Урсула ле гуин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ле Гуин Урсула: биография, книги, творчество и интересные факты

Ле Гуин Урсула, книги которой пользуются большой популярностью, — это американская писательница, создающая литературные произведения в стиле фэнтэзи и научной фантастики. Без ее творчества трудно представить литературу 20 века.

Начало пути

Ле Гуин Урсула появилась на свет в Калифорнии. Местом ее рождения стал небольшой городок Беркли. Произошло это в 1929 году. У ее родителей не мог родиться неталантливый ребенок. Среда, в которой выросла ле Гуин Урсула, способствовала проявлению творческого начала. Девичья фамилия писательницы — Крёбер. Ее отец Альфред был ученым-антропологом. Всю свою жизнь он интересовался восточной культурой, изучал ее. Мать Теодора была писательницей. Уже в 11 лет будущая писательница попыталась издать свой первый рассказ, но его не напечатали. Но зато потом ее литературные труды удостаивались престижных наград. Среди них — «Небьюла», «Эндевор», «Локус-2002».

Не могло быть иначе

Ле Гуин Урсула окончила колледж в Кембридже, затем Колумбийский университет, в котором защитила диссертацию. В ней она исследовала романтическую литературу, став магистром Средних веков и Возрождения. Она получила диплом филолога. В литературе любимым направлением Урсулы ле Гуин была научная фантастика. Она даже вела курсы по этой специализации. Но основной ее работой было преподавание литературы. В университетах Англии, США и Австрии помнят преподавателя по имени ле Гуин Урсула. Основным местом ее проживания до сих пор остается американский штат Орегон. В 22 года Урсула Крёбер вышла за историка Чарльза ле Гуина и взяла его фамилию. Познакомилась она с ним в Париже, куда приехала писать диссертацию о французском поэте Жеане Ле Мэре де Бельж. Он жил в 15 веке и со временем его творчество было необоснованно забыто. У Чарльза и его супруги двое детей – дочь и сын.

Выдуманная страна

Ле Гуин Урсула, книги которой популярны и в нашей стране, создала множество миров и образов. Причем, несмотря на свой почтенный возраст, останавливаться не собирается. Но первым был опубликован ее рассказ «Апрель в Париже». Это произошло в 1962 году. Его напечатали в сборнике «Фантастика 1962». В то время Урсулу интересовали проблемы одиночества человека в социуме, и она смогла рассказать о том, как жили бы люди, если бы в нашей жизни не было границ между слоями общества и предрассудков. Уже это произведение заинтересовало читателей и вызвало положительные отзывы критиков. Этот рассказ стал одним из первых в цикле подобных ему рассказывающих о вымышленной стране. По мнению Урсулы, она находилась в Восточной Европе. Хотя страна эта — несуществующая, читателю все же удается провести некоторые параллели. Например, условия, в которых вынуждены жить герои ее рассказов о стране Орсинии, очень напоминают коммунистический режим.

Все хорошо

Следующими в 1963 году увидели свет фантазийные рассказы ле Гуин. Уже в них она давала наставления читателям, делилась с ними своей мудростью. Но это не было скучно, благодаря интересному сюжету. В своем рассказе «Мастера» Урсула рассказывает о том, как наш мир не готов к тому, чтобы ученые рассказали всю правду о том, что на самом деле происходит вокруг. Другой рассказ, «Шкатулка, в которой была тьма», повествует о совершенном мире, который существует без ужасных понятий, наполняющих нашу действительность. В нем нет зла и смерти.

Идеальное общество

Но не только благодаря им стала известна Урсула ле Гуин. Хайнский цикл, первой напечатанной книгой которого стал роман «Мир Роканнона», также принес ей популярность. Это произведения об обитателях планет, относящихся к Лиге Миров. Хайн в ее представлении – это сверхцивилизация, которая стала праматерью всей разумной галактической жизни. Действие происходит в будущем. Урсула рассказывает о том, что, по ее мнению, происходит, начиная с 22 века. Лига миров называется Экумена. Это организация, которая регулирует взаимоотношения между цивилизациями, основываясь на принципах гуманизма, минуя политические, технологические, торговые отношения между людьми и инопланетянами. На страницах шести романов и около 15 повестей и рассказов читатель найдет самое подробное описание нескольких межпланетных культур, тщательно выписанные психологические портреты героев этих литературных произведений.

Подготовительный этап

Но это еще не все, что создала в своем воображении Урсула ле Гуин. Цикл о Земноморье настолько полюбился читателям, что они продолжают просить о том, чтобы было написано продолжение. Изначально было написано три книги. Вот как назвала их писательница Урсула ле Гуин: «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана», «На последнем берегу». Хотя первый роман вышел в 1968 году, писательница заранее начала готовить читателя к его появлению. В 1964 году были изданы два рассказа, знакомящие читателя с особенностями того мира, в котором им придется оказаться. Один из рассказов называется «Правило имен». В нем Урсула предупреждает, что нельзя произносить свое настоящее имя, для того чтобы твоя душа не была порабощена. Ведь истинное имя отражает ее суть. А в рассказе «Освобождающее заклятье» говорится о том, что свобода — это нечто такое, чего у человека не сможет отобрать никто, даже великий маг.

Необычный мальчик

Первый роман этого цикла, который написала Урсула ле Гуин, – «Волшебник Земноморья». Писательница знакомит читателя с архипелагом, который родился в ее воображении. Главным героем романа является мальчик по имени Дьюни. Он родился на острове Гонт, относящемся к Земноморью. У него рано умерла мать, и он остался на попечении отца и своей тети-колдуньи. Уже в детстве у Дьюни начинают проявляться магические способности, которые со временем увеличиваются. Мальчик начинает учиться магии, в то же самое время приручая диких ястребов-перепелятников. Так у него появляется прозвище – Ястреб, а в подростковом возрасте он получает второе имя – Гед. На протяжении книги главный герой сталкивается с добром и злом, параллельно пытаясь понять собственное предназначение. Однажды он выпускает на свободу древнее зло – Тень, которое и становится его главным врагом, и ему предстоит его победить.

Доброе сердце

Вторая книга цикла о Земноморье называется «Гробницы Атуана». В ней рассказывается о девушке по имени Арха. В переводе ее имя обозначает «съеденная». Она является хранительницей древней гробницы, служительницей трех культов. По версии ее окружения, хранительницы умирают, а потом воскресают вновь. Однако пока Арха живет в сыром и темном старом храме, в постоянном холоде и страхе. И тут появляется Гед, появление которого, как оказалось, было предсказано в старинных легендах. Он рассказывает Архе о том, что она вправе сама выбирать собственную судьбу, а затем возвращает ее настоящее имя. Жители Земноморья начинают уважать Теннар, а она ожидает от Геда чего-то большего, чем дружба.

Еще не конец

Последняя книга трилогии – «На последнем берегу». Урсула ле Гуин считала, что после нее повествование о Земноморье будет окончено. Но все вышло не совсем так, как она задумала. По просьбе читателей ей пришлось написать продолжение. Но пока вернемся к третьей части. В ней по задумке автора рушится волшебный мир, созданный ею же самой. Нарушается Великое Равновесие, и Гед, как самый могущественный маг, должен разобраться, почему это происходит. Главным героем в этом романе становится принц Аррен. Он приезжает на остров Рокк в поисках спасения, но вместе с Гедом отправляется в путешествие по островам архипелага в поисках причины несчастий. Им удается найти злодея, который к этому причастен, но все-таки Гед побеждает его. Однако в последней битве он теряет все свои магические способности. После этого Королем Земноморья становится принц Аррен.

Не хотим прощаться

Свою четвертую книгу из цикла о Земноморье Урсула ле Гуин написала через 20 лет после выхода в свет третьего романа. Она назвала ее «Техану: последняя книга о Земноморье». В ней писательница рассказывает подробно о жизни Тенар, девушки, которую освободил Гед. Оказалось, что она поселилась на острове Гонт, где обучалась врачеванию у мага Огиона, бывшего учителя Геда. Затем Тенар вышла замуж за фермера и родила ему дочь и сына. Через какое-то время она взяла в дом приемыша – маленькую девочку. К ним на драконе прилетел Гед и они стали все вместе жить на ферме. А что из этого вышло, вам лучше всего прочитать самим.

В 2001 году вышел в свет сборник рассказов о Земноморье. Среди них «Стрекоза», «На иных ветрах», «Искатель» и несколько других. В них писательница раскрывает тайны Земноморья, рассказывает о событиях, которые происходили до того, как читатели встретились с мальчиком Дьюти. И все же читатели не хотят покидать Земноморье. Урсула ле Гуин должна подарить миру еще одно произведение, которое не оставит никаких вопросов у поклонников этих чудесных литературных произведений.

Ле Гуин Урсула: биография, творчество, фото

Сегодня мы говорим о женщине, которую называют «постель, журналист и литературный критик». Урсула Ле Гуин – вот ее имя. А самые известные произведения этой удивительной женщины связаны с циклом о Земноморье.

О писательнице

Ле Гуин Урсула уже давно признана классиком мировой фантастики 20 века. Эта американская писательница давно стоит на одном уровне с такими литературными гигантами, как А. Азимов, С. Лем, Р. Шекли, Р. Брэдбери. А секрет успеха Ле Гуин – простой сюжет, вплетенный в сложную композицию; главные герои из числа обычных людей; философский смысл; доступный, но в то же время богатый и красивый язык; приближенность к реальности. Это все делает невероятно живыми придуманные писательницей миры.

Теперь же поговорим более подробно о жизни писательницы. Кроме биографии в нашей статье можно найти еще и ее фото.

Урсула Ле Гуин: ранние годы и замужество

Родилась будущая писательница в 1929 году. Место ее рождения – небольшой городок Беркли, расположенный в штате Калифорния. Ее отец Альфред Кребер был известным ученым-антропологом, занимавшимся восточной культурой. Мать, Теодора Кребер, — писательницей. Родители определили ее интерес к литературе и восточным традициям, которые так сильно отличаются от европейских.

Ле Гуин Урсула поступила в Кембриджский колледж. После его окончания она в 1952 году защитила в Колумбийском университете диссертацию. Тема ее работы звучала так: «Романтическая литература Средних веков и Возрождения». После защиты она получила диплом филолога и стала преподавать литературу, работая в университетах США, Англии и Австралии. Одновременно с этим Урсула вела курсы научной фантастики, ведь именно этот жанр был ее давним увлечением.

Читайте также  Савва мамонтов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Со своим будущим мужем, Чарльзом Ле Гуином, она познакомилась в 1951 году и практически сразу вышла за него замуж. На сегодняшний день у них сын и две дочери. С 1958 года семья проживает в штате Орегон, город Портленд.

Первые произведения

Ле Гуин Урсула написала свой первый рассказ в 1961 году. Назывался он «Умирающий музыкант» и рассказывал о тех преградах и бытовых проблемах, которые мешают гению осуществить свои мечты. Впоследствии это произведение вошло в сборник рассказов о вымышленной стране Орсинии, расположенной в Восточной Европе. Страна эта напоминает Польшу, оказавшуюся в середине 20 века под властью Советского Союза.

Сборник, несмотря на жанр альтернативной истории, отнесли к настоящей литературе, которую можно напечатать в школьном учебнике. Уже в этой книге раскрылся талант Урсулы Ле Гуин.

В 1979 году к Орсинийским историям прибавился роман «Малафрена», главной темой которого стала извечная проблема поисков себя, своего призвания и места в жизни.

Первая публикация

Очень интересно творчество писательницы и ее биография. Урсула Ле Гуин впервые опубликовалась в 1962 году, и это был не рассказ из цикла об Орсинии. Это оказался рассказ «Апрель в Париже», вышедший в литературном сборнике «Фантастика-1962». В произведении рассказывалось об одиноких людях, которые страдают от одних и тех же проблем, вне зависимости от их социального положения и статуса в обществе. Рассказ получил хорошие оценки как у читателей, так и у критиков.

Только в 1963 году были отдельно опубликованы фантастические рассказы писательницы. И в них уже проявился свойственный Ле Гуин стиль, более подходящий для рассказа притч. Несмотря на это, сложные характеры героев и слишком яркое насыщенное повествование затмили глубокий смысл произведений. В России самым известным рассказом этого периода считается «Шкатулка, в которой была тьма». В этом произведении описывается мир, где нет понятий зла, смерти и тени.

Земноморье

Ле Гуин Урсула получила большую популярность и известность именно благодаря этому циклу. Однако начался он, как это ни странно, с обычных рассказов, опубликованных в очередном сборнике «Фантастика-1964». Это были два произведения: «Освобождающие заклятие» и «Правило имен». Именно они положили начало циклу о Земноморье. Уже тогда писательница начала складывать, как пазл, будущий загадочный мир, полный странной магии. А в первых рассказах писательница начинает объяснять правила чужой реальности: никому нельзя называть истинное имя, а настоящую свободу не может отобрать даже самый сильный волшебник.

Только через четыре года появился первый роман этого цикла – «Волшебник Земноморья». Произведение в этом же 1968 году было удостоено премии издательского дома Boston Globe-Horm Book, а через несколько лет получило и премию имени Льюиса Кэрролла. Затем вышли следующие романы цикла — «Гробницы Атуана» и «На последнем берегу». Первая книга была удостоена Серебряной медали Нюьери, а вторая – национальной премии США по литературе как лучшее произведение для детей, опубликованное в 1972 году.

В 1979 году писательница получает звание «Гранд-мастер фэнтези».

Огромным успехом пользовался не только сюжет книг о Земноморье, но и образ главного героя – верховного мага Геда-Ястреба. Урсула Ле Гуин была первым писателем, придумавшим историю мальчик-сироты, попадающего в школу для волшебников, преодолевающего множество трудностей, борющегося со злом и в конце достигающего великой силы и мудрости.

После публикации первых трех романов писательница почти на 20 лет оставила мир Земноморья. Только в 1990 году вышло продолжение под названием «Техану: последняя книга о Земноморье». Читатели признали эту часть самой неудачной, однако профессиональные критики и литературы дали ей высокую оценку. Более того, за эту книгу писательница получила самую престижную награду американских писателей-фантастов «Небьюла-90».

Однако эта книга была далеко не последней, за ней последовал сборник рассказов и еще один роман.

Последний роман о Земноморье

Творчество Урсулы Ле Гуин неразрывно связано с миром Земноморья. Наверное, поэтому писательнице так тяжело с ним расстаться. На сегодняшний день последний книгой цикла является роман «На иных ветрах», который в 2002 году был удостоен Всемирной премии фэнтези.

Таким образом, на сегодняшний день опубликовано 5 романов и несколько рассказов, относящихся к циклу о Земноморье. Окончание ли это? На этот вопрос может ответить только сама Урсула Ле Гуин.

Урсула Ле Гуин – биография, фото, личная жизнь, новости, книги 2018

Урсула Ле Гуин: биография

Урсула Ле Гуин – известная американская писательница, полюбившаяся поклонникам фантастики. Можно сказать, что Урсула – новатор в данном жанре, поскольку в ее произведениях рассматриваются как вымышленные вселенные, так и острые социальные проблемы. Урсула Кребер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в историческом городке и научном центре Беркли, что на восточном берегу залива Сан-Франциско (Калифорния, США). Писательнице повезло с местом рождения, ведь Беркли считается одним из самых либеральных городов Америки.

Урсула Ле Гуин в 2017 году

Помимо этого, потери от Великой депрессии, начавшейся в 1929 году, не отразились на жителях этого местечка из-за развитой образовательной структуры. Также под влиянием университета в городе быстро появлялись современные технологии. Урсула росла и воспитывалась в многодетной семье Альфреда Луиса Кребера и его супруги Теодоры Кребер. У писательницы есть три сводных брата от предыдущих браков матери и отца: Клифтон, Феодор и Карл.

Родители Урсулы Ле Гуин

Отец романистки, родившийся в семье немецких эмигрантов, трудился антропологом и изучал быт индейцев, пребывая в должности профессора антропологии и директора музея той же научной направленности в Калифорнийском университете. Альфред Луис был признанным ученым и участвовал в археологических раскопках, которые повлияли на историю, а его статьи и философские мысли имели исключительный успех. Дошло до того, что современники Альфреда, будто подражая ему, начали отращивать бороду и усы, а при жизни мужчина обзавелся прозвищем Декан американских антропологов.

Урсула Ле Гуин в детстве

Мать Урсулы была писательницей, известной в узких кругах, которая стала автором биографии Иши – последнего в мире носителя языка яна. Будущая фантастка росла в интеллигентной обстановке: Теодора и Альфред обсуждали за завтраком литературу, науку и новости, происходящие в мире. Урсула обожала подслушивать эти интересные разговоры взрослых людей. Как и следовало ожидать, Ле Гуин пристрастилась к чтению и литературе с раннего возраста, в 7 она уже сочиняла стихи. Когда одаренной девочке исполнилось 9 лет, она написала дебютную фантастическую историю.

Урсула Ле Гуин в молодости

Через два года Урсула стала автором научно-фантастического рассказа, отправленного в «Astounding Science Fiction». Хотя редактор отказался публиковать произведение на страницах журнала, юная писательница не опустила руки и продолжила заниматься любимой деятельностью. Ле Гуин посещала среднюю школу в родном Беркли. Девушка корпела над учебниками по биологии и изучала поэзию, но по математике у ученицы стояла твердая тройка: ей тяжело давались уравнения и алгебраические формулы.

Получив аттестат зрелости, Урсула продолжила обучение, специализируясь на средневековой романской литературе. Ее выбор пал на Рэдклифф-колледж Гарвардского университета. Степень магистра писательница получила в Колумбийском университете.

Литература

Хотя Урсула написала множество детских рассказов, поэтических сборников и критических эссе, читатели привыкли воспринимать Ле Гуин как автора научно-фантастических романов, однако сама женщина называет себя романисткой. Ее книги отличаются от произведений Толкиена или Мартина, потому что Урсула нещадно приправляет свои работы антропологией и социальными проблемами.

Урсула Ле Гуин в начале карьеры

В выдуманных мирах писательницы встречаются вполне реальные вещи: Ле Гуин философски рассуждает о межкультурных взаимодействиях, ксенофобии, феминизме, коммунизме, гендерной принадлежности, анархизме и прочих явлениях общества. Поэтому ее творчество с трудом вписывается в рамки современных представлений о научной фантастике. Ле Гуин практически всегда делает упор на происхождение человека и описывает подробности быта выдуманных рас.

Писательница Урсула Ле Гуин

Также стоит отметить, что писательский стиль Урсулы строг и понятен. Писательница не перегружает произведения излишними метафорами или претенциозными предложениями и не повествует об избитой теме борьбы добра и зла. Но зато на страницах ее книг прослеживаются глубокие мысли, за которые Ле Гуин по праву достались лавры почета. Дебютный роман Урсулы «Планета Роканнона» был опубликован в 1966 году. Прологом к этому произведению стал ранний рассказ писательницы «Ожерелье Семли» (1964).

Иллюстрации к книге Урсулы Ле Гуин «Планета Роканнона»

Эта книга, повествующая о вселенной технологического Хайнского цикла, знакомит читателя с удивительными людьми и экстраординарными вещами: любитель фантастики узнает о релятивистском эффекте, а также отправляется в путешествие вместе с главным героем Роканноном по бескрайнему пространству космоса. Ле Гуин любит скрупулезно описывать даже мельчайшие детали произведения, например, писательница придумала ансибл – специальное устройство, гарантирующее мгновенную связь между объектами, находящимися на астрономических расстояниях друг от друга. Также этот чудо-аппарат используется в повести «Слово для леса и мира одно» (1972).

Писательница Урсула Ле Гуин

В 1968 году Урсула начинает работу над циклом «Земноморье», в который входят шесть книг: «Волшебник Земноморья», «Гробницы Атуана», «На последнем берегу», «Техану», «На иных ветрах» и сборник рассказов «Сказания Земноморья». Выдуманный писательницей мир представляет собой архипелаг, который делится на небольшие островки, населенные людьми, сказочными существами, драконами, каргами, мореплавателями, чародеями и белыми варварами. В этой вселенной магия становится не сверхъестественным явлением, а обыденной частью жизни.

Книга Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья»

В 2004 году знаменитый режиссер Роберт Либерман снял фильм по мотивам цикла Ле Гуин «Волшебник Земноморья», где сыграли Себастьян Роше, Крис Готье, Дженнифер Кэлверт и другие звезды кино. Не все поклонники писательницы оценили работу Либермана: по их мнению, уместить 6 книг Урсулы в 170-минутный хронометраж практически невозможно.

В 1969 году Урсула Ле Гуин радует поклонников романом «Левая рука Тьмы». В этом произведении писательница сделала очевидный акцент на описании расы жителей планеты Зима: у них проявляются признаки дихогамии, а также Урсула повествует о сексуальной активности гетенианцев и воспитании детей. Но это не просто рассказ о вымышленном племени, а страшная сказка с непредсказуемой развязкой.

Книга Урсулы Ле Гуин «Левая рука Тьмы»

В 1973 году Ле Гуин дарит почитателям психомиф-притчу под названием «Уходящие из Омеласа». Этот рассказ поднимает важные философские проблемы: например, способны ли люди, выброшенные на обочину жизни, существовать в едином обществе со счастливыми гражданами, которые сердобольно наблюдают за судьбой «козлов отпущения».

Читайте также  Татьяна морозова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иллюстрации к книге Урсулы Ле Гуин «Уходящие из Омеласа»

Примечательно, что подобную тему затронул Федор Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Это произведение Урсулы заслуженно получило премию «Хьюго» за лучший рассказ (1974). Также в арсенале Ле Гуин имеются престижные литературные награды «Локус», «Небьюла» и множество других.

Личная жизнь

С будущим мужем Чарльзом Ле Гуином Урсула познакомилась во Франции, куда отправилась по программе Фулбрайта. Возлюбленный писательницы – американец французского происхождения, профессор истории. В 1953 году Урсула и Чарльз скрепили отношения узами брака и с тех пор на протяжении уже многих лет идут рука об руку, поддерживая друг друга. Известно, что у супругов трое детей (дочери Элизабет и Кэролайн, а также сын Теодор), четверо внуков, домашние животные и множество верных друзей.

Урсула Ле Гуин с мужем

Урсула не любит рассказывать подробности личной жизни. Журналистам известно только, что ее существование спокойно и однообразно. Писательница признавалась, что, достигнув пожилого возраста, они с мужем больше не путешествуют, а живут умиротворенно и читают перед обедом художественную литературу вслух — от Толстого, Чехова и Тургенева до Райнера Рильке и Джейн Остин. Также в списке фаворитов Урсулы числятся признанные гении литературы Булгаков, Замятин и Гончаров.

Урсула Ле Гуин

Причем касательно книг у романистки нет особенных предпочтений: женщина не называет имени любимого писателя и считает вопрос о перечислении лучших произведений некорректным, так как в творчестве не уместны гонки и борьба за первенство. Также супруги Ле Гуин по вечерам просматривают фильмы и иногда отправляются в безлюдное и пустынное местечко – южно-восточный Орегон, чтобы побыть наедине с природой.

Урсула Ле Гуин сейчас

В 2017 году Урсуле Ле Гуин исполнилось 87 лет. Последнее произведение писательницы было написано в 2008 году — это повесть «Лавиния». Ныне Урсула продолжает читать книги и состоит в литературном клубе.

Великая сказочница: за что мы любим Урсулу Ле Гуин

О необычном философе XX века рассказывает литературный критик и главред интернет-издания «Rara Avis. Открытая критика» Алена Бондарева.

За что мы любим Урсулу Ле Гуин — блог Storytel

Урсула Ле Гуин — одна из самых титулованных женщин в мировой литературе. Любой разговор о ней журналисты и критики начинают с перечисления заслуг. Например, премий, которых за всю жизнь она получила столько, что и не счесть. Только наипрестижнейшая среди фантастов «Хьюго» доставалась ей трижды, шесть раз — «Небьюла», еще три — «Юпитер» и 21 раз — награда от журнала «Локус». В 2003-м писательница получила звание Грандмастера фантастики: обычно его удостаиваются мужчины, а женщины — редко (просто очень-очень редко: за 45 лет существования премии их вместе с Ле Гуин не набралось и десяти). Библиотека Конгресса еще при жизни писательницы нарекла ее «живой легендой».

Не забывайте и про толпы фанатов, которые уже не одно десятилетие спорят о том, какие книги Ле Гуин лучше — фэнтезийные или научно-фантастические. Однако чтобы разобраться в причинах такой, не побоюсь этого слова, бешеной популярности, стоит начать с самого начала. С семьи. Очень нетипичной и даже весьма странной.

Антропологи Крёбер и индеец Иши

Ле Гуин, а тогда еще просто Урсула, родилась 21 октября 1929 года в семье антропологов Альфреда и Теодоры Крёбер (второй брак для обоих, у каждого имелись дети от предыдущих супругов). Отец девочки был по-настоящему большим ученым, профессором Калифорнийского университета и директором Музея антропологии. Всю жизнь он занимался индейскими племенами, параллельно вел археологические раскопки. Создал несколько культурных концепций и гипотез, его учебник «Антропология» до конца 1940-х годов был самым популярным в вузах США. Одно время молодые ученые, стремясь подражать профессору во всем, даже носили бороду и усы, как у Крёбера. Что до его второй супруги, Теодоры, то она не только интересовалась антропологией, периодически сопровождая мужа в экспедициях, но и писала любопытные книги. Например, важнейшую семейную историю Урсула Ле Гуин почерпнула из сочинений матери.

В 1911 году на одной из калифорнийских боен был обнаружен индеец, он оголодал и воровал мясо. Полиция быстро арестовала этого человека, он не оказывал сопротивления, но и не мог объясниться, так как не говорил по-английски. Его заключили в камеру для душевнобольных в тюрьме города Оровилла. Почти сразу пресса раструбила о том, что найден «последний дикарь США», а первая фотография несчастного привлекла внимание двух антропологов: профессора Крёбера и Томаса Уотермена. Еще до встречи с индейцем ученые установили, что он представитель племени яха. Но каково же было их удивление, когда чуть позже они поняли, что он потомок (а, возможно, и последний носитель языка) вымершей южной ветви яна.

Не доверяя белым людям, индеец, чтобы защититься, скрыл свое настоящее имя, поэтому исследователи придумали новое — Иши, что на его родном языке значило просто «человек». Иши поселили в Музее антропологии, где в будние дни изучали его язык и традиции, а по выходным позволяли принимать желающих познакомиться с ним. В 1914 году антропологи решили отправить Иши в родные места, долину Дир-Крик, но в ходе экспедиции выяснилось, что индеец болен туберкулезом. В течение двух последующих лет его состояние ухудшалось, и в 1916 году он умер. Чуть позже биографию Иши написала Теодора Крёбер.

Почти все, что она написала, (за редким исключением) посвящено либо одиночеству чужака, либо проблеме «контакта», вернее, невозможности сблизиться с «другим».

Читайте также

Если вы хотя бы отдаленно представляете, о чем повествуют романы и рассказы, вошедшие в серию «Земноморье», или тексты «Хайнского цикла», то сразу поймете, насколько сильно эта история повлияла на образ мысли Урсулы Ле Гуин. Ведь почти все, что она написала, (за редким исключением) посвящено либо одиночеству чужака, либо проблеме «контакта», вернее, невозможности сблизиться с «другим» (в философском понимании этого слова) в силу культурных и исторических различий.

Сестринство, драконы, космос

Впрочем, сама писательница испытывала схожие трудности. Ее постоянно пытались вписать в понятную систему. Свою карьеру она начала в узкой, мужской нише sci-fi, однако первые же тексты — рассказ «Апрель в Париже» (1962), а затем и отдельные новеллы (в 1970-е годы объединенные в сборник «Орсинских историй»), и первые наброски «Хайнского цикла» — привлекли к ней внимание. Многие были удивлены, почему автор выбрала столь нетипичную для женщины нишу.

Феминистки до сих пор поднимают имя Ле Гуин на древко, ведь ее героини не просто хороши и бесстрашны, а по-настоящему равны мужчинам. Однако феминизм Ле Гуин несколько обманчив, пожалуй, как социальные и даже социалистические идеи писательницы, которые понимались ею в более широком, общечеловеческом смысле. Да, женщины не хуже мужчин, да, государство не должно довлеть над человеком, да, развитое общество обязано поддерживать своих членов (особенно слабых и юных, о чем написан почти весь «Хайнский цикл») — вот к чему следует стремиться всем нациям.

Идею межполового равенства Ле Гуин довела до логического конца. Герой одного из ее лучших романов «Левая рука Тьмы» (1969) Дженли Аи, будучи Посланником Земли, попадает на загадочную планету Зима, населенную андрогинами. Большую часть времени эти люди асексуальны и лишь в определенный период ведут себя как мужчины или женщины, причем в новом сезоне легко меняются ролями.

«Первого Мобиля, если он будет сюда послан, — говорит Аи в своих записках, — необходимо предупредить заранее, что, при отсутствии чрезмерной самоуверенности и будучи человеком еще не старым, он непременно почувствует себя уязвленным, мужская гордость его будет страдать В мужчине естественно желание, чтобы его мужественность оценивали по достоинству; женщине же хочется, чтобы ее женственностью любовались, какими бы косвенными и незаметными ни были проявления подобных оценок. На планете Зима ничего этого не будет. Каждого уважают и оценивают только в соответствии с его человеческими качествами Это поразительный и ужасный опыт».

Обманчива и сказочная простота фэнтези Ле Гуин. Кроме типичных для этого жанра персонажей — колдунов, магов и драконов, — в основе текстов лежит мощнейшая философия языка.

Читайте также

Не вышло из Ле Гуин и приличной коммунистки (а ее и туда записывали). Идея человеческой Экумены, Лиги Миров, объединяющая несколько романов — «Мир Роканнона» (1966), «Планету изгнания» (1966), «Город иллюзий» (1967) и уже упомянутую книгу «Левая рука Тьмы», — с другими текстами, встраивающимися в космический «Хайнский цикл», в равной мере социалистична и утопична. Лига не диктует своих условий, она лишь объединяет инопланетные расы, давая им возможность торговать, меняться знаниями и технологиями, однако ее просвещенное и совершенно нетоталитарное существование само по себе удивительно и маловероятно.

Обманчива и сказочная простота фэнтези Ле Гуин. Кроме типичных для этого жанра персонажей — колдунов, магов и драконов, — в основе текстов лежит мощнейшая философия языка. Ее «Земноморье» — цикл, включающий «Правило имен» (1964), «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1974), «Техану» (1994) и другие книги, — крепко завязано на поэзии, мифологии и слове (писательница всю жизнь занималась изучением средневековой литературы и разных эпосов). Чего стоит только история Истинных имен, которые не должен знать никто, кроме их носителей, ведь у всего в этом мире есть единственное название, именно оно хранит подлинную силу и суть. И если узнать имена всех людей и вещей, то власть над всем сущим может быть поистине безграничной.

Впрочем, это прямая аналогия с писательством. «Слова, — говорила Ле Гуин, — это моя среда обитания, как краска или музыкальные звуки — среды обитания художника и композитора. Любые слова, если их используют правильно, обладают загадочной силой. Правильное использование слов — это тайна, искусство рассказчика и поэта».

Главный секрет Урсулы Ле Гуин

Не исключено, что я тоже попадаюсь ловушку, пытаясь втиснуть Ле Гуин в очередные узкие рамки.

Главный секрет писательницы в том, что ее творчество настолько всеохватно и глубоко, что его совершенно нельзя трактовать в каком-то одном ключе. Поэт Ле Гуин неотделима от прозаика, а детская писательница, автор серии книг о летающих кошках, не существует без фантаста. Кстати, несколько иные, но тоже летающие коты появляются и в первом романе, «Мир Роканнона», герои которого обречены на вечное скитание в чужих мирах и непоправимое одиночество.

Читайте также  Robbie williams - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К слову сказать, в этой вечной, почти кафкианской, попытке объяснить свое присутствие среди других людей (на Земле или в вымышленной вселенной) и кроется одно из интереснейших открытий Ле Гуин — контакт, равно как обмен опытом и знаниями, нужны далеко не всем жителям иных миров. Вообще, основной вопрос, исследуемый литературой XX века, — это диалог, вернее, необратимая и какая-то беспричинная его невозможность. Да, будто пожимает писательница плечами: «Главная проблема — это коммуникация». Наверное, поэтому самые разумные персонажи ее фэнтезийных и фантастических циклов ценят слова, учатся верно задавать вопросы и не жалеют сил на объяснения, которые нередко оказываются тщетными.

ГероиниВолшебница Земноморья: Как Урсула Ле Гуин сделала фантастику «серьёзной» литературой

За что мы благодарны великой писательнице

  • 26 января 2018
  • 12627

Текст: Александра Баженова-Сорокина

22 января в Орегоне скончалась Урсула Ле Гуин — одна из крупнейших писательниц современности, поэтесса, романист и критик; ей было восемьдесят восемь. В любви к её работам признавались самые разные авторы: Маргарет Этвуд и Нил Гейман, Дж. Р. Р. Мартин и Зэди Смит, Салман Рушди и Дэвид Митчелл — последний уже написал проникновенную заметку о своём общении с Ле Гуин.

Несмотря на то что активнее всего она трудилась в 60-х, а известность получила как автор научной фантастики и фэнтези, с самых первых книг Ле Гуин боролась за право быть просто писательницей — в широком смысле слова. Её роль в защите жанровых работ перед миром «серьёзной» литературы огромна: ещё в 1974 году она прочла лекцию «Почему американцы боятся драконов», а в интервью и публицистике постоянно напоминала о том, как важно для человека воображение, которое как раз развивают хорошая фантастика и фэнтези.

Будучи писательницей в преимущественно «мужском жанре», Ле Гуин заведомо была в проигрышной позиции — не только женщина, но и открытая феминистка. На вопрос о том, что значат для неё премии и регалии, она всегда отвечала, что все формы признания важны уже потому, что ещё совсем недавно для женщин они были немыслимы. Её роман 1969 года «Левая рука тьмы» — это и веха в развитии теории гендера, и текст, ничуть не утративший актуальности, возможно, благодаря особому подходу к конструированию миров. Именно он отличает прозу Ле Гуин от работ многих, если не большинства фантастов.

Урсула Крёбер родилась в 1929 году в Беркли, в семье знаменитого антрополога Альфреда Луиса Крёбера и писательницы Теодоры Кракау. У неё и братьев перед глазами были начитанные, любознательные родители: в доме Крёберов бывала и университетская профессура, и коренные американцы, и беженцы, и иностранные друзья семьи. Сама Ле Гуин говорила о том, что такое детство — личное знакомство с «другим», с людьми, внешне не похожими на неё саму и живущими совсем иначе — дало ей большое преимущество. Этот опыт и интерес к антропологии соединились в творчестве писательницы, в котором огромную роль играет целостное, заинтересованное и уважительное описание других культур.

«Левая рука тьмы» — одна из первых книг в жанре феминистской научной фантастики, и мало какое произведение может лучше показать читателю, что возможен мир, в котором гендер не определяет твою карьеру и судьбу

Для Ле Гуин как писателя, так и человека было невероятно важно разнообразие всех сфер человеческой жизни, что с самого начала было заметно в её литературе. Жители планеты Гетен из «Левой руки тьмы» — самый известный пример обращения к андрогинности в фантастической литературе. Главный герой романа, Дженли Аи, посланник Экумены, альянса цивилизаций, пытается уговорить планету Гетен вступить в него. По мере изучения двух титульных наций планеты, их культуры, истории, мифологии, и общения с политиком Эстравеном Дженли Аи постепенно начинает понимать мир, в котором пол не играет никакой решающей роли, так как все жители могут менять его (в те дни, когда он вообще проявляется — в остальное время жители Гетен бесполы).

Научная фантастика — это зачастую этический эксперимент, условия которого автор задаёт, помещая своих героев в будущее, альтернативное настоящее или на другую планету. «Левая рука тьмы» — одна из первых книг в жанре феминистской научной фантастики, и мало какое произведение может лучше показать читателю, что возможен мир, в котором гендер не определяет твою карьеру и судьбу.

«Левая рука тьмы» стала одним из канонических текстов мировой фантастики и постоянно соседствует с «Дюной» Фрэнка Герберта в списках лучших фантастических книг всех времён. Соседство это не удивительно, в том числе потому, что проблемы экологии для Ле Гуин не менее важны, чем вопросы равноправия и социального равенства. Многие десятилетия она активно занималась экологической деятельностью, в первую очередь распространением информации о пагубном влиянии растрачивания земных ресурсов. В «Левой руке тьмы» климат и отношение к нему разных наций играют не последнюю роль, но в других произведениях хайнского цикла этот мотив проявляется ещё ярче. Самым известным текстом экологической фантастики Ле Гуин по праву считается «Слово для леса и мира одно» 1976 года.

Не менее важна для писательницы и философия: в её книгах постоянно сталкиваются основополагающие «свет» и «тьма». Она более сорока лет изучала даосизм и «Книгу пути» Лао-цзы, а в 1998 году вышел её перевод книги, сделанный благодаря сотрудничеству с китайскими даосистами и исследователями «Дао де Цзин». Новый английский текст менее эзотеричен и написан более современным языком, но при переводе не потерял силы слова «дао».

Огромную роль даосизм сыграл и в создании второй знаменитейшей работы писательницы — поэтического и философского фэнтези-цикла о Земноморье. Мир Земноморья появился в раннем рассказе Ле Гуин «Правило имён», а позже стал платформой для ещё нескольких рассказов и пяти романов, первый из которых — «Волшебник Земноморья» 1968 года (на русском языке известен в нескольких переводах, но оригинальным был, скорее всего, вариант Елены Солодуховой «Колдун Архипелага»).

Роман о становлении и взрослении волшебника Геда и его пути познания собственной силы, силы языка и имени стал неиссякаемым источником вдохновения для авторов фэнтези и подростковой литературы — отголоски Земноморья слышатся даже в «Гарри Поттере». Цикл о Земноморье задумывался именно как литература о взрослении — притом что такого поджанра в литературе 60-х, как «янг-эдалт», ещё не было. Новая волна интереса к Земноморью пришлась на выход экранизации «Волшебника» знаменитой Studio Ghibli.

Её творчество не сводится к одному жанру: «Я романистка и поэт. Не надо меня загонять в рамки, в которые я не вписываюсь. Потому что я повсюду. Мои щупальца вылезают из отверстия для голубей во все стороны»

Последний законченный роман Ле Гуин вышел в 2008 году. «Лавиния» — это новый взгляд на часть «Энеиды» Виргилия. Лавиния — одна из второстепенных героинь, у которой практически нет своего голоса в римской классике, но которая становится главной героиней в тексте писательницы. Здесь центральное место занимают не боги и не битвы, а противопоставление аграрной страны и военного конфликта, уничтожающего её уклад. Тонко осмыслена и судьба самой Лавинии, полумифического, полулитературного персонажа, которая в романе знает о своей художественной природе и одновременно живёт насыщенной жизнью в детально воссозданной исторической реальности.

Это первый роман Ле Гуин о прошлом Земли, и особенно показательно, что речь идёт о прошлом эпоса. Вергилий в своё время взял второстепенного героя «Илиады» Гомера и сделал его новым главным героем нового мира; Ле Гуин проделывает то же самое и ставит во главу угла женщину — но не женщину-воина, которая должна показать себя на поле брани, а женщину, чей внутренний мир достаточно важен для большой книги. Такой поворот событий — не совпадение, учитывая что сама Ле Гуин, будучи феминисткой и участвуя в пацифистском движении, никогда не страдала мессианским комплексом. Превыше всего она ценила свою семью, свою жизнь и возможность читать и писать.

В интервью Джону Рэю из Paris Review писательница говорит, что научная фантастика невероятно важна для неё, но её творчество не сводится к этому жанру: «Я романистка и поэт. Не надо меня загонять в рамки, в которые я не вписываюсь. Потому что я повсюду. Мои щупальца вылезают из отверстия для голубей во все стороны». Эта трогательная игра слов («pigeonhole» по-английски — это одновременно отверстие для вылета голубей и нежелательные рамки классификации) и сравнение себя с фантастическим монстром прекрасно показывают, до какой степени Ле Гуин понимала своё положение и не принимала его.

Она говорила, что не любит идею прогресса — не сам прогресс, но именно идею мира, который как будто каждый раз становится лучше по всем параметрам и тем самым перечёркивает предыдущие «тёмные века», не ценя другой, оставленный мир. Ей всегда была близка именно даосистская идея изменений. В последний год жизни больше всего её пугало будущее человечества при нынешнем распределении ресурсов и климатических изменениях. Зато писательница успела порадоваться тому, что стала членом Американской академии и искусств и вторым автором (после Филипа Рота), чьё собрание сочинений при жизни начало выпускаться в Library of America — важнейшем некоммерческом издательстве американской классики. Эти и многие другие награды, включая все мыслимые премии за фантастику и фэнтези, показали, что путь Ле Гуин привёл к большим, настоящим изменениям. И для женщин-писательниц, и для жанровой литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: