Жан кокто — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жан Кокто

Биография

Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность

Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.

Жан Кокто в молодости

Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.

Творчество

Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.

Стихи Жана Кокто

Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.

Книги Жана Кокто

В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.

В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».

Жан Кокто и Эдит Пиаф

Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.

Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».

Портрет Жана Кокто в молодости

Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.

В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».

Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:

«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».

Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.

Жан Кокто

В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:

«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.

Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.

Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.

Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.

Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»

За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.

Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.

Личная жизнь

Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.

Жан Кокто и Наталья Палей

История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.

Жан Кокто и Жан Маре

Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.

Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.

Смерть

Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.

К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.

В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.

Библиография

  • 1918 — «Петух и Арлекин»
  • 1919 — «Потомак»
  • 1923 — «Самозванец Тома»
  • 1926 — «Призыв к порядку»
  • 1929 — «Ужасные дети»
  • 1935 — «Портреты-воспоминания»
  • 1962 — «Реквием»

Цитаты

«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».

«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».

«Время от времени следует отдохнуть от безделья».

«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».

Жан Кокто – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть

Жан Кокто: биография

Жана Кокто называли французской версией Оскара Уайльда: такая же сексуальная ориентация, богатый гардероб и огромное количество укоренившихся афоризмов. Литератор и режиссер крутился в самом эпицентре культурной жизни Парижа, окунался в новомодные сюрреализм и дадаизм, экспериментировал с изменением сознания — гипнотическим транс-опиумом и снами наяву. Жана бросало из крайности в крайность, но он оставался серьезным художником, который пытался найти ответы на вечные вопросы.

Детство и юность

Жан родился в местечке Мезон-Лаффит под Парижем в семье людей обеспеченных, разносторонних и творческих. Отец, сделавший карьеру адвоката, неплохо рисовал на любительском уровне. Когда сыну исполнилось 9 лет, свел счеты с жизнью. Событие до глубины души потрясло маленького Жана, в будущем он назовет смерть «моей возлюбленной» и сделает эту тему центральной во многих произведениях.

Жан Кокто в молодости

Воспитанием и образованием ребенка занялся дед, определив внука в один из лучших столичных лицеев. Мужчина слыл ценителем музыки, устраивал дома концерты, был коллекционером – в том числе создал собрание музыкальных инструментов, картин Эжена Делакруа и Жана Энгра, а также греческих статуй.

Творчество

Жан Кокто с жаром окунался в разные художественные сферы. Примерял роли поэта и прозаика, музыканта и художника, пробовал силы в кино.

Стихи Жана Кокто

Творческая биография Кокто – это прежде всего поэзия. Как поэт дебютировал в 1906 году, из-под пера вышли первые стихотворения «Лампа Алладина», «Легкомысленный принц», «Танец Софокла». Стихи литератор считал основой искусства, сборники выходили на протяжении всей жизни. Наиболее известные книги – «Словарь», «Леона», «Греческий ритм».

В сборнике «Опера» поэт отдает дань сюрреализму, а в томе «Стихи» прослеживаются мотивы дадаизма. На закате жизни Жан Кокто словно предчувствовал скорый уход, создав за год до смерти поэму «Реквием», объединившую основные направления творчества писателя.

Книги Жана Кокто

В художественные круги молодой человек попал в середине 1910-х годов. Познакомился и сблизился с Марселем Прустом, Пабло Пикассо, Эриком Сати, Эдит Пиаф. До этого времени Жан тяготел к классическому искусству, но под влиянием Пруста и Сергея Дягилева начал пересматривать взгляды. Писатель и театральный деятель позвали Кокто поработать с «Русским балетом». В итоге для этой труппы Жан написал либретто. Параллельно родились произведения для постановок и в других театрах.

В 1913 году Жан познакомился с творчеством Игоря Стравинского, даже вошел в круг друзей знаменитого композитора. Спустя пять лет посвятил Игорю Михайловичу книгу «Потомак».

Жан Кокто и Эдит Пиаф

Участие в драматургии не обходилось без скандалов. Кокто положил начало становлению спектаклей нового типа, в которых отражались настроения «потерянного поколения», при этом отрицались все традиции. Так, в тандеме с эксцентричными Сати и Пикассо Жан в 1917 году представил публике авангардный балет «Парад». Впервые на афише появилось слово сюрреализм. В постановке использовались элементы спорта и акробатики.

Мышление литератора формировалось под влиянием Сати. Кокто называл музыку композитора простой и понятной, любовь к музыканту отразилась в книге «Петух и арлекин». Однако к середине 20-х годов уже критиковал авангардистов в эссе «Призыв к порядку».

Портрет Жана Кокто в молодости

Жана увлекала античная мифология, начал переписывать на новый лад сюжеты пьес «Антигона», «Царь Эдип», «Адская машина». Самым значимым, по мнению исследователей, стал миф об Орфее. Эта пьеса – стержень творчества писателя.

Читайте также  Артур конан дойл - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В это же время поэт превращается еще и в прозаика – первым произведением стал роман «Самозванец Тома», в котором Жан делится впечатлениями от Первой мировой войны. Интересный факт: в списке его сочинений практически нет таких, которые бы разительно отличались друг от друга – темы и образы кочуют из книги в книгу. Однако особняком стоит роман «Ужасные дети» (1929), где герои погибают, так и не сумев выйти за пределы «зеленого рая детской любви».

Жан Кокто и его автопортрет

Перед Второй мировой войной увидела свет знаковая постановка по пьесе «Равнодушный красавец», посвященной Эдит Пиаф. Премьера спектакля состоялась в театре «Буфф-Паризьен». Во время войны с нацистами Жан отличился тем, что в открытую заявлял о симпатии к Гитлеру и даже выполнял заказы для оккупантов. В дневнике писал:

«В Гитлере мы имеем поэта, которого не дано понять монотонным людям».

Вообще во время Второй мировой Кокто поработал плодотворно, выпустив две книги и поставив пять пьес.

Жан Кокто

В круг интересов француза входило рисование. Он проявил себя как талантливый график. В начале 20-х годов напечатали альбом рисунков Жана, который начинался с высказывания:

«Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом».

Кокто сравнивал рисование с работой писателя – старался переносить на бумагу не увиденное, а пережитое на собственном опыте. Особенно преуспел в жанре графического портрета.

Было в жизни Жана Кокто еще одно важное направление, которому он отдавал силы и эмоции. Это кинематограф. Мужчина сам писал сценарии и сам же выступал режиссером. Первую картину «Кровь поэта» снял в 1930 году, положив начало трилогии на тему мифа о музыканте и поэте Орфее. Действия легенды перенес в настоящее время.

Жан Маре в фильме Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Затем сел в кресло постановщика только после войны. Писатель создал фильм по мотивам сказки «Красавица и чудовище», пригласив на главные роли Джозетт Дэй и Жана Маре. В фильмографию вошли картины «Двуглавый орел», «Ужасные родители», а также продолжение трилогии «Орфей» и «Завещание Орфея». Последняя лента примечательна тем, что это автопортрет автора и ее финансировал Франсуа Трюффо, ярый поклонник Кокто.

Режиссер передал через эту драму веру в то, что зеркала являются порталом в другие измерения, помогают проникнуть сквозь время и пространство. Образ Орфея воплотил тот же Жан Маре. Герой живет в загородном доме с любимой супругой Эвридикой, которую играет Мари Деа.

Документальный фильм «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год»

За несколько месяцев до смерти Жан представил последний фильм. Им стала короткометражная лента «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Писатель – единственный персонаж картины, который обращается к будущим поколениям с речью. Здесь он в который раз продемонстрировал умение красноречиво говорить. Знакомые и друзья утверждали, что Жан говорил лучше всех во Франции.

Потомкам оставил писатель и книгу мемуарных очерков «Портреты-воспоминания» (1935), где Кокто рассказывает о юных годах, рисует портреты актеров парижской сцены и известных литераторов. Он сравнивает жизнь с «великолепным спектаклем» и радуется, что довелось стать действующим лицом.

Личная жизнь

Личную жизнь Жан Кокто никогда не скрывал, он был бисексуалом. Два года прожил с русской актрисой Натальей Палей. Громкий роман случился с гениальным юным писателем Реймоном Радиге, а затем до самой смерти состоял в отношениях с Жаном Маре.

Жан Кокто и Наталья Палей

История любви литератора и актера началась в 1937 году – пара познакомилась в парижском театре «Ателье», где готовилась постановка по пьесе Жана «Царь Эдип». Маре покорил сценариста красотой и тут же был утвержден на главную роль.

Жан Кокто и Жан Маре

Благодаря поддержке покровителя Маре превратился в знаменитого актера. Кокто посвящал возлюбленному стихи, рисовал портреты, задействовал того в своих спектаклях и фильмах.

Литератор был опиумным наркоманом, в молодости выкуривал в день три десятка трубок с этим веществом. Слыл убежденным католиком.

Смерть

Умер Жан Кокто от сердечного приступа в середине осени 1963 года. Похоронили писателя и режиссера в часовне Сен-Блез де Симпле в Мийи-ла-Форе.

Музей Жана Кокто в Ментоне

К смерти Жан основательно подготовился: специально сделал фрески, которые поместили около гроба, и выбрал эпитафию – «Я остаюсь с вами». Характер цитаты раскрывает его убеждение: Кокто верил, что жил на земле уже много раз и после смерти обязательно вернется.

В ноябре 2011 года в честь Жана открылся музей в Ментоне.

Библиография

  • 1918 — «Петух и Арлекин»
  • 1919 — «Потомак»
  • 1923 — «Самозванец Тома»
  • 1926 — «Призыв к порядку»
  • 1929 — «Ужасные дети»
  • 1935 — «Портреты-воспоминания»
  • 1962 — «Реквием»

Цитаты

«С самого дня моего рождения моя смерть начала свой путь. Она следует за мной без суеты».

«Надо быть и живым человеком, и посмертным художником одновременно».

«Время от времени следует отдохнуть от безделья».

«Режиссеры бывают трех видов: умные, изобретательные и большинство».

Жан Кокто. Знаковая фигура французской богемы

Жизнь некоторых людей настолько невероятна и удивительна, что гораздо больше похожа на вымысел, чем если бы такую удивительную историю и впрямь пытались придумать. Жан Кокто – известный писатель, поэт, драматург, художник, режиссер и человек, повлиявший на многих деятелей XX века. Он прожил исключительно невероятную жизнь.

Истоки любви к творчеству

Родился Жан Кокто (Jean Maurice Eugène Clément Cocteau) в 1889 году во Франции. Его отец покончил с собой, когда Жану было 9 лет. Воспитанием мальчика занялся дед, который привил будущему деятелю любовь к искусству. В 1910-1920 годы Жан сформировался как поэт, отдавая дань уважения дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». С середины 1910-х годов он вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

Кокто сочинял поэзию, прозу, пьесы и критику, поставил несколько фильмов, нарисовал тысячи скетчей и картин, оформлял балеты Дягилева, сотрудничал с такими композиторами, как Стравинский, Сати, Мийо, Пуленк, Онеггер и Менотти, играл в кино и в театре, стал одним из основателей Фестиваля проклятых фильмов, который состоялся в Биаррице в 1949 году, играл джаз в нескольких парижских клубах и лично натренировал конченого боксёра из Панамы по имени Эл Браун до титула чемпиона мира в весовой категории «петуха».

Единственной формой визуального искусства, которую он не практиковал, была фотография. Однако сам Кокто позировал величайшим фотографам мира — Анри Картье-Брессону, Жаку-Анри Лартигу, Мэну Рэю, Ирвингу Пенну. Он вёл кипучую деятельность, при этом производя впечатление абсолютного бездельника. А в жизни чаще бывает совершенно наоборот.

Яркая жизнь и влияние на видных деятелей

Кокто стал человеком, которого ненавидела и преследовала вся Франция, и в этом была лишь щепотка его параноидальной мании величия. Постоянный налёт скандальности из-за употребления наркотиков и обвинений в развращении молодых людей никогда не покидал его. Он первым открыто занимался такими вещами, как самопиар и самораскрутка, став первым медийным самопиарщиком двадцатого столетия.

В 1930 году он дебютировал с кинофильмом «Кровь поэта», хотя, по собственному признанию, совершенно ничего не понимал в кино.

«Мои ошибки впоследствии были приняты за находки и открытия», — признавался он позже.

И ставка на кино сработала: в наше время редко увидишь выставку картин Кокто в музеях или его пьесу в театре, даже книг на прилавках магазинов что-то не видно. Зато фильмы Кокто (от «Крови поэта» до «Завещания поэта») можно отыскать без труда и употребить именно в том виде, в котором они были задуманы и исполнены самим Кокто. Его картины оказали прямое и непосредственное влияние на всю без исключения Новую волну (Годар, Трюффо, Варда, Рене) и на таких режиссёров, как Мельвиль, Пазолини, Бертолуччи, Энгер, Гринуэй, Фассбиндер и Джармен. То есть на любого из когорты «священных чудовищ» и «проклятых поэтов» кино. А «Кровь поэта» Кокто ни много ни мало дала начало альтернативной ветке арт-кино, последней из ярких работ в которой стоит киноцикл Мэтью Барни «Кремастер».

Внутри Кокто, как у многих людей творчества и художников, противоборствовали прямо противоположные и несовместимые наклонности и стремления. Всю жизнь он страдал от опиумной наркозависимости (в середине 1930-х Кокто выкуривал 30 трубок опиума в день), которая плохо сочеталась с его превалирующей гомосексуальностью, и еще меньше — с непоколебимой католической верой. И всё это отражалось весьма причудливо в его работах. Хотя Кокто не делал секрета из своей гомосексуальности, он так и не написал никогда неприкрыто гомосексуального текста и даже в мемуарах аккуратно обходил эту тему.

За несколько месяцев до своей смерти Жан Кокто снял свой последний фильм. Это была 25-минутная короткометражка под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». На ней изображен сам режиссер, который обращался к потомкам. Когда послание для XXI века было отснято, плёнку спрятали в коробку, запечатали и отправили по почте с тем условием, что открыто оно должно быть не раньше 2000 года. Умер Жан Кокто 11 октября 1963 года, оставив немалый след в истории и творчестве.

Жан Кокто — биография

1) То же, что живописец.

2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.

Жан Кокто родился 5 июля 1889 года в Мезон-Лаффите, в обеспеченной буржуазной семье. Его отец, адвокат и художник-любитель, покончил с собой, когда ему было девять лет. Это трагическое событие глубоко повлияло на формирование будущего писателя. Впоследствии тема смерти [en] , которую он называл «своей возлюбленной [en] », стала для него одной из ведущих тем. Писать стихи Стих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. Кокто начал с 1906 года и дебютировал как поэт Поэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. : «Лампа Аладина», (1908), «Легкомысленный принц» (1910), «Танец Софокла» (1912). Поэзию Поэзия (греческое poiesis):

1) до середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Поэзия и проза — два основных типа искусства слова, различающиеся способами организации речи художественной и прежде всего ритмостроением. Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи.

В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.

Тема «потерянного поколения» проникнута пафосом стоического пессимизма у Хемингуэя, Дж. Дос Пассоса, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка, Р. Олдингтона, Ф. С. Фицджеральд. ». Самым знаменитым и одновременно скандальным стал авангардный балет «Парад» (1917) на музыку [en] Эрика Сати, с декорациями Пабло Пикассо: в представлении, включавшем элементы акробатики и спорта, использовались кубистские принципы оформления. На афише к этому спектаклю впервые появилось придуманное Гийомом Аполлинером определение «сюрреалистический».

В книге «Петух и арлекин» (1918) Кокто дал восторженную оценку «простой и ясной» музыке Сати, противопоставив ее «напыщенной выспренности» Рихарда Вагнера и Клода Дебюсси. Вскоре Кокто стал идеологом «Шестерки «Шестерка» («Les Six») — творческое содружество французских композиторов, сложившееся после 1-й мировой войны и существовавшее в 20-х гг. Идеологи — Ж. Кокто и Э. Сати, члены — Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, неприятие музыкального импрессионизма. » — группы французских композиторов-новаторов, писавших музыку к его балетам, первым из которых был протестующий против устаревших вкусов гротеск «Свадьба на Эйфелевой башне» (1921). Но уже в 1926 году писатель Жан опубликовал сборник литературно-критических эссе «Призыв к порядку», свидетельствующих о разочаровании в принципах авангардистского искусства, которые сами превратились в некую догму. Он обратился к античной мифологии Мифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение). , создавая новую интерпретацию сюжетов классических трагедий: пьесы Пьеса:

Читайте также  Владимир молчанов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

1) Драматическое представление для театрального представления.

Центральным для Кокто стал миф об Орфее, повлиявший на все сферы его творчества. Новое и чрезвычайно плодотворное поле деятельности он обрел в кинематографе Кинематограф (от греческого kinema, род. п. kinematos — движение и «граф») —

1) Первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран.

2) Зрелище (а также система его организации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.

3) Устаревшее название кинотеатра.

После Второй мировой войны (World War II) Кокто возвратился к балету: в качестве либреттиста и художника-декоратора он участвовал в создании экспериментальных спектаклей «Юноша и Смерть» на музыку немецкого композитора, органиста и клавесиниста Иоганна Себастьяна Баха (1946) и «Федра» на музыку Жоржа Орика (1950). Его духовные поиски в послевоенные годы отразились в снятых им по собственным сценариям Сценарий (от итальянского scenario):

1) Краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения. фильма «Орфей» (1950) и «Завещание Орфея» (1959). В 1955 году Кокто был избран во Французскую Академию. (Е. Д. Мурашкинцева)

В 1946 году модельер Пьер Карден создал костюмы для фильма Жана Кокто «Красавица и чудовище»

Семейная жизнь Жана Кокто

В 1932-1934 годах Ж. Кокто жил с русской актрисой, княжной Натальей Павловной Палей. Они расстались после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто.

Жан Кокто был бисексуалом. С 1937 года и до его смерти в 1963 году его спутником жизни был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах.

Творчество Жана Кокто

Пьесы

  • Орфей (Orphée, 1926);
  • Человеческий голос (La Voix humaine, 1930);
  • Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937);
  • Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde);
  • Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938);
  • Священные чудовища (Les Monstres sacrés, 1940);
  • Пьеса, написанная для Эдит Пиаф — «Равнодушный красавец».

Кинофильмы

  • 1932 — Кровь Поэта (фр. Le Sang d’un poète);
  • 1946 — Красавица и Чудовище (фр. La Belle et la Bête);
  • 1948 — Двуглавый орёл (фр. L’Aigle à Deux Têtes);
  • 1948 — Ужасные родители (фр. Les Parents terribles);
  • 1950 — Кориолан (фр. Coriolan);
  • 1950 — Орфей (фр. Orphée);
  • 1959 — Завещание Орфея (фр. Le Testament d’Orphée);
  • 1965 — Самозванец Тома / Thomas l’imposteur;

Так же, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и др. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощён Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орёл» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос»;

Публикации на русском языке

  • Самозванец Тома. М.: Никитинские субботники, 1925. Перевод с французского В. Мониной;
  • Кокто Ж. Портреты-воспоминания. — М.: Известия, 1985;
  • Петух и арлекин. СПб: Изд-во «Кристалл», 2000 (Содерж.: Лирика; Самозванец Тома: Роман; Театр: Пьесы: Орфей; Человеческий голос; Трудные родители; Священные чудовища; Карманный театр; Корот. пьесы, сценарии и монологи; Кинематограф: Неосуществленные синопсисы; Беседы о кинематографе; Эссе);
  • Петух и Арлекин: Либретто. Воспоминания. Статья о музыке и театре. (Издание подготовил М. А. Сапонов; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Кафедра истории зарубежной музыки.) — М.: Прест,2000. (Литературные памятники музыкального авангарда; Вып. 1);
  • Сочинения в 3-х томах. М.: Аграф, 2001—2005;
  • Портреты-воспоминания. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2002;
  • Тяжесть бытия. СПб.: Азбука-Классика, 2003. (Содерж.: Самозванец Тома; Призыв к порядку; Тяжесть бытия; Беседы о кинематографе; Из книги «Критическая поэзия»; Несобранные эссе; Из лирики);
  • Портреты-воспоминания (2-е издание). СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010;
  • Ужасные дети. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2010;
  • Стихотворения. — Перевод с фр. М. Яснова. — на фр. и русском языках — М. Текст, 2012. — 253[3] с. (Тираж 3000 экз.) ISBN 978-5-7516-1022-7;
  • Вокруг света за 80 дней. Мое первое путешествие. — Перевод с фр. А. Захаревич. — М. Текст, 2013. — 240 с.

Жан Кокто скончался 11 октября 1963 года в Мийи-ла-Форе.

Подробнее о Жане Кокто читайте[en] в литературе:

  • Aschengreen E. Jean Cocteau and the dance. Kobenhavn, 1986;
  • Brosse J. Cocteau. P.,1970;
  • Brown F. An impersonation of angels. A biography of Jean Cocteau. NY, 1968;
  • Crosland M. Jean Cocteau; a biography. New York: Knopf, 1956;
  • Evans A.B. Jean Cocteau and his films of Orfic identity. Philadelphia, 1977;
  • Fowlie W. Jean Cocteau: the history of a poet’s age. Bloomington: Indiana UP, 1966;
  • Fraigneau A. Cocteau par lui-même. P., 1957;
  • Jejcic M. Le savoir du poète. Œdipe selon Jean Cocteau, éd. Agalma, 1996;
  • Kihm J.-J. Jean Cocteau. P., 1960;
  • Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. Paris: J.-C. Lattès, 1989;
  • Mourgue G. Cocteau.P.,1990;
  • Oxenhandler N. Scandal & parade: the theater of Jean Cocteau. New Brunswick: Rutgers UP, 1957;
  • Sprigge E. and Kihm J.-J. Jean Cocteau. NY, 1968;
  • Steegmuller F. Cocteau. A biography. Boston-Toronto, 1970;
  • Touzot J. Jean Cocteau. Lyon: Manufacture, 1989;
  • Touzot J. Jean Cocteau, qui êtes-vous? Lyon, 1990;
  • Caizergues P. Jean Cocteau, quarante ans après: 1963—2003. Montpellier: Centre d’étude du XXe siècle, Université Paul-Valéry, Montpellier III; Paris: Centre Pompidou, 2005;
  • Jemma-Jejcic M. Jean Cocteau ou l’énigme du désir. Ce que le poète apprend au psychanalyste. Ramonville Saint-Agne: Editions Eres, 2006;
  • Гофмайстер А. О творчестве поэта Кокто. Пер. Аронович Е. // Кокто Ж. Петух и Арлекин. — М.: Кристалл, 2000. — ISBN 5-8191-0056-5. — С. 803—807;
  • Дубровина Светлана Николаевна. Мифологический театр Кокто («Антигона», «Царь Эдип», «Орфей», «Адская машина»): Автореф. дисс. на соиск. учен. ст. канд. филол. наук[en] . М., 2001. (2001). Проверено 10 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 20 ноября 2012;
  • Клименок А.В. Классицизм и романтизм в драме Ж. Кокто «Двуглавый орёл». «Казанская наука» № 7 (2012). — Статья в научном сборнике;
  • Клименок Александр Владимирович. Интертекстуальность в пьесах Ж. Кокто «античного периода» // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 87-93;
  • Клименок А. В. Приемы автомифологизации в творчестве Жана Кокто // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 3. С. 32-39;
  • Марэ Ж. О моей жизни: С поэт. прил. неизд. стихов Жана Кокто. М.: ТПФ «Союз театр», 1994;
  • Маре Ж. Непостижимый Жан Кокто. М.: Текст, 2003;
  • Рыкова Надежда Януарьевна. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orphée. La Voix humaine. La Machine à écrire. Poésies. M., 1976. С. 314—336;
  • Трыков Валерий Павлович. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003. ( Википедия[en] )
  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени Жан.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву Ж (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву К.
  • Значение и происхождение имени Жан.
  • Описание мужских имён на букву Ж (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Ж (и женских).
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • И смысл букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

    Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

    Жан Кокто

    Jean Cocteau, 5 июля 1889 — 11 октября 1963 • 74 года (132)

    • Биография
    • Личная жизнь
    • Признание
    • Творчество

    Французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр. Одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.

    Биография

    Родился 5 июля 1889 года в Мэзон-Лаффит, Франция.

    Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Дед Кокто, воспитывавший его, устраивал у себя дома любительские концерты, был меломаном и коллекционером, в том числе музыкальных инструментов. В семейной коллекции были картины Энгра, Делакруа, греческие статуи. Своим воспитанием и образованием, как считал Жан Кокто, он был обязан своему деду.

    Учился в одном из лучших лицеев Парижа — лицее Кондорсе.

    В 1910—1920 годы сформировался как поэт, отдал дань дадаизму в сборнике «Стихи» и сюрреализму в сборнике поэзии «Опера». Стал особенно известен как художник-график, был привержен кубизму. Художественное восприятие и мышление Жана Кокто формировалось под влиянием эстетики, взглядов и сотрудничества с Эриком Сати, а также русского балета Сергея Дягилева, музыки Игоря Стравинского, художественных работ Пабло Пикассо и поэзии Гийома Аполлинера.

    С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном). Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

    Кокто послужил для Пруста прототипом денди Октава в цикле романов «В поисках утраченного времени». К концу повествования с Октавом произошло неожиданное преображение: он «выступил со скетчами, для которых сам выполнил эскизы декораций и костюмов к скетчам; костюмы и декорации произвели в современном искусстве революцию, во всяком случае не менее грандиозную, чем та, какую произвёл русский балет». Когда Пруст пожаловался Кокто на госпожу де Шевинье, узнавшую себя в романе и отказавшуюся его читать, тот заметил ему, что «Фабр написал книгу о насекомых, но не требовал от них, чтобы они читали её!»

    В 1914 году призван на фронт Первой мировой войны, служил санитаром, был демобилизован по состоянию здоровья.

    Роль Жана Кокто в годы Второй мировой войны вызывает споры, бойцы Сопротивления обвиняли его в коллаборационизме. С самого начала оккупации публиковался в «Пучке» (La Gerbe) — «политическом и литературном еженедельнике», руководителем которого был Шатобриан. Журнал провозглашал идею арийской, свободной от большевизма Европы. Поддерживал дружеские отношения с ведущими пропагандистами нацистской эпохи Арно Брекером и Лени Рифеншталь. Годы оккупации оказались весьма продуктивными в плане творчества: в парижских театрах были поставлены пять его новых пьес. Дневниковые записи отражают пацифистские настроения Кокто. Тем не менее, ему удалось избежать порицания после освобождения Франции, хотя он никогда не каялся в своих симпатиях к немцам, в частности продолжал дружить с Брекером и Рифеншталь.

    В 1949 был награждён орденом Почётного легиона. В 1950-х—1960-х годах последовательно отстаивал право человека на отказ от военной службы по убеждениям совести, в частности выступал в защиту Анри Мартена.

    Умер у себя дома 11 октября 1963 года от инфаркта миокарда: его больное сердце не выдержало известий о смерти Эдит Пиаф.

    Личная жизнь

    В 1932—1934 годах жил с русской актрисой княжной Натальей Павловной Палей; пара рассталась после того, как Палей потеряла ребёнка от Кокто.

    Жан Кокто был бисексуалом, чего никогда не отрицал. С 1937 года и до его смерти в 1963 году спутником жизни Кокто был актёр Жан Маре, начинавший с ролей в его фильмах.

    Приёмным сыном и наследником Жана Кокто был французский актёр и художник Эдуард Дермит (1925—1995).

    Кокто всегда считал себя католиком.

    Признание

    С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской академии французского языка и литературы Бельгии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.

    Творчество

    По мнению исследовательницы Е. Гнездиловой, для Кокто образ Орфея является лейтмотивом, стержнем всего творчества.

    Библиография

    • La lampe d’Aladin (1908)
    • Le prince frivole (1909)
    • Odes (1914)
    • Cap de Bonne-Espérance (1918)
    • Escales (1920)
    • Vocabulaire (1922)
    • Plain-Chant (1922)
    • Prière mutilée (1922)
    • La Rose de François (1923)
    • L’Ange Heurtebise(1925)
    • Cri écrit (1925)
    • Opéra (1926)
    • Eloge de l’Imprimerie (1929)
    • Mythologie (1934)
    • Enigme (1939)
    • Allégories (1940)
    • Léone (1944)
    • La Crucifixion (1946)
    • Le Chiffre sept (1952)
    • La Nappe du Catalan (1952)
    • Dentelle d’éternité (1953)
    • Appogiatures (1953)
    • Clair-Obscur (1954)
    • Paraprosodies (1958)
    • Gondole des Morts (1958)
    • Cérémonial Espagnol du Phénix (1960)
    • Le Requiem (1961)
    • Taches (1962)
    • Faire-Part (1968, посмертно)
    • Le Potomak (1919)
    • Le Grand Ecart (1923)
    • Thomas l’imposteur (1923)
    • Le Livre blanc (1928)
    • Les Enfants terribles (1929)
    • La Fin du Potomak (1940)
    • Le Coq et l’Arlequin (1918)
    • Carte blanche (1920)
    • Le Secret professionnel (1922)
    • Le Rappel à l’ordre (1926)
    • Opium (1930)
    • Essai de critique indirecte (1932)
    • Portraits-Souvenir (1935)
    • Mon Premier voyage (1938)
    • Le Greco (1943)
    • Le Foyer des artistes (1947)
    • Jean Marais (1951)
    • Gide vivant (1952)
    • Entretiens sur le musée de Dresde (1957, с Луи Арагоном)
    • Le Cordon ombilical (1962)
    • Parade (1917)
    • Les Mariés de la tour Eiffel (1921)
    • Antigone (1922)
    • Roméo et Juliette (1924)
    • Орфей (Orphée, 1926)
    • Человеческий голос (La Voix humaine, 1930)
    • La Machine infernale (1934)
    • L’Ecole des veuves (1936)
    • Эдип-царь (Oedipe-roi, 1937)
    • Рыцари круглого стола (Les chevaliers de la Table ronde, ? г.)
    • Les Chevaliers de la Table ronde (1937)
    • Ужасные родители (Les Parents terribles, 1938)
    • Священные чудовища (Les Monstres sacrés, 1940)
    • La Machine à écrire (1941)
    • Renaud et Armide (1943)
    • L’Epouse injustement soupçonnée (1943)
    • L’Aigle à Deux Têtes (1946)
    • L’impromptu du Palais-Royal (1962)

    Архитектура

    Жан Кокто является автором 24 витражей в церкви Сен-Максимен в столице Лотарингии, городе Мец (Франция), созданных в последние годы его жизни (1962—1963), и создателем фресок из жизни Святого Петра для часовни в Вильфранш-сюр-Мер.

    Жан Кокто (1889—1963)

    Жан Кокто — легенда XX столетия. Поэт и кинорежиссёр, драматург и художник-график, авиатор и автор романов. Перечислить все области, где он пробовал свои силы, почти невозможно — проще сказать, чем он не занимался. В выборе творческих методов Кокто был не менее всеяден: за долгие годы прошёл путь от сюрреалиста до неоклассика. «Избалованное дитя века», как его называли, он, казалось, с лёгкостью преуспевал в любом деле, за которое брался. Однако сам Кокто творчество неизменно связывал с трудом.

    Когда Жану Кокто было десять лет, его отец умер и семья переселилась в парижский особняк деда. В доме часто бывали знаменитые актёры. Мальчик, увлёкшись театром, посещал спектакли чаще, чем школу, откуда его выгнали за нарушение дисциплины; образование он продолжил в другом коллеже. В романе «Трудные дети» (1929 г.) писатель обращается и к опыту собственного детства.

    В 10-х гг. Кокто, начинающий поэт, сближается с С. П. Дягилевым и И. Г. Стравинским, с Пабло Пикассо и кубистами, другими представителями «нового» искусства. Он выпускает книгу афоризмов «Петух и арлекин» (1918 г.), теоретические работы, в которых выступает как защитник модернистской поэзии, живописи, музыки. В 1917 г. труппа Сергея Дягилева ставит балет «Парад» по его либретто (музыка Эрика Сати, декорации Пикассо) — первый сюрреалистический балет, по определению Гийома Аполлинера. Премьера вызвала скандал, принёсший Кокто громкую славу.

    Война, оставившая свой след в судьбах современников Кокто, не обошла и его. Он обманом попал на фронт, работал санитаром в полевом госпитале, был принят в полк морских пехотинцев. Когда обман раскрылся, его отослали с передовой, а на следующий день весь полк погиб в бою. Этот эпизод лёг в основу сюжета романа «Самозванец Тома» (1923 г.).

    С 1921 г. начинается новый этап в творчестве Кокто. Теперь он всё чаще обращается к традициям и опыту предшественников, выбирая в качестве образца французских поэтов XVI в. В 1923 г. выходит поэтический сборник «Церковное пение». Этот год завершается для поэта трагедией — смертью близкого друга. Он пытается найти утешение в наркотиках, но реальным спасением становится работа. В 1924 г. Кокто издаёт полное собрание своих стихотворений, в 1925 г. пишет пьесу «Орфей» (поставлена в 1926 г.), в 1927 г. выпускает поэтический сборник «Опера».

    «Я не следовал моде, я её создавал и бросал, едва пустив в свет, предоставляя другим следовать за ней» «Искусство — это наука, облечённая плотью» «Я знаю, что поэзия необходима, только не знаю, для чего». Ж. Кокто

    В 1930 г. Кокто впервые пробует себя в кино — снимает короткометражный фильм «Кровь поэта». Самые же известные его картины — «Красавица и чудовище» (1946 г.) и «Орфей» (1950 г.). Но и работая в кинематографе, он никогда не оставляет литературной деятельности.

    При всём разнообразии жанров и родов искусства большинство произведений Кокто строится по одним и тем же законам. Недаром все виды творчества он называл поэзией: поэзия романа, поэзия театра, критическая поэзия, графическая поэзия. Итак, что же такое поэзия Жана Кокто?

    Известность Кокто-поэту приносят сборники, в которых нашёл отражение его военный опыт, — «Мыс Доброй Надежды» и «Речь великого сна» (оба 1919 г.). Война, увиденная глазами Кокто, — «завод по производству мертвецов». Этот образ появляется в стихотворении, описывающем одно из самых мирных занятий — мытьё в душе:

    Завод по производству мертвецов
    Завёл отдел гигиены.
    Две сотни осуждённых каждый день
    По команде ходят под душ.

    «Душ» (перевод В. Я. Парнаха)

    Большинство солдат боится душа, морская пехота, привыкшая ценить пресную воду, «словно девушку», являет собой исключение, а негры, которые есть в каждом подразделении, испытывают особый ужас; но когда мероприятие заканчивается — наступает период веселья. Простота предмета описания, его конкретность подчёркиваются присущей Кокто лаконичной манерой письма, ритмичностью стиха и даже необязательностью рифмы, порой — случайностью ассоциаций: взгляд поэта свободно скользит с предмета на предмет.

    «Для своих историй Кокто не признавал иного конца, кроме смерти. Да и бывает ли другой?» А. Моруа

    Однако эта алогичность возможна лишь в мире людей. Там, где речь идёт о Судьбе, всё иначе. Образ завода не случаен, в нём воплощена одна из центральных идей Кокто: рок, тяготеющий над человеком, предельно логичен. В творчестве поэта он часто принимает формы новейших достижений технического прогресса. Смерть использует электрический прибор, чтобы проникнуть в жизнь (пьеса «Орфей»), её кортеж составляют мотоциклисты (фильм «Орфей»), кодированные послания с того света передаются по радио.

    Война ли определила основные мотивы творчества Кокто, идеи ли сюрреалистов, к которым поэт был близок одно время, или это особенности его трагического мироощущения, но смерть становится и действующим лицом его произведений, и их неизменным финалом.

    Поэтому Смерть в его произведениях — не античная богиня в грозном блеске своих доспехов и не скелет в саване и с косой. Напротив, это молодая и очень красивая женщина в ярко-розовом бальном платье и накинутом поверх него меховом пальто. Её причёска, платье, пальто, туфли, даже походка — всё соответствует последней моде. Её «рабочая» одежда — белый медицинский халат и резиновые перчатки. Так описана в авторских ремарках Смерть — героиня пьесы «Орфей». А вот Орфей и его жена Эвридика, по авторскому замыслу, самые «неприметные» действующие лица, их одежда не обращает на себя внимания.

    В трактовке Кокто миф об Орфее приобретает не только черты современности, но и дополнительные фантастические детали. Так, одним из главных персонажей становится ангел-хранитель супругов Эртебиз, земное ремесло которого — стекольщик, и герои только в конце понимают его истинную роль в их жизни.

    Как обычно, пьеса Кокто заканчивается смертью героев. Только она их примиряет: в финале Орфей, Эвридика и Эртебиз получают возможность мирно побеседовать и — наконец-то — пообедать. Но это не торжество смерти, а торжество любви. Если Смерть могущественна, оснащена по последнему слову техники и очень красива, то ангел, противостоящий ей, прост, одет в рабочий комбинезон и значительно менее силён. Но он существует, и это один из важнейших героев лирики поэта (поэма «Ангел Эртебиз», 1926 г.; стихотворения «Спина ангела», 1924 г.; «Неумелый ангел», 1924 г.; и др.). Его существование дарит хрупкую надежду в фантастически-трагическом мире произведений Кокто.

    Ложной улицы во сне ли
    Мнимый вижу я разрез,
    Иль волхвует на панели
    Ангел, явленный с небес?
    Сон? Не сон? Не труден выбор;
    Глянув сверху наугад,
    Я обман вскрываю, ибо
    Ангел должен быть горбат.
    Такова, по крайней мере,
    Тень его на фоне двери.

    «Спина ангела» (перевод Б. К Лившица)

    В 30-х гг. Кокто обращается к популярному жанру бытовой психологической драмы, исключая из своих пьес фантастические элементы. Так появляются монодрама «Человеческий голос» (1930 г.) — монолог женщины, её телефонный разговор с человеком, которого она любила, «Трудные родители» (1938 г.), «Священные чудовища» (1940 г.). Сюжеты пьес не выходят за рамки обычной мелодрамы: любовь, измена, но героями владеют страсти, о которых они сами часто не подозревают. Их действия, как правило, непоследовательны. Так, героиня пьесы «Священные чудовища», прекрасная актриса, сама толкает горячо любимого мужа в объятия другой, дабы потом вернуть его ценой страданий.

    В годы Второй мировой войны Кокто не переставал работать. Его стихотворения того времени составили сборник «Аллегории» (1941 г.). Центральные образы сборника — пожар, похожий на «тысячу ангелов в гневе» (стихотворение «Пожар»), рассерженные пчёлы в улье. Поэт вновь вспомнит о них в день освобождения Парижа:

    А знаете ли вы, как негодуют пчёлы,
    Когда глумится вор над ульем золотым?

    «Париж 25 августа 1944» (перевод В. И. Карпеца)

    Последний и, вероятно, самый лиричный поэтический сборник Жана Кокто — «Реквием» — создавался в 1959—1961 гг. уже смертельно больным поэтом. Приветствие болезни автор предпослал этой книге в качестве эпиграфа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: