Иван кожедуб — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Кожедуб

Биография

Иван Никитович Кожедуб – трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации, советский военачальник и участник Великой Отечественной войны. На счету летчика десятки сбитых вражеских самолетов.

Детство и юность

8 июня 1920 года родился будущий летчик Иван Никитович Кожедуб. Мальчик рос в крестьянской семье, где отец служил церковным старостой. Детство и юность Ивана прошли в Глуховском уезде Черниговской губернии, которая была позже переименована в Шосткинский район Сумской области Украины.

В 14 лет Кожедуб получил аттестат зрелости, после чего отправился в город Шостка. Молодой человек подал документы в химико-технологический техникум, прошел необходимые испытания, после чего был зачислен в качестве студента в учебное заведение.

Иван Кожедуб в молодости

К авиации Иван тянулся с юношеских лет, поэтому во время учебы в техникуме стал заниматься в аэроклубе. В 1940 году в биографии Кожедуба появилась новая строчка – Красная Армия. Молодой человек перевоплотился в военнослужащего.

В это же время Иван завершил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков. Самолеты завораживали Кожедуба, поэтому парень решил остаться здесь в должности инструктора.

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Личная жизнь

В 1928 году родилась будущая супруга Ивана Кожедуба Вероника Николаевна. О том, как молодые люди познакомились, как между ними завязались романтические отношения, военнослужащий предпочитал не рассказывать.

Иван Кожедуб и его жена Вероника

В послевоенные годы в семье Героя Советского Союза родилась дочь, которую назвали Натальей. Позже девушка подарила родителям внука Василия Витальевича. Сейчас мужчина трудится в медицинском учреждении в Москве.

В 1952 году вновь у Кожедубов случилось пополнение. На этот раз родился сын. Мальчик получил имя Никита. Юноша пошел по стопам отца, но только не в летное, а в мореходное училище. Во время службы Никита женился на девушке по имени Ольга Федоровна. В 1982 году у новоиспеченной семьи родилась девочка Анна. В 2002 году объявили о кончине капитана 3 ранга ВМФ СССР.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.

Могила Ивана Кожедуба

К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Личная жизнь

Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди них двести семьдесят Героев и двадцать два дважды Героя Советского Союза. Перед каждым стояла цель: освоить новую авиационную технику, овладеть командирскими навыками и вернуться в строй, чтобы в мирное время охранять небо родины.

Академический городок раскинулся в живописной местности среди лесов. Аудитории, библиотека, сам распорядок жизни – все располагало к учению. Но поначалу боевые летчики, успешно бившие врага, не могли спокойно сидеть за книгами, изучать теорию, сложную военную науку. Наступила новая эра в авиации – эра реактивных самолетов. Тех самых, с одним из которых Иван Кожедуб столкнулся в небе всего лишь полгода назад. Тогда в советские воинские части уже стали поступать отечественные машины нового типа.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб. Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи. После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали.

С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет. Правда, Вероника недолюбливала традиционных застолий, которые часто устраивались в доме. По словам сына, мать строго присматривала, чтобы Кожедуб, не дай бог, не выпил лишнего, хотя он и сам прекрасно знал меру. «Никогда я его не видел пьяным, – вспоминает Никита Иванович. – И сколько бы он вечером с друзьями ни принял, утром всегда был как огурчик. Мужик был крепкий. Но иногда наутро после праздника мама на батю бурчала, мол, разошелся ты вчера, хватил лишку. На такие случаи у него была любимая поговорка: «Три танкиста выпили по триста – гордый сокол выпил девятьсот». На этом разбирательства заканчивались».

Читайте также  Валентина шендрикова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Возможности у семьи Кожедуб в те годы были достаточно большими, в том числе и финансовые. В конце 1940-х годов, когда они какое-то время жили в Ленинграде, в городе было много комиссионных магазинов, где можно было найти очень редкие и красивые вещи. Обычно накануне какого-нибудь праздника Вероника с подругами устраивала рейд по комиссионкам, а потом говорила мужу, что в таком-то магазине ей понравилось пальто или кофточка. К празднику Иван дарил жене именно эту вещь.

Дома Иван Кожедуб во всех домашних делах полагался на супругу. Она главенствовала в семье и с детьми была построже, чем отец. В быту Иван Никитович был очень мягким человеком. Однажды, когда сына хотели отчислить из Суворовского училища за курение, Кожедуб заступился, поговорил с начальником, а потом спокойно сказал Никите: «Ты, сынок, должен бросить эту гадость!» Кстати, сам Иван Никитович бросал курить огромное количество раз. Как-то они с сыном гуляли на Красной площади, когда Кожедуб перед самой площадью докурил сигарету, растер окурок о брусчатку и зарекся больше не курить. Для него Красная площадь, по словам Никиты Ивановича, была священным местом. Клятва, которую он дал именно здесь, должна была удержать его от вредной привычки. А жена и старшая дочь уже замучили Кожедуба-старшего уговорами бросить курить. И три года он таки продержался. Интересно, что когда Иван Никитович в очередной раз бросал курить, он докуривал сигарету, а на окурке ставил дату и расписывался. Но такая же процедура могла повториться и завтра, и послезавтра. Вероника вспоминала, что как только Иван приходил с полетов, то сразу же бросал курить. Проходит несколько дней – снова в полет. Как же перед вылетом не покурить, ведь это уже было что-то вроде ритуала. Потом Иван Никитович стал собирать эти подписанные окурки. Со временем их набралась большая коробка из-под обуви, которая хранилась в доме достаточно долго. Иногда Кожедуб перебирал эти памятные окурки, смотрел на дату, вспоминал, что было в этот день. Бывало, самые большие окурки закуривал повторно, а потом снова ставил на них еще одну дату и роспись.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Личная жизнь министра

Личная жизнь министра По воспоминаниям очевидцев, Виктор Семенович на служебной машине ездить не любил, предпочитал ходить пешком, а на улицах приказывал сопровождающим давать по сто рублей нищим, преимущественно старухам. Ему нравилось, когда старухи крестились,

МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ — ЭТО МОЕ ДЕЛО

МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ — ЭТО МОЕ ДЕЛО — Вы говорите, что Хо Чин — хорошая жена и мать, которая способна вывернуться наизнанку, которая приняла двух детей премьер-министра от первого брака как своих. Но, судя по всему, общественность не знает ее с этой стороны.- А почему они должны об

Личная жизнь Рано Хабибовны

Личная жизнь Рано Хабибовны Всего четыре месяца проработала школьной учительницей педагог по специальности Рано Абдуллаева. Её увлекла комсомольская работа. Стала Рано первым секретарём ЦК ЛКСМ Узбекистана, затем – заместителем Председателя Совета Министров

Личная жизнь, она же общественная

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Сложной и разносторонней была творческая и общественная деятельность Кольцова, но надо сказать, что его личная жизнь сложилась тоже непросто и нелегко. Он был женат трижды, хотя в общем, это не такое уж редкое явление. Я уже упоминал о том, что в 1918 году в Киеве

Личная жизнь

Личная жизнь Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди

Глава 9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В НИЖНЕМ

Глава 9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В НИЖНЕМ Секретарь Нижегородского крайкома стоял на хорошем счету не только как эффективный руководитель, обеспечивающий впечатляющий рост экономики. И сугубо в бытовом плане он мог считаться — и считался! — образцовым партийным руководителем и

Неличная личная жизнь

Неличная личная жизнь Ее не было, и пока, к сожалению, не предвидится. Да и что такое личная жизнь? Привязанность к бытовым приборам, мягкой кровати и ножу для хлеба за 100 долларов? Или теща, живо интересующаяся, как живете, что жуете и что у вас в мусорном ведре? Моя семейная

Раунд второй: личная жизнь

Раунд второй: личная жизнь Разница в стиле отражается и в описании личной жизни двух наших блондинок. Грейс, как известно, не раскрывала своих карт и давала очень мало интервью (по крайней мере, на ранних этапах своей карьеры). «Человек не должен делиться сокровенным, иначе

Личная жизнь

Личная жизнь А теперь я попробую ответить на самый больной вопрос, который обязательно возникнет у читателя после прочтения последней главы и который мне всегда задают на публичных встречах — с читателями, студентами, подписчиками. Зачем мы пишем про личную жизнь

12. Личная жизнь правителя

12. Личная жизнь правителя Характеризуя действия Пу И в период Маньчжоу-Го, следует сказать, что он был человеком довольно неуравновешенным, жестоким, трусливым и подозрительным. Если мы посмотрим на обличительные сведения, поданные его домочадцами, когда они все сидели в

ГЛАВА 12 Личная жизнь

ГЛАВА 12 Личная жизнь Университет был важной частью моей жизни в течение тридцати двух лет. Я очень ценю эти годы роста и накопления опыта. Мне повезло: я могла учить языку, который был моим от рождения, на котором я говорила с самого детства, могла передавать русское

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Белой властью было организовано во Владивостоке Управление рыбными промыслами Дальнего Востока и 1 ноября 1918 года начальство подписало приказ о назначении В.К.Арсеньева младшим инспектором рыболовства. В конце ноября того же года Арсеньева ждал страшный

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Белой властью было организовано во Владивостоке Управление рыбными промыслами Дальнего Востока и 1 ноября 1918 года начальство подписало приказ о назначении В.К.Арсеньева младшим инспектором рыболовства. В конце ноября того же года Арсеньева ждал страшный

Иван Никитович Кожедуб

Фото Все

Видео Все

«Две войны Ивана Кожедуба». Документальный фильм

Иван Кожедуб | Пишем историю

Легенды армии — Иван Кожедуб

Иван Кожедуб — биография

Иван Кожедуб – прославленный летчик-ас, военачальник. В 1985 году стал маршалом авиации, три раза удостоился звания Герой Советского Союза. С 1946-го по 1961 годы избирался депутатом Верховного Совета, в 1989-1991-м годах был народным депутатом СССР.

Каждый настоящий летчик-ас обладает собственным, непохожим на других почерком в небе. Имелся он и у Ивана Кожедуба, человека мужественного, отважного, хладнокровного. Его умение быстро разобраться в сложившейся ситуации, оценить риск и найти единственно верное решение, поражало всех, кому приходилось иметь с ним дело. Он настолько виртуозно владел машиной, что казалось, поведет ее, даже закрыв глаза. Во время полетов летчик использовал разнообразные маневры – змейки, развороты, горки, пикирования. Кожедуб всегда первым находил противника, и при этом ни разу не «подставился» под вражеские удары. Его не сбили ни разу, даже в самых критических ситуациях этот героический летчик всегда садил машину.

Детство

Родина Ивана Кожедуба – Украина, а если точнее, то небольшая деревушка Ображиевка в Глуховском уезде Черниговской губернии. Именно там, в семье церковного старосты Никиты Кожедуба и его жены-домохозяйки Стефаниды Кожедуб родился будущий прославленный летчик, герой войны. С раннего детства Иван начал рисовать, получалось у него неплохо, он даже хотел после школы продолжить учебу в художественном техникуме. Однако после получения аттестата стал студентом Шосткинского химико-технологического техникума. В студенческие годы часто посещал занятия местного аэроклуба.

Иван Кожедуб в молодости

В начале 1940 года Ивана призвали в Красную армию. В том же году, осенью, молодой человек окончил обучение в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, и остался в ней инструктором.

Служба

В 1941 году преподавательский состав и все курсанты авиашколы были эвакуированы в Казахстан, город Чимкент. В 1942-м Кожедуб выполнял тренировочный полет, во время которого чуть не погиб. После взлета у машины отказал мотор, и только выдержка пилота, его умение быстро оценивать ситуацию и мгновенно принимать решение, спасла и самолет, и самого летчика. Он сумел приземлиться на поле. Кожедуб никак не мог осилить огневую подготовку, но после упорных тренировок опережал остальных летчиков по всем видам стрельбы.

Молодой летчик Иван Кожедуб на службе во время войны

23 февраля 1942 года он получил очередное звание – старший сержант. В ноябре того же года его направили в Иваново, где формировался 240-й истребительный полк 302-й истребительной дивизии. Спустя год Ивана Кожедуба перекинули на Воронежский фронт.

Ивану выделили самолет Ла-5, на борту которого красовалась надпись «Имени Валерия Чкалова», бортовой №75. В первом бою летчик прикрывал аэродром и во время атаки немецких бомбардировщиков попал не только под их удар, но и под залпы зенитной артиллерии Красной армии. Самолет Кожедуба был сильно поврежден, но летчик все же сумел посадить его. Пилот спасся только благодаря спинке из прочного материала, но машина восстановлению не подлежала. Некоторое время Ивану пришлось летать на свободных самолетах эскадрильи, своей машины у него не было. Командование приняло решение перевести Кожедуба на пост оповещения, но благодаря заступничеству командира полка, его оставили в эскадрилье.

Читайте также  Брендан фрейзер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Кожедуб в самолете

Летом 1943 года Кожедуба повысили в звании, теперь он младший лейтенант. Его назначили командовать эскадрильей. Свой первый вражеский самолет – бомбардировщик Юнкерс Ю-87 Иван сбил 6 июля 1943 года во время боя за Курскую дугу. 7 июля сбил еще один, а 9-го уничтожил сразу два вражеских истребителя Bf-109. 4 февраля 1944 года старший лейтенант Иван Кожедуб получил свою первую звезду Героя Советского Союза. На тот момент на его счету уже были 146 боевых вылетов и 20 сбитых машин врага.

В мае 1944-го Кожедуб пересел на машину Ла-5ФН с бортовым номером 14. На ее создание выделил средства простой колхозник-пчеловод Василий Конев из Сталинградской области. В августе 1944-го Ивану дали капитанское звание и назначили на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Того же времени он пересел на новый истребитель Ла-7.

19 августа 1944 года летчик второй раз стал Героем Советского Союза. К тому времени на его счету уже было 256 вылетов и 48 уничтоженных фашистских самолетов.

Самолет Кожедуба ЛА-5фн

В конце войны гвардии майор Иван Кожедуб провел 120 воздушных боев, уничтожил 64 самолета противника, среди которых были пикирующие бомбардировщики, истребители, штурмовики и даже один реактивный истребитель. За все годы летчик 330 раз поднимался в небо, отлично стрелял, предпочитал не сближаться с противником, и открывать огонь на расстоянии от двухсот до трехсот метров от вражеского самолета.

Свой последний бой прославленный летчик провел в небе над столицей фашистской Германии 17 апреля 1945 года. В этом сражении он сбил два истребителя FW-190. По итогу Великой Отечественной войны Кожедуба признали самым результативным летчиком-истребителем.

18 августа 1945 года Иван Никитович третий раз удостоен самой высокой правительственной награды – медали «Золотая Звезда» и звания Герой Советского Союза.

Иван летал только на самолетах, выпущенных в СССР. Так случилось, что в конце войны Кожедуб поразил две машины союзников, к которым направлялся на помощь. В апреле 45-го он увидел, что несколько «мессеров» устремились к тяжелому бомбардировщику американцев В-17 «Фортресс», и кинулся ему на помощь. Американские летчики не поняли, что Иван хотел им помочь, приняли его за фашиста и открыли по его самолету огонь. Кожедуб выполнил мастерский переворот, увернулся от их выстрелов и сам пошел в атаку. Летчик одного из подбитых самолетов сумел катапультироваться, второй погиб в воздухе. Моменты этой схватки зафиксировал фотокинопулемет, установленный на машине Кожедуба. Если бы не эта съемка, летчика ждали бы большие неприятности. По сути дела Ивана Никитича спас командир полка – полковник Чупиков, передавший ему проявленную пленку, и посоветовавший не распространяться о происшествии.

Сколько раз Кожедуб оказывался в сложных ситуациях, трудно даже представить. Но его мужество и героизм, помноженные на исключительное хладнокровие помогали ему выбираться из самых сложных переделок. Каждый раз летчик сажал свой самолет, даже если тот получил серьезные повреждения, и сам выходил сухим из воды.

Биография прославленного летчика навсегда связана с небом, поэтому после победы он продолжил служить в ВВС. Он умел хорошо воевать, но в мирное время от него требовались теоретические знания, и Кожедуб решил продолжить учебу. Он становится студентом Краснознаменной Военно-воздушной академии. С каждым годом советское авиастроение осваивало выпуск новых машин, Кожедуб стал летчиком-испытателем уникальных разработок советских ученых, в том числе и реактивного истребителя МиГ-15.

Начиная с апреля 1951-го по январь 1952-го, Кожедуб во главе 324-й истребительной дивизии воевал в Корее. За этот период летчики дивизии 216 раз побеждали противника в воздухе. Наши потери исчислялись 27 самолетами и 9-ю пилотами.

Маршал авиации Иван Кожедуб

В 1956-м Кожедуб получил диплом Военной академии Генштаба. В июне 1962 года получил назначение на должность командующего 76-й воздушной армии. Спустя два года стал заместителем командующего ВВС в Московском военном округе. На этом поприще служил вплоть до перевода его в центральный аппарат ВВС в 1971-м. В 1978-м новое назначение – Группа генеральных инспекторов Минобороны Советского Союза. В 1970-м стал генерал-полковником авиации, в 1985-м Кожедуб удостоился воинского звания Маршал авиации.

Последние годы жизни летчика-героя были связаны с политической и общественной деятельностью. Долгие годы он был депутатом Верховного Совета, в 1989-м его избрали народным депутатом СССР.

Личная жизнь

Свою будущую жену прославленный летчик встретил в ноябре 1945 года. Он возвращался из Москвы в свою часть, расположенную в Монино на электричке. Напротив него сидела красивая девушка, которая сразу понравилась бравому майору, но познакомиться он не решился. Позже начал искать ее по всем электричкам, проходящим в том направлении. Однажды Ивану повезло, он снова встретил эту девушку. На этот раз не растерялся, и пригласил красавицу на танцы в гарнизонный Дом культуры. Вероника обратила внимание, что все офицеры, которые попадались им на пути, первыми отдавали честь ее кавалеру, даже те, кто были старше по званию. После того, как Иван снял верхнюю одежду, девушка увидела на его груди три Золотых Звезды героя, и только тогда вспомнила, где она видела этого молодого человека. Конечно, в газетных публикациях, подробно описывающих подвиги Кожедуба в годы войны. Они поженились сразу после встречи Нового года, 2 января 1946-го.

Иван Кожедуб с женой

В 1947 году Вероника подарила мужу единственную дочь Наталью. В 1970-м Кожедуб стал дедом – у Натальи родился сын Василий. Впоследствии выучился на медика, живет и работает в Москве. В 1952 году у Ивана и Вероники родился сын Никита. Он пошел по стопам отца, стал военным, только не летчиком, а моряком. Женился, в 1982-м порадовал Ивана Никитича внучкой Анной. Сын прославленного летчика, капитан 3-го ранга Никита Кожеуб умер в 2002 году.

Смерть

Пока Иван Кожедуб летал, он никогда не жаловался на здоровье. Когда с небом пришлось поневоле расстаться, летчика начали одолевать болезни. В 1976 году он перенес инсульт. Благо рядом находилась жена, которая вызвала скорую, потом сама поднимала его на ноги. Тогда Иван выздоровел, а вот инфаркт, случившийся в 1991-м, он уже не перенес. Вероники не было дома, и вызвать неотложку было некому. Прославленный летчик умер 8 августа 1991 года, его похоронили на столичном Новодевичьем кладбище.

В 2010-м к 90-летнему юбилею Ивана Кожедуба сняли документальную ленту «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба». Для съемок фильма режиссеры попросили у семьи разрешения пользоваться дневниками, личными записями и семейными архивами летчика. Роль пилота исполнил Сергей Ларин, а вот жену Веронику сыграла Анна – внучка Ивана Кожедуба.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб (1920-1991) – советский военачальник, маршал авиации и летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза. Самый результативный летчик-истребитель в авиации союзников (64 победы) в период Великой Отечественной войны (1941-1945).

В биографии Кожедуба есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Кожедуба.

Биография Кожедуба

Иван Кожедуб появился на свет 8 июня 1920 года в черниговском селе Ображиевка. Он рос и воспитывался в крестьянской семье. Его отец, Никита Кожедуб, служил церковным старостой.

Когда Ивану было 14 лет он поступил в химико-технологический техникум, который располагался в городе Шостка. Первые шаги в авиации юноша начал делать в местном аэроклубе.

За год до начала войны Кожедуб был зачислен в ряды Красной Армии. Осенью 1940 г. он успешно окончил Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. После этого он трудился инструктором в том же заведении.

Военная служба

В начале войны Иван занимался подготовкой летчиков для фронта. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего сержанта. Через несколько месяцев его направили в 302-ю истребительную авиационную дивизию, которая дислоцировалась на территории Иваново.

Весной 1943 г. Кожедуб вместе с товарищами вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой завершился для него неудачей и едва не привел к смерти. Самолет советского летчика получил серьезные повреждения после схватки с немецким «Мессершмиттом».

Жизнь Ивану спасла бронеспинка, в который угодил зажигательный снаряд. Более того, возвращаясь на свой аэродром, его самолет был обстрелян своими же зенитчиками.

В середине 1943 г. Кожедуба повысили в чине до младшего лейтенанта, доверив ему пост заместителя командира эскадрильи. В июле того же года на Курской дуге, в ходе 40-го боевого вылета, он сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик.

Любопытно, что на протяжении следующих трех дней, Ивану Кожедубу удалось сбить 2 истребителя и еще один бомбардировщик. За это он был награжден орденом Красного Знамени, а также возглавил эскадрилью.

Первое звание Героя Советского Союза было присвоено Кожедубу 4 февраля 1944 г. К тому моменту биографии он совершил 146 боевых вылета, сбив 20 немецких самолетов.

После этого Ивана Кожедуба пересадили на одномоторный истребитель Ла-5ФН. Вскоре он удостоился звания капитана, продолжив выполнять боевые вылеты на новом истребителе-моноплане «Ла-7». К концу войны уже майор Кожедуб выполнил 330 вылета, сумев уничтожить 62 вражеских самолета.

Последнее сражение в той войне Иван Никитович провел 17 апреля 1945 г. В этом бою, проходившем в воздушном пространстве Берлина, он сбил 2 воздушных судна противника. После этого он был награжден 3-й медалью «Золотая Звезда».

Кожедуб имел репутацию отменного стрелка. Он предпочитал вести огонь по врагу с расстояния 200-300 м. Интересен факт, что за все годы войны он никогда не был сбит противником. Его имя, наряду с именем другого советского аса Александра Покрышкина, наводило страх на всех фашистов.

Покрышкин, Жуков и Кожедуб

Не смотря на то, что Ивана Кожедуба неоднократно подбивали, ему всегда удавалось благополучно сажать свой самолет. Он был одним из немногих пилотов, который смог сбить реактивный «Ме-262».

Читайте также  Jamie lee curtis - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1949 г. Кожедуб успешно окончил Военно-воздушную академию. К тому моменту, он уже успел освоить реактивный «МиГ-15». В разгар войны в Корее (1951-1952) он руководил авиационной дивизией, пилоты которой одержали более двухсот побед в небе.

В последующие годы биографии Иван Кожедуб продолжал подниматься по карьерной лестнице. В 1985 г. он удостоился звания маршала авиации. Кроме этого, он проявил себя и как политик, не раз избираясь депутатом.

Личная жизнь

Женой летчика была Вероника Николаевна. В этом браке у пары родились девочка Наталья и мальчик Никита. Никита также избрал военную карьеру, став капитаном 3-го ранга ВМФ СССР.

Кожедуб стал автором нескольких книг, в которых вспоминал события прошлых лет. В книге «Верность Отчизне», он рассказывает о своем детстве, о том, как он стал летчиком и как воевал с немцами. В данном труде автор использовал архивные материалы, в частности о своих однополчанах и истории полков, где проходил армейскую службу.

Смерть

Ивана Кожедуба не стало 8 августа 1991 г. в возрасте 71 года. Причиной его смерти стал сердечный приступ.

В 2010 г. в честь 90-летия со дня его рождения была снята документально-биографическая лента «Две войны Ивана Кожедуба». Любопытно, что в этом проекте были взяты интервью как у советских, так и немецких асов того времени.

Фото Кожедуба

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб

Ас страны Советов. Трудная жизнь легендарного Ивана Кожедуба

​В марте 1990 года на трибуну III внеочередного Съезда народных депутатов вышел мужчина в маршальском мундире. С первых же его слов представители так называемого демократического движения стали недовольно гудеть.

«Старый человек, манерой говорить напоминающий незабвенного Леонида Ильича»

«Мы с глубокой болью и тревогой видим, как усиливаются попытки экстремистских, антисоветских сил расколоть единство нашего многонационального государства, искусственно посеять вражду между народами, демонтировать социалистические завоевания, создать хаос в стране, подорвать доверие к Коммунистической партии Советского Союза, разрушить основы советского строя, — говорил с трибуны военный. — Пора переходить в наступление против контрреволюционных сил. Промедление смерти подобно. Нас не могут не беспокоить усиливающиеся нападки на наши Советские Вооруженные Силы, стремление очернить их, вбить клин между армией и народом. При молчаливом согласии отдельных руководителей страны в средствах массовой информации не прекращаются попытки оклеветать, облить грязью».

То выступление будущий мэр Петербурга Анатолий Собчак охарактеризует так: «Старый человек, манерой говорить напоминающий незабвенного Леонида Ильича, отставной маршал авиации зримо напомнил времена, которые, казалось, навсегда ушли в прошлое. ».

«Старым человеком», на которого гудели силы, считавшие себя «прогрессивными», был трижды Герой Советского Союза, прославленный летчик Иван Кожедуб.

Полного торжества сил, против которых он выступал на Съезде, Кожедуб не увидел — он умер 8 августа 1991 года, буквально накануне катастрофы. Возможно, переживания за страну раньше срока свели его в могилу. Ведь легенде советской авиации был 71 год, возраст солидный, но не самый преклонный.

Пятилетний «сторож»

Он родился 8 июня 1920 года в деревне Ображеевка Сумского уезда, в бедной крестьянской семье. Так принято считать, хотя сам Кожедуб говорил, что родился в 1922-м, а возраст себе прибавил позже, чтобы приняли в техникум.

Отец закалял характер младшего сына, уже в пять лет отправляя его сторожить ночью сад. Повзрослев Иван спросил отца: зачем? Разве мог бы пятилетний мальчонка остановить воров? Кожедуб-старший, усмехнувшись, заметил, что не в ворах было дело — так он приучал Ваню к трудностям жизни.

В 14 лет Иван окончил неполную среднюю школу и поступил в химико-технологический техникум. Как и многие его сверстники, Кожедуб восхищался летчиками. Записавшись в аэроклуб, он освоил полеты на У-2. В 1940 году Кожедуба призвали в Красную Армию. Навыки, полученные в аэроклубе, определили будущую военную специальность — новобранца направили на обучение в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Неудачное начало

После ее окончания Кожедуба как одного из лучших выпускников оставили в школе в качестве инструктора.

С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в Казахскую ССР, в Чимкент. Курсанты за строгость и требовательность прозвали своего наставника «Триждыдубом». Но его это мало волновало. Куда больше Кожедуб переживал, что его рапорты об отправке на фронт отклоняются.

«Добро» он получил только в ноябре 1942 года. Ивана откомандировали в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк. В части пришлось переучиваться на новый истребитель Ла-5. Кожедубу казалось, что новую технику он освоил хорошо, но первый же бой едва не стал для него последним.

Весной 1943 года полк бросили в бой на Воронежском фронте. Ла-5 Кожедуба получил повреждения от огня «мессершмитта», самого летчика от гибели спасла только бронеспинка кресла. В довершение всего при возвращении на аэродром он попал под огонь советских зениток. Изрешеченный самолет удалось посадить, но восстановлению он не подлежал.

Лишившемуся «боевого коня» пришлось летать на тех машинах, которые были свободны на тот момент. «Неудачника» вообще собирались перевести служить на пост оповещения. В общем, история лейтенанта «Кузнечика» из фильма «В бой идут одни старики» была чем-то похожа на судьбу Иван Кожедуба. Командир полка счел, что списывать пилота со счетов рано, и позволил продолжать участие в боевых вылетах.

От первого сбитого до первой «Звезды»

Свой первый вражеский самолет, бомбардировщик Ю-87, Иван Кожедуб сбил 6 июля 1943 года на Курской дуге. Это был его 40-й боевой вылет. И после этого словно прорвало, словно пришла уверенность в своих силах — 7 июля он сбил вторую вражескую машину, а 9 июля пополнил счет двумя вражескими истребителями.

4 февраля 1944 года Ивану Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолетов противника. Он постоянно анализировал проведенные бои, выискивал свои ошибки, изучал тактику противника, искал в ней изъяны.

«Точный маневр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», — так, по словам самого Кожедуба, должен выглядеть идеальный воздушный бой.

За годы войны ему пришлось сменить шесть «лавочкиных», но ни разу он не бросал своих самолетов, доводя их до посадки, пускай разбитых и израненных.

Реактивный «трофей»

В отличие от немецкого аса Эриха Хартманна, считавшего нецелесообразными схватки с равными по силам противниками, Кожедуб никогда не боялся схваток с матерыми волками Геринга. Не один гитлеровский «охотник» закончил свою биографию после встречи в небе с «лавочкиным» советского летчика.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Тогда же он получил вторую «Золотую Звезду» Героя за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

В сентябре 1944 года Кожедуб и его товарищи сошлись с немецким «охотниками» в небе над Польшей. После нескольких дней «дуэлей» счел был 12:2 в пользу советских летчиков. В результате немцы свернули активные воздушные действия на данном направлении.

19 февраля 1945 года на Одером Кожедуб в паре с Дмитрием Титоренко обнаружили неизвестную немецкую машину, за которой «лавочкины» с трудом поспевали. Нашим удалось подкрасться к противнику сзади, и Кожедуб сбил незнакомца. Это был реактивный Me-262, последнее чудо техники Рейха, превратившийся в очередной трофей советского героя.

Корейская командировка

Последний бой Великой Отечественной Кожедуб провел 17 апреля 1945 года над Берлином. В нем он сбил два гитлеровских «фокке-вульфа 190». Всего на счету гвардии майора Кожедуба оказалось 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, в которых он сбил 62 самолета противника.

Сам летчик признавался, что были еще и два американских «мустанга» Р-51. Американцы погнались за ним, приняв его за немца. Когда стало ясно, что разубедить союзников не получается, Кожедуб принял бой, одержав в нем победу.

18 августа 1945 года Иван Кожедуб стал трижды Героем Советского Союза.

В 1951 году летчик, окончивший к тому времени Военно-Воздушную академию и освоивший реактивный МиГ-15, получил новое назначение. Кожедуб стал командиром 324-й истребительной авиадивиизии в составе 64-го истребительного авиакорпуса. Корпус выполнял задачу по прикрытию армии КНДР и и китайских частей в ходе Корейской войны. За то время, что Кожедуб, действовавший под псевдонимом «Крылов», занимал пост комдива, лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин и 9 пилотов.

Свидетели утверждали, что боевые вылеты совершал и сам трижды Герой Советского Союза. Но о том, сколько личных побед одержал он над американцы, сведений нет.

Герой и стервятники

После окончания академии Генштаба Кожедуб командовал 76-й воздушной армией, был заместителем командующего ВВС МВО. Сам он летал на реактивных истребителях до 50 лет.

Интриговать он не умел, часто говорил то, что думал, и, возможно, поэтому на самые высокие посты не поднялся. Звание маршала авиации Кожедубу присвоили только к 40-летию Победы, когда он уже семь лет состоял в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР, то есть, по сути, на военной пенсии.

Иван Никитович много повидал на своем веку, и те процессы, которые развивались и в стране, и в армии при Горбачеве, его сильно тревожили. Выступление на Съезде стало попыткой хоть как-то повлиять на происходящие. Но те, кто готовился получать новые должности в независимых государствах и делить народную собственность, не испугались. Они были уверены, что сила за ними, а не за трижды Героем Советского Союза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: