Рина зеленая — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рина Зеленая

Фото Все

Видео Все

Рина Зеленая — Монолог манекена

Нечеловеческие роли. Рина Зеленая

Рина Зелёная. Фрагменты и отрывки из выступлений.

Рина Зеленая — биография

Рина Зеленая — актриса театра и кино, получившая звание заслуженной, а потом и народной артистки. Прославилась ролью черепахи Тортиллы и мисс Хадсон. Благодаря ним стала узнаваемой и приобрела популярность.

Советское поколение помнит Рину Зеленую преимущественно по двум ролям: почтенной старушки Тортиллы и мисс Хадсон. У актрисы были и другие роли, а личная жизнь била ключом.

Рина — это сценический псевдоним. Настоящее имя актрисы — Екатерина. Родилась Катя Зеленая в 1902 году в городе Ташкенте. Отец девочки был мелким чиновником, очень рачительным, можно сказать, что скупым. Мама — совершенно иная по характеру. Очень светлая и добрая. Как отмечала Рина, мама и папа были совершенно разными по характеру и совершенно не подходили друг другу. Поэтому в семье не было любви, а вместо взаимопонимания — частые скандалы.

Без любви не было и теплоты в отношениях, дети это чувствовали. Как говорила Рина, дети и родители жили в совершенно разных мирах. В семье каждый жил своей жизнью, не было заботы и опеки.

Жила семья очень бедно. Отцу было сложно содержать семью на свое скудное жалованье чиновника. Он выдавал матери Рины сущие копейки на ведение домашнего хозяйства, которых не хватало на семью. Сам отец слыл скрягой и скупердяем, всегда торговался на рынке, покупал самую дешевую еду и недорогие ткани для пошива детской одежды.

Но и мама была причастна к тому, что отцу приходилось быть таким экономным и расчетливым. В силу своего юного возраста она была легкомысленной и совершенно не умела распоряжаться деньгами. Планирование семейного бюджета — это было не для нее.

Мама любила сводить детей к пирожнику, щедро разрешала выбирать с витрины любые лакомства. Дети обычно выбирали самые красивые и дорогие пирожные, за которые потом отцу приходилось в конце месяца отдавать чуть ли не половину зарплаты.

В Ташкенте Катя училась в реальном училище, после перевода отца по работе в Москву Рина Зеленая начала посещать престижную гимназию фон Дервиза. Катя была очень активным ребенком, иногда вела себя как мальчишка. Например, лазила по деревьям, на ходу запрыгивала на подножку трамвая, громко разговаривала.

Учеба и первые роли

После завершения школьного курса учебы Рина подала документу в Московское театральное училище. Как потом скажет актриса — совершенно случайно. Просто шла по улице, заметила объявление о дополнительном наборе студентов, зашла и экспромтом прочитала приемной комиссии драматическое стихотворение. Чем дольше Рина декламировала стихотворение, тем больше видавшая виды приемная комиссия смеялась. Их веселила мимика и манера речи девушки, поэтому вступительный экзамен она сдала вот так просто, весело и без напряжения.

Театральная карьера Рины Зеленой началась в любительском театре «Крот» в Одессе. В южный портовый город отца Рины снова перевели по работе. Сначала отец поехал сам, обустроился, после отправил пригласительную телеграмму жене и детям. Мама приехала с детьми, но на месте выяснилось, что у отца уже появилась новая семья.

Девушка не унывала, решила остаться в Одессе. Именно здесь и появился ее творческий псевдоним «Рина». История его появления простая и банальная. Длинное имя «Екатерина» не вмещалось на афише, поэтому написали просто и броско: «Рина Зеленая». Актриса выступала на эстраде, обращалась к одесситам по радио, декламировала стихотворения для детей.

После начала войны Рина не смогла остаться равнодушной к происходящему, поэтому ездила с фронтовыми бригадами для выступлений. Простые и душевные выступления Рины поднимали боевое настроение бойцов. После победы Рину наградили орденом Красной Звезды.

Дальнейшую творческую жизнь Рина строила в Москве. Здесь она устроилась на работу в театр «Не рыдай». Работу она нашла спонтанно и незапланированно, так Рина совершала многие поступки в своей жизни. Потом перешла на работу в Театр Обозрений при Доме печати. Сейчас многие поклонники творчества полагают, что Рина Зеленая выступала в Ленкоме, но это не соответствует действительности.

Фильмы

Рина Зеленая поучаствовала в съемках фильма «Путевка в жизнь», сюда ее пригласили петь блатные куплеты. Рина сделала много проб, исполнила колоссальное количество песен. Но по техническим причинам в финальной версии фильма прозвучал всего лишь один ее эпизод.

Рина Васильевна была без ума от киноискусства и нисколечко не страдала от звездной болезни. Поэтому она соглашалась даже на самую незначительную сценку, только бы попробовать себя на съемках киноленты. Но очень часто ее мини-роль ставала более запоминающейся и привлекательной для зрителей, чем главные роли именитых артистов. Рина Зеленая снималась рядом с Фаиной Раневской, Татьяной Пельтцер, Виталием Соломиным, Натальей Селезневой.

Особенно необычной получилась роль актрисы в комедии «Подкидыш». Здесь Рина сыграла болтливую домработницу. Интересно, что этот персонаж режиссером изначально даже не был задуман. Лишь в процессе проведения съемок Агния Барто вместе с Зеленой решили расширить список персонажей и добавить новое действующее лицо на сцену. Рина на ходу поняла то, что от нее требовалось по сценарию.

Так случилось и в комедии «Весна», когда Рина просто переписала под себя роль гримера, которая изначально и вовсе предназначалась мужчине. Рина просто на ходу придумывала реплики. Она полагалась больше на свой актерский талант и импровизацию, чем на монотонное многочасовое заучивание и прорабатывание уже написанных сценариев.

В 60-70-х годах актриса начала появляться в сказках для детей: «Три толстяка», «Про Красную Шапочку», «Чиполлино». Особенно Рина была рада роли черепахи Тортиллы в экранизированных приключениях Буратино. Рина прославилась благодаря своему необычному голосу, который было практически невозможно перепутать с другим. Рина Зеленая в своих картинах очень часто пела. Ее роли насыщены песнями, через которые она раскрывала характеры своих персонажей.

Последняя роль актрисы — это миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе». На момент съемок актрисе было уже 85 лет. Вместе с Риной Зеленой на сцене сыграли Борислав Брондуков, Борис Рыжухин, Василий Ливанов.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы была бурной и насыщенной частыми переменами. Зеленая не стеснялась своих чувств и очень нравилась мужчинам. Первый раз Рина вышла замуж еще в 18 лет. Супруга она не любила, он был намного старше ее. С адвокатом Владимиром Блюмфельдом их не связывало практически ничего общего. Творческая и легкая Рина не понимала сухого и строгого юриста, который все видел с точки зрения буквы закона.

Чем дольше Рина жила с нелюбимым адвокатом, тем больше понимала, что не хочет повторять судьбу своих родителей. Поэтому однажды Рина просто заявила мужу, что хочет развестись. Владимир не стал упорствовать и сразу же принял заявление от Рины. Владимир остался другом Рины, он иногда заходил в гости и интересовался ее жизнью.

Фото: Рина Зеленая с мужем

Через время после развода у Рины случился бурный роман с известным в те времена журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая влюбилась в импозантного мужчину по уши, но как только узнала, что избранник женат, то не захотела разрушать семью. Рина просто прекратила отношения, от которых ожидала намного большего, чем банальной интрижки.

Расставание с Михаилом далось актрисе крайне тяжело, но на горизонте появился Константин Топуридзе. Он не только утешил актрису, но и через время стал ее вторым мужем. Как потом признается Рина — «главным мужчиной в ее жизни».

Рина ласково называла супруга Котэ, он был талантливым архитектором. Под его руководством спроектировали яркие фонтаны, установленные на ВДНХ в Москве. Рину и Константина разлучила только смерть. Актрисе было очень трудно оправиться от потери любимого человека в конце 70-х годов.

Родственники Рины начали переживать, что на фоне волнения слабеющее сердце не выдержит и случится инфаркт. Рина тоже понимала слабость своего здоровья, поэтому не пришла на похороны и поминки. Особенно Рина не любила поминки, когда прощание с усопшим перерастало в банальную пьянку с бездушными тостами.

Своих детей у Рины Зеленой не было. Зато она очень хорошо ладила с сыновьями мужа Константина от первого брака, а также с собственными племянниками. Именно они и поддерживали стареющую актрису в трудную минуту в периоды разладов со здоровьем.

Характер

Рина была очень простым и легким в общении человеком. Она никогда не жаловалась и не любила, кода ее жалеют. Только после смерти всенародно известной актрисы в 1991 году поклонники узнали, что у любимицы миллионов 20 лет был прогрессирующий рак. Но ни разу она никого не потревожила, в том числе и самых близких ей людей — детей Константина от первого брака и племянников.

Последние годы жизни Рина Зеленая почти ничего не видела. Причиной этому был прогрессирующий астигматизм. Передвигалась актриса также с трудом, все из-за перелома бедра. Проблемы со здоровьем вынудили артистку жить в Доме ветеранов кино.

Умерла Рина Зеленая 1 апреля 1991 года. Примечательно, что за несколько часов до смерти Михаил Горбачев присвоил Зеленой звание народной артистки СССР. Похоронили Рину Зеленую рядом с мужем Константином.

Избранная фильмография

  • 1931 — Путёвка в жизнь
  • 1947 — Весна
  • 1957 — Девушка без адреса
  • 1962 — Черёмушки
  • 1965 — Иностранка
  • 1966 — Три толстяка
  • 1971 — 12 стульев
  • 1975 — Приключения Буратино
  • 1977 — Про Красную Шапочку
  • 1985 — Валентин и Валентина
  • 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

Ссылки

  • Почему Рина Зеленая закончила дни в Доме престарелых
  • Родственник Рины Зеленой: Вранье! Она не была одинокой!
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Рина Зелёная. Браки, бездетность и одиночество в Доме престарелых

Рина Зелёная обладала невероятной харизмой и талантом. Ею восторгались и с нетерпением ждали новые картины, в которых все её героини излучали жизненную энергию, доброту, искренность. Судьба не раз испытывала актрису на прочность, но задорный характер препятствовал впасть в уныние. А ещё, скрывать комплекс неполноценности из-за своей внешности, появившийся в подростковом возрасте.

Читайте также  Наталья рагозина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Недружная семья и имя Рина

Родители Рины Васильевны никогда не проявляли любовь друг к другу. Часто ссорились и это отражалось на детях. Отец был чрезмерно скуп, а мама, наоборот, слишком расточительна. Семья жила в Ташкенте, и когда на свет появился третий ребенок, особой радости никто не проявил. Официальной датой рождения считается 25 октября 1901 года. Но когда это действительно случилось, Екатерина (именно так нарекли Зелёную) и сама не знала.
Чтобы дочка могла приобрести технические познания, глава семейства определил её в реальное училище. Спустя некоторого времени отца, по долгу службы, перевели в Москву. Он был чиновником, и имел хорошее жалование. В столице Екатерина продолжила обучение в гимназии фон Дервиза, которое находилось в Гороховском переулке.


Рина Зелёная в молодости.

Заниматься промышленной деятельностью Зелёная совершенно не планировала. Мечтала о сцене и поэтому подала документы в театральное училище. В 1919 году успешно его окончила. Через пару лет уехала в Петроград и устроилась в новый театр «Балаганчик».
Далее судьба забросила Екатерину Васильевну в Одессу, и она влилась в театральный коллектив «Крота». Как гласит легенда, именно там она решила стать Риной. Увидев, что её полное имя художник не может разместить на афише, не раздумывая сократила его.

Кинематограф

В 1931 году Николай Экк приступил к съемкам драмы «Путевка в жизнь». Одну из ведущих ролей сыграл Михаил Жаров. А вот его экранную девушку из «малины» — Рина Зеленая. В титрах фамилию актрисы не указали.


Рина Зелёная в фильме «Путевка в жизнь», 1931 год

Первое признание Зелёная ощутила после выхода на экраны комедии «Подкидыш». Конечно, там блистала Фаина Раневская, с её: «Муля, не нервируй меня!». Но зрители, также, обратили внимание на чудаковатую домработницу Аришу, которая постоянно что-то тараторила. По сути, эта роль определила комедийное амплуа Рины Васильевны.
Потом была словоохотливая «гримерша» в комедии «Весна», и её коронная фраза: «Такие губы уже не носят!».


Рина Зелёная и Любовь Орлова в фильме «Весна», 1947 год

Далее член худсовета в комедии «Девушка без адреса», жена Курочкина – «Черёмушки», старушка Надя – «Сказка о потерянном времени», экстравагантная певица – «Дайте жалобную книгу», тетушка Ганимед – «Три толстяка», редактор журнала – «12 стульев», графиня Вишня – «Чиполлино».


Рина Зелёная в фильме «Приключения Буратино», 1975 год

Но всесоюзную славу актрисе принесла роль черепахи Тортилы в экранизации «Приключения Буратино». Через пару лет укрепила успех, приняв участие в съемках киноленты «Про Красную шапочку» (бабушка) и детективной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (миссис Хадсон).

Личная жизнь, долгое ожидание Народной и уход актрисы

С юных лет Рина стремилась поскорее стать самостоятельной. Особой красотой она не отличалась, но была миловидной и очень энергичной. На девушку обратил внимание Владимир Блюмельфельд. Статный мужчина предложил ей выйти за него замуж. 18-летняя Рина согласилась, но брак долго не продержался. Серьезный юрист не смог выдержать бесконечно щебечущую жену, её розыгрыши и идеи. Тем не менее, после развода, супруги сохранили добрые отношения и в трудную минуту поддерживали друг друга.
Через время актриса влюбилась в Михаила Кольцова. Но у популярного журналиста была другая семья, которую разрушать Рина совсем не желала. Она сама решила бросить избранника, понимая, что на чужом горе счастья не построит.


Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости

Свою настоящую и большую любовь, Константина Топуридзе, Рина Васильевна встретила в Абхазии. На тот момент он уже был знаменитым архитектором, успел жениться и развестись. Их роман развивался очень стремительно.
Вскоре они стали супругами. Прожили в любви и согласии 49 лет. Правда, познать счастья материнства актрисе не довелось. Но она с теплотой относилась к детям мужа от первого брака, а также помогла племяннице встать на ноги. Когда Константин Тихонович стал дедом, Рина Васильевна с нетерпением ждала внуков в гости. Всем в их доме хватало места, и каждый получал частичку безграничной любви.


Рина Зеленая и её близкие.

Прекрасную семейную жизнь нарушила болезнь Топуридзе – инфаркт. Зелёная постоянно находилась рядом с мужем. Она очень переживала за своего Котэ, и постоянно думала, что если он уйдет, то и её жизнь тут же закончится.
После лечения Константин Тихонович вернулся домой. Супруги еще больше начали дорожить каждой минуткой, проведенной вместе. К сожалению, в 1977-м году все повторилось. Но на этот раз победить коварный недуг им не удалось. Потеряв любимого человека, Рина Васильевна практически полностью ослепла. Была совершенно беспомощна.


Рина Зелёная и Константин Топуридзе в молодости.

Последние годы провела в Доме ветеранов кино. Почему чужие, а не близкие люди, заботились о знаменитой актрисе, неизвестно. Ведь в свое время Рина Васильевна всю свою нерастраченную материнскую любовь подарила детям и внукам Константина Тихоновича.
Несмотря на плохое самочувствие, она не теряла оптимизма, всегда шутила, так и оставшись в душе озорной девчонкой. Когда кто-то из мед. персонала спросил, почему ей до сих пор не присвоили звание Народная артистка СССР, она с улыбкой ответила: «Это непременно произойдет, деточка… минут за 40 до моего ухода в мир иной!».


Рина Зелёная в роли миссис Хадсон. Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 гг

Самое удивительное, что слова оказались пророческими. 1 апреля 1991 года Михаил Горбачев подписал указ о присвоении Рине Зелёной звания — Народная артистка СССР. Несколькими часами позже несравненной миссис Хадсон и мудрой Тортилы не стало. Чиновники, узнав об этом, не посчитали нужным дать документу ход…

Рина Зелёная – советская актриса, любимая детьми и взрослыми

Поклонники Миссис Хадсон из культового советского сериала про Шерлока Холмса и черепахи Тортиллы из отечественной киноверсии “Буратино” могут быть не в курсе, что карьера актрисы Рины Зеленой в кино началась не с актерских ролей, а с исполнения блатных песен в фильме “Путевка в жизнь”. В фильмографии артистки множество ролей второго плана в известных фильмах, но не менее популярны её закадровые работы – озвучивание мультфильмов и имитация голосов детей.

Биография Рины Зеленой

Будущая актриса родилась в начале XX века в столице нынешнего Узбекистана Ташкенте в не очень счастливой семье. Не сразу верится, что фамилия Зеленой настоящая, а имя придумала она сама в 1920 году, сократив полное имя, не поместившееся на афише. Настоящее имя Рины Зеленой – Екатерина, так ее назвали родители.

По официальной версии, которую разделяет википедия, Рина Зеленая родилась в 1901 (по другим данным – в 1902) году и была вторым ребенком в семье чиновника. Родственники актрисы вспоминали, что сама Рина Васильевна не любила упоминать о возрасте и не считала день рождения важным праздником. В её семье всегда отмечали именины, но почти никогда не праздновали дни рождения.

Большая разница в возрасте стала одной из причин сложных отношений между родителями. В семье с тремя детьми никто ни с кем не дружил, вспоминала актриса. Средняя дочь Василия Ивановича и Надежды Федоровны училась хорошо и читала книги, а также училась музыке вместе со старшей сестрой Мусей и вместо нее, когда сестра сбегала от учительницы. Маленькая Катя любила лазить по деревьям и была не самым послушным ребенком, но старалась не огорчать родителей и учиться хорошо.

После перевода отца из Ташкента в Москву Катя закончила престижную гимназию Дервиза в тогдашней второй столице, а после поступила в театральное училище. Выбор места учебы по словам будущей актрисы был случайным – она отправилась в учебное заведение, случайно увидев объявление о наборе студентов. Екатерина прошла конкурс вместе с менее чем половиной кандидатов.

Годы учебы в театральном пришлись на сложный период для страны, и выпустившись из училища в 1919 году актриса не видела перспектив для работы. Устроиться в театр в Москве не удалось и первые роли Рина Зеленая сыграла в камерном театре Одессы, куда переехала следом за родителями через 2 года, во время гражданской войны. Отец к тому времени завёл новую семью и мать Рины с дочерьми прозябала в небольшой съемной квартире.

Екатерина играла в небольшом театре КРОТ (Конфрерия Рыцарей Острого Театра), созданном группой поэтов, химиков, архитекторов и других творческих личностей. Здесь Зеленая познакомилась с поэтессой Верой Инбер и узнала своих будущих партнеров по московской и петербургской сценам. Вскоре выяснилось, что театру не хватает авторов и его деятельность начала постепенно сходить на нет.

Актерская карьера

Вернувшись из Одессы, молодая артистка несколько лет работала в небольших театрах – “Балаганчике” в Петрограде и “Нерыдай” на Каретном ряду в столице, после чего в 1924 году поступила в Московский театр Сатиры, откуда через 4 года перешла в будущий Театр миниатюр, в то время – Театр обозрений при Доме печати. Театральная карьера Рины Зеленой не сопровождалась яркими ролями первого плана о которых говорили бы современники и потомки.

Характерная актриса с яркой внешностью тем не менее вызывала интерес к ее второстепенным ролям и концертным выступлениям. Петербургские модницы просили сделать им стрижку “под Зеленую”, Рина привлекала внимание зрителей и ухажеров.

Прослужив в театре до начала второй мировой войны, после начала боевых действий Рина Зелёная предпочла не оставаться в тылу, а стала выступать в фронтовых бригадах, возглавляемых другим известным советским актером – Аркадием Райкиным. За выступления перед солдатами на фронте актрисе был вручен орден Красной звезды.

Читайте также  Heather locklear - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Театр не стал делом жизни Екатерины Васильевны, её киноработы известны и любимы зрителями намного больше. Придя в кинематограф в начале тридцатых годов, актриса сыграла множество второстепенных ролей и была признана коллегами по цеху королевой эпизода.

Первая роль Зеленой в “Путевке в жизнь” – девушка из шайки, распевавшая блатные частушки, почти неизвестна широкой публике. Более поздние работы, начиная с “Подкидыша”, приносят актрисе заслуженную славу.

“Подкидыш” – сценаристка и импровизатор

Немногие знают, что Рина Зелёная была соавтором сценария знаменитой комедии конца тридцатых годах. Сюжет фильма она придумывала вместе с Агнией Барто и сначала не планировала в нем играть, но потом не только исполнила роль домработницы Ариши, но и блестяще импровизировала в кадре, на ходу сочинив историю про старушку, попросившую воды, и пропавшее пианино.

Обе сценаристки не имели опыта написания сценариев и не ожидали, что уже известные актеры и актрисы согласятся играть в их дебютном фильме. Опасения не сбылись. Фаина Раневская, Ростислав Плятт и другие известные персоналии согласились сняться в картине.

Фильм вышел в прокат в конце 1940 года, был успешен и разошелся на цитаты. Во время войны негатив картины был уничтожен, а восстановленная позитивная копия неоднократно подвергалась цензуре после смерти Иосифа Сталина. В настоящее время зрителям доступна оригинальная версия 1939 года без поздних правок. В двухтысячных была изготовлена цветная версия кинофильма, которую также можно найти в сети.

Со съемок этого фильма началась долгая дружба замечательных актрис с выдающимся чувством юмора – Фаины Георгиевны Раневской и Екатерины Васильевны Зеленой. Один сезон подруги работали вместе в Театре сатиры. Рина Васильевна помогла Фаине Геогриевне с решением жилищного вопроса, но это было не главным в отношениях артисток.

Считается, что фразу “Муля, не нервируй меня!”, ставшей визитной карточкой Раневской, также придумала сценаристка Зеленая. Так к Раневской обращались прохожие на улицах, не удержался от цитирования и вручавший актрисе орден Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев.

Черепаха Тортилла

Следующий известный фильм в послужном списке Рины Зелёной был снят в 1975 году. До начала съемок артистка уже появлялась на экране в детских фильмах – в роли бабушки Красной шапочки и в ролях второго плана в фильмах “Три толстяка” и “Чиполлино”. Детские фильмы стали дополнением к озвученным мультипликационным фильмам и сольным выступлениям Рины Зеленой с детскими программами.

После утверждения на роль в “Приключениях Буратино” актриса отметила в личном дневнике, что будет играть черепаху, раз ей не дают “человеческих ролей”. Песню Тортиллы как и многие другие произведения актриса исполняла самостоятельно. “Чувствую себя тенором в опере,” – говорила она, услышав по радио объявление песни черепахи в своем исполнении.

Шерлок Холмс и Миссис Хадсон

Актриса начала играть роль квартирной хозяйки знаменитого сыщика Холмса и его друга Ватсона, когда ей было под восемьдесят. Это была последняя большая кинороль Рины Зелёной. Съемки фильма заняли почти 10 лет. Отдельные реплики, распределенные по всем сценам, происходящим в квартире на Бейкер-стрит, делают актрису неотъемлемой частью сериала. Сама актриса, не изменяя своему блестящему чувству юмора, говорила, что ощущает себя не персонажем фильма, а предметом обстановки.

Показ советской версии сериала по книге английского автора из 11 частей стартовал в марте 1980 года. Миссис Хадсон появляется во всех эпизодах, вплоть до завершающей серии “Двадцатый век начинается”, которая стала финальной актерской работой Рины Васильевны.

Актриса была не против замены доктора Ватсона в названии фильма на имя своей героини. Невзирая на успех отечественной экранизации произведения Конан Дойля, Рина Зеленая не любила говорить об этой роли. Поклонники сериала не представляют себе любимый фильм без спокойной и рассудительной квартирной хозяйки в исполнении Екатерины (Рины) Зеленой.

Детское: голос и мультфильмы

По воспоминаниям современников первое выступление детским голосом Рина дала на концерте в конце 20-х годов. Предполагалось, что артистка будет петь, но аккомпаниатор не появился и Зеленая решила прочесть детским голосом стихотворение “Мойдодыр”. К удивлению организаторов, выступление было успешным. Так, начиная с 1929 года, Рина Зеленая начала коллекционировать детские высказывания и выступать, имитируя детские голоса. Позже способность озвучивать малышей помогла актрисе в озвучке мультфильмов.

Самые известные мультики, в которых звучит голос Рины Зеленой:

  • Кто сказал “мяу”? (роль Щенка), 1962 год;
  • Вовка в Тридевятом царстве (главный герой), 1965;
  • Лошарик, 1971;
  • Муми-тролль, 1978;
  • Алиса в стране чудес (роль Герцогини), 1981.

В большинстве случаев финальная звуковая дорожка не соответствует начальному сценарию и содержит редакционные или импровизационные изменения, сделанные Риной Зеленой.

Актриса не только успешно озвучивала мультипликационных героев, но и выступала с концертами перед юной аудиторией. Выступления перед детьми давались ей легко несмотря на то, что своих детей у актрисы не было. Разговаривая с малышами серьезно как со взрослыми и не спрашивая, как их зовут и сколько им лет, Рина Зеленая привлекала неподдельный интерес аудитории всех возрастов.

Искренняя реакция малолетних зрителей делала концерты искреннее и интереснее. Кривляние и сюсюканье она считала неприемлемым при рассказе со сцены от лица четырехлетнего малыша.

Выступления Рины в жанре “Взрослым о детях” были необычайно популярны. До массового распространения телевидения слушатели монологов делились на две группы, считавших актрису ребенком и знавших ее настоящий возраст. Артистка много гастролировала по Советскому Союзу, читала свои монологи перед детской и взрослой аудиторией, побывала во всех уголках страны и на Северном полюсе.

Личная жизнь

Рина Зеленая была замужем дважды. Первый супруг был известным адвокатом дворянского происхождения. Актриса вышла замуж в 18 лет за человека значительно старше себя, в чем-то повторив историю своей матери, выданной за Василия Зеленого в 16 лет. Отсутствие общих интересов и разница в возрасте привели к скорому распаду семьи, но супруги на долгие годы сохранили дружеские отношения.

Романы актрисы после развода с первым мужем не завершались браком, пока Рина не встретила грузинского скульптора Котэ Топуридзе. Пара познакомилась в абхазском санатории, семейная жизнь продлилась более сорока лет. Общих детей у Рины Васильевны и Константина Тихоновича не было.

Биография супруга

Константин Топуридзе родился в 1905 году и был на четыре или пять лет моложе своей жены. Выучившись на архитектора, работал сначала в Петербурге, потом в Москве. Наиболее известные его работы – фонтаны на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, ныне – ВДНХ. Супруг Рины Зеленой – автор этих фонтанов, сооруженных в 1950-х годах:

  • Дружба народов;
  • Каменный цветок;
  • Золотой колос.

Ранее архитектор спроектировал Лефортовский и некоторые другие мосты в Москве.

Брак с актрисой Риной Зеленой был для Константина Тихоновича вторым. Двое сыновей от первого брака и бывшая супруга архитектора часто бывали в семье архитектора и актрисы. Рина Зеленая фактически воспитала детей своего мужа.

Котэ Топуридзе скончался от инфаркта в 1977 году. Проблемы с сердцем начались в конце шестидесятых, меньше чем через десять лет после первой госпитализации мужа Рины Зеленой не стало. Он похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Последние годы жизни

Актриса пережила своего супруга на 14 лет. После его ухода она практически ослепла и сломав ногу, с трудом передвигалась. Проживая в доме ветеранов кинематографа, Рина Зеленая почти ни с кем не общалась. Свой долгий век она считала не наградой, а наказанием.

Актриса неоднократно заявляла, что ей дадут почетное звание заслуженной артистки Советского Союза менее чем за час до смерти. В день смерти Рины Васильевны ей должны были присвоить звание заслуженной артистки России…

Три мужчины «черепахи Тортиллы». Легкий характер Рины Зеленой

Катя Зеленая родилась в 1902 году, в Ташкенте, в многодетной семье. Ее отец был мелким чиновником, человеком рачительным и даже скупым. Совсем юная и до смешного добрая мама, по словам актрисы, совершенно не подходила отцу.

В 16 лет ее выдали замуж за взрослого и несимпатичного мужчину, которого она так и не смогла полюбить.

Теплоты не было между взрослыми, ее неоткуда было взять и детям. По словам Рины, и дети, и родители были как будто отрезаны друг от друга, не любили друг друга и не волновались друг за друга.

Жили небогато. Отец тщательно хранил свое скудное жалование, выдавая на хозяйство сущие копейки. Отчаянно торговался на рынке, покупал для детской одежды самые дешевые ткани. Маме не хватало. Чтобы на столе была еда, а дом сохранял тепло, ей приходилось продавать детские пальтишки и отрезы, приготовленные на новую форму мужа.

Но легкомысленность юной мамы порой брала верх. Она шла к пирожнику и широким жестом позволяла: «Выбирайте!». Счастливые дети вытаскивали из витрины кулинарные шедевры с розовыми шапками воздушного крема и долго, смакуя и облизывая пальцы, ели потом сладкое лакомство. А к концу недели отчитывалась перед строгим отцом: денег нет.

Однажды отца перевели в Москву. Чиновничьих детей устроили в престижные учебные заведения, и Екатерина попала в гимназию фон Дервиза. Там девочка сразу поняла свое отличие: дети обеспеченных господ все как один были дорого и по моде одеты, а она так и оставалась дочерью жадного и не очень богатого служаки.

Но выделялась она не только внешним видом. Девочка, привыкшая оставаться без присмотра, и совсем мало воспитываемая родителями, и в столице продолжала свою обычную жизнь. Лазала по деревьям, каталась на трамвае, зацепившись за подножку, шумела и устраивала хулиганские выходки.

Одесса

В последний год Катиной учебы отца снова перевели — на этот раз в Одессу. Он поехал один, но, как положено, прислал телеграмму с приглашением жене и детям. Мама дождалась, когда Катя окончит школу и, оставив двух других детей в Москве на учебе и работе, отправилась к мужу. Однако на месте выяснилось, что у папы новая семья.

Читайте также  Леа сейду - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Девушка оставалась веселой и непосредственной. Чтобы согреться перед сном выплясывала на ледяном полу пустой комнаты, которую удалось снять, страстные танцы. Но засыпала с тяжелой мыслью: надо искать занятие и начинать приносить домой копейку.

В своих интервью она будет рассказывать, что случайно увидела на дверях театрального училища объявление о наборе. Зашла и прочла приемной комиссии драматическое стихотворение, которое разучивала для школьного урока литературы.

Рассказывала так, что из драмы сложный стих быстро превратился в фарс, а профессора с первых строк рассмотрели явный комедийный талант абитуриентки. Из 80 человек тогда поступили только 22, фамилия Зеленая среди них, конечно, тоже была.

Имя сократилось как будто само собой — не влезло целиком в первую в жизни девушки афишу. Она не раздумывая отрезала первую часть Екатерины, получив звучное, удобное, а главное — не как у всех имя. С тех пор так и представлялась: Рина Зеленая.

А вот фамилия настоящая. Ее актриса унаследовала от отца, а вовсе не от тогдашнего губернатора Одессы, а ведь удачливой артистке приписывали именно такое родство.

Она стала актрисой, когда началась гражданская война. Выступала на фронте — поддерживала красноармейцев, а спустя некоторое время снова вернулась в Москву. Здесь случайно наткнулась на театр «Нерыдай!», на деле оказавшийся знаменитым столичным кабаре.

Деятельность несколько отличалась от театра драмы, но за выступление артистов каждый вечер, не скупясь кормили. И местечко любили знаменитости. Актеры и режиссеры самых престижных театров забегали сюда после спектаклей поболтать и выпить.

Актриса

Драгоценный подарок (1956)

На этой сцене Рина в основном пела. Куплеты для комичной девушки сочиняли Матвей Блантер и Юрий Милютин, работали здесь и Марк Местечкин, и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави. Именно они медленно, но неотступно меняли программу кабаре, сделав, в конце концов из заведения с неясной концепцией настоящий театр комедии.

Вместе с мамой и младшей сестрой, Рина перевезла из Одессы в Москву и режиссера одесского театра Виктора Типота. В «Нерыдай» они работали вместе, а, когда тот в пух рассорился с руководством, приняла его сторону и махнула в Петроград.

Там случилось голодать. В «Балаганчике», куда актриса устроилась, почти не платили. Кормили ее друзья. Но так продолжалось недолго. Когда в Москве открывался новый театр Сатиры, первым делом вспомнили про сотрудников знаменитого «Нерыдай» и пригласили Зеленую в новую труппу. Возвращение в Москву стало по-настоящему триумфальным.

А вот в кино она начала сниматься довольно поздно. Впервые на экранах появилась почти в тридцать — пела блатные куплеты в первом звуковом кинофильме СССР «Путевка в жизнь». Режиссеру Зеленая нравилась, куплетов было записано много, но при монтаже они отвлекали внимание на себя. Оставили только один эпизод.

Детская

Жених с того света (1958)

Амплуа исполнительницы детских монологов у нее появилось совершенно случайно. На одном из концертов что-то пошло не так. Чтобы держать зал, Зеленую буквально вытолкнули на сцену: «Придумайте что-нибудь». Она вышла и неуверенным детским голоском рассказала «Мойдодыр».

Зал принял выступление овацией. С этой минуты Рину приглашали на подобные роли, у актрисы появилось много работы на радио. Дети из всех союзных республик писали ей длиннющие письма со своими мечтами и желаниями, а она с удовольствием впитывала непосредственный детский стиль, запоминала свойственные только малышам обороты и с удовольствием применяла новые знания в работе.

Разумеется, с талантливой исполнительницей немедленно стали работать Агния Барто, Сергей Михалков и Самуил Маршак. Скоро и она сама стала писать себе монологи, а также пробовать себя в кино в качестве сценариста. Так вместе с Агнией Барто они написали сценарий к «Подкидышу». Интересно, что изначально роли домработницы там не было. Ее режиссер попросил прописать уже по ходу съемок — специально для Зеленой.

Женщина

Девушка без адреса (1957)

Говорили, что Зеленая никогда не стеснялась своих чувств и умела нравиться мужчинам. Замуж, как и мама, она вышла рано — в 18. Ее муж, адвокат Владимир Блюмельфельд, был намного старше. Рина понимала, что повторяет родительскую историю: не любит, не чувствует тепла, не хочет вкладываться в семью. Одну такую историю она уже знала, поэтому не стала тянуть и надеяться, а просто развелась с мужем.

Очень скоро очаровательная актриса влюбилась в журналиста Михаила Кольцова. Ее совершенно не смущало, что мужчина женат. Она уверенно появлялась с любимым в общественных местах, трогательно держа его за руку. Но Кольцов не спешил рвать отношения с законной супругой, а после страстного первого периода отношений, стал все чаще уезжать по работе, оставляя любовницу в одиночестве. После очередного долгого отсутствия Миши, она рубанула с плеча, разорвав эту связь.

Отдыхать от страстей поехала в Абхазию, где приятель подвел к ней очаровательного мужчину и представил: «Архитектор Константин Топуридзе. Или просто Котэ.».

Она потом скажет, что осваивала новую профессию — «жена архитектора». «Сначала думала — ерунда, потом смотрю — нет, не ерунда». Он сам говорил о себе: «Я тиран с очень мягким и отзывчивым характером». Это так и было. Кавказская кровь, вместе с чудесной образованностью и благородными повадками рождала совершенно невообразимый коктейль. Это был именно тот мужчина, который был нужен Зеленой.

Рина Зеленая

З абавная домработница в «Подкидыше», мудрая черепаха Тортила в «Приключениях Буратино», уютная миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе» — это лишь несколько изумительных образов из обширной фильмографии Рины Зеленой. Она играла в основном эпизодические роли, но порой ее выразительные героини запоминаются лучше основных персонажей. Ей был известен важный актерский секрет — как наделить своего героя яркой индивидуальностью.

Ее настоящее имя — Екатерина. Ласковое имя Рина возникло случайно: однажды полное имя не поместилось на афише, и Зеленая не долго думая сократила его.

Родилась она в Ташкенте, в переломное время, в самом начале века. На ее глазах были войны и революция, менялись правители, но что бы ни происходило в стране и в жизни самой актрисы, она всегда оставалась верна искусству. Творческая судьба Рины сложилась весьма удачно. В 1919 году она окончила Московское театральное училище, впоследствии получившее имя Щепкина. Служила в театрах Москвы, Петрограда и Одессы. Много выступала на эстраде, читала стихи Владимира Маяковского (Рина была знакома с поэтом), Самуила Маршака, Агнии Барто (с Барто позднее у Зеленой сложится хороший творческий союз), выступала с сатирическими песенками и частушками. Вообще, с чувством юмора и с самоиронией у Рины Васильевны всегда все было в полном порядке.

В кино Рина Зеленая дебютировала в 1931 году, сыграла певицу в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь». Через несколько лет вместе с Агнией Барто написала сценарий детского фильма «Подкидыш». Впрочем, картина получилась условно детской, ибо ее с неменьшим удовольствием по сей день смотрят и взрослые. Домработница Ариша, виртуозно сыгранная Зеленой, появилась в фильме абсолютно случайно. Просто по ходу съемок выяснилось, что нужен еще один персонаж, и Рина Васильевна сымпровизировала свою Аришу буквально на ходу. Фразы заполошной домработницы пошли в народ: «Я после выходного выходная», «Вот тут одна старушка заходила, просила воды попить. Потом хватилися — пианины нет».

На счету Рины Зеленой немало озвученных мультфильмов. Ее голосом говорят щенок в «Кто сказал «мяу?», Вовка в «Вовке в Тридевятом царстве», Пилюлькин в «Приключениях Незнайки и его друзей», Герцогиня в «Алисе в Стране чудес» и многие другие мультперсонажи. Она гениально имитировала детские голоса и часто читала стихи от имени девочек и мальчиков. Впечатление было такое, что действительно это говорит ребенок.

Невозможно забыть черепаху Тортилу из «Приключений Буратино», которая вспоминала о том, что она «сама была такою триста лет тому назад» и советовала деревянному мальчишке быть «веселым, дерзким, шумным». Вскоре после «Буратино» вышел еще один прелестный детский фильм — «Про Красную Шапочку», где Рина Зеленая сыграла бабушку Красной Шапочки. Опытная актриса с большим вниманием относилась к своим юным партнерам. В фильме был такой персонаж — Ребенок. Сыграла его очаровательная четырехлетняя девочка Инна Степанова. «Как она слушала объяснения режиссера, как точно выполняла его указания, играя капризного, избалованного мальчишку! Я разговаривала с ней, как с товарищем по работе», — вспоминала Рина Васильевна.

Лебединой песней Рины Зеленой стала роль миссис Хадсон в фильмах Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе. Роль, по сути дела, крошечная. Но когда режиссер предложил Хадсон сделать ее более масштабной, Зеленая запротестовала: «Ни в коем случае! Я еще никогда не играла мебель. Мне это нравится». Актриса внесла в картину необычайное очарование и мастерски дополнила главных персонажей — Холмса и Ватсона.

Последний раз миссис Хадсон она сыграла в 1986 году в картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается».

Рины Зеленой не стало 1 апреля 1991 года. Похоронена актриса в Москве на Введенском кладбище.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: