Георгий милляр — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Георгий Милляр

Имя: Георгий Милляр (Georgy Millyar)

Отчество: Францевич

День рождения: 7 ноября 1903

Кто родился в этот день: 15 чел.

Место рождения: Москва

Дата смерти: 4 июня 1993 (89 лет)

Причина смерти: узнать воспаление лёгких

Где похоронен: узнать Москва, Троекуровское кладбище

Карьера: актер

  • Детство
  • Театр
  • Работа в кино
  • Личная жизнь Георгия Милляра
  • Смерть
  • Лучшие фильмы

Биография Георгия Милляра

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника.

Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

Театр

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Работа в кино

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).

Личная жизнь Георгия Милляра

В 1925 году он женился на театральной актрисе. Очевидно, Милляр питал к жене слабый интерес, поскольку на каком-то этапе у него возникла мысль, что с ним не все в порядке. Он проверился у врача, и тот сказал: «Как мужчина, дружок, ты в полном порядке. А вот детей у тебя никогда не будет». Вскоре после этого жена забеременела. Актер понял, что ему изменяют, и подал на развод. Почти всю жизнь он прожил с мамой.

Когда Елизавета Алексеевна умерла, Роу подыскал ему жену — 60-летнюю Марью Васильевну, одинокую женщину с двумя детьми. После загса молодожены поехали на съемки фильма «Варвара-краса, длинная коса» (1969). Вдоль реки выстроились накрытые столы, съемочная группа чествовала молодых. Режиссер понимал, что женить актера нужно быстро и решительно — без женщины он пропадет.

Милляр не занимался партийной работой, не ходил на заседания. Дружил не с начальством, а с работниками студии: осветителями, гримерами, костюмерами. Советская власть Милляра тоже особо не почитала. Ему не дарили машин, не приглашали на торжества. Но и угрозы в нем тоже не видела, а потому не преследовала. Зато простые люди обожали актера.

Только в 1973 году ему с женой дали двухкомнатную квартиру на 18 этаже, далеко от метро. Звание Заслуженного артиста Милляр получил в 1988 году, к 85-летию.

Смерть

Когда в 1999 году ушла из жизни Марья Васильевна, многие личные вещи Милляра были выброшены на свалку. Лишь небольшую часть удалось передать в Музей кино.

Через 10 лет после смерти Милляра свет увидел документальный фильм «Георгий Милляр – и в сказке, и в жизни».

Я не мужчина, я Баба Яга! Личная драма и несбывшиеся мечты самого харизматичного сказочного злодея Георгия Милляра

Он очень любил детей, но стать отцом ему было не суждено. Обладая добрым теплым взглядом, этот человек стал олицетворением всей сказочной нечисти в советском кинематографе. В образе одной лишь Бабы Яги он появился на экране около десятка раз. Конечно, речь о Георгии Милляре. Виртуоз эпизодических ролей, актер и человек с огромным сердцем, который так и не смог воплотить в жизнь свою главную мечту…

Читайте на Еве

  • Знаменитости
  • СССР
  • История жизни
  • Георгий милляр

ИЗ СЕМЬИ АРИСТОКРАТОВ

Георгий Милляр родился в 1903 году в Москве. Его отец был французским инженером-мостостроителем и при рождении у мальчика была другая фамилия, которую после революции благоразумная мать, дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева, изменила с де Милье на простое — Милляр.

К несчастью, отец Георгия скончался, когда мальчик отметил лишь третий день рождения, но вдова с сыном не остались без средств к существованию. У семьи была большая квартира в Москве, а также две дачи: в Подмосковье и в Геленджике. У сына Журавлевой были гувернантки, обучившие его немецкому и французскому языкам, на которых актер говорил так же легко и бегло, как по-русски. Но навыки эти и другие свои знания он усердно скрывал, чтобы не привлекать лишнего внимания к своему происхождению.

Георгий Милляр Когда в столице начались волнения, Елизавета не стала дожидаться пика народного восстания и увезла Георгия в Геленджик к дедушке еще в 1914 году. Там было решено изменить фамилию и отдать подростка в школу. Новая власть со временем отобрала у семьи будущего актера обе дачи и превратила их квартиру в коммуналку. Мать с сыном получили право жить в одной комнате квартиры, которая некогда полностью принадлежала им.

Георгий не унывал — он не привык жаловаться. В Геленджике юноша поступил на службу в театр и был там простым бутафором. За время работы актер выучил все роли, и однажды ему это здорово помогло, когда игравшая Золушку актриса вдруг заболела. Это был дебют Милляра на сцене и его первый большой успех. Затем актер часто стал заменять других коллег и в конце концов решился ехать в Москву. До 1938 года Георгий Францевич служил в Театре Революции (ныне Театр им. Маяковского), а потом, прислушавшись к совету коллег, решил уйти в кино.

Георгий Милляр Наиболее широкую известность Милляр получил благодаря ролям Бабы Яги, Кощею и персонажам, олицетворяющим нечисть в сказках Александра Роу. Роу тоже происходил из обеспеченной семьи и обладал европейскими корнями. С Георгием Францевичем режиссер советских сказок сдружился почти сразу. Началось их сотрудничество с провальных проб Милляра, который ужасно нервничал. Но в итоге роль в культовой картине «По щучьему веленью» получил именно он.

Виртуозно сыграв главного персонажа, Милляр навсегда завоевал сердце Роу, и они стали прекрасными друзьями. Тандем так удачно вместе работал, что Александр привык советоваться с Милляром во многом. Когда режиссер готовился к съемкам «Василисы прекрасной», он долго не мог отыскать актрису на роль Бабы Яги. Все они были не такими. Отказали даже Фаине Раневской.

Тогда Роу пришел к Милляру с просьбой помочь и посоветовать. Георгий ответил просто: «Возьми меня! Ни одна женщина не согласится появится в кадре изуродованной, а со мной гримерам можно делать все, что вздумается!»

Пробы на роль прошли не просто успешно, а гениально. В этой сказке у Милляра было целых три роли, но Баба Яга стала настоящей легендой. С тех пор эту ведьму из детских кошмаров играл только Георгий Францевич. Образ Яги актер собирал по крупинкам, наблюдая за пожилыми женщинами. Но главный прототип — пастушка греческого происхождения, встреченная однажды Милляром. У женщины был злой взгляд и очень сгорбленная фигура. Над каждым из костюмов Яги артист работал совместно с костюмерами и гримерами. Он хотел, чтобы персонаж получился как можно страшнее, и добивался непревзойденного эффекта.

В 1944 году Роу пришел к Милляру с просьбой сыграть Кощея Бессмертного. Актер отказался — слишком сложно. Потом Георгий Францевич долго ходил по оставшимся в столице церквям и искал образ зла в иконописи. Однако срисовать Кощея решил с картины кисти Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». А точнее, с третьего всадника.

Заявившись к Роу сбритой головой и без бровей, Милляр заставил режиссера сиять от счастья, ведь это было его молчаливое согласие на роль. Удачей ли или неудачей стал недуг артиста, которым он переболел во время работы над фильмом. Георгий Францевич переболел малярией и сильно похудел. Весил актер не больше 48 килограммов, что позволило ему еще лучше вписаться в образ бессмертного злодея.

Виктор Васнецов «Воины Апокалипсиса»

Потом про картину Роу, показанную аккурат в День Победы 9 мая 1945 года, говорили, что Кощей олицетворял Гитлера. Режиссер не спорил, Милляр улыбался: «Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кощея, и в этом смысле он бессмертен».

Но были в арсенале актера и роли в других фильмах. «Кавказская пленница», «Судьба человека», «Война и мир», «Пес Барбос и необычный кросс» и еще более ста картин. Режиссеры тянулись к Милляру, он снялся в шестнадцати фильмах Роу, исполнив в них тридцать ролей, дублировал, озвучивал советские, зарубежные фильмы и мультфильмы.

После смерти Роу работы у Милляра стало меньше, но он продолжал сниматься. Последней ролью актера была лента «Ка-ка-ду» в 1992 году. Про пожилого артиста стали забывать. Власти его не сильно жаловали еще и при СССР, журналистов Милляр также мало интересовал. Актер никогда не отказывался от концертов, но часто ему даже не платили, заявляя, что денег нет.

Однажды Георгий Францевич получил приглашение выступать на детском концерте. Узнав, что в зале будет 850 ребятишек, артист купил альбомы и нарисовал ровно столько рисунков с Бабой Ягой, подписав каждый из них. Он хотел, чтобы «у каждого ребятенка был сувенир». То ли концерт отменили, то ли про артиста просто забыли, но в назначенный час за ним никто так и не приехал. Рисунки разошлись по соседским детям, а несколько из них хранятся в музее дома кино и по сей день.

Читайте также  София вергара - биография знаменитости, личная жизнь, дети

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И ДЕТИ В СУДЬБЕ АРТИСТА

Георгий Милляр с женой

О личной жизни актера известно не много. По воспоминаниям друзей и коллег, он был эрудированным, веселым и легким в общении человеком, который очень любил детей. В 22 года Георгий женился на некой актрисе, чье имя никогда не разглашалось. Девушка стала изменять мужу, и он решил посетить врача, чтобы понять что с ним не так.

После осмотра актеру сказали, что мужик он прекрасный и все с ним отлично, но вот детей у него быть не может. В задумчивости артист вернулся домой, где молодая супруга сообщила ему о беременности. Георгий рассказал о визите к врачу и посоветовал возлюбленной отправится жить к отцу ребенка, подав документы на развод.

До 65 лет Милляр жил с мамой в комнате той самой коммуналки, которая некогда принадлежала им целиком. То ли он разочаровался в женщинах, то ли просто не мог встретить ту самую, но женился он лишь в 65-летнем возрасте на соседке по имени Марья Васильевна. Женщине было уже 59 лет, ее муж погиб на войне, она сама подняла двоих детей. С Милляром ее объединяло происхождение. Родителей Марьи раскулачили и репрессировали.

Когда Милляр пришел просить ее руки, она с удивлением ответила. что ей уже не нужен мужчина. Георгий Францевич не растерялся: «А я не мужчина, я — Баба-Яга!». Спустя пять лет семья получила отдельную двухкомнатную квартиру на окраине Москвы.

С женой актер жил душа в душу и очень ее любил. Он настоял, чтобы Марья Васильевна ушла с работы и сопровождала его на съемках. Злые языки, правда, говорили, что романтики в этом союзе не было, и на браке настоял Александр Роу.

«Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю» , — писал Милляр. К сожалению, сыграть заветную роль Суворова актеру так и не довелось.

Георгий Милляр: биография и личная жизнь

Георгий Милляр – великий и скромный гений. Такой веселый, позитивный, загадочный, сказочный на экране и простой, совсем скромный в повседневности. Как сложилась жизнь этого замечательного человека? Биография Милляра Георгия Францевича будет поведана читателю в статье.

Короткое детское счастье

Георгий Милляр стал единственным ребенком в браке своих любящих родителей. Прибывший в командировку из Франции инженер Франц де Милье пленился русской красавицей Елизаветой Журавлевой. Красивая история любви могла длиться всю жизнь, если бы не трагическая кончина главы семейства, едва их сыну исполнилось три года. На протяжении всей жизни мать старалась максимально много давать любимому ребенку.

Финансовое состояние семьи позволяло содержать штат прислуги, помогающей в воспитании мальчика. Именно от европейских гувернанток подрастающий паренек узнал тонкости владения французским и английском языком. А служащая в московском театре тетушка привила племяннику любовь к искусству, которое красной нитью прошло через всю жизнь Милляра.

Вынужденная поездка в Геленджик

На фоне нарастания предреволюционных настроений, рассудительная родительница отправила Георгия в их дом в Геленджике. На тот момент никто еще не знал, что перемены в жизни страны не обойдут и их шикарный дом. Несколько квартир и дача, принадлежащие семейству, были экспроприированы в пользу государства. Возвращать ребенка в столицу, охваченную военными восстаниями и стычками, Елизавета сочла неправильным.

Поэтому на протяжении пяти лет ее сын жил вдали от столицы, учась в школе Геленджика. В то время как его мать влачила жалкое существование в одной комнате их некогда шикарной квартиры. Вся остальная площадь была занята поселенцами, определенными новой властью большевиков. Боясь лишний раз демонстрировать свои аристократичные корни, Журавлева сделала все возможное ради трансформации французской фамилии супруга в простую и незатейливую — Милляр.

Первые трудовые подвиги

Сразу после окончания школы Георгий отправился трудиться бутафором в местный театр. Влюбленный во все постановки и выросший на выступлениях великих гениев начала прошлого века, он знал все монологи репертуара. Наблюдая из-за кулис за игрой профессиональных актеров, он страстно мечтал когда-нибудь оказаться на их месте.

И только благодаря несчастному случаю Милляру удалось это сделать. Заменив заболевшую актрису в постановке сказки «Золушка», молодой человек настолько сильно заболел театром, что решил отправиться учиться мастерству. Приехав в Москву в первый раз после вынужденного отъезда, молодой человек с легкостью поступил в Театр имени Маяковского.

Но учеба давалась непросто странному студенту, которого до конца не могли понять педагоги. Настоящие мастера своего дела видели талант в амбициозном юноше, но нетипичная внешность и странная дикция ставили точку на его возможной актерской карьере.

Начало творческого пути

Творческая биография артиста Георгия Милляра началась в 1927 году. Именно тогда он стал постоянным участником труппы Московского театра революции. На протяжении одиннадцати лет режиссеры доверяли Милляру исполнение неоднозначных персонажей второго плана, которых он мастерски делал знаковыми. Копилку работ этого времени выдающегося актера пополнило участие в постановках «Ромео и Джульетта», «Собака на сене», «Голгофа» и множество других. Но для многогранной личности было недостаточно службы исключительно в театре, потому как мечты о кинематографе давно манили Георгия Францевича.

Роман с кинематографом

Как свидетельствует биография актера Георгия Милляра, первый раз в фильме он появился в дебютной работе Александра Роу «По щучьему велению». Никто не знал, насколько успешным в целом будет проект, но он получил хорошие отзывы и стал началом многолетнего сотрудничества между актером и режиссером. Следующим фильмом стала «Василиса Прекрасная», где Милляру была дана нетипичная на то время роль Бабы-Яги.

Долгое время Роу тщательно искал подходящего исполнителя образа колдуньи. Его не устроила даже кандидатура Фаины Раневской, а предложение нетипичного актера превратиться в женщину в ступе он изначально считал глупостью. Но увидев однажды пробы Милляра, Александр вынужден был признать — лучшего актера ему не найти нигде.

Артист сам придумал образ Бабы-Яги, ориентируясь на воспоминания о своей старенькой соседке по коммунальной квартире и встреченной когда-то в Ялте пастушке овец. Рассудительный мужчина прекрасно понимал, что ни одна актриса не согласится добровольно превращаться в страшную старуху, в то время как его самого это не пугало.

Уверенный путь по сказочным тропам

В следующий фильм «Кощей Бессмертный» Роу уже сам приглашал своего любимого актера. Работа была начата в 1941 году и должна была стать своеобразной поддержкой для народа. Образ непобедимого русского воина, которому удается сломить силы зла, зарождал надежду в счастливый финал реального противостояния советских граждан. Кандидатура на роль главного злодея была сразу одобрена режиссером и сценаристом фильма.

Но сам Георгий Францевич долгое время отказывался принимать участие в работе. Он мотивировал отсутствием требуемого таланта, хотя все прекрасно понимали: найти лучшего Кощея не получится при всем желании. Поэтому создатели сказки решили действовать хитростью: они постоянно приглашали Милляра на роль эксперта и консультанта, влюбив его в постановку.

Затем были культовые работы Мастера в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Огонь, вода и. медные трубы», «Финист — ясный сокол» и масса других. В большинстве фильмов непревзойденный творец исполнял сразу несколько ролей, делая каждую из них уникальной и штучной. При этом сценические образы и путь к сказочным персонажам Георгий искал сам, частенько удивляя окружающих собственной оригинальностью.

Не совсем сказочные герои

За долгую творческую жизнь актер успел поработать и с другими режиссерами, хотя в их фильмах ему были выделены лишь эпизодические роли. Но даже их талантливый человек сумел сделать запоминающимися и любимыми зрителями на протяжении уже нескольких десятилетий. Старенький шахматист из «Кавказской пленницы», молчаливый палач в «Обыкновенном чуде», добрый дядя Яша в «Серебряном ревю» — это лишь некоторые работы Милляра.

Но каждой из них он смог предать такой колорит и харизму, что они стали достойной демонстрацией уникальности непревзойденного мастера перевоплощения. Постоянная занятость не мешала трудолюбивому артисту трудиться над озвучиванием мультфильмов. Его голосом разговаривают персонажи «Конька-горбунка», «Лягушки-царевны», «Молодильных яблок» и «Незнайки в Солнечном городе».

Личная история

Биография Георгия Милляра, личная жизнь, длительное время оставались предметом домыслов и сплетен. Он долгие годы жил в общежитии со своей пожилой матерью, не торопясь заводить собственную семью. Болезненный вид и масса внутреннего света не делали его привлекательным в глазах женщин. О скоротечном браке в юности сам Милляр не любил распространяться.

Молодая семья распалась после сообщения супруги актера о скором пополнении, в то время как он не мог иметь детей после перенесенной болезни. На перешептывания относительно нетрадиционной ориентации артист никогда не реагировал, идя своей дорогой.

Женщину, предназначенную судьбой, ему удалось встретить лишь в возрасте 65 лет. Ею стала соседка по коммунальной квартире Мария Васильевна. Взрослые дети и внуки 60-летней женщины жили отдельно, а свою личную историю она считала оконченной. Поэтому не сразу приняла попытки ухаживания от щуплого и одинокого мужчины с грустными глазами.

Но в итоге актеру удалось убедить избранницу отправиться с ним под венец. Георгий сразу принял всех родственников супруги, а они безумно полюбили заботливого и аккуратного избранника матери, который сделал ее жизнь счастливой. Как рассказывает биография Георгия Милляра, семья стала загадкой для всех, потому что в существование любви в таком преклонном возрасте сначала никто не торопился верить. А когда сомнений в этом не осталось, признать ошибочность суждений было непросто.

Отношения с властью и уход

Несмотря на многочисленные работы в кино и театре, солидного состояния Георгий Милляр (биография, фото рассмотрены в статье) так и не сколотил. Советская власть почему-то не торопилась осыпать благами всенародного любимца. Свою первую отдельную квартиру он получил лишь в возрасте 80 лет. Мария Васильевна не один раз уговаривала супруга обратиться за помощью или поддержкой в государственные структуры, но природная скромность мешала ему это делать.

Звание Народного артиста Советского Союза Георгию присвоили лишь в возрасте 85 лет. При этом ни одного творческого вечера или бенефиса актера не было произведено при его жизни. Он продолжал играть, работать и получать удовольствие от искусства, не требуя ничего взамен. При этом при любой возможности сам старался делать подарки или устраивать сюрпризы зрителям.

Читайте также  Юрий векслер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Особенно тепло мастер относился к детям, приходящим на спектакли и фильмы. Готовясь к одному из концертов, Милляр на личные деньги купил альбомы для рисования, которые подписал для каждого зрителя в зале. А после отмены концерта по невыясненным причинам, все сувениры артист подарил мальчишкам и девчонкам, живущим в его районе.

Даже уход из жизни всеми любимого исполнителя сказочных ролей произошел незаметно для широкой общественности. Прожив яркую и наполненную различными событиями жизнь, он ушел за несколько месяцев до своего 90-летнего юбилея в июне 1993 года. Любимая Мария пережила супруга на шесть лет и была похоронена рядом с ним на Троекуровском кладбище.

Непознанный гений

Для современников актера и многочисленных поклонников творческих работ Милляра до сих пор остается загадкой его умение так органично перевоплощаться в сказочных персонажей. Когда Георгий входил в роль, его боялись даже коллеги, а дети и животные предпочитали спасаться бегством от сказочного злодея. В каждом фильме он умудрялся делать своего героя не схожим с предыдущими, придавая новые краски и грани.

Тщательно подготавливаясь к работе, мастер умело импровизировал, убеждал режиссеров в надобности добавлять новые черты и краски. И после выхода фильма на экран оказывалось, что именно благодаря уверенности творца его роли оказывались такими колоритными. Много ходило слухов о пристрастии Милляра к алкоголю. При этом никто и никогда не видел его пьяным или скандалящим, потому что работа для него была на первом месте.

Георгий всегда старательно избегал разговоров о личной жизни и военном детстве, даже скрывая принадлежность к аристократичному роду. Он красиво рисовал, не боялся казаться смешным, писал стихи, не показывая их широкой общественности. Одни из самых пронзительных строк актера были найдены в его документах уже после ухода Георгия Францевича из жизни.

Георгий Францевич Милляр

Фото Все

Видео Все

Георгий Милляр. Человек в кадре

«Раскрывая тайны звезд»: Георгий Милляр — Москва 24

Памяти Георгия Милляра

Георгий Милляр — биография

Георгий Милляр — советский актер, народный артист РСФСР. Наибольшую известность получил после роли Бабы Яги в фильмах режиссера Александра Роу.

Холодным осенним днём, 25 октября 1903 года (по старому календарю) в Москве родился будущий любимец всех советских детишек Георгий де Мильё. Отец мальчика Франц Карлович де Мильё — французский инженер, в своё время перебрался в Россию как специалист по строительству мостов. Уже здесь он познакомился с Елизаветой Алексеевной Журавлёвой – богатой наследницей рода сибирских золотопромышленников.

Детство

Георгий родился в обеспеченной семье окружённый заботой и вниманием. Но семейное счастье оказалось не долгим, отец ушёл из жизни, когда Георгию не было и трёх лет. Несмотря на пережитое потрясение, Елизавета Алексеевна при поддержке влиятельных родственников сумела дать ребёнку блестящее образование со знанием французского и немецкого языка.

На фото Георгий Милляр в детстве

Первые знаки будущей профессии у мальчика начали проявляться в раннем возрасте. Так в 7 лет маленький Георгий, раскрасив лицо химическим карандашом, попытался напугать родственников, заявив, что он Мефистофель, что тех искренне развеселило. Беззаботное детство быстро закончилось. В 1914 году политическая обстановка в Москве стала окончательно неспокойной.

В Геленджик

Мать с сыном решили перебраться в Геленджик, где у них были родственники. В 1917 году с приходом большевиков к власти, семья окончательно осталась без средств существования. Подмосковная дача была отобрана, а из огромной квартиры в Москве новые власти устроили коммуналку. В которой им была выделена для проживания одна комната. Именно в этот период, во избежание дальнейших неприятностей «буржуазная» фамилия де Мильё была подправлена на Милляр. В будущем Георгий никогда не афишировал своё истинное происхождение, так же как и не упоминал про знание иностранных языков.

Георгий Милляр в юности

По окончанию школы в Геленджике, молодой человек устроился в местный театр. Должность была далека от актёрской, он исполнял обязанности бутафора. Во время работы в театре, однажды случилось так, что ему пришлось срочно сменить внезапно заболевшую актрису. Несмотря на то, что роль была женская, от результата все остались в восторге! В течение нескольких лет, Милляр продолжал играть роли в местном театре, что позволило ему набрать необходимый опыт и даже стать местной знаменитостью.

В Москву

В 1924 году юноша переехал в Москву, где поступил в школу юниоров при театре Революции, который в настоящее время носит название театр имени Маяковского. Отношение преподавателей к юному дарованию из-за его выделяющейся внешности и своеобразной дикции было неоднозначное. Но его рвение к актёрской профессии, в сочетании с профессиональным любопытством сделали своё дело.

Георгий Милляр на сцене

По окончанию учёбы в 1927 году Милляр был официально зачислен в театральную труппу Московского театра Революции, где и проработал долгие 11 лет. Карьера в театре складывалась наилучшим образом. Георгий Францевич участвовал во многих спектаклях, были у него и свои любимые роли. Но, несмотря на театральную популярность, Георгий всегда мечтал сниматься в кино. Театральные критики двадцатых годов писали о нём, что способности актёра управлять мимикой и жестами могли бы иметь успех в кино. Такие заметки, конечно же, ещё больше подстёгивали уже не юного актёра.

Первая роль в кино

Первая попытка сниматься в кино была неудачной. Пробная съёмка у Александра Роу была провальной. Начинающий киноактёр не смог справиться с охватившим волнением, в роли ему было отказано. Какое-то время Григорию Милляру всё же удавалось сняться в нескольких небольших эпизодах.

Георгий Милляр в фильме «По щучьему велению»

Вновь Александр Роу вспомнил об актёре, когда набирал группу для съёмок фильма «По щучьему велению». Пробы на этот раз были успешными и его утвердили на роль царя Гороха. Это была первая полноценная роль в кино, а сама кино картина, вышедшая в 1938 году, оказалась настолько успешной, что уже скоро была запланирована другая киносказка.

Народная Баба-яга

Фильм «Василиса прекрасная», где Милляру была отведена роль Бабы-яги, раскрыл талант актёра полностью. Баба-яга в дальнейшем стала «визитной карточкой» актёра. Именно такой образ яги, который все знают по фильмам Роу, выдумал и воплотил сам Георгий Францевич. Как вспоминал сам актер, образ бабы яги ему навеяли живые персонажи, с которыми ему довелось повстречаться перед съёмками. По словам Милляра, в этот прототип вошла и его соседка по коммуналке — склочная женщина с отвратительным характером.

Георгий Милляр в фильме «Морозко» в роли Бабы Яги

Роль яги досталась актёру не сразу. Изначально планировалось, что её сыграет женщина. Но все многочисленные кандидатуры не удовлетворили режиссера. Тогда сам Георгий Францевич предложил: «не женское это дело ведьму играть, молодая актриса не сможет быть такой страшной, а старухе не хватит сил так скакать». В результате весь мир получил потрясающую Бабу-ягу, которую не удастся переиграть уже никому. «Василиса прекрасная» вышла на экраны в 1939 году, в ней Милляр кроме основной сыграл ещё две эпизодические роли.

Настоящий Кащей

Другой запоминающейся ролью актёра был Кащей Бессмертный. Самая первая роль Кащея в одноимённом фильме, вышла на экраны в 1944 году. Снимался Георгий Францевич после перенесённой болезни сильно исхудавший. Такое телосложение позволило получить достоверный образ с минимальным нанесением грима. Кащей, получился действительно страшным.

Георгий Милляр в роли Кащея Бессмертного

Говорили, что даже лошадь была, напугана им и ей пришлось закрывать глаза. В 1967 году в фильме «Огонь, вода и медные трубы» Георгий Милляр снова порадовал ролью Кащея. Это был уже другой персонаж, более симпатичный и скорее комичный, чем страшный. Более поздние работы отличались иронией и чувством юмора. Роль Квака в фильме «Марья искусница» яркое тому подтверждение. Сам процесс съёмки фильма был весьма забавным, а манера речи Квака личная выдумка Георгия Францевича.

Сказочный тандем

В дальнейшем Георгий Францевич снялся у Александра Роу, ещё в 16 фильмах сыграв около 30 ролей. Совместная работа двух мастеров сказочного жанра переросла в крепкую дружбу. На съёмочной площадке они понимали друг друга по выражению взгляда. Они вместе создавали образы, Роу полностью доверял таланту актёра, без долгих репетиций начинали съёмку. Конечно же, такого яркого актера как Георгий Францевич не могли не заметить другие режиссеры.

Георгий Милляр в фильме «Варвара-Краса»

Его часто приглашали на другие кино проекты. Надо сказать, что великий режиссер — сказочник довольно ревностно относился к своему главному актёру, но это не помешало нам увидеть его в не менее ярких персонажах других режиссеров. За всю свою актёрскую карьеру Георгий Францевич сыграл около 100 ролей и эпизодов, всегда это были запоминающиеся персонажи. Помимо ролей в кино, актёр активно занимался озвучкой мультфильмов. Его неповторимый колоритный голос был всегда востребован.

Личная жизнь

Люди, знавшие Георгия Францевича лично, отзывались о нём как о человеке весёлом, образованном, лёгком в общении и очень скромном. Милляр очень любил рассказывать анекдоты часто довольно пошлые. Любил актёр, иногда и выпить, причём мог позволить это в процессе съёмок. Но всегда делал это умеренно, чтобы состояние не отражалось на работе. Несмотря на эту слабость, именитый актёр уделял своему физическому состоянию немаловажное значение. Его нередко можно было встретить за выполнением гимнастических упражнений. Достаточно сказать, что все трюки в фильмах он исполнял самостоятельно.

Георгий Милляр с женой Марьей Васильевной

Считается, что до пожилого возраста Милляр официально не состоял в браке и проживал вместе с матерью в комнате коммунальной квартиры. И только после смерти матери в 1969 году задумался о браке. Его избранницей стала пожилая соседка по коммуналке Марья Васильевна, которая впрочем, была его моложе на 5 лет. Свадьбу играли параллельно со съёмками фильма «Варвара краса – длинная коса».

Смерть

В семидесятые годы «молодые» получили отдельную квартиру. Существует версия, что данный брак имел фиктивный характер, чтобы избежать преследования за якобы нетрадиционную ориентацию Георгия Францевича.

Могила Георгия Милляра

Но свидетели и сама дочь Марьи Васильевны утверждают, что пара любила друг друга и всегда старалась быть вместе. Милляр был верующим человеком, часто с женой их видели в церкви. А не задолго, до смерти попросил батюшку об исповедовании. 4 июня 1993 года Георгия Францевича Милляра не стало.

Избранная фильмография

  • 1931 — Рядом с нами
  • 1942 — Принц и нищий
  • 1943 — Мы с Урала
  • 1955 — Судьба барабанщика
  • 1957 — Поединок
  • 1958 — Сампо
  • 1959 — Марья-искусница
  • 1961 — Совершенно серьёзно. Пёс Барбос и необычный кросс
  • 1963 — Большой фитиль. Гудок
  • 1964 — Морозко
  • 1966 — Весёлые расплюевские дни
  • 1967 — Дубравка
  • 1969 — Варвара-краса, длинная коса
  • 1972 — Золотые рога
  • 1975 — Финист — Ясный Сокол
  • 1980 — История одного подзатыльника
  • 1981 — Андрей и злой чародей
  • 1985 — После дождичка в четверг
  • 1991 — Veniks. Половые щётки
  • 1991 — Пять похищенных монахов
  • 1992 — Ка-ка-ду
Читайте также  Ирина леонова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ссылки

  • Страница в Википедии
  • Полная фильмография

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Георгий Милляр

Б олее 30 лет Георгий Милляр снимался в фильмах-сказках режиссера Александра Роу. Он прославился ролями Бабы-яги, Кощея Бессмертного и других отрицательных персонажей. Еще Милляр сочинял стихи, рисовал шаржи и озвучивал мультфильмы. Его голосами говорят герои «Царевны-лягушки», «Незнайки» и «Чиполлино».

Бутафор, исполнитель роли Золушки, актер Театра Революции

Георгий де Мильё родился 7 ноября 1903 года в Москве, в богатой аристократической семье. Его отец Франц де Мильё приехал в Россию из Франции. Здесь он работал инженером-мостостроителем. А мать — Елизавета Журавлева — была дочерью иркутского золотопромышленника. Фамилию де Мильё родственники будущего актера поменяли на Милляр после революции. Они опасались, что в СССР их будут преследовать за дворянское происхождение. Позднее Милляр писал в своей автобиографии «Я — второй Раневская, или Й — третья буква»: «Революция отняла у нашей семьи деньги, квартиру, дачу и даже фамилию: из де Мильё я стал просто Милляром».

Милляр получил хорошее домашнее образование. Родители нанимали ему педагогов по французскому и немецкому языкам, музыке, истории. Они часто водили сына в театры, поэтому уже в детстве он решил стать актером. В семь лет на одном из праздников Милляр попытался сыграть Мефистофеля из драмы Иоганна Гете «Фауст». Будущий актер даже сам нанес себе грим.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, мать отправила Милляра в Геленджик. Там жил дед будущего актера.

В Геленджике Георгий Милляр окончил школу и устроился бутафором в местный театр. Он мечтал играть в спектаклях и выучил все роли из репертуара. Однако Милляра не брали даже в массовку. Впервые на сцену он вышел в 1920 году — и сразу сыграл главную роль: подменил актрису, которая играла Золушку. Никто, кроме него, не знал наизусть этой роли.

Дебют прошел с успехом: зрители не поняли, что Золушку играл мужчина. После этого начинающий актер стал часто подменять артистов театра, когда те болели. А к середине 1920-х он уже играл главные роли в постановках коллектива.

В 1924 году Милляр вернулся к матери в Москву. Он поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (сейчас — Театр им. Маяковского).

В 1927 году Георгий Милляр окончил Школу юниоров. Сразу после выпуска его пригласили в Московский театр Революции, где актер работал более 10 лет. В его репертуаре были роли в спектаклях «Гоп-ля, мы живем», «Ромео и Джульетта», «Собака на сене».

Фильмы Георгия Милляра: «Я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе»

Еще в 1930-х Георгий Милляр начал сниматься в кино. Однако он играл только в эпизодах, часто имя актера даже не указывали в титрах. А на многих пробах Милляру отказывали.

В 1938 году Роу пригласил Милляра сняться в сказке «По щучьему веленью», однако на первых пробах актеру вновь отказали: он переволновался и забыл текст. Он писал: «Не подошел типажно да и сработал не так… Но вот получаю конверт с официальным письмом. На шикарном бланке «Межрабпомфильм» напечатано, что «ввиду изменения трактовки роли… мы, к сожалению, лишены возможности воспользоваться Вашим участием» и т. д. Далее следовало не менее пяти подписей, в том числе и Роу…» Однако уже через несколько дней режиссер все же дал Милляру роль царя Гороха. Ради нее актеру пришлось сбрить волосы на голове и брови: так его проще было гримировать.

Уже через год Георгий Милляр впервые исполнил свою самую известную роль. Он сыграл Бабу-ягу в новом фильме Роу «Василиса Прекрасная». На нее пробовались многие актрисы, в том числе Фаина Раневская. Но режиссер всем отказал: он боялся, что Баба-яга в их исполнении получится недостаточно страшной, не будет пугать зрителей. Тогда ее вызвался сыграть Милляр: «Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».

Артист тщательно готовился к роли Бабы-яги. Он наблюдал за тем, как двигаются и разговаривают пожилые женщины. Милляр вспоминал: «Обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Подражал актер и одной старушке, которую он увидел в Ялте.

Роль Бабы-яги прославила Милляра. После «Василисы Прекрасной» он еще несколько раз играл этого персонажа в других фильмах-сказках Роу. Актер называл Бабу-ягу своим любимым героем.

Следующей совместной работой Георгия Милляра с режиссером стала картина «Кащей Бессмертный» — актер получил главную роль.

Когда Милляр готовился к роли, он изучал старинные русские иконы и лубки. Актер хотел, чтобы его Кащей напоминал черта. Позднее он даже консультировал гримеров и костюмеров — объяснял им, как должен выглядеть персонаж.

Съемки «Кащея Бессмертного» проходили в Сталинабаде (сейчас — Душанбе) и Алтайском крае. Туда эвакуировали киностудию «Союздетфильм», когда началась Великая Отечественная война.

Во время съемок Милляр переболел малярией и сильно похудел. Актер весил чуть больше 40 килограммов при росте 164 сантиметра. Позднее он вспоминал: «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь меня не подпускала. Завидев даже издали — шарахалась… Для меня роль Кащея наиболее выстраданная».

Премьера сказки «Кащей Бессмертный» прошла в День Победы, 9 мая 1945 года. Лента вышла в прокат и за рубежом. В Японии картина стала самым кассовым советским фильмом 1940-х годов. Ее даже показали в главном японском кинотеатре — «Кокусай Гэкидзё». До этого там не демонстрировали иностранные фильмы.

После этой роли Георгию Милляру стали предлагать только отрицательных персонажей. Актер писал: «Я работаю в области сказок, я представляю всю нечистую силу в советском кинематографе».

Кроме сказок Александра Роу Милляр играл и в других картинах. Однако главных ролей в них ему не давали. Имя актера, как и в начале карьеры, часто даже не указывали в титрах.

Следующей популярной ролью Милляра стал советник водяного Квак в фильме Роу «Марья-искусница». Во время съемок артист много импровизировал. Он придумал своему герою новые фразы, в том числе «приквакивание» во время разговора.

В 1964 году Милляр вновь сыграл Бабу-ягу. Эту роль в сказке «Морозко» ему опять предложил Александр Роу. Актер писал: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже одряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил». А в следующем фильме Роу — «Огонь, вода и… медные трубы» — он сыграл сразу и Бабу-ягу, и Кощея Бессмертного.

В 1967 году Георгий Милляр снялся сразу в двух популярных картинах. В комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» он сыграл доминошника Марима. А в эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» актер исполнил роль пленного француза Мореля.

Милляр озвучивал многие советские мультфильмы. Его голосом говорят Баба-яга в «Царевне-яягушке», милиционер Караулькин в «Незнайке», сыщик Моркоу в «Чиполлино».

Личная жизнь и увлечения

Первый раз Георгий Милляр женился в 1920-х. Его супругой стала одна из актрис Московского театра Революции. Однако их брак продлился недолго.

Второй супругой Милляра стала его соседка по коммунальной квартире Мария. Режиссер Сергей Комаров вспоминал: «Однажды увидел новую жиличку в комнате, и она ему понравилась. Иногда он проходил мимо, косился на дверь, иногда он останавливался, не решаясь переступить порог этой двери. Потом он стал стучаться в дверь, заходить, говорить «Здравствуйте!», приносил ей цветочек, потом он приходил уже с тортиком чайку попить».

Они поженились в 1969 году. Свадьбу отмечали прямо на съемках новой сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», в которой актер играл подводного царя.

Всю жизнь Георгий Милляр сочинял небольшие басни, шуточные стихотворения, придумывал афоризмы и рисовал шаржи. Актер Александр Кавалеров вспоминал: «Была знаменитая тетрадь афоризмов — всего 384 штуки от «А» до «Я». На ней надпись — «Переписи и перепечатке не подлежит». Милляр сделал таких три. Первая посвящена Александру Роу. Вторая — Сергею Николаеву, который играл… царского сына в «Варваре-красе». Третья с шаржами — мне. 96 листов большущим почерком. Начиналась так: «А» — актер, «Б» — актриса, «Г» — режиссер, «Д» — зритель. Понимайте как хотите».

«Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Но меня всегда любили»

В 1972 году Георгий Милляр в последний раз сыграл Бабу-ягу. Он снялся в сказке Александра Роу «Золотые рога». А в следующем году Роу умер, и после этого Милляр перестал получать главные роли. В 1970-х и 1980-х актер снимался в эпизодах. Среди фильмов с его участием — картины «Финист — Ясный сокол», «После дождичка в четверг», «Шестой».

В 1988 году Милляру присвоили звание народного артиста РСФСР. Актер писал: «Я стал народным артистом лишь в 85 лет. Но меня всегда любили».

В последние годы жизни Милляр снимался мало. Иногда актера приглашали на концерты, творческие вечера. А еще Милляр много рисовал Бабу-ягу, Кощея и других сказочных персонажей. Большинство своих работ актер дарил детям.

В 1980-х Милляр занимался литературой — писал стихи, небольшие басни. Незадолго до своей смерти актер написал стихотворение «Появился в начале века»:

Умер Георгий Милляр 4 июня 1993 года в Москве. Похоронили его на Троекуровском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: