразительности образов древних русичей, изображению символических предметов.

«Человек с филином»

Наследие Васильева – это более 400 произведений различных жанров. Широкую известность в России и за рубежом творчество художника получило после его ухода из жизни. Названия многим картинам даны его друзьями.

Константин Васильев. Что мы знаем о великом художнике?

Русского человека всегда волновала своя история. Огромным успехом пользуются фильмы, книги, стихи о былых временах. Еще большим успехом пользуются творения, посвященные героизму, патриотизму, военным успехам русских людей. Издревле люди пытались запечатлеть славу предков и в картинах.

Широко известны полотна таких художников, как Васнецов, Врубель, Нестеров, Репин, Суриков… В этих творениях ясно виден дух эпохи, дыхание древних битв, конфликтов, побед. К сожалению, XX век не привнес много имен в русский батально-патриотический жанр, но такой человек, как Константин Васильев явно заслуживает чести встать рядом с великими классиками.

К. Васильев родился в самый разгар оккупации в городе Майкопе. Его отец был обыкновенным рабочим, а мать принадлежала к семье известного живописца . Больший период жизни он прожил в поселке Васильево, под Казанью. В 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище.

С детства художник интересовался живописью, приходя в восторг от красоты родного края, он махом прочитывал книги о русской старине, сказки, былины и в картинах отражал все то, что всегда волновало его душу — мощь богатырей, неповторимость русской природы, самобытность древних городов и поселений.

Как и многие живописцы, Константин довольно страстно искал свой стиль и направление — вновь и вновь менял свой подход к рисованию. Сначала он увлекся сюрреализмом, создавая картины в духе Сальвадора Дали и Пабло Пикассо («Струна», «Вознесение», «Апостол»). Но довольно быстро разочаровался в нем. Так он говорил своим друзьям: «Единственное, чем интересен сюрреализм, это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства». Отойдя от сюра, Васильев погрузился в экспрессионизм, написав цикл картин («Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц»). Когда его мастерство по изображению внешних форм достигло апогея, Константин снова меняет направление: он боится потерять свою творческую силу за изображением пустых по глубине смысла картин.

Читайте также  Петр градов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Именно в этот момент художник нашел то, что будет вести его все последующие годы по творческому пути. Поначалу увлекшись русскими пейзажами, Васильев все больше стал проникать в удивительный мир исконно-русской культуры. Позже своим учителем он назовет Васнецова и даже посвятит ему картину «Гуси-лебеди».

Из-под его кисти выходят грандиозные пейзажи, разбавленные человеческими портретами, поражающими своей жизненностью. Тогда и родились самые известные творения художника («Ожидание», «Человек с филином», «Северный орел»), символы русской самобытности и глубинной русской души. На этой волне Васильев напишет множество картин батального жанра, в том числе посвященные Великой Отечественной войне («Прощание славянки», «Маршал Жуков», «Тоска по родине»).

Его стиль работы очень индивидуален — каждую свою работу он писал под музыку. Художника вдохновляли песни, наполненные живой энергетикой, несущие в себе печать человеческого разума и чувств. Это русские народные песни, это, конечно же, классика (особенно он любил Шостаковича), это и военно-патриотические песни, которые появились во время войны. Возможно, поэтому к его картинам хочется прислушиваться. Огонь же он изображал специальными светящимися красками.

К сожалению, при жизни гениального художника притесняли официальные власти и многие критики, обвиняя в «русском фашизме». Ему долго не разрешали выставляться, призывали прекратить писать бесполезные «несоветские» картины. Да и после смерти художника, несмотря на вроде смягчившиеся отношения, до перестройки его картины преследовались, были попытки их уничтожить. Только благодаря старанию жителей Коломны, большинство работ удалось сохранить и поместить в музей.

Когда художник закончил писать легендарную картину «Человек с филином», он сказал своей матери: «Теперь я знаю, как надо писать», через несколько дней его не стало. 29 октября 1976 года несчастный случай прервал жизнь Константина Васильева на 35 году жизни. Официальная версия трагедии — был сбит поездом на железнодорожном переезде. Но, учитывая, насколько нелепа и неожиданна была его гибель, возникают некоторые сомнения, было ли это на самом деле несчастным случаем. Увы, мы не властны над превратностями судьбы, но великий русский дух молодого творца будет вечно жить в его картинах, напоминая нам о самобытности и величии нашей Родины и её народа.

Александр Васильев

Имя: Александр Васильев (Aleksandr Vasilev)

Отчество: Александрович

День рождения: 8 декабря 1958 (62 года)

Кто родился в этот день: 14 чел.

Место рождения: Москва

Вес: 82 кг

Карьера: телеведущий, историк моды

Семейное положение: не женат

  • Детство и юношеские годы
  • Успех на Западе
  • Возвращение на родину
  • Личная жизнь Александра Васильева
  • Александр Васильев сейчас
  • Лучшие фильмы

Фото: Александр Васильев

Видео: Александр Васильев

Биография Александра Васильева

Детство и юношеские годы

Успех на Западе

За год Александр подучил язык и стал читать лекции на французском в парижской школе моды. Параллельно продолжал работать художником-декоратором, причем уже и за пределами Франции. Случайно оказавшись в одном самолете с директором Исландского национального театра, Васильев показал ему свои рисунки и тут же был приглашен на работу в Рейкьявик.

Контракт на пять постановок в главном театре Исландии самым благоприятным образом отразился на профессиональной репутации Васильева, придав ему вес в художественных кругах. Параллельно Александр читал лекции по истории костюма в Королевской художественной академии Бельгии.

На одном из его мастер-классов присутствовал художественный руководитель бельгийского Королевского фламандского балета Валерий Панов, русский эмигрант, в прошлом выдающийся танцор Мариинского театра. Он предложил Васильеву оформить балет «Идиот» по Достоевскому, а затем заключил с ним контракт на еще семь постановок.

Во Франции Васильев прожил до 2003 года, за это время успев поработать с самыми различными европейскими театрами. В 1989 год у он посетил Японию, где по приглашению Масако Ойя помогал оформлять балет «Щелкунчик». Параллельно занимался преподавательской и просветительской деятельностью, оформлял площадки театральных фестивалей и интерьеры частных домов и продолжал собирать старинные вещи.

Возвращение на родину

В том же году в Москве заработала дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева» и прошли его первые выставки. Обнаружив, что у него и в России хватает работы, Васильев принял решение остаться на родине. Через год он организовал выездную школу и появился на телевидении в качестве ведущего передачи «Дуновение века». А осенью 2009 года занял трон ведущего программы «Модный приговор», заменив на этом посту Вячеслава Зайцева, ушедшего по состоянию здоровья. Параллельно Александр выступал на радио, читал лекции в МГУ, Институте телевидения и радиовещания «Останкино» и школе «MODA.RU».

В 2011 году он учредил премию «Лилия Александра Васильева» за высокие достижения в оформлении интерьеров. Награда представляет собой керамическую лилию ручной работы, вручается за интересные находки в области дизайна и считается очень престижной в художественных кругах.

Личная жизнь Александра Васильева

Неожиданно судьба подарила ему встречу с французской студенткой Анной Бодимон. Она изучала русский язык и приехала в Москву на стажировку. Александр уговорил девушку оформить с ним фиктивный брак, и спустя четыре месяца молодожены вместе оказались в Париже.

Александр тут же помчался на встречу с Машей, но оказалось, что девушка уже нашла ему замену и собирается замуж за известного парижского журналиста. Васильев был раздавлен предательством любимой, но сумел взять себя в руки и пережить эту личную трагедию.

Константин Васильев

П ризнание и слава пришли к Константину Васильеву уже после смерти: в 1980-х о нем стали писать, как о художнике, который раскрыл «глубину и силу чувств своего народа». С детства он интересовался русскими и скандинавскими сказками и былинами, любил классическую музыку и историю родной страны. Все его увлечения отразились в картинах — батальной живописи, портретах, пейзажах и многочисленных иллюстрациях.

«Всем прочим делам и увлечениям предпочитал посещение Третьяковки»

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в Майкопе. В то время город был оккупирован немецкой армией. Отец мальчика, Алексей Васильев, ушел в партизанский отряд, а мать — Клавдия Шишкина — не успела эвакуироваться. Несколько месяцев она оставалась с ребенком одна. До войны родители Константина Васильева работали на одном из крупных заводов города, а в 1943 году, после осовбождения Майкопа, Алексею Васильеву доверили его восстановление.

После окончания войны семья переехала в Краснодар. Там Константин Васильев пошел в детский сад при станкостроительном заводе, где его отец работал начальником производства. Жить Васильевым пришлось прямо в цехе — город был разрушен, квартир для работников не хватало. В 1946 году в семье появился второй ребенок — дочь Валентина. Отец решил, что детям вредно расти на заводе. Он написал прошение в министерство промышленности с просьбой перевести его в другой город, и вскоре семья переехала в поселок Васильево под Казанью. Мальчик много болел — родители часто возили его в санатории и оставляли у дедушки, Пармена Шишкину, чтобы он проводил больше времени на природе.

С детства Константин Васильев много читал. Он обожал сказки и былины, а более всего любил «Сказание о трех богатырях». Много времени Васильев уделял рисованию. Работы мальчика выделяли заметили еще в детском саду, а в школе он уже умел точно копировать картины известных художников. Родители решили, что такие способности надо развивать, однако в поселке Васильево не было художественной школы. Тогда они собрали лучшие рисунки сына и отправили их в Москву, в интернат при Московском художественном институте имени Василия Сурикова. И вскоре Константина Васильева зачислили в школу. В интернате он учился блестяще. Часто ходил в Третьяковскую галерею и Пушкинский музей, коллекционировал репродукции, интересовался творчеством старых мастеров.

Вскоре начинающего художника начала тяготить учеба. От воспитанников в ней требовали строгого соответствия академическому стилю, а Васильев увлекся сюрреализмом и абстракционизмом. В 1957 году он перевелся в Казанское художественное училище. Здесь Константин Васильев много экспериментировал, искал свою манеру творчества. Он часто получал премии на художественных конкурсах, которые проводились в училище. Иногда Васильев подрабатывал — рисовал шаржи для казанского сатирического журнала «Чаян».

Первые художественные опыты: сюрреализм

В 1961 году Константин Васильев с отличием закончил училище. Его дипломной работой стали эскизы декораций к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» по одноименной пьесе Александра Островского. По распределению Константина Васильева отправили работать декоратором народного театра в небольшой город Мензелинск в Татарстане. Там художник задержался ненадолго: в театре сообщили, что декоратор у них уже есть. Васильев уехал в Казань. Какое-то время он работал в местном художественном фонде, принял участие в выставке «Художники-сатирики Казани», а затем вернулся в поселок Васильево и устроился преподавателем рисования в школу.

Читайте также  Сергей никоненко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В ранних картинах Васильева, среди которых «Струна», «Абстрактные композиции» и «Вознесение», чувствовалось влияние сюрреалистов Сальвадора Дали и Ива Танги, абстракционистов Василия Кандинского и Джексона Поллока. Большим увлечением Константина Васильева была классическая музыка — он любил Дмитрия Шостаковича, Александра Скрябина, Петра Чайковского. Особенно нравился Васильеву цикл опер немецкого композитора Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов». В 1961–1963 годах в футуристической манере художник изобразил портреты своих любимых музыкантов. Создавал Васильев и пейзажи. На картины «Осень» и «Лесная готика» его вдохновляла живописная природа Татарстана. В середине 1960-х годов Константина Васильева перестал интересовать сюрреализм, и он перешел к реалистической манере творчества.

Картины «Константина Великоросса»

Васильев долго не мог найти свой особый стиль. Он писал: «Все, что я рисовал, было совершеннейшей чушью, последнюю картину я уничтожил и беру абсолютно другой курс». В 1960-х годах художник много экспериментировал — обращался к разным направлениям и жанрам. В 1969 году Константин Васильев написал картину «Северный орел». У произведения интересная история. Однажды друг художника Олег Шорников рассказал ему, что видел в лесу большого орла, который сидел на поваленном дереве и чистил перья. Шорников описал особый пронзительный взгляд орла, когда она заметила человека.

Картину отнесли к новому для творчества художника направлению живописи — символическому реализму. В том же 1969 году Васильев начал подписывать свои работы как «Константин Великоросс».

Вдохновение для новых картин Васильев нашел в литературе. Художник с детства сохранил любовь к сказкам и народному эпосу. Его интересовали русские былины и предания, скандинавские, древнеисландские и древнегерманские мифы и саги. В начале 1970-х годов он создал цикл «Русь былинная», в который вошли картины «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем», «Русский витязь» и другие. Проиллюстрировал Васильев и памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Он изобразил главных героев эпоса, в том числе самого князя Игоря. Также художник нарисовал иллюстрации к операм Вагнера, которые часто слушал. Так появились картины «Валькирия над сражённым Зигфридом», «Заклинание огня», «Карлик Нибелунг Альберлих» и многочисленные графические эскизы к музыкальному циклу. Героями картин Васильева часто становились богатыри и воины, в произведениях он изображал сражения или битвы.

Батальную тему Константин Васильев продолжил в серии полотен, посвященных Второй мировой войне. Работа «Парад 41-го» поразила искусствоведов необычным ракурсом. Васильев решил изобразить вид на парад 7 ноября 1941 года на Красной площади с храма Василия Блаженного. Так художник сделал акцент на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

В цикл работ помимо полотна «Парад 41-го» вошел парадный портрет маршала Георгия Жукова, картины «Нашествие», «Тоска по Родине» и «Прощание славянки». На создание последних двух произведений его вдохновили старые русские марши.

Символизм Константина Васильева особенно проявляется в его последних работах. Одним из любимых образов художника с юных лет была свеча. Он появился на картинах — «Ожидание» и «Человек с филином», которые Васильев написал в 1976 году. Герои полотен держат в руках горящие свечи, а у ног старца на картине «Человек с филином» находится свиток, на котором написано «Константин Великоросс».

Творческий путь художника прервался трагически и неожиданно: 29 октября 1976 года на железнодорожном переезде Васильева и его друга сбил поезд. Похоронили художника в поселке Васильево в березовом лесу, где он любил гулять при жизни.

Всесоюзные слава и признание пришли к Константину Васильеву уже после смерти. В 1980-х и 1990-х годах состоялись выставки в СССР и зарубежных странах, в 1996 году был открыт музей художника в поселке Васильево, а в 1998 году — Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве.

Интересные факты:

1) В детстве любимым художником Константина Васильева был Виктор Васнецов. Васильев увидел картину «Три богатыря» в сборнике детских сказок, впечатлился, решил скопировать ее и подарить свой рисунок отцу на день рождения. Работа понравилась родственникам начинающего художника — они отметили необыкновенное сходство персонажей в репродукции и зарисовке Васильева.

2) Многие ученические работы Константина Васильева, которые он создавал во время учебы в школе-интернате при Московском художественном институте имени Василия Сурикова, не сохранились. Одна картина осталась у его сокурсника Николая Чаругина. Васильев создал натюрморт с гипсовой головой, а затем случайно пролил на него клей и выбросил работу. Чаругин картину подобрал и сохранил.

3) Константин Васильев очень любил книги Федора Достоевского. Еще в интернате у него появилась идея нарисовать иллюстрации к его произведениям. К творчеству писателя он обращался на протяжении всей жизни, а в 1973 году даже написал портрет Достоевского.

4) Константин Васильев очень внимательно относился ко всем своим картинам — часто переделывал фоны, добавлял детали, рисовал много эскизов. В живописи его привлекала почти математическая точность.

Незадолго до смерти он хотел внести изменения в картину «Прощание славянки» и положил картину на отмывку. Полотно извлекли из воды только после смерти Васильева, и оно оказалось сильно повреждено.

5) Константин Васильев никогда не был женат и даже говорил, что его единственная спутница на всю жизнь — живопись. Напоминанием о юношеской влюбленности в Людмилу Чугунову остались ранние работы художника. Портрет его второй подруги Елены Асеевой часто экспонируют на выставках Васильева.

6) В поселке Васильево Константин Васильев работал не только учителем в школе, но и художником-оформителем на местных предприятиях, в том числе на Васильевском стекольном заводе. Он рисовал агитки, плакаты, оформлял лозунги. Должности художника на заводе не было, поэтому его записали слесарем второго разряда.

7) На Васильева сильно повлияла смерть его младшей сестры Людмилы в 1967 году. Девушка училась в 10 классе, когда внезапно тяжело заболела. Она попросила брата нарисовать для нее иллюстрации к былине о Дунае Ивановиче. Для сестры художник создал два больших полотна и несколько эскизов.

8) Константин Васильев задумывал, но не успел воплотить серию «Великие женщины России». В цикл должны были войти портреты выдающихся героинь русской истории — от княгини Ольги до космонавта Валентины Терешковой.

rebell91

Обо всяком

В этот день 34 года назад погиб Великий русский художник К.А. Васильев, погиб, когда ему было всего 34 года. Хотелось бы рассказать немного об авторе более 400 произведений, включающих такие знаменитые циклы, как «Русь былинная», «Кольцо Нибелунга» и многие другие работы.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в столице Адыгейской автономной области г. Майкопе. В то время город был оккупирован немецкими войсками и поэтому семья некоторые годы жила без отца, так как тот, будучи заядлым коммунистом, за месяц до рождения сына ушёл партизанить в Краснодарский край.
Не смотря на то, что немцы и знали о принадлежности Алексея Алексеевича к компартии, семья благополучно пережила дни оккупации и в 1945 перебралась в Краснодар, где спустя год в апреле у Константина родилась сестра Валентина. Из-за пополнения в семье им стало не хватать жилплощади, и отец попросил перевести его на работы в другое место. Перевели в Казань.

В 1949 у Алексея Алексеевича и Клавдии Парменовны Васильевой (девич. Шишкина) родился ещё один ребёнок — дочка Людмила и в это же время отцу предложили перейти на работу в другое место — он выбрал с.Васильево (25 км. от Казани). Те места тогда привлекали своей природной красотой.

Уже с раннего детства Константин начал увлекаться рисованием и однажды родители увидели статью в «Комсомольской правде» где было сказано, что Московская средняя худшкола при институте имени В.И. Сурикова принимает одарённых в области рисования школьников. Было решено отправить на конкурс несколько работ сына. Картины прошли конкурс, и тогда в Москву отправился уже сам Васильев. Был 1954 год.

Читайте также  Дакота джонсон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Практически около места его пребывания в столице, находилась Третьяковская галерея, которая вдохновляла юного художника и поэтому дела его шли очень не плохо. К осени 1956 он привёз написанные им за это лето акварели. Они были настолько хороши, что директор школы распорядился устроить выставку этих работ. Их хватило, чтобы увесить стены всего второго этажа. Это был один из первых успехов Васильева!

Но доучиться в Москве ему не было суждено, поскольку в 1957 тяжело заболел отец. Надо было вернуться. Поэтому Васильев поступил в Казанское худучилище, но сразу на второй курс и в 1961 закончил его, защитив дипломную работу, состоящую из эскизов декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Работу оценили на «отлично» и таким образом он стал художником-театральным декоратором. Сразу же татарский журнал «Чаян» предложил ему сотрудничать, и Васильев стал рисовать для него иллюстрации, которые в 1963 году с успехом выставлялись в московском Манеже и на выставке «Художники-сатирики Казани».

В 1967 от болезни, как и отец, скончалась его младшая сестра Люда. Уже зная, что трагического конца не избежать, Васильев начал рисовать её портрет:

Васильева всегда интересовал русский былинно-сказочный фольклор, древнеславянские и скандинавские мифы и легенды, а также общность корней в истории арийских народов.

«Воин с мечом» (1968)

На шлеме воина изображён орёл — символ власти в арийской мифологии. А под впечатлением от тетралогии Вагнера «кольцо Нибелунга» Васильев написал картины «Вотан-верховный бог древних скандинавов» и «Валькирия» (обе в 1969).

Шлем, украшен крыльями и имеет в своём убранстве знак арийцев.

«Валькирия над сражённым воином» (1969)

Приветственным жестом она принимает невидимую душу сражённоо героя.

В конце декабря 1974 Васильев вместе со своим другом, второй раз отправился в Москву, теперь в качестве представителя своих работ на выставке. Но тамошние организаторы его подвели и поэтому он вернулся домой уже не таким каким уезжал. Некоторые считают, что та поездка пошла ему во вред и с тех пор он стал депрессивным.

Автопортреты 1968 и 1970 гг.

В середине 70-х появилась ещё одна его знаменитая серия картин о Второй мировой. Вообще о войне он знал много, поскольку его отец был участников трёх войн: Первой мировой, Гражданской, где он служил в Чапаевской дивизии, и Второй мировой. Также на фронтах ВОВ участвовали и 4 брата его матери, два из которых погибли. Сам же Васильев служить в армии не смог по состоянию здоровья, о чём неоднократно жалел.
В этот цикл вошли картины: «Нашествие», с одной стороны которой стоит разрушенный Успенский собор Киево-Печёрской лавры, а с другой маршируют немцы; «Портрет маршала Г.К. Жукова»; «Парад 1941».

И две картины с названиями старых маршей: «Прощание славянки» и «Тоска по родине».

Так же планировалось создать картины про курскую дугу, портрет К.К. Рокоссовского и другие.

1974 год. На выставке в Вычислительном центре Казанского университета

27 мая 1973 года о Васильеве была помещена заметка в газете «Советская Татария», после которой директор литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского г. Семипалатинска попросил художника поделиться работами, которые тот рисовал к книгам великого писателя. Кстати они были похожи:

Автопортрет 1976 года и того же года портрет Ф.М. Достоевского

Последней завершённой работой Васильева стала картина «Человек с филином», после окончания которой, он сказал матери: «Теперь я знаю, как надо писать«.

. И через несколько дней его не стало. Примечательно то, что он сам себе предсказывал, что проживёт 33 года, ибо на его руке была короткая линия жизни. Ошибся всего на пару месяцев.
29 октября в молодёжном центре завершалась выставка, первая серьёзная выставка Васильева при жизни, и последняя. Тогда он представил три своих работы: «Нечаянная встреча», «Ожидание» и «Лена Асеева». Уезжая на неё он пообещал матери вернуться к 18:00, но не вернулся и только через 3 дня ей сообщили о его смерти.

Возвращаясь домой погиб при странных обстоятельствах. По оф. версии он якобы не услышал поезда, хотя как это возможно? Тем не менее нашли его с проломленной головой у ж/д платформы «Лагерная». Толи он погиб с другом, толи без, точной информации к сожалению так и нет о его трагической смерти.
Васильев очень любил творить ночью под музыку, поэтому, когда его хоронили в снежную погоду в березовой роще, уже родного посёлка, то играла как раз вагнеровская «На смерть Зигфрида».

В вещах художника был обнаружен полуобгоревший листок с записанными его рукой словами: «Художник испытывает наслаждение от соразмерности частей, наслаждение при правильных пропорциях, неудовлетворение при диспропорциях. Эти понятия построены по закону чисел. Воззрения, представляющие из себя красивые числовые соотношения, — прекрасны. Человек науки выражает в числах законы природы, художник созерцает их, делая предметом своего творчества. Там — закономерность. Здесь — красота.
Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая все сызнова, и в этом новом вновь возрождая жизнь. Наследное как спасающая сила»
.

После смерти художника его творения обрели вторую жизнь. Популярность была бешенная даже без какой либо рекламы. Правда за особый стиль многие искусствоведы его так и не признали как художника, но главное что признал народ. Выставки в столице продолжались с нарастающим успехом. В общем около 30 раз по инициативе ВООПИиК в столице и Подсмосковье открывались посмертные выставки.
В 1982 издательством «Изобразительное искусство» выпущен комплект репродукций «Русь былинная», а в 1988 прошла первая его выставка в Ленинграде. Также картины возили в Болгарию, Испанию и Югославию, и везде, даже неславянские народы, оценили эти картины.

Цитата из книги Олега Метелина — «Высоко над уровнем моря»:
(1991) — «Я, как дура, вчера по огромному блату достала два билета в Манеж на выставку Константина Васильева. Ты представляешь, какая очередь у этого Манежа?! Хвост на проспект Маркса заворачивает! Позаботилась, чтобы не мерзли, как цуцики, на улице!«.
Так и было, в 80-е люди стояли под 40-градусный мороз в очереди на Малой грузинской что б посетить выставку Васильева. Популярность художника была такая, что даже астроном Л.В. Журавлёва дала обнаруженному 25.10.1982 астероиду его имя — «3930 Васильев».

В 1984 семья Васильевых переехала в г. Коломну, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.

В 1988 Васильеву присвоена премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о ВОВ, сам он, кстати говоря, никогда не был даже комсомольцем. В конце этого же года при Московском отделении ВООПИиК создан Клуб любителей живописи Константина Васильева. А годом ранее был уже создан клуб при Коломенском ГК ВЛКСМ с многими дружескими клубами в других регионах страны, который образовал «Фонд К. Васильева», на деньги которого восстанавливались картины.

Посмотреть картины можно здесь.

Источники:
1978 — Док. фильм «Васильев из Васильева».
1985 — Художник Константин Васильев (А.И. Доронин)
1992 — Руси волшебная палитра (А.И.Доронин)
1999 — Док. фильм «Горит неугасимая свеча. «.
2002 — Док. фильм «Константин Васильев. Человек с филином»
2010 — Великие художники. Константин Васильев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: