Донатас банионис — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Донатас Банионис: биография, личная жизнь, семья, фильмография фото, дата и причина смерти

Со смертью этого великого, прежде всего, человека с большой буквы, а потом уже не менее знаменитого актера ушла в небытие целая эпоха советского кинематографа, гениальных картин и филигранно сыгранных ролей, вдохновляющих зрителей на великие свершения.

Род Банионисов

Юозас, отец будущего актера Донатаса Баниониса, появился на свет 8 августа 1890 года в литовской деревне Гивишкес, в довольно зажиточной семье Антанаса Баниониса, имеющего целых два гектара земли и четверых детей, чтобы эту землю обрабатывать. Юозас был младшим. Его мать умерла рано, когда ему было всего четыре года. За постоянной работой в поле и заботой о хозяйстве детям было совсем некогда ходить в школу, поэтому грамотный Антанас, дедушка актера, учил своих многочисленных отпрысков сам.

Когда началась Первая мировая война, Юозас отправился на фронт. Вскоре он был ранен и попал в госпиталь, а после лечения снова отправлен на фронт. Однако до своей части Юозас Банионис не доехал, решив дезертировать из царской армии.

Революция 1917 года застала отца актера уже в Смоленске, где он работал портным.

Через год Юозас вернулся в родную Литву, обосновавшись в небольшом старинном городке Вилкавишкис. Именно здесь Юозас Банионис и повстречал восемнадцатилетнюю Ону Блажайтите-Баненене, будущую мать нашего героя, солистку кружка художественной самодеятельности, девушку творческую и яркую.

Да и сам Юозас, признаться, был также человеком с богатым воображением и неуемным темпераментом, что было не совсем присуще литовцу.

На фото — родители актера Юозас Банионис и Она Блажайтите-Баненене после свадьбы.

Они поженились в 1920 году и переехали строить свое семейное гнездышко в Каунас, где вскоре у них родилась дочь Дануте, а еще через два года — долгожданный сын.

Детство

Биография Донатаса Баниониса, литовца по национальности, началась солнечным весенним днем 28 апреля 1924 года. По семейному приданию, мальчик родился не в больнице, а в маленьком деревянном домике Банионисов на Ратушной площади Каунаса. Когда подошло время и Она Баненене приготовилась к родам, в их двор вошел совершенно черный и нелепый для Литвы афроамериканец. Он подошел к окну и громко постучал. От неожиданности и испуга Она тотчас же родила Донатаса. Было ли это правдой или одной из баек фантазера-отца, так и осталось невыясненным.

Через несколько лет Банионисы сняли квартиру в двухэтажном каменном доме на набережной у реки. Маленький Банионис любил подолгу наблюдать за проплывающими мимо него кораблями и мечтать о чем-то большом и неясном, как море, о котором рассказывал отец.

Слева на фото — Донатас Банионис в 1932 году.

Когда будущему знаменитому актеру исполнилось четыре года, мама привела его в театр на спектакль о страданиях Христа. Это было самое первое знакомство нашего героя со сценой, которая удивила и очаровала его на всю жизнь.

Мне хотелось быть там, на месте одного из солдат, вышагивающего при полном параде — в шлеме и с мечом в руках. Потом я ходил с палкой по улице, представляя себе, что я тот самый солдат. А жили мы бедно, и я мечтал о какой-то иной жизни. Мне хотелось быть кем-то другим, вырваться из той повседневности, которая меня окружала. В то время это, конечно, было еще неосознанно.

Взросление

В 1929 году отец Донатаса Баниониса уехал искать лучшей доли в далекой Бразилии. Правда, счастья он там не нашел и через год вернулся домой. Пока его не было, Она Баненене с детьми практически нищенствовали и жили впроголодь. После встречи взаимоотношения родителей Донатаса разладились, и в 1934 году их семья окончательно распалась после нескольких безнадежных попыток воссоединения.

Когда Юозас нашел работу и обустроился, Она привела к нему Донатаса и оставила его жить с отцом, к тому времени ставшим известным и востребованным в Каунасе портным. Поэтому жили они вполне неплохо.

Через несколько лет Банионис-старший снова женился. В их доме появилась властная Барбора, а вскоре у отца родилась и дочь Ирена.

На фото — Донатас с мачехой Барборой, сестрой Иреной и отцом в 1948 году.

С появлением мачехи и рождением сестры в новой семье отца Донатас Банионис стал чужим в собственном доме.

Учился мальчик хорошо. Школьные учителя первыми обратили внимание на его артистические способности и начали брать Донатаса в школьные спектакли. В то время для юного актера сцена стала той самой дверью, через которую можно было перенестись в мир его мальчишеских мечтаний.

В то же время ему открылся удивительный мир кино и совсем иная фантастическая жизнь, лившаяся с экранов послевоенных кинотеатров.

Путь к мечте

После окончания начальной школы Донатас поступает в Первую ремесленную школу Каунаса, в которой учится гончарному делу. Однако заложенная еще со школы тяга к высокому искусству и сцене вскорости привела его в драматический кружок, в котором он успешно выступал в течение всего своего обучения.

После продолжительных мытарств в 1941 году Донатасу Банионису все же удается поступить в актерскую студию, а после ее окончания и в труппу драматического театра города Паневежис, в который юноша приехал поисках своего артистического счастья.

Так Донатас становится профессиональным актером и уже через несколько лет оказывается в массовке киноленты «Марите», а затем еще в целом ряду эпизодических ролей без упоминания его имени в титрах.

Однако по-настоящему актеру предстоит прославиться в кино лишь через десять лет.

А пока он отдает всего себя театральным подмосткам Паневежского драматического театра, где за это время он сыграл почти в двадцати спектаклях, таких как «Поросль», «Генрих IV», «Жорж Данден», «Свадьба с приданым», «Как закалялась сталь» и «Соломенная шляпка».

Фильмография актера

К концу 50-х годов прошлого столетия судьба наконец улыбается Донатасу — его начинают снимать в серьезном кино.

За полвека карьеры актером было создано множество незабываемых кинообразов. Фильмография Донатаса Баниониса насчитывает почти семьдесят картин. Остановимся же на самых знаковых из них.

Его первой серьезной актерской работой стала роль в драме «Адам хочет быть человеком» 1959 года, истории, очень похожей на прошлое его отца Юозаса, отправившегося за три девять земель в поисках счастья.

Вскоре актера ждет настоящее признание — в 1965 году он снимается в одной из главных ролей в драме «Никто не хотел умирать», рассказывающей о суровых временах становления советской власти в Литве.

Донатас Банионис сыграл человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов и вынужденного дать отпор местной банде. Этот фильм по праву был признан лучшим советским фильмом 1965 года, а Банионис мгновенно стал знаменитым на всю страну.

Сам актер впоследствии считал эту картину одной из лучших в своей карьере. Однако после ряда фильмов, включая известную и популярную комедию «Берегись автомобиля», в которой Донатас сыграл эпизодическую роль, в 1968 году к популярности актера добавляется всенародное признание его следующего знакового фильма — криминальной драмы «Мертвый сезон».

Мастерски и достоверно сыгранная Банионисом роль разведчика заняла почетное место в почетном ряду шпионских фильмов, рядом со Штирлицем знаменитого Вячеслава Тихонова.

Мало того, эта картина настолько поразила самого будущего Президента Российской Федерации В.В. Путина, что он еще в молодости решил связать свою судьбу с профессией разведчика.

Затем через несколько лет последовал легендарный «Солярис» знаменитого режиссера Андрея Тарковского, в котором Донатас Банионис сыграл главную роль.

Эту загадочную и не до конца понятную даже исполнителю главной роли картину после ее выхода в 1972 году практически никто не принял. Донатас впоследствии вспоминал:

Я понял, что это поэтическая и философская картина, которая никому не нужна. Помню, получал письма со словами: «Донатас Юозович, все зрители вас очень просят — больше в такой халтуре, как «Солярис», никогда не снимайтесь».

На фото — Банионис с режиссером Андреем Тарковским на съемках «Соляриса».

Однако сам актер считал эту ленту уже даже не фильмом, а самым настоящим искусством с большой буквы. Кроме того, «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

Практически все фильмы Донатаса Баниониса, благодаря его яркой характерной внешности и проницательному взгляду, имеют острый детективный и драматический оттенок. Достаточно вспомнить такие известные картины, как «Вооружен и очень опасен», «Приключения принца Флоризеля» и «Змеелов».

В личной жизни актера все сложилось достаточно просто. Донатас оказался однолюбом. Его единственной спутницей жизни стала Она Конкулевичюте-Баненене.

Они познакомились в сложные для девушки времена. Шел 1947 год, репрессии были страшной обыденностью страны. Избранница Донатаса была родом из богатой семьи землевладельца. Ее отца и братьев арестовали и отправили на прииски Воркуты. Та же участь ждала и девушку, только что зачисленную в труппу Паневежского драматического театра.

Банионис, чей отец в то время дослужился до парторга, пожалел Ону и предложил ей руку и сердце, чтобы спасти от ареста. Так авантюрно начался их брак, впоследствии счастливо продлившийся 60 лет, до самой смерти Оны.

Донатас говорил о своей любимой супруге:

Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым.

1948 год подарил Донатасу и Оне их первенца Эгидиюса, а еще через девять лет — младшего сына Раймундаса.

На фото — актер в кругу семьи с женой Оной и сыновьями Эгидиюсом и Раймундасом.

Страстью Эгидиюса была история. Он был человеком с научным уклоном, написал несколько книг, работал в архивах и научных институтах. Однако его жизнь трагически оборвалась от рака, когда ему было всего 44 года. У него осталась дочь, дальнейшим воспитанием которой занялась Она.

Раймундас связал свою жизнь с театром и стал известным в Литве режиссером.

Он владеет собственной кинокомпанией, счастлив в браке и растит двух дочерей и сына.

Последний аккорд Донатаса Баниониса

В 2008 году ушла из жизни его любимая Она. Актер пережил ее всего на шесть лет.

О нем, уже седовласом старике, разменявшем девятый десяток лет, до его последних дней заботилась семья младшего сына Раймундаса. В последние годы Донатас все чаще жаловался на проблемы с сердцем и неоднократно проходил курсы лечения. Однако даже установленный врачами кардиостимулятор не смог продлить жизнь великого актера.

Читайте также  Жюль верн - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В июле 2014 года Донатас Юозович попадает в реанимацию, из которой ему уже не суждено было вернуться.

4 сентября 2014 года сердце знаменитого актера остановилось навсегда.

Донатас Юозович прожил долгую и счастливую жизнь, полную ярчайших впечатлений и ролей. Он играл русских, литовцев, немцев, американцев, испанцев и даже шведа.

Национальность Донатаса Баниониса — человек. В любой роли, в любом событии, на экране или в жизни — до конца.

Женился из жалости, изменял без любви. Запутанная личная жизнь Донатаса Баниониса

Артист был звездой Советского Союза, но в старости чувствовал себя забытым. После кончины жены здоровье Донатаса Баниониса резко ухудшилось. Хотя в последние годы ходили слухи, что актер нашел новую невесту, он умирал с именем единственной супруги на губах.

Фильмы «Никто не хотел умирать», «Солярис» и «Мертвый сезон» прославили Донатаса Баниониса, который до дебюта в кино уже успел показать себя в театре. Совмещать работу и дом было непросто, но в течение 60 лет артист сохранял брак с супругой Оной.

28 апреля исполняется 96 лет со дня рождения Донатаса Баниониса. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, а умер 4 сентября 2014-го в 90. Каких только сплетен не ходило о звезде: о его службе в КГБ, изменах жене, грядущей свадьбе в 87… Что из этого было правдой, а что — откровенной выдумкой?

ГЛАВНЫЕ РОЛИ

Донатас Юозович вырос в Каунасе среди творческих людей: родители участвовали в рабочей самодеятельности и прекрасно пели. Папа будущего актера трудился портным, служил в Кадетском корпусе и прошел Первую мировую. Со временем Юозас Банионис стал известным революционером-коммунистом и смог занять административную должность при советской власти. А вот личная жизнь парторга пошла под откос: Донатасу было 10, когда мать и отец развелись и «поделили» детей — сестра Данута отныне жила с Оной Блажайтите-Банионене.

Донатас Банионис окончил Первую ремесленную школу по специальности «керамист», а параллельно занимался в драмкружке. Он мечтал о сцене и актерском образовании, но папа был не в восторге от идеи сына: обучение стоило дорого, да и профессия артиста казалась ненадежной.

Упорный юноша не сдался и в начале 40-х переехал на север Литвы в Паневежис, где вступил в труппу Драматического театра Юозаса Мильтиниса. На подмостках он примерил сотни характерных ролей по произведениям Гоголя, Островского и Бомарше. А вот на экране артист засветился только в конце 50-х: сыграл Дауса в картине «Адам хочет быть человеком». Всесоюзную же славу актеру принесла лента «Никто не хотел умирать».

«В одной статье написали, что картина получилась, но есть в ней одна неудача — роль Баниониса. Было неприятно, но компенсацией для меня стала награда за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале, который, кстати, проходил тогда в Киеве», — отмечал звезда.

Особое значение имел для Донатаса Юозовича детектив «Мертвый сезон», где он сыграл Ладейникова. «Когда я в 2001 году в Кремле в составе литовской правительственной делегации был представлен российскому президенту, спросил у него: правда ли, что он решил стать разведчиком, посмотрев «Мертвый сезон»? «Да, — с улыбкой ответил Владимир Путин, — было дело. », — делился актер.

Большой удачей для артиста стала роль Криса Кельвина в шедевре Андрея Тарковского «Солярис», получившем Гран-при Каннского фестиваля. Но это был далеко не последний яркий персонаж в фильмографии Баниониса. «Открытие», «Приключение принца Флоризеля», «Змеелов», «Пьющие кровь» с Мариной Влади, — выделял актер. — Если посчитать, всего 83 фильма. Последний вышел в 2010 году, литовский».

Съемки не разлучили Баниониса с любимым театром в Паневежисе: вплоть до 2001-го он участвовал в постановках, а в течение восьми лет даже возглавлял учреждение в качестве директора и худрука. Завершив актерскую карьеру, Донатас Юозович писал мемуары, а о возвращении на экраны не думал: по его мнению, времена изменились, и найти достойный сценарий стало сложно.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Судьбу артиста решил рождественский сочельник 1947-го, когда коллеги по театру пригласили его на праздник, как и актрису Ону Конкулявичюте. С девушкой Банионис был знаком раньше, но в тот вечер она показалась ему поистине очаровательной. Конкулявичюте рассказала Донатасу о личной трагедии: ее папу и брата отправили в Воркуту, а теперь и над ней нависла угроза ссылки в Сибирь.

«Через несколько дней после Рождества я поговорил со знакомыми гэбистами, они подтвердили, что Ону в самом деле должны забрать. А мы уже начали встречаться, и я очень хотел ей помочь. Позвонил старшей сестре в Каунас — посоветоваться. Дануте говорит: «А ты на ней женись! Наш отец — старый большевик, парторг волости, он в тюрьмах за коммунистическую идею сидел. Это очень хорошая защита». И я сделал предложение», — делился Банионис.

Актер не скрывал: сначала он испытывал к избраннице жалость, и только годы спустя по-настоящему полюбил ее. К тому же на первых порах женитьба предвещала серьезные неприятности — Мильтинис запрещал служебные романы и безжалостно выгонял из театра супружеские пары.

«Актеры женятся, муж поддерживает супругу, начинаются интриги. Но мы с Оной поженились в 1948 году, тогда Мильтинис уже смирился со многими вещами. Правда, Оне все-таки пришлось уйти из актрис — Мильтинис назначил ее заведующей постановочной частью», — пояснял Банионис.

После свадьбы молодожены поселились в квартире Оны, однако спустя три недели там случился пожар. Жить оказалось негде, и пара перебралась в пошивочную мастерскую театра. Позднее они сняли крошечную комнатку, а затем и небольшую «двушку». Здесь родился первенец супругов Эгидиюс, потом переехала мама и папа Конкулявичюте, вернувшийся из Воркуты. Семья стала еще больше появлением на свет младшего сына актеров Раймундаса.

Времена наступили непростые: вскоре актера попытался завербовать агент КГБ, заставляя ежемесячно рассказывать ему о людях, выступавших против советской власти. Недвусмысленно Банионису намекнули, что жена у него из неблагонадежной семьи, и в случае отказа может произойти всякое…

«Мне дали бланки, которые нужно заполнить, через месяц я должен был прийти с готовой анкетой. Как быть? Куда бежать? Но того офицера, что со мной разговаривал, неожиданно послали работать в другой район, и обо мне забыли. Так я и выкрутился, не стал агентом КГБ, а если бы сказал «нет», вполне мог бы поехать в Сибирь вместе с женой», — вспоминал артист.

С ролями в кино к актеру пришла популярность, а значит, и поклонниц было хоть отбавляй. Однако Банионис не считал себя Казановой и не мечтал об интрижках на стороне. Впрочем, обоюдные симпатии на съемочной площадке все же возникали. «К примеру, когда снимался в одном из фильмов, приглянулся немецкой партнерше. Ночью лежу в постели у себя в номере, вдруг — тук-тук в дверь. Смотрю — входит она. Молча разделась, юркнула в мою постель. Я думаю, что же делать… Не скажешь же: «Да уходи ты!». Когда все кончилось, актриса так же молча встала, оделась и ушла. Но это нельзя считать любовью. Просто ей захотелось мужчину», — признавался Донатас Юозович.

Казалось, испытания только сближали супругов: их первенец Эгидиюс, ставший уважаемым историком, умер от рака в 45. Убитая горем вдова мужчины Рута переехала с дочкой Милдой в Финляндию.

Но самая большая трагедия для Донатаса Юозовича произошла в 2008-м. Вскоре после того, как Банионисы отметили бриллиантовую свадьбу, ушла из жизни Она… «Я очень ценил ее. Она была умная, добрая, веселая. Мы прожили вместе 60 лет», — подчеркивал артист.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Смерть супруги сильно сказалась на здоровье актера: тут же начались проблемы с сердцем, после курса лечения ему установили кардиостимулятор. Переживал Банионис и из-за угасшей популярности — раньше его узнавали на улицах, просили автографы, а теперь все словно забыли о заслугах литовской звезды…

«Недавно пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает: «Кто вы такой?» — «Банионис». — «Да кто ты такой — Банионис?». Я и ушел. Ну, что поделать — она, видимо, не смотрит кино, — сетовал артист. — В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: «Ой, садитесь». Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение».

Горечь забвения смогла смягчить давняя поклонница актера, Ольга Рябикова. Учительница истории с юности обожала «Солярис» и мечтала познакомиться с кумиром, но судьба свела их только в 2011-м, когда Ольге было за 50, а артисту — 87. Разговоры об искусстве положили начало крепкой дружбе, и Рябикова стала частым гостем в доме звезды. Вскоре женщина и вовсе перебралась к Банионису, что сперва обрадовало его близких: Донатас Юозович ведь целыми днями сидел один, пока сын, невестка и внуки пропадали на работе, а тут появилась бесплатная повариха, нянька и собеседница. Кто-то из приятелей подбросил идею: может, «паре» и вовсе расписаться? Такой поворот родственникам не понравился — вдруг корыстная дама покушается на семейное наследство?

«Признаюсь, это забавно слышать. Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж? Фантастика! А если опять-таки серьезно: напишите, пожалуйста, поклонницам, что предложения руки и сердца я уже не принимаю. К сожалению, жених уже не в том возрасте», — комментировал актер слухи о свадьбе.

Ольга из жизни звезды кино исчезла, а вернувшись домой, узнала, что ее сын болен раком. Все силы женщина бросила на уход за наследником, но о Банионисе не забывала. «Последний раз звонил, с тоской произнес в трубку: «Детям я не нужен. Они хотят, чтобы я умер скорей…». У меня сердце сжалось, — рассказывала Рябикова «СтарХиту». — Но вернуться я могу, только если об этом попросят те, кто выгнал».

В июле 2014-го самочувствие актера стало стремительно ухудшаться. Банионис пережил клиническую смерть, а вскоре родственники сообщили, что он находится в больнице Вильнюса в реанимации. Артист узнавал близких, но память уносила его в прошлое: он постоянно спрашивал сына, куда же вышла Она и когда вернется… 2 сентября у звезды случился инсульт, а спустя два дня он скончался в клинике. Знакомые верили: в лучшем мире Донатас Юозович воссоединился со своей единственной любовью.

Читайте также  Николай воронов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Донатас Банионис

фотографии >>

биография

Банионис Донатас Юозович

Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе.

Заслуженный артист Литовской ССР (1965).
Народный артист Литовской ССР (1973).
Народный артист СССР (1974).

Окончил Первую ремесленную школу Каунаса, по специальности «керамист», во время учебы занимался в драматическом кружке.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис. Через некоторое время театр переехал из Каунаса в Паневежис, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу.

В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером.

В кинематографе дебютировал в 1959 году в роли Даусы в картине «Адам хочет быть человеком». Впоследствии создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли «интеллектуальным» актером. Банионис — и глубоко чувствующий, лепящий образ «вовнутрь». Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания. Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность — внутри. Его лицо — внутри. Оно соткано из эмоций».

В 1980 году после ухода на пенсию Юозаса Мильтиниса возникла угроза существованию Паневежского театра — некому было ставить спектакли, актеры не репетировали. В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем: репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. Руководил театром до 1988 года. В эти же годы окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

Умер 4 сентября 2014 года в больнице Вильнюса.
Похоронен 8 сентября на Антакальнисском кладбище литовской столицы в уголке деятелей искусств.

последнее обновление информации: 08.10.20

трейлер: «Солярис» >>

публикации

Нельзя сказать, что после «Соляриса» на артиста Баниониса обрушилась всемирная слава. Запомнили его образ, но не фамилию. «У русских такие сложные имена». Помню, как несколько лет назад по моей настоятельной рекомендации один англичанин посмотрел «Приключения принца Флоризеля» (к сожалению, без перевода – не смогли найти английских субтитров). Фильм моему приятелю очень понравился и помимо блистательного Олега Даля он отметил «того типа с сигарой».

Председатель Клуба самоубийц вышел у Баниониса очень колоритным – хитрым, скользким, коварным душегубом, который при всех чинимых им злодействах ухитрялся оставаться внешне респектабельным, симпатичным, «приятным во всех отношениях» джентльменом, таким покладистым добрячком-предпринимателем.

Говорят, что Михаил Глузский обиделся на режиссёра Евгения Татарского за то, что тот не позвал его сниматься в фильм о Флоризеле. Из предыдущей своей киноработы – милицейского детектива «Золотая мина» режиссёр взял Олега Даля, Евгения Киндинова и Игоря Дмитриева, а Глузского нет. «А кого бы вы во «Флоризеле» играли?» — недоумённо спросил Татарский. «Как кого? Того типа с картами!» — ответил Глузский.

В том то и дело, что на роль коварного Ника Николса, чью фамилию обычно никто не помнит, и поэтому все зовут его либо Председателем, либо Клетчатым, больше подходил обтекаемо-обаятельный Банионис, а не остро-определённый Глузский. Банионис сыграл злодея с наружностью мещанина, среднего буржуа, который изобрёл свой, прямо скажем, диковинный способ обогащения — «оказывать последнюю услугу джентльменам», не из природной кровожадности, а из чувства иронии. Ник Николс мог выдумать афёру и побогаче и позаковырыстей, но натура его, как видно, тянулась к познанию тайных уголков души. И над «самообречёнными» декадентами, зачитавшимися Ницше, он тайно посмеивался.

Чужая душа – потёмки. Да и своя, нередко, тоже. Если попытаться сформулировать основную тему в творчестве Донатаса Баниониса, то я бы сказал так: самопознание. Не случайно в его образах-персонажах так много саморефлексии, задумчивости, не разрушительной, скорее наоборот, созидающей, ищущей контакта с космической гармонией (если, конечно, не брать во внимание отдельных «типов с сигарой»). До астронавта Криса Кельвина в фильмографии Баниониса был задумчивый разведчик Ладейников (по лекалам которого несколько лет спустя был скроен телевизионный Штирлиц). Был метущийся гений живописи Гойя… И даже позитивно настроенный золотоискатель Габриель Конрой из вестерна «Вооружён и очень опасен» казался человеком, приблизившимся к какой-то простой и очевидной истине.

Драматический актёр – сам себе инструмент для исполнения. Можно сыграть великого математика, будучи в математике даже не двоечником, а полным нулём. Играют ведь не профессию, а судьбу. Но невозможно сыграть то, чего в тебе нет. К редким экранным злодеям Банионис примешивал гротеск и рассудок, так было проще на них смотреть со стороны, конструировать образ.

Каким Банионис был на самом деле, наверное, знали и знают его близкие. Но о некоторых моментах своей жизни он, не без присущей ему самоиронии, рассказал в книге «Я с детства хотел играть». Напомнил Банионис и такой свой любимый анекдот:

Два делегата съезда во время какого-то доклада долго спорят: «Я говорю, что это он!» — «А я говорю, что это не он!» Наконец, заседание закончилось, все выходят в фойе, в том числе и докладчик. «Скажите, а вы, правда, Леонид Ильич Брежнев?» — спрашивает у докладчика один из спорщиков. «Правда! – отвечает тот. – Я – Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев». «Ну вот, я же говорил! – обращается спорщик к приятелю. – А ты всё: Банионис, Банионис…»

На всесоюзных форумах Банионис нередко играл роль полномочного представителя литовского драматического искусства, хотя не похоже, чтобы «звездил». Литовский актёр Банионис был лицом советского кинематографа – и это был запоминающийся и в известной мере сложно сочленённый образ, частью которого являлся русский актёр Александр Демьяненко, его голосом в большинстве фильмов говорил Банионис.

После распада СССР образ Донатаса Баниониса редко возникал в новых киноролях. Российский зритель видел его, как правило, в старых советских кинолентах. Живой актёр Банионис вдруг оказался отделён от нас вместе с Литвой. В каких фильмах он там снимался, и что происходило с некогда знаменитой Литовской киностудией – нам было неведомо. Получилось, что живой Банионис как бы сдан в музей. У него охотно брали интервью, вспоминали его прежние роли, продолжали считать «своим», «нашим актёром», награждали российскими наградами и премиями. Не знаю, насколько удачны оказались его литовские фильмы новой поры, но одну картину я бы посмотрел точно – «Возращение Соляриса» режиссёра Деймантаса Наркявичюса (2007 г.). Как утверждает киносайт:

«В фильме, снятом почти сорок лет спустя после «Соляриса» (1971) Андрея Тарковского, роль Криса Кельвина снова играет Донатас Банионис. Сиквел Наркявичюса основан на последней главе книги Лема, которая не вошла в версию Тарковского. В ней Кельвин размышляет о своем кратком пребывании на Солярисе незадолго до возвращения на Землю».

Вот почти и всё, что мы знаем об этом короткометражном фильме-послесловии. О Донатасе Банионисе мы знаем всё-таки чуточку больше.

Донатас Банионис

День рождения: 28.04.1924 – 04.09.2014

Город: Каунас (Литва)

Официальные страницы

Биография

Замечательного советского и литовского актера, театрального режиссера Донатаса Баниониса хорошо помнят поклонники отечественного кинематографа советских времен. Однако фильмы, в которых принимал участие актер, могут заинтересовать и современных киноманов.

Театральные вершины Баниониса

Донатас появился на свет в рабочей семье, однако, как утверждал позже артист, его родители обладали творческой натурой, хорошо пели и не отказывались от участия в рабочей самодеятельности. Возможно, артистическую жилку мальчуган получил в «наследство» от близких родственников.

Чтобы прокормить семью (а у Донатаса была еще старшая сестра), отец уехал на заработки в далекую Бразилию. В отсутствии кормильца Банионисам жилось несладко, зарплаты матери, работающей подсобницей в швейной мастерской, едва хватало на хлеб и на керосин для примуса. После возвращения отца из Бразилии семья распалась. Старшая сестра осталась с матерью, которая вскоре вышла замуж второй раз, а Донатас жил с отцом, которому никак не удавалось наладить личную жизнь.

Когда мальчуган повзрослел, то отправился учиться в художественно-ремесленную школу. Во время обучения в Первой ремесленной школе (парень учился по специальности «керамика», поскольку она не пользовалась таким большим спросом, как более престижная профессия слесаря) Донатас увлекся театральным искусством и с удовольствием занимался в драмкружке.

После прихода советской власти в Каунасе был создан профессиональный театр, который поручили возглавить Юозасу Мильтинису. Вскоре театр перебрался в Паневежис, а в 1941 году в этот город переехал и юный Банионис. С тех времен судьба «привязала» артиста к театру. Сначала Донатас окончил театральную студию при паневежиском Драматическом театре, затем почти шесть десятков лет играл на его сцене, а с 1980 по 1988 год даже возглавлял культурное учреждение.

Театр продолжил свою работу даже в условиях немецкой оккупации. Актеры разучивали новые роли и ездили на гастроли по всей Литве. Не тронула артистов и советская власть, вернувшись в Литву после разгрома немцев.

В послужном списке актера несколько десятков главных ролей в популярных спектаклях. Банионис запомнился зрителям в постановках «Севильский цирюльник», «Генрих IV», «Ревизор», «Жорж Данден», «Украденное счастье», «Лжец», «Чайка», «Смерть коммивояжера», «Соломенная шляпка», «Макбет», «Пляска смерти», «Любовные письма», «Самоубийца», «Дальше – тишина».

Из театра артист ушел в 2001 году, после того, как в Литве вступила в действие пенсионная реформа, согласно которой работающие пенсионеры могли получать либо зарплату, либо пенсию. Донатас Банионис выбрал пенсию.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Долгое время актера не замечали создатели советского кино. Впервые на съемочной площадке он появился лишь в 1959 году, сыграв Даусу в кинофильме «Адам хочет быть человеком». Игра Баниониса настолько впечатлила режиссеров, что вскоре без его участия не обошлись съемки многих известных советских фильмов. Первым «звездным» проектом с литовским актером в главной роли стала драма «Никто не хотел умирать».

Сюжет фильма уносит зрителей в 1947 год, когда в литовских лесах прячутся противники советской власти, выходя ночью на свои темные дела. Один за другим убиты председатели четырех сельсоветов. После убийства старого Локиса его четверо сыновей клянутся отомстить за смерть отца. За участие в этом проекте Банионис получил главную награду Киевского кинофестиваля в 1966 году, а спустя год стал обладателем главного приза за исполнение той же роли на кинофестивале в Карловых Варах.

Читайте также  Галина вишневская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В послужном списке актера значатся такие культовые фильмы, как «Берегись автомобиля», «Операция «Трест», «Маленький принц». Однако, по мнению многих киноведов, свою лучшую роль актер сыграл в 1968 году, появившись на экранах в образе советского разведчика Константина Ладейникова в шпионском фильме «Мертвый сезон».

Представитель СССР, работающий на Западе под прикрытием, узнает, что в одном из научных центров в небольшом приморском городке работает военный преступник – доктор Хасс, проводивший во время войны испытания химического оружия на советских пленных. Задача разведчика – поквитаться с врагом, но как это сделать, если ты не знаешь его в лицо? В основе сюжета присутствуют подлинные факты, а прототипом Ладейникова стал Рудольф Абель.

Некоторые кинокритики убеждены, что не менее звездной в исполнении Баниониса стала роль психолога Криса Кельвина в научно-фантастическом фильме «Солярис». Андрей Тарковский, взявший на себя попытку экранизировать одноименное произведение Станислава Лема, постарался передать зрителям странные и загадочные события, происходящие на удаленной от Земли планете.

В главных ролях актер играл и в таких проектах, как военный фильм «Командир счастливой «Щуки» (образ Виктора Шеркниса); драма «Открытие» (академик Сергей Юрышев); фантастическая комедия «Бегство мистера Мак Кинли» (мистер Мак-Кинли); биография «Бетховен – дни жизни» (Людвиг ван Бетховен); шпионский фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» (журналист Фердинанд Люс); вестерн «Вооружен и очень опасен» (Габриэль Конрой); детектив «Сумка инкассатора» (следователь Алексей Туляков); комедия «Приключения принца Флоризеля» («Клетчатый»); боевик «Крик дельфина» (психолог Бар-Маттай).

После распада СССР и возникновения нового литовского государства Банионис стал редким гостем в кинематографических проектах. На родине у актера часто брали интервью, награждали премиями, вспоминали былые роли, но в новые проекты почти не звали.

Чтобы окончательно не выпасть из обоймы киноактеров, Банионис соглашался на роли второго плана в белорусских проектах «Без улик», «Проклятый уютный дом», «Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах»; в российских сериалах «Ниро Вульф и Арчи Гудвин», «Новые приключения Ниро Вульфа».

В литовских фильмах актер принимал участие в драмах «Двор» и «Каунасский блюз». Последним фильмом, в котором снялся Донатас Банионис, стал литовский исторический фильм «Горячее сердце», в котором актер воплотился в Михаила Муравьева.

Сердечные дела актера

Личная жизнь актера связана лишь с одной женщиной – Оной Баненене. Будущие супруги познакомились в далеком 1947 году. Для Оны те времена оказались тяжелыми – ее отца, богатого литовского землевладельца, и старших братьев арестовали и выслали в Воркуту. Младшая Баненене училась в университете Вильнюса, но, предупрежденная о возможном аресте, уехала из литовской столицы в Паневежис.

Там под другой фамилией (Конкулявичюте) поступила на службу в театр, в котором работал Банионис. Однако бдительность правоохранительных органов не упала – девушке все так же грозил арест. Скорее из сострадания, чем от больших чувств, Донатас, отец которого был парторгом на предприятии, предложил Оне руку и сердце. Бок-о-бок они продолжали работать и в театре.

Старший сын, историк по образованию, умер от онкологической болезни в 1993 году, а младший окончил ВГИК и снимает рекламу и документальные фильмы на собственной киностудии.

Последняя любовь настигла актера в 2011 году, когда возле него объявилась давняя поклонница Ольга Рябинина, взяв на себя обязанности поварихи, домработницы, няни и близкой собеседницы. Донатас даже собирался узаконить эти отношения, но против такого решения восстали его близкие. Ольгу обвинили в попытке заполучить наследство, и Рябинина покинула дом Баниониса.

Летом 2014 года актер пережил клиническую смерть. Вернувшись в реальность, Банионис стал другим человеком. Он плохо воспринимал события и людей, которые его окружали, забывался и жил былыми воспоминаниями, проектируя их на суровую действительность.

В начале сентября того же года актера разбил инсульт и, не приходя в сознание, он умер в в одной из вильнюсских больниц 4 сентября. Донатаса Баниониса похоронили в уголке видных деятелей исскуств на Антакальнисском кладбище.

О жизни и судьбе великого актера снято несколько документальных проектов: «Донатас Банионис», «Другие миры Донатаса Баниониса», «Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие», «Донатас Банионис. Бархатный сезон», «Донатас Банионис. Я остался совсем один».

Донатас Банионис и Она Банёнене: Брак из жалости и 60 лет безусловного счастья

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Рождественский сочельник

Донатас и Она работали в Драматическом театре в Паневежисе, но друг на друга особого внимания не обращали. Да и режиссёр театра, Юозас Мильтинис был категорически против служебных романов в актёрской среде.

В конце 1947 года молодая семейная пара пригласила Донатаса отпраздновать рождественский сочельник. Как бы тяжело ни жили в послевоенные годы в Литве, Рождество считалось одним из самых важных праздников. Праздничный ужин начинается, когда на небе всходит первая звезда, а среди двенадцати обязательных блюд должны быть яблоки, орехи, сельдь. Однако в то время все жили в крайней бедности, и само угощение в памяти актёра не отложилось. Но рядом с ним сидела Она Конкулявичюте, Онуте, как ласково её все называли.

Темноволосая молодая девушка тогда показалась ему особенной. За ужином она рассказала, что гадалка несколько лет назад предрекла ей потерю близких. Онуте в предсказание не поверила, но недавно отца и брата сослали в Воркуту. Брат скончался в ссылке, второй сбежал за океан, а третий вместе с мамой скрывался от властей. Нависла опасность и над самой Онуте, она уже числилась в списках неблагонадёжных, со дня на день её могли тоже отправить в Сибирь.

После того рождественского сочельника Донатас и Она стали встречаться, и молодой человек очень хотел помочь девушке избежать ссылки. Донатас позвонил своей старшей сестре Дануте, жившей в Каунасе, она посоветовала ему срочно жениться. Их отец был парторгом волости, старым известным большевиком, смена фамилии могла помочь девушке.

И Донатас решился: предложил Оне руку и сердце ради спасения. В тот момент в их отношениях ещё не было любви, юноша искренне жалел девушку. Чувства пришли к ним позже, когда они уже были мужем и женой. Молодые люди не только зарегистрировали свой брак в ЗАГСе, но и венчались в костёле, что по тем временам было довольно смелым шагом.

Но Донатас ни разу в жизни не усомнился в правильности своего решения. Она оказалась замечательной верной супругой и мамой для их двух сыновей. Кроме того, она была весёлой, доброй и заботливой. Талантливая актриса отошла в тень своего супруга, чтобы он мог двигаться вверх.

После свадьбы актёра попытались завербовать в КГБ и он вынужден был согласиться, так как Донатаса откровенно шантажировали супругой, грозя отправить их вместе в Сибирь. Ему выдали кучу бланков и велели прийти с заполненной анкетой через месяц. К его счастью офицера, завербовавшего Баниониса, перевели в другое место, а о потенциальном агенте попросту забыли. Сам актёр, спустя много лет, не скрывал радости от того, что ему удалось избежать участи доносчика.

Одна на всю жизнь

Так как режиссёр театра не приветствовал семейственность среди актёров, Онуте через время после свадьбы оставила сцену, став помощником режиссёра. Вскоре в семье родился первенец – Эгидиюс, а ещё через 9 лет, в 1957 году младший сын – Раймундас. На плечах Оны лежал весь груз забот о семье. Данатас много работал, стараясь обеспечить свою семью. И неизменно радовался, что его брак на деле оказался счастливым и светлым.

Во второй половине 1960-х годов Донатас Банионис стал известным и весьма востребованным актёром, снимался в самых успешных фильмах, его стали узнавать на улицах, просить автограф. Когда в 1969 году на съёмках фильма «Красная палатка» актёры заговорили о своих браках, Донатас Банионис оказался единственным, кто живёт с одной женой уже 20 лет. Все остальные успели не единожды жениться и развестись. В том фильме снималась целая плеяда звёзд: Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Харди Крюгер, Никита Михалков.

В семье почти не было ссор. Нет, их жизнь не была гладкой, случались размолвки и недопонимания, но у актёра ни разу не возникло желания развестись со своей супругой. Конфликты угасали сами собой, но всегда оставалось ощущение тепла и уюта. Когда сыновья подросли, Она стала бывать на съемках вместе с мужем.

Испытания сближали супругов. В 45 лет скончался от рака их старший сын Эгидиюс, талантливый историк, автор научных трудов, кандидат исторических и доктор гуманитарных наук. Младший сын Раймундас окончил ВГИК и стал режиссёром, Донатас Банионис даже играл в одной из его постановок в Паневежском театре.

В 2001 году актер был вынужден уйти на пенсию и оставить работу в театре, так как по литовскому законодательству он должен был выбирать: получать пенсию или зарплату.

Они с Оной много путешествовали, любили бывать на даче, а в 2008 году, после того, как супруги отпраздновали 60-летний юбилей своей семьи, Онуте ушла из жизни. Донатас пережил Онуте на 6 лет, до конца жизни вспоминая её глаза и их долгую счастливую жизнь.

Литовской актрисе Ингеборге Дапкунайте не удалось с первой попытки построить свою семейную жизнь, но она умеет быть счастливой здесь и сейчас. .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: