Евгений вахтангов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Евгений Вахтангов

Биография

Евгений Вахтангов — выдающийся режиссер, а также актер и преподаватель. Евгений Багратионович не только подарил театралам множество талантливых постановок, но и основал собственную студию, позже переименованную в Театр имени Вахтангова.

Евгений Вахтангов в детстве

Будущий режиссер родился 13 февраля 1883 года. Детство Евгения Багратионовича прошло во Владикавказе, в семье фабриканта. Однако мальчика не привлекали финансовые дела и коммерция. Душа Евгения Вахтангова тянулась к творчеству.

В 1903 году юноша поступил на факультет естественных наук Московского университета. Там Евгений Вахтангов проучился только год, а затем перевелся на юридическое отделение того же университета. Но и юриспруденция не смогла покорить сердце Вахтангова, и молодой человек вскоре нашел возможность заняться любимым делом.

Дом, где родился и вырос Евгений Вахтангов

Уже в 1905 году Евгений Вахтангов самостоятельно поставил первый спектакль в студенческом театре. Это была пьеса «Педагоги» по одноименному произведению Отто Эрнста. Эта постановка не была бесплатной: студенты собирали средства для помощи нуждающимся людям. Спустя год Евгений Багратионович открыл студенческий кружок драматического искусства.

Евгений Вахтангов в молодости

Окончив университет, Евгений Вахтангов решил продолжить театральную карьеру и отправился учиться в знаменитую школу драмы Александра Адашева. Молодому дарованию снова повезло: там преподавали талантливые педагоги Василий Лужский, Леопольд Сулержицкий и Василий Качалов. Позже Евгений Вахтангов признается, что непосредственно Сулержицкий оказал серьезное влияние на формирование его таланта.

Театр

Всерьез театральная биография Евгения Вахтангова началась, пожалуй, с Московского художественного театра, где молодой режиссер ставил первые профессиональные спектакли и занимался с группой студентов, применяя экспериментальную модель Станиславского. Кроме того, Вахтангов придерживался устоев Леопольда Сулержицкого: нравственность, искренняя игра и проповедование добра, по мнению Евгения Багратионовича, составляют основу актерского мастерства.

Евгений Вахтангов в спектакле «Мысль»

Режиссерские работы Евгения Вахтангова того времени во многом строились на противопоставлении добра и зла. Таковыми являлись, например, спектакли «Потоп» и «Праздник мира». Также актеры и роли, которые тщательно прописывал Вахтангов, несли контраст внешнего аскетизма и богатства внутреннего мира (как, например, в спектакле «Росмерсхольм» по произведению Генриха Ибсена).

Педагогические усилия Евгения Вахтангова не ограничивались студией МХТ. Евгений Багратионович также с удовольствием преподавал в московских театральных школах и даже любительских театрах, помогая любителям спектаклей готовить интересные постановки.

Академический русский театр имени Евгения Вахтангова во Владикавказе

Особой любовью Евгения Вахтангова пользовалась так называемая Мансуровская студия, получившая имя по названию переулка, в котором находилось здание. В 1920 году студия получит имя Московской драматической студии имени Вахтангова, а в 1921-м станет гордо называться Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова.

Послереволюционные постановки Евгения Багратионовича отличались особым трагизмом: режиссер старался передать образ революции и переживания людей, которых коснулись эти исторические события. Сломанные судьбы, социальные проблемы и трагедия отдельно взятого человека — вот то, что интересовало Вахтангова в тот момент.

Евгений Вахтангов в спектакле «Сверчок на печи»

В 1920 году зрители увидели «Свадьбу» по произведению Антона Павловича Чехова. Вахтангову удалось передать трагедию застойного мещанства в плохом его смысле. Это явление Евгений Багратионович называл пиром во время чумы.

Противопоставление власти и народа получило воплощение в постановке «Эрик XIV»: в спектакле отражены противоречия в намерениях власть имущих и простых людей, что неизменно оборачивается трагедией даже в том случае, если властитель, с первого взгляда, добивается лишь честных и благородных целей.

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова в Москве

По свидетельствам театралов и критиков того времени, наибольшего развития конфликт светлого и темного, зла и добра, смерти и возрождающейся жизни достиг в постановке под названием «Гадибука» по пьесе Семена Ан-ского (таков псевдоним Шлоймэ-Занвла Раппопорта). Это история, созданная на основе древнееврейского мифа о диббуках — демонах, в которых обращаются души, проданные дьяволу.

Еще одним ярким творческим триумфом Евгения Вахтангова считается спектакль «Принцесса Турандот» по произведению Карла Гоцци. Сюжет сказки традиционен: капризная китайская принцесса по имени Турандот не хочет покидать отчий дом и выходить замуж. Однако родственники настаивают на замужестве красавицы. Тогда хитрая девушка ставит условие: рядом с ней достоин оказаться лишь тот, кто разгадает три загадки. Загвоздка в том, что загадки эти не так просты.

Евгений Вахтангов

Десятки смельчаков, не справившись с задачей, теряли жизни. Однако принц Калаф, влюбленный в своенравную красавицу, умудрился преодолеть препятствия и влюбить в себя Турандот. Постановка задумывалась как смелый эксперимент в плане игры актеров: лицедеи изображали не только персонажей пьесы, но и самих себя, играющих в спектакле.

Кроме того, многие сцены Вахтангов отдал на откуп импровизации, что позволило добиться невероятного эффекта. К сожалению, режиссеру так и не удалось увидеть премьеру этой постановки: на тот момент Евгений Багратионович уже смертельно болел, и состояние здоровья не позволило мужчине присутствовать на спектакле.

Евгений Вахтангов в спектакле «Каменный гость»

Принято считать, что работы Евгения Вахтангова сформировали классический багаж русского театра. Среди учеников великого мастера — актеры Цецилия Мансурова, Рубен Симонов, Борис Щукин, Юрий Завадский и множество других звездных имен.

Евгений Вахтангов считал, что театр — не прерогатива обеспеченных и образованных людей. Актерское искусство, по мнению Евгения Багратионовича, принадлежит народу. Этого же принципа режиссер придерживался и в собственных постановках: происходящее на сцене было понятно каждому, и каждый зритель мог найти в переживаниях героев нечто близкое себе.

Личная жизнь

Евгению Вахтангову повезло встретить женщину, которая стала любовью целой жизни.

Евгений Вахтангов и его жена Надежда Байцурова

Школьная подруга Надежда Байцурова стала избранницей режиссера. В семье Евгения Багратионовича и Надежды Михайловны рос сын Сергей.

Смерть

Последние годы жизни режиссера омрачились страшной болезнью: Евгению Вахтангову диагностировали рак желудка. Однако, несмотря на столь серьезный диагноз, Евгений Багратионович до последнего продолжал работать, целые дни проводя в стенах родного театра.

Евгений Вахтангов и Константин Станиславский

В 1922 году, за некоторое время до премьеры спектакля «Принцесса Турандот», режиссер почувствовал себя хуже. Евгений Вахтангов оставался дома несколько дней, не в силах отправиться на репетиции. В день премьеры режиссер также не нашел сил встать с постели, и в антракте Евгения Багратионовича навестил Константин Станиславский, принесший восторженные отзывы о постановке.

29 мая 1922 года Евгения Вахтангова не стало. Спустя два дня состоялись похороны великого мастера. Могила Евгения Багратионовича расположена на московском Новодевичьем кладбище. Надгробие мастера, помимо традиционного фото, украшает обелиск в виде человека в плаще.

Работы в театре

  • 1913 — «Усадьба Ланиных»
  • 1913 — «Праздник мира»
  • 1914 — «Мысль»
  • 1914 — «Сверчок на печи»
  • 1915 — «Каменный гость»
  • 1915 — «Потоп» Бергера»
  • 1913 — «Праздник мира»
  • 1915 — «Потоп»
  • 1918 — «Росмерсхольм»
  • 1920 — «Свадьба»
  • 1921 — «Чудо Святого Антония»
  • 1921 — «Эрик XIV»
  • 1922 — «Принцесса Турандот»

Евгений Вахтангов

фотографии >>

биография

Вахтангов Евгений Багратионович

Eugene Bagration Vakhtangoff

Русский советский театральный режиссёр, актёр, педагог.

Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля 1883 года во Владикавказе в армянской зажиточно-партриархальной семье табачного фабриканта. Отец его, человек властный и самолюбивый, видел сына наследником дела. Но Евгений увлекся театром. Вначале он выступал в домашних спектаклях, позже стал посещать гимназический драматический кружок, Владикавказское музыкально-драматическое общество.

Окончив весной 1903 года гимназию, Евгений провалился на экзаменах в Рижский политехнический техникум и поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). Но его больше интересовали литература и театр.
В 1904 году была организована Грозненская труппа Евгения Вахтангова, которая положила начало театральной жизни в г. Грозном.
В 1910 году работал в Грозненском драматическом театре (антреприза Е. Вахтангова).
В 1905 году Вахтангов женился на Надежде Байцуровой, тоже театралке. Она стала настоящей хранительницей семейного очага, любящей матерью их сыну Сергею.

В 1909 году Вахтангов поступил в театральную школу при МХТ, сразу на второй курс.
15 марта 1911 года Вахтангов был принят в МХТ, и уже через несколько месяцев Станиславский поручил ему вести занятия с группой актеров.

В 1913 году Вахтангов возглавил Студенческую студию. Первый спектакль провалился и в течение двух последующих лет студийцы воздерживались от искушения играть на публике.

Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. Вахтангов стал активным проводником идей и системы Станиславского, принял участие в работе Первой студии МХТ.
Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

В это время Евгений Багратионович ощущает первые тревожные толчки болезни — язвы желудка.
Летом 1915 года, после гастролей Первой студии, Вахтангов вместе с Надеждой и сыном Сережей отдыхал в Евпатории. Вскоре дачи и курорты сменились больницами, отдых с веселыми играми — лечением и хирургическими операциями.

В 1919 возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса.
2 января 1919 года Вахтангов уехал в санаторий «Захарьино» в Химках. Врачи настаивали на операции желудка. Евгений Багратионович согласился, не сообщая ничего жене и сыну — не хотел их волновать.
В конце января он возвратился в Москву, с головой ушел в дела, успел завершить постановку «Потопа» в своей студии — для показа в Народном театре, а в марте — снова санаторий «Захарьино» и снова операция.

Читайте также  Денис карасёв - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вахтангов хотел успеть как можно больше. В 1921 году он трудился в своей студии над «Принцессой Турандот», которая принесла ему всемирную славу. Стремление к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» , нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения. Спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят Станиславским, Немировичем-Данченко и другими театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Поглощенный работой, Вахтангов за своим здоровьем следил эпизодически, одно время занимался гимнастикой йогов, переходил на диетическое питание, но затем нарушал режим — непрерывно курил, сидел после спектакля на театральных вечеринках, по-прежнему завораживая молодежь своими песенками, пародиями, мандолиной. И случалось, ночь напролет с азартом играл в карты.
В декабре 1921 года по настоянию родственников и близких был созван консилиум врачей: у Вахтангова появились особенно сильные боли. Консилиум собирался в театре на Арбате. Врачи вынесли приговор — рак, но от больного это скрыли.

31 января 1922 года состоялась премьера «Гадибука», а 13 февраля Вахтангов в последний раз вышел на сцену — сыграл Фрэзера в «Потопе». Доктор сообщила Надежде Михайловне, что ее мужу осталось жить не более двух-трех месяцев.
Однако вплоть до 16 февраля Вахтангов репетировал новую роль — мастера Пьера в пьесе Н.Бромлей «Архангел Михаил».

Последний спектакль Вахтангова «Принцесса Турандот» Гоцци давно стал легендой и визитной карточкой его театра. Он торопился закончить спектакль, работал днем и ночью. 24 февраля 1922 года — последняя репетиция в жизни режиссера.
После репетиции его отвезли на извозчике домой. Больше в театре он не появлялся.
После 24 мая самочувствие режиссера резко ухудшилось. Он перестал узнавать близких; забываясь от морфия, представлял себя полководцем.

Вахтангов умер в понедельник 29 мая 1922 года в 10 часов вечера. Он лежал среди цветов. в туфлях принцессы Турандот. В последний момент вдруг обнаружилось, что заготовленные тапочки не подходят, и Надежда Михайловна, увидев случайно оставленные кем-то туфли принцессы, в спешке надела их на ноги Евгения Багратионовича.
Умер 29 мая 1922 года в Москве.
Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря, в том ряду, где похоронены артисты Художественного театра.
В 1926 году Вахтанговская студия стала государственным театром имени Вахтангова.

Евгений Вахтангов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Евгений Вахтангов: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Евгений Нестеренко: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Евгений Тетерин: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Евгений Эпов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Друг и учитель Евгения Вахтангова – К. Г. Станиславский высоко ценил его творческую деятельность. Называл продолжателем своего дела и одним из родоначальников нового искусства и нового направления – фантастического реализма.

Детство и юность Е. Б. Вахтангова

Родился Евгений на юге, в городе Владикавказе, в 1883 году, 13 февраля. Его биография насыщена знаковыми событиями, и за свою не очень долгую жизнь Вахтангов стал одной из самых значимых фигур в театре.

Когда в семье родился мальчик, отец мечтал том, что тот продолжит его дело, развивая табачную промышленность в России, ведь он был крупным владельцем фабрик.

Семья воспитывала мальчика в строгих традициях и по велению отца после окончания гимназии Вахтангов идет получать образование в университет: сначала на факультет естествознания, а затем переводится на юридический. Но уже во время учебы он понимает, что юристом ему не стать, потому что его безудержно тянет на театральную сцену.

Евгений уходит из университета и поступает в Театральную Школу Драмы, после которой – в 1911 году – получает направление в художественный театр. Во время учебы он знакомится со Станиславским и его новыми методиками работы с актерами, которые начинает активно пропагандировать среди творческой молодежи и получает поддержку своей деятельности со стороны великого мастера.

Решение уйти из университета и заняться театром, принятое Евгением, не получило одобрения со стороны отца. Искусство и творчество он не поддерживал, в итоге разорвал все отношения с сыном, полностью лишив его наследства.

Начало творческого пути

Еще учась в университете, Вахтангов принимает активное участие в студенческих спектаклях и театральных постановках. Будучи на втором курсе, он выступает режиссером спектакля «Педагоги», премьера которого состоялась в 1905 году. Студенты работали бесплатно, собирая средства для помощи бездомным и нуждающимся. После успешной премьеры спектакля уже через год Евгений организует студенческую театральную студию при университете и мечтает о создании собственного театра во Владикавказе.

Начиная с 1909 года, Вахтангов активно работает и руководит драматическим кружком. Им поставлено множество спектаклей на театральной сцене своего города. Но судьба заставила его через некоторое время уехать в Москву. Отец был крайне недоволен, что его фамилия появилась на театральных афишах города, тем самым нанося ущерб его деятельности и репутации. Именно поэтому театральная карьера Вахтангова в родном городе так и не состоялась.

После переезда в Москву начинается активная работа Евгения в художественном театре, где он участвует во всех постановках.

Будучи приверженцем методики Станиславского, в 1912 году Вахтангов организует студию МХАТ. Ему помогает знаменитый в театральной среде педагог – Леопольд Сулержицкий. В основе преподавания актерского мастерства, которую они предлагают студентам, лежат нравственность, искренность, честность, добро и справедливость. В основе всех постановок, осуществляемых Вахтанговым на сцене театра, находится противопоставление злу добра (спектакли «Потоп», «Праздник мира», «Росмерсхольм»). Для актеров самым важным было донести до зрителя богатство внутреннего мира в контрасте с аскетизмом внешнего.

Вахтангова приглашают преподавать во многие столичные театры и школы, он помогает творческой молодежи, создающей любительские театры, в выборе репертуара и обучает актерскому мастерству будущих служителей театра. Чаще всего Евгений Багратионович бывает в Мансуровской студии, к которой относится с трепетом и любовью. Именно эта студия в 1920 году станет называться Драматической студией, а в дальнейшем — Государственным академическим театром, которому позже будет присвоено имя Евгения Вахтангова.

Театр в судьбе Вахтангова

Все постановки, которые режиссер осуществлял после революции, основывались на судьбах русского народа, его переживаниях и чаяниях, связанных с историей и событиями последних лет. Он рассказывал о социальных проблемах, героических подвигах и жизненных трагедиях.

Одновременно Вахтангов ставит камерные спектакли, в которых выступает не только как режиссер, но и как актер. Он постоянно находится в творческом поиске, исследует новые приемы и методики. Постепенно его перестает устраивать подход Станиславского и рамки, которыми тот ограничивал актеров.

Следующим увлечением Евгения становятся идеи Мейерхольда, и он работает над новыми образами и пьесами с совершенно обновленным подходом. Но и этот метод не вдохновляет Вахтангова долго и постепенно он вырабатывает свою собственную методику, значительно отличающуюся от тех, которые использовал ранее. Вахтангов называет ее «фантастическим реализмом» и создает собственный, неповторимый театр.

Как педагогу и режиссеру для него было главным найти тот уникальный образ, создаваемый актером, который бы отличался от уже предложенного и используемого в театре. Он начинает делать постановки, совершенно не похожие на те, к которым привыкли зрители. Для декораций брались обычные предметы обихода и быта и декорировались с помощью света и художественного оформления так, чтобы создать сказочный вид помещений или городов, в которых происходит действие. Чтобы полностью отделить театральное представление от реального мира, а актера – от его роли, Вахтангов предлагает исполнителям надевать костюмы прямо на глазах зрителей, поверх своей собственной одежды. Все его идеи были полностью воплощены в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот».

После революции Вахтангов собирается создать народный театр, отличающийся от тех, что были в царской России, чтобы как можно ближе подвести театральное искусство к народу. Он постоянно работает над новыми проектами, собираясь воплотить на сцене образы великих людей и их историю. В его планах была постановка спектакля «Каин» по произведению Байрона и Библии. Но воплотиться в жизнь всем этим идеям было, к сожалению, не суждено в связи со смертью Вахтангова.

Семья и последний год жизни

Будучи студентом университета, Евгений встретил свою школьную подругу — Надежду Михайловну Бойцурову. Свою любовь друг к другу они пронесли через всю жизнь.

Надежда Михайловна была единственной жена Вахтангова, и она подарила ему сына Сергея.

В последние годы жизни у Евгения Багратионовича была обнаружена опухоль, но, даже будучи больным, он продолжал репетиции спектакля «Принцесса Турандот», ставшей последней постановкой режиссера и открывшим новое направление в театральном искусстве.

С февраля 1922 года Вахтангов уже не вставал с постели и умер на руках жены 29 мая 1922 года. Ему было 39 лет.

Похоронен Е. Б. Вахтангов в Москве на Новодевичьем кладбище.

Евгений Багратионович Вахтангов — биография

Евгений Багратионович Вахтангов — российский [en] и советский театральный режиссер, актер и педагог. Основатель и руководитель Студенческой драматической студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром имени Евгения Вахтангова. Знак зодиака — Водолей.

Читайте также  Том хэнкс - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ранний период

Евгений Вахтангов родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1883 года во Владикавказе. Он вырос в семье армянского фабриканта. Еще в юности отказался от коммерческой карьеры и наследства отца, занявшись театральным любительством. В 1903-1909 годах Женя учился на естественном, затем на юридическом факультетах Московского университета. В 1906 году организовал драматический кружок студентов университета. В 1909-11 — ученик школы драмы А. И. Адашева, где преподавали Василий Васильевич Лужский, Василий Иванович Качалов и Леопольд Антонович Сулержицкий, оказавший воздействие на ранние театральные взгляды Вахтангова.

По окончании школы Евгений Вахтангов был зачислен в МХТ, вел экспериментальные занятия по «системе Станиславского» с группой театральной молодежи, составившей ядро 1-й Студии МХТ (1912; открыта в 1913; с 1924 — МХАТ 2-й). Как педагог Вахтангов разделял эстетическую и этическую программу директора Студии Сулержицкого: цель искусства — нравственное совершенствование общества, студия — община единомышленников, актерская игра — правда переживаний, спектакль — проповедь добра и красоты.

Как режиссер Евгений Багратионович предпочитал резкие контрасты добра и зла в построении спектакля и стиле актерского исполнения («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913; «Потоп» Г. Бергера, 1915). В «Росмерсхольме» Генриха Ибсена (1918, 1-я студия) на противопоставлении аскетической формы (серые сукна, контрастное световое решение, минимум аксессуаров) и напряженной внутренней жизни актеров раскрывалась главная тема спектакля: дерзкий прорыв к свободе, пусть даже ценой смерти.

В «Чуде Святого Антония» Мориса Метерлинка (первый вариант, 1918) возобладала традиция Сулержицкого: человечность, юмор, мягкая ирония. Одновременно с МХТ и его студией Евгений Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ и любительских кружках. Особое место в его творческой судьбе принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской» — по названию переулка, где она находилась), с членами которой он в 1913 начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева (с 1917 — Московская Драматическая студия под руководством Е. Б. Вахтангова, с 1920 — 3-я студия МХТ; с 1926 — Театр имени Евгения Вахтангова).

Создание нового театра

Вместе с послеоктябрьскими спектаклями Всеволода Эмильевича Мейерхольда постановки Вахтангова в 1919-1922 годах заложили фундамент нового театра. В спектаклях, поставленных по произведениям прежней драматургии, он пытался воплотить образ революционного вихря, трагизм исторического слома эпох. Изменяются его эстетические взгляды и художественные пристрастия, корректируются важные положения теории и педагогики. Сохраняя верность общим законам искусства переживания и органике актерского существования в образе, Е. Вахтангов утверждает необходимость нового сценического языка, соответствующего времени социальных схваток и взрывов, отказывается от поэтики интимно-психологического и бытового театра, от «четвертой стены» — рампы МХТ, отделяющей мир сцены от зала, провозглашает «смерть натурализму», стремится к прямому контакту актера и зрителя, требует праздничной, феерической театральной условности.

Яркой театральностью и предельным сгущением сатирических красок отмечен второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921). В чеховской «Свадьбе» (1920) Евгений Багратионович прозрел «пир во время чумы», паноптикум мещанства, затхлую провинциальную одурь. В «Эрике XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я студия) воплотил трагедию власти, неправедной и враждебной народу даже тогда, когда властитель (в трактовке Вахтангова и исполнении М. А. Чехова) полон добра и благородства. Каждая из постановок Вахтангова 1921-22 с огромной экспрессией выявляла противоборство тьмы и света, смерти [en] и побеждающей жизни. Наибольшей силы достиг трагедийный конфликт в поэме торжествующей любви [en] «Гадибуке» С. Анского (студия «Габима»).

Вахтанговская формула «фантастического реализма», новые выразительные возможности режиссуры, претворенные им в общем постановочном решении, сценографии, композиции массовых сцен и пластической лепке фигур вошли в арсенал театра 20 века.

«Принцесса Турандот»

Свойственное натуре и творчеству Евгения Вахтангова гармоническое начало («веселый Мейерхольд», говорил о нем М. А. Чехов) воплотилось в искрящемся спектакле режиссера — «Принцессе Турандот» по Карлу Гоцци (1922). Спектакль был задуман как эксперимент в области актерской техники: студийцы одновременно играли самих себя, артистов итальянской комедии дель арте, разыгрывающих сказку Гоцци, и, наконец, персонажей сказки.

Спектакль строился и репетировался импровизационно (репризы на темы дня, интермедии-пантомимы, слуг просцениума, иронические «выходы из роли»), сознательно разрушал сценические иллюзии при сохранении максимальной актерской искренности и правды переживания.

Значительно превзойдя первоначальное режиссерское задание, Вахтангов стал классикой театра, произвел «сильный сдвиг» (Немирович-Данченко) в искусстве русской сцены. Премьера спектакля состоялась, когда режиссер был уже смертельно болен [en] . Его творческая деятельность оборвалась, возможно, в высшей своей точке. Среди учеников Вахтангова — Борис Васильевич Щукин, Рубен Николаевич Симонов, Цецилия Львовна Мансурова, Юрий Александрович Завадский и др. (Н. М. Зоркая)

13 ноября 1921 года был основан Государственный академический театр имени Евг. Вахтангова.

Он пытался создать новый не элитарный, но «народный» театр. Как и Станиславский, режиссер считал, что главным в театральном спектакле является актер. Но Вахтангов предлагал жестко отделить личность исполнителя от того образа, который он воплощает на сцене.

После революции 1917 года Вахтангов работал очень напряженно, несмотря на все усиливающуюся болезнь желудка. В 1919 году ему сделали две операции. Врачи [en] тогда не сказали ему о диагнозе — рак [en] желудка.

В последние годы жизни Вахтангов находился в повышенном эмоциональном состоянии сродни экстазу, когда сливаются воедино обостренное ощущение бренности человеческой плоти и мощь творческого порыва, ее преодолевающего. С утра до вечера он был на ногах — репетиции проходили в трех студиях: МХТ, еврейской студии «Габима» и в труппе Народного театра, уроки, подготовка спектакля к годовщине революции.

Вахтангов мечтал поставить «Каина» Байрона и Библию, но смерть помешала этим планам. «Принцесса Турандот» стала последней работой режиссера, он не дожил всего несколько недель до премьеры.

Заложенные в «Турандот» принципы динамичного, меняющегося, а потому и нестареющего со временем театра навсегда сохранились в традициях театра имени Вахтангова, в который переросла студия МХТ. А «Принцесса Турандот» так и осталась визитной карточкой вахтанговского театра.

Семья Евгения Вахтангова

  • Отец — Багратион (Баграт) Сергеевич Вахтангов;
  • Мать — Ольга Васильевна Лебедева — дочь владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе;
  • Сестра — Софья Багратионовна Вахтангова — вышла замуж за Мечислава Юльевича Козловского (юрист, участник российского, польского и литовского революционного движения. Присяжный поверенный. Соратник Феликса Эдмундовича Дзержинского. Один из авторов первых законов Советской власти. В 1918—1920 годах — председатель Малого Совнаркома);
  • Сестра — Нина Багратионовна Вахтангова;
  • Жена — Надежда Михайловна Вахтангова (девичья фамилия Байцурова);
  • Сын — Сергей Евгеньевич Вахтангов (1907—1987) — известный архитектор.
  • Внук — Евгений Сергеевич Вахтангов (родился[en] в 1942 году) — живописец и сценограф.

Евгений Багратионович Вахтангов скончался 29 мая 1922 года в Москве. Похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище.

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. :

  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 томах / Редактор-составитель В. В. Иванов. М. Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл. ISBN 978-5-91674-111-7;
  • Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Театралис, 2016. — 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8;
  • Дикий Алексей Денисович. Повесть о театральной юности, с. 274—275;
  • Завадский Юрий Александрович. Учителя и ученики;
  • Цветаева Марина Ивановна. Повесть о Сонечке;
  • 3ахава Борис Евгениевич. Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927;
  • Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Советское искусство, 1935, 29 января;
  • Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982;
  • Филиппов В. Вахтангов. — Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3;
  • Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26;
  • Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939;
  • Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940;
  • Горчаков Николай Михайлович. Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957;
  • Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959;
  • Симонов Рубен Николаевич. С Вахтанговым, М., 1959;
  • Луначарский Анатолий Васильевич. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959;
  • Херсонский Х. Н. Вахтангов М.: Мол. гвардия, 1963. — 359 с.: ил., портр.;
  • Сулержицкий Леопольд Антонович. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л. А. Сулержицком / Общая редакция В. Я. Виленкина, составитель, редактор, вступительная статья и комментарии Е. И. Поляковой. М.: Искусство, 1970;
  • Евгений Вахтангов. М., 1984;
  • Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Московский рабочий, 1984. — 157 с.;
  • Чехов Михаил Александрович. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995, т. 1, с. 75—77;
  • Смирнов-Несвицкий Юрий Александрович. Евгений Вахтангов. — Л.:Искусство, 1987. ББК 85.443(2)7 С22;
  • Масс Анна Владимировна. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 5-7784-0316-X: 339.00;
  • Иванов В. В. Экстатический театр Евгения Вахтангова // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима» М.: «АРТ», 1999. С. 83-113. ISBN 978-5-86845-208-6;
  • Иванов В. В. Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального // Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Редколлегия: Г. Ф. Коваленко и др. М., 2003. С. 464—478. ISBN 5-02-006374-6;
  • Иванов В.В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Составитель Е.В. Соколова. СПб.: Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2016. С. 6–19. ISBN 978-5-86845-208-6.
  • Смотрите других знаменитостей по имени Евгений.
  • Биографии знаменитостей по фамилии на букву В.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву Е (и женщин).
  • Значение и происхождение Евгений.
  • Описание мужских имён на букву Е (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Е (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И разбирание букв имени в интерпретации российского астролога Феликса Казимировича Величко.
Читайте также  Оскар уайльд - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Евгений Вахтангов

Евге́ний Багратио́нович Вахта́нгов ( 1 (13) февраля 1883 ( 18830213 ) , Владикавказ — 29 мая 1922, Москва), советский актёр, режиссёр театра.

Евгений Вахтангов — основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года — Театром им. Евгения Вахтангова.

Содержание

Биография

Евгений Вахтангов родился в армянской зажиточно-патриархальной семье табачного фабриканта. В 1903 году поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 года участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 году поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 году был принят в число сотрудников МХТ.

Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность Вахтангова. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии.

Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, художник Игнатий Нивинский (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей Вахтангова — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова, Чехова Михаила Александровича и др.

Умер от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памяти Вахтангова

  • В доме, где жил Вахтангов в 1918—22 (Денежный переулок, 12; мемориальная доска), в 1923 открыта мемориальная квартира.
  • Именем Вахтангова называлась в 1924—93 улица (Большой Николопесковский переулок) в районе Арбата.
  • Театр им. Евгения Вахтангова.

Семья

  • Отец — Багратион Сергеевич Вахтангов
  • Мать — Ольга Васильевна Лебедева, дочь владельца табачной фабрики Лебедева в Тифлисе
  • Сестра — Софья Багратионовна Вахтангова, вышла замуж за Козловского Мечислава Юльевича
  • Сестра — Нина Багратионовна Вахтангова
  • Жена — Надежда Михайловна Вахтангова (дев. Байцурова)
  • Сын — Вахтангов Сергей Евгеньевич (р. 1907)

Стихотворение Марины Цветаевой

«Евгению Багратионовичу Вахтангову»

Серафим — на орла! Вот бой! —
Примешь вызов? — Летим за тучи!
В год кровавый и громовой —
Смерть от равного — славный случай.

Гнев Господень нас в мир изверг,
Дабы помнили люди — небо.
Мы сойдемся в Страстной Четверг
Над церковкой Бориса — и — Глеба.

Москва, Вербное воскресенье, 1918

Работы в театре

Актёр

  • «Живой труп» Л. Н. Толстого — Цыган
  • «Синяя птица» Метерлинка — Сахар
  • «Гамлет» Шекспира — Второй актёр
  • «Двенадцатая ночь» Шекспира — Шут
  • пьеса «Усадьба Ланиных» Б.К. Зайцева, 1913
  • «Праздник мира» Гауптмана, 1913
  • «Николай Ставрогин», 1913
  • «Мысль» Андреева — Крафт, 1914
  • «Сверчок на печи» по Диккенсу — Текльтон, 1914
  • «Каменный гость» — Гость у Лауры, 1915
  • «Потоп» Бергера — Фрезер, 1915

Режиссёр

  • «Праздник мира» Г. Гауптмана (15 ноября 1913 г — 1-я Студия)
  • «Потоп» Г.Бергера (26 апреля 1915 г. — 1-я Студия)
  • «Росмерсхольм» Г. Ибсена, 1918
  • «Свадьба» А. П. Чехова (1920, 3-я Студия)
  • «Чудо Святого Антония» Метерлинка(1921, 3-я Студия)
  • «Эрик XIV» А. Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921)
  • «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922
  • «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922)

Литература

  • Сочинения: Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939.
  • Дикий А. Д. Повесть о театральной юности, с. 274—275.
  • Завадский Ю. Учителя и ученики.
  • Цветаева М. Повесть о Сонечке.
  • 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.);
  • Захава Б. Вахтангов и Чехов.— Сов. искусство, 1935, 29 янв.
  • Захава Б. Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М., 1982
  • Филиппов В. Вахтангов.- Искусство трудящихся (М.), 1925, № 26, с. 3.
  • Антокольский П. Г. Е. Б. Вахтангов работает над Чеховым.— Театр и драматургия, 1935, № 2, с. 26.
  • Зограф Н., Вахтангов, М.-Л., 1939;
  • Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940;
  • Горчаков Н. М., Режиссёрские уроки Вахтангова, М., 1957;
  • Евгений Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.);
  • Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
  • Луначарский А. В. О Вахтангове и вахтанговцах. М., 1959.
  • Херсонский Х. Н. Вахтангов / Херсонский Х. Н. — М.: Мол. гвардия, 1963. — 359 с.: ил., портр.
  • Л. А. Сулержицкий. М., 1970
  • Евгений Вахтангов. М., 1984
  • Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / Иванов О. К., Кривицкий К. Е. — М.: Моск. рабочий, 1984. — 157 с.
  • Чехов М. Литературное наследие. В 2-х т. М., 1986, т. 1, с. 76—77.
  • Смирнов-Несвицкий Ю. А. Евгений Вахтангов. — Л.:Искусство, 1987. ББК 85.443(2)7 С22
  • Масс А. В. Вахтанговские дети / Анна Масс. — М.: Аграф, 2005. — 447 с — (Символы времени). — ISBN 577840316X: 339.00.
  • Хрисанф Херсонский Вахтангов (ЖЗЛ)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Евгений Вацлавович Дворжецкий
  • Евгений Васильевич Рудаков

Смотреть что такое «Евгений Вахтангов» в других словарях:

Евгений Вахтангов — Биография Евгения Вахтангова Театральный режиссер, актер, педагог Евгений Багратионович Вахтангов родился 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1883 года во Владикавказе в семье табачного фабриканта. В 1903 году поступил в Московский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Вахтангов, Евгений Багратионович — Евгений Вахтангов Եվգենի Վախթանգով Евгeний Вахтангов 1910 е годы Дата рождения: 1 (13) февраля 1883 … Википедия

Вахтангов — Вахтангов, Евгений Багратионович Фото Е. Вахтангова с автографом … Википедия

Вахтангов, Евгений — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Вахтангов Евгений — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Вахтангов Евгений Багратионович — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Евгений Багратионович Вахтангов — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Вахтангов Е. — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Вахтангов Е. Б. — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 … Википедия

Вахтангов Евгений Багратионович — [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, ‒ 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала … Большая советская энциклопедия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: