Ayn rand — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Айн Рэнд биография. Писательница и философ

Айн Рэнд была известной русско-американской писательницей, философом и сценаристом.

Айн Рэнд родилась в Санкт-Петербурге в 1905 году в зажиточной еврейской семье. Когда началась «Октябрьская революция», она переехала с семьей в Крым и там окончила школу. После этого она вернулась в Санкт-Петербург и поступила в «Петроградский государственный университет», изучая историю, философию и литературу. В этот период она узнала о свободе, гарантированной американской конституцией, а также поняла, что ей никогда не позволят писать те книги, которые она хотела бы писать в России. Поэтому, когда представилась возможность, она уехала в Америку, никогда не собираясь возвращаться. В Америке, она выучила английский и шесть месяцев смотрела голливудские фильмы, а затем переехала в Калифорнию, чтобы попытать счастья в качестве сценариста в киноиндустрии. Как писатель, она сначала произвела впечатление своей книгой 1943 года «Источник», а затем — «Атлант расправил плечи». Добившись успеха, она перестала писать художественную литературу и сосредоточилась на развитии своей теории объективизма. Ее речи и очерки на эту тему позже были изданы в виде книг; некоторые при ее жизни, а другие после ее смерти.

Ранняя жизнь

Алиса Зиновьевна Розенбаум (Айн Рэнд) родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, Российская Империя. Ее отец Зиновий Захарович Розенбаум был владельцем аптеки. Ее мать звали Анна Борисовна (урожденная Каплан). Алиса была старшей из трех дочерей своих родителей. Первоначальное образование она получила в престижной гимназии «Стоюнина» и начала писать с восьми лет. Хотя ее родители пытались оградить девочек от политических потрясений, которые складывались в то время, Алиса постепенно развивала свои собственные взгляды и отдавала предпочтение республиканскому правительству над конституционной монархией. Поэтому, когда в 1917 году в Санкт-Петербурге разразилась «Февральская революция», 12-летняя Алиса предпочла Александра Керенского царю Николаю II. Однако, когда в том же году началась «Октябрьская революция», их семейная жизнь была полностью разрушена.

Когда большевики захватили власть, бизнес ее отца был конфискован, и им пришлось бежать в Крым, где они попытались начать жизнь заново. Четыре года спустя, когда Алиса окончила среднюю школу в возрасте 16 лет, семья вернулась в Санкт-Петербург, который затем был переименован в Петроград.

К настоящему времени высшее образование было открыто для женщин. В 1921 году она воспользовалась этой возможностью, чтобы поступить на факультет социальной педагогики Петроградского государственного университета с историей в качестве специализации. Она также изучала философию и литературу в качестве второстепенных предметов. Но незадолго до того, как она смогла закончить свой курс, ее подвергли чистке за то, что она была буржуазной. К счастью, ее повторно приняли в университет после вмешательства некоторых иностранных ученых. Окончила в октябре 1924 года.

Впоследствии она поступила в «Государственный институт киноискусства» для изучения сценария, который окончила там в 1925 году. Примерно в это же время она также выбрала свой псевдоним Айн Рэнд.

К настоящему времени она изучила не только работы различных европейских писателей, таких как Виктор Гюго и Вальтер Скотт, но и работы древних ученых, таких как Аристотель и Платон. Вдобавок она прошла через американскую историю, которая ее очень вдохновила. Никогда не поклонница коммунизма, она с энтузиазмом восприняла американское понятие свободы личности. Поэтому, получив приглашение от родственников в Америке, она решила переехать. Официально ее визит должен был быть кратким; но она знала, что навсегда покидает родину.

Она покинула Россию 17 января 1926 года. После нескольких остановок в разных городах Западной Европы 19 февраля 1926 года Рэнд прибыла в Нью-Йорк и была очарована горизонтом Манхэттена. Затем она поехала в Чикаго и остановилась у одного из своих родственников. Поскольку она уже решила навсегда остаться в США и стать сценаристом, следующие шесть месяцев она потратила на изучение английского языка и просмотр фильмов, чтобы улучшить свой язык и развить идеи.

Карьера

В середине 1926 года Айн Рэнд уехала в Голливуд, где устроилась на случайную работу, чтобы обеспечить себя. Однажды, стоя у дверей студии, она заметила Сесила Блаунт Демилля, одного из ведущих режиссеров Голливуда, и продолжала смотреть на него. Сесил также заметил ее и спросил, почему она смотрит на него. Она сказала ему, что она из Советской России и приехала сюда с надеждой стать сценаристом. Впечатленный, он назначил ее статистом в своем текущем проекте «Король королей».

Рэнд стала постоянным жителем США в июле 1929 года и американским гражданином 3 марта 1931 года. Тем временем она начала работать сначала в качестве сценариста, а затем в качестве младшего сценариста Демилля. Успех ускользал от нее, и она продолжала делать случайные заработки, чтобы поддерживать свою карьеру сценариста. Она начала писать свой дебютный роман «Мы, живые». В 1931 году, работая заведующей костюмерным отделом «Студии РКО», она решила сделать перерыв, чтобы написать сценарий. Названный «Красная пешка», это был первый сценарий, который она смогла продать. Хотя он был куплен «Юниверсал Пикчерз» в 1932 году, по нему так и не сняли фильм. Через некоторое время после этого она бросила работу в «Студии RKO», чтобы закончить роман «Мы, живые».

В 1933 году, когда деньги, вырученные от продажи «Красной пешки», начали уменьшаться, она написала пьесу под названием «Ночь 16 января». На этот раз она была более успешной. Спродюсированный Э. Э. Клайв, он открылся в «Голливудском театре» 22 октября 1934 года.

Позже Эл Вудс привез его на Бродвей, где он открылся в «Театре Амбассадор» 16 сентября 1935 года. Он успешно работал в течение семи месяцев, прежде чем был снят со сцены 4 апреля 1936 года. Всего было проведено 283 спектакля.

Тем временем в 1934 году она закончила свой полуавтобиографический роман «Мы, живые», но не смогла опубликовать его до 1936 года. Первоначальные продажи книги были низкими. Таким образом, издательство Macmillan разрешило ему прекратить тираж в Америке, но в Англии он продавался лучше. Многие критики считают, что книга не произвела впечатления главным образом потому, что американские интеллектуалы 1930-х годов сочувствовали коммунистической идеологии и сочли ее откровенно антисоветской.

Вскоре после завершения работы над «Мы, живые» в 1934 году Рэнд начала работу над другим романом, который, в конечном итоге, был опубликован как «Источник» почти десять лет спустя. Прежде чем она начала работать над этим, ей пришлось провести обширное исследование. Также ей пришлось сделать несколько перерывов во время написания книги. В 1937 году, работая над «Источником», она написала новеллу «Гимн», которая была опубликована в 1938 году. В 1940 году она написала инсценировку для «Мы, живые», а также присоединилась к кампании кандидата в президенты от республиканской партии Уэнделла Уилки. Она также потратила много времени на организацию консервативной интеллектуальной группы.

Постепенно средства от ее ранних публикаций закончились, и она снова была вынуждена устроиться на фрилансерскую работу писателя сценариев на различных киностудиях. Книгу «Источник» отвергли 12 издателей, но она не теряла надежду.

В 1941 году, когда она работала писателем сценариев в Paramount Pictures, ее познакомили с редактором Арчибальдом Огденом в компании Bobbs-Merrill, который согласился опубликовать книгу. Наконец, он был опубликован в мае 1943 года и вошел в список бестселлеров. Наконец, Рэнд стала не только известна, но и финансово обеспеченна.

В том же 1943 году Рэнд продала права на экранизацию «Источников» компании «Warner Brothers», а также написал сценарий к нему. Впоследствии она была нанята продюсером Хэлом Уоллисом в качестве сценариста.

В 1946 году, работая с Уоллисом, она начала работу над своим шедевром «Атлант расправил плечи». Несмотря на такой плотный график, она продолжала свою антикоммунистическую кампанию и в 1947 году выступила в качестве «дружественного свидетеля» перед Комитетом по антиамериканской деятельности Палаты представителей США.

В 1951 году она переехала в Нью-Йорк и начала работать над фильмом «Атлант расправил плечи». Параллельно с этим она продолжала свою политическую деятельность и собрала вокруг себя большой круг поклонников. Книга «Атлант расправил плечи» была наконец опубликована в 1957 году. Несмотря на множество негативных отзывов, книга стала бестселлером. После этого она больше не писала художественную литературу.

На протяжении 1960-х и 1970-х годов Айн Рэнд концентрировалась на развитии своей философии, которую она назвала «объективизмом». Она написала множество эссе и читала лекции на эту тему в известных университетах, оказав влияние на многих молодых людей. Позже эти очерки и лекции легли в основу ее научно-популярных произведений. В 1961 году она опубликовала свою первую научно-популярную книгу «Для новых интеллектуалов». «Философия: кому она нужна», вышедшая в 1982 году, была ее последней книгой в этом жанре.

Основные работы

Многие критики считают роман Рэнд 1957 года «Атлант расправил плечи» ее самой важной работой. Это ее самый длинный роман, в котором есть романтика, детективы и даже элементы научной фантастики. Вдобавок ко всему, он также дает представление о философии объективизма Рэнд.

Награды и достижения

Айн Рэнд дважды попадала в Зал славы премии Прометей. Она стала одним из первых участников своей работы 1957 года «Атлант расправил плечи», а затем в 1987 году — «Гимн».

В 1963 году Рэнд получила почетную докторскую степень в колледже Льюиса и Кларка.

Личная жизнь и наследие

В 1927 году Айн Рэнд встретила Фрэнка О’Коннора, начинающего актера, на съемках «Короля королей». Они поженились 15 апреля 1929 года и оставались вместе до его смерти в 1979 году. У пары не было детей. Рэнд была заядлой курильщицей, в результате чего в начале 1970-х она заболела раком легких. В 1974 году перенесла операцию. Несмотря на то, что она страдала от болезни, она оставалась активным преподавателем до 1981 года.

Айн Рэнд умерла от сердечной недостаточности 6 марта 1982 года в своем доме в Нью-Йорке. Однако ее наследие все еще живо. Институт Айн Рэнд (ARI), некоммерческий исследовательский центр в Ирвине, Калифорния, продолжает продвигать ее философию.

Помимо книг, которые были опубликованы при ее жизни, несколько других книг, в том числе «Письма Айн Рэнд» (1995), были опубликованы посмертно. Эти книги продолжают оказывать влияние на читателей во всем мире.

АЙН РЭНД

Айн Рэнд нужно отдать должное. (Желательно в материальной форме; самым священным предметом для нее был американский доллар.) Несмотря на скромные стартовые позиции, она сумела основать собственное философское движение и стать одним из самых читаемых и почитаемых авторов XX столетия. В рядах ее последователей можно встретить немало знаменитостей, начиная с прославленной теннисистки Билли Джин Кинг и заканчивая экономистом Аланом Гринспеном. А сама Айн Рэнд более полувека была верна одной и той же странной прическе — что тоже можно отнести к разряду достижений.

Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, появилась на свет в России, а в 1926 году эмигрировала в Соединенные Штаты. Она прибыла в Нью-Йорк, но потом направилась в Голливуд, где мелькнула в эпизодической роли в библейской эпопее Сесила Б. де Милля «Царь царей», а позже дослужилась до должности главного костюмера студии «Рейдио-Кейт-Орфеум». Будучи ярой антикоммунисткой, она начала писать сценарии, а потом и романы, в которых отражалась ее радикально индивидуалистская философия (сначала я, потом все остальные). В романе «Источник», опубликованном в 1943 году, на первый план выведен образ властолюбивого архитектора Говарда Рорка (плохо скрытая отсылка к Фрэнку Ллойду Райту). Это произведение положило начало новому философскому течению, ныне известному как объективизм, которое постепенно стало привлекать все новых и новых поклонников.

В 1947 году Рэнд выступила перед комиссией палаты представителей Конгресса США с критикой Голливуда, создававшего, по ее мнению, слишком положительную картину жизни в СССР. Она наслаждалась ролями обличительницы и основательницы собственного философского течения (некоторые даже говорят, культа), которое в 1950-1960-е годы активно пропагандировал ее ученик и любовник Натаниэль Бранден. Вышедший в 1957 году главный труд Рэнд, роман «Атлант расправил плечи», только укрепил ее репутацию главной проповедницы «рационального эгоизма». Она неоднократно появлялась на телевидении в разнообразных ток-шоу, где охотно дискутировала с оппонентами.

Рэнд никогда не была любимицей литературной общественности и регулярно получала нелестные отзывы как от издателей, так и от критиков. Один издатель отверг «Источник», снабдив рукопись припиской: «Плохо написано, и герой не вызывает симпатии». Другой посетовал: «Хотел бы я, чтобы у книг такого рода существовала своя читательская аудитория. Но ее нет. Книга не будет продаваться». Роман «Атлант расправил плечи» называли «непригодным для публикации и продажи». В своем обзоре этого тысячестраничного талмуда, опубликованном в «Нэшнл ревью», писатель и редактор Уиттакер Чамберс разругал «диктаторский тон» автора, отметив, что «за всю свою читательскую жизнь я не могу припомнить другой книги, где столь упорно выдерживалось бы ощущение высокомерия. Это резкость, лишенная всякой снисходительности. Это догматизм, лишенный всякой привлекательности». Но, отставив в сторону догматизм, скажем, что у Айн Рэнд была и другая, более мягкая и человечная сторона, которой она редко поворачивалась к публике. Она собирала марки и кусочки агата. Она была фанатом игры в «Скрэббл». Оставшись дома одна, Рэнд любила включить патефон, поставить пластинку с песнями начала XX века и подпевать. Иногда она даже брала дирижерскую палочку, кружилась по комнате в танце и размахивала палочкой в такт музыке. Природа ее не интересовала (она даже заявляла, что ненавидит смотреть на звезды), зато ее занимали творения рук человеческих, например, небоскребы. «Если в Нью-Йорке вечером посмотреть на линию горизонта, то увидишь самый грандиозный в мире закат, — говорила она. — Мне кажется, если всей этой красоте будут угрожать войны, я промчусь через весь город и брошусь в космос, чтобы заслонить эти здания своим телом».

Читайте также  Анна котова (котова-дерябина) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Интересно, чувствовала ли она то же самое по отношению к дому телевизионного магната Аарона Спеллинга.

В 1980 году, давая интервью тележурналисту Филу Донахью, Рэнд призналась, что является большой поклонницей телесериала «Ангелы Чарли». Она называла этот хит 1970-х годов «единственным романтическим сериалом на телевидении. Он о трех красивых девушках, которые проделывают всякие невозможные штуки. Невозможность — вот что делает их интересными. Эти три девушки лучше, чем так называемая реальная жизнь».

Собственная так называемая реальная жизнь Айн Рэнд окончилась 6 марта 1982 года. Писательница умерла от остановки сердца. Она похоронена на нью-йоркском кладбище Кенсико через одну могилу от джазового дирижера Томми Дорси.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Как же Алиса Зиновьевна Розенбаум превратилась в Айн Рэнд? Вопреки распространенной легенде, она не могла взять псевдоним в честь любимой печатной машинки. Марки «Ремингтон-Рэнд» в 1926 году, когда писательница сменила фамилию, еще не существовало. Некоторые утверждают, что ее псевдоним связан с южноафриканской денежной единицей, но убедительных доказательств тому нет. У англоязычных литературоведов есть даже теория, что английское слово «rand», написанное кириллицей, похоже на ее настоящую фамилию Розенбаум — ну, тут уж вы сами можете судить, что это не так. В общем, тайна фамилии остается тайной. А вот «Айн» — это имя финского писателя, чьим творчеством была увлечена Рэнд.

НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

С двадцати восьми лет и до семидесяти с чем-то Айн Рэнд, скажем так, состояла в длительных отношениях с дексе-дрином — препаратом, способствующим похудению. Эти пилюли для потери веса, содержащие мощный наркотический стимулятор декстроамфетамин, часто показывали по американскому телевидению в роликах, предостерегавших подростков от употребления наркотиков и расписывавших отрицательные побочные эффекты «спидов» (другое название амфетаминов). По некоторым свидетельствам, Рэнд принимала по две маленькие зеленые таблетки ежедневно в течение более чем сорока лет, пока наконец ее лечащий врач не посоветовал от них отказаться. Таким образом, резкие перепады настроения и вспышки ярости, к которым была склонна Рэнд, вполне могут объясняться приемом наркотиков.

Помимо приема зеленых пилюлек у Рэнд было еще одно увлечение — филателия. Она коллекционировала марки в детстве, а потом вспомнила об этом занятии, когда ей было уже за шестьдесят. Она даже, со свойственным ей занудством, подвела под свое хобби философское обоснование, опубликовав в 1971 году очерк, который, разумеется, назывался «Почему я люблю собирать марки».

Вокруг Рэнд кучковалось немало последователей, но ни один из них не был столь же предан писательнице, как Натан Блюменталь, студент из Канады, который сначала стал ее протеже, потом интеллектуальным наследником, а затем и личной игрушкой для сексуальных утех. Они познакомились в 1950 году, когда девятнадцатилетний Блюменталь прислал Рэнд восторженное фанатское письмо. К его удивлению, знаменитая писательница пригласила его к себе домой, дабы он смог поучаствовать в одной из бесконечных философских дискуссионных встреч, которые она называла «Коллективами». Блюменталю (вскоре он сменит имя на Натаниэль Бранден) удалось быстро проникнуть в ближний круг писательницы. Рэнд даже стала подружкой невесты на его свадьбе. К 1955 году их отношения перешли в физическую плоскость. Рэнд к тому времени было пятьдесят, а Брандену двадцать пять. В разговорах с друзьями она упоминала, что должна заниматься с ним сексом как минимум два раза в неделю — чтобы «снять писательский зажим».

Как же реагировали на столь нетривиальные отношения их супруги? Муж Рэнд, Фрэнк О’Коннор, кажется, не имел ничего против. Жена Брандена несколько лет мирилась со сложившейся ситуацией (Рэнд была столь любезна, что заранее проинформировала бедняжку о своих планах вступить в связь с ее мужем), но потом все-таки подала на развод. Бранден использовал свой доступ к телу основательницы объективизма, чтобы учредить Институт Натаниэля Брандена, центр, призванный распространять эгоистическую «благую весть» Рэнд по всему миру. Однако в 1968 году этой идиллии настал конец: Бранден начал тайно встречаться с другой последовательницей Рэнд, юной и красивой моделью. Уличив партнера в неверности, Рэнд пришла в бешенство и поклялась уничтожить его. Она выступила перед публикой с речью, в которой официально изгнала Бран-дена из объективистского движения. Сейчас Бранден живет в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, и работает психотерапевтом, специализирующимся на проблемах самооценки. В 1999 году он опубликовал скандальные мемуары «Мои годы с Айн Рэнд».

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, лю-лю-лю, ЭТУ ГАДОСТЬ НЕ ЛЮБЛЮ!

Рэнд ненавидела всю классическую романтическую музыку, особенно Бетховена и Брамса. Ей даже случалось полностью разрывать отношения с друзьями, если она узнавала, что они любят Бетховена!

Имя Рэнд обычно ассоциируют с политическим консерватизмом, однако на деле разложить ее взгляды по полочкам не так-то просто. Хотя она часто выступала в поддержку кандидатов в президенты от партии республиканцев, в 1932 году она проголосовала за Франклина Делано Рузвельта (о чем впоследствии пожалела) и отказалась поддерживать Рональда Рейгана в 1960-м (она раскритиковала его за «смесь капитализма и религии» и назвала Рейгана «представителем худшего типа консерваторов»). Кандидатом, который практически воплощал в себе ее философию, был сенатор Барри Голдуотер, республиканец из Аризоны. Поддерживая его в своем «Объективистском бюллетене» в 1964 году, Рэнд писала: «В эпоху упадка морали, в такие времена, как сейчас, люди, ищущие власти ради власти, стремятся к лидерству повсюду и уничтожают одну страну за другой. Барри Голдуотер — единственный, кто лишен жажды власти… Живя в мире, охваченном диктатурой, можем ли позволить себе упустить такого кандидата?» Как показала практика, можем. Несмотря на поддержку Рэнд, Голдуотер проиграл президентские выборы Линдону Джонсону с отрывом более чем в пятнадцать миллионов голосов.

АЙН РЭНД ПРИНАДЛЕЖАЛА К ЧИСЛУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ФАНАТОВ ПОПУЛЯРНОГО В 1970-Х ГОДАХ СЕРИАЛА «АНГЕЛЫ ЧАРЛИ». ОНА НАЗЫВАЛА ЕГО «САМЫМ РОМАНТИЧЕСКИМ СЕРИАЛОМ НАШИХ ДНЕЙ».

ТАК ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЧЕМ СЕКРЕТ «2112»[67]!

«Грэмми» в номинации «Самый необычный последователь Айн Рэнд» получает… Нил Пирт из канадской рок-группы «Rush»! Барабанщик и автор текстов, создатель таких классических рок-хитов, как «Том Сойер» и «Человек нового мира», влюбился в объективистскую философию Рэнд в начале 1970-х, живя в Лондоне. Внимательные слушатели наверняка найдут отсылки к произведениям Рэнд, щедро рассыпанные в текстах «Rush».

В ряды последователей объективизма стекались такие разные и не похожие друг на друга личности, как рокер Нил Пирт, бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Кроме того, это учение затронуло необычайно много легенд женского тенниса. Билли Джин Кинг, Крис Эверт и Мартина Навратилова — все они часто рассуждали о влиянии романов Рэнд на их жизнь. Когда Мартину Навратилову попросили назвать любимую книгу, она выбрала «Источник», который научил ее тому, как важно «бороться за превосходство и хранить верность своим мечтам и идеалам, даже если это означает идти наперекор общественному мнению». А Билли Джин Кинг говорила, что «Атлант расправил плечи» помог ей в начале 1970-х совершить новый рывок в карьере.

В речи, произнесенной в начале 1960-х в Йельском университете, Рэнд объявила: «Крест — это символ пыток. Я предпочитаю знак доллара, символ свободной торговли, а значит, и свободомыслия». В 1982 году, в день похорон, любовь Рэнд к доллару была явлена во всей красе. Рядом с гробом писательницы возвышалось громадное украшение из цветов в форме знака доллара.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Айн Рэнд

Айн Рэнд Свобода АтлантаХотя она родилась в России, ее имя практически неизвестно в нашей стране, между тем на Западе она считается одним из влиятельнейших писателей и мыслителей второй половины прошлого века. По данным социологических опросов, ее главная книга

Гэри Вайс Вселенная Айн Рэнд

Гэри Вайс Вселенная Айн Рэнд Посвящается Сеймуру Цукеру и памяти Билла Уолмана, а также издателям и экономистам, которые неизменно верны своим твердым моральным принципам Если б деньгами Грехи искупались, Лишь богачи бы На свете спасались. Мои испытания (народная

Введение. Значение Айн Рэнд

Введение. Значение Айн Рэнд Начинался 2009 год, и ужасные последствия финансового кризиса проявлялись во всем. Первое потрясение уже прошло, но легче не стало. Поиски виновных были в самом разгаре.Я собирал материалы для журнальной статьи о Тимоти Гайтнере, только что

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» 1957 годАйн Рэнд (2 февраля 1905 года – 6 марта 1982 года) – американская писательница российского происхождения и философ, создательница философского направления объективизма.«Атлант расправил плечи» является четвертым и последним

«Вы не должны любить всех». Чем интересна философия эгоизма Айн Рэнд

Нас всегда учили, что альтруизм — это хорошее качество, но автор романа «Атлант расправил плечи» считала иначе. Рассказываем, как девочка из Санкт-Петербурга стала всемирно известной писательницей и философом и почему многим женщинам может быть полезна её теория.

Недавно мы публиковали отрывок из книги «Выгорание», в которой Эмили и Амелия Нагоски рассказывают о работе философа Кейт Манн. Она описала социальную систему из двух групп: «доноров» и «индивидуумов». Суть её в том, что индивидуумы могут свободно самовыражаться, а доноры должны по своей воле и с радостью посвящать им время и внимание. Несложно догадаться, какую роль общество отдаёт женщинам.

Такое насаждение добровольной жертвенности Айн Рэнд считала неприемлемым в цивилизованном обществе. Писательница говорила, что каждый человек имеет моральное право строить личное счастье, а не услуживать другим.

Как Алиса Розенбаум из Петербурга стала Айн Рэнд

Алиса Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в еврейской семье фармацевта Залмана-Вольфа и зубного техника Ханы Каплан. Семья жила в особняке на углу Невского проспекта и Знаменской площади. На первом этаже располагалась аптека, владельцем которой был отец Алисы.

Алиса научилась читать и писать уже в четыре года. В восемь лет она написала свой первый сценарий, а в десять — первый роман. На уроках ей часто было скучно, поэтому она садилась на заднюю парту, закрывалась учебником и писала свои произведения. Прочитать их сейчас, правда, не получится: в интервью Тому Снайдеру писательница говорила, что эти произведения не сохранились и она уже не очень хочет о них вспоминать.

В 1924 году Алиса поступила в Государственный институт кинематографических искусств — она хотела писать сценарии для кинофильмов. Через год она поняла, что её произведения в Советском Союзе обречены из-за цензуры. И эмигрировала в Соединённые Штаты.

В США Алиса Розенбаум взяла псевдоним Айн Рэнд. В 1936 году она впервые опубликовала своё произведение — роман «Мы живые». А в 1957 году вышел «Атлант расправил плечи». Роман попал в список бестселлеров The New York Times уже через три дня после выхода и оставался там почти полгода.

Айн Рэнд прожила долгую, насыщенную жизнь и скончалась на 77‑м году жизни в Нью-Йорке, оставив после себя не только богатое литературное наследие, но и философское течение — объективизм.

Что такое объективизм

«Моя философия — это концепция представления человека о себе как о героическом существе, в котором его собственное счастье является нравственной целью его жизни, продуктивные достижения — его благороднейшей деятельностью, а разум — единственным абсолютом»

Из книги «Концепция эгоизма»

Впервые Айн Рэнд представила объективизм в своих романах «Источник» и «Атлант расправил плечи». Как утверждала сама писательница, она жила по собственной философии с двух с половиной лет.

Главный герой объективизма — созидающий человек. Он отвечает за свою жизнь, познаёт мир и стремится к личному счастью. Ему не нужна помощь других, так как он обладает самым главным инструментом — разумом. Разум Рэнд считала наивысшей ценностью человечества.

С помощью разума человек может осознавать эмоции и управлять ими (но не подавлять). Это значит, что эмоции не выступают основным источником для принятия решений. А сосуществование эмоций и разума создаёт гармоничную личность, так как конфликт между сознательной и бессознательной частями психики отсутствует.

Всё это становится возможным, когда человек ценит личность. Он не позволяет использовать себя для достижения целей других людей и не использует кого-либо для своих.

«Худшее, что происходит сегодня, — это нападки на умения и таланты людей. Я считаю аморальным травить человека не из-за его пороков, а из-за добродетелей. Добиться успеха в любой отрасли рациональной деятельности — это большое достоинство. Но люди могут нападать на вас за то, что вы применили свои способности, много работали, были амбициозны. Они хотят, чтобы вы чувствовали себя виноватым за это»

из интервью Тому Снайдеру

Почему быть эгоистом не стыдно, а с альтруизмом что-то не так

Слыша слово «эгоист», многие представляют чёрствого человека, который действует только в угоду своим потребностям и вредит при этом другим. Нас с детства учили, что быть эгоистом — не столько обидно, сколько стыдно. И когда вы не готовы менять свои планы ради других, выполнять чужие задачи по работе и даже рожать детей — скорее всего, на вас повесят именно этот ярлык.

Айн Рэнд считала, что общество исказило понятие «эгоизм».

«Значимость эгоизма в том, что вы цените себя, живёте в согласии со своей природой и собственными суждениями. Вы уважаете свой разум, свою способность делать правильные вещи. Уважаете возможность быть морально добродетельным человеком. И относитесь к себе как к ценности, которую нужно беречь»

из интервью Тому Снайдеру

Альтруизм — готовность бескорыстно действовать на пользу других, не считаясь со своими интересами — Рэнд считала худшим из зол. И противопоставляла ему свою философию объективизма.

Читайте также  Роберт карлайл - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Когда интересы общества провозглашаются более значимыми, чем личные, получается, что человек не имеет морального права жить ради себя самого.

Обязанность жить для других порождает неудовлетворённые потребности и желания. Когда что-то не складывается, мы злимся на других и чувствуем, что они нам должны.

Мы играли по правилам, заботились о счастье других, а эти «другие» не делают того же в ответ. Кажется, нас надули.

Рэнд называла альтруизм моральным каннибализмом, который делает людей жертвенными животными. Она осуждала само понятие, при котором счастье одного человека требует страданий другого. Писательница считала, что разумные интересы людей не станут противоречить друг другу. Но даже если возникнут споры, их можно решить переговорами или свободной конкуренцией.

«Вы можете делать людей счастливыми, если эти люди что-то значат для вас. Но вы не должны любить всех. Да вы и не сможете, это бессмысленное утверждение. Любить можно только того, кого ты ценишь»

из интервью Тому Снайдеру

Айн Рэнд считала, что каждый может быть разумным эгоистом. Нужно только понимать, что значит это слово.

С её точки зрения, эгоист — это человек, который следует своим целям, руководствуется разумом, а не сиюминутными прихотями и эмоциями. Он отвергает самопожертвование и готов усердно работать ради своего счастья. Не ждёт, когда другие сделают его счастливым. И отказывается брать на себя ответственность за каждого лентяя, который ищет спасения у других.

Это не значит, что разумный эгоист ни о ком не заботится. Объективизм не отрицает любви. Но отношения строятся исключительно на добровольных началах: партнёры вместе, потому что ценят и уважают друг друга, и ни один из них не просит другого жить ради себя.

Философия альтруизма, напротив, порождает искажённое понятие любви: что человека нужно любить за недостатки, а не за достоинства. Это считается благородной жертвой, но партнёры редко оценивают этот широкий жест. Такая любовь чаще оставляет только страдания.

«Допустим, кто-то говорит вам: „Я люблю тебя, потому что ты плохой. Я буду любить тебя и принесу себя в жертву“. Вы примете это? Я — нет. Это самые оскорбительные слова, которые только можно услышать. Но именно этого требует от нас альтруизм»

из интервью Тому Снайдеру

Как альтруизм истощает женщин

К сожалению, именно женщин в первую очередь учат альтруизму и самопожертвованию. Посвятить всю себя детям, потому что это единственная цель женской жизни. Терпеть побои и сексуальное насилие, потому что неприлично выносить на обсуждение личную жизнь. Забыть про карьеру, потому что нужно быть хранительницей очага.

Достаточно того, что пренебрежение своими желаниями ради других имеет психологические последствия. Но помимо этого женщина начинает думать, что с ней что-то не так, если она не рада приносить себя в жертву.

Сёстры Нагоски писали в «Выгорании», что женщины с синдромом донора пребывают в хроническом стрессе. Они не могут делиться своими эмоциональными всплесками, потому что это порицается. Их психика истощена бесконечными требованиями и осуждением как от общества, так и от самих себя.

Нам представляют альтруизм в романтическом свете. Но это больше похоже на хитрый способ манипуляции. Живи для других — и только тогда ты хорошая.

Объективизм Айн Рэнд не рассматривает человека с позиции гендера. Любой имеет право думать о собственном счастье, а не о потребностях людей, которые не хотят отвечать тем же.

Что прочитать у Айн Рэнд

«Источник»

Входит в число самых известных произведений американской литературы. Главный герой — талантливый архитектор Говард Рорк. Отстаивая свободу творчества, он борется с миром, который не хочет принимать свежие решения, идеи, мечты.

«Атлант расправил плечи»

Рэнд считала этот роман своим лучшим произведением. Его идея в том, что мир держится на талантливых творцах-одиночках. Рэнд сравнивает их с титаном Атлантом, который держит на плечах небо.

«Мы живые»

Главные герои романа: аристократ Лео, коммунист и сотрудник ГПУ Андрей и Кира — девушка, которая стремится к своим целям, несмотря на голод и бедность. Каждый пытается научиться жить в России, где только что произошла революция.

«Идеал»

Произведение опубликовали посмертно в 2015 году. Рэнд написала его дважды: как повесть и как пьесу. Главная героиня — молодая актриса Кей Гонда, которую подозревают в убийстве миллионера Грантона Сайерса.

Эта короткая повесть — социально-политическая антиутопия с критикой тоталитарного общества, которое подавляет творчество и личность человека.

«Добродетель эгоизма»

Сборник эссе Айн Рэнд о философии объективизма.

«Романтический манифест»

В этой книге Рэнд размышляет о творческом процессе писательства. Например, почему «Анна Каренина» — самое вредное произведение мировой литературы. Или в чём цель искусства и кто его главный враг.

Автор иллюстраций: Вика Анистратова

Редактор «Горящей избы» и амбассадор саморазвития на диване. Смотрю лекции, читаю книги, слушаю умных людей и пробую их методы личного развития. Слежу за профессиональными стилистами и новостями моды, штудирую книги об истории индустрии и мечтаю о встрече с Анной Винтур.

Иконы либерализма. Айн Рэнд − обожавшая убийцу детей

«Российские деревни жалкие и омерзительные. Они и до революции такими были.»

Знакомьтесь − писательница Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум). Это диво дивное, наша великая соотечественница, как полагают её поклонники у нас в России, в числе которых известные экономисты, журналисты и другие представители либеральной тусовки. Её творческая деятельность началась в США, куда она эмигрировала после революции. Но прославилась она не своим русофобством, этим трудно кого-то удивить там. Прославилась она тем, что возвела в культ обыкновенный и древний как мир эгоизм, провозгласив его главной ценностью свободного человека. Причём это сомнительное качество в её философии перерождается в нечто воинствующее. Эгоизм у Рэнд − больше чем эгоизм, вокруг него выстраивается целая философия, суть которой в том, что успешные и богатые никому и ничего не должны. Это если в мягких словах формулировать её идеи, на самом деле там всё куда запущенней. Труды этой писательницы − своего рода моральный кодекс строителя капитализма. Графоманские эпосы Айн Рэнд в обязательном порядке штудируют студенты США.

[ Нажмите, чтобы прочитать ] Несмотря на то, что произведения её, по утверждению критиков, не имеют особой ценности, а сама философия Рэнд достаточно примитивна и неоригинальна, её книги разошлись по миру многомиллионными тиражами. Понятно, что не обошлось здесь без поддержки сильных мира сего, обеспечивших мощный пиар, но, к сожалению, дело тут не только в этом. Идеи Айн Ренд пришлись, что называется, ко времени, и популярность их с каждым годом только растёт. Не случайно, что именно сейчас в постхристианскую эпоху такая вот немудрёная философия находит массовый отклик в душах людей. Природа не терпит пустоты, если вытравливать из людей добродетели, то их место занимает нечто противоположное, ибо пустота не может заполнять душу живого мыслящего человека. Впрочем, назвать живыми тех, кто боготворит учение Айн Рэнд (а порой всё это попахивает откроенным сектанством) как-то даже язык не поворачивается. Многомиллионную армию её обожателей не смущает, что эта гарпия с восторгом отзывалась о Уильяме Хикмане, об одном из самых страшных серийных убийц в истории Америки. Ульям Хикман по мнению Айн Рэнд воплощение идеального человека, человека свободного от ханжеской морали.

Полиция собирает конечности Мерион Паркер убитой маньяком девочки
Этот «идеальный человек» занимался тем, что грабил, а затем убивал людей, не считая их даже таковыми. Прославился же он чудовищным преступлением против маленькой девочки, которую похитил ради выкупа, а впоследствии, получив деньги, зверски убил, вернув родителям отрезанную голову со сшитыми веками (чтобы глаза оставались открытыми). Подробности расправы над девочкой шокируют даже завзятого циника, повидавшего всякое на своём веку, но только не писательницу Айн Рэнд и её верную паству. Отзывалась она о Хикмане исключительно восторженно:
«Хикман представляет собой удивительную картину человека, лишённого чувства ответственности перед обществом. Человек, который действительно стоит особняком от общества, как свободой своей души, так и свободой действий. Другие люди не существуют для него, и он не понимает, почему он что-то им должен».

Как было сказано выше, есть почитатели её таланта и у нас в России. Среди них такие известные люди как Андрей Илларионов, Юлия Латынина, бизнесмен Евгений Чичваркин. И ладно бы если любители подобной экзотики жили бы себе по заветам своей великой гуру, так нет же, среди них нашлись особи преисполненные желания свершить великую миссию − ознакомить тёмный наш народ с творчеством «великой соотечественницы». Влиятельные либеральные экономисты в своё время активно лоббировали идею ввести произведения Айн Рэнд в обязательную школьную программу. Что-то у них тогда не срослось, но не надейтесь, что они отступятся.

Помните с чего у нас начиналась реформа образования? Правильно, первым делом школу лишили функции воспитания. Дескать, в демократическом обществе школа должна оказывать образовательные услуги и ни в коем случае не навязывать идеологию. Понятное дело, учителя не могли согласиться с такой позицией, и порой на местах саботировали указания минобр как могли. И конечно же были правы, поскольку воспитательный процесс есть неотъемлемая часть образования, так было всегда. А в том, что школу хотели избавить именно от системы воспитания, а не от изжившей себя идеологии, как нам говорили, в этом сомневаться не приходится. Тренд нынче такой на западе. В толерантном обществе объяснять детям что такое хорошо, а что плохо − моветон. А для наших бабуинов, как мы знаем, сделать как-то иначе чем принято на западе − это мракобесие высшей степени.
В настоящее время сферу образования у нас негласно курирую адепты «Высшей школы экономики». Кто их уполномочил на это? Да собственно никто − сами себя назначили. И демонстрируют они, надо сказать, бульдожью хватку. Ни школа, ни вузы не могут избавиться от их навязчивой опеки. Чтобы снять напряжение в обществе периодически меняют министров, но курс, как вы заметили, от этого не меняется.

Что придёт на смену нынешней системы образования (почитай ещё советской) доподлинно неизвестно, и посвящать в это простых людей небожители ВШЭ не считают нужным. Ясно лишь, что изменения эти будут существенными, и прежде всего в плане формирования мировоззрения учащихся. Низкий респект Фурсенко, в ыдав свой знаменитый перл про недостаток советской системы (звучало это так: Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя) на многое пролил свет. Так что идеология, как мы видим, из образования никуда не уходит, и не надейтесь на это, её лишь заменят на правильную, ту что по душе либералам.

Скажите, что сгущаю краски? Однако, почитайте, что пишут студенты ВШЭ на их сайте, надо пол агать лучшие из них. Эти юнцы с отформатированным сознанием цитируют Айн Рэнд едва ли не чаще, чем хунвейбины фразы из цитатника великого кормчего. Здесь собственно комментировать нечего, надо читать.

А ведь “ничто не может оправдать уничтожение лучших”, как написала в своем великом романе “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд. В Беларуси же это наблюдается повсеместно. В 2005 г. в 9-м классе я выиграл программу Государственного Департамента США по обмену старшеклассников FLEX (Future Leaders Exchange) и с несколькими десятками других ребят должен был поехать на год обучения в США. Но за неделю до нашего отъезда вышел декрет Президента Республики Беларусь “О принятии дополнительных мер по противодействию работорговле”. В связи с этим декретом Американскому Образовательному Центру при Посольстве США, который реализовал данную программу, белорусские власти запретили ее осуществление. В итоге посетить США я смог только через год, в июле 2006 г., где стал выпускником двух программ Государственного Департамента США – FLEX, в рамках которой провел месяц в приемной американской семье в Огайо, и Belarus Civic Workshop в Вашингтоне, округ Колумбия – 5 дней семинаров, дискуссии о свободе слова и свободе совести, встречи с сенаторами, конгрессменами, заместителем госсекретаря – одним словом, у нас была очень насыщенная программа. После поездки в США я вернулся, выражаясь языком госпропаганды, завербованным “агентом Госдепа” – или же просто молодым человеком, интериоризировавшим продемократические ценностные ориентации. И тогда же, осенью 2006 г., я стал политическим активистом, вступив в ряды крупнейшей белорусской молодежной оппозиционной организации “Малады Фронт” (Молодой Фронт). В жизнь вошла обычная политактивистская романтика…Параллельно была учеба, победы в областных и республиканских олимпиадах по истории. Благодаря этому весной 11-го класса я мог без экзаменов зачисляться на исторический факультет Белорусского Государственного Университета.И тогда передо мной стал очень жесткий выбор: либо отказаться от оппозиционного деятельности и стать таким типичным аполитичным членом Белорусского Республиканского Союза Молодежи, ходить на досрочное голосование и выполнять прочие существующие негласные нормы, либо присоединиться к деятельности минской ячейки “МФ” и столкнуться с такими проявлениями белорусской реальности, как обыски КГБ и отчисление из университета “за политику”. То есть или поступление в белорусский вуз и отказ от активизма, либо поступление в него же, но неизбежное отчисление, и последующая эмиграция/армия/тюрьма. Я выбрал третий путь – спокойное получение качественного гуманитарного образования в России. Я выбрал Факультет Философии и Политологии СПбГУ.
http://www.hse.ru/sng/stud/geras

— Какие советы Вы могли бы дать нынешним студентам и абитуриентам Вышки?
Михаил: Для всех:
Слышать окружающих и стараться извлекать максимальную полезность из всего, что тебя окружает. Быть амбициозным, в тоже время умеренно заносчивым. Мечтать, видеть всю нелинейность возможностей, вместе с тем, не забывая выстраивать общую картину своего будущего. Учиться правильно задавать вопросы, в том числе и себе, уметь на них ответить. А еще познакомиться (если такое еще не произошло) с творчеством писательницы Айн Рэнд (с Атлантом как минимум).
http://perm.hse.ru/135225/news/68898050.html

Читайте также  Ольга науменко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Дэгни, в жизни имеет значение лишь одно — насколько хорошо ты делаешь своё дело. Больше ничего. Только это. А всё остальное приложится. Это единственное мерило ценности человека. Все те моральные кодексы, которые тебе навязывают, подобны бумажным деньгам, которыми расплачиваются мошенники, скупая у людей нравственность. Кодекс компетентности — единственная мораль, отвечающая золотому стандарту. —
Айн Рэнд. Атлант расправил плечи.
http://ba.hse.ru/howhse/2013sokolov

Не смейтесь − это будущая национально-ориентированная элита страны. Ну а про то, как промывают мозги детям помладше, я уже писал здесь.

Кто такая Айн Рэнд?

Кого мы могли бы назвать самой влиятельной женщиной в мире за последние сто лет – как среди ныне живущих, так и среди тех, кого с нами уже нет? Маргарет Тэтчер? Ангелу Меркель? Британскую королеву? Аллу Пугачёву или Мадонну? Думаю, что если бы такое состязание действительно состоялось, немалый шанс на первое место был бы у Айн Рэнд – американской писательницы российского происхождения, проза и философия которой оказали поистине огромное влияние на весь уклад общественной жизни в Северном полушарии. Ее трехтомный роман «Атлант расправил плечи» по праву считается одним из самых значимых литературных произведений двадцатого века, и даже сегодня, почти шестьдесят лет спустя после публикации, продолжает оказывать огромное влияние на политику, экономику и систему социальных отношений на Западе – в первую очередь, конечно, в Соединенных Штатах. Многие черты характера американцев, которые могут показаться нам странными или непонятными, на самом деле уходят своими корнями именно в творчество этой женщины. Как многие из нас говорят на «языке Пушкина», сами, возможно, о том не подозревая, так и значительная часть американцев живут «по Рэнд», не особо задумываясь о том, почему они так живут. Впрочем, если судить по результатам проведенного в 1991 году опроса, согласно которому роман «Атлант расправил плечи» стал второй после Библии книгой, наиболее сильно повлиявшей на жизнь американцев – большинство из них, все-таки, знают, кому обязаны своим настоящим.
Собственно говоря, масштаб ее наследия действительно вполне сопоставим со свершениями титана русской поэзии. Как в нашей стране существуют целые институты, изучающие творчество Пушкина и хранящие память о поэте, так и в Штатах философия Рэнд является предметом пристального внимания множества ученых специалистов: социологов, философов, экономистов и психологов. По ее книгам и эссе пишутся курсовые и дипломные работы, кандидатские и докторские диссертации. Многие известные эксперты рекомендуют книгу «Атлант расправил плечи» в качестве лучшего в мире пособия по экономике и политологии. Существует даже целая образовательная система, основанная на трудах Рэнд и охватывающая весь цивилизованный мир.
Все романы и философские работы Айн посвящены одной теме: разумному эгоизму. Во всех сквозит одна и та же мысль: «Пока вы не поймете, что деньги – корень добра, вы будете разрушать себя. Когда деньги перестают быть инструментом отношений между людьми, таким инструментом становятся сами люди – в руках других людей… Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги – зло. Эти слова – колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле, средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве такого средства может только дуло автомата». Так вкратце формулирует квинтэссенцию философии Рэнд, пользуясь ее же словами, известный русский писатель и публицист Александр Никонов.
Кстати – если вы до сих пор не знали – Айн Рэнд (урожденная Алиса Розенбаум) родилась в России, прожила на родине достаточно долго и до конца жизни разговаривала с русским акцентом. Впрочем, ура-патриоты, привыкшие с гордостью бить себя пяткой в грудь по поводу того, что «телевизор придумал русский» (но забывающие о том, что Владимир Зворыкин совершил свои изобретения в американской эмиграции) едва ли слышали о существовании этой женщины, ее произведений и идей. Конечно, факт принадлежности будущей вершительницы судеб Северного полушария к русскоговорящей общине – не повод для гордости, поскольку в той России, из которой Алиса Розенбаум сбежала в Америку, она едва ли сумела бы сформулировать свою социально-философскую доктрину. Ведь для успешной критики идей социализма желательно, чтобы было, с чем сравнивать. Тем не менее, в основу ее работ лег именно опыт, полученный в годы, проведенные на родине – но это, скорее, произошло по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Сегодня, спустя тридцать с лишним лет после ее смерти, фигура Рэнд продолжает оставаться предметом ожесточенных споров, и в то же время окутана ореолом тайны. Продажи ее книг поражают. В 2008 году суммарное количество проданных экземпляров романов Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», «Источник», «Мы, живые» и «Гимн» превысило восемьсот тысяч экземпляров. Согласитесь, это солидное достижение для книг, которые были впервые изданы более чем пятьдесят лет назад. Продвижением ее работ занимается множество юридических агентств. В 2011 году на экраны вышел полнометражный художественный фильм, поставленный по роману «Атлант расправил плечи»). Блогосфера переполнена оживленными дебатами о ее прозе и философии (статья об Айн Рэнд есть даже в российской энциклопедии интернет-мемов Lurkmore). Такие ее герои, как Говард Рорк и Джон Голт являются для американцев тем же самым, чем для нас – Безухов или Печорин. Во многом присутствие Рэнд в американской культуре сегодня более велико, чем при ее жизни.
Поскольку большинство читателей сталкивается с ее творчеством в годы, когда их сознание еще формируется, Рэнд оказала солидное влияние уже на три поколения американцев. Вызывающие общественный резонанс темы и колоритные романтические сцены сделали ее знаменитой в 1940-х и 1950-х. В 60-е она была одним из лидеров политического движения правого крыла, а в 1970-х и 80-х – вдохновительницей либертарианства и экономической политики Белого дома. Когда в 1998-м году американский издательский дом Modern Library провел опрос читателей с целью составить рейтинг ста величайших книг двадцатого века, романы «Атлант расправил плечи» и «Источник» возглавили этот список, заняв первое и второе места соответственно. Повесть «Гимн» и роман «Мы – живые» занимали седьмое и восьмое места, обойдя «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, «Гроздья гнева» Джона Стейнбека и «Улисса» Джеймса Джойса. Ее апология радикального индивидуализма, а также эгоизма как добродетели мира капитала, оказала влияние на таких известных людей современного мира, как бывший президент американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Кристофер Кокс, конгрессмен и участник президентской гонки 2008-го Рон Пол, основатель Либертарианской партии Джон Хосперс, экономический обозреватель Стивен Мур, известный по своей работе в Wall Street Journal, а также ведущий новостей на MSNBC Крис Мэтьюз, в прошлом бывший старшим помощником либерального сенатора Типа О’Нила. Журналы Forbes и Fortune регулярно упоминают Рэнд как кумира молодых работников Силиконовой долины, теоретиков игры и шахматных мастеров.
Такое развитие событий она и сама предсказала. Как и наиболее преданные ее фанаты, Рэнд считала себя гением, опередившим свое время. Как и персонаж ее романа «Источник», Говард Рорк, она верила: «Я ничего не наследую. За мной нет традиции. Возможно, я стою в ее начале». Она создала масштабную философскую систему объективизма, которую полагала безупречной. «Если кто-либо сумеет найти слабое место в моей философии и обосновать свои взгляды, я буду рада познакомиться с этим человеком и поучиться у него», — сказала однажды Рэнд в беседе с журналистом. Кроме того, она утверждала, что является «наиболее творческим из ныне живущих мыслителей». Единственным философом, влияние которого она признавала, был Аристотель. Кроме его работ, утверждала Рэнд, ничьи идеи не оказывали воздействия на ее философию. Согласно утверждению писательницы, безоговорочно поддержанному ее позднейшими последователями, концепция объективизма целиком и полностью родилась в голове своей создательницы. Как Афина из головы Зевса.
Литература, комментирующая труды Рэнд, делает очень мало, чтобы развеять это впечатление. Из-за ее радикальных политических взглядов и почти полного консенсуса между критиками, в большинстве своем полагавшими, что Рэнд – плохой литератор, очень немногие за пределами сообщества объективистов восприняли ее идеи всерьез. В отличие от прочих романистов ее ранга, персона Рэнд до недавнего времени не становилась объектом полномасштабного и структурированного биографического исследования. Вместо этого ее жизнь и творчество были описаны ее бывшими друзьями, оппонентами и учениками. Несмотря на присущую самой Рэнд склонность к масштабности и всеобъемлющей проработанности, большинство книг о ней представляют собой, скорее, сборники эссе, нежели глубокие исследования, дающие полное представление о значении ее личности и идей для мира.
В данной книге как раз и предпринята попытка всестороннего анализа. Исповедуемая Рэнд защита позиций индивидуализма, прославление ею идей капитализма и эгоистической морали, которую в нашем обществе привыкли ставить под сомнение, могут быть полностью поняты только в социально-культурном контексте того отрезка американской истории, в котором жила писательница. Ее философия произрастала из раннего жизненного опыта, полученного в коммунистической России. То, что Рэнд всегда и всячески подчеркивала в своих работах, является одной из базовых проблем человечества, и это – крах благих намерений. Ее критические выпады в сторону альтруизма, служб социального обеспечения и идеи служения людям произрастали из ее уверенности в том, что именно эти идеалы лежали в основе коммунизма и нацизма, а также войн, что сотрясали планету в двадцатом веке. Решение, которое предлагала Рэнд, было кардинальным: устранить из жизни все добродетели, которые теоретически могли бы быть поставлены на службу тоталитаризму. Конечно, это было огромным упрощением. Величайшей силой Рэнд как мыслителя было стремление постичь все взаимосвязанные основополагающие принципы бытия и соткать их в единое и безупречное логическое полотно (в современной России похожую цель преследует, например, Михаил Веллер), но в этом же заключалась и самая большая ее слабость. Стремясь отыскать универсальный ключ ко всем драматическим катаклизмам двадцатого века, Рэнд пыталась добиться невозможного. Но это были чрезвычайно серьезные искания, которые отчетливо прослеживаются во всех ее произведениях. Рэнд стала одной из первых, кто выделил проблему зачастую ужасающей в своих проявлениях власти современного государства и предпринял ее анализ, используя художественные средства популярного жанра.
А также – одним из первых американских писателей, которые сказали решительное «да» творческим возможностям, которые предоставляет современный капитализм, и подчеркнули экономическую ценность независимого мышления. В то время как ведущие интеллектуалы страны предполагали, что крупные корпорации будут и дальше доминировать в экономической жизни Америки, превращая своих сотрудников в бездушные винтики корпоративной машины, Рэнд взяла за основу точку зрения независимого предпринимателя. Ее видение пошло вразрез с представлениями работников умственного труда новой экономики, которые представляли себя стратегическими операторами в постоянно меняющемся экономическом ландшафте. Рэнд заслужила безмерную преданность среди больших и малых капиталистов, поскольку она рассматривала бизнес в качестве почетного призвания, которое может помочь раскрыться самому глубокому потенциалу человеческого духа.
В то же самое время Рэнд всегда рисовала крайне негативный образ действий правительства. В ее работах государство неизменно выступает в роли разрушителя, пытается воспрепятствовать естественному ходу мысли и стремлениям людей. Именно это противостояние, в котором добродетельные личности борются со злокозненным государством – является тем фактором, который делает ее творчество привлекательным для одних читателей и одиозным для других. Хоть американцы на протяжении двадцатого века и обращались к своему правительству за помощью и сочувствием все чаще – они делали это с опаской и сомнением. Эти чувства Айн Рэнд ярко отобразила в своих художественных произведениях. Ее творчество заново озвучило традиционную американскую подозрительность по отношению к централизованной власти и послужило вдохновением для масштабного интеллектуального движения, которое оспаривало доктрину либерального государства всеобщего благосостояния и провозглашало необходимость свободных рынков.
Но мы не только изучим вклад Айн Рэнд как политического философа, а постараемся также осветить менее известные уголки ее биографии, изучив формирование философских взглядов писательницы сквозь призму ее личных отношений. Несмотря на то, что она исповедовала предельный индивидуализм, любые концепции, все же, рождаются в отношениях – как с отдельно взятыми личностями, которые оказали влияние на ее жизнь и взгляды, так и с большим миром. Такой подход поможет понять те многочисленные противоречия, которыми окутана фигура этой женщины. Самое очевидное из этих противоречий лежит на поверхности: Рэнд была философом-рационалистом, но при этом писала романтическую прозу. При всей своей приверженности рациональному подходу, Рэнд, все-таки, оставалась женщиной, испытывавшей сильные, порой даже непреодолимые эмоции. Романы помогали ей удовлетворить страсть к приключениям, роскоши и сильным впечатлениям, в то время как объективизм помог сформировать, отшлифовать и объяснить свои взгляды на жизнь. Параллельная карьера литератора и философа помогла Рэнд выразить как ее глубокую потребность во внешнем контроле, так и искреннюю веру в индивидуализм и независимость. Обширнейшую историю её жизни и творчества расскажет вам книга «Кто такая Айн Рэнд?».

Вниманию книготорговых организаций. Заказать биографическую книгу «Кто такая Айн Рэнд», вышедшую в серии «Гордость человечества», вы можете в издательстве АСТ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: