Эль греко — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Эль Греко

Биография

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Предполагаемый портрет Эль Греко

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Эль Греко

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Живопись

Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.

Картина Эль Греко «Успение Богородицы»

Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался. Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы». Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.

В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.

Картина Эль Греко «Вид Толедо»

Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса. Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов. Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции. Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».

Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.

«Он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел», — отмечает греческий художник, говоря, например, о Микеланджело.

Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.

«Глупый иноземец», — отзывается об Эль Греко архитектор Пирро Лигорио.

С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.

Картина Эль Греко «Апостолы Петр и Павел»

Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров. Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора. В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.

По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.

Картина Эль Греко «Совлечение одежд с Христа»

Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов. Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа. Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.

И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.

Картина Эль Греко «Погребение графа Оргаса»

Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.

Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже. Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом. Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.

Картина Эль Греко «Снятие пятой печати»

Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя. Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть. Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».

Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.

Личная жизнь

С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.

Портрет Хорхе Мануэля, сына Эль Греко

Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.

Смерть Эль Греко

В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.

Памятник Эль Греко

Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.

Знаменитый художник Эль Греко — интересные факты из жизни талантливого человека

О личной жизни Эль Греко (настоящее имя – Доменикос Теотокопулос) известно мало, но его шедевры полюбились всему миру. Картины этого талантливого человека несут большую осмысленность образов и огромную палитру красок. Он оставил после себя огромное наследие, но работы были оценены только спустя три века. Своими картинами Эль Греко вдохновлял других людей, увлеченных искусством написания полотен в разных жанрах, начиная от классики и заканчивая модерном.

Читайте также  Эдинсон кавани - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рождение и семья

Эль Греко родился 1 октября 1541 года на острове Крит, в то время входящим в состав Византийской республики. Сведений о детстве и семье сохранилось мало. Известно, что семья не нуждалась ни в чем, отец зарабатывал хорошие деньги торговлей и сбором налоговых податей. О матери не осталось никаких сведений. Предполагается, что женщина была из Греции.

Учеба

Благодаря заработку отца живописец и его брат получили хорошее по меркам того времени образование. Еще будучи юношей Эль Греко начал обучаться писать иконы, что делал до 25 лет. От этого в произведениях присутствует византийский стиль иконописи. Доменикос черпал вдохновение у таких творческих людей, как:

  • Дамаскин;
  • Бассно;
  • Веронезе;
  • Микеланджело и др.

Его наставником считают Дамаскина. В 26-летнем возрасте Доменикос отправляется в Венецию, где продолжает обучение у Тициана в мастерской.

Здесь мужчина поддался влиянию работ итальянских художников, таких как Тинторетто. Эль Греко посетил Парму, где познакомился с Корреджо. В 1570 году переселился в столицу Италии – Рим. Там стал известным в Академии святого Луки.

Проживание Эль Греко в Риме сильно расширило его кругозор. Несмотря на влияние культурных традиций этой страны, он создал свой собственный стиль.

Творчество

Расцвет популярности картин Эль Греко приходится на 1577 год, когда молодой человек жил в Испании. Королем Филиппом II художник принят не был. После Доменикос переселяется в Толедо, тогда же и получает заказ на оформление святилища в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

После написания произведений «Троица» и «Воскресение Христа» слава нашла творца. Он стал вхож в богатейшие дома, а его работы обрели финансовую ценность. Спустя немного времени для собора в Толедо Эль Греко пишет полотно «Снятие одежд с Христа». Эта работа произвела фурор и спровоцировала первое судебное разбирательство, инициированное церковными главами собора за отклонение от правил иконописи. Суд Эль Греко выиграл.

Далее Греко сделал 17 копий произведения. Доменико был прекрасным портретистом. Им была написана целая серия портретов в городе, где он жил. В работах нашли отражение такие знаменитости:

  • кардинал Тавера;
  • А. де Коваррубиас;
  • И. де Собальос.

Самым знаменитым стал портрет инквизитора – Ниньо де Гевары.

Эль Греко нравилось изображать мотивы мученичества святых, это у него получалось особенно хорошо. Самой популярной стала «Мученичество святого Маврикия». Во многих работах живописец изображал «святую семью». В качестве примера можно рассмотреть «Святое семейство».

Жизнь Иисуса Христа, изображенную на картинах «Несение креста», «Моление о чаше», Эль Греко отобразил талантливо и реалистично. Часто изображал мирскую жизнь святых, такую как на произведениях «Апостолы Петр и Павел», «Святой Иоанн и святой Франциск».

Живописец не забыл и о местных историях, связанных с христианской верой, отразив их на такой картине, как «Погребение графа Оргаса», которая стала одной из самых популярных его работ.

Последние работы – «Лаокоон» и «Снятие пятой печати», приобретшие причудливые формы не были поняты обществом. Заключительным аккордом в творчестве живописца стал пейзаж «Вид Толедо перед грозой». В настоящее время, все картины Эль Греко имеют большую ценность для искусствоведов.

Личная жизнь

Эль Греко с 36 лет жил с Херонимой (Иеронимой) де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился единственный сын, которого назвали Хорхе Мануэль. Некоторые историки думают, что Эль Греко был женат до этого.

Предполагается, что молодой человек заключил брак на Крите или в Италии, что не позволило ему официально зарегистрировать брак с испанкой Херонимой. Но при всем этом талантливый творец упоминал ее и сына во всех официальных документах, в том числе в завещании, тем самым признавая ребенка.

Последние годы жизни

В последние годы жизни у художника не было проблем с количеством заказчиков. Но творца одолела звездная болезнь. В 1585 году Греко начал тратить все средства, арендовать дворцы у маркизов, запрашивать баснословные деньги за свои услуги, поглядывать на всех свысока.

В 1607 году у художника резко начались проблемы со здоровьем. Лечение требовалось дорогостоящее. Постепенно живописец обнищал. Его затянули долги. С 1609 по 1611 годы художник не мог оплачивать даже аренду жилья.

Мастер не выпускал из рук кисти и творил до последнего. Смерть пришла к нему 7 апреля 1614 года. Похоронили в соборе в Толедо, который в дальнейшем был разрушен. Останки художника были утеряны.

Интересные факты

В Испании тех времен стоимость будущих полотен не обговаривалась с заказчиком заранее. Нередко художник судился за оплату своих трудов, т. к. при короле Филиппе II живопись не считалась искусством, ее считали ремеслом и соответственно высоко не оценивали. Часто Эль Греко приходилось отказываться от передачи картины, пока он не получал выплату за нее в полном объеме.

В течение 2 лет художник писал «Снятие одежд с Христа». Приглашенные эксперты высоко оценили картину и настаивали на том чтобы, назначенная за нее сумма в 900 дукатов была выплачена полностью. Но заказчик заявил, что работа не соответствует Евангелию и потребовал убрать находящиеся рядом с Иисусом женские образы, в том числе Марию Магдалину и Деву Марию.

Спор, в котором приняли участие и представители церкви, закончился тем, что картина осталась неизменной, а цену пришлось немного снизить.

На полотне «Погребение графа Оргаса» живописец изобразил себя и сына. Как считают эксперты, себя он запечатлел в левой группе скорбящих, единственным смотрящим на зрителя. Своего же сына, Хорхе Мануэля, изобразил в левом нижнем углу, указывающим пальцем на мертвого графа.

Искусство Доменикоса было забыто на 300 лет. Первым использовавшим находки своего предшественника оказался Веласкес при написании портрета Иннокентия Х. Интерес к творчеству художника возродился в 19 веке, а в 20-м он занял свое место среди великих.

Большинство произведений выполнены особым способом:

  • очертания первичного сюжета писались по белому грунту;
  • после выполнялось коричневое покрытие, который давала жженая умбра;
  • красящий состав использовался так, чтобы грунт белого цвета не был зарисован плотно, а частично просвечивал;
  • моделировались образы в светах и полутонах белилами, что способствовало приобретению ими серого перламутрового тона;
  • часто коричневая краска в тенях оставалась нетронутой;
  • в конце наносился очень тонкий слой краски.

На работе «Апостолы Петр и Павел», хранящейся в Эрмитаже, голова Петра из-за особенного стиля Эль Греко не показывается на рентгене.

Согласно завещанию, после кончины художника похоронили в церкви Святого Доминго эль Антигуо, однако из-за претензий церковников сыну пришлось его перезахоронить.

Образы Эль Греко получались одухотворенными, что сближало его с маньеристами и показывало зрителю работу эпохи Позднего Возрождения. Творчество этого великого художника было забыто в 17-19 веках, чтобы возродиться заново с новой силой в начале 20 века. Творец вынужден был работать до последнего, так как последователей и учеников у него не было, но это не сломало Эль Греко. Великий мастер умер, а творчество осталось жить на многие века.

А какие работы полюбились Вам? Как Вы считаете, есть ли в них тайный смысл? Комментируйте статью, делитесь ею в социальных сетях и добавляйте ее в закладки.

Также предлагаем посмотреть подобранные тематические видео о художнике, которые дополнят нашу статью.

Коротко об Эль Греко — от иконы до маньеризму:

Видео рассказ Александра Таирова об Эль Греко:

Эль Греко — уникальный мастер религиозного жанра живописи Ренессанса

Эль Греко (El Greco; родился 1541— умер 1614 гг.) (настоящее имя — Доменикос Теотокопулос) был испанским художником греческого происхождения, выдающимся мастером эпохи Ренессанса XVI века. Его работы удивительным образом объединяют византийские и западноевропейские традиции в живописи. Картинам Эль Греко присущи высокая одухотворенность образов и преобладание фантасмагорической палитры красок.

Читайте также  Бойд холбрук - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Эль Греко оставил потомкам богатое творческое наследие, но величие его таланта потомки в полной мере оценили только спустя три столетия. В работах мастера черпали вдохновение представители многих жанров живописи:

Биография Эль Греко

Эль Греко родился в 1541 году на греческом острове Крит, который в то время был частью Венецианской республики. Достоверных данных о детстве художника не сохранилось. Вероятно, он учился искусству иконописи у местных мастеров до 25-летнего возраста.

В 1566 году Эль Греко переехал в Венецию, где продолжил обучение и добился первых успехов в искусстве. Спустя четыре года молодой живописец перебрался в Рим, где открыл художественную мастерскую и получил первые заказы. Но итальянская публика с большой неохотой принимала его творчество, поэтому художник вскоре решился навсегда уехать в Испанию.

В 1577 году 36-летний Доменикос поселился в Толедо. Он планировал вскоре перебраться в Мадрид ко двору испанского короля, но этим чаяниям не суждено было сбыться. Филипп II остался недоволен написанными греком картинами «Поклонение имени Христа» и «Мученичество святого Маврикия» и больше не делал заказов.

Но у художника неожиданно появился другой, не менее богатый заказчик — Церковь. Представители испанского католического духовенства на долгие годы обеспечили работой талантливого художника. Мастерская живописца еле справлялась с потоком заказов на религиозную тематику. Это были, главным образом живописные и скульптурные ансамбли для храмов или монастырей.

Помимо религиозного жанра, Эль Греко писал заказные портреты и пейзажи ставшего ему родным Толедо. В этом городе у художника в неофициальном браке родился единственный сын — Хорхе Мануэль.

Творчество Эль Греко по-разному трактуют искусствоведы. Значительная часть из них относит произведения мастера к стилю маньеризма. Также в шедеврах живописца отчетливо просматриваются мистические нотки.

Оригинальная манера исполнения во многом отличалась от работ других художников Испании эпохи Контрреформации. Неестественно вытянутые пропорции фигур, выразительность и драматизм композиций не были присущи живописи того времени. Но спустя многие годы стиль великого мастера нашел отражение в работах:

  • символистов;
  • кубистов;
  • экспрессионистов.

Эль Греко не оставил после себя учеников. Он жил до самой смерти безбедно и уединенно в большом доме из 24 комнат. Умер великий живописец в 1614 году и вскоре после кончины его забыли на три столетия. А уже в ХХ веке к Эль Греко вернулось заслуженное признание не только в Испании, но и во всем мире.

Самые известные картины Эль Греко

Перечень самых известных картин Эль Греко в этой статье далеко не полностью отражает глубину творческого наследия художника. Вашему вниманию предлагается лишь небольшая часть произведений мастера.

«Совлечение одежд с Христа» (1579) — эмоциональный шедевр с интенсивным использованием красок и необычной вертикальной композицией. Картина имела огромный успех у зрителей, но была прохладно принята духовенством.

«Погребение графа Оргаса» (1588) — новаторский алтарный образ для эпохи Возрождения с богатым колоритом и разделением картины на две части. Это полотно — предмет гордости приходской церквушки Сан-Томе и всей Испании.

«Вид Толедо» (1600) — один из первых пейзажей в европейском искусстве. Художник написал картину не по заказу, а для себя. Один из самых узнаваемых видов неба в мировой живописи.

«Снятие пятой печати» (1614) — по мнению многих искусствоведов эта картина послужила основой вдохновения для Пабло Пикассо (Pablo Picasso) при создании знаменитых Авиньонских девиц.

«Лаокоон» (1614) — единственная работа мастера на мифологическую тематику. Одно из последних творений автора.

Картины Эль Греко сегодня украшают не только интерьеры храмов в Испании, но и экспозиции лучших музеев мира. На сайте Very Important Lot ценители искусства могут принять участие в аукционах и купить антиквариата на торгах. Наш портал также предоставляет коллекционерам возможность купить картины у современных художников напрямую.

Эль Греко: жизнь и творчество художника

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Содержание

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Читайте также  Скриптонит - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.

Эль Греко. Великий и таинственный художник

Эль Греко «Святой Лука как художник», 1608, Собор Толедо

К 470-летию со дня рождения

В истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
При жизни некоторые его работы вызывали горячие споры и становились причиной судебных тяжб.
Художника трудно отнести к какой-либо из школ, ибо его искусство опередило свое время.
Последующие поколения предали забвению творчество мастера. Время надолго стерло его имя из истории искусств: дворец, где он жил, был разрушен, его могила с прахом бесследно исчезла.
Остались лишь прекрасные и легко узнаваемые картины Эль Греко.
Только в XIX веке, когда Теофиль Готье создал роман-легенду о «гениальном безумце» из Толедо, мир вновь повернулся лицом к таинственному мастеру.

Доминико Теотокопули, будущий Эль Греко, родился в 1541 году на самом большом греческом острове Крит (принадлежавшем тогда Венеции), в деревне Фоделе близ Кандии (теперь Ираклион).
Светлейшая Республика Венеция стала владеть Критом с 1211 года, когда, после разгрома Константинополя крестоносцами, венецианцы получили возможность поучаствовать в дележе греческих земель.
Мальчик рос в небогатой, но просвещенной греческой семье (его отец, вероятно, был сборщиком податей). Достоверных сведений о детстве художника нет. Известно, что первоначальное образование Доменико получил у критских иконописцев, приверженцев византийской манеры.
Рано постигнув азы живописного мастерства, Доменико после 1560 года оставляет родину ради богатой Венеции.

Ему удается поступить в мастерскую прославленного Тициана, где Доменико в кратчайший срок усвоил венецианскую объемность передачи пространства, светлую палитру и легкость кисти учителя. Став его правой рукой, критянин исполнил вместе с Тицианом картину «Мученичество Святого Лаврентия», заказанную королем Испании Филиппом II.
Желание самосовершенствования приводит Доменико в Парму, где он знакомится со знаменитой «светотенью» Корреджо. Из такого сложного сплава различных художественных традиций и рождалось оригинальное искусство Эль Греко.

Оказавшись в 1570 году в Риме, художник обзавелся влиятельными заказчиками при папском дворе, приобрел там известность и начал с успехом писать портреты.
Весной 1577 года Доменико Теотокопули, предпринял путешествие в Испанию, где позднее получил имя Эль Греко (свои картины он всегда подписывал греческим именем).
Художник приехал в Испанию уверенным в себе мастером, создавшим к тому времени ряд первоклассных произведений. Его привлекала возможность получать заказы при испанском дворе, где над украшением Эскориала работало немало иностранных живописцев.
В 1579 году Доменико исполнил для короля Филиппа II картину-официоз «Видение Филиппа II», отразившую вкусы монарха, и получает желанное место главного художника при дворе. Правда, уже за «свою» по стилю картину «Мученичество Святого Маврикия» Эль Греко подвергся королевской опале. Он срочно покидает Мадрид и отправляется в Толедо, бывшую столицу Испании.

Благородный Толедо, город родовитой аристократии, высокой учености и самой жестокой Инквизиции, тепло встретил блестящего художника, который, по свидетельству современников, был разносторонне образованным человеком, с острым язвительным умом.
Включившись сразу в работу, Эль Греко, не пожелав отставать от толедской знати, арендовал бывший дворец маркиза де Вильена, имевший, правда, славу пристанища духов.
Сам не чуждый всяческой магии, художник зажил в мрачном дворце на широкую ногу, собрал богатейшую библиотеку и даже завел домашний оркестр, услаждавший на пышных приемах высоких гостей.
Здесь же вспыхнул известный роман художника-простолюдина с юной аристократкой доньей Иеронимой де лас Куэвас. В 1578 году у них родился внебрачный сын Хорхе Мануэль.
Эль Греко очень любил сына, часто писал его. Сын стал в будущем преуспевающим художником и архитектором. Известен замечательный «Портрет Хорхе Мануэля Теотокопули» работы Эль Греко.
Красавицу Иерониму художник изобразил в великолепной картине «Дама в мехах».
Портрет настолько потряс всех, что набожный Толедо простил Доменико его страшное прегрешение.
Эль Греко, несомненно, принадлежит к выдающимся портретистам. Он обладал исключительным мастерством и зоркостью в изображении человека. Одно из ранних произведений такого рода – «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577).
Вообще о руках персонажей Эль Греко можно говорить бесконечно. Вот поздняя картина «Святой Лука» (1608), образ которого некоторые исследователи считают автопортретным.
В особенном положении изысканно длинных, «заостренных» пальцев святого исследователи давно уже видят некий тайный знак автора.

В 1582 году художник пишет знаменитый алтарный образ «Элъ Эсполио» (от испанского «espoliar» – грабить), или «Снятие одежд с Христа». Огромное пятно винно красной пламенеющей одежды Христа – это образный ключ всей композиции. Никогда потом Эль Греко не писал таким цветом, он сменил его на холодные розово фиолетовые тона, как будто растворяющиеся в пелене тумана.

Считается, что вершины своей славы Эль Греко достиг, создав огромное многоплановое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586). Особый интерес в нем представляет изображение толедской знати. Умные, благородные лица с тонкими, нервными чертами сочетают достоинство аристократа с печатью духовности и мощного интеллекта.

В девяностые годы на творчество Эль Греко возросло влияние испанской мистики, тогда центральной темой художника стали страдания Христа, позднее – тема апокалипсиса.
Это подтверждает шедевр семидесятилетнего Эль Греко «Снятие пятой печати» — апокалипсический сюжет, где воспрянувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо в последний день мира.
Эль Греко умел выразить идею духовного растворения человека в вере, заполняя свои картины удлиненными фигурами, которые изгибаются и мерцают подобно языкам пламени, свободные от земного притяжения.

Великий мастер Эль Греко умер в Толедо 17 апреля 1614 года в возрасте 73 лет за работой с кистью в руке. Фактически не имея в своем искусстве предшественников, художник не оставил после себя и достойных учеников.
Смерть художника произвела глубокое впечатление на его современников.
Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».
Через 60 лет Диего Веласкесу удалось настоять на размещении картин Эль Греко в Эскориале. Однако даже великому Веласкесу не удалось поколебать туман забвения, все более окружавший наследие Мастера. В XIX веке монастырь Сан-Торквато, в котором находился великолепный порфировый саркофаг с прахом Эль Греко, был разрушен, и останки великого живописца вместе с могилой оказались утеряны.
Когда в 1818 году в Мадриде открылся Королевский музей (Прадо), в нем вообще не нашлось места работам Эль Греко.
ХХ век воспринял как откровение и пророчество то, что казалось современникам художника безумным. Теперь на Эль Греко обрушилось столько славы и почитания, сколько он не имел даже при жизни. Так великий Мастер вернулся к людям из забытья, чтобы уже больше никогда не исчезнуть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: