Вирджиния вулф — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вирджиния Вулф биография. Писательница

Английская писательница Вирджиния Вулф писала классику модернизма, включая «Миссис Дэллоуэй » и «На маяк», а также новаторские феминистские тексты «Своя комната» и «Три гинеи».

Кто такая Вирджиния Вульф?

Рожденная в привилегированном английском доме в 1882 году, писательница Вирджиния Вульф была воспитана свободомыслящими родителями. Она начала писать еще в юности и опубликовала свой первый роман «Путешествие» в 1915 году. Она писала классику модернизма, в том числе «Миссис Дэллоуэй», «НА маяк» и «Орландо», а также новаторские феминистские произведения «Своя комната» и «Три гинеи». В личной жизни она страдала от приступов глубокой депрессии. Она покончила с собой в 1941 году, в возрасте 59 лет.

Ранняя жизнь

Аделина Вирджиния Стивен (Вирджиния Вулф) родилась 25 января 1882 года и выросла в замечательной семье. Ее отец, сэр Лесли Стивен, был историком и писателем, а также одним из самых выдающихся фигур золотого века альпинизма. Мать Вулф, Джулия Принсеп Стивен (урожденная Джексон), родилась в Индии и впоследствии служила моделью для нескольких художников-прерафаэлитов. Она также была медсестрой и написала книгу об этой профессии. Оба ее родителя были женаты и овдовели, прежде чем пожениться. У Вулф было три брата и сестры — Тоби, Ванесса и Адриан — и четыре сводных брата — Лора Мейкпис, Стивен и Джордж, Джеральд и Стелла Дакворт. Восемь детей жили под одной крышей в доме 22 по Гайд-Парк-Гейт, Кенсингтон.

Два брата Вулф получили образование в Кембридже, но все девочки учились дома и пользовались роскошными помещениями роскошной викторианской библиотеки семьи. Более того, у родителей Вулф были очень хорошие связи, как в социальном, так и в художественном плане. Ее отец был другом Уильяма Теккерея, отца его первой жены, которая неожиданно умерла, и Джорджа Генри Льюиса, а также многих других известных мыслителей. Тетя ее матери была знаменитым фотографом 19 века Джулией Маргарет Камерон.

С момента своего рождения и до 1895 года Вулф проводила лето в Сент-Айвсе, прибрежном городке на самой юго-западной оконечности Англии. Летний дом Стивенов, Талланд-Хаус, который стоит и по сей день, выходит на драматический Портминстерский залив и имеет вид на маяк Годреви, который вдохновил ее на написание книг. В своих более поздних воспоминаниях Вулф вспоминала Сент-Айвза с большой нежностью. На самом деле она включила сцены из тех ранних летних дней в свой модернистский роман «На маяк» (1927).

В юности Вирджиния была любознательной, веселой и игривой. Она основала семейную газету «Гайд-Парк Гейт Ньюс», чтобы документировать юмористические анекдоты своей семьи. Однако ранние травмы омрачили ее детство, в том числе сексуальное насилие со стороны сводных братьев Джорджа и Джеральда Даквортов, о котором она писала в своих эссе «Эскиз прошлого» и «22 Hyde Park Gate». В 1895 году, в возрасте 13 лет, ей также пришлось пережить внезапную смерть матери от ревматизма, которая привела к ее первому психическому срыву, и потерю ее сводной сестры Стеллы, ставшей главой семьи, два года спустя.

Разбираясь со своими личными потерями, Вулф продолжала изучать немецкий, греческий и латынь на дамском отделении Лондонского Королевского колледжа. Четыре года учебы познакомили ее с горсткой радикальных феминисток, стоявших у руля образовательных реформ. В 1904 году ее отец умер от рака желудка, что способствовало еще одной эмоциональной неудаче, которая привела к тому, что Вулф была помещена в больницу на короткий период. Танец Вирджинии Вульф между литературным выражением и личным отчаянием продолжался до конца ее жизни. В 1905 году она начала профессионально писать в качестве автора литературного приложения «Таймс». Год спустя 26-летний брат Вулфа, Тоби, умер от брюшного тифа после семейной поездки в Грецию.

После смерти отца сестра Вулфа, Ванесса и брат Адриан продали семейный дом в Гайд-Парк-Гейт и купили дом в районе Блумсбери в Лондоне. В этот период Вирджиния познакомилась с несколькими членами группы Блумсбери, кругом интеллектуалов и художников, включая художественного критика Клайва Белла, который женился на сестре Вирджинии, Ванессе, романиста Э. М. Форстера, художника Дункана Гранта, биографа Литтона Стрейчи, экономиста Джона Мейнарда Кейнса и эссеиста Леонарда Вульфа, среди прочих. Группа прославилась в 1910 году мистификацией Дредноута, розыгрышем, в котором члены группы переоделись в делегацию эфиопских королевских особ, включая Вирджинию, переодетую бородатым мужчиной, и успешно убедили английский королевский флот показать им свой военный корабль, HMS Dreadnought. После этого возмутительного поступка Леонард Вулф и Вирджиния сблизились, и в конце концов 10 августа 1912 года они поженились. Эти двое разделяли страстную любовь друг к другу на всю оставшуюся жизнь.

Книги

За несколько лет до свадьбы с Леонардом, Вирджиния начала работать над своим первым романом. Первоначальное название было «Melymbrosia». После девяти лет и бесчисленных черновиков она была выпущена в 1915 году под названием «Путешествие». Вулф использовала книгу, чтобы поэкспериментировать с несколькими литературными инструментами, включая убедительные и необычные повествовательные перспективы, состояния сна и свободную ассоциативную прозу.

Два года спустя Вулфы купили подержанный печатный станок и основали Hogarth Press, свое собственное издательство, работавшее из их дома, Hogarth House. Вирджиния и Леонард опубликовали некоторые из своих работ, а также работы Зигмунда Фрейда, Кэтрин Мэнсфилд и Т. С. Элиота.

Через год после окончания Первой мировой войны Вульфы купили дом Монка, коттедж в деревне Родмел в 1919 году, и в том же году Вирджиния опубликовала «День и ночь», роман, действие которого происходит в эдвардианской Англии. Ее третий роман «Комната Джейкоба» был опубликован Хогартом в 1922 году. Основанный на ее брате Тоби, он считался значительным отходом от ее более ранних романов с его модернистскими элементами. В том же году она познакомилась с писательницей, поэтессой и ландшафтным садовником Витой Саквилл-Уэст, женой английского дипломата Гарольда Николсона. У Вирджинии и Виты завязалась дружба, которая переросла в романтический роман. Хотя их роман в конце концов закончился, они оставались друзьями до самой смерти Вирджинии Вулф.

В 1925 году Вулф получила восторженные отзывы о «Миссис Дэллоуэй», ее четвертом романе. Завораживающая история переплетала внутренние монологи и поднимала вопросы феминизма, психических заболеваний и гомосексуализма в Послевоенной Англии. «Миссис Дэллоуэй» была экранизирована в 1997 году с Ванессой Редгрейв в главной роли и вдохновила «Часы», роман Майкла Каннингема 1998 года и экранизацию 2002 года. Ее роман 1928 года, «На маяк», был еще одним критическим успехом и считался революционным для своего потока сознания повествования. Классик модернизма исследует подтекст человеческих отношений через жизнь семьи Рамзи, когда они отдыхают на острове Скай в Шотландии.

Вулф нашла литературную музу в Саквилле-Уэсте, вдохновившем Вулфа на роман 1928 года «Орландо», который следует за английским дворянином, который таинственным образом становится женщиной в возрасте 30 лет и живет на протяжении более чем трех столетий английской истории. Роман стал прорывом для Вулф, который получил критическую оценку за новаторскую работу, а также вновь обретенный уровень популярности.

В 1929 году Вулф опубликовала свое собственное феминистское эссе, основанное на лекциях, которые она читала в женских колледжах, в котором она исследует роль женщин в литературе. В работе она излагает идею, что «Женщина должна иметь деньги и собственную комнату, если она хочет писать беллетристику». Вулф раздвинула границы повествования в своей следующей работе «Волны» (1931), которую она описала как «пьесу-поэму», написанную голосами шести разных персонажей. Вулф опубликовала «Годы», последний роман, опубликованный при ее жизни в 1937 году, об истории семьи на протяжении целого поколения. В следующем году она опубликовала «Три гинеи», эссе, которое продолжало феминистские темы «Своей комнаты» и касалось фашизма и войны.

На протяжении всей своей карьеры Вулф регулярно выступала в колледжах и университетах, писала драматические письма, писала трогательные эссе и самостоятельно опубликовала длинный список рассказов. К сорока пяти годам она зарекомендовала себя как интеллектуалка, новаторская и влиятельная писательница и пионерка феминизма. Ее способность сочетать сказочные сцены с глубоко напряженными сюжетными линиями снискала ей невероятное уважение со стороны сверстников и публики. Несмотря на свой внешний успех, она продолжала регулярно страдать от изнурительных приступов депрессии и резких перепадов настроения.

Самоубийство и наследие

Муж Вулф, Леонард, всегда находившийся рядом с ней, прекрасно понимал, что его жена впадает в депрессию. Он видел, как она работала над своей последней рукописью «Между актами» (опубликованной посмертно в 1941 году), что она погружается в глубокое отчаяние. В то время бушевала Вторая мировая война, и пара решила, что если Англия будет захвачена Германией, они вместе покончат с собой, опасаясь, что Леонард, который был евреем, будет в особой опасности. В 1940 году лондонский дом супругов был разрушен во время блицкрига, когда немцы бомбили город.

Не в силах справиться с отчаянием, Вулф натянула пальто, набила карманы камнями и 28 марта 1941 года вошла в реку Уз. Когда она вошла в воду, поток унес ее с собой. Власти нашли ее тело через три недели. Леонард Вулф кремировал ее, и останки были разбросаны в их доме, в доме Монка.

Хотя ее популярность снизилась после Второй мировой войны, работа Вулф снова нашла отклик у нового поколения читателей во время феминистского движения 1970-х годов. Вулф остается одной из самых влиятельных авторов 21-го века.

Вирджиния Вульф – одна из ведущих фигур литературного модернизма

“В чем смысл жизни? Вопрос простой; вопрос, который все больше тебя одолевает с годами. А великое откровение не приходит. Великое откровение, наверное, и не может прийти. Оно вместо себя высылает маленькие вседневные чудеса, озаренья, вспышки спичек во тьме”, – писала одна из самых интересных писательниц Англии XX века Вирджиния Вульф, за свою недолгую жизнь в 59 лет успевшую стать одной из ведущих фигур литературного модернизма.

Семья юной мисс Аделин Вирджинии Стивен была целиком и полностью литературной, так что даже если бы она захотела избежать любой связи с писательскими и художественными кругами, ей бы это не удалось. Отец Вирджинии, сэр Лесли Стивен, был выдающимся критиком, философом и историком мысли, одним из первых альпинистов своего времени, человеком прогрессивных взглядов и необычных для того времени идей. Его собственный отец был сторонником отмены рабства и колониальным чиновником, воспитавшим сына в либеральных идеях. Юный Лесли был рукоположен в сан англиканского священника, но практически сразу после церемонии отрекся от него, заявив о своем агностицизме. Первой женой его стала дочь известного писателя Теккерея Минни, рано умершая и оставившая ему дочь Лору, психически нездоровую инвалидку. Это было первым тревожным проявлением заболевания, отразившегося позднее на всей жизни будущей писательницы.

После смерти жены Лесли сблизился с ее более развитой интеллектуально сестрой-писательницей, но позднее предпочел ей другую особу, молодую вдову Джулию Дакворт, увлекавшуюся идеями агностицизма и увлеченную его сочинениями, которая приняла его предложение только тогда, когда ее опасная соперница и подруга, Энни Теккерей, не вышла замуж за другого. Вторая леди Стивен была своего рода легендой: она являлась музой художников-прерафаэлитов, удивляя с портретов своей нордической холодной красотой и смешанным англо-франко-бенгальским происхождением, а также филантропией, неверием в бога и антифеминизмом. Впоследствии именно Джулию Стивен участники группы художников и писателей “Блумсбери”, к которой принадлежала и сама Вирджиния, назовут “матерью” и “призраком” одновременно: она умерла, когда ее самым младшим детям от второго брака будет от 16 до 12 лет, но память о ней они сохранят навеки. Например, сестры Ванесса Белл и Вирджиния Вульф отвергали викторианскую чопорность покойной матушки, нося ее платья и делая похожие прически.

Не любить свою семью, давшую ей столько полезных связей и интеллектуальную обстановку, насыщенную встречей с великими людьми, ей было позволительно: от первого брака Джулии Стивен с адвокатом Даквортом осталось трое детей: Джордж, Стелла и Джеральд. Единоутробная сестра позднее заменит осиротевшим братьям и сестрам мать, а вот братьев и Ванесса, и Вирджиния хором будут обвинять в сексуальных домогательствах. Несмотря на то, что старший из них сделает карьеру государственного чиновника, а младший станет видным издателем, обвинение заставляет задуматься. Как говорят биографы Вирджинии Вульф, именно насилие и смерть отца послужили сигналом к первому приступу ее болезни и помещению в психиатрическую лечебницу, а, возможно, и общая неудовлетворенность жизнью и строгими семейными правилами приличия, запрещавшими Вирджинии говорить кому-либо о насилии. Тем не менее, повторяющиеся в семье Стивен жалобы на то, что женщины в семье, включая сестру писательницы по матери Стеллу и сестру по отцу Лору, на домогательства со стороны братьев и кузена, также страдавшего психическими отклонениями, заставляют сомневаться в их правдивости современными исследователями. К этому же времени юная девушка осознала, что ей, скорее всего, нравятся женщины, но чисто в духовном смысле.

Читайте также  Владимир вдовиченков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вовлечение Вирджинии в жизнь искусства началось с того момента, когда ее брат Тоби пошел в Тринити-колледж, где познакомился с несколькими интересными молодыми людьми, противниками реализма и сторонниками нетрадиционной морали – писателем и гомосексуалистом Литтоном Стрейчи, литературным критиком Клайвом Беллом, будущим мужем Ванессы, и тем, кому было суждено стать ее спутником и супругом, писателем, мыслителем и публицистом Леонардом Вульфом, евреем по происхождению. К этой нации писательница относилась в разные годы неодинаково: в юности ее глубоко возмущали внешность и манеры евреев, увиденных ею в Португалии во время путешествия, а позднее, наоборот, она считала их и своего мужа Леонарда воплощением человечности. Отчасти ее самоубийство во время Второй мировой войны и было связано со страхом перед возможной оккупацией нацистской Германией Британских островов.

Блумсбери – это название не только группы молодых дарований, но прежде всего того района Лондона, где поселилось семейство Стивен после смерти отца, богемного и шумного, являющегося живым противоречием чопорному буржуазному Кенсингтону, где родилась сама Вирджиния. Само общество включало в себя не только творческую интеллигенцию, но и государственных деятелей и даже экономистов, например, Джона Мейнарда Кейнса, присоединившегося к группе позднее. Также среди знакомцев девочек и мальчиков Стивен значились будущий писатель военного времени Э. М. Форстер и автор термина “пост-импрессионизм” Роджер Фрай. Всех их отличала неуемная жажда жизни, выражавшаяся как в увлечении дизайном, так и в бурной сексуальности: так, Ванесса Белл, сестра Вирджинии, состояла в любовном четвероугольнике со своим мужем, любовником, художником Дунканом Грантом, и его увлечением писателем Дэвидом Гарнеттом, который позднее женился на внебрачной дочери Ванессы и Дункана. По контрасту с этим, жизнь Вирджинии протекала гораздо менее бурно.

В 1907 году, сразу после брака сестры, она переехала из Блумсбери, хотя по-прежнему сохранила связь с группой, вместе с младшим братом Адрианом, будущим психоаналитиком и попыталась создать собственное объединение. К 1915 году она стала автором, опубликовав в издательстве столь ненавидимого ею брата Джеральда “Дакворт-пресс” первый роман “По морю прочь”, в рукописи имевший название “Мелимброзия” – по имени вымышленной южноамериканской страны, куда направилась главная героиня. В этом произведении впервые встречается фигура Клариссы Дэллоуэй, героини самого известного произведения Вульф “Миссис Дэллоуэй”, холодной светской дамы, чей муж влиятельный чиновник, а дочь связалась с подозрительной гувернанткой-немкой. В это же самое время она пользуется скандальной популярностью в так называемом “деле о дредноуте”, инспирированном группой блумсберийцев. В 1910 году веселые молодые люди в костюмах проникли на корабль королевского флота, попытавшись выдать себя за абиссинских послов, причем Вирджиния исполняла роль принца далекой страны. Через некоторое время она вообще переехала в дом, где проживала, помимо брата, вместе с Дунканом Грантом и будущим светилой экономики Кейнсом, сказав своей подруги, что “хочет попробовать все виды экспериментов”. Неплохо образованная, Вирджиния считала себя индивидуалисткой и возмущалась тем фактом, что лишь ее братья как мужчины были приняты в Кембриджский университет, а она сама довольствовалась ролью ученицы женского Кингс-колледжа, и неоднократно высказывалась на тему свободы и независимости творческой личности вне рамок половых различий, например, в эссе, посвященном вымышленной сестре Шекспира. Что было бы, если бы у гениального Уильяма была сестра, столь же одаренная, как она? Смогла бы мисс Шекспир достичь такого же призвания и стать абсолютно независимой? Ответа на этот вопрос писательнице так и не удалось найти.

В 1912 году Вирджиния выходит замуж за Леонарда Вульфа, которого она знала как друга ее покойного любимого брата Тоби с 1904 года. Сама она не хотела замуж будучи сломленной как физически, так и морально, страдая от депрессий и не желая связывать себя узами семьи. Именно поэтому она отказала своему другу Литтону Стрейчи, который, имея нетрадиционную ориентацию, фактически стал бы для нее другом и позволил делать ей все, что она пожелает. Однако ухаживания Леонарда Вирджиния приняла, проведя с ним целую неделю в 1911 году. Через год они поженятся в регистрационном бюро, минуя церковь (невеста считала себя атеисткой), и станут жить душа в душу до самой смерти. Впрочем, судя по всему, брак семьи Вульф был платоническим. Очень скоро Леонарду пришлось узнать, что его молодая жена серьезно страдает от биполярного расстройства, которое вызвало у нее уже три попытки самоубийства, одна, наиболее серьезная, произошла после публикации первого романа.

Несмотря на периодически возникающие приступы, Вирджиния писала усердно, старательно и очень много, вызывая неподдельный интерес современников стилем письма, основанным на свободном потоке сознания, мелких бытовых деталях, впечатлениях и эмоциях, проживаемых героем обычно за один короткий день. В 1925 году выходит в свет “Миссис Дэллоуэй”, где главными героями выступают уже упоминавшаяся светская львица, готовящаяся к приему важных гостей, и страдающий от посттравматического синдрома ветеран Первой мировой войны, который мучает себя и свою молодую жену капризами сознания. Вслед за этим отчасти автобиографичным сочинением Вирджинию накрывает очередная депрессия, с которой ей помогает справиться только сочинение вышедшего в 1927 году романа “На маяк” про кружок интеллектуалов и их времяпрепровождение на курорте, в том же году она публикует еще одно сочинение, “Орландо”, биографию-роман молодого аристократа, который проживает 300 лет в образе то мужчины, то женщины, нимало от этого не страдая.

В образе Орландо, столь значимом для Вульф, она воплотила как свою мечту о сочетании мужской решимости с женской чувствительностью, так и выразила свою любовь к Вите Сэквилл-Уэст, которую встретила в 1922 году. Вита была поэтессой и аристократкой, известной своими любовными авантюрами как с мужчинами, так и с женщинами, и женой дипломата сэра Харольда Николсона, также бисексуала. За время их связи Вирджиния выросла интеллектуально и эмоционально: так, Вита постоянно ободряла ее и уговорила сменить психиатра, чтобы вылечить нервы, а также успех второго романа леди Николсон “Эдвардианцы” помог Вирджинии начать писать ему ответ в виде “Орландо”. Как заявила сама Вульф в письме к мужу, роман с Сэквилл-Уэст был почти полностью духовным, и физически две женщины были близки только дважды, хотя их любовь продлилась целых 10 лет, с 1925 по 1935 годы. Разногласия женщин были принимали даже политический характер: в своем эссе “Собственная комната” Вульф критиковала правила наследования среди аристократии, когда имущество доставалось в основном только старшему сыну, а горделивая Вита его защищала. Позднее Харольд наладит контакты с британскими фашистами, а неверность Виты и ее новые любовницы сделают продолжение отношений невозможным. Несмотря на то, что нынешние поколения помнят о Вите Сэквилл-Уэст в основном как о музе великой Вирджинии Вульф, сама она не считала ее отношения с писательницей значительными.

В 1911 году Вирджиния знакомится с группой, которая называет себя “нео-язычниками” и пропагандирует возврат к природе с вегетарианством, социализмом, нудизмом и времяпрепровождением на открытом воздухе. Позднее этот опыт она отразит отчасти в своих романах “На маяк” и “Годы”, описывая складывающиеся в этом кружке отношения. Как отмечали ее знакомые, в этот период жизни писательница стала гораздо более уравновешенной и перестала постоянно впадать в депрессивные состояния. Только в 1941 году ее болезнь обострилась в связи с разрушением ее лондонского дома во время воздушной атаки и переселения в деревню, где не было ни горячей воды, ни электричества. Дом, который так любил Леонард, разводивший цветы и предпочитающий размеренный стиль жизни, превратился для его жены в кошмар. С течением времени Вирджиния стала буквально одержима идеями о смерти и увядании, а 28 марта она вышла из дома в полубессознательном состоянии, оставив мужу прощальную записку, где говорилось, что она скоро окончательно сойдет с ума и выражалась благодарность за проведенные вместе годы. Только 18 апреля, в самый разгар весны, ее тело было найдено рыбаками. Ее последний роман “Между актами” будет опубликован тогда же. “И любовь разрушает тоже. Все прекрасное, истинное – все проходит”, однако забытая после войны память о писательнице возродилась в 1970-е, и ныне имя Вирджинии Вулф остается навеки вписанным в историю того бурного времени, породившего Джойса, Пруста и “сестру Шекспира”, промахнувшуюся во времени, как ее любимый герой Орландо.

Вирджиния Вульф

Фото Все

Вирджиния Вульф — биография

Вирджиния Эделин Вулф (урожденная Стивен) — британская писательница (романы «На маяк», «Миссис Делоуэй», «Волны» и другие) и литературный критик. Она известна и как переводчик, поскольку издавала на Туманном Альбионе русскую классику – Толстого, Тургенева, Достоевского. Она много сделала вместе М.Прустом и Дж.Джойсом для становления современного романа. Трагически ушла из жизни в 1941 году.

Фото: Вирджиния Вульф

Вирджиния Вулф – загадочная женщина и потрясающая писательница с невероятной судьбой. Трагедийные нотки постоянно подстерегали ее на протяжении всей жизни, которые серьезно ослабили ее психику. Все это привело, в конце концов, к фатальному исходу.

Детство и юность, омраченные большими утратами

Родители своей девочке Вирджинии «подарили», кроме самого факта рождения, который пришелся на 25 января 1882 года, еще два необходимых в жизни качества: красоту — ее мама Джулия Дакуорт считалась не без оснований местной красавицей, а также ум — отец Лесли Стивен, получивший в свое время титул сэра, входил в когорту видных британских литераторов. Девочка в тринадцатилетнем возрасте пережила страшное горе – кончину матери, что вылилось в нервный срыв. Мама за короткий срок много сделала для воспитания дочери, словно предчувствуя свой ранний уход и торопясь поделиться женскими секретами.

Затем проблемы ее воспитания легли на плечи отца. У него была огромная библиотека, и доступ к ней был доступен для всех детей. Никакой цензуры в отношении книг никогда не наблюдалось, и девочка много времени проводила в библиотеке. Любовь к чтению намного превышала тягу к скучному, по ее словам, времяпровождению – вышиванию или игре в куклы.

Вирджиния не училась в университете как ее братья. А в 1904 году ушел из жизни отец. Ей вместе с братьями Эдриеном, Тоби и старшей сестрой Ванессой пришлось сменить прописку. Они сменили богатый лондонский Кенсингтон на другой столичный квартал Блумсбери, где предавалась радостям жизни местная богема. Новое нервное потрясение поджидало Вирджинию в 1906 году, когда очередная утрата — смерть Тоби, привнесла в ее жизнь новую боль.

Непреодолимая тяга к чтению

Его последствия нивелировались именно книгами. Она отказалась от любого общения, посвящая все время чтению и только чтению. Она начинает писать и печататься. Если 1904 год ознаменовался первой литературной рецензией в престижном издании «Гардиан», то потом последовали сотни публикаций. Например, с «Таймс» ее сотрудничество насчитывало более трех десятков лет. Тот особый стиль письма, который позже пришелся по душе благодарным читателям его романов, девушка оттачивала многолетними публикациями в периодике, той же «Таймс», «Литературном обозрении» и других изданиях.

Кружок Блумсбери

В 1907 году сформировалась так называемая «группы Блумсбери». Она представляла собой коллектив единомышленников, готовых к свободному объединению по взглядам на жизнь и на творчество. Началу такого союза положил круг знакомств Тоби по его учебе в Кембридже. Большинство членов союза были гомосексуалами, находящиеся под впечатлением от философских идей философа Мура. Они ставили превыше всего идеалы любви, дружбы, любви и «взаимного притяжения». Эти идеалы работают только тогда, когда искренность и свобода побеждают притворство и раболепие. Для этих молодых лет высшей целью становилось именно частое общение людей друг с другом. Вирджиния всецело разделяла идеологию данного союза.

Что собой представляла девушка Вирджиния?

Девушка была высокой и стройной, а ее выразительные черты лица выдавали настоящую классическую красавицу. Но для многих она производила странное впечатление, что приводило к ее отчуждению от людей и одиночеству. Многие боялись общаться с ней, видя ее сложный характер и выраженное в ее глазах безумие. Все это было следствием нервных расстройств. Они были нередки, поскольку она неожиданно погружалось в такое состояние, когда вполне отчетливо слышала потусторонние голоса, и наблюдались галлюцинации. Продолжительные временные периоды она проводила и в психических лечебницах. На ее счету четыре ощутимых приступа нервного характера. После амбулаторного лечения она достаточно долго чувствовала себя в полном порядке, пока не случался новый срыв.

Что такое любовь и ее отношение к интимной стороне вопроса

Проводниками в мир секса для Вирджинии стали ее единокровные братцы Дакуорты (Джеральд и Джордж). Знакомство с ним произошло грубо и очень рано (девочке было шесть лет). Джеральд, который был старше сестры на четырнадцать лет, решил исследовать ее тело, не забывая о самых интимных его уголках. Этот «процесс изучения» оставил нервный рубец в памяти Вирджинии до самой смерти. Со временем последовал примеру брата и повзрослевший Джордж, навещая спальню Вирджинии по ночам. Не мудрствуя лукаво, он устремлялся в кровать к ней, целуя и лаская ее. Как истинная британка со строгим викторианским воспитанием, она стойко «принимала» избыток чувств братца в безмолвной тишине. И это имело место до той поры, пока ей не исполнилось двадцать два года.

Читайте также  Надежда чепрага - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Нетрудно догадаться, какое отношение после всего этого она испытывала к сильному полу. Объектами ее влюбчивости становились женщины, хотя периодически она и не отказывалась от маленького флирта с мужчинами. В шестнадцать лет объектом ее обожания стала романтическая красавица Мэдж Воген, с которой у нее были одинаковые взгляды на литературу, но та вскоре вышла замуж. Когда исполнилось двадцать лет, она обменивалась пылкими любовными посланиями с Вайолет Диккинсон, которая была старше Вирджинии на целых семнадцать лет. «Роман на расстоянии» продолжался десять лет, но был он лишь отражением их эмоций, не несущих собой какого-либо физического наполнения.

С думами о семье

Эти мысли не раз посещали Вирджинию. В 1909 году член «группы Блумсбери» Литтон Стрейчи даже сделал девушке предложение. Зная, что Литтон – «нетрадиционный товарищ», она спокойно дала положительный ответ, ценя высокий интеллект и остроумие молодого человека. Но тот уже на следующий день, извинившись, дал обратный ход. Этот инцидент абсолютно не повлиял на их дальнейшую дружбу. Мало того, именно Литтон посоветовал Леонарду Вулфу, известному писателю и политику, обратить внимание на Вирджинию и поухаживать за ней.

И в тридцатилетнем возрасте Вирджиния вышла замуж за него. Какие-либо интимные отношения между супругами закончились в день окончания медового месяца и больше о них они не вспоминали. Это не помешало им совместно и счастливо прожить двадцать восемь лет. Их брак — образец уважения, эмоциональной и профессиональной поддержки. Например, плодом их совместных усилий стало учреждение издательства «Хогарт Пресс», ставшее в последствии прибыльным и процветающим предприятием.

Многим это покажется весьма странным, но только не самим супругам. Вирджиния не любила никого больше Леонарда, разве что только сестру Ванессу. О себе она часто говорила, что она – и не женщина, и не мужчина. Когда-то у нее были мечты о материнстве, пламенной любви и обжигающей страсти. Но отвращение к сексу, полученное в раннем детстве, брало верх.

Для нее мир литературных образов без любви и секса был всегда ближе и интереснее. В нем ей всегда было намного спокойнее, и он ей безумно нравился. Правда, случались в ее жизни и разные по продолжительности любовные связи с женщинами (Этель Смит, Вита Сэквилл-Уэст). Иногда она даже получала удовольствие от физического контакта с партнершей. Супруг к этим «интригам» относился абсолютно спокойно, поскольку они не были угрозы их «счастливому» браку.

Писательская карьера

С самого старта писательской карьеры Вирджиния вызывала уважение. К сорока годам она стала популярным романистом. Тиражу ее книг позавидовали многие маститые авторы. Если в ней и «пряталась» где-то сексуальность, то она выплескивалась наружу в ее литературных произведениях. Первый ее роман «Путешествие» дался нелегко. Его окончание совпало с самым масштабным в ее жизни нервный срывом вплоть до мысли о самоубийстве, длившимся целых два года. Продолжительное лечение дало о себе знать. Став относительно здоровым человеком, она опять углубилась в свою литературу, публикуя в среднем по одному роману в два года. Допуск к своей израненной душе она представляла только через свои произведения. Ее страхи, причины частой перемены настроения, тонкие нотки радости ее внутренней жизни – все это может прочувствовать внимательный читатель в ее романе «Волны».

Те же, кто привык к «легкому чтиву», называли ее романы «сложными для восприятия» и «нарочито интеллектуальными». Популярность к ней пришла, но она доставила и немало горьких мгновений. Консервативная читательская аудитория ругала писательницу, пугаясь излишней откровенности поднимаемых тем. И только поддержка супруга и сестры заставляли Вирджинию не останавливаться на достигнутом, а писать и писать свои труды: романы, эссе, авторские заметки, критические статьи.

В своих романах автор старается сделать упор на детальном изображении психических состояний героев, а не на конкретных событиях. Читателю дается право поочередно «посещать» мысли разных персонажей, тем самым «проявлять» одно и то же событие под разным ракурсом. Так в романе «Миссис Дэллоуэй» автор показывает безукоризненное владение формой, демонстрируя события одного июньского дня в Лондоне глазами «двух половинок» одной личности. Роман «На маяк» стал своеобразным дневником детских лет Вирджинии, проведенных в летнем доме на морском побережье. «Мистер и миссис Рэмзи» – дань глубокого уважения родителям, настолько Вирджиния ярко и эмоционально показала красавицу-маму и любимого отца. В биографическом романе «Орландо» на суд читателей она представила своих друзей и сделала это в фантастическом стиле, поскольку Орландо – это и юноша шестнадцатого века правления Елизаветты, и женщина тридцати восьми лет ровно четыре века спустя.

Многие романы писательницы, несмотря на сложность их восприятия, с разной долей успеха были экранизированы.

Уход из жизни

Шел страшный своими событиями 1941 год. Отголоски Второй мировой войны не могли не нарушить душевный покой ранимой Вирджинии. Немецкая авиация осуществила бомбардировку Лондона и их дом был разрушен. Она с Леонардом переехала в графство Сассекс. Эти невзгоды, появляющиеся кошмары и галлюцинации, а также психическое опустошение после последнего своего романа «Между действиями» дали о себе знать. Она почувствовала, что теряет почву под ногами и вновь погружается в безумие. Силы стали оставлять ее и они была не в силах больше переносить страдания своей истерзанной нервной системы. Она решилась на роковой поступок – набила плотно камнями карманы и устремилась за долгожданным покоем в пучину реки Оус. Ей было всего пятьдесят девять лет.

Книги

  • По морю прочь
  • День и ночь
  • Комната Джейкоба
  • Миссис Дэллоуэй
  • На маяк
  • Орландо. Биография
  • Экранизирован в 1992 году.
  • Волны
  • Флаш
  • Годы
  • Между актов
  • Долгая прогулка: лондонское приключение

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Вирджиния Вульф – биография, книги, цитаты, фото

Среди писателей, изменивших литературу двадцатого века, была Вирджиния Вульф. Модернистка и видная феминистка в тогда еще консервативной Британии, Вульф оставила после себя несколько романов, многочисленные рассказы, эссе, 4000 писем и 30 томов дневников. И … предсмертную записку своему мужу перед тем, как покончить жизнь самоубийством.

  1. Книги Вирджинии Вульф
  2. Семейство Лесли Стивена
  3. Детские воспоминания Вирджинии
  4. Темная полоса
  5. Круг Цветения
  6. Замужество
  7. Дружба с Викторией Саквилл-Уэст
  8. Смерть Вирджинии Вульф
  9. Творчество
  10. Цитаты Вирджинии Вульф

Книги Вирджинии Вульф

В марте исполнилось 80 лет со дня смерти Вирджинии Вульф. Аделина Вирджиния Стивен, так ее настоящее имя, выросла в образованной семье среди стопок книг. Ее отец был писателем, чей дом часто посещали такие авторы, как Генри Джеймс и Джордж Эллиотт.

Ее путь к литературному обществу и кружку Блумсбери, основанному ее отцом, казался предопределенным. Хотя считается, что она страдала биполярным расстройством, ее вдохновение и творческий успех неоспоримы, а перфекционизм и высокая самокритика заставляли правильно редактировать свои тексты, прежде чем утверждать их. Среди ее самых известных работ «Миссис Далауэй», «К маяку» и «Орландо».

Семейство Лесли Стивена

Аделина Вирджиния Стивен родилась в Лондоне в семье сэра Лесли Стивена, считающегося основателем Bloomsbury Circle, и принцессы Джулии Стивен (1846-1895). Ее мать – известная красавица, родившаяся в Индии в семье доктора Джина и Марии Паттл Джексон, а затем переехавшая с матерью в Англию, где она работала моделью для художников-прерафаэлитов, таких как Эдвард Бирн-Джонс.

Со своим отцом, писателем Лесли Стивеном Вирджиния выросла в доме 22 Гайд-Парк Гейт, Кенсингтон, в образованной и дружной семье с либеральным духом. Ее мать и раньше была замужем, но ее муж умер. То же самое происходит и с отцом Вирджинии, поэтому у Стивенов есть дети от трех разных браков.

Детей Джулии от первого мужа Герберта Дакворта трое: Джордж (1868-1934), Стелла (1869-1897) и Джеральд (1870-1937).

Вирджиния с отцом писателем Лесли Стивеном

У Лесли была дочь Лора от первой жены Мини Теккерей, но она страдала психическим расстройством и жила с ними до 1891 года, после чего провела остаток своей жизни в клинике. У Джулии и Лесли четверо детей: Ванесса (1879-1961), Тоби (1880-1906), Вирджиния и Адриан (1883-1948).

Успех сэра Лесли Стивена как редактора, критика и биографа, а также его родство с Уильямом Теккереем (отцом его первой жены) повлияли на среду, в которой выросла Вирджиния Вулф. Постоянными гостями их дома были Генри Джеймс, Джордж Эллиотт, Джордж Генри Льюис, Джулия Маргарет Кэмерон (тетя Джулии Стивен) и Джеймс Рассел Лоуэлл, крестный отец Вирджинии.

Джулия Стефан тоже имела хорошее положение в обществе – одна из ее прабабушек была придворной дамой Марии-Антуанетты. Она происходила из семьи известных красавиц, которые оставили свой след в викторианском обществе как модели различных художников и фотографов.

В дополнение к этим фактам есть огромная домашняя библиотека, где Вирджиния и Ванесса изучают классическую и английскую литературу в качестве частных студентов, в отличие от своих братьев, которые получают государственное образование.

Детские воспоминания Вирджинии

Однако, по словам Вирджинии, ее самые теплые детские воспоминания связаны не с Лондоном, а с Сент-Айвсом в Корнуолле, где ее семья проводила каждое лето до 1895 года. Семья жила в доме под названием Thaland House с видом на залив Портминстер. Воспоминания о семейном отдыхе и впечатления от природы, особенно от маяка Годреви (знаменитого маяка), сыграли важную роль в ее творчестве в последующие годы, особенно в романе «На маяк».

Темная полоса

Вирджинии было всего 13 лет, когда в 1895 году внезапно умерла ее мать. Вирджиния сильно страдала, а через два года, когда умерла и сестра Стелла, у нее начались нервные срывы. Смерть отца в 1904 году стала причиной удшения здоровья, и Вирджиния даже провела некоторое время в клинике.

На протяжении всей жизни Вирджинию Вульф сопровождали резкие перепады настроения. Хотя эти регулярные психические срывы сильно влияют на ее социальные контакты, ее творческие способности остаются неизменными.

Биполярное расстройство – это болезнь, которая наложила отпечаток на ее работу, отношения с людьми, жизнь и является наиболее вероятной основной причиной ее самоубийства.

После смерти отца в 1904 году Вирджиния, Ванесса и Адриан продали квартиру на Гайд-парк Гейт 22 и купили дом на Гардэн-сквер 46 в Блумсбери.

Сестра писателя, художница Ванесса

Дом молодежи Стивена становится центром прогрессивной мысли, где обсуждались горячие вопросы общества. Ванесса и Вирджиния очень близки и даже клянутся никогда не выходить замуж и не расставаться.

Вирджиния начала писать в 1905 году, сначала как корреспондент литературного приложения к «Таймс». Ее первый роман, «Путешествие», был опубликован в 1915 году. Она всегда очень самокритично относилась к своим текстам и неоднократно переделывала их. Все ее романы были опубликованы в Hogarth Press, а по некоторым из них сняты фильмы.

Круг Цветения

Во время учебы в Королевском колледже в Лондоне и Кембридже Вирджиния познакомилась с Литтоном Стретчи, Клайвом Беллом, Саксоном Сидни-Тернером, Дунканом Грантом и Леонардом Вулфом, которые составили ядро интеллектуального круга, известного как Круг Цветения. Это влиятельная группа писателей и художников, которые бросала вызов устоявшимся представлениям о порядочности в викторианском обществе и впервые прославились в 1910 году благодаря так называемому «Обману дредноута».

В этом преднамеренном издевательстве над церемониальными манерами группа замаскированных молодых людей представилась делегацией Абиссинского королевства и даже сумела осмотреть военный корабль, не будучи разоблаченными.

Уже после окончания своего приключения, участники сами сообщили об этом прессе и отправили фотографию в Daily Mirror. Вирджиния одевалась как мужчина, и ее собственный отчет об инциденте был обнаружен намного позже и опубликован в 2008 году.

Замужество

Вирджиния Стивен вышла замуж за писателя Леонарда Вульфа в 1912 году, назвав его «бедным евреем» во время помолвки. Эти двое являются единомышленниками, имеют невероятно прочную связь друг с другом и профессионально сотрудничали, основав Hogarth Press в 1917 году. Там печаталась большая часть ее работ.

Читайте также  Денис глушаков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В межвоенный период Вирджиния была важной частью литературного и художественного общества Лондона. В 1915 году она опубликовала свой первый роман «Путешествие» в издательстве своего сводного брата «Джеральд Дакворта и компания».

Среди ее самых известных произведений романы «Миссис Далоуэй» (1925), «На маяк» (1927) и «Орландо» (1928). Она также известна своими эссе, в том числе «Ее собственная комната» (1929), в которых она пишет широко цитируемую мысль:

«У женщины должны быть деньги и собственная комната, если она хочет писать художественную литературу».

Дружба с Викторией Саквилл-Уэст

В 1922 году Вирджиния познакомилась с Викторией Саквилл-Уэст (более известной как Вита). После несколько неуверенного начала у них начинается роман, который длился почти 10 лет. Вульф написала «Виту в Орландо», – это фантастическое биографическое эссе, в котором жизнь главного героя длится три столетия. Любопытно, что главный герой, о котором идет речь, – то мужчина, то женщина.

Даже после того, как их отношения закончились, дружба между Вульф и Витой продолжалась до смерти писательницы в 1941 году.

Вирджиния оставалась близкой со своим братом Адрианом и сестрой Ванессой. Завершив свой последний роман «Между действиями», Вулф впала в депрессию, аналогичную той, что была у нее раньше.

Война, разрушение ее дома в Лондоне во время немецких воздушных бомбардировок и холодный прием старого друга Роджера Фрая, ухудшили ее состояние до такой степени, что она не могла больше писать.

Смерть Вирджинии Вульф

28 марта 1941 года, в возрасте 59 лет, Вирджиния закончила свою жизнь, набив карманы камнями и нырнув в воды реки Оз, протекающей рядом с ее домом. Ее тело нашли только 18 апреля.

Вирджиния Вульф

Леонард похоронил ее под деревом в саду их дома в Родмеле, Сассекс. В предсмертной записке своему мужу Вирджиния написала:

«Я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы больше не можем терпеть такой ужасный момент. И на этот раз я вряд ли выздоровею. Я начинаю слышать голоса, я не могу сосредоточиться. Так что делаю то, что считаю наиболее правильным. Ты подарил мне величайшее счастье. Это было все, чем мог бы быть любой человек. Никакие другие два человека не могли бы быть счастливее нас, если бы не эта ужасная болезнь. Я больше не могу бороться.

Я знаю, что разрушаю твою жизнь, что без меня ты сможешь спокойно работать. И ты будешь работать, я знаю.

Понимаешь, я даже не могу это правильно написать. Я не умею читать. Что я хочу сказать, так это то, что я в долгу перед вами за все счастье в моей жизни.

Он был бесконечно терпелив и невероятно добр ко мне. Я имею в виду, все это знают. Если кто и мог меня спасти, то это, конечно, ты. Все во мне было разрушено, кроме веры в искренность. Я не могу больше продолжать разрушать твою жизнь. Никакие другие два человека не могли знать счастья большего, чем наше. В.»

Творчество

Вирджиния Вульф была одной из первых современных писательниц, которые показали мир глазами женщин. Она доказывала, что нет ни мужского, ни женского интеллекта, и ее бунт против мира мужчин не перестает впечатлять и сегодня.

Вульф стала одной из главных тем движения феминистской критики в 1970-х годах, и с тех пор ее работы привлекли много внимания и получили широкое распространение комментариев о «вдохновляющем феминизме».

Ее произведения переведены более чем на 50 языков. Большая часть литературы посвящена ее жизни и работе, она является героем пьес, романов и фильмов.

Цитаты Вирджинии Вульф

Вот некоторые размышления и короткие цитаты из творчества Вирджиния Вульф:

«В каждом человеке скрыто прошлое, как страницы книги, известные только ему самому; но люди судят только по названию».

«Большие сообщества людей безумны».

«За свой первый обзор я получила фунт, десять шиллингов и шесть пенсов, и на эти деньги я купила персидского кота. И тут заговорили мои амбиции: кошка – это, конечно, очень хорошо, но я стою больше. Так я начала писать роман».

«История сопротивления мужчин женской эмансипации почти более интересна, чем история самой эмансипации».

«Тот, кто не говорит правду о себе, не может говорить правду о других».

«Юмор – это первое, что теряется при переводе».

«Нельзя хорошо думать, любить и спать, если не пообедать».

«Как у женщины, у меня нет страны. Как у женщины, моя страна – это весь мир».

«Кто-то должен умереть, чтобы остальные могли больше ценить жизнь».

«На самом деле ничего не произошло, пока об этом не было написано».

«Телефон, который прерывает самые серьезные разговоры и самые важные наблюдения, скрывает свою романтику».

«Не может быть двух мнений о том, кто такой интеллектуал. Это мужчина или женщина, которые скачут своим умом по стране в поисках идеи».

«Глаза других – наши тюрьмы, их мысли – наши клетки».

«По правде говоря, мне часто нравятся женщины. Мне нравится их нестандартность. Мне нравится их полнота. Мне нравится их анонимность».

Мэрилин Монро – биография роковой блондинки

Актриса Анна Маньяни

Софи Лорен – творчество, биография, фото

Мэри Пикфорд: биография, фильмы, фото

Трагическая история Зельды и Скотта Фицджеральд

Свобода, мода и осознанность Вирджинии Вулф

Институт костюма перенес открытие экспозиции About time: fashion and duration с начала мая на конец осени, а значит, у нас появилось время получше познакомиться или вспомнить одну из главных фигур этой выставки — писательницу, журналистку и издательницу Вирджинию Вулф.

Несостоявшийся 4 мая по причине пандемии ежегодный бал Met Gala должен был стать не только важнейшей демонстрацией модных достижений, но и прологом к эпохальной выставке музея Метрополитен, празднующего в этом году свое 150-летие. Экспозиция, название которой можно приблизительно перевести как «О времени: мода на протяжении» (About time: fashion and duration) в итоге откроется в конце октября и расскажет именно о непрерывности моды в последние полтора столетия. Расскажет с помощью 120 архивных платьев, самое старое из которых датируется 1870-ми, и с помощью литературы — невидимым гидом по выставке станет британская писательница Вирджиния Вулф. Мур Соболева, основательница Telegram-канала Fierce & Cute, вспоминает сложную биографию и столь же замысловатый стиль одной из самых важных писательниц ХХ века.

История Вирджинии Вулф настолько запутана и наполнена именами, событиями, фактами, что сложно продраться даже через банальную статью в «Википедии». Скорее всего, захочется бросить ее уже на этапе детства Аделины Вирджинии Стивен, в котором в тугой клубок закручены трагедии, сексуальное насилие, смерть матери, отношения с сестрами и братьями. Но быстро становится понятно, что физическая красота была очень важна для Вулф с детства: ее мать, Джулия Джексон (во втором замужестве Стивен), работала моделью для художников-прерафаэлитов, и все, включая саму писательницу, отмечали ее необычную, хрупкую до эфемерности внешность. За эту нежную красоту и склонность к филантропии вплоть до самопожертвования Джулию сравнивали с девой Марией. Смерть матери от гриппа стала первым потрясением для Вирджинии, которой тогда было 13 лет, и привело к началу первой ее депрессии. В наше время у Вулф, скорее всего, диагностировали бы биполярное расстройство, но в то время болезнь, с которой она прожила почти всю сознательную жизнь, описывали предельно просто: «сошла с ума».

Вулф облагодетельствовала будущих биографов, оставив многие тома дневников — она вела их с перерывами с 15 лет — и органично вплетая детали собственной жизни во все свои работы. Благодаря ее личным записям можно проследить структуру мысли Вулф, пытающейся осознать свое место в стремительно меняющейся культуре. В 1902 году двадцатилетняя Вирджиния пишет в дневнике, что видит свою судьбу в писательстве; два года спустя, когда умирает ее отец, оставшаяся семья Стивенов переезжает из аристократического лондонского района Кенсингтон в богемный и пока еще дешевый Блумсбери.

Именно в этот период, начиная с 1904 года, начинает формироваться так называемая группа Блумсбери — элитарный литературный клуб по интересам, куда входят молодые интеллектуалы, увлекающиеся исследованиями собственной сексуальности и проповедующие гедонизм. Негласные лидеры группы — Вирджиния и ее старшая сестра Ванесса, художница, которая в 1907 году выйдет замуж за еще одного важного члена группы, известного арт-критика Клайва Белла. Идеология компании по нынешним временам выглядит довольно тривиально, но для своего времени она служила камнем эстетического преткновения: ее основатели и примкнувшие были воспитаны в викторианском обществе, которое не предполагало ни сексуальной свободы, ни женских прав.

Вирджиния Вулф с сестрой Ванессой

Одним из видных фигурантов группы стал Леонард Вулф — близкий приятель брата Вирджинии, Тоби, обративший внимание на сестер Стивен еще в 1900 году. К моменту повторного знакомства Леонарда с Вирджинией в 1909 году Тоби, один из основателей группы Блумсбери, успел умереть от брюшного тифа — и Вирджиния, глубоко любившая брата, всерьез восприняла ухаживания его друга. Над предложением о вступлении в брак она думала три года, то отклоняя, то принимая, но в результате пара поженилась в августе 1912-го. Супруги оставались близки до конца — об этом свидетельствуют как многочисленные записи в дневниках Вулф, так и ее предсмертная записка, обращенная к мужу.

Нонконформизм супругов Вулф и группы Блумсбери, задававшей тон английской интеллектуальной тусовке начала века, стал вместе с происхождением их входным билетом в самые модные круги. Вирджиния Вулф становится постоянным автором британского Vogue, а в 1924 году появляется на его страницах уже в качестве героини — в нарочито старомодном платье своей матери, которое ей велико. К тому моменту Вулф уже опубликовала три романа, множество рассказов и эссе, давала лекции и числилась одной из важных писательниц поколения.

Несмотря на свой подчеркнуто современный образ жизни, в быту писательница предпочитала викторианские наряды — платья в пол, шляпки (как на знаменитой фотографии с собственной помолвки), цветочный принт и зачесанные в пучок волосы. «Моя любовь к одежде меня живо интересует, — пишет Вулф в дневнике в 1925 году. — Только это не совсем любовь, а что именно — мне лишь предстоит узнать». И дальше идет пассаж, который отлично рифмуется с сегодняшней повесткой. «Мне хочется понять степень осознанности людей в разных сферах: осознанность вечеринок, осознанность в выборе одежды. Это очень сложно, я всегда возвращаюсь к этой теме, но сама не могу сформулировать, что я имею в виду». В том же году выходит роман «Миссис Дэллоуэй», где через наряды заглавной героини во многом передается ее характер и переживания.

Вирджиния и Леонард Вулф

Вместе с Вирджинией регулярной фигуранткой Vogue становится и ее возлюбленная и соратница Вита Сэквелл-Уэст — аристократка и писательница, одинаково сильно увлеченная литературой, садовым дизайном и прекрасными современниками обоих полов. Сексуальная свобода была важной частью негласного устава группы Блумсбери, и отношения внутри нее были открытыми — романы Вулф никак не ухудшали ее отношения с мужем. Вита, знакомство Вулф с которой состоялось в 1922 году, сильно повлияла и на творчество, и на благополучие Вирджинии: она постоянно поддерживала любимую как морально, так и финансово, организовав, например, публикацию своих (успешных) книг в издательстве супругов Вулф Hogarth Press, когда то переживало тяжелые времена.

Взамен Вирджиния Вулф фактически подарила ей свою самую знаменитую работу, роман «Орландо»: андрогинный главный герой/героиня, списанный с Виты, путешествует во времени в течение трехсот лет, меняя пол и облик. Сын Сэквелл-Уэст, Найджел Николсон, позже отзовется об «Орландо» как о «самом длинном и обаятельном любовном письме в истории литературы». В одном из дневников Вулф пишет, что видит свое предназначение в том, чтобы «описать собственный пол» — идея революционная не только в первой трети ХХ века, но и сейчас. Влияние Вулф на феминизм и современную жизнь в целом трудно переоценить — она не просто стала полноценным женским голосом в литературе, но и оказалась провозвестницей необратимых изменений: согласно ее философии, роль женщины не определяется длиной ее нарядов и волос, а соответствует лишь ее личным желаниям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: