Питер брейгель — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Питер Брейгель

Биография

Имя художника Питера Брейгеля известно всем знатокам и любителям искусства. Этот нидерландский живописец пополнил мировую коллекцию шедевров мастерскими пейзажами и жанровыми картинами, однако за целую жизнь ни разу не попытался описать тонкости собственного творчества ни в статьях, ни в письмах, ни в трактатах, что было довольно необычно для того времени. Также мало кто знает, что с имени Питера Брейгеля началась династия художников, оставивших след в мировой живописи. К сожалению, об этом не суждено было узнать даже самому Брейгелю.

Детство и юность

О дате и месте рождения мастера до сих пор ведутся споры. По официальной версии, Питер Брейгель родился в 1525 году в городе под названием Бреда (сейчас это место расположено на территории провинции Северный Брабант). Однако некоторые искусствоведы и исследователи биографии художника называют и более поздние даты предполагаемого рождения Брейгеля, а местом его появления на свет называют деревню Брегел, название которой якобы и отразилось в фамилии живописца.

Портрет Питера Брейгеля работы Доминика Лампсония, 1572 год

Биографы не нашли достоверной информации и о детских годах гения. Предположительно, отец и мать Питера Брейгеля были простыми крестьянами. Примерно в начале 1540-х годов Питер, которому едва исполнилось 20 лет, начал обучаться живописи и графике у художника Кука ван Альста. После смерти первого учителя Питер Брейгель присоединился к гильдии живописцев города Антверпена, а в 1551 году устроился на службу к художнику Иерониму Коку, ставшему на некоторое время наставником и главным заказчиком Брейгеля.

Живопись

Там же, в мастерской Кока, Питер познакомился с произведениями другого великого художника — Иеронима Босха. Эти картины (а точнее, эстампы картин, которыми торговал хозяин мастерской) произвели на Брейгеля такое впечатление, что начинающий мастер потратил много времени в попытках воспроизвести творчество «мастера ужаса».

Картина Питера Брейгеля «Большие рыбы поедают малых»

Это не укрылось от взгляда Иеронима Кока, который не замедлил воспользоваться наивностью начинающего художника и попросил Питера нарисовать пару набросков в стиле Босха. Позднее эти работы (в частности, картину «Большие рыбы поедают малых») Кок продаст с поддельной подписью Босха.

Картина Питера Брейгеля «Крестьянская свадьба»

Параллельно с живописью Питер Брейгель увлекся и путешествиями. За несколько лет художник объездил всю Европу, побывал в Швейцарии, Италии, Франции и постарался выразить эмоции, подаренные новыми странами, на холсте. Так, например, в Италии родилось одно из первых профессиональных творений мастера — картина «Пейзаж с Христом и апостолами», а швейцарские Альпы «подарили» миру серию дивных пейзажей.

Картина Питера Брейгеля «Триумф смерти»

В 1561 году художник оставил мастерскую Иеронима Кока и перебрался в Брюссель. Там заказчиками Питера Брейгеля стали кардинал де Гранвел, а также обеспеченные коллекционеры, в частности купец Николас Йонгелинк.

Картина Питера Брейгеля «Вавилонская башня»

Наиболее значимой работой в творчестве Брейгеля того времени считают «Триумф смерти» — изображение пустынной земли, устеленной скелетами и умирающими, а также страшными орудиями пыток, которые и сейчас заставляют содрогнуться. А фигура человека, играющего на лютне посреди кошмара, дополнительно подчеркивает ужас происходящего на полотне.

Картина Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Также знатоки искусства отмечают полотно «Вавилонская башня» и цикл картин, получивший название «Картины месяцев и времен года». Питер Брейгель создал по разной информации от 6 до 12 полотен, отражающих прелесть периодов года, однако сохранились только пять работ, среди которых известны «Охотники на снегу» и «Жатва».

Картина Питера Брейгеля «Фламандские пословицы»

Основное внимание художник уделял простым и понятным образам, раскрывая красоту природы, а также уклад жизни и характеры деревенских жителей и работяг. Картины Питера Брейгеля считают наглядной демонстрацией одежды и домашней обстановки людей того времени. Таковы «Фламандские пословицы», «Крестьянская свадьба».

Личная жизнь

Личная жизнь Питера Брейгеля сложилась счастливо. В 1553 году художник сделал предложение девушке Марии, дочери Кука ван Альста, своего бывшего наставника. Мария с радостью согласилась на свадьбу с возлюбленным. В этом браке родились трое детей.

О судьбе дочери Питера Брейгеля достоверной информации не сохранилось, зато известно о жизненном пути двоих сыновей художника. Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший пошли по стопам отца и стали именитыми живописцами.

Предполагаемый автопортрет Питера Брейгеля

Первый за характер работ получил прозвище «Адский», а второй — «Райский». Самого же Питера Брейгеля во избежание путаницы стали называть «Мужицким». Внуки Питера Брейгеля — Ян и Абрахам — также стали художниками.

Такая наследственность удивительна, ведь на момент смерти Питера Брейгеля старшему сыну едва исполнилось пять лет, и художник даже не успел передать сыновьям тонкости мастерства.

Смерть

Когда Брейгелю было чуть за 40, Брюссель оккупировали испанские войска, которыми руководил герцог Альба. В городе начался хаос, люди жили в постоянном страхе и атмосфере недоверия даже друг к другу. Возможно, эти переживания и подкосили здоровье мастера. Художника не стало 5 сентября 1569 года. По информации библиографов, Питер Брейгель скончался из-за неизвестного заболевания.

Памятник Питеру Брейгелю

Последними творениями художника считаются картины «Сорока на виселице» (которую Питер Брейгель якобы завещал супруге), а также полотно «Торжество правды», существование которого оспаривается некоторыми биографами и искусствоведами. Дело в том, что до наших дней эта работа не сохранилась, и, по мнению историков, есть серьезные основания сомневаться в том, что она действительно существовала.

Большинство дошедших до нашего времени картин Питера Брейгеля хранятся в европейских музеях и частных коллекциях. В российских музеях полотен художника нет.

Рутгер Хауэр в роли Питера Брейгеля

В 2011 году польский режиссер Лех Маевский снял фильм «Мельница и крест», в основу которого легли некоторые факты из биографии Питера Брейгеля, а также сюжеты полотен художника. Эта картина получила лестные отзывы критиков, а также несколько серьезных кинонаград. В образе великого мастера предстал актер Рутгер Хауэр, также в фильме снялись Майкл Йорк, Шарлотта Рэмплинг, Йоанна Литвин.

Голландский художник Питер Брейгель Старший — интересные факты из жизни мастера

Один из величайших голландских живописцев 16 века Питер Брейгель Старший («Мужицкий») прославился своими пейзажами и гравюрами, а также полотнами на религиозные темы. Знаменитый мастер бытовых сцен известен как родоначальник знаменитой династии живописцев. На слуху у знатоков имена его сыновей – Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Характерная особенность многих полотен мастера – наличие в их композиции большого количества крохотных человеческих фигур. Настоящими героями его работ были не личности, а скопление людей.

Питер Брейгель Старший не оставил для потомков ни одного автопортрета. Он не увлекался написанием дневников, не сочинял трактатов. В его биографии факты до сих пор вызывают горячие споры исследователей.

Рождение и семья

По подсчетам исследователей, вероятная дата рождения Питера Брейгеля Старшего – 1526 г. Местом его появления на свет называют деревню Брёгел, расположенную недалеко от Бреды.

Питер Брейгель Старший

Известно, что отцом будущего живописца был крестьянин. Фамилия мастера происходит от наименования его родной деревни. Подлинных документов, официально подтверждающих место и дату появления живописца на свет, не сохранилось.

Ученичество

В 20-летнем возрасте (1540) Питер Брейгель Старший начал трубовую деятельность у известного брюссельского художника – Куку ван Альста (в качестве ученика.) Здесь он трудился до кончины патрона в 1550 г.

Членство в гильдии живописцев

В 1550-м Питер Брейгель Старший переселяется в Антверпен, бывший одним из богатейших портов в Голландии. Здесь он становится членом гильдии живописцев. В это время художник начинает работать в мастерской Иеронима Велленсы де Кока, крупного печатника гравюр. Издательский дом патрона носил название «На четырёх ветрах». Печатная продукция этого успешного коммерческого предприятия имела в Европе большой спрос. Здесь Питеру Брейгелю Старшему стали приходить заказы на создание гравюр.

В мастерской де Кока молодой живописец впервые увидел эстампы с полотен великого Босха. Произведения произвели на Питера Брейгеля Старшего сильнейшее впечатление. Он незамедлительно приступил к созданию композиций на темы, заданные легендарным мастером.

В середине 1550-х

С 1552-го по 1553-й живописец путешествует по Европе. Он посещает Италию, Швейцарию, Францию, где знакомится с шедеврами эпохи Возрождения, создает серию новых набросков.

Возвратившись в Антверпен, Питер продолжает сотрудничать с де Куком. В это время центральное место в его живописи занимают религиозные темы. Появлением серии полотен «Перевёрнутый мир» ознаменовано развитие у Брейгеля Старшего интереса к изображению бытовых сцен.

О личной жизни

В 1563 г. молодой художник вступает в брак с дочерью своего бывшего учителя ван Альста. Со временем его жена Мария родила Питеру Брейгелю двух сыновей и дочь. Впоследствии юноши стали известными живописцами.

Женитьба позволила мастеру улучшить свое положение в обществе. Благодаря родству с Альстом, он обзаводится влиятельными знакомствами. Супруги переезжают в Брюссель – город, где у Питера Брейгеля Старшего появляется множество богатых заказчиков.

Творчество

Главенствующее место в творчестве Питера Брейгеля Старшего занимают темы деревни, природы. Изображению видов села и его жителей посвящены более тридцати полотен. Основные герои картин Питера Брейгеля – обезличенные представители сельской бедноты. Зачастую на полотнах мастера их лица скрыты.

Читайте также  Владимир зеленский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но во многих поздних его работах заметен рост интереса мастера к индивидуальностям. У художника появляются полотна, посвященные изображению крупных человеческих фигур:

  • «Страна лентяев»;
  • «Разоритель гнезд»;
  • «Калеки»;
  • «Притча о слепых»;
  • «Мизантроп» (1567-1568).

Окружению в них отводится уже подчиненная роль. В более поздних произведениях Питера Брейгеля Старшего звучат пессимистические философские ноты – художника все более одолевают мысли о бесцельности человеческого существования, о безволии человека, его пассивности, покорности судьбе.

В 1564-м он написал картину, получившую впоследствии известность – «Поклонение волхвов». В 1565-м Брейгелем была создана серия «Картины месяцев или времён года». Из шести работ до наших дней дошло всего пять.

В иллюстрированных календарях средних веков принято было изображать смену времен года, создавая картинки сезонных помесячных занятий. У Питера Брейгеля Старшего основное место в произведениях этого цикла отводится природе. Люди на этих полотнах изображены лишь как незначительная часть бескрайнего ландшафта.

Исследователи полагают, что поскольку формат всех картин серии («Сумрачный день. Весна», «Возвращение стад. Осень», «Сенокос. Жатва. Лето», «Охотники на снегу, Зима») одинаков, скорее всего, их заказчиком был один и тот же человек. Считается, что им является один из богатых антверпенских купцов, которому пришлось оставить их в залоге.

“Охотники на снегу. Зима.”

Особого внимания заслуживает «Жатва», в которой отразилось особое восприятие мира художника. Никто из современников Питера Брейгеля Старшего не создавал подобных панорамных изображений труда крестьян.

Посреди моря пшеницы, уходящего за туманный горизонт, работают люди. Кто-то из них жнет, кто-то вяжет снопы, перевозит их, кто-то ест, отдыхает под деревом. А в деревне вдали люди тоже трудятся. Крестьянская жизнь для Питер Брейгеля Старшего представляла источник творческого вдохновения. Художник, беспощадно обнажающий человеческие недостатки, относился к крестьянам с неизменной симпатией и всегда любовался тем, как они трудятся и отдыхают.

В «Жатве», как и в других картинах цикла, Брейгель утверждает, что пребывать в гармоническом равновесии с природой человек может только живя достойно. Именно наблюдаемая им жизнь крестьян – исполненная труда, взаимодействия с природой – была для художника неким идеалом, завещанным людям Богом.

Безмятежная жизнь нидерландцев была разрушена в 1567 г. В страну прибыл герцог Альба. Жестокий наместник короля Испании Филиппа устроил на родине живописца настоящий террор. Тысячи протестантов были отправлены на виселицы.

О творчестве страшных лет

Когда войско Альбы, получившего приказ об уничтожении еретиков в стране, заняло Брюссель, Питеру Брейгелю Старшему едва исполнилось сорок. Последние годы мастера прошли в атмосфере страха и террора, царивших в стране.

Одной из его последних работ, завещанных жене, была «Сорока на виселице». Образ птицы, по мнению критиков, означал сплетников, разносящих слухи. Художник считал, что они заслуживают быть повешенными. Виселицы следовало трактовать как образ жестокого испанского правления, держащегося на слухах и доносах.

“Сорока на виселице”

В своем шедевре «Избиение младенцев» (1567) Брейгель изобразил одну из трагических сцен, типичных для Нидерландов времен испанского правления. В зимнюю голландскую деревню вошел вооруженный отряд. Солдаты-наемники, привычные к разбоям и грабежам, по приказу военачальника Альбы, пришли уничтожить всех младенцев мужского пола.

Картина потрясает своим трагизмом. В ней четко прослеживается параллель с библейской историей. Король Филипп, отдающий такие бесчеловечные приказы, ассоциируется у зрителя с библейским царем Иродом.

Известно, что в те страшные времена Брейгель написал картину, не дошедшую до нас. Ее считают одной из лучших в творчестве живописца. Называется она «Торжество правды».

Для изображения испанских бесчинств на его родине, Питер использовал средства, подсказанные ему его кумиром Босхом. В «Поклонении волхвов» Брейгель высказал мысль о том, что если в стране идет война и торжествует смерть, то рождение ребенка нельзя считать радостным событием.

Дева Мария в центре картины печальна, лицо ее скрыто. Выражения лиц волхвов напоминают гримасы. За их спинами видны люди, с жестокой насмешкой наблюдающие за происходящим. Пики солдат в толпе устремлены ввысь. История Рождества Христа переносится художником в современную ему жизнь, в которой Нидерланды были объяты войной.

Последние годы

Питер Брейгель Старший умер в самом расцвете своих сил и творческих возможностей. Художника подкосила неизвестная в те времена болезнь. Это случилось в Брюсселе 5 сентября 1569 г.

Похоронен великий мастер в церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Художнику не суждено было успеть обучить азам искусства сыновей. Однако, его огромный талант был унаследован несколькими поколениями потомков.

О самых знаменитых картинах

Помимо уже представленных полотен, несколько картин Питера Брейгеля Старшего пользуются особой популярностью. В течение многих веков пристальное внимание тысяч зрителей приковано:

  • к «Детским играм» (1560 г.) — аллегорической картине, детально изображающей забавы детей того времени (всего восемьдесят игр). В этом произведении живописец отразил суетность человечества;

  • к «Триумфу смерти» (1562 г.) — полотну, проникнутому страхом, тревожными ожиданиями. Картину, созданную в канун кровавой революции, переполняют сцены жестоких истязаний, казней;

  • к «Вавилонской башне» (1563 г.) — полотну, утверждающем бессмысленность человеческого стремления померяться с Богом своим могуществом. Работа является яркой иллюстрацией одной из мудрейших библейских истин;

  • к «Притче о слепых» (1568 г.) — еще одной работе, посвященной детальному изображению персонажей знаменитого сюжета из Библии.

Интересны факты

За всю свою жизнь Брейгель никогда не писал заказных портретов. Претило мастеру и изображение обнаженной натуры. Известен лишь один портрет, принадлежащий кисти Питера Брейгеля Старшего – речь идет о «Портрете старой женщины» (1564 г). Без сомнения, у художника были заказы на создание портретов от современников, но вероятно, им они не принимались.

  1. Прозвище «Мужицкий» Брейгелю Старшему было дано для того, чтобы было удобно не путать его с сыновьями, которые также стали живописцами.
  2. Героями полотен по большей части были простые жители городов и сел.
  3. Когда художник умер, его старшему сыну было всего пять лет.
  4. Треть работ Питера Брейгеля Старшего, дошедших до наших времен, содержатся в венском Музее истории искусства. В России полотен его нет.

Питер Брейгель Старший запомнился многим как крестьянский художник. Его картины прекрасно передают тяготы жизни этого сословия. Также в его полотнах можно найти отображения ужасных событий, которые он видел при своей жизни. Но, несомненно, все работы художника гениальны. Как вы относитесь к творчеству Питера Брейгеля Старшего? Какая ваша любимая картина? Поделитесь с нами в комментариях.

Видео рассказ о великом нидерландском художнике Питере Брейгеле старшем:

Биография, творчество, изобретения и интересные факты о Леонардо да Винчи найдете по ссылке.

Питер Брейгель Старший: жизнь и творчество художника

Пи́тер Бре́йгель Старший (нидерл. Pieter Bruegel de Oude, МФА: [ˈpitər ˈbrøːɣəl][1]; ок. 1525 — 9 сентября 1569, Брюссель), известный также с прозвищем «Мужицкий» — нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

Читайте также  Лев перфилов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название — «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Известно пять картин Брейгеля (1525/1530-1569), посвященных временам года, и одна из них — находящаяся в музее Метрополитен «Жатва». Она, как и остальные, была выполнена по заказу многолетнего патрона художника Никласа Йонгелинка для его дома под Антверпеном.

В этой серии нашла свое отражение средневековая традиция украшать календари изображениями человеческих занятий, относящихся к определенному месяцу года. «Жатве», как считается, соответствует август. В то же время это уже чисто ренессансное произведение, в нем заметно влияние итальянской живописи Возрождения, богатство которой Брейгель мог видеть во время своего путешествия. Однако все воспринятое было им сильно переработано, и на первый план выступает уже его собственное, брейгелевское, восприятие мира. Взять хотя бы то, что никто из его современников не создавал таких пейзажей и панорамных картин крестьянского труда.

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Все Брейгели и вокруг них. Путеводитель по династии

Кроме того , свою фамилию они писали по-разному , одни — Bruegel , другие — Brueghel , третьи — Breughel. Они также сотрудничали с другими художниками , так что иногда не разберёшь , когда называть Брейгеля Брейгелем , а когда — Рубенсом. Сложности в ситуацию вносят и их семейные связи с другими фламандскими коллегами. А ещё у них были забавные прозвища — Брейгель Мужицкий , Брейгель Бархатный , Брейгель Адский…

Эта семья так же красочна и разнообразна , как персонажи картины « Свадебный танец» Питера Брейгеля Старшего. Из всех семейных династий великих художников эта — самая очаровательная и самая загадочная.

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший , «Художник и знаток» ( предполагаемый автопортрет), ок. 1566. Галерея Альбертина , Вена

Всё начинается с Питера Брейгеля Старшего ( около 1525/30 — 1569), который до 1559 года писал свою фамилию как Brueghel , а затем — Bruegel ( его сыновья взяли первое написание).

Примерно в 1545 году исключительно талантливый художник приехал в Антверпен и поступил в мастерскую Питера Кука ван Альста, в прошлом — придворного живописца Карла V. Наставник стал также тестем своего подмастерья и таким образом заручился тем , что лучший ученик продолжит его дело.

Позже Брейгель отправился в Италию , где впитал влияние Ренессанса , но по возвращении адаптировал его к своему видению культуры Нижних Земель.

Ранняя манера Брейгеля напоминала живопись Иеронима Босха — и молодого художника действительно называли « новым Босхом». Но , как любой великий живописец , он не хотел быть кем-то , он хотел быть собой. И постепенно его стиль обрёл индивидуальные черты: фигуры в пейзаже , танцующие крепкоголовые мужчины и женщины , визуальные интерпретации пословиц. Эти работы обильно подкреплены отсылками к поэзии , философии , политике и религии.

И , тем не менее , о Питере Брейгеле Страшем известно крайне мало. За свою склонность к изображению крестьянского и городского быта — а не исторических , библейских или мифологических сцен — он получил прозвище Мужицкий. «Северный Вазари» Карел ван Мандер, биограф североевропейских живописцев XV — XVI веков , считал , что Брейгель мог писать крестьян лишь потому , что сам был крестьянского происхождения.

Питер Брейгель Младший

Антонис ван Дейк , «Портрет Питера Брейгеля Младшего» ( начало XVII века). Коллекция Фрика , Нью-Йорк

Питер Брейгель Младший ( 1564/5 — 1637/8) унаследовал дело отца и писал репродукции его самых популярных картин. Например , это более сорока вариаций « Ловушки для птиц». Прожив более 70-ти лет , он создал почти 1000 известных нам произведений. Своё прозвище Адский он получил за ранее увлечение сценами Страшного Суда , пекла и нечисти. Впоследствии художник отошёл от этих сюжетов , но ярлык закрепился за ним на столетия.

По мере развития карьеры Питер Младший начал всё чаще создавать собственные оригинальные композиции , но продолжал придерживаться крестьянских сцен и загородных видов с зашифрованными в них посланиями. Одна из лучших оригинальных композиций Питера Брейгеля Младшего — «Плохой пастух» — представляет собой двойственную интерпретацию знаменитой библейской притчи. Зритель сочувствует неверующему пастырю , который бросил своих овец , хоть и не должен был этого делать.

Читайте также  Сергей парфенов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

А вот сравнение произведений двух братьев — Питера Младшего и Яна — показывает , что они часто брали за основу картины отца , сохраняли основную композицию , но добавляли различные фоны.

Огромное наследие Питера Младшего также даёт хорошее представление о работах , которые были написаны или задумывались его родителем , но впоследствии канули в Лету. Однако , поскольку он в основном делал репродукции , то сейчас как мастер ценится ниже своего брата Яна.

Ян Брейгель Старший

Питер Пауль Рубенс , «Семья Яна Брейгеля Старшего» ( 1613). Институт искусства Курто , Лондон

Если Питер Брейгель Младший был ответственным сыном , то Ян Брейгель Старший ( 1568 — 1625) был бунтарём. Он почти семь лет прожил в Италии и подружился со многими ведущими художниками , в том числе — Питером Паулем Рубенсом, с которым впоследствии сотрудничал ( например , написал циклы « Четыре элемента» и «Пять чувств»). Рубенс называл Яна Страшего своим братом и явно повлиял на то , что тот быстро перешёл от реалистичных крестьянских сцен к воображаемым горным и лесным ландшафтам , населённым аллегорическими фигурами. Зачастую в библейских сценах пейзаж был если не основной темой полотна , то равноправным его персонажем.

с путниками» ( 1610). Он входит в число крупнейших работ , которые художник выполнил на меди , придающей краскам дополнительное сияние. Картина относится к тому периоду , когда живописец , прозванный « Бархатным» за свою безукоризненную технику исполнения подробных ландшафтов , служил при дворе эрцгерцога Альбрехта VII и его супруги Изабеллы — соправителей Испанских Нидерландов.

Изображая деревенскую жизнь , Ян Брейгель Старший любил включать в число крестьян и более состоятельных членов общества, — например , себя. В картине « Танцующие фигуры на берегу реки с продавцом рыбы и портретом художника на переднем плане» он представляется зрителю не ремесленником , а интеллектуальным , мыслящим творцом.

Яна Брейгеля Старшего называют также одним из пионеров натюрморта — жанра , неизвестного в то время. Способность передавать невероятные детали в небольших масштабах он , вероятно , унаследовал от своего отца или от бабушки. Художник стремился в каждой работе изобразить богатство цвета и фактуры , часто добавлял на лист муху , чтобы запечатлеть определённый момент. Благодаря покровительству эрцгерцогини , Бархатный Брейгель имел доступ в королевские оранжереи , где выращивали редчайшие растения. Он писал их с натуры и подолгу ждал , когда раскроется тот или иной цветок. В связи с этим Ян Старший получил ещё одно прозвище — Цветочный.

Тщательная передача растений и деревьев соотносилась с учением католической церкви в Нидерландах периода Контрреформации. Оно гласило , что окружающий мир есть отражение Бога. Выписывая детали ландшафта с почти научной скрупулёзностью , художник как бы становился ближе к познанию Всевышнего и оценке всех элементов Творения.

Ян Брейгель Старший внёс очередное изменение в написание своей фамилии , поменяв местами буквы e и u — Breughel. Так теперь обозначают младших членов этой династии.

Художник умер от холеры , которая также унесла жизни его троих детей. Остался в живых лишь его первенец и ученик — Ян Брейгель Младший.

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший, известный также под прозвищем «Мужицкий» (ок. 1525-1569) – нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

В биографии Брейгеля Старшего есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Питера Брейгеля Старшего.

Биография Брейгеля Старшего

Питер Брейгель появился на свет в промежутке 1525-1530 гг., предположительно в нидерландском городе Бреда или деревне Брегел. О его детских годах биографии практически ничего не известно. Считается, что он рос и воспитывался в крестьянской семье.

В юности Брейгель увлекся графикой, вследствие чего в середине 1540-х годов начал обучаться у Питера Кука ван Альста – придворного художника короля Карла V. Когда в 1550 г. не стало его наставника, парень присоединился к гильдии живописцев Антверпена.

Брейгель-старший трудился в мастерской Иеронима Кока, который торговал гравюрами. Именно здесь он начал делать свои первые шаги в графике и живописи, с каждым годом прогрессируя в этих видах искусства.

Живопись

В мастерской Кока, Питер Брейгель увидел произведения знаменитого художника Иеронима Босха. Они произвели на него такое большое впечатление, что он начал создавать ряд вариаций на эти работы.

После этого, по настоянию Кока Брейгель посетил Францию, Италию и Швейцарию. За время пребывания в этих странах он выполнил цикл рисунков итальянских пейзажей, которые потом использовал для репродукции в гравюре.

Эта поездка вызвала у Питера неописуемый восторг. Молодой художник не переставал восхищаться древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения. Приехав домой он продолжил трудиться в мастерской Иеронима Кока.

Нидерландские пословицы

Здесь, по эскизам Брейгеля были созданы гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осел в школе». Поскольку Кок был алчным человеком, он нередко прибегал к подделкам подписей на произведениях. К примеру, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана им с подписью великого Иеронима Босха.

В 1557 г. Питер Брейгель стал автором серии гравюр, на которых были представлены 7 смертных грехов. После этого он написал «Нидерландские пословицы». На холсте художник изобразил буквальные значения нидерландских пословиц и поговорок.

Спустя 4 года Брейгель оставил мастерскую Иеронима Кока, обосновавшись в Брюсселе. Тут он продолжал плодотворно трудиться и получать заказы от высокопоставленных лиц, включая кардинала де Гранвела и состоятельного коллекционера Николаса Йонгелинка.

Тогда же Брейгель Старший представил одну из самых известных своих картин «Триумф смерти». На холсте была представлена панорама выжженной бесплодной земли, на которой армия скелетов сеяла ужас и смерть, подвергая простых людей различным страданиям.

В 1563 г. Питер создал очередной шедевр – картину «Вавилонская башня», в основе которой была история из ветхозаветной книги Бытие. В последующие годы биографии он напишет еще немало полотен на библейские сюжеты: «Поклонение волхвов», «Путь на Голгофу», «Самоубийство Саула», «Перепись в Вифлееме» и др.

Через пару лет свет видел цикл из 6 картин Брейгеля – «Времена года». На своих холстах живописец часто изображал природу, деревни и простых людей – данной тематике посвящены 2 трети всех его полотен. Незадолго до своей кончины он написал ряд популярных картин.

В 1568 г. Питер Брейгель представил «Мизантропа». На холсте были показаны размышления автора о человеческих пороках и бренности жизни – юный злобный карлик крал кошелек у старика в черном балахоне. Затем художник написал картинку «Притча о слепых».

Вавилонская башня

Интересен факт, что все герои на этой работе были поражены разными болезнями глаз – от лейкомы и атрофии глазного яблока до энуклеации. Одной из последних картин Брейгеля стали «Калеки», которые сегодня хранятся в Лувре.

Дело в том, что Брейгель Старший проявлял живой интерес к тератологии – науке, изучающей врожденные пороки развития. В результате, на холсте он изобразил 5 нищих с костылями и с деформированными лицами, собравшихся во дворе больницы. На своих работах он часто стремился донести до наблюдателя определенную мысль, «зашифрованную» в его персонажах и окружающей их обстановке.

Личная жизнь

В 1563 г. Питер взял в жены девушку по имени Мария, которая была дочерью его бывшего наставника Ван Альста. В этом счастливом браке у пары родились дочь Мария и двое сыновей – Питер и Ян. Оба сына пошли по стопам отца и стали известными художниками.

Интересен факт, что первый из сыновей за характер произведений получил прозвище «Адский», а второй – «Райский». Примечательно, что внуки Питера Брейгеля – Ян и Абрахам, также связали свою жизнь с живописью.

Смерть

Незадолго до смерти художника, Брюссель захватила испанская армия. В городе начался хаос, а люди жили в постоянном страхе. Об одном из последних его произведений – «Сорока на виселице», ван Мандер пишет: «Брейгель завещал супруге картину с сорокой на виселице. Птица олицетворяет сплетников, которых живописец хотел бы увидеть повешенными».

В свою очередь под виселицами подразумевалось испанское правление, когда правительство стало приговаривать к смертельной казни через повешение предикантов. Питер Брейгель Старший умер 9 сентября 1569 года в Брюсселе.

Фото Брейгеля-старшего

Мизантроп Свадебный танец Триумф смерти Калеки Притча о слепых Сорока на виселице

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: