Иван пырьев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Пырьев

Биография

Ивана Александровича Пырьева знают абсолютно все любители старого советского кино. Он писал сценарии и снимал одни из самых прославленных довоенных картин, например, «Свинарка и пастух», «Богатая невеста» и «Трактористы». Также на его счету великолепные экранизации произведений Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», «Белые ночи» и «Идиот». Между прочим, именно он стоял у истоков киностудии «Мосфильм», а также приложил массу усилий для создания Союза кинематографистов. За большой вклад в культурную жизнь страны Ивана Александровича наградили званием Народного артиста СССР.

Молодые годы Ивана Пырьева

Биография Ивана Пырьева началась в селе Камень Томской губернии. Сейчас этот населенный пункт называется городом Камень-на-Оби. Родители Ивана были крестьянами. Мальчику было всего три года, когда его отца убили в драке. Поэтому в раннем детстве Пырьев остался на попечении дедушки Осипа Комогорова и уже в восемь лет начал работать пастухом. Маму, которая сразу после смерти мужа уехала на заработки, он увидел в следующий раз, только когда окончил начальные классы.

Фото Ивана Пырьева | Ностальгия по советскому

Когда три первых класса остались позади, мать увезла Ивана с собой в маленький городок Мариинск. Там у нее уже был новый супруг, торговец фруктами по фамилии Амиров. С отчимом Пырьев особого языка не нашел, так как мужчина часто выпивал лишнего, а в таком состоянии становился агрессивным и лез в драку. Такие взаимоотношения в итоге закончились потасовкой: устав от побоев, 14-летний Иван схватился за топор, Амиров испугался и побежал жаловаться в полицию. Будущий режиссер решил, что ему лучше покинуть семью, сел в воинский эшелон и отправился на фронт.

Фото Ивана Пырьева | Музей актрисы Любови Орловой

В Первой мировой войне Иван Пырьев отличился большой храбростью, был удостоен Георгиевских крестов 3 и 4 степеней. Во время Гражданской войны юноша перешел на сторону Красной армии. Начинал как рядовой, но потом стал политруком и агитатором. Жизнь Ивана Пырьева забросила в Екатеринбург, где он, не прекращая исполнять прямых обязанностей, стал посещать театральную студию и даже выступал в профессиональной труппе под псевдонимом Алтайский, отдав дань уважения родному краю. Летом 1921 года Пырьев впервые видит выступление театра МХАТ, труппа которого приехала на Урал с гастролями. Уровень мастерства этих актеров так поразил молодого человека, что он тут же отправляется в Москву, чтобы учиться этому искусству.

Фото Ивана Пырьева | LiveInternet

Иван Александрович оканчивает актерское, а впоследствии и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В. Э. Мейерхольда и погружается в кинематографическую деятельность. Но помимо фильмов Пырьев прославится и как издатель и главный редактор журнала «Искусство кино», а также как директор киностудии «Мосфильм», руководитель Высших режиссёрских курсов и как основатель Союза кинематографистов СССР.

Фильмы

Окончив актерский факультет театральной студии, Пырьев дебютировал на экране в главной роли в кинофельетоне «Дневник Глумова». Но в процессе работы Иван понял, что руководить съемками ему интереснее и снова садится за парту, выучившись на режиссера. Сначала был помощником режиссера и писал сценарии для фильмов, например, «Третья молодость» и «Оторванные рукава».

Через четыре года ему наконец-то удается дебютировать как самостоятельному режиссеру с мелодрамой «Посторонняя женщина», за которой последовала сатирическая комедия «Государственный чиновник». Пырьев начал трудиться над новой картиной «Деревня последняя», но был уволен с киностудии за создание фильмов, «несоответствующих интересам государства». Иван оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и согласился сделать заказную антикапиталистическую драму-гротеск «Конвейер смерти».

Возле камеры, на съемочной площадке фильма «Партийный билет» | Кино-театр

Была политически ангажированной и следующая работа, «Партийный билет», о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но при этом дирекция «Мосфильма» осталась им недовольна, и Иван Александрович уезжает на Киевскую киностудию. Именно там он находит себя в жанре музыкальной комедии, благодаря которому и становится легендарным режиссером.

С актерами фильма «Свинарка и пастух» | Кино-театр

Интересно, что и вокруг комедии «Богатая невеста», ставшей первой среди очень популярных картин Пырьева, разгорелся нешуточный скандал. Так как в главных ролях были задействованы московские актеры Марина Ладынина и Фёдор Курихин, а второстепенными оказались в основном украинские артисты, то комитет по цензуре умудрился увидеть в фильме националистический уклон. Комедия легла на полку и, возможно, фильмы Ивана Пырьева больше не увидели бы свет, а его карьера на этом бы окончилась, но в 1938 году «Богатую невесту» просмотрел лично Иосиф Сталин и приказал срочно выпустить ее на экраны.

С актерами фильма «Кубанкские казаки» | Кино-театр

Успех был сногсшибательным, и Иван Александрович одну за другой выпускает музыкальные романтические картины «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Зрители полюбили эти комедии, хотя очень многие люди в семейном кругу отмечали, что к реальной жизни эти веселые и неутомимые работники не имеют никакого отношения. Любопытно, что у советского зрителя наибольшим успехом пользовались фильмы Пырьева «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух», а среди иностранцев феерический успех имела музыкальная мелодрама «Сказание о земле Сибирской». Ее закупили для показа 86 стран, а японцы и вовсе посчитали эту картину культовой.

На съемочной площадке | Официальный сайт Алтайского края

После войны Пырьев создает сильную мелодраму «Испытание верности», а также производственную картину «Наш общий друг» и военную драму «Свет далёкой звезды». Но особое значение для режиссера в его последние годы имеет переосмысление творчества Федора Достоевского. Иван Александрович снимает грандиозный фильм «Идиот» и максимально лиричный в своем драматизме кинороман «Белые ночи». Последней работой Пырьева стала экранизация «Братья Карамазовы», которая, что примечательно, является последним произведением и у Достоевского. Режиссер успел отснять две серии, но заключительную часть картины доделывали уже его друзья — Михаил Ульянов и Кирилл Лавров, которые сами снимались в мини-сериале.

Личная жизнь

В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.

Первая жена Ада Войцик и сын

Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.

Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии

Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.

С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт

Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.

С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма «Братья Карамазовы» | Кино-театр

Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».

Смерть

В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамазовы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.

Читайте также  Jim parsons - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия

Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюст великого земляка.

Иван Александрович Пырьев

Фото Все

Видео Все

«Тайны кино»: Иван Пырьев — Москва 24

Список Пырьева. От любви до ненависти

Пырьев Иван — Сказка и быль

Иван Пырьев — биография

Иван Пырьев – актер и режиссер, основавший Союз кинематографистов СССР, известный по фильмам «Трактористы», «Белые ночи», «Богатая невеста», «Братья Карамазовы».

Поклонники старых советских фильмов с благоговением относятся к самому имени Ивана Александровича Пырьева. Он был сценаристом и режиссером знаменитых довоенных картин – «Свинарки и пастуха», «Богатой невесты», «Трактористов». Пырьев занимался экранизацией романов Федора Достоевского, снял фильма «Братья Карамазовы», «Идиот», «Белые ночи». Он был одним из создателей киностудии «Мосфильм», Союза кинематографистов. Вклад Пырьева в культурную жизнь страны высоко оценило советское правительство, он стал Народным артистом СССР.

Детство и юность

Иван Пырьев – настоящий самородок, который благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию смог стать знаменитым режиссером. Предпосылок для такой карьеры не было никаких. Он родился 17 ноября 1901 года в бедной семье крестьянина из села Камень. В то время село относилось к Томской губернии, сейчас это город Камень-на-Оби. В свободное от полевых работ время его родители занимались погрузкой зерна на огромные баржи. Ване было только три года, когда его отец погиб в пьяной драке. Малыш остался в большой и дружной старообрядческой семье своего дедушки, Осипа Комогорова. Овдовевшая мать уехала из села на заработки, мальчик увидел ее вновь только через семь лет.

На фото Иван Пырьев в детстве

Мама забрала Ваню к себе, когда мальчику было 10 лет, и он уже закончил начальную школу. Она жила в небольшом городке Мариинске вместе со своим новым гражданским мужем, торговцем фруктами Ишмухаметом Амировым. Жить с отчимом оказалось непросто, его вспыльчивый характер доставлял много неприятностей подростку. После выпивки Амиров становился еще более агрессивным и неуправляемым. Но ради мамы Ване приходилось терпеть все его выходки. Все проблемы решил случай – во время очередного скандала с отчимом Ваня схватил топор и бросился на агрессора. Амиров откровенно испугался подростка, побежал искать защиты в полицейском участке. После этого оставаться в доме матери было уже невозможно, юноша садится в воинский эшелон, отправляется на фронт. Было ему в ту пору только 14 лет.

Молодой человек, попавший на службу в 32-ой Сибирский полк, отличался беспримерной храбростью. Первую мировую Иван Пырьев закончил с двумя Георгиевскими крестами на гимнастерке, и с двумя ранениями.

В период Гражданской войны Пырьев стал красноармейцем, сначала рядовым, затем политруком и агитатором. Его отправляют работать в Екатеринбург. В качестве агитации в те времена нередко использовали спектакли. Так молодой агитатор по долгу службы становится начинающий актером.

Занятия в театральной студии Губпрофсовета носили судьбоносный характер для Пырьева. Именно там он познакомился с Григорием Александровым, оказавшим огромное влияние на профессиональную деятельность будущего режиссера. Иван принимает деятельное участие в организации Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге он вступает в театральную труппу под псевдонимом Алтайский, участвует в революционных спектаклях. В 1921 году в Екатеринбург приезжает Третья студия МХАТ. Александров и Пырьев, восхищенные и пораженные мастерством актеров-профессионалов, отправляются покорять Москву. Пырьев заканчивает актерское, а позднее и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской В.Э. Мейерхольда.

Фильмы

После окончания актерского факультета ему доверили главную роль в картине «Дневник Глумова». Уже тогда молодой актер осознает, что его больше привлекает режиссерская деятельность. Иван немедленно исправляет ошибку – вновь садится за парту, получает профессию режиссера. Он занимает должность помощника режиссера, пишет сценарии для фильмов «Оторванные рукава», «Третья молодость».

И только через четыре года он дебютирует как самостоятельный режиссер в фильмах «Посторонняя женщина», «Государственный чиновник», «Деревня последняя». Партийные руководители недовольны его работой. Особенно много нареканий вызвала «Деревня последняя», из-за этого фильма его просто уволили с киностудии. Причиной таких жестоких мер было создание картин, «идущих в разрез с интересами государства». Безработный Иван Пырьев уезжает в Ереван, однако вскоре его приглашают стать режиссером антикапиталистической драмы «Конвейер смерти».

Его следующая работа «Партийный билет», повествующая о враге советской власти, ловко втершимся в ряды активистов, тоже была политически ангажированной. Но Пырьев был талантливым режиссером, он разбавляет политику драматизмом, элементами детектива. Фильм принес режиссеру первый всесоюзный успех, но дирекция «Мосфильма» недовольна работой Пырьева. Он отправляется на Киевскую киностудию.

Именно здесь Пырьев создает свои бессмертные шедевры, найдя себя в жанре музыкальной комедии. Зритель высокой оценил его картину «Богатая невеста». Разумеется, не обошлось и без скандала. В главных ролях этой комедии играют московские актеры – Марина Ладынина, Федор Курихин. Украинские актеры оказались на ролях второго плана, и это очень не понравилось комитету по цензуре. Его чиновники усмотрели здесь дискриминацию по национальному признаку.

Картина отправилась на полку, карьера Ивана Пырьева повисла на волоске. И только счастливый случай помог талантливому режиссеру – его фильм в 1938 году высоко оценил сам Сталин. По его приказу «Богатая невеста» была срочно выпущена на экраны. Картина пользовалась небывалым успехом, получила высокую оценку кинокритиков.

Воодушевленный таким успехом, Пырьев выпускает целую серию музыкальных романтических картин. Это «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Для советских зрителей эти фильмы были чем-то вроде веселой сказки, позволявшей хоть на время очутиться в другой, яркой и праздничной реальности. На самом деле жизнь обычного человека в нашей стране была значительно труднее.

Наибольшим успехом у советского зрителя пользовались комедии «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки». У зарубежных киноманов были другие предпочтения – им особенно нравилась картина «Сказание о земле Сибирской». Восемьдесят шесть стран закупили этот фильм для показа. В Японии к этому фильму относятся с особым почтением, считают его культовым.

В послевоенное время Пырьев работает много и удачно. Он создает картины «Испытание верности», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды». Из классиков его особенно привлекает Достоевский. Ивану Александровичу удалось создать грандиозный фильм «Идиот», предельно лиричную в своем драматизме картину «Белые ночи». Он успел отснять и две серии «Братьев Карамазовых», и это было его последней работой. Интересный факт – «Братья Карамазовы» были последним произведением Федора Достоевского. Над заключительной частью картины «Братья Карамазовы» пришлось работать друзьям режиссера, двум киношным братьям Карамазовым – Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову.

Личная жизнь

Первый брак Иван Пырьев заключил с актрисой Адой Войцик. Их знакомство состоялось на съемках картины «Конвейер смерти». Вскоре в семье родился сын Эрик. В сущности, молодая семья просто не выдержала испытаний жизненными трудностями. В фильме «Партийный билет» главную роль Пырьев доверил играть своей жене Аде Войцик. Эта картина не пользовалась большим успехом у зрителей, не позволила упрочить положение Пырьева на «Мосфильме». Творческий кризис, не слишком успешные совместные проекты стали причиной длительного разлада с женой.

Его новой «звездой», героиней фильма «Богатая невеста», становится блистательная, яркая блондинка Марина Ладынина. Эта талантливая женщина во всем поддерживает Пырьева, приносит ему небывалый успех и славу. Несколько лет Пырьев буквально разрывается между двумя женщинами – Адой и Мариной. Он не может бросить жену, поскольку чувства к ней еще сохранились, ему жаль ребенка, которому придется расти без отца. Ада более решительна, именно она становится инициатором расторжения неудачного брака.

Марина стала музой Пырьева на долгие 20 лет, в каждой его картине она играла главную роль. У них родился сын Андрей, который пошел по стопам отца, выбрав профессию режиссера. Пара долго жила в гражданском браке, они узаконили свои отношения лишь через 19 лет. Вскоре после этого события последовало расставание. Их последний совместный фильм назывался «Испытание верности», Марина играла здесь женщину, которую покинул муж.

Роль оказалась пророческой, через некоторое время Иван, увлекшийся молоденькой студенткой, уходит от Марины. Ладынина не смогла простить предательства мужа и круто оборвала с ним все отношения. Оскорбленный Пырьев, воспользовавшись своим непререкаемым авторитетом, сломал карьеру Ладыниной. Эту талантливую актрису, красивую женщину больше не снимали в фильмах.

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Новой страстной любовью Ивана Пырьева стала Людмила Марченко, получившая главную роль в «Белых ночах». Девушка была моложе своего поклонника на 39 лет, и она никак не поддерживала его ухаживаний. Маститый режиссер пребывал в бешенстве, он не привык терпеть отказов. Однажды он приехал к Марченко, и не застав девушку дома, выбил дверь в ее комнату и устроил там настоящий погром. Такой вспышкой ярости он хотел показать, как ему нужна эта женщина, и какую боль она приносит ему своим отказом. Их отношения не сложились, красавица Людмила вскоре вышла замуж. Несмотря на свою красоту и несомненный талант, Марченко не стала востребованной. Ее супруг бешено ревновал ее, и однажды в порыве ярости избил до полусмерти, изуродовал прекрасное лицо.

Читайте также  Марит бьорген - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Третьей женой Пырьева стала актриса Лионелла Скирда. По обычаю, он снимал ее в своих работах – «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы». После кончины режиссера Лионелла стала супругой Олега Стриженова.

Иван Пырьев и Олег Стриженов: два главных мужчины в жизни советской Лоллобриджиды

Назвать дочку Лионеллой судовой механик из Одессы и его жена решили, когда познакомились в рейсе с итальянкой с таким именем. Похоже, это была судьба: выросшую красавицей Лионеллу Скирду за итальянку и принимали – уж очень была похожа на Джину Лоллобриджиду. Однокурсники по ГИТИСу даже прозвали Линой Лоллоскирдиной. А красавец Олег Стриженов, использовав сходство как повод, подошел познакомиться – в Одессе тогда снимали картину «Мексиканец», а юная Лионелла затесалась среди зевак.

Эта встреча, не имевшая никакого продолжения, все равно стала судьбоносной: девушка влюбилась в актера, он ее тоже заметил, но быть вместе они смогли только через много лет.

Судьба свела их снова в Ялте. Лионелла уже получила актерский диплом, и ее пригласили на главную роль в картину «Вольный ветер». Роман со Стриженовым был бурным, но бессмысленным: актер не собирался бросать жену и пятилетнюю дочь.

А на юную Лионеллу обратил внимание сам Иван Пырьев. Ей 19, ему под 60! Когда она ответила взаимностью, все вокруг решили – ну конечно, он же режиссер да еще и руководитель «Мосфильма», она актриса, вот и сдалась ради карьеры.

На съемках фильма «Братья Карамазовы» с мужем и режиссером Иваном Пырьевым. Фото: Мастюков Валентин/ТАСС

Однако Лионелла, со временем ставшая Пырьевой (его предыдущая жена Марина Ладынина несколько лет не давала развод), утверждала, что испытывала к супругу нежные чувства.

— Очень красиво ухаживал. И в какой-то момент я ответила согласием на предложение Пырьева. Никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь. У нас и конфликтов-то не было. Разве что я брошу крепкое словцо, когда Иван нарушал режим питания, — делилась Лионелла Ивановна воспоминаниями с корреспондентом «Экспресс газеты».

Они прожили душа в душу шесть лет, до смерти Ивана Пырьева в 1968 году. После похорон вдова нашла завещание, согласно которому, все оставалось ей. Но по ее словам, им не воспользовалась.

— Ходу бумаге я не дала. Иван Александрович умер внезапно — остановилось сердце во сне. А если бы он передумал, всех простил? Так что все, что могла, я отдала. Хотя денег было немного: всего десять тысяч рублей. Даже стоимость машины, которую я оставила себе, выплатила его близким, — утверждает актриса.

Лионелла Ивановна отметает все обвинения, которые предъявляли Пырьеву некоторые актрисы: мол, предлагал вступить с ним в интимную связь, а отказавшимся ломал карьеру.

— Пырьев бесконечно высоко ставил женщину. И постоянно страдал из-за своей доверчивости. Такие слухи распространяют люди с несостоявшимися карьерами. При его жизни почему-то о подобном не говорили, хотя свалить Пырьева — было бы за что — не составляло труда. Достаточно написать донос куда следует, — поясняла Лионелла Ивановна «Экспресс газете».

С Олегом Стриженовым она, конечно, пересекалась – мир кино тесен. Но коротко и даже парой слов не перекидывались. А в 1975 году судьба свела их на съемочной площадке картины «Последняя жертва». Актер был в разводе, и ничто не помешало ему сделать предложение любимой женщине.

Они вместе 45 лет: поженились в 1976 году, а в 2010-м венчались. В 1987-м Лионелла Стриженова приняла серьезное решение: уйти из кино и полностью посвятить себя семье. Считала, что двух звезд в семье быть не должно, кто-то должен уступить, чтобы не встречаться урывками, между съемками.

— Я вообще в кино случайно попала. На последнем курсе меня утвердили на «Вольный ветер», так я даже плакала, что выпадаю из дипломного спектакля. Наше поколение артистов было пропитано театром, помешано на Чехове, Островском. В театральном мы бегали на фотопробы, чтобы получить за это четыре рубля, — так ответила Лионелла Ивановна на вопрос, не жалеет ли она о своем решении.

Иван Пырьев — 5 сломанных судеб

В кинематографе режиссера Ивана Пырьева не зря прозвали Иваном Грозным. Директор «Мосфильма», известный своим деспотизмом, действительно был царем Госкино: от его слова зависело буквально все. Одним он давал путевку в жизнь, а другим ломал судьбу.

Официально Пырьев был женат трижды, но при этом имел несколько любовниц. Особую страсть он питал к молодым начинающим актрисам. Еще при жизни режиссера ходили слухи, что за роль в картине Пырьева девушкам приходилось благодарить его в постели. Но были и те, кто посмел отказаться. Их имена попадали в черный список Пырьева, а карьера была безвозвратно разрушена.

Страстный роман режиссера и актрисы Марины Ладыниной разгорелся во время съемок. Оба состояли в официальных браках, но их это не смущало. Только когда в 1938 году актриса родила сына, Пырьев ушел к ней от жены. «Он бросит тебя так же, как и меня, — ради молоденькой актрисы!» — эта фраза, в сердцах сказанная первой супругой режиссера актрисой Адой Войцик, прозвучала как пророчество.

Марина стала музой Пырьева, вытащила его из творческого кризиса. А он сделал из нее звезду, сняв в девяти фильмах, в том числе «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.), «Кубанские казаки» (1949 г.). Пара Пырьев — Ладынина была не только самой известной и любимой в СССР, но и обласканной властью. «В одной постели спят 11 лауреатов Сталинской премии», — шутили о супругах.

Впрочем, в отношениях звезд советского кино не все было гладко и, узнав о романе Пырьева с молоденькой актрисой Людмилой Марченко, Ладынина написала на мужа донос в ЦК КПСС. Правда, потом опомнилась, смяла бумажку и бросила в мусорное ведро. Там ее нашла не в меру бдительная домработница и отдала Ивану Александровичу. Последствия не заставили себя ждать.

Развод был тяжелым и очень болезненным. На суде подкупленная домработница показала, что Ладынина постоянно изменяла мужу. В итоге Пырьев забрал у актрисы сына. «Ты больше никогда не будешь сниматься!» — злорадно прошипел он, с видом победителя проходя мимо. Так и вышло. Ни один режиссер не посмел пригласить звезду в свою кинокартину. Марина Ладынина стала жить затворницей и умерла в глубокой старости, в забвении и бедности.

В красивую 18-летнюю студентку ВГИКа Людочку Марченко режиссер Иван Пырьев влюбился с первого взгляда. Без всяких проб и худсоветов он сразу утвердил ее на главную роль в своей картине «Белые ночи» (1959 г.). После выхода фильма в свет на Марченко обрушилась всесоюзная слава.

Очевидцы утверждают, что Пырьев был буквально ослеплен страстью: снял для возлюбленной квартиру, обещал развестись с женой и бросить к ногам красавицы все свои деньги, связи, власть, даже ездил к ее родителям официально просить Людочкиной руки. «Да вы же на 40 лет меня старше! Вы мне в дедушки годитесь. » — отшучивалась Марченко.

Между тем слухи об их якобы связи, словно ядовитые змеи, уже ползли по столице. Пырьев внес имя возлюбленной в свой черный список, но лишь потому, что надеялся: гордая девушка придет к нему сама. Однако этого не случилось. Людмила закрутила роман с актером Олегом Стриженовым, забеременела, но сделала аборт, потому что Олег был женат.

Говорят, в приступе ревности Пырьев выломал дверь ее квартиры и все оазгоомил. А в ответ на робкие слова девушки о том, что она будет жаловаться, расхохотался: «На меня можно жаловаться только в ДОСААФ!» Даже родная сестра не верила Людмиле, что у нее нет романа с Пырьевым. «Ну не могу я лечь в постель со стариком! Он мне неприятен!» — убеждала ее Марченко.

Из-за досужих сплетен быстро распался первый брак Людмилы, а вторая попытка создать семейный союз закончилась трагедией. Когда муж-геолог вернулся из экспедиции, его «просветили» относительно ее «измен» с Пырьевым. Ревнивец избил жену до полусмерти. Врачи вернули актрису с того света, но в изуродованной 26-летней женщине с синяками, переломами и порванными губами трудно было узнать красавицу Людмилу Марченко. Потеряв здоровье, карьеру и надежду на полноценную семью, она стала злоупотреблять алкоголем и умерла в возрасте 56 лет.

Во время съемок «Кубанских казаков» Иван Пырьев пытался ухаживать за Екатериной Савиновой. Однажды он велел актрисе прийти вечером в его гостиничный номер. Думая, что речь пойдет о работе над ролью, Савинова постучалась в дверь Ивана Александровича. Когда же наивная деревенская девушка поняла, чего от нее на самом деле хочет сластолюбивый столичный режиссер, залепила Пырьеву звонкую пощечину. В тот самый миг она стала жертвой «пырьевского проклятья». Савиновой вдруг отказали сразу все режиссеры, в том числе уже утвердившие ее на роли Пудовкин и Чухрай. Предлагали лишь малозначимые, эпизодические роли.

Читайте также  Леонардо да винчи - биография знаменитости, личная жизнь, дети

У актрисы случился нервный срыв. Ее супруг Евгений Ташков решился пойти против главы «Мосфильма» и специально для Екатерины снял фильм «Приходите завтра» (1963 г.), перенеся съемки в Одессу, подальше от влияния Пырьева.

В знаменитой кинокартине Савинова снималась уже будучи больной. Ее мучили приступы шизофрении, ставшей следствием заражения бруцеллезом -Екатерина выпила в Крыму парного молока. Ни заботливый муж, ни любимый сын не смогли ее спасти. В 1970 году 43-летняя актриса покончила с собой, бросившись под поезд.

Знаменитый голос Клары Румяновой известен нам по озвучиванию множества советских мультфильмов отечественных и зарубежных фильмов, пластинкам со сказками. Но внешность этой талантливой актрисы вряд ли кто вспомнит сразу. А все благодаря Ивану Пырьеву — в его черный список имя Клары Румяновой попало много лет назад.

Режиссер пригласил Клару на роль в фильме «Испытание верности». А строптивая Румянова не только отвергла его ухаживания, но и отказалась от работы с ним, назвав сценарий провальным. Такой дерзости именитый режиссер не стерпел, и актерская карьера Клары Румяновой с того момента была практически закончена.

Мировая слава ждала красавицу Ию Арепину после выхода в свет советского фильма «Капитанская дочка» (1959 г.). Конечно, Иван Пырьев оказался в первых рядах поклонников симпатичной блондинки. Однажды он предложил ей отдохнуть от съемочного процесса вместе. В ответ девушка молча развернулась и ушла. Вернуться на эти, как и на любые другие съемки, ее больше не приглашали. 14 лет Ия довольствовалась эпизодическими ролями, но позже ей удалось блеснуть в «Калине красной» (1973 г.) у Шукшина. Впрочем, время уже было упущено, и ее карьера угасла.

Много лет беспредел директора «Мосфильма» и по совместительству руководителя Союза кинематографистов СССР всеми замалчивался. Но смерть Ивана Пырьева в 1968 году позволила его жертвам говорить открыто.

Незадолго до своей кончины раскаявшийся режиссер обзванивал тех, кому в свое время перекрыл кислород, и просил прощения. Но как можно переписать искалеченные им судьбы?

Рассказывают, что самой сильной страстью до последних дней для Пырьева оставалась Людмила Марченко. Он нашел себе очень похожую внешне спутницу — актрису Лионеллу Скирду, на которой женился за несколько месяцев до ухода из жизни. Во всех до сих пор не утихающих скандалах, затрагивающих имя Пырьева, Лионелла преданно отстаивает его невиновность, утверждая: его жертвы все выдумали сами, желая погреться в лучах славы известного режиссера.

«Харви Вайнштейн СССР» и его жертвы: Клара Румянова, Людмила Марченко и другие

Официальная биография

Иван Александрович Пырьев родился 4 ноября 1901 года в Томской губернии. С трех лет, после смерти отца в драке, воспитывался в семье деда. С 1915 года воевал на фронте, получил несколько наград. Переболел тифом, после чего уехал в Екатеринбург и поступил в театральную студию. В 1921 году переехал в Москву, где играл различные роли в постановках Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда.

После окончания актерского и режиссерского отделений Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Пырьев начал карьеру режиссера. В 1936 году вышел его первый фильм «Партийный билет» о врагах народа, но по-настоящему он прославился как комедиограф. Под его руководством вышли музыкальные комедии «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки», а также романтическая лента «В шесть часов вечера после войны» и экранизации романов Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы».

В 1954 – 1957 годах руководил студией «Мосфильм», затем основал и возглавил Союз кинематографистов.

Иван Пырьев умер 7 февраля 1968 года во сне от очередного инфаркта.

Марина Ладынина

Биография Пырьева была бы вполне заурядной, если бы не его любовь к слабому полу. Вовсю пользуясь своей властью и положением, он в буквальном смысле не пропускал ни одной актрисы.

Пырьев был трижды женат. Первой его супругой стала актриса Ада Войцик, которой повезло застать времена, когда власть мужа была еще не так велика. Она играла в его картине «Партийный билет» (1936), а затем продолжила актерскую карьеру в других фильмах уже без участия Пырьева.

К моменту выпуска этой ленты Иван уже был влюблен в свою будущую вторую жену Марину Ладынину. Они познакомились на выходе из киностудии «Мосфильм», и вскоре он предложил ей руку и сердце. умолчав, что уже женат. В 1938 году Марина родила сына Андрея, и после этого Пырьев наконец развелся с Адой и женился на ней.

Ладынина играла главные роли во всех его картинах этого периода («Богатая невеста», «Трактористы», «Кубанские казаки» и др.) и до определенного времени покорно сносила интрижки мужа (возможно, закрывая глаза на то, как актрисам, отказавшим ему, ломали карьеру в кино). Последним фильмом Пырьева, в котором снялась Ладынина, была лента «Испытание верности» (1954 год). На съемках они сильно поругались, но развелись они позже.

После этого Марина Ладынина снялась лишь в одном фильме, который так и не появился в кинотеатрах. Официальная причина отсутствия ролей, которую она называла: ей хотелось запомниться зрителям молодой. Но, скорее всего, главная причина была вовсе не в этом.

Екатерина Савинова

Актриса получила известность после роли Любочки в фильме «Кубанские казаки» (1949). Иван Пырьев больше года оказывал ей знаки внимания, однако Савинова была непреклонна. Однажды он пригласил ее в гости с определенными намерениями, она не удержалась и дала ему пощечину. Тогда Пырьев использовал все свое влияние, чтобы ее не приглашали ни на одну роль. Бывало так, что Савинова приезжала на пробы, успешно проходила их, но получала отказ. Играть в театре она не хотела, считая своим призванием кино. После нескольких эпизодических ролей сыграла Фросю Бурлакову в фильме «Приходите завтра. » (1963), но даже это удалось лишь потому, что съемки проходили в Прибалтике.

Клара Румянова

Известная актриса, голос многих советских мультфильмов, по упорным слухам, должна была играть главную роль в «Испытании верности» вместо Ладыниной. Это уже указывало на то, что о верности во втором браке Пырьева речи не шло: просто так роли в своих фильмах он не предлагал. Однако Румянова не согласилась: ей не понравился сценарий, да и притязания режиссера выходили за рамки профессиональных. Тогда она еще не была знаменитой, но Пырьев сделал все, чтобы роли ей предлагали как можно реже. Взлет карьера пришелся уже на середину 60-х годов.

Людмила Марченко

В 1959 году на экраны вышел фильм «Отчий дом», главную роль в котором сыграла 19-летняя актриса Людмила Марченко. Иван Пырьев заметил молодую звезду сразу — и предложил ей роль в фильме «Белые ночи». Пытаясь завоевать расположение девушки, снял ей квартиру в Москве, куда приезжал без приглашения. В итоге она вынуждена была оттуда съехать. Он обещал жениться, но и это не сработало, пытался действовать через мать актрисы — однако и тут его ждала неудача.

Поскольку о всесильности Пырьева в актерском мире знали все, Марченко убеждали согласиться, иначе ей придется завершить карьеру. Но она не поддавалась. Пожилого ловеласа вызвали в ЦК партии, где он заявил, что Людмила — его последняя любовь, и руководство страны с пониманием отнеслось к его притязаниям.

Тем временем Марченко вышла замуж, однако до супруга доходили слухи о ее — несуществующем — романе с Пырьевым. И когда ее пригласили сниматься в Прибалтику (в Москве без разрешения Ивана, который нажимал на все доступные рычаги, Марченко ролей не давали), муж столкнулся с «любовником» на киностудии и развелся с Людмилой.

Тогда Пырьев похлопотал о выделении ей квартиры в Москве и начал спаивать молодую актрису (сам он пить не мог), но и это не помогало: Людмила не была готова к отношениям с человеком, который был старше ее на 40 лет!

Точку в этой истории поставил второй муж Марченко. Он тоже ревновал актрису к Пырьеву и однажды напал на нее с ножом – изуродовал лицо. После этого Людмила оказалась не нужна никому, начала пить, еще дважды выходила замуж и умерла в безвестности.

Другие жертвы

На данный момент известно, что под «пырьевский запрет» в разное время попадали также актрисы Ольга Бган и Ия Арепина — обе не нашли потом места в советском кинематографе. Наверняка этот список неполон, просто в то время не все были готовы рассказывать о таких постыдных вещах. Влияние Ивана Пырьева простиралось гораздо дальше съемочной площадки, а остановить его было фактически невозможно.

Фото: С. Иванов-Аллилуев/ТАСС, Г. Вайль/ТАСС, Legion-media

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: