Елизавета никищихина — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Елизавета Никищихина

Биография

Коронную фразу героини Елизаветы Никищихиной о высоких отношениях в «Покровских воротах» запомнили все поклонники этого киношедевра. И мало кто знает, что творческая биография у актрисы могла и вовсе не сложиться. Вчерашняя выпускница студии театра имени Станиславского сразу стала первым кандидатом на вылет из труппы. Разглядел в девушке артистку гениальный Борис Львов-Анохин, но и он же, по воспоминаниям дочери Никищихиной, нанес ей незаживающую рану.

Детство и юность

Детство Елизаветы Никищихиной прошло практически без отца и матери. Родители по окончании Великой Отечественной войны уехали восстанавливать разрушенную Германию и взяли с собой только сыновей Александра и Владимира. Маленькую Лизу оставили на воспитание у бабушки.

Елизавета Никищихина в молодости

Едва теплящуюся связь почти разорвало решение Елизаветы после 9 класса поступить в студию при театре Станиславского. Для отца девушки профессия актрисы считалась синонимом распущенности и вседозволенности. Гордая Лиза ушла из дома и жила на одну стипендию в общежитии. Примирение состоялось много позже, когда артистка сама стала матерью.

В театре Никищихина начинала во втором составе, рядом с Майей Менглет, Евгением Урбанским и Владимиром Кореневым. Со временем Елизавета заочно окончила ГИТИС.

Фильмы

В кино Елизавета попала после знаменитого спектакля «Антигона», где она сыграла вместе с Евгением Леоновым. В дни выхода постановки на улицах Москвы дежурила милиция, так зрители стремились увидеть эту работу. Но первые кинороли оказались проходными. И только в 1966 году Никищихина повстречала на своем пути творческий тандем Александра Алова и Владимира Наумова, снялась в экранизации сатирического рассказа Федора Достоевского «Скверный анекдот».

Евгений Леонов и Елизавета Никищихина в спектакле «Антигона»

До широкой публики фильм дошел только в 1987-м, и не случись так, возможно, судьба актрисы сложилась бы по-другому. Да и амплуа Никищихиной оказалось несколько однобоким. И молодой девушке, и женщине средних лет доставались героини по большей части нестандартные, отличающиеся чрезмерной простоватостью, даже экзотичностью.

Особым удовольствием Елизавета называла детский репертуар. Ее игра в «Пеппи Длинныйчулок» и «Расмус-бродяге» отличается обдуманной, тонкой передачей характера. Кикимора из сказки «Там, на неведомых дорожках» в исполнении актрисы вовсе не выглядела страшным персонажем. Еще одним заметным проектом Никищихиной стала многосерийная картина «Приключения Электроника», где она воплотила образ наивной, но такой заботливой помощницы профессора Громова — Марии.

Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»

В промежутке между этими лентами в фильмографии артистки появились эпизоды в драме «И это все о нем» с Игорем Костолевским и Ларисой Удовиченко, в комедии «Вчера, сегодня и всегда» с участием Аркадия Райкина, Алисы Фрейндлих и Георгия Вицина. В картине «Все дело в брате» Никищихиной поручили главную роль учительницы. Партнерами актрисы по съемочной площадке выступили юные Роман Мадянов и Наталия Сеземан.

В 1963 году в комедии Владимира Грамматикова по сценарию Виктории Токаревой «Шла собака по роялю» Елизавета сыграла экранную мать Елены Кищик. В драме «Торпедоносцы» дочерью героини Никищихиной стала Вера Глаголева.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»

В «Покровских воротах», снятых Михаилом Козаковым, Никищихина превратилась в жительницу коммуналки времен 50-х годов. В лирической комедии ее персонаж достойно выглядел на фоне игры Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича, Инны Ульяновой и Елены Кореневой.

В знаменитой киносказке «Чародеи» вместе с Евгением Весником и Павлом Винником артистка перевоплотилась в члена комиссии, которой предстоит проверить действие волшебной палочки. Кинематографической удачей в карьере Никищихиной считается роль жены Собакевича в картине Михаила Швейцера «Мертвые души».

Елизавета Никищихина в фильме «Мёртвые души»

Героинь, которых предлагал кинематограф 90-х, Елизавета отвергала. Говорила, что, даже если нечего будет есть, не согласится воплощать уродство и деградацию. Последняя работа Елизаветы Никищихиной на экране – сериал Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII». Премьера фильма состоялась через 3 года после смерти исполнительницы роли камер-фрау Крамер.

Личная жизнь

В середине 60-х Елизавета познакомилась с музыкантом Алексеем Познанским, собиралась выйти замуж. Жених после службы в армии стал инвалидом, актриса заботилась о любимом, а вскоре забеременела. И тут женщине предлагают роль в «Антигоне». Режиссер Львов-Анохин поставил ультиматум – спектакль или ребенок. Никищихина выбрала искусство, избавилась от первенца. Алексей не простил, и пара рассталась. Елизавета заплатила за славу дорогую цену. По словам биографов, персонаж потому и получился настолько ярким, что исполнительница вложила в него всю глубину переживаний.

Елизавета Никищихина и ее дочь Катя

Первым мужем актрисы считается Анатолий Агамиров, по профессии – музыкальный критик. Но дочь Елизаветы полагает, что, возможно, имел место лишь небольшой роман, поскольку почти в этот же период мать встретила ее отца Эрнеста Лейбова. И опять перед артисткой встал выбор – Катерина в «Грозе» Александра Островского или личная жизнь. Никищихина поняла, что, если опять убьет ребенка, вообще не выйдет на сцену. Дочери дали имя несостоявшейся героини.

Елизавета Никищихина и Евгений Козловский

Супруг в 1975 году уехал в Америку, Никищихина осталась, сказав, что русской актрисе в чужом мире делать нечего. Семейное счастье застало Елизавету в браке с писателем Евгением Козловским. Творческие люди понимали друг друга с полуслова, в доме витал дух свободы и диссидентства, за что Козловский, публикуемый на Западе, на полгода попал в тюрьму.

Смерть

Пресса много писала о том, что причина смерти Елизаветы Никищихиной крылась в алкоголизме. Дочь Екатерина считает, что все гораздо глубже. Пить актриса начала после того, как перестала играть в театре, который она ставила выше кинематографа. А ходить и выпрашивать роли – не в ее характере. Отправной точкой стал приход в труппу нового режиссера Александра Товстоногова, сына легендарного педагога и постановщика Георгия Товстоногова.

Мужчина почему-то игнорировал Елизавету, не давал работу, а та не собиралась выяснять отношения. Не выдержав очередного срыва жены, Козловский ушел из семьи. После конфликта с дочерью актриса отправила Катю в Америку к отцу. Когда Екатерина вернулась, то не узнала обстановку в доме – «запах валидола и уныния».

Могила Елизаветы Никищихиной и ее мамы

Позднее, когда дочь обзавелась семьей, Елизавета разменяла квартиру и поселилась в коммуналке, поближе к театру. Потом на Никищихину напали в собственном доме, пытались ограбить и задушить, из-за чего у артистки развилась астма. В ноябре 1997 года близкие обнаружили актрису мертвой – женщина подавилась яблоком. Предположения о том, что мать свела счеты с жизнью, Екатерина отвергает. Елизавета была верующим человеком, крестила дочь и никогда не пошла бы на такой шаг.

Вопросы с похоронами решил театр. Последним пристанищем Елизаветы Никищихиной стало Востряковское кладбище. В той же могиле в 2005 году похоронили мать актрисы, Надежду Павловну.

Елизавета Никищихина

фотографии >>

биография

Никищихина Елизавета Сергеевна

17 мая 1941 — 28 октября 1997, Москва.

Заслуженная артистка РСФСР (19.07.1984).

Окончила студию при театре и стала актрисой Театра имени К.С. Станиславского в Москве (1960-1994).

. Когда шестнадцатилетняя Лиза объявила родителям, что худрук Театра Станиславского прославленный мхатовец Михаил Яншин берёт её, ещё школьницу, в актёрскую студию при театре, отец так и взвился: «Ты что — хочешь стать проституткой?» Едва дочь попыталась возразить, папаша ничтоже сумняшеся отправил её в нокаут. Соседями Никищихиных по коммуналке была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна. В момент семейной разборки сын артиста Лёва вышел в коридор покурить в компании товарищей — Володи Высоцкого и Андрея Тарковского, тогда ещё совсем мальчиков. Увидев побоище, ребята нейтрализовали расходившегося родителя и успокоили юную соседку. А потом взяли её с собой на дачу — на ёлке, возле которой играли дети, было тепло и пахло пирогами (случилось это 31 декабря 1957 года). Лиза утешилась и встретив Новый год укрепилась в своём решении: пошла в театр, а вскоре сняла комнату. Спустя полгода отец примирился и вернул начинающую артистку домой.
Ещё на прослушивании Никищихину консультировал молодой, тогда не знаменитый Евгений Леонов. Для начала он ухохотался, когда Лиза, обливаясь слезами, продекламировала «Жди меня, и я вернусь. » А потом предупредил, поскольку её и в театр брали как комическую и гротесковую актрису: «Вы пройдёте. Только я Вам советую серьёзно подумать.. Учтите, у Вас будет очень трудная судьба». И как в воду глядел. То есть даже в театре, где ей как-никак доставались очень крупные драматические роли, Никищихина задыхалась в отсутствие серьёзного содержательного материала. Ведь между значимыми для нее постановками зияли убийственно длительные паузы. А уж в кино рассчитывать на подарки в виде больших драматических работ и вовсе не приходилось.
Первым мужем актрисы стал Анатолий Агамиров — музыкальный критик. Они познакомились на съёмках фильма «Расскажи мне о себе», на котором работала хореографом его мать. В начале 1970-х годов брак себя исчерпал, и Никищихина вышла замуж за питерского психиатра Эдуарда Лейбова, родила дочь Катю. Этот союз просуществовал три года. В 1975 году Лейбов эмигрировал в Америку, а уезжать вместе с мужем Никищихина не хотела.
Следующий брак безмятежного счастья тоже не принёс. В те годы литератор Евгений Козловский, известный своим романом «Мы встретились в раю», диссидентствовал и публиковался на Западе, за что и был преследуем госбезопасностью. Результат не заставил себя ждать. В квартире прошло три обыска — вещи, вплоть до детских книг, трижды вывозились. Когда Козловского посадили, Никищихину стали таскать на допросы — на Лубянку. Слава Богу, оба остались живы. Но на излете своей короткой жизни актриса перемогала всевозможные вызовы судьбы в одиночестве, поскольку дочь рано вышла замуж и отношения с ней разладились.
Елизавета Никищихина была одной из «звёзд» в замечательном созвездии артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского Михаилом Яншиным и Борисом Львовым-Анохиным. После того как из Театра Станиславского ушёл режиссёр Анатолий Васильев, работы в театре было мало. Васильев хотел взять Никищихину на Таганку, но в самом фрондерском театре страны ему сказали, что не могут позволить себе такой роскоши — принять в труппу жену диссидента.
В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры использовали, в основном, типаж актрисы — чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный. А в 1990-е годы актриса вообще взбунтовалась. Сценариев-то предлагали достаточно, но она твердила: «Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить».
Между тем поддерживать физическую форму стало трудно, особенно если учесть, что актриса не умела халтурить, играть «в полноги», на голой технике. Никищихина понимала, что в её возрасте нужен ежедневный тренинг, массажи. Бескомпромиссно отвергая возможность заработать легкие деньги, она в то же время очень нуждалась в средствах хотя бы для поддержания физических кондиций — чтобы тело не теряло гибкости, чтобы сохранять свой актёрский инструмент безупречно настроенным и быть готовой к работе любой сложности. Сетовала, что даже к врачу не может пойти, потому что ему надо заплатить («Во мне 42 кило. Ну сколько я ещё продержусь?») А в то же время не желала размениваться на рекламу и антрепризу.

Читайте также  Алена ланская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.
Никищихину нашли мёртвой в один из октябрьских дней 1997 года. Хотя она и жила тогда в коммуналке, но вызвать скорую оказалось некому. Её смерть пришлась на те годы, когда об уходе народных любимцев не трубили с экранов, когда телестервятники ещё не научились превращать похороны известных людей в шоу, забираясь с камерой едва ли не под крышку гроба. Так что праздные соглядатаи ничего не знали о прощании с актрисой.
Оно и к лучшему: многолюдные прощания неизбежно превращаются в фарс. А фарс, как известно, низкий жанр. отношения же Елизаветы Сергеевны Никищихиной с жизнью, с профессией, а значит, и со зрителем всегда оставались высокими. И это — кроме шуток.

Похоронена актриса на Востряковском кладбище в Москве (участок № 17).
В 2009 году телеканалом «Россия» снят документальный фильм об актрисе «Разбитые мечты актрисы Никищихиной».

Театр имени К.С. Станиславского
1960 — «Машенька» А. Афиногенова — Машенька
«Снежная королева» Е. Шварца по сказке Андерсена — Герда
«Энциклопедисты» Л. Зорина — Девушка-гид
1965 — «Антигона» по Жану Аную — Антигона
1965 — «Журавлиные перья» Д. Киноситы
1966 — «Анна» М.А. Ганиной — Сонька
1971 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера — Луиза
1975 — «Радуга зимой» М. Рощина — Катя
1976 — «Первый вариант „Вассы Железновой“» М. Горького — Васса
«Прощание в июне» А. Вампилова — Маша
«Продавец дождя» Ричарда Нэша — Лиззи
1978 — «Исповедь молодого человека (Подросток)» по Ф. Достоевскому — Лиза
1979 — «Брысь, костлявая, брысь!» С. Шальтяниса — Директор школы
1983 — «Порог» А. Дударева — Мать
1989 — «Женский стол в Охотничьем зале» В. Мережко — Анна Ивановна Веденеева
1993 — «Томас Беккет» по пьесе Ж. Ануя — Королева-мать
1993 — «Отражение «Юген» по Дзэами Мотокие и А. Чехову — Ведьма
1994 — «Женитьба» Н. Гоголя — Агафья Тихоновна

Театр «Сфера»:
1989 — «Театральный роман» М. Булгакова

Три брака, разлад с дочкой, одинокая смерть в коммуналке: грустная судьба Елизаветы Никищихиной

В театре она была московской звездой, а в кино — гением эпизода

«Высокие. Высокие отношения!» — жену поэта Нину Орлович из «Покровских ворот» все хорошо помнят по выразительной реплике. «Это не институт, а Дворец бракосочетаний какой-то!» — а это говорит восторженная тетенька, член высокой комиссии из «Чародеев». «Профессор, он же плачет!» — Маша из «Приключений Электроника». А еще вспоминается смешная певица с экстравагантной прической из фильма «Вас вызывает Таймыр» — которая пришла на прослушивание. Болотная Кикимора Кикиморовна из сказки «Там, на неведомых дорожках». Фру Лаура из «Пеппи Длинный Чулок», попрошайка с табличкой «жертва» из «Принцессы на бобах». У Елизаветы Никищихиной больше сотни киноролей в фильмографии. Все запоминающиеся, яркие, но — эпизодические. Главных ей почему-то не давали.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота». Фото: кадр из фильма

А вот в театре везло. Еще школьницей-девятиклассницей Елизавету взяли в актерскую студию при Театре Станиславского. Дома был страшный скандал. «Это не профессия для порядочной девушки! Все актрисы — проститутки!» — кричал отец и, разъяренный упорством дочери, даже ударил ее. Лиза ушла из дому, жила в общежитии на маленькую стипендию, но актрисой стала. ГИТИС окончила позже и заочно, а главная ее актерская школа была в театре Станиславского.

В юную Никищихину поверил молодой режиссер Борис Львов-Анохин. Первая роль — и сразу главная. В «Антигоне» Лиза играла вместе с Евгением Леоновым. Слава была бешеная: на спектакль хотела попасть вся Москва, на подъездах к театру образовывались редкие по тем временам пробки, дежурила конная милиция. Но мало кто знал, что на сцену Лиза выходила с раной на сердце. Незадолго до премьеры она забеременела от виолончелиста, за которого собиралась замуж. Очень хотела этого ребенка, мечтала о семье. Но после жесткого разговора с режиссером сделала аборт. Врачи сказали, что детей у нее больше не будет. Да и с женихом вскоре расстались.

Елизавета Никищихина в молодости. Фото взято с сайта kino-teatr.ru

На гастролях в Ленинграде в Никищихину влюбился врач-психиатр, сын известного гипнотизера Эрнест Лейбов. Приносил на спектакли охапки цветов, прорывался за кулисы, страстно признавался в любви. Елизавета не устояла. После свадьбы Лейбов переехал в Москву. И вот новое испытание — точь-в-точь, как перед «Антигоной». Никищихиной предложили главную роль в «Грозе» по Островскому — мечта любой актрисы. А она забеременела, вопреки прогнозам медиков. Снова был разговор с режиссером, уже другим, но на этот раз Лиза твердо отказалась от роли. «Что ж, желаю всего хорошего. Если родится дочка, назовите Катериной», — напутствовал тот. Так появилась Катя. Когда девочке было два года, родители расстались. Эрнест эмигрировал в Штаты, Елизавета ехать отказалась: «Что мне там делать? Я же русская актриса». Они просто были очень разными.

Елизавета Никищихина с дочкой Екатериной. Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»

Третья любовь оказалась счастливее. Евгений Козловский — диссидентствующий писатель и журналист, который печатался в самиздате и прославился романом «Мы встретились в раю». Оба творческие, искрометные, со схожими вкусами и чувством юмора. Дома царила идиллия: Лиза учит роль, Женя печатает на машинке очередной роман, Катя читает или слушает музыку. Завели собаку — красавца дога, возили его на выставки, гуляли всей семьей. По вечерам принимали гостей, читали самиздатовских Ахмадулину, Вознесенского, Аксенова, пели Высоцкого, Окуджаву, Галича…

Елизавета Никищихина с супругом, писателем Евгением Козловским. Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»

Но так не бывает, чтобы во всем хорошо. Теперь стал подводить театр. В «Антигоне» Никищихина играла 12 лет, но больше ей не давали ролей такого масштаба. Актриса очень страдала, стала выпивать. Были срывы с истериками. После очередной вспышки ушел муж. Козловскому и так было несладко: семь месяцев отсидел в Лефортово — после нескольких публикаций его произведений на Западе. Остался без заработка. Дочку Лиза отправила в Америку к Эрнесту: переживала, что не справится и упустит дочь-подростка. Дога отдала другим людям — стало не до него. Пес затосковал и через месяц умер.

Все еще спасала работа. Никищихиной достались две яркие роли — Веры Засулич и Вассы Железновой. Как глоток воздуха. В кино сыграла много меньше, чем в театре, да и почти все ее экранные героини — чудаковатые дамочки. А потом и сама стала отказываться от сценариев, антреприз, рекламы: «Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить». Талантливая актриса уверенно погружалась в депрессию и безысходность.

Елизавета Никищихина в сериале «Дни и годы Николая Батыгина». Фото: кадр из фильма

Катя вернулась в Москву, как только закончила школу. Поступила в ГИТИС, на третьем курсе забеременела, родила сына Ваню. Пробовала жить с мамой — не получилось: разменяли двушку и разъехались. Елизавета продолжала пить, однажды впустила каких-то незнакомцев в дом. Те ее чуть не задушили, из ценного нашли только старенький магнитофон. Врачи актрису спасли, но появились проблемы с дыханием и глотанием. Она переселилась в комнату в коммуналке, чтобы жить поближе к театру и не быть одной.

Читайте также  Василий мищенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Елизавета Никищихина в сериале «Раскол». Фото: кадр из фильма

Последним спектаклем Елизаветы Никищихиной стала «Антигона». Да-да, та самая, сделавшая ее когда-то московской звездой. Только отчаянную дочь царя Эдипа теперь играла молодая актриса, а Никищихина была тенью Антигоны. Новая авангардная трактовка спектакля ей нравилась. Воодушевленная Елизавета репетировала с утра до ночи. Но спектакль показали всего несколько раз и закрыли: спонсоры отказали в финансировании. А через несколько дней после приговора «Антигоне» — в ноябре 1997-го — не стало и Елизаветы Никищихиной. Ее нашли дома мертвой. Что случилось с 56-летней актрисой, толком неясно. В газетах написали, что сердечный приступ. При этом ходили слухи, что Никищихина покончила с собой, приняв спьяну лошадиную дозу снотворного. Однако ее дочь в интервью заверяла: мама ела яблоко и поперхнулась. Несчастный случай.

Екатерина Никищихина — дочь актрисы. Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»

Катя пишет статьи для журналов, любит путешествовать. Увлеклась буддизмом. Говорит, что новые знания помогли ей понять маму и ее поступки, простить все обиды. Сын Ваня тоже давно вырос. С детства занимался историческим фехтованием, дважды был чемпионом России, потом поступил в институт на специальность «спортивный менеджмент», сам стал тренером. «Жаль, мама не увидела внука взрослым, — сетовала Екатерина. — Она оценила бы его чуткость, благородство, чувство юмора, преданность делу. Ведь и сама была такой же».

Разбитые мечты: как Елизавета Никищихина пожертвовала детьми ради карьеры

Елизавета Никищихина обычно играла странных, эксцентричных героинь, которых не всегда понимают окружающие, а в жизни была прирожденной актрисой. Большинство зрителей знают ее по комедийной роли Нины Орловой в фильме «Покровские ворота», но главной в своей жизни Никищихина считала совсем другую, противоположную героиню – трагическую Антигону.

Елизавета Никищихина. Фото: aif.ru

Елизавета настолько глубоко вживалась в образы, что с трудом выходила из них, часто переносила чувства героев и реальную жизнь и наоборот. Елизавета не могла жить без театра, и соглашалась на роли, которые не соответствовали ее внутреннему ощущению. Ради подмостков она пожертвовала очень многим, но Мельпомена далеко не всегда отвечала актрисе взаимностью. В жизни Никищихиной было все, начиная славой и большой любовью, заканчивая невостребованностью и болезненными расставаниями.

Сложное детство и ссора с родителями

Родилась Лиза накануне Великой Отечественной войны – 17 мая 1941 года. После победы инженера Сергея Никищихина направили в Германию для восстановления разрушенной страны, но он взял с собой только жену и двоих сыновей. Дочь осталась с бабушкой в Ярославле – отец решил, что она уже достаточно взрослая, чтобы жить без родителей. А еще он хотел, что дочь должна получить «правильное», классическое образование советской девочки. Через несколько лет родители вернулись на родину – обиды Лиза не держала, но настоящей родственных связей между ними не было никогда.

Семья Никищихиных жила в коммуналке по соседству с эстрадным артистом Суреном Кочаряном. У него в гостях бывали Высоцкий и Тарковский – возможно, это повлияло на девушку и ее выбор будущей профессии. Однажды на Новый год она заявила, что собирается поступать в студию при театре Станиславского. Отец был в ужасе и запретил даже думать об актерстве: порядочные девушки таким не занимаются. Лиза стояла на своем, и тогда мужчина дал ей пощечину, посоветовав навсегда забыть о семье. На помощь пришли Тарковский и Высоцкий – увели плачущую бунтарку встречать праздник в своей компании.

Никищихина ушла из дома и жила в общежитии на одну стипендию. Со временем общение с родителями восстановилось – с матерью раньше, с отцом позже. Но, как оказалось впоследствии, ссора с родителями была не единственной жертвой, которую пришлось принести Елизавете ради мечты.

С переменным успехом

После окончания студии, а позже ГИТИСа молодую актрису взяли в театр имени Станиславского. Она играла с Майей Менглет, Владимиром Кореневым, Евгением Урбанским, но получала второстепенные или эпизодические роли. Потом в театре появился режиссер Львов-Анохин, и с ходу повесил на Никищихину ярлык «плохая актриса». Она собиралась написать заявление об уходе, но мэтр неожиданно решил дать девушке шанс.

Впоследствии Елизавета говорила, что покровительство режиссера сделало из нее по-настоящему хорошую актрису. Львов-Анохин дал ей роль, с которой началась блестящая карьера в театре – актриса воплотила образ древнегреческой героини Антигоны, дочери царя Эдипа. Вопреки запрету, она похоронила тело своего брата, была замурована в пещере и покончила жизнь самоубийством.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота». Фото: kulturologia.ru

Постановка имела невероятный успех. В дни премьеры на улицах столицы дежурила милиция – желание москвичей попасть на спектакль было настолько большим, что власти опасались беспорядков. Больше подобных ролей в карьере Елизаветы не было, но ее Антигона навсегда осталась в истории. А невостребованность доставляла актрисе много огорчений и вгоняло в глубокую депрессию.

В кино Никищихина снималась много, но практически все роли были второстепенными или эпизодическими. Дебютом стала роль в фильме «Командировка» 1961 года, а больше всего Елизавета запомнилась зрителям в картинах «И это все о нем», «Приключения Электроника», «Покровские ворота». Фраза «Высокие отношения!» из последней киноленты сразу ушла в народ. Пик популярности пришелся на 70-80-е годы. В 90-е она практически не снималась – как и многие актеры старой школы, ей категорически не нравились сценарии нового кино. Она говорила, что не участвовала бы в таких фильмах, даже если бы была голодной и босой.

Жить, страдать и играть

В жизни Никищихина была непростым человеком. Она буквально болела театром, и эта безумная привязанность создавала определенные сложности в жизни. Дочь актрисы Екатерина рассказывала, что мать была склонна преувеличивать и драматизировать события, чтобы понять, какие эмоции переживает человек. Еще одной проблемой Елизаветы был алкоголь. Ощущение собственной невостребованности и отсутствие ролей действовало угнетающе – актриса говорила, что чувствует себя пианистом, которому отрубили руки. Тем более, что ради театра она пожертвовала слишком многим.

Первым возлюбленным Елизаветы был музыкант Алексей Познанский. В армии он получил серьезную травму позвоночника, но Никищихину это не остановило. Они мечтали о семье, а накануне премьеры «Антигоны» актриса узнала о своей беременности. Она оказалась перед сложным выбором – карьера или ребенок, и выбрала первое. Для Алексея это стало тяжелым ударом, отношения прекратились. После аборта врачи сказали, что детей у нее больше не будет. Говорят, что Антигона в исполнении Никищихиной была убедительной благодаря тому, что она вложила в героиню собственные переживания.

Елизавета Никищихина в фильме «Принцесса на бобах». Фото: kino-teatr.ru

Вторым мужем актрисы считается критик Анатолий Агамиров, но ее дочь утверждает, что это был краткосрочный роман. А вот следующее знакомство действительно стало судьбоносным. Однажды на премьеру «Антигоны» пришел врач-психиатр Эрнест Лейбов. Он влюбился в актрису, носил ей охапки цветов, предлагал руку и сердце. Елизавета согласилась, а вскоре судьба в очередной раз поставила ее перед выбором – ребенок или карьера. Вопреки вердикту врачей, ей все-таки удалось забеременеть. На этот раз между ролью Катерины в «Грозе и материнством Елизавета выбрала последнее. Новорожденную девочку Никищихина назвала в честь несыгранной героини.

Через три года Лейбова пригласили работать в США. Он хотел уехать вместе с семьей, но Елизавета категорически отказалась. «Что делать мне, русской актрисе», в чужом мире?», – говорила Никищихина. Чтобы мужа выпустили заграницу, ей пришлось развестись и отказаться от алиментов. Лейбов не забывал о бывшей жене и дочери, но из-за одиночества и отсутствия ролей Елизавета выпивала все чаще, пока не встретила позднюю любовь.

Последней надеждой на счастье стал писатель Евгений Козловский. Период их отношений дочь актрисы вспоминает как самый счастливый в своей жизни. Творческие, свободолюбивые личности прекрасно находили общий язык. Они обменяли две однокомнатные квартиры на двухкомнатную, стали жить вместе, потом Козловского на полгода отправили в тюрьму за диссидентство. Елизавету несколько раз вызывали на допросы, но оставили на свободе, и она все-таки дождалась мужа – правда, в компании с бутылкой.

После возвращения Евгений уговорил жену на лечение от алкоголизма. Продержалась она всего полгода – запои возобновились, а к ним прибавились нервные срывы. Козловский не смог справиться с болезнью жены и ушел навсегда.

Сумасшедшие старухи

После ареста Евгения дела Никищихиной в театре ухудшились. Анатолий Васильев взял ее в свою постановку «Вассы Железновой», но вскоре ушел в другой театр. А на место главного режиссера Товстоногова пришел его сын Александр (Сандро), который не замечал актрису. Вдобавок дочь Елизаветы абсолютно отбилась от рук, и она решила отправить ее в США к отцу. Оставшись в полном одиночестве, Никищихина впала в депрессию, и, по обыкновению, заливала ее алкоголем.

Через несколько месяцев Екатерина вернулась домой – отношения с отцом сложились плохо. Маму она застала в плачевном состоянии – женщина могла часами сидеть и смотреть в одну точку, иногда начинала скандалить. Роли у Елизаветы были, но они не удовлетворяли ее внутренних потребностей. «Я устала играть сумасшедших старух!», – кричала она в моменты ссор. Но альтернативы ей, к сожалению, не предлагали.

Дочь и друзья пытались вытащить актрису из пропасти, но она все больше погружалась в депрессию – замены театру в ее жизни не могло быть. Катя вышла замуж, забеременела, потом рассталась с мужем. Она совсем перестала уживаться с матерью, и женщины решили обменять свою «двушку» на две однокомнатных квартиры.

Читайте также  Дидье дешам - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Когда актрисе было 56 лет, случилось несчастье. В нетрезвом состоянии Елизавета впустила в квартиру посторонних людей, которые попытались ограбить ее. Актрису ударили по голове и душили – она осталась жива, но появились проблемы с дыханием и глотанием. Никищихина утверждала, что плохо себя чувствует, часто повторяла, что скоро умрет, но Екатерина списывала это на проявления болезни и депрессии. А 28 октября 1997 года, Елизавета скончалась – по официальной версии, подавилась кусочком яблока. Предположения о самоубийстве дочь решительно отметает – говорит, что мама была верующим человеком и не могла наложить на себя руки.

Перед смертью Никищихина сыграла еще одну роль – тень той самой Антигоны, которая когда-то сделала ее знаменитой, в интерпретации трагедии. Героиня стала знаковой в судьбе Елизаветы – круг начался и замкнулся, после чего жизнь талантливой актрисы закончилась.

Предательство родителей, алкоголизм и смерть от кусочка яблока: жизнь заставляла актрису Елизавету Никищихину делать сложный выбор

Восторженная помощница профессора Громова из «Приключений Электроника». Нина Орлович из «Покровских ворот», в экзальтации читающая стихи, а затем выдавшая фразу, мгновенно ушедшую в народ, — «Высокие! Высокие отношения!». Очаровательная Кикимора Кикиморовна из сказки «Там, на неведомых дорожках». Член комиссии, приехавшей в НИИЧАВО принимать к производству волшебную палочку, в «Чародеях». И еще более 60 ролей в кино.

Не главных, второстепенных. Свою самую большую роль она сыграла в театре. Который отнял у нее, словно взяв за это плату, родителей, любимого, ребенка. Жизнь все время ставила Елизавету Никищихину перед выбором. Она пыталась угадать правильный путь, но так и не смогла стать счастливой.

Родители или театр

В мае 1941 года супруга инженера-строителя Сергея Никищихина родила их первенца – дочь, которую назвали Лизой. Позже у нее появились два брата, Володя и Саша. В 1948 году отца семейства направят в Германию. Командировка предполагалась долгая, так что семье тоже разрешили ехать. Они и поехали. Все, кроме Лизы. Семилетнюю девочку отправили к бабушке в Ярославль, где она прожила шесть лет, чувствуя себя брошенной и никому не нужной.

Ее Нина Орлович сразила зрителей наповал. Фото: кадр из фильма «Покровские ворота»

Возможно, желание стать актрисой оказалось попыткой привлечь к себе внимание. Лиза собралась поступать в театральное училище. Ее семья тогда уже вернулась на родину. И отец запретил выбирать эту профессию, считал, что на сцену выходят только неприличные женщины.

— Пойдешь в театр, выгоню из дома, — сказал он дочери. – Выбирай. Театр или семья.

Она выбрала театр. Получив пощечину от разъяренного родителя, ушла из дома. Ночевала в костюмерной, жила впроголодь, с матерью и отцом больше не общалась. Уже тогда юная Никищихина познала, как удобно иногда заливать тоску вином, помогавшим отвлечься от мрачных мыслей.

Семья или карьера

Елизавету Никищихину приняли в студию при театре им. Станиславского, а затем пригласили в состав труппы. В 1961 году в театр пришел новый худрук – Борис Львов-Анохин. О 20-летней актрисе Никищихиной отзывался нелестно: бездарна, сплошные штампы, никакой индивидуальности. Когда Елизавета поняла, что ее вот-вот уволят, пошла на поклон к худруку и уговорила дать ей шанс. Всего за месяц смогла доказать, что она прекрасная актриса, и Львов-Анохин дал ей главную роль – в пьесе «Антигона». Ее партнером стал Евгений Леонов.

В тот момент у нее все сложилось удачно не только на сцене. Роман с виолончелистом Алексеем Познанским, сыном известных советских музыкантов, плавно подходил к свадьбе. Но тут начались испытания. Молодой человек ушел в армию, а вернулся с переломом позвоночника и приговором всю жизнь провести в инвалидной коляске. На карьере музыканта был поставлен крест. Елизавета не испугалась трудностей. Она ухаживала за любимым, репетировала «Антигону» и была счастлива.

Кикимору из фильма-сказки называли самой очаровательной нечистью. Фото: кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках»

Незадолго до премьеры выяснилось, что она беременна. Честно признавшись Львову-Анохину, Елизавета уверенно сказала:

— Буду совмещать театр и семью.

— Ты или актриса, или жена, — отрезал режиссер.

И снова Елизавета выбрала театр. Она резко порвала с возлюбленным и избавилась от ребенка. Врачи сказали, детей больше не будет. Вероятно, все свои переживания актриса вложила в образ. На «Антигону» рвалась вся театральная Москва, толпы у театра чуть ли не милиция разгоняла. Это был грандиозный успех.

Ребенок или роль

В первый раз Никищихина вышла замуж за музыкального критика Анатолия Агамирова. Они прожили в браке семь лет. Но супруг ушел, не выдержав возлияний жены. Она настолько выкладывалась на сцене, что по-другому прийти в себя, видимо, не могла.

Вскоре после развода за ней стал ухаживать психиатр Эрнест Лейбов. Он несколько лет ходил на «Антигону», восхищался главной героиней, передавал актрисе охапки цветов. Елизавета ответила взаимностью и отправилась в загс во второй раз.

В тот период она осталась без ролей в театре. Бориса Львова-Анохина арестовали по статье «Мужеложество». Новое руководство предлагало актрисе по-прежнему выходить на сцену в «Антигоне», но она посчитала это предательством. Оставалось кино, в которое ее звали охотно, но всегда на роли второго плана. Порой она снималась в нескольких фильмах одновременно. Но ее страстью был театр.

И вдруг ей предлагают главную роль: Катерину в «Грозе». А она беременна – да, врачи ошиблись, и произошло чудо. Ее снова ставят перед выбором: или играешь, или рожаешь. На этот раз Елизавета выбирает ребенка: ей за 30, если опять сделать аборт, вряд ли сможет еще забеременеть. Она родит девочку, которую назовет Екатериной.

Васса Железнова стала ее второй и последней главной ролью. Фото: Строков Михаил/Фотохроника ТАСС

Актриса еще сыграет Вассу Железнову, но после этого главную роль ей не предложат уже никогда. И она будет страдать от этого, хватаясь за все, что дадут. А невостребованность глушить известным способом. Возникнет замкнутый круг. Никищихина пьет, потому что ей не дают ролей. А ролей ей не дают, потому что боятся, что она подведет. Нет, ее не выгонят совсем: понимая весь ужас существования, стараются поддерживать, выводя хотя бы в эпизодах.

Муж, прекрасный психиатр, сын знаменитого гипнотизера не мог справиться с пагубной привычкой жены. В середине 1970-х он решил эмигрировать в США. Елизавета осталась на родине.

— Я русская актриса, что я буду делать в чужом мире?! – аргументировала она свой выбор.

Елизавета Никищихина с третьим мужем Евгением Козловским и дочерью Катей. Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»

Жизнь или смерть

Третьим мужем актрисы стал писатель Евгений Козловский, моложе нее на семь лет. Он был единственным, кому удалось уговорить Елизавету лечь в наркологическую клинику и закодироваться. Правда, хватило ее всего на десять месяцев.

Однажды не выдержал и Евгений. Ушел и подал на развод. В порыве гнева Никищихина отдала семейного любимца, дога Армана случайным собутыльникам. Пес, принимавший хозяйку в любом состоянии и только ее считавший главной, умрет от тоски, отказавшись от пищи.

Дочь не сможет простить матери эту историю с собакой. Да и уход отчима ей дастся тяжело: у них были прекрасные отношения, а теперь девочка-подросток со всеми сложностями переходного возраста осталась одна с пьющей матерью. Пропасть между ними будет постепенно увеличиваться.

Елизавета Никищихина с мужем и догом по кличке Арман, которого в гневе отдаст чужим людям.Фото: кадр из документального фильма «Разбитые мечты актрисы Никищихиной»

Когда в 1995 году Екатерина родит сына, она понадеется, что хотя бы это остановит мать. Но через несколько лет разменяет с ней квартиру, чтобы мальчик не видел бабушкиного пьянства.

Елизавете Сергеевне дают все меньше ролей. Да и те – сумасшедших старух или пьяниц. Она осознает, почему так, грустно усмехается, мол, играю сама себя. Друзья скидываются на хорошего нарколога, тот разводит руками: ничего поделать нельзя, изменения необратимые.

Никищихина бедствует, ей нечего есть. В какой-то момент она весит 40 килограммов и задумывается о самоубийстве. Как могут, ее поддерживают немногочисленные друзья. Однажды на нее напали в подъезде, когда она открывала квартиру, и слегка придушив, забрали какую-то ерунду. После этого у нее начались проблемы с дыхательными путями, ей нельзя было есть твердую пищу.

Никищихина переедет в комнату в коммуналке. Ей страшно жить одной в квартире, где было нападение. А тут хоть соседи. Но однажды ее обнаружат уже бездыханную. Патологоанатомы объяснят: задохнулась, подавившись кусочком яблока. Но ведь она давно уже не могла есть твердую пищу. Забыла о запрете? Или нарочно? Этого мы никогда не узнаем. Елизавета Никищихина ушла в 56 лет, унеся в могилу свои метания и невостребованность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: