Илья кормильцев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Илья Кормильцев

Биография

Илья известен публике в основном как автор текстов группы «Наутилус Помпилиус», но, кроме этого, он также был талантливым переводчиком, продюсером и книгоиздателем. Кормильцев старался держаться в стороне от скандалов, но его воззрения отнюдь не облегчали ему жизнь. Поступки поэта оставили поклонникам много поводов для споров – от издания скандальных экстремистских книг и смелого творчества до принятия ислама перед смертью.

Детство и юность

Илья Валерьевич Кормильцев родился в Свердловске (Екатеринбурге) 26 сентября 1959 года. Он любил иностранные языки и учился в английской спецшколе, но после ее окончания сделал выбор в пользу химического факультета Ленинградского университета. Там Илья провел всего год. На 2-м курсе вернулся обратно в Свердловск и перевелся в Уральский университет.

Илья Кормильцев в молодости

Высшее образование Кормильцев закончил в 1981 году. Еще во время учебы он прославился среди сокурсников как талантливый поэт. Также Илья был одним из организаторов модной тогда дискотеки «220 вольт».

Творчество

В год окончания вуза Кормильцев начал сотрудничество со свердловским музыкальным коллективом «Урфин Джюс». Он выступил автором текстов почти всех песен, вошедших в новый альбом «Путешествие». Позже Илья написал стихи к магнитоальбомам группы «Жизнь в стиле Heavy Metal» и «15».

Илья Кормильцев (справа) и группа «Урфин Джюс»

В 1985 году музыканты расстались с поэтом, но к тому моменту Кормильцев уже стал полноправным членом местной музыкальной тусовки и познакомился с Вячеславом Бутусовым. Перед тем, как начать новую страницу жизни, связанную с работой в «Наутилусе», Илья успел поработать с Настей Полевой (альбом «Тацу») и Егором Белкиным («Около музыки»).

Второй половиной названия группа «Наутилус Помпилиус» обязана именно Илье – другие участники планировали ограничиться просто «Наутилусом». Вместе они проработали больше 10 лет, причем Кормильцев был не только поэтом, а полноценным художественным руководителем, участвовавшим в том числе и в решении организационных вопросов. Его тексты использованы в 9 альбомах группы – от «Невидимки» до «Человека без имени».

Поэт Илья Кормильцев

В 1989 году Илья отошел от дел «Наутилуса», занявшись более интересными для него в тот момент делами: выступил одним из основателей журнала «МИКС», выпустил собственный сборник, в котором Бутусов поучаствовал в качестве иллюстратора. Книга была издана небольшим тиражом и почти сразу же стала библиографической редкостью.

Устранение Кормильцева от работы в «Наутилусе» было связано не столько с усталостью, сколько с внутренними разногласиями. Поворотной точкой творческой биографии Ильи стал его отказ от премии Ленинского комсомола. Ее присудили группе, но свой решительный шаг Кормильцев не согласовал с другими участниками, чем вызвал сильное раздражение Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого.

Илья Кормильцев и Вячеслав Бутусов («Наутилус Помпилиус»)

Сотрудничество с коллективом «Наутилус Помпилиус» возобновилось в 1992-м и продолжалось вплоть до 2006 года. В то время Илья, переехав в Москву, помогал музыкантам с продюсированием проекта «Отчет за 10 лет» и ездил с группой на гастроли по стране.

Пути поэта с коллективом окончательно разошлись по политическим причинам. Кормильцева возмутило выступление Бутусова с группой на слете движения «Наши». Свои эмоции он выплеснул в открытом письме, в котором назвал аудиторию того концерта «наемными гопниками», которые «оттягиваются за счет налогоплательщиков», и заявил, что не хочет, чтобы они слушали его стихи, написанные «сердцем и кровью».

Поэт Илья Кормильцев

В 2003 году Илья стал основателем издательства «Ультра. Культура». Оно специализировалось на выпуске неоднозначных книг, от которых отказывались другие компании, в частности, творений Сергея Паука Троицкого (признанных впоследствии экстремистскими), Лестера Гриспуна, Джея Стивенса (изъятых потом из продажи за пропаганду терроризма и наркомании). Также из русских авторов издательство публиковало Эдуарда Лимонова. Позже текст книги «Другая Россия» был использован в суде в качестве доказательства антигосударственной деятельности писателя.

В интервью Кормильцев рассказывал, что выбирает такие материалы потому, что считает незаконным и нетолерантным ограничение доступа к подобной информации – все желающие должны иметь возможность ознакомиться со взглядами, отличными от общепринятых. Сам он, хоть и не одобрял действующую власть, все же отвергал экстремистские воззрения. Сохранилась его цитата:

«Мысль, что все можно изменить какой-то революцией, восстанием, это глупость… Поле боя в конечном счете – сам человек. Должен быть изменен сам человек».

С издательского рынка организацию вскоре «выдавили»: арендатор объявил о повышении платы в 2,5 раза. Это не было продиктовано выгодой – владельцам пояснили, что действуют именно против них, и даже если они останутся, плата будет расти и дальше. «Ультра. Культура» сменила помещение, а в январе 2007 года закрылась.

Официально объявили о финансовых трудностях; на политические причины намекали, но не озвучивали в открытую. Сам Илья прокомментировал, что просто для такой работы в стране «неблагоприятная погода» и «затяжной духовный кризис» и он надеется возобновить деятельность издательства, но не знает, когда сможет это сделать.

Илья Кормильцев

Илья Кормильцев известен не только благодаря текстам песен, но и литературным переводам. Он владел английским, итальянским и французским языками и работал с прозой Чака Паланика (в том числе перевел его знаменитый «Бойцовский клуб»), Ежи Косинского, Клайва Льюиса и многих других. Он трижды становился номинантом премии журнала «Иностранная литература»: столь высоко критики оценили перевод романа «Пока мы лиц не обрели», эссе «Три жизни Габриэле Д’Аннунцио» и пьесы «Травести».

Личная жизнь

Илья был женат трижды. От первой супруги Светланы у него остался сын Станислав, который не пошел по творческим стопам отца, а выбрал профессию программиста. Вторая жена Марина родила ему двоих детей – Игната и Елизавету.

Илья Кормильцев и его жена Алеся Маньковская

Последний брак мужчина заключил в 1998 году с актрисой Алесей Маньковской. По свидетельствам близких, его личная жизнь с ней протекала ровно и счастливо. От Алеси родилась младшая дочь Каролина.

Смерть

В 2006 году Кормильцев отправился в рабочую командировку в Лондон и там почувствовал себя плохо. Когда его доставили в госпиталь Сент-Томас, он был уже в критическом состоянии. Врачи диагностировали рак позвоночника в 4-й стадии. До этого Илья нередко чувствовал боли в спине, но не обращал внимания, считая их причиной радикулит.

Илья Кормильцев

Илью перевели в лондонский хоспис, а оттуда в Королевский госпиталь Марсден. Врачи сначала предлагали начать химиотерапию и сделать операцию, но состояние Ильи ухудшалось так быстро, что вскоре они развели руками и признались, что ничего сделать не могут.

Когда на родину пришла весть о его болезни, друзья-музыканты организовали сбор средств на лечение. В масштабной акции поучаствовали рок-группы, поэты, российские писатели. Денег хватило, чтобы оплатить часть пребывания Кормильцева в больнице.

Поэт Илья Кормильцев

Самого поэта удивила шумиха вокруг его болезни на родине. Он не считал себя популярным человеком и искренне изумлялся, что ради него старается столько людей. Глеб Самойлов, близкий друг Кормильцева, передал его слова, сказанные за 2 дня до смерти:

«Не волнуйся, вокруг меня столько любви!»

В хосписе Илья успел написать последнее стихотворение – «Мир — это больница для ангелов…». 4 февраля 2007 года Кормильцев умер.

В последние годы поэт интересовался идеями ислама и даже публично высказывал религиозные идеи. После его смерти на сайте исламского комитета появилось сообщение, что он в последние часы

«произнес шахаду, повторяя по-арабски исповедание исламской веры».

С Кормильцевым в это время был его друг, русский мусульманин Искандер (Александр), со слов которого это стало известно. Близкие и друзья из России отрицали принятие Кормильцевым ислама, однако погребальный обряд был организован по религиозным канонам – тело Ильи завернули в саван и похоронили лицом к Мекке.

Могила певца – на Троекуровском кладбище в Москве. На ней стоит не стандартный гранитный памятник с фото, а оригинальный монумент в виде книги со сложенными очками, на котором выбита цитата из песни:

«Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Песня «Птица на подоконнике» группы «Би-2» на стихи Ильи Кормильцева

В день 10-летия его смерти в свет вышел трибьют-сборник «Иллюминатор», где российские музыканты исполнили песни на тексты Кормильцева. В 2016 году группа «Би-2» записала композицию «Птица на подоконнике» на основе его старого стихотворения и сняла клип, в котором поучаствовали Диана Арбенина, Владимир Шахрин, Найк Борзов и Настя Полева.

Библиография

  • 2006 – «Никто из ниоткуда»
  • 1990 – «Скованные одной цепью. Стихи»
  • 1997 – «Взлёт и падение СвЕнцового дирижабля»
  • 2017 – «Собрание сочинений»
  • 2002 – «Любовь и смерть на Лонг-Айленде» (Гилберт Адэр)
  • 1999 – «Ступени» (Ежи Косинский)
  • 1997 – «Пока мы лиц не обрели» (Клайв Льюис)
  • 2001 – «Бойцовский клуб» (Чак Паланик)
  • 1998 – «На игле» (Ирвин Уэлш)
  • 2004 – «Гламорама» (Брет Истон Эллис)

Мой. Илья Кормильцев

Автор: Арина Буковская

Продюсер и журналист Александр Кушнир, выпустивший первую биографию рок-поэта Ильи Кормильцева, объясняет, почему автор самых популярных текстов «Наутилуса» был одновременно похож на Ленина, Летова и инопланетянина

Александр Кушнир

Он достигает цели методами, которые счастливым образом пересеклись с отсутствием симпатии к тёще. Как-то вечером он загипнотизировал любимую жену и уговорил украсть тёщино золото. Лично отнёс его в ломбард, где друзья, в том числе Юрий Шевчук, с шести утра занимали очередь. На вырученные деньги купили портастудию, на которой были записаны два легендарных альбома «Наутилуса Помпилиуса». Я в 95–97-м годах уже не застал у него такой лютой бескомпромиссности, но в 85-м она была. Для меня это поступок из того же ряда, что и побеги Егора Летова из психушек – автостопом по стране, скрываясь от КГБ. Или попытка уйти за границу на лыжах Валеры Баринова – лидера первой христианской рок-группы в СССР «Трубный зов». Или как молодой Курёхин решил издать свои диски в Англии – в самый разгар «железного занавеса». И издал, хотя шансов у него было ноль процентов. В рок-н-ролле такие вещи случаются. В Свердловске, где Кормильцев жил, люди хорошие, но немножко сонные, а он был совершенно другим. Таким Че Геварой уральского рока. Почему бы тёще не испортить настроение? Она же не разрешает курить в квартире! Но деньги за золото он ей потом вернул, конечно.

Смесь инопланетянина с Лениным

– …А впервые я услышал его по телефону. Раздался звонок: привет, хочу поговорить, давай встретимся. Я прекрасно знал, кто это такой, – шла осень 95-го, я уже год работал над книгой «100 магнитоальбомов советского рока», а там было и про «Наутилус», и про «Урфин Джюс», и про другие группы, для которых Илья писал тексты. На следующий день он пришёл ко мне домой на Шаболовку. По-хозяйски прошёл через всю квартиру, уверенный, как ледокол. У него был мощный такой напор: вроде никаких перегибов, но через минуту обнаруживаешь, что Кормильцев сидит на твоём столе, а ты – на обшарпанном старом стуле, и он увлечённо вещает сверху вниз про какие-то новые технологии и интернет. Илья был просто одержим любыми видами инноваций, человек будущего. Я тогда почти ничего не понял, о чём он говорил: что за CD-ROM, какая такая аська? У меня стоял допотопный компьютер, фактически – печатная машинка с монитором, и больше ничего не было. В общем, первое впечатление от Кормильцева был смешанное: смесь инопланетянина с Лениным. От Ленина – неимоверный напор, от инопланетянина – вот эти космические дыры и совершенно непонятный, другой язык.

Выяснилось, что он предлагает мне писать тексты о «Наутилусе» для интерактивного проекта «Погружение». Я сказал, что всё это ужасно интересно, просто замечательно, но конечно же нет! И добавил неосторожную фразу: ни за какие деньги. Потому что был по уши в работе над книгой про магнитофонную культуру, мне было не до новых проектов. И тогда Кормильцев, хитро улыбнувшись, назвал сумму гонорара. И я ему, без паузы: окей, согласен, когда приступаем?! Моя беспринципность объяснялась просто: на эти деньги я свою книгу мог легко дописать за год-полтора нигде не работая. С этого момента я воспылал к группе «Наутилус Помпилиус» нечеловеческой любовью. Ну соответственно и к Илье Кормильцеву – как к их финансовому представителю.

Читайте также  Янина лисовская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вскоре после нашей первой встречи я сделал ответный визит. Кормильцев тогда жил возле метро «Нахимовский проспект» в квартире, совершенно не предназначенной для приёма гостей. Одна комната была спальней, а вторая – рабочим кабинетом, в котором позже Илья с музыкантом «Аквариума» Олегом Сакмаровым писали песни для проекта «Чужие». Квартира была на 12-м или 13-м этаже, вся Москва как на ладони. Но больше всего меня впечатлила маленькая кухня: в ней ощущалась какая-то магия, оттуда просто не хотелось уходить. Новейшие компакт-диски из Лондона, старинные книги из библиотеки его дедушки, музыкальные журналы и еженедельники.

Когда Кормильцев широким жестом открыл холодильник, я понял, что прожил жизнь неправильно. Холодильник был весь заставлен непонятными импортными баночками, неизвестными соусами. Илья был кулинар. А ещё человеком мира, поэтому готовил блюда разных стран. Итальянская кухня – потому что любил Италию, ездил туда. Азиатская – потому что Азия тоже была ему близка. Он вообще считал, что по ошибке родился на двадцать километров левее, чем должен был: рядом с его Екатеринбургом проходит граница между Европой и Азией. Ну и я уже не говорю про английскую кухню и прочие европейские. Это время расцвета «Наутилуса», с деньгами было прекрасно, и часть из них вкладывалась в музыку и книги, а часть – в красивый холодильник.

И вот на той кухне я не на шутку впечатлился Кормильцевым как человеком, а не фигурой из шоу-бизнеса. Сейчас вспоминаются два момента. Сперва ему позвонили из Милана, он минут десять разговаривал – буквально купался в прекрасном итальянском языке. А потом ему позвонил Слава Бутусов из Питера, и в голосе Кормильцева прорезалась такая любовь, такое тепло! А через полтора года группа фактически распалась – я присутствовал на финальном этапе «Наутилуса», но тогда вообще ничего не предвещало катастрофы. Всё было прекрасно, отношения полусемейные, обсуждали, что пора придумывать название нового альбома. Ни один психолог бы не догадался… А домашний телефон, по которому Кормильцев тогда разговаривал, теперь висит у меня в квартире: заслуженный трофей, добытый во время работы над книгой об Илье. У меня этот телефон тоже на кухне, как у Кормильцева, но не подключён: теперь это инсталляция. Искусство отдельно, жизнь отдельно: нельзя сбивать ауру своими дурацкими разговорами.

«Ультра.Культура»

– Наверное, для меня самое важное из творчества Кормильцева – это альбом «Разлука» с мощной энергетикой, таинственностью и ощущением щемящего одиночества. Одиночества пэтэушной девочки, у которой на стене висит плакат с Аленом Делоном. «Разлука» очень сильно ударила и по мне, и по всей стране. Тут тексты Кормильцева в соединении с музыкой, голосом Бутусова, даже самой обложкой альбома. На ней вроде горы изображены, а на самом деле лица четырёх музыкантов «Наутилуса» под мокрой простынёй. И ещё была легенда, что это члены Политбюро, а то и четыре трупа членов Политбюро. Раз пошли легенды, значит, группа ушла в народ. «Разлука» показала, что рок-музыка может быть дико популярной. До этого она была странной, уникальной, какой угодно. А тут проносится мотоцикл – из кассетника играет «Эта музыка будет вечной». Открыто окно – из него звучат «Скованные одной цепью».

В нашей рок-культуре Илья Валерьевич со временем совершенно разочаровался. Я об этом подробно написал в своей книге «Космос как воспоминание». Если кому-то важно познакомиться с настроениями позднего Кормильцева, в первую очередь читайте его статью «Великое рок-н-ролльное надувательство-2». Там он просто режет весь русский рок. Вообще, протест органичен для рока, но Кормильцев в какой-то момент свой протест на русский рок же и направил. Наверное, это антитеза большой, сильной и глубокой любви, в итоге превратившейся чуть ли не в ненависть.

Когда пришло это разочарование, Илья резко сменил деятельность. К тому времени он давно переводил книги и выбирал всё более радикальные. То, что ему хотелось перевести, уже никто из русских издателей не решался публиковать. Параллельно он знакомился с разными поэтами-писателями. Возникали вопросы. Почему не публикуют Лимонова? Почему он сейчас сидит в тюрьме? Почему в России не знают авторов, которые взрывают Европу и Америку? И в результате он создал своё издательство «Ультра.Культура», которое выпускало Уэлша, Берроуза, Стоппарда. Но начал с опального Лимонова. Ему нравилось: Лимонов под арестом, а мы его сейчас напечатаем.

С людьми Илья говорил всегда о том, что их интересует, но сам был неизмеримо глубже. Например, он знал, что я – это рок-н-ролл, и не пытался грузить меня тем, во что я тогда не стал бы вникать: переводами, языками, путешествиями, религией. Задним числом я осознаю, что это была такая лампочка, которая для меня горела в лучшем случае в четверть силы. Зато, о чём бы ты с ним ни говорил, он всегда мог поддержать тему. Во время работы над книгой об Илье я попробовал копнуть глубже и пройти его путём. Постарался найти все книги, которые «Ультра.Культура» выпускала. Многие прочёл, стремился его понять. Поэтому он для меня горизонты раздвигает до сих пор.

Время, конечно, он лихо опережал. Всегда. Поначалу из всех моих друзей интернет был только у Кормильцева. Он был абсолютно повёрнут на всевозможных ноу-хау. Все эти форумы, первые чатики, в которых он ночами зависал под ником Lucy in the Sky with Diamonds (это название песни The Beatles, а если брать аббревиатуру, то – ЛСД). Ему казалось, что инновации – это будущее. Илья вырос в тихом и сонном Свердловске, что наложило свой отпечаток. Помню, когда я впервые туда приехал, мне с гордостью сказали: смотри, у нас «Макдоналдс» позже всех в стране появился, ему только пара лет. Мол, вот как мы долго против зарубежного капитала держались!

Мне кажется, сейчас Илья был бы радикальным и гиперактуальным блогером, у которого периодически закрывали бы соцсети. Наверное, он быстро бы вырос из блогеров-одиночек и придумал какую-нибудь мощную ассоциацию, возглавил какое-то онлайн-движение, которое стремилось бы влиять если не на политику, то хотя бы на культурную жизнь страны. Наверное, по старой традиции жёстко ругал бы исключительно коммерческую, а не просветительскую деятельность крупных издательств. Обязательно бы писал едкие комменты ко всем топовым постам, которые вызывают большой ажиотаж в соцсетях. Писал бы про своего друга Маргулиса, который не те группы приглашает в передачу «Квартирник» на НТВ, а надо приглашать не Максима Леонидова, а каких-нибудь наглых рэперов или лютых сибирских панков из старого гаража.

48 лет на броневике

– Последний период жизни Кормильцева, в Лондоне, был кошмарным: его убивала болезнь, из России он тогда общался, может быть, с пятью-шестью людьми только, денег и сил не было. Это же надо: автору десятков хитов лейбл платит роялти копейки или вообще не платит. В какой-то европейской стране или в Америке он был бы миллионером, а тут – фактически нищета.

Перед смертью Кормильцев принял ислам. Ещё за двадцать лет до этого друзья видели у него дома дорогущий Коран, привезённый то ли из Питера, то ли из Москвы. Он говорил: такие книги надо читать на вершине горы. Когда воздух разрежён, никто не отвлекает, а люди внизу кажутся мелкими. Почему ислам? Думаю, кроме высокого смысла здесь много всего намешано. Например, мне кажется, у него шло такое заочное соревнование с Гребенщиковым. И эксперименты БГ с религией могли оказать влияние на это решение. И эксперименты со сменой вероисповедания у Боба Дилана, который Кормильцева тоже очень впечатлял. Ещё для Ильи имела большое значение медиареакция. Наверняка он её учитывал. В общем, помимо прочего, его ислам – это, подозреваю, был такой жест: прощальный хлопок дверью.

Он был человек, отсекающий в своей жизни всё второстепенное. Только главное, только победный результат. Очень целеустремлённый. Все свои неполные 48 лет жизни он щёлкал олимпиадные задачки. Сами задачки менялись, становились всё сложнее, а психология победителя оставалась, её никуда не денешь. Ещё он экспериментатор. Немножко фантазёр. Глядел в будущее, пытался за хвост его схватить. Не любил он дураков очень сильно и быстро их от себя отталкивал. Не любил любые виды госструктур и любой конформизм.

На фоне других Кормильцев на первый взгляд не выделялся, но только до того момента, пока не открывал рот. А когда начинал говорить, вокруг него сразу возникало облако обожания. Его энергия, воля и эрудиция творили волшебство, люди сразу ему сдавались. Уверен, Илья легко мог бы быть одним из руководителей штаба в Смольном, если бы захотел, конечно. Напор и темперамент у него были как у вождя революции. Но если тот залез на броневичок ненадолго, то Кормильцев все 48 лет на своём броневике простоял, как вечный воин.

фото: Наталья Логинова /PHOTOXPRESS; Юрий Гаврилов

Илья Кормильцев: биография, личная жизнь, фото поэта, дата и причина смерти

Недооцененный гений русского андеграунда. Так представлен Илья Кормильцев в книге популярного писателя и музыкального журналиста Александра Кушнира «Кормильцев. Космос как воспоминание». Коллеги по творчеству считали, что Илья Кормильцев был гораздо больше всего, что было им сделано. Его занятия и интересы были удивительно разнообразны. Он занимался поэзией, прозой, музыкой, кино, историей, переводами, издательским делом. Друзья наделяли его уникальными качествами, сочетающими в себе острый ум и бесконечную доброжелательность.

Малая родина

Дата рождения Ильи Кормильцева — 26.09.1959 г. Родным городом поэта был Екатеринбург (в то время Свердловск). Его родители рано разошлись, мальчик остался жить с матерью. Бабушка со стороны отца принимала активное участие в воспитании Ильи. Также большое влияние на взросление оказала страсть будущего поэта к чтению. В Свердловске он окончил спецшколу с уклоном на изучение иностранных языков, что в дальнейшем позволило музыканту стать успешным переводчиком с трех языков: английского, итальянского и французского.

Юность

Окончив школу, Кормильцев поступил в Ленинградский государственный университет, выбрав химический факультет. Затем вернулся на малую родину в качестве студента Уральского государственного университета, закончив обучение в 1981 году по той же специальности. Во время студенчества будущий химик писал стихи, был занят работой в популярной дискотеке «220 вольт», имел тайное пристрастие к изготовлению и взрыванию бомб. После университета писал слова к песням, работая с группой «Урфин Джюс». Участвовал в авторстве песен свердловского рок-клуба, в который входили: Настя Полева, Егор Белкин, группа «Внуки Энгельса», группа «Коктейль» и группа «Кунсткамера».

С Наутилусом

В восемьдесят третьем произошло знакомство Ильи Кормильцева и Вячеслава Бутусова. Ими было принято решение начать сотрудничество. Лидера «Наутилуса» сразу заинтересовал первый написанный для группы текст Ильи Кормильцева «Скованные одной цепью». Это был смелый вызов настоящего бунтаря в сторону советской цезуры. Совместный проект группы «Наутилус Помпилиус» с Ильей Кормильцевым продолжился выпуском альбома «Разлука» в 1986 году. В него вошли такие хиты, как «Взгляд с экрана», «Эта музыка будет вечной», «Наша семья», «Всего лишь быть». Альбом заслужил звание лучшего сборника тех лет. Интересно, что песню «Казанова» Илья Кормильцев написал перед самой записью. Музыканты группы никак не ожидали, что и она станет народным хитом.

Перерыв в музыке

В 1988 году Илья Кормильцев и Бутусов перестали работать вместе. Автор наутиловских хитов решил заняться издательством, редактировал свердловский журнал «Мы и культура сегодня». В это время он зарабатывал на жизнь переводом художественной литературы, делал первые пробы пера в прозе. Ярким эпизодом перестроечных годов для поэта стал отказ от получения премии Ленинградского комсомола, которую вручали «Наутилусу Помпилиусу» в 1989 году.

Читайте также  Юлия такшина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Возвращение в группу

В девяностом году Кормильцев написал сборник стихов «Скованные одной цепью». При выпуске он был оформлен рисунками, сделанными Вячеславом Бутусовым. В 1992 году он возобновил работу в группе, переехал в Москву, стал продюсером проекта «Отчет за 10 лет» и продолжал писать тексты песен («Тутанхамон», «Черные птицы», «Утро Полины», «Крылья», «Люди на холме») до распада «Наутилуса» в 1997 году.

«Чужие»

В конце девяностых Илья Кормильцев совместно с бывшим инструменталистом «Наутилуса Помпилиуса» Олегом Сакмаровым воплотили в жизнь опережающий время электронный проект «Чужие». В 1999 году был записан альбом. В него вошли песни «Парашютист», «Химическая женщина», «Фармакология», «Сумочка», «Не имеет значения», «Вылет», «Свеча и муха», «Одинокий голос». Местом написания стала домашняя студия Кормильцева. Это была попытка показать, что значит настоящий рок. К сожалению, проект стал понятным и популярным только узкому кругу слушателей.

Работа переводчиком

У Ильи Кормильцева с раннего детства была удивительная способность к изучению языков. Он сам признавался, что не знает точное количество известных ему наречий. Друзья поэта рассказывают, что Илье не сложно было за день освоить новый язык. Поэтому неудивительно, что еще одним делом жизни после музыки для него стали переводы. Он переводил для «Иностранной литературы», «Иностранки» и других журналов и издательств, оставив множество работ:

  • романы У. Берроуза — «Западные земли» и «Пространство мертвых дорог»;
  • произведения Г. Адэра — «Любовь и смерть на Лонг-Айленде» и «Мечтатели»;
  • рассказ Л. Берньера — «Клад Мамаситы»;
  • стихи Л. Джонса;
  • Е. Косинский — «Чертово колесо», «Садовник», «Ступени»;
  • роман Ф. Бердебера — «Каникулы в коме»;
  • роман О. Колфера — «Четыре желания»;
  • рассказ Ф. Брауна — «Не оглядывайся»;
  • роман Б. Эллиса — «Гламорама»;
  • рассказ Ф. Макдональда — «Наши пернатые друзья»;
  • И. Уэлш — «На игле», «Вечеринка что надо»;
  • М. Уэльбек — стихи;
  • пьесы Т. Стоппарда — «Художник, спускающийся по лестнице», «День и ночь», «Травести, или комедия с переодеваниями»;
  • романы Р. Бротигана — «Месть лужайки», «Ловля Форели в Америке»;
  • А. Кроули — «Кокаин»;
  • роман Р. Гулика — «Убийство по-китайски»;
  • произведение С. Хоума — «Встан(в)ь перед Христом и убей любовь»;
  • сборник рассказов С. Логана;
  • стихи Ф. Ламантина;
  • стихи А. Гинзберга;
  • роман Н. Кейва — «И узре ослица Ангела Божия»;
  • роман К.Льюиса — «Пока мы лиц не обрели»;
  • роман Ч. Паланика — Бойцовский клуб;
  • роман П. Остера — «Тимбукту»;
  • рассказ У. Сенсома — «Вертикальная лестница»;
  • Л. Ферлингетти — «Пес»;
  • рассказ Р. Уэстола — «Автостопом»;
  • сказки Д. Толкина — «Фермер Джайлс из Хэма», «Кузнец из Большого Вуттона», «Явление Туора в Гондолин»;
  • романы М. Фейбера — «Квинтет Кураж», «Побудь в моей шкуре».

За качественные переводы Илья Кормильцев три раза награждался премией журнала «Иностранная Литература».

«Ультра.Культура»

Издательство Ильи Кормильцева «Ультра.Культура» было создано совместно с группой «У-Фактория» в 2003 году. Это была попытка публиковать настоящую литературу, которая, по мнению Кормильцева, должна обладать смелостью, вызовом и свободой мысли. Издательство выпускало «запрещенную литературу» и таких скандальных авторов, как Эдуард Лимонов, Адам Парфрей, Лидия Ланч, Алина Витухновская, Борис Кагарлицкий, Эрнесто Че Гевара, Дмитрий Гайдук, Андрей Бычков, Субкоманданте Маркос, Александр Проханов, Вадим Штепа. После выхода одной из провокационных книг (Нестеров Дмитрий — «Скины. Русь пробуждается»), Кормильцева отстранили от работы в издательстве «Иностранка».

«Ультра.Культуру» обвиняли в распространении порнографии, пропаганде терроризма и наркомании. В 2004 году книги издательства запрещалось продавать. Кормильцев пытался доказать, что лучше знать зло и быть готовыми с ним бороться, чем закрывать на него глаза. К тому же, антигерои скандальных книг представали перед читателями недалекими и отталкивающими личностями, поэтому о пропаганде не могло быть и речи. Несмотря на это, с издательством судились, его пытались привести к краху. Что и произошло в январе 2007 года. Примечательно, что песня «Порвали мечту» группы «Агата Кристи» для Ильи Кормильцева в тот момент была одной из самых любимых. Ее слова полностью отражали душевное состояние поэта в начале 2000-х.

Болезнь и уход

С октября 2007 года у Кормильцева стало ухудшаться самочувствие. На боли в пояснице поэт жаловался давно. Но проблемы с издательством не давали возможности заняться здоровьем. Обращение к врачам в декабре оказалось слишком поздним. В лондонской больнице Кормильцеву диагностировали последнюю стадию рака позвоночника с обширными метастазами. Друзья и близкие поэта до последнего надеялись на чудесное исцеление, объявили сбор денег на лечение. Сам Кормильцев до последнего дня сохранял бодрость духа, говорил о будущем, строил творческие планы, писал стихи. Он верил, что найдется специалист с особым, нестандартным подходом к лечению.

Умер Илья Кормильцев утром 4 февраля в присутствии жены и друга. По их словам, он ушел с улыбкой ангела на губах. Похороны прошли 9 февраля. Местом погребения стало Троекуровское кладбище в Москве. На панихиде, местом проведения которой стал большой зал в Доме литераторов, присутствовали музыканты «Наутилуса» (Умецкий Дмитрий и Могилевский Алексей), создатели группы «Агата Кристи» (Глеб и Вадим Самойловы), писатель и публицист Дмитрий Быков, публицист и галерист Марат Гельман, писатель и журналист Александр Проханов, музыкант Александр Ф. Скляр и еще множество деятелей искусства, которых уход Кормильцева не оставил равнодушными.

Семейные отношения

Кормильцев был не единственным ребенком в семье. Его брат Евгений также выбрал путь творчества. Он поэт и музыкант. Стал автором текстов для групп «Апрельский марш», «Настя», «Инсаров». С 2005 года является музыкантом группы Nim_b. О брате Евгений вспоминает с теплотой и любовью. Музыкант признается, что ему очень не хватает старшего брата. Для него Илья был очень большой личностью, научившей многому — в основном умению относиться критически ко всей окружающей действительности, включая самого себя.

Женат Илья Кормильцев был три раза. От первых двух жен — Светланы и Марины — у поэта остались дочь Лиза и два сына — Стас и Игнат. Старший сын Стас подарил Кормильцеву внука Луку, с которым из-за большой занятости дед общался в основном по скайпу. Третья жена — белорусская певица Маньковская Алеся Адольфовна была младше Кормильцева на 15 лет. Она оставалась рядом с мужем до последнего вздоха. В этом браке родилась дочь Каролина.

Память

Уход Кормильцева стал для многих трагичным, поэтому он не остался без почтительного внимания:

  • В лондонском сквере Линкольнз-Инн-Филдз в 2008 году установили скамью памяти.
  • В 2009 году прошел вечер памяти поэта в честь его пятидесятилетия. Он прошел в клубе «Би-2».
  • Художник Александр Коротич спроектировал памятник Кормильцеву, который установили на Троекуровском кладбище.
  • В 2012 году снят документальный фильм «Зря, ты новых песен. «.
  • Для «Агаты Кристи» Илья Кормильцев был вдохновителем и примером для подражания. Поэтому Глеб Самойлов на каждом концерте исполняет «Порвали мечту».
  • В 2014 году Илье Валерьевичу присвоено звание «Почетного гражданина Екатеринбурга».
  • На здании университета, где учился поэт, установлена мемориальная доска.
  • Его именем названа набережная в Екатеринбурге.
  • В его честь группой «Черный Обелиск» написана песня «Не имеет значения», а группой «Би-2» снят клип «Птица на подоконнике».
  • В 2016 году награжден посмертно премией «Чартова дюжина».
  • В 2017 году Александр Кушнир написал книгу памяти: «Кормильцев. Космос как воспоминание».

Иллюминатор

Альбом песен, написанных на слова Ильи Кормильцева «Иллюминатор», был создан в 2016 году. Он приурочен к десятилетию ухода автора из жизни. Альбом состоит из 26 треков, записанными Вячеславом Бутусовым, Настей Полевой, Татьяной Булановой, Екатериной Мечетиной, Линдой, Алесей Маньковской, Алексеем Могилевским, группами «Пикник», «Калинов мост», «Чайф», «Кукрыниксы», «Танцы минус», «Смысловые галлюцинации», «Аквариум» и другими. Компакт-диск с записью «Иллюминатора» сопровождается буклетом, состоящим из шестидесяти страниц с фотографиями и текстами песен.

Награды

Специальной наградой «За честь и достоинство» Илья Кормильцев был награжден посмертно, оказавшись лауреатом национальной премии «Большая книга».

В ноябре 2007 года редактор «Ультра.Культуры» Владимир Харитонов учредил новую премию имени Ильи Кормильцева. Эту награду смогут получать авторы-радикалы, пишущие альтернативные произведения.

Воспоминания близких и друзей

Все, кто был знаком с Ильей Кормильцевым, отзываются о нем как о яркой, неординарной личности с энциклопедическими знаниями и постоянным стремлением к свободе.

Его помнят прекрасным собеседником, с которым интересно проводить время. Многие люди искусства благодарны ему за успех в творчестве, которого он помог добиться. По мнению близких, Илья Кормильцев — это талантливый, искрометный, умный, открытый, обаятельный, жизнерадостный человек, страстно любивший жизнь и жаждущий изменить мир к лучшему.

Кормильцев, Илья

Илья Валерьевич Кормильцев

Илья́ Вале́рьевич Корми́льцев (26 сентября 1959, Свердловск — 4 февраля 2007, Лондон) — российский поэт, переводчик с английского, итальянского, польского и французского языков, музыкальный и литературный критик, главный редактор издательства «Ультра. Культура» (2003—2007). Основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус».

Содержание

Биография

Илья Кормильцев родился 26 сентября 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). Старший брат Евгения Кормильцева. По окончании английской спецшколы поступил на химический факультет Ленинградского государственного университета. После года обучения в Ленинграде перевёлся в Уральский государственный университет, где и получил диплом по специальности «химик» в 1981 году.

С 1981 года Илья Кормильцев являлся основным автором текстов группы «Урфин Джюс». Кроме того писал слова к песням для Егора Белкина и Насти Полевой. В 1983 году Кормильцев познакомился с лидерами «Наутилуса» Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким. Песни, написанные поэтом для «Наутилуса», вывели группу в звёзды русского рока, а альбом «Разлука» (1986) называется в числе лучших записей своего времени. На волне Перестройки в 1989 году «Наутилус» наградили премией Ленинского комсомола, от которой Кормильцев отказался [1] [2] . В 1990 году вышел поэтический сборник Кормильцева «Скованные одной цепью», оформленный рисунками Бутусова.

В 1990-е Илья Кормильцев начал работать как переводчик, поэт свободно владел несколькими европейскими языками. После распада «Наутилуса» в 1997 году Кормильцев основал электронный проект «Чужие», однако основной сферой его деятельности стала не музыка, а литературные переводы. Кормильцев сотрудничал с журналом «Иностранная литература». В его переводах опубликованы «малая проза» Джона Толкина, рассказы Джеймса Балларда, Роальда Даля, Ирвина Уэлша, романы Гилберта Адэра, Фредерика Бегбедера, Уильяма Берроуза, Ричарда Бротигана, Ника Кейва, Клайва Льюиса, Чака Паланика, Брета Истона Эллиса, пьесы Тома Стоппарда, поэзия Мишеля Уэльбека и многие другие произведения.

В 2000-е Илья Кормильцев занялся издательской деятельностью. Некоторое время он курировал книжную серию «Иностранки» «За иллюминатором», в которой оперативно выходили переводы романов современных зарубежных писателей. В 2003 году Кормильцев возглавил новое издательство «Ультра. Культура», специализировавшееся на публикации радикальных текстов. Одна из первых же выпущенных там книг — роман московского НС-скинхеда Дмитрия Нестерова «Русь пробуждается» — привела к разрыву с «Иностранкой» [3] , однако данное событие не остановило Кормильцева. Он продолжил издавать острые, противоречивые художественные и документальные книги о различных актуальных аспектах жизни современного общества (таких как, например, терроризм, наркокультура и т. п.). Авторы руководимой Кормильцевым «Ультра. Культуры» представляли самый широкий спектр взглядов: от крайне левых (Субкоманданте Маркос) до ультраправых (Эндрю Макдоналд). Издательство постоянно находилось в центре скандалов, связанных с обвинениями в экстремизме [4] , пропаганде наркотиков [5] и распространении порнографии [6] со стороны государственных структур России.

Илья Кормильцев был нетерпим к любому конформизму. Своими резкими высказываниями в Живом журнале он навлёк на себя множество негативных комментариев со стороны русских националистов [7] , обвинивших его в русофобии [8] . Однако, позже Кормильцев пояснил, что под «русскими» он имел в виду «ярых имперцев», тех, кто ненавидит «всё, что дышит духом личности и свободы» [9] . Когда летом 2006 года стало известно, что Вячеслав Бутусов выступил перед активистами пропутинского движения «Наши», Кормильцев обратился с открытым письмом в адрес музыканта, в котором, в частности, заявил: «Я не хочу, чтобы наёмные гопники, оттягивающиеся за счёт налогоплательщиков, внимали стихам, которые я писал сердцем и кровью» [10] .

Читайте также  Фрида кало - биография знаменитости, личная жизнь, дети

22 января 2007 года во время командировки в Великобританию у Ильи Кормильцева был обнаружен рак позвоночника в четвёртой (необратимой) стадии [11] [12] . Незадолго до этого стало известно о закрытии возглавляемого им издательства «Ультра. Культура». 4 февраля в 10 утра по местному времени Кормильцев скончался в Королевской больнице Масден города Лондон [13] [14] . Похороны Ильи Кормильцева состоялись 9 февраля на Троекуровском кладбище в Москве. Гейдар Джемаль заявил, что перед смертью Кормильцев принял ислам, однако мулла на похоронах отсутствовал [15] [16] . После похорон некоторые лично знавшие Кормильцева люди (например, Марат Гельман) утверждали, что «никакого ислама он не принимал», а заявление об этом является провокацией со стороны Джемаля [17] . Проводить поэта в последний путь пришли многие известные литераторы, музыканты, художники. Выступавший с прощальной речью писатель Дмитрий Быков отметил: «Кормильцев всем доказал ещё при жизни, что он достоин продолжить ряд великих русских поэтов. Для этого нужно, чтобы твои стихи ушли в народ и стали частью его речи. И это случилось, когда ему не было еще тридцати» [18] .

22 ноября 2007 года Илья Кормильцев оказался среди лауреатов российской национальной премии «Большая книга», поэту был посмертно присуждён специальный приз «За честь и достоинство» [19] . В конце ноября в рамках девятой международной книжной выставки non/fiction прошла презентация новой литературной премии имени Ильи Кормильцева. Идея учредить такую награду принадлежала редактору издательства «Ультра. Культура» Владимиру Харитонову, в экспертный совет премии в основном вошли друзья покойного поэта. По словам одного из учредителей, главного редактора издательства «Кислород» Владимира Семергея, претендовать на награду смогут прежде всего радикальные авторы, представляющие альтернативу культурному мейнстриму. Премию планируется вручать ежегодно в день рождения Кормильцева — 26 сентября [20] .

26 сентября 2008 года, в день рождения поэта, в Лондоне в сквере Линкольнз-Инн-Филдс (Lincoln’s Inn Fields) по соседству с Британским музеем была установлена мемориальная скамейка памяти Ильи Кормильцева [21] .

Кормильцев Илья Валерьевич

Российский поэт. Музыкальный и литературный критик. Главный редактор издательства «Ультра.Культура», 2003-2007. Переводчик с английского, итальянского и французского языков. Основной автор текстов песен популярной музыкальной группы «Наутилус Помпилиус».

Илья Кормильцев родился 26 сентября 1959 года в городе Екатеринбург. Закончил английскую специализированную школу и в 1976 году поступил на химический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. На втором курсе перевелся на химический факультет Уральского университета, который закончил в 1981 году. Получив диплом не стал работать по специальности, а ушел в модный диско-клуб «220 вольт».

Кормильцев с начала 1980-х годов принимал участие в рок-движении, писал тексты для многих уральских рок-коллективов и исполнителей: «Урфин Джюс», Насти Полевой, Егора Белкина. В 1983 году познакомился с Вячеславом Бутусовым и группой «Nautilus Pompilius». К 1985 году знакомство переросло в постоянное сотрудничество, начало которому положила запись альбома «Невидимка».

После распада звездного состава «Наутилуса» в 1988 году пути Кормильцева и Бутусова на некоторое время разошлись. Вскоре Илья Валерьевич выпустил книжку стихов «Скованные одной цепью» с иллюстрациями Бутусова. В конце 1992 года возобновляется сотрудничество с «Наутилусом», и Кормильцев переехал в Москву, где в качестве продюсера работал над проектом «Отчет за 10 лет». В 1997 году после распада группы сначала создал проект «Чужие», а затем сосредоточился на издательской и переводческой деятельности, сотрудничая с журналом «Иностранная литература».

Поэт свободно владел несколькими европейскими языками. В 2000-е годы курировал книжную серию «Иностранки» «За иллюминатором», в которой оперативно выходили переводы романов современных зарубежных писателей. В 2003 году Кормильцев избран главным редактором нового издательства «Ультра. Культура», специализирующегося на издании радикальных книг.

В его переводах выходили произведения Джон Толкиена, Клайва Льюиса, Ежи Косинского, Ника Кейва, Чака Паланика, Тома Стоппарда, Ричарда Бротигана, Гилберта Адера, Фредерика Бегбедера, Ирвина Уэлша, Алистера Кроули, Мишеля Фейбера, Стюарта Хоума, Уильяма Берроуза.

Во время командировки в Великобританию 22 января 2007 года у Кормильцева обнаружена злокачественная опухоль позвоночника в четвертой, необратимой стадии.

Илья Валерьевич Кормильцев скончался 4 февраля 2007 года в лондонской больнице. Похоронен писатель, переводчик и журналист в Москве, на Троекуровском кладбище.

Илья Кормильцев 22 ноября 2007 года оказался среди лауреатов российской национальной премии «Большая книга».

Поэту посмертно присужден специальный приз «За честь и достоинство».

В конце ноября 2007 года в рамках девятой международной книжной выставки «non/fiction» прошла презентация новой литературной премии имени Ильи Кормильцева. Идея учредить такую награду принадлежала редактору издательства «Ультра. Культура» Владимиру Харитонову, в экспертный совет премии в основном вошли друзья покойного поэта. По словам одного из учредителей, главного редактора издательства «Кислород» Владимира Семергея, претендовать на награду смогут прежде всего радикальные авторы, представляющие альтернативу культурному мейнстриму. Премию планируется вручать ежегодно в день рождения Кормильцева: 26 сентября.

В феврале 2016 года Илье Кормильцеву посмертно присуждена Премия хит-парада «Нашего радио» «Чартова дюжина» за вклад в развитие российской рок-музыки.

Сочинения

Кормильцев И. Скованные одной цепью. Стихи / Рис. С. Бутусова. — М.: Советская эстрада и цирк, 1990. — 64 с.

Бутусов В., Кормильцев И. Песни группы Nautilus Pompilius. Книга 1 / Авт. сл. И. Кормильцев; Нот. запись А. Мурашов и Е. Архангельский. — М.: Светоч-Л, 2000. — 64 с.

Бутусов В., Кормильцев И. Песни группы Nautilus Pompilius. Книга 2 / Авт. сл. И. Кормильцев; Нот. запись А. Мурашов и Е. Архангельский. — М.: Светоч-Л, 2000. — 64 с.

Кормильцев И. Никто из ниоткуда. Сценарий, стихи, рассказы. — М.: Открытый мир, 2006. — 304 с. — 3000 экз.

Кормильцев И. Собрание сочинений в 3-х томах. — Екб.: Кабинетный ученый, 2017. — 1906 с. — 1000 экз.

Переводы

Гилберт Адэр: романы «Любовь и смерть на Лонг-Айленде» и «Мечтатели» (М.: Иностранка, БСГ-Пресс, 2002).

Фредерик Бегбедер: роман «Каникулы в коме» (с французского, М.: Иностранка, 2002).

Уильям Берроуз: романы «Пространство мертвых дорог» (М.: Ультра. Культура, T-ough Press, 2004) и «Западные земли» (М.: АСТ, T-ough Press, 2005).

Фредерик Браун: рассказ «Не оглядывайся» (М.: Росмэн, 2004)

Ричард Бротиган: роман «Ловля Форели в Америке» (журнал «Урал», № 6, 2001) и сборник «Месть лужайки» (совместно с Ш. Валиевым; М.: Иностранка, БСГ-Пресс, 2002).

Луи де Берньер: рассказ «Клад Мамаситы» (журнал «Иностранная литература», № 12, 2003).

Аллен Гинзберг: поэма «Вопль»; стихотворения «В Сиэтле полдень», «Любовное стихотворение на тему Уитмена», «Ракета», «Взаправдашний лев» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Роберт ван Гулик: роман «Убийство по-китайски: Лабиринт» (М.: Иностранка, 2001).

Габриеле д’Аннунцио: речь, произнесенная с балкона Капитолия 17 мая 1915 года (с итальянского, журнал «Иностранная литература», № 11, 1999).

Лерой Джонс: стихотворения «Удолбанный запад» и «Кто взорвал Америку» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Ник Кейв: роман «И узре ослица Ангела Божия» (М.: Иностранка, БСГ-Пресс, 2001), песни и короткая проза из сборников «Король Чернило» (М.: Ультра. Культура, 2004) и «Король

Чернило II» (М.: Ультра. Культура, 2005).

Джек Керуак: «Из «Блюза Мехико-Сити»: 21-й хор» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Оуэн Колфер: роман «Четыре желания» (М.: Иностранка, 2003).

Грегори Корсо: стихотворения «Последний гангстер», «Мне 25» и «Год в разлуке» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Ежи Косинский: романы «Ступени» и «Чертово колесо» (М.: БСГ-Пресс, 2001), повесть «Садовник» (журнал «Иностранная литература», № 10, 1997), а также «По поводу «Раскрашенной птицы»: заметки автора» («Иностранная литература, № 3, 1999).

Алистер Кроули: статья «Кокаин» («Митин журнал», № 60, 2002).

Филипп Ламантиа: стихотворения «Проводимость ужаса», «Засада», «Я же честно предупредил», «Между мной и тем что я вижу дистанция», «Русалки явились в пустыню», «Человек в страдании» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Саймон Логан: сборник рассказов «i-o» (Екатеринбург: У-Фактория, 2007).

Клайв С. Льюис: роман «Пока мы лиц не обрели» (журнал «Иностранная литература», № 1, 1997).

Филип Макдональд: рассказ «Наши пернатые друзья» (Свердловск: МИКС, 1991).

Пол Остер: роман «Тимбукту» (журнал «Иностранная литература», № 8, 2001).

Чак Паланик: роман «Бойцовский клуб» (М.: АСТ, 2001).

Том Стоппард: пьесы «Травести, или Комедия с переодеваниями» (журнал «Иностранная литература», № 12, 2000), «День и ночь» (М.: Иностранка, БСГ-Пресс, 2002) и «Художник, спускающийся по лестнице» (М.: Иностранка, 2006).

Уильям Сэнсом: рассказ «Вертикальная лестница» (Свердловск: МИКС, 1991).

Джон Толкин: сказки «Кузнец из Большого Вуттона» и «Явление Туора в Гондолин» (Л.: Северо-Запад, 1991) и «Фермер Джайлс из Хэма» (Екатеринбург: Уральский рынок, 1993).

Ирвин Уэлш: роман «На игле» (с англ. и шотландского, М.: АСТ, 2002) и рассказ «Вечеринка что надо» (журнал «Иностранная литература», № 4, 1998).

Мишель Уэльбек: стихотворения из сборников «Погоня за счастьем» и «Смысл борьбы» (с французского, М.: Иностранка, 2005).

Роберт Уэстол: рассказы «Автостопом» и «Фред, Элис и тетушка Лу» (Свердловск: МИКС, 1991).

Мишель Фейбер: романы «Побудь в моей шкуре» (М.: Иностранка, 2003) и «Квинтет «Кураж» (М.: АСТ, 2005), рассказы «Нина и ее рука» и «Овцы» (журнал «Иностранная литература», № 6, 2005).

Лоуренс Ферлингетти: стихотворение «Пес» (М.: Ультра. Культура, 2004).

Стюарт Хоум: роман «Встан(в)ь перед Христом и убей любовь» (М.: АСТ, 2004) и «Предисловие к русскому изданию «Манифестов неоистов» (mitin.com, 2001).

Брет Истон Эллис: роман «Гламорама» (М.: Торнтон и Сагден, 2004).

В сентябре 2008 года, в день рождения поэта, в Лондоне в сквере Линкольнз-Инн-Филдс по соседству с Британским музеем установлена мемориальная скамейка памяти Ильи Кормильцева.

В сентября 2009 года в клубе «Б2» состоялся литературно-музыкальный вечер памяти Ильи Валерьевича Кормильцева. Акция, приуроченная к пятидесятилетию со дня рождения поэта, была организована по инициативе музыканта Олега Сакмарова (экс-«Наутилус Помпилиус», «Аквариум») и певицы Татьяны Зыкиной.

Открытие памятника, сделанного по проекту друга поэта, художника Александра Коротича (некогда оформившего несколько альбомов группы «Наутилус Помпилиус» и других рок-исполнителей), в Москве состоялось 26 сентября 2009 года на Троекуровском кладбище (ориентиры: Рябиновая улица, Троекуровский проезд) участок 10 «а». Памятник установлен в глубине кладбища. Ориентир: часовня, от нее метров 70 на юг в лесополосу.

В феврале 2012 года на сайте OpenSpace.ru состоялась премьера документального фильма об Илье Кормильцеве «Зря, ты новых песен…», снятого режиссерами Александром Рожковым и Олегом Раковичем.

Солист группы The Matrixx Глеб Самойлов на каждом своем выступлении исполняет песню «Порвали мечту» из репертуара группы «Агата Кристи». Песня посвящена памяти Ильи Кормильцева.

В 2014 году екатеринбургский гражданский Сенат присвоил Илье Кормильцеву звание «Почетный гражданин Екатеринбурга».

В 2015 году в Екатеринбурге на здании химфака Университета открыта мемориальная доска в память Ильи Кормильцева.

Летом 2015 года по инициативе Антона Бакова в поселке Косулино под Екатеринбургом появилась улица «набережная Ильи Кормильцева».

Группа «Черный Обелиск» посвятила памяти Ильи Кормильцева песню «Не имеет значения» в сингле «Осень/16».

В декабре 2016 года вышел клип группы Би-2 «Птица на подоконнике», посвященный памяти Ильи Кормильцева.

В феврале 2017 года состоялся релиз альбома «Иллюминатор», сборника песен на стихи Ильи Кормильцева.

В ноябре 2017 вышла книга Александра Кушнира «Кормильцев. Космос как воспоминание». Презентация прошла в рамках 19 Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: