Алексей герман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Герман

Биография

Алексей Юрьевич Герман – именитый российский режиссер и сценарист кино, народный артист РФ. Наиболее известен благодаря фильму-долгострою «Трудно быть богом», который вышел только после его смерти.

Алексей Юрьевич Герман появился на свет 20 июля 1938 года в Ленинграде (Санкт-Петербург). Его родители – Татьяна Риттенберг и известный российский писатель и сценарист Юрий Герман. После начала войны отец отправился служить во флот на север страны, в маленький городок Полярный. Лёша вместе с мамой тем временем переехал в Архангельск. Юрий Герман служил на гвардейском корабле «Гремящий», который время от времени приходил в Архангельск совместно с конвоями из Мурманска.

Алексей Герман | Teleport

После 1944 года, когда произошёл перелом в войне и город перестали постоянно бомбить, отец решил забрать семью с собой в Полярный. Они вернулись в родной Ленинград через пару месяцев после победы.

Скоро у Алексея развился туберкулез, в связи с чем отец с матерью приняли решение увезти его за город, в село Келомякхи (позже переименована в Комарово). Семья поселилась в небольшом дачном домике. Будущий режиссёр пошёл в третий класс местной школы, сельские дети сразу поладили с ним. В это время Алексей страстно полюбил книги и начал собирать свою библиотеку.

Образование

В 1948 году семейство возвратилось в Ленинград. Алексей Герман увлёкся боксом (ходил в секцию с пятого класса), любил посещать театр. Несмотря на любовь к искусству, режиссером тогда становиться он не думал – хотел быть доктором. Со студентами из медучилища он ходил на пары по анатомии, набрал множество профильных книг, но благодаря общению с отцом и его друзьями предпочёл медицине карьеру режиссёра.

В 1960 году Алексей закончил Ленинградский театральный институт (сейчас он известен, как Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Учился на режиссёрском факультете под руководством Григория Козинцева. После учёбы первым поставленным спектаклем Германа стала детская сказка «Мал, да удал», премьера которой прошла в театре драмы Смоленска.

Карьера

В начале 1964 года Герман работал на студии «Ленфильм» помощником главного режиссера в киноленте «Рабочий поселок» Владимира Венгерова. Через несколько лет вместе с Григорием Ароновым, опытным режиссером, ставит ленту «Седьмой спутник». Сценаристами картины выступили Юрий Клепиков и Эдгар Дубровский.

Алексей Герман | Помни про

Первый крупный фильм режиссёра – «Операция «С Новым годом!»». Сценарий был основан на повести отца с тем же названием. Съёмки завершились в 1971 году, но фильм не смог пройти цензуру и на экраны вышел лишь спустя пятнадцать лет.

Алексей Герман | Buro 24/7

Первая работа Алексея Германа, которую увидели советские зрители, называлась «Двадцать дней без войны». Съёмки были закончены в 1976 году. Ключевые роли в картине достались Юрию Никулину и Людмиле Гурченко. На кандидатуре последней настоял автор сценария Константин Симонов – Герман вместо неё хотел снимать Аллу Демидову.

1980-е года

В этот период в качестве актёра Алексей Герман поучаствовал в следующих кинолентах:

  • «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1980 г.);
  • «Рафферти» (1980 г.);
  • «Личная жизнь директора» (1981 г.);
  • «Канувшее время» (1989 г.).

Алексей Герман в фильме «Рафферти» | Кино-Театр

После восьмилетнего затишья вышла очередная картина Германа — «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г.). В съёмках приняли участие именитые актёры Советского Союза Андрей Миронов и Андрей Болтнев. Фильм завоевал престижные награды: премию «Бронзовый леопард» и FIPRESCI в Локарно, а также государственную премию им. братьев Васильевых.

Жизнь после развала СССР

Следующая картина Алексея Германа вышла в 1998 году и стала последним прижизненным фильмом режиссёра. «Хрусталев, машину!» заполучил три основные национальные премии российских кинокритиков – за лучший фильм, режиссуру и работу художников. В 2000 году произведение удостоилось шести премий «Ника».

Алексей Герман на съемочной площадке | Feldgrau

Фильм-долгострой «История Арканарской резни» по произведению Стругацких «Трудно быть богом» занимал всё рабочее время режиссёра с 1999 года до конца его жизни. Он так и не вышел при жизни режиссёра, а окончательным монтажом занимался его сын – Алексей Герман младший.

В 1998 году Алексей Герман старший основал собственную киностудию, которая помогла снять дебютные фильмы многим молодым режиссёрам на старте карьеры, среди которых были: Алексей Балабанов, Евгений Юфит, Лидия Боброва и другие.

Личная жизнь

Жена Алексея Германа – кинодраматург Светлана Кармалита – родила ему сына. Его тоже назвали Алексеем. Сын пошёл по стопам отца, став кинорежиссёром и сценаристом. Его фильмография включает картины «Последний поезд» (2003 г.), «Бумажный солдат» (2008 г.), в которых приняла участие Чулпан Хаматова.

На последних фото Алексей Юрьевич выглядел очень больным. В конце 2012 года он попал в реанимацию. 21 февраля 2013 года его не стало. Работу над его последней картиной «Трудно быть богом» завершил сын.

На данный момент сын Германа работает над фильмом «Довлатов». Актёрский состав включает множество звёздных имён, а имя исполнителя главной роли до последнего держалось в тайне. Съемки «Довлатова» проходили в 2016 году, а выход запланирован на осень 2017 года.

Награды и премии

После распада СССР Алексей Герман стал народным артистом России. Также его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» (1998 г.) и орденом Почета (2008 г.). Среди многочисленных наград режиссёра: «Триумф» (1998 г.), «Колея» (1998 г.), премия Сергея Довлатова (1998 г.).

Алексей Герман с наградой | Вести

За год до смерти Герман получил статуэтку «Золотой кентавр» в рамках фестиваля документальных, экспериментальных и короткометражных кинокартин «Послание к человеку»

Алексей Герман — биография, личная жизнь, смерть, фото, фильмы и последние новости

Алексей Герман: биография

Алексей Юрьевич Герман – именитый российский режиссер и сценарист кино, народный артист РФ. Наиболее известен благодаря фильму-долгострою «Трудно быть богом», который вышел только после его смерти.

Алексей Юрьевич Герман появился на свет 20 июля 1938 года в Ленинграде (Санкт-Петербург). Его родители – Татьяна Риттенберг и известный российский писатель и сценарист Юрий Герман. После начала войны отец отправился служить во флот на север страны, в маленький городок Полярный. Лёша вместе с мамой тем временем переехал в Архангельск. Юрий Герман служил на гвардейском корабле «Гремящий», который время от времени приходил в Архангельск совместно с конвоями из Мурманска.

Алексей Герман | Teleport

После 1944 года, когда произошёл перелом в войне и город перестали постоянно бомбить, отец решил забрать семью с собой в Полярный. Они вернулись в родной Ленинград через пару месяцев после победы.

Скоро у Алексея развился туберкулез, в связи с чем отец с матерью приняли решение увезти его за город, в село Келомякхи (позже переименована в Комарово). Семья поселилась в небольшом дачном домике. Будущий режиссёр пошёл в третий класс местной школы, сельские дети сразу поладили с ним. В это время Алексей страстно полюбил книги и начал собирать свою библиотеку.

Образование

В 1948 году семейство возвратилось в Ленинград. Алексей Герман увлёкся боксом (ходил в секцию с пятого класса), любил посещать театр. Несмотря на любовь к искусству, режиссером тогда становиться он не думал – хотел быть доктором. Со студентами из медучилища он ходил на пары по анатомии, набрал множество профильных книг, но благодаря общению с отцом и его друзьями предпочёл медицине карьеру режиссёра.

Алексей Герман | Я о кино

В 1960 году Алексей закончил Ленинградский театральный институт (сейчас он известен, как Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Учился на режиссёрском факультете под руководством Григория Козинцева. После учёбы первым поставленным спектаклем Германа стала детская сказка «Мал, да удал», премьера которой прошла в театре драмы Смоленска.

Карьера

В начале 1964 года Герман работал на студии «Ленфильм» помощником главного режиссера в киноленте «Рабочий поселок» Владимира Венгерова. Через несколько лет вместе с Григорием Ароновым, опытным режиссером, ставит ленту «Седьмой спутник». Сценаристами картины выступили Юрий Клепиков и Эдгар Дубровский.

Алексей Герман | Помни про

Первый крупный фильм режиссёра – «Операция «С Новым годом!»». Сценарий был основан на повести отца с тем же названием. Съёмки завершились в 1971 году, но фильм не смог пройти цензуру и на экраны вышел лишь спустя пятнадцать лет.

Читайте также  Колин фёрт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Герман | Buro 24/7

Первая работа Алексея Германа, которую увидели советские зрители, называлась «Двадцать дней без войны». Съёмки были закончены в 1976 году. Ключевые роли в картине достались Юрию Никулину и Людмиле Гурченко. На кандидатуре последней настоял автор сценария Константин Симонов – Герман вместо неё хотел снимать Аллу Демидову.

1980-е года

В этот период в качестве актёра Алексей Герман поучаствовал в следующих кинолентах:

  • «Сергей Иванович уходит на пенсию» (1980 г.);
  • «Рафферти» (1980 г.);
  • «Личная жизнь директора» (1981 г.);
  • «Канувшее время» (1989 г.).

Алексей Герман в фильме «Рафферти» | Кино-Театр

После восьмилетнего затишья вышла очередная картина Германа — «Мой друг Иван Лапшин» (1984 г.). В съёмках приняли участие именитые актёры Советского Союза Андрей Миронов и Андрей Болтнев. Фильм завоевал престижные награды: премию «Бронзовый леопард» и FIPRESCI в Локарно, а также государственную премию им. братьев Васильевых.

Жизнь после развала СССР

Следующая картина Алексея Германа вышла в 1998 году и стала последним прижизненным фильмом режиссёра. «Хрусталев, машину!» заполучил три основные национальные премии российских кинокритиков – за лучший фильм, режиссуру и работу художников. В 2000 году произведение удостоилось шести премий «Ника».

Алексей Герман на съемочной площадке | Feldgrau

Фильм-долгострой «История Арканарской резни» по произведению Стругацких «Трудно быть богом» занимал всё рабочее время режиссёра с 1999 года до конца его жизни. Он так и не вышел при жизни режиссёра, а окончательным монтажом занимался его сын – Алексей Герман младший.

В 1998 году Алексей Герман старший основал собственную киностудию, которая помогла снять дебютные фильмы многим молодым режиссёрам на старте карьеры, среди которых были: Алексей Балабанов, Евгений Юфит, Лидия Боброва и другие.

Личная жизнь

Жена Алексея Германа – кинодраматург Светлана Кармалита – родила ему сына. Его тоже назвали Алексеем. Сын пошёл по стопам отца, став кинорежиссёром и сценаристом. Его фильмография включает картины «Последний поезд» (2003 г.), «Бумажный солдат» (2008 г.), в которых приняла участие Чулпан Хаматова.

Алексей Герман и его жена, Светлана Кармалита | Комсомольская правда

На последних фото Алексей Юрьевич выглядел очень больным. В конце 2012 года он попал в реанимацию. 21 февраля 2013 года его не стало. Работу над его последней картиной «Трудно быть богом» завершил сын.

На данный момент сын Германа работает над фильмом «Довлатов». Актёрский состав включает множество звёздных имён, а имя исполнителя главной роли до последнего держалось в тайне. Съемки «Довлатова» проходили в 2016 году, а выход запланирован на осень 2017 года.

Награды и премии

После распада СССР Алексей Герман стал народным артистом России. Также его наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» (1998 г.) и орденом Почета (2008 г.). Среди многочисленных наград режиссёра: «Триумф» (1998 г.), «Колея» (1998 г.), премия Сергея Довлатова (1998 г.).

Алексей Герман с наградой | Вести

За год до смерти Герман получил статуэтку «Золотой кентавр» в рамках фестиваля документальных, экспериментальных и короткометражных кинокартин «Послание к человеку»

Алексей Герман: биография и фильмография

Безусловно, одной из легенд советского и российского кино является режиссер и сценарист Алексей Герман. Человек с большой буквы, не променявший творчество на зеленые бумажки, до конца жизни оставался преданным своему делу. Имя этого человека вошло в историю отечественного кинематографа, хотя за свою жизнь он снял всего пять фильмов.

Биография

Родился Алексей Юрьевич Герман 20 июля 1938 года в Ленинграде. Отец, Юрий Герман, был известным писателем и сценаристом. Мать, Татьяна Риттенберг, по достоверным сведениям, настолько сознавала все ужасы времени, которые выпадут на долю будущего ребенка, что пыталась избавиться от него. Она прыгала со шкафа и поднимала тяжести, но все усилия оказались напрасными. Малыш родился в срок и здоровым.

Во время Второй мировой войны отец будущего режиссера сразу же пошел на фронт. Служил на флоте на севере страны в небольшом городке Полярный. Жена вместе с сыном к этому времени переехали в Архангельск поближе к мужу. Когда в 1944 году победа над фашизмом стала реальной, Юрий Герман забрал семью в Полярный. Через несколько месяцев по окончании войны они вернулись в Ленинград.

Детство

Однако Алексей Герман заболел туберкулезом, и родители решили увезти его в село Келомякхи, которое сейчас называется Комарово. Жили они в небольшом дачном домике, а Леша пошел в третий класс местной школы.

Добродушный характер мальчика привлекал к нему ровесников, в этом возрасте Алексей увлекся чтением и постепенно стал собирать библиотеку.

В 1948 году, поправив здоровье ребенка, семья Германов вернулась в Ленинград. Вместе с родителями Алексей Герман часто ходил в театр, кино, увлекся боксом, но больше всего нравилась медицина. Не будучи студентом, он вместе с ними посещал лекции по анатомии, пополнил свою библиотеку учебниками по медицине, одним словом, серьезно увлекся этой наукой.

Работа режиссером

Отец Алексея, напротив, видел в сыне режиссера. За разговорами он настоял, чтобы Алеша подал документы в Ленинградский театральный институт (сейчас это Санкт-Петербургская академия театрального искусства). Слова отца подействовали, и Алексей Герман в итоге закончил институт, где учился под руководством Григория Козинцева.

Первой его постановкой стала сказка «Мал, да удал», которая прошла в театре драмы Смоленска. Также он ставил спектакли для Большого драматического театра, а затем устроился работать на Ленфильм помощником главного режиссера в фильме «Рабочий поселок».

Через несколько лет, работая помощником режиссера, Герман решается снять собственную картину по мотивам книги братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Но советские войска вошли в Чехословакию, и эта идея пока осталась неосуществимой. Тогда Алексей Герман начинает работать над кинолентой «Операция «С Новым годом!». Фильм был основан на одноименной повести Юрия Германа. Съемки закончились в 1971 году. Но и этой картине не суждено было сразу выйти на экран: фильм положили на полку.

Алексей Герман: фильмография

Первым фильмом, дошедшим до зрителя, стала картина «Двадцать дней без войны». Съемки закончились в 1976 году и то только благодаря Константину Симонову, по повести которого был снят фильм. В главный ролях снялись Юрий Никулин и Людмила Гурченко. За Гурченко просил сам автор, хотя Герман думал пригласить на роль Аллу Демидову.

Алексею Герману пришлось подрабатывать и в качестве актера, в восьмидесятых годах он снялся в кинолентах «Рафферти», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Личная жизнь директора», «Канувшее время».

В 1984 году выходит кинолента «Мой друг Иван Лапшин» с участием Андрея Миронова и Андрея Болтнева. Фильм получил награду «Бронзовый леопард» в Локарно, а также государственную премию имени братьев Васильевых.

Алексей Герман: отзывы о жизни

Практически в это же время на широкий экран вышла под новым названием его первая картина «Операция «С Новым годом!», переименованная в «Проверку на дорогах». Когда Алексея Юрьевича спросили, почему фильм пятнадцать лет был под запретом, он ответил, что объяснять, за что запретили картину, бессмысленно, так как все в ней не устраивало. Не понравилось властям, что главный персонаж оказался человеком слабым, сдался в плен, но затем раскаялся. Не устраивало, что в фильме показана жалость к людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах, и вообще за то, что была затронута тема покаяния.

Алексей Герман фильмы свои снимал всегда долго, по несколько лет. Он не в состоянии был выпустить картину, если она в чем-то его не устраивала. Проблема еще состояла в том, что в то трудное время всегда возникали финансовые проблемы. «Мой друг Иван Лапшин» снимался три года и еще два дорабатывался, а над картиной «Хрусталев, машину!» режиссер работал семь лет. Последний его фильм — «Трудно быть Богом» — Алексей Юрьевич так и не закончил. Работал он над ним почти тринадцать лет с 1999 года до 2013, пока не ушел из жизни. Монтаж завершал сын режиссера — Алексей Герман-младший.

Читайте также  Светлана пенкина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последней картиной, которая вышла при жизни этого удивительного человека, стала «Хрусталев, машину!». Фильм получил три национальные премии России: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую работу художника. Кроме того, картина удостоилась получить шесть премий «Ника» на кинофестивалях.

Заключение

Режиссер Алексей Герман фильмы советских кинорежиссеров, можно сказать, боготворил, и, несмотря на то что ему предлагали работу в Голливуде, он отказался. Насчет Американского кинематографа Герман высказывался, что там снимают разные ленты, бывают талантливые фильмы, но в сумме — это вреднейшее предприятие, которое оглупляет и делает безнравственными людей.

Светлана Игоревна Кармалита стала верным спутником Алексея Германа. Она была также сценаристом, и в трудные годы, когда муж вынужденно оставался безработным, они вместе писали сценарии к фильмам и подписывали фамилией жены. У них родился сын, который пошел по стопам отца. Его так и называют: Алексей Герман-младший. Снял он такие фильмы, как «Последний поезд», «Бумажный солдат», а сейчас работает над лентой «Довлатов», которая должна выйти в сентябре 2017 года.

После развала СССР режиссер Алексей Герман фильмы, которые стала выпускать страна, называл полными коррупции, жадности и тщеславия. В это время американцы предложили выгодную работу: снимать картину про блокаду Ленинграда. Режиссер поставил условие, что фильм должен быть черно-белым. На это Фабрика грез пойти не могла.

Но Алексей Герман настоял на своем, так как считал, что ленинградцы не простят ему розовых щек на экране. Алексей Герман-старший, фильмография которого невелика, считал, что там, где торжествует серость, — к власти приходят черные.

12 неизвестных фактов об Алексее Германе

20 июля Алексею Герману исполнилось бы 80 лет. К юбилею «Афиша Daily» выбрала не очень известные факты о знаменитом режиссере, собранные из различных интервью и книг.

О сыне-режиссере

Алексей Герман был в полном отчаянии, когда его сын решил стать режиссером. Герман-старший рассказывал, что стоял перед сыном на коленях и просил не делать этого, а взамен обещал купить машину. Светлана Кармалита, жена Германа, грозилась отречься от Алексея-младшего, если тот пойдет в режиссеры. На что Герман-младший ответил: «Машину покупайте, но я все равно поеду учиться к Соловьеву». И поехал в Москву на курс Сергея Соловьева во ВГИК, а родители за ним потянулись следом из Петербурга, потому что скучали.

Об отце-писателе

Сам же Алексей Герман хотел быть врачом, но кинорежиссером его заставил стать отец (Юрий Герман, известный писатель — Прим. ред.). Герман рассказывал, что в его отца были влюблены все женщины двора. Он был очень сильный физически и очень драчливый человек. При любой гадости Юрий Герман сразу бил. Однажды он «съездил со страшной силой» чемпиону СССР штангисту Майорову. Потом об этом написали в газетах.

Об Андропове

Однажды Алексей Герман написал Андропову письмо. В нем говорилось о том, что в стране руководят одни идиоты, именно этими словами. Неожиданно оно легло на стол Андропову. Все тут же закрутилось в сторону, полезную для Германа. Его картины стали выходить, за них дали государственную премию.

Об Ахматовой

Алексей Герман помнит, как в детстве он бежал по коридору родительской квартиры, распахнул дверь уборной, а там сидит крупная дама в красивом сером костюме. И тут же его схватил за шиворот отец, затащил на кухню и сказал, что эта женщина — гений, Анна Ахматова.

Об альтернативном финале «Трудно быть богом»

Главный герой Румата не возвращается на Землю, как у Стругацких, и не остается в Арканаре, как в известной версии. Он погибает. Но на планету возвращаются люди — другая экспедиция. Финал буквально такой: идут какие-то купцы, средневековые монахи по современному аэродрому, а в небо начинают подниматься странные белые корабли.

О фильме «После бала»

Герман хотел населить свой будущий (так и не снятый) фильм всеми толстовскими героями, начиная с Пьера Безухова и кончая Анной Карениной. Все философствуют, умно говорят, но оказываются палачами.

Об Эйзенштейне

Герман не поклонник Эйзенштейна. Ему было смешно смотреть фильмы Эйзенштейна — кроме кадров, когда броненосец идет на зрителей. Ему казалось, что многое у великого режиссера плохо сделано и Эйзенштейн лжет: «не было никакого расстрела на одесской лестнице, не катились никакие коляски».

О литературной работе

Герман всегда готовился к худшему. Под теми сценариями, которые они писали вместе со Светланой Кармалитой, он никогда не ставил свою фамилию. Светлана была аспиранткой писателя Льва Копелева. Его тоже уволили и не давали работать. Герман и Кармалита работали «литературными неграми» у Копелева. Тому приносили переводы, лишние он отдавал Светлане.

О Балабанове

Герман считал Балабанова интересным режиссером. Он чувствовал в Балабанове сильного человека. Он долго дружил с ним и Сельяновым, снимался у них, озвучивал одну картину целиком. Потом все это кончилось. Балабанов как-то бросился к Герману и начал объяснять, что тот живет правильно, а он неправильно. Возможно, Балабанов был пьян. Но «Брат» Герману не понравился, как и не понравился «Брат-2».

О Ярмольнике

Герман вообще не знал, что Ярмольник — артист. Он увидел по телевидению человека, который «отдает какие-то подарки, улыбается». Герман подумал, что это хорошее лицо с большим носом для средневекового человека. И чтобы Ярмольник не пропадал в телевизоре, позвал к себе в фильм.

На каком-то этапе Герман не выдержал и выгнал Ярмольника из проекта. Он тогда решил сделать такой фильм, в котором героя не будет. Но ему стало тоскливо, кадры получались скучные. В итоге они с Ярмольником помирились. Но и потом было трудно. Ярмольник казался чуть-чуть ярче, чем другие, Герман говорил: «Его надо немножко глушить, а он глушиться не хочет»

О Линче

Герман был в жюри Каннского кинофестиваля, когда фильму «Дикие сердцем» Дэвида Линча дали главный приз, но он ему совершенно не понравился. Герман говорил, что сделал все для того, чтобы фильм не получил Золотую пальмовую ветвь и даже орал на председателя жюри Бернардо Бертолуччи. Бертолуччи все бросил и ушел, но потом все же вернулся. Герман уверен, что Бертолуччи это сделал только по долгу службы председателя жюри.

О Каннах

В Каннах, будучи членом жюри, Герман отчаянно сражался, чтоб российские картины получили премии, и в результате одна из организаторов фестиваля по имени Доменик встала и сказала, что если бы не Герман, то русское кино не получило бы ни … [черта]. Последние три буквы она сказала на чисто русском языке.

Алексей Герман: биография

Полное имя: Алексей Юрьевич (Георгиевич) Герман

Дата рождения: 20.07.1938

Дата смерти: 21.02.2013 (74 года)

Место рождения: г. Санкт-Петербург (Россия)

Знак зодиака: Рак

Новости со звездой: 16

Биография

Алексей Герман — биография

Алексей Юрьевич (Георгиевич) Герман родился 20 июля 1938 года в семье потомственных питерских интеллигентов. Его отец – известный советский писатель и кинодраматург, лауреат Сталинской премии Юрий Павлович Герман. Мама — Татьяна Александровна, происходила из петербургского еврейского рода Риттенбергов. Среди предков Алексея Германа были чиновники, адвокаты, состоятельные купцы и военные. Детство и юность будущего режиссера были благополучными и счастливыми, родители предоставляли ему много свободы, его отец считал, что сын должен «все отведать с молодости», чтобы понимать «что все это ты видел, все это ерунда».
Окончив школу, Алексей поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Он учился в мастерской великого отечественного кинорежиссера, Народного артиста СССР Григория Михайловича Козинцева. Руководителем его курса был выдающийся театральный режиссер и педагог Александр Александрович Музиль.
В 1960-м Герман закончил курс обучения и поставил свой первый спектакль — сказку «Мал, да удал» (Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова).
В этом же году молодой режиссер стал одним из помощников главного режиссера ленинградского БДТ Георгия Александрович Товстоногова, работал над постановками спектаклей «Фараоны» (украинская комедия А. Коломийца, 1960), «Четвертый» (драма К. Симонова, 1961) и «Поднятая целина» по роману М.А.Шолохова (1964).
С 1964 года Алексей Герман работал на киностудии «Ленфильм», был вторым режиссером бытовой драмы «Рабочий поселок» (реж.В. Венгеров, 1965), затем сорежиссером Григория Аронова в исторической драме о революции «Седьмой спутник» (1967).
С конца 1960-х Герман работал над своим первым самостоятельным фильмом «Операция «С Новым годом!» (съемки были завершены в 1971 году) по одноименной повести отца, Юрия Германа. В этой авторской, «независимой» по стилю военной драме жизнь и боевые подвиги советских партизан были показаны с предельной, даже жестокой точностью, а одним из главных героев в ней стал раскаявшийся предатель — полицай Лазарев в исполнении Владимира Заманского (в др. ролях – Р. Быков, А. Солоницын, О. Борисов, Н. Бурляев, М. Булгакова). Фильм не был допущен в прокат, пролежал «на полке» до 1986 года: зрители увидели его под названием «Проверка на дорогах», фильм был признан и властью (Госпремия за 1988 год) и критиками.
Жестокие дискуссии и ссоры с чиновниками сопровождали и съемки следующей картины «Двадцать дней без войны» (по повести К.Симонова, в гл. роли – Ю.Никулин, 1976). История об отпуске фронтовика в тылу была рассказана предельно просто и искренне «от первого лица» военного журналиста майора Василия Лопатина, тыловая жизнь показана с документальной точностью, в типичной для Германа черно-бело-серой гамме.
Большой успех пришел к режиссеру после выхода в прокат его третьей картины «Мой друг Иван Лапшин» (по мотивам произведений Ю. Германа, в гл. ролях – А. Болтнев, Н. Русланова, А. Миронов, А. Жарков, 1984). История из жизни провинциального Унчанска середины 1930-х рассказана от лица очевидца событий, который был в то время мальчиком: он запомнил то время «как оно было», цепкой и чистой памятью ребенка. Фильм расшатывал сразу два киношаблона — о «романтических» уголовниках и «возвышенных» актерах, два этих мира пересекаются в образе главного героя, начальника уголовного розыска Ивана Лапшина, который борется с мерзкими бандитами и любит прекрасную, но подленько-взбалмошную актрису местного театра. По мнению критиков, «Мой друг Иван Лапшин» — это шедевр режиссера, чья строгая «документальная» стилистика поднимается здесь до уровня символического и философского.
Зрелый шедевр Германа – драма «Хрусталев, машину!» (в гл. ролях Ю. Цурило, Н. Русланова, 1998) снималась в течение 7 лет. Это пронзительная притча о советской стране последних дней жизни Сталина (действие происходит в основном в конце февраля 1953, показана смерть/убийство тирана). В своей аскетичной и внешне беспристрастной, уже почти абсурдистской манере Герман представил срез общества (от пацанов с улицы до высших руководителей страны), лишившегося последней человечности под игом Вождя. Фильм получил большую международную известность, хотя и зрители и критики до сих пор спорят о его содержании и художественных достоинствах.
Последний фильм режиссера — это философская притча «Трудно быть Богом»/«История арканарской резни» (вариант названия — «Что сказал табачник с Табачной улицы», в гл. ролях Л. Ярмольник, Ю. Цурило, П. Меркурьев, Н. Мотева, 2013); в основе фильма – научно-фантастическая повесть братьев Стругацких «Трудно быть богом». Этот фильм – один из самых долгих проектов в истории отечественного кино, он снимался с конца 1990-х из-за сложностей с финансированием, проблем со здоровьем самого Германа, но, в первую очередь, из-за принципиальности режиссера, который желал воплотить в идеальной точности грандиозную картину мира Арканар так, как он его увидел — от первого до последнего кадра. Уже сами съемки вошли в историю кино: этапы кинопроцесса, показы материалов фильма становились событиями культурной жизни. Швейцарский оператор и режиссёр Антуан Каттин в течение нескольких лет снимал документальный фильм «Плэйбэк» (совместно с П. Костомаровым) об Алексее Германе-старшем и его последнем творении. Фильм не был завершен до смерти Алексея Юрьевича (21 февраля 2013), его российская премьера состоялась на 40 день после его смерти (незавершенный), окончательный вариант был представлен на 8-м МКФ в Риме в ноябре 2013 (премия за вклад в киноискусство, посмертно).
Все шесть фильмов Германа замечательны своей высокой литературной и драматургической культурой, он принимал участие в работе над сценариями своих фильмов (имеет несколько литературных наград), среди его соавторов – Светлана Кармалита, Эдуард Володарский. Как сценарист он также работал над фильмами «Садись рядом, Мишка» (1977), «Путешествие в Кавказские горы» (1981), «Письма мертвого человека» (реж. К. Лопушанский, 1986), «Тень завоевателя» (1991).
Как актер Алексей Герман участвовал в восьми картинах, среди которых драмы «Рафферти» (мини-сериал, 1980), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (реж. С.Шустер, роль обменщика, 1980), Личная жизнь директора (роль Мустафиди, 1981), экранизация романа Ф. Кафки «Замок» (реж. А.Балабанов, роль Кламма, 1994), киноальманах, посвященный юбилею кино «Прибытие поезда» (1995), эксцентрическая драма «Мания Жизели» (реж.А.Учитель, роль врача, 1996) и др.
Алексей Юрьевич Герман – один из немногих отечественных продюсеров независимого и некоммерческого кино, 23 года (1990-2013) он был руководителем петербургской киностудии «СПиЭФ» (Студия первого и экспериментального фильма), на которой снимали свои первые фильмы В. Каневский, В. Манский, А. Балабанов, Л. Боброва, С. Овчаров и др.
Режиссера можно увидеть в документальных фильмах «Андрей» (реж. А. Габрилович, 1991), «Кино сохраняет время» (Финляндия, 1991). «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1995), «Холодная война» (мини-сериал, 1998), «Документальная камера» (сериал, 2004 – 2011), в передачах цикла «Культурный слой» (Пятый канал).
О его жизни снят документальный фильм «Больше, чем любовь: Герман и Кармалита» (телеканал «Культура», реж. А. Столяров, 2010).
13 ноября 2013 года на 8-м Международном кинофестивале в Риме состоялась международная премьера фильма «Трудно быть богом».

Читайте также  Вилли токарев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Годы жизни: 20.07.1938-21.02.2013

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988)
▪ Народный артист РФ (1994)

Награды

▪ Приз Жоржа Садуля/Georges Sadoul Prize, Париж – фильм «Двадцать дней без войны» (1977)
▪ Приз Эрнеста Артариа МКФ в Локарно, Швейцария – фильм «Мой друг Иван Лапшин» (1986)
▪ Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых в составе творческой группы фильма «Мой друг Иван Лапшин» (1986)
▪ Государственная премия СССР в составе творческой группы фильма «Проверка на дорогах» (1988)
▪ Литературная премия имени Сергея Довлатова (1998)
▪ Российская независимая премия поощрения высших достижений литературы и искусства «Триумф» (1998)
▪ Премия памяти В.С. Высоцкого «Своя колея» – фильм «Хрусталев, машину!» (1998)
▪ Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля – фильм «Хрусталёв, машину!» (1998)
▪ Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)
▪ Дважды лауреат Национальной кинематографической премии «НИКА» в номинациях «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа» – фильм «Хрусталев, машину!» (1999)
▪ Трижды лауреат Национальной премии Российской кинокритики и кинопрессы «ЗОЛОТОЙ ОВЕН» в номинациях «Человек кинематографического года», «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа» (за организацию и работу киностудии «Студия «ПиЭФ», 1992; за фильм «Хрусталев, машину!», 1999)
▪ Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000)
▪ Дважды лауреат Царскосельской художественной премии (2003, 2012)
▪ Орден Почёта «За большой вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность» (2008)
▪ Главный приз «Золотой кентавр» фестиваля документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов «Послание к Человеку» (2012)
▪ Премия «Золотая Капитолийская волчица»/Lifetime Achievement Award Римского кинофестиваля, за вклад в киноискусство (посмертно, впервые в истории фестиваля, 2013)
▪ Премия Международного кинофестиваля в Риме в номинации «За выдающийся вклад в киноискусство» — впервые в истории европейского кино – посмертно (2013) и др.

Семья

Супруга – Светлана Игоревна Кармалита, кинодраматург
Сын – Алексей Герман-младший, кинорежиссёр, сценарист (04.09.1976)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: