Иероним босх — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иероним Босх

Ерун Антонисон ван Акен (более известный как Иероним Босх; око. 1450-1516) – нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Относится к числу самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

В биографии Босха есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Иеронима Босха.

Биография Босха

Иероним Босх появился на свет ок. 1450 года в нидерландской провинции Хертогенбосе. Он происходил из семьи потомственных художников. Его дед, Ян ван Акен, и четверо из его 5 сыновей, включая отца Иеронима, Антония, были живописцами.

Биографы Босха предполагают, что Иероним начал обучаться живописи под началом близких родственников. Когда в 1478 г. скончался его отец, он унаследовал от него художественную мастерскую. Через 8 лет художник стал членом религиозной общины «Братство Богоматери», которая особенно почитала Деву Марию.

Живопись

Первые известные полотна Иеронима Босха, носящие сатирический характер, очевидно были созданы в середине 1470-х годов. К примеру, в период 1475-1480 гг. он стал автором таких картин, как «Семь смертных грехов», «Брак в Кане Галилейской», «Фокусник» и «Извлечение камня глупости».

Данные работы вызывают огромный интерес у современников Босха. Любопытно, что испанский монарх Филипп II даже повесил полотно «Семь смертных грехов» в собственной спальне, чтобы глубже поразмышлять над греховными склонностями человека.

«Корабль дураков»

К слову, современные искусствоведы пришли к выводу, что живопись Босха наделена куда более глубоким смыслом, чем это может казаться на первый взгляд. Сегодня ученые пытаются дать свою оценку творчеству нидерландца. Одни отзываются о нем как о сюрреалисте 15-го столетия, сравнивая его с Сальвадором Дали.

Другие, наоборот, считают, что искусство Иеронима олицетворяет средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию и черную магию. В 1490-1500 гг. он представил известную картину «Корабль дураков». На ней изображены монахи, поющие песни в окружении простых людей, а судном правит шут.

В 1504 г. Босх получает заказ на триптих «Страшный суд», который является крупнейшим сохранившемся полотном кисти художника (1,64 × 2,47 м). В тот же период биографии он работал над такими не менее знаменитыми триптихами, как «Сад земных наслаждений», «Воз сена» и «Распятая мученица».

Интересен факт, что Иероним Босх работал в стиле «алла прима». При таком виде техники первые мазки создают на холсте окончательную фактуру. На его работах обычно присутствует много людей и разнообразных символов. Важно отметить, что истинное значение множества символов уже бесповоротно утеряно.

Вместе с этим, немалая часть символов Иеронима связана с алхимией, которой он придавал отрицательные и даже демонические черты. Это отражается в ряде элементов на его полотнах. Например, лягушка, в алхимии отождествляет серу – символ зла и смерти.

Положением на сегодня известно только о 7 произведениях Босха, где есть его подпись. Кроме этого, сейчас мы не знаем подлинных названий работ мастера – известные нам названия взяты из каталогов. Более того, ни одно его полотно не имеет даты. Современные эксперты относят к сохранившемуся наследию нидерландца 25 картин и 8 рисунков.

Иероним Босх изображал на картинах не наружность людей, а их внутреннюю сущность, задействуя для этого разные приемы. Знаменитый писатель Лопе де Вега отзывался о нем, как о «великолепнейшем и неподражаемом художнике», а его произведения называл – «основами морализирующей философии».

Босх часто обращался к религиозной тематике, став автором таких картин, как «Святой Иоанн Креститель в пустыне», «Увенчание терновым венцом», «Блудный сын», «Святые отшельники», «Искушение святого Антония», «Поклонение волхвов» и многие других шедевров.

«Сад земных наслаждений»

Творчество Босха было нетипичным для европейской живописи 15-го столетия. В нем поразительным образом переплелись парадоксальные сюжеты, рожденные богатым воображением живописца.

Современные идеи сюрреализма, сформированные на психоанализе Фрейда, не смогли в полном объеме расшифровать произведения Иеронима Босха. Положением на сегодня, психология способна объяснить причину притягательности его полотен, но не может определить смысл, который они имели в ту эпоху.

Личная жизнь

Когда Босху было около 30 лет он взял в жены Алейт Гойартс ван дер Меервен, которая происходила из зажиточной семьи. Детей у супругов так и не родилось.

Смерть

Иероним Босх умер 9 августа 1516 года. Через несколько месяцев после смерти мужа, Алейт раздала наследникам то немногое, что осталось после него.

Фото Босха

Воз сена

Семь смертных грехов

Иероним Босх: жизнь и творчество художника

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Иеронима Босха

Ерун ван Акен родился около 1453 г. в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана сживописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.
Брак Иеронима не был особо счастливым (супруги не имели детей), но он дал художнику материальное благополучие, положение в обществе и независимость: даже выполняя заказы, он мог себе позволить писать так, как хотел.

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим.

Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.

Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.

Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви .

Творчество художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! — Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»

Творчество Босха началось с росписей деталей различных алтарей, капелл. Одной из первых выдающихся работ Иеронима Босха была роспись створок алтаря в соборе Святого Иоанна. Надо заметить, что это работа очень понравилась Филиппу Красивому, который впоследствии стал королем Кастилии.

Босх был жизнерадостным и общительным человеком, но за пределы своего села Оерошорт выезжал очень редко и недалеко, где поселился после женитьбы.

Картины Иеронима Босха до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. На его счет записано около 40 картин. Возможно, их было и больше, но художник никогда не подписывал свои работы.

Читайте также  Доминик джокер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Помимо рисования Босх занимался изготовлением гравюр, был неплохим кузнецом. Однажды он сделал огромную роспись на стекле в церкви, а также изготовил отличную металлическую рамку.

Картины Босха висели во многих королевских дворах, и вызывали восхищение его современников. Жизнь Босха закончилась 9 августа 1516 года, в городе, где он и родился.

На полотнах художника часто встречаются чудовища, забавные или дьяволические фигуры, вышедшие из народных легенд, аллегорических поэм, морализированной религиозной литературы, а также направлений позднего готического искусства. Такие работы в биографии Иеронимуса Босха, как «Garden of Earthly Delights» , спутывают аллегории. Однако символизм этих работ непонятен, вызывает различные толкования.

Босх интересовался гротеском, дьяволическим, богатым и смертельным.

Он был одним из первых художников Европы, изобразившим на своих полотнах сцены повседневной жизни, хотя часто с ненормальными элементами.

Король Испании Филипп Второй собирал некоторые из лучших творений Босха. «Temptation of St. Anthony» (Лиссабон), «The Last Judgment» являются часто встречаемыми темами в творчестве художника. Другие картины Босха представлены в Эскориале, Брюсселе. Примеры «Adoration of the Magi» представлены в музее «Метрополитен», музее Филадельфии, где также находится «Mocking of Christ».

В биографии Босха глубокое влияние оказало творчество Питера Брейгеля. В 20 веке Иеронимуса воспринимали как предвестника сюрреализма. Работы Босха до сих пор впечатляют современных художников. Картины Босха часто подделывали, а стиль копировали. Сам же художник за всю свою жизнь продал лишь 7 полотен. Со временем ученые стали приписывать руке Босха все меньше и меньше работ, считавшихся до этого его произведениями. К началу 21 века названо всего 25-30 картин, точно являющихся творением Босха.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы .

Иероним
Босх

Биография и информация

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов.

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Хертогенбос – город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины – вот «тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха – сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность – такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово «вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима – Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году (большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе – одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку – не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери – влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 – возраст для художника более чем зрелый. Это (в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал «семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством – расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия – Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери – уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал – за символическую плату и не ради заработка . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха «почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как «христианский рок» — многие «богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы («Воз сена», «Фокусник», «Корабль дураков»), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина «Распятая мученица» (репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи.

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы «Jheronimus Bosch»*.

В числе его заказчиков (помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II. Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем – «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх. Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот – судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым – самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Читайте также  Ирина муравьева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как «выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой «спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх (Den Bosch).

Автор: Андрей Зимоглядов

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх?»: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.

Иероним Босх – биография, фото, личная жизнь, картины, причина смерти

Иероним Босх: биография

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, — нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии. Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 — «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 — «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 — «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 — «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 — «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 — «Страшный суд»
  • 1500 — «Смерть скупца»
  • 1500-1502 — «Воз сена»
  • 1500-1510 — «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 — «Блаженные и проклятые»

Нидерландский живописец Иероним Босх — интересные факты из жизни

Иероним Босх – нидерландский живописец, живший в период с 1450 г. по 1516 г. Он получил известность благодаря картинам на библейские темы.

Рождение и семья

Считается, что Иероним Босх родился примерно в 1450 г., а умер приблизительно в 1516-м. Родиной художника называют город Хертогенбос (Нидерланды, Северная Фландрия).

Происхождение рода ван Акенов связывают с немецким городом Ахеном. Дед Иеронима и его сыновья, в т. ч. отец Босха, были художниками. Ими выполнялись заказы по изготовлению храмовой утвари, росписи стен в церквях, золочению деревянных скульптур. Отец будущей знаменитости скончался в 1478-м. Его мастерская перешла по наследству к сыну.

По данным исследователей изначально художника звали Ерун Антонисон ван Акен. В архивах 1474-го имя живописца упоминается как «Jheronimus». Оно также встречается в вариациях: Джеронимус, Иеронимус, Джером.

Известно, что в 1480-м, обретя авторскую самостоятельность и, видимо, желая как-то отделить себя от других представителей семьи, художник выбирает себе в качестве псевдонима сокращенное название родного города – Хертогенбоса.

Учеба и творчество

О периоде ученичества Иеронима Босха никакой информации не сохранилось. Исследователи предполагают, что он обучался профессии живописца дома, в отцовской мастерской.

Читайте также  Софи тёрнер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иероним Босх творил в период заката культуры Средневековья и зарождения Ренессанса. Этим частично объясняется наличие в его работах удивительного сочетания фантастических элементов, присущих средневековой живописи, фольклорных мотивов, а также зачатков жанровой и пейзажной живописи.

Подобно многим мастерам Возрождения Иероним Босх прибегал к сюжетам из реальной жизни. Для их изображения он использовал язык иносказаний, вводя в повествование традиционные средневековые символы и образы.

Многие свои полотна Иероним Босх писал на заказ по легендарным библейским сюжетам. Так, предполагается, что его триптих «Страшный Суд» написан для Филиппа I, правителя Нидерландов.

Триптих «Страшный Суд»

Заказчицей «Искушения Св. Антония», как предполагают, была принцесса Маргарита Австрийская. Трактовка сюжетов из Библии на картинах Босха разрушает все общепринятые церковные каноны.

«Художник, рисующий ад…»

Многие исследователи считают творчество художника предтечей сюрреализма. По их убеждению, все его чудовища – порождение глубин подсознания. Другие усматривают в символике живописца связь с алхимией, магией, астрологией. Встречаются мнения, что Иероним Босх был провидцем, контактером с внеземными цивилизациями или инопланетянином.

Помимо людей, животных и растений на полотнах Иеронима Босха можно увидеть огромное количество:

  • всевозможных предметов, инструментов, приспособлений;
  • фантастических существ, уродцев, хаотических сочетаний частей человеческого тела;
  • нераскрытых символов, разрушающих реальность изображения.

Основная масса образов представлена калеками, нищими, разного рода уродцами, страшными, отвратительными демоническими тварями. Как реальные, так и библейские сюжеты силой пера Босха изменены путем добавления совершенно жутких, необъяснимых деталей.

«Искушения Св. Антония»

В полной мере объяснить созданную Иеронимом Босхом фантасмагорию исследователям не под силу. По некоторым предположениям художник столь глубоко разочаровался в людях, что в картинах стал выражать свою неприязнь к человечеству. Его полотна являются демонстрацией ущербности природы человека, способного на жестокость, предательство и издевательство над себе подобными.

По мнению многих исследователей, Иероним Босх считал земную жизнь не чем иным, как дорогой в ад. На его картинах ад изображен во всех проявлениях. На ранних полотнах художника ада ограничивают пределы преисподней. В более позднем творчестве он постепенно проникает в земную повседневность, становится ее частью, полноценной и неотделимой.

Как же следует понимать символику полотен Босха

Искусствоведами принято давать наиболее часто встречающимся на картинах Иеронима Босха символам, следующие расшифровки:

  1. Лестница – познание.
  2. Перевернутая воронка – мошенничество.
  3. Ключ – символ познания.
  4. Отрезанная нога – ересь.
  5. Стрела – зло.
  6. Общепринятый символ мудрости сова – коварство и греховность.
  7. Темные птицы – темная сторона человеческой природы.
  8. Высохшие деревья и скелеты животных – смерть.
  9. Жабу в эпоху средневековья считали созданием Дьявола. Алхимиками она трактовалась как символ серы, напоминающей о преисподней.

Историком Линдой Харрис высказано утверждение о том, что Иероним Босх был наделен даром предвидения. По мнению исследовательницы, многие его образы являются предвестниками современных катаклизмов и войн.

Отсветы иных измерений

Одна из фресок Иеронима Босха в соборе Хертогенбоса содержит фрагмент с изображением людей, которые, подняв руки к небу, наблюдают из мрака за снижением странного зеленого конусообразного объекта. Внутри него видно мерцание белого шара и фигуру внутри него, отдаленно напоминающую человеческую.

Эдмундом Ван Хооссе, голландским историком, высказано предположение, что живописец изобразил будущий контакт людей с инопланетянами.

По утверждению Джордана Хардса, американского уфолога и парапсихолога, сам живописец был не кем иным, как пришельцем. Содержание его полотен представляет собой путешествия по Вселенной…

«Святые отшельники» (1505 г.)

В центре триптиха изображен св. Иероним, устремивший взгляд на распятие. Святой ищет в нем спасения от зла, которое воплощают руины языческого храма и 2 монстра, вцепившиеся друг в друга на переднем плане картины.

Левая створка содержит изображение св. Антония, противостоящего соблазну дьяволицы. Правая панель изображает св. Эгидия, молящегося у алтаря, с грудью, пронзенной стрелой. Так традиционно изображается святой, спасший своим телом любимую олениху.

«Искушение св. Антония» (1505-1506 гг.)

Триптих является одной из лучших картин периода зрелости художника.

Все 3 створки алтаря содержат изображения бесов, выпущенных на свободу. Композиция демонстрирует переполненность мира бесовскими силами. Художник в деталях повествует о страданиях Антония. Левая панель триптиха изображает, как демоны носятся в воздухе, влача за собой старца.

Правая показывает, как бесы пытаются отвлечь святого от молитвы демонстрацией трапезы. Дама с хвостом, прикрытым длинным шлейфом, подносит ему чашу, наполненную вином. Демоны, изображенные в центре, творят зло и искушения в мире.

«Сад земных наслаждений» (1505-1510 гг.)

Это наиболее известный из фантастических триптихов Иеронима Босха. Сегодня ни одна из имеющихся трактовок образов произведения не признана единственно правильной.

Пространство полотна заполняют картины грехопадений, райские видения, кошмарные чудовища и порождения ада. Левая панель представляет третий день сотворения мира. После того как Адам и Ева отведали запретного плода, Бог изгнал их. Они оказались в Саду земных наслаждений.

В центральной части картины буйствует похоть и вакханалия. Грешники предаются плотским утехам. Панель населена огромным количеством обнаженной натуры, странных предметов и приспособлений, огромных птиц и т. д., символизирующих апофеоз человеческого грехопадения.

Триптих словно бы рассыпается на множество сюжетов, выглядящих случайными, но в конце концов представляющих некую законченность картины мира.

Каждое новое поколение вкладывает в его трактовку свой смысл. Исследователи соглашаются в одном: триптих символизирует своеобразный рай, в котором нарушен естественный ход вещей и полновластно господствуют сладострастие и хаос, все дальше уводя людей от праведного пути. Картина выглядит жутко и омерзительно.

Люди выбрали греховность, поэтому им суждено жить в аду. В правой части триптиха перед зрителями открывается темный и пугающий мир, где жестоко наказывается каждое прегрешение и на спасение нет надежды. Горящие вдали отсветы адских костров зловеще озаряют хрупкие человеческие фигурки. Триптих воспринимался верующими как суровое назидание.

Личная жизнь

В 1480-м Иероним Босх вступил в брак с девушкой из богатого и знатного рода, принесшей хорошее приданое. Семья жила в Арсхоте, откуда родом была супруга художника.

По предоставленному ему праву, Босх мог безгранично распоряжаться состоянием супруги. Благодаря женитьбе он обрел достаток и независимость, а также упрочил свое общественное положение. Детей в семье не было.

В 1486-м художник стал членом Братства Богоматери (религиозного общества). Организация, посвященная служению Деве Марии, была основана в 1318-м и занималась вопросами милосердия. Предполагаемым мотивом Босха исследователи называют коммерческие интересы: он стал получать хорошие заказы. Известность живописца неизмеримо выросла.

Последние годы жизни

О последних годах художника известно лишь, что он прожил их на родине супруги, в Арсхоте. По документам Братства Богоматери Иероним Босх скончался в 1516-м. Похороны датированы 9 августа. Экспертам не удалось установить причину и точную дату смерти.

Неизвестно и место захоронения тела. Долгое время историки считали, что останки живописца покоятся в одном из приделов храма св. Иоанна, над оформлением которого он трудился. В 1977 г. захоронение было вскрыто и стало ясно, что могила пуста.

Интересные факты

С творчеством Иеронима Босха связано множество интересных фактов:

  1. По утверждениям исследователей, один из персонажей «Сада наслаждений» является автопортретом самого художника. Это человек с яйцевидным телом, улыбающегося при виде чужих страданий.
  2. Отношение художника к религии разительно отличалось от официального. Однако церковниками полотна воспринимались позитивно. Несмотря на то, что Босха считали еретиком и насмешником над служителями церкви, его работы были высоко оценены Филиппом II, «самым католическим из королей».
  3. За свою жизнь Иероним Босх сумел продать всего 7 полотен.
  4. Работы Босха часто подделывались. В начале 21 в. исследователи могли с уверенностью отнести к оригинальным творениям всего 25 полотен и 8 рисунков.
  5. Из всех картин и набросков, выполненных в характерной для Босха технике алла прима, подписаны всего 7 работ.
  6. Особенностью письма мастера было то, что окончательную фактуру изображений он создавал нанесением уже первых мазков.
  7. В истории не сохранилось оригинальных названий картин, данных Босхом.
  8. Некоторые историки предполагают, что Иероним Босх был еретиком, причастным к деятельности секты адамитов, созданной в XIII в.
  9. Предполагается, что в свои фантастические миры Иероним Босх погружался под воздействием хлеба, испеченного из ржаной муки, зараженной спорыньей. Этот вид грибка вызывает видения.
  10. Российский психиатр Марк Бурно отмечал «полифонический характер» творчества Иеронима Босха, указывающий на шизофрению.

Развитие творчества Иеронима Босха не поддается внешнему логическому измерению. Сюрреалисты считают его своим предшественником. В основе большинства его сюжетов лежат мотивы из Библии. Но персонажи полотен настолько странны, чудовищны и жутки, что никто не может признать их подобающими для иллюстрирования христианских легенд.

Расскажите в комментариях, как вы относитесь к картинам Иеронима Босха и поделитесь статьей о его творчестве с друзьями.

С биографией Иеронима Босха, картинами и их описанием можно ознакомиться в видео:

Великий художник Микеланджело Буонарроти — творец эпохи Возрождения и раннего барокко. С данной статьей можно ознакомиться по ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: