Оноре домье — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Оноре Домье

Биография

Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы. Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию. Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Личная жизнь

Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.

Смерть

В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.

Могила Оноре Домье

На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.

Оноре Домье

Оноре Викторен Домье (1808-1879) – французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры 19-го столетия.

В биографии Оноре Домье есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Оноре Викторена Домье.

Биография Оноре Домье

Оноре Домье появился на свет 26 февраля 1808 года в Марселе. Он рос в семье стекольщика Жана-Батиста Луи Домье и его жены Сесиль Катрин Филипп. Еще в детстве он начал проявлять живой интерес к рисованию.

Будучи подростком Оноре стал брать уроки живописи и скульптуры. Позже он начал трудиться в мастерской художника Эжена Бурдена. Тогда же он освоил технику литографии. В результате, это позволило ему получать доход от продажи литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий.

Творчество

В 1830-х годах литографии Домье попали на глаза известному карикатуристу Шарлю Филиппону, возглавлявшему сатирический журнал «Карикатура». Он по достоинству оценил работы молодого художника, предложив ему сотрудничество.

В данный период биографии Оноре подписывал свои произведения псевдонимом Рожлен. В 1831 г. он стал автором карикатуры на короля Луи-Филиппа, известной как «Гаргантюа». В результате, через несколько месяцев он был задержан и отправлен за решетку, где пробыл около полугода.

Выйдя на свободу, Домье не изменил своим принципам, продолжив свою деятельность в том же ключе. Он создал цикл скульптур и шаржей буржуазных чиновников под названием – «Знаменитости золотой середины».

«Гаргантюа»

После этого, Оноре представил ряд литографий, в которых высмеивал пороки буржуазного правительства: жадность, корыстолюбие, глупость и т.д. Соотечественники ждали от него новых карикатур, не зная при этом истинное имя их автора.

Мастерство Домье по достоинству оценивали многие художники и писатели, среди которых Эжен Делакруа, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Шарль Бодлер и др. Власти, недовольные таким положением вещей, решили в 1835 г. закрыть журнал «Карикатура», вследствие чего Оноре пришлось искать другую работу.

Вскоре Домье устроился в издание Филиппона – «Шаривари». Тут, он на протяжении десятков лет издавал свои острые политические и социальные произведения. Мужчина имел свой фирменный почерк – создание циклов определенной тематики.

В период карьеры 1848-1871 гг. Оноре Домье стал автором более 4000 литографий и еще столько же рисунков, выполненных карандашом. Он имел репутацию одного из самых талантливых карикатуристов, обращавшимся к политическим и общественным проблемам, а также личной жизни известных французов.

Читайте также  Heather locklear - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В конце 1840-х годов Домье сосредоточился на живописи, сделав акцент на правдоподобных бытовых сценах. Персонажами на его полотнах выступали простые люди. Наиболее признанными картинами мастера считаются «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861) и «Шахматисты» (1867).

Кисти Оноре принадлежит больше 700 полотен, а также свыше 60 скульптур. До конца дней он писал свои картины, даже когда полностью потерял зрение. Интересен факт, что его гротескные и намеренно грубо выполненные работы, вызывали восторг у Мане и Дега. Есть версия, что именно Домье являлся первым импрессионистом.

Творчество живописца было весьма прохладно принято при его жизни, и только в 20-м веке оно получило признание. Сейчас его произведения хранятся в стенах разных музеев мира, включая Эрмитаж.

Личная жизнь

Оноре Домье никогда не был женат, посвятив всего себя искусству. В зрелом возрасте он пользовался большим авторитетом у соотечественников, по причине чего те постоянно стремились пообщаться с ним. Интересен факт, что на дверях его дома висела надпись: «Тот, кто приходит ко мне, делает мне большую честь. Тот, кто не приходит, приносит величайшее наслаждение».

Смерть

В последние годы жизни мастер начал все хуже видеть, поэтому нуждался в помощи сиделки. Оноре Домье умер в бедности 10 февраля 1879 года. На момент смерти ему было 70 лет.

Фото Оноре Домье

«Дон Кихот» «Виктор Гюго»

«Шахматисты»

Оноре домье — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Оноре Домье — биография, личная жизнь, картины, причина смерти

Оноре Домье: биография

Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы. Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию. Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.

Детство и юность

Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.

Художник Оноре Домье

Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…

Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.

Оноре Домье

Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры. Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией. В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.

Творчество

В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.

Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа

Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным ещё более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».

В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».

Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»

В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).

Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живёт сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».

Картина Оноре Домье «Прачки»

В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник ещё почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.

К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.

Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»

После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).

Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.

Картина Оноре Домье «Дон Кихот»

К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).

Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.

Картина Оноре Домье «Шахматисты»

Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.

В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссёр-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.

Личная жизнь

Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.

Смерть

В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.

Могила Оноре Домье

На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.

Оноре Домье — биография, личная жизнь, картины, причина смерти

Оноре́ Викторе́н Домье́
(фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Читайте также  Лара кацова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале
«Charivari»
. Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“»[7].

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

Смерть

В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.


Могила Оноре Домье

На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.

Примечания

  1. 12
    L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12
    Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H.
    état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю.
    Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера
    (неопр.)
    . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Литература

  • Калитина Н. Н.
    Домье. М., Искусство, 1955.
  • Пассерон Р.
    Домье: свидетель своей эпохи. М., Изобразительное искусство, 1984.
  • Прокопьева С. И.
    Образ зрителя в театральных сценах Домье // Материалы XI научной конференции в память проф. М. В. Доброклонского. СПб., 1998.
  • Рыков А.В. Общество спектакля. «Драма» Оноре Домье // Studia Culturae. 2020. Вып. 4 (38). С. 62-69
  • Тугендхольд Я. А.
    Предвестник: Оноре Домье // Художественная культура Запада. — Москва : Государственное издательство, 1928.
  • Щербакова Н.
    Оноре Домье: от политической карикатуры к маске // Искусствознание. 2014, № 3-4. С. 184—199.
  • Яворская Н. В.
    Оноре Домье. — Л.: Издательство Ленинградского областного союза советских художников, 1935 (Художественное наследие. Западноевропейское искусство). — 156 с.: 46 ил.
  • Harper Paula.
    Daumier Clowns: Les Saltimbanques et les Parades. New York-London, 1981.
  • Childs E. C.
    Daumier and Exotocism. Satirising the French and the Foreign. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2004.

Определение слова «Домье» по БСЭ:

Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, — 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830-31. в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831-35, и «Шаривари», «Charivari», 1833-60 и 1863-72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832-33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834. в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево». «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу»). глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»). в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий «Парижские типы» (1839-40), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Люди юстиции» (1845-48), «Добрые буржуа» (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях «Древняя история» (1841-43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов. олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. нашли воплощение пафос революционной борьбы («Восстание», около 1848. «Семья на баррикадах», Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп («Эмигранты», около 1848-49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся («Прачка», около 1859-60, Лувр. «Вагон 3-го класса», около 1862-63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции («Защитник», акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия. излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен. «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр. «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты. серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов. на протяжении 1850-60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком. В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада». аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870. «Потрясённая наследством», 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Лит.: Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808-1879, М., 1954. Калитина Н., Оноре Домье. 1808-1879, М., 1955. Герман М. Ю., Домье, М., 1962. Daumier racontй par lui-mкme et par ses amis, Vйsenaz — Gen., P., 1945. [Adhйmar J.], Honor й Daumier, P., 1954. Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefдhrten, Dresden, 1965. А. Н. Замятина. О. Домье. «Законодательное чрево». Литография. 1834. О. Домье. «Защитник». Акварель. 3-я четв. 19 в. Частное собрание. О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862-63. Метрополитен-музей. Нью-Йорк. О. Домье. «Робер Макер — биржевой игрок». Литография из серии «Карикатюрана». 1837. О. Домье. «Прачка». Около 1859-60. Лувр. Париж. О. Домье. «Совет молодому художнику». Около 1860. Национальная галерея искусства. Вашингтон. О. Домье. «Потрясенная наследством». Литография из альбома «Осада». 1871. О. Домье. «Камиль Демулен, призывающий к восстанию». Акварель, гуашь. Середина 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва. О. Домье. «Дон Кихот». Ок. 1868. Новая пинакотека. Мюнхен. О. Домье. «Ратапуаль». Бронза. 1850. Лувр. Париж. О. Домье.

Читайте также  Татьяна денисова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Оноре Домье: биография, творчество, лучшие картины художника

Оноре Домье (Honorе Daumier; родился 26 февраля 1808 — умер 10 февраля 1879 гг.) — мастер французской политической карикатуры и гравюры, известный живописец и скульптор XIX века. Будучи свидетелем двух революций во Франции, Оноре Домье встал на сторону простого народа. Его работы — это образец критического реализма. Художник хлестко обличал и высмеивал чиновников и буржуа, выводя на первый план рабочих, ремесленников и прачек. Домье оставил богатое наследие: более 4 тысяч литографий, 900 графических рисунков, около 700 живописных картин и 60 скульптурных композиций.

Биография Оноре Домье

Оноре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе. Рано начал увлекаться рисованием, не проявляя интереса к семейному стекольному делу. В 1814 году семья переехала в Париж, где начался самый важный этап в жизни художника. Он стал брать уроки рисования, а в возрасте 20 лет решил освоить технику литографии. Это мастерство приносило ему хорошие деньги, жизнь казалась безоблачной. Но все изменилось с началом Июльской революции 1830 года.

Оноре Домье не остался в стороне и открыл для себя жанр политической карикатуры, который и определил его дальнейшее творчество. Он беспощадно обличал власть имущих, судей и чиновников, показывая их в гротескной и саркастической манере. Его карикатуры публиковались в нескольких изданиях, с которыми он сотрудничал («Силуэт», «Карикатюр», «Шаривари»).

За свою смелость художник в итоге поплатился, когда выпустил «Гаргантюа» (1831) — самую известную из ранних литографий. На ней тоже изображен король Луи Филипп, любимая мишень карикатуриста. Но здесь он предстал в образе толстого уродливого героя Рабле с грушеподобной головой. Сидит в кресле, возвышаясь над всеми и поглощая отобранное у народа золото. Рисунок, выставленный в витрине магазина, собрал толпу. За эту работу Оноре Домье не просто выплатил штраф в 500 франков, но и отсидел полгода в тюрьме.

Однако это не сломило мастера — наоборот, общение с заключенными только укрепило его революционный дух. Оноре Домье продолжил свою борьбу против жадности, жестокости и лицемерия политиков. В 1834 году он создал еще одну знаковую работу — «Законодательное чрево». Это коллективный портрет членов парламента, образы которых наполнены леностью, скукой, продажностью и безразличием. Хотя это и литография, художник представил объемный рисунок, чтобы подчеркнуть всю уродливость изображенных персонажей.

В отличие от парламентариев, самого художника до глубины души трогала судьба простого народа. Его поразила жестокая расправа над рабочими после убийства офицера. Военные врывались в дома и убивали всех подряд, «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» стала самой пронзительной работой того периода. Литография наполнена ужасом и бесчеловечностью. Возле хозяина дома лежат члены его семьи, а под ним — невинное убиенное дитя.

Современный британский мультипликатор Джефф Данбар (Geoff Dunbar) использовал работы Оноре Домье для создания черно-белой анимации. Вместе с Полом Маккартни (Paul McCartney), который записал саундтрек, был снят мультфильм «Закон Домье». В 1992 году фильм вышел в прокат, а через год получил премию BAFTA Британской Академии кино.

С Французской революцией 1848 года также связано несколько работ Оноре Домье не только в графике, но и гротескной скульптуре. Хотя этот период оказался недолгим. Художник все больше времени стал уделять живописи маслом и акварелью, объединяя картины в циклы. В работах конца 40-х годов он по-прежнему отражал революционную тематику.

Но постепенно перешел к более мирным темам, изображая жизнь простых людей в бытовом жанре.

Оноре Домье прошел долгий путь от народного признания до полного забвения и нищеты. К 1873 году почти ослеп, перестал работать и остался без имущества. Его друг пейзажист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot) купил для художника домик в местечке Вальмондуа, где он и умер 10 февраля 1879 года.

Самые известные картины Оноре Домье

Картинами Оноре Домье восхищались Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) и Оноре де Бальзак (Honore de Balzac). А Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) назвал его «открывателем новых путей». Домье прославился своими карикатурами и графикой, но сохранилось и немало известных картин. В них также прослеживаются его ироничный стиль, трагизм и гротеск. Хотя Эдгар Дега (Edgar Degas) и Эдуард Мане (Еdouard Manet) видели в этих работах и черты импрессионизма.

Живописные произведения Оноре Домье разных лет:

  • «Семья на баррикадах» (1848). Как и другие работы того периода, картина посвящена теме революции. Изображены члены одной семьи, лица которых олицетворяют революционный пафос и экстаз. Их выделяют резкий свет, контрасты и неровные мазки.
  • «Ноша» (1850-1853). Работа из знаменитого цикла «Прачки». Образ матери с ребенком пропитан внутренним напряжением, чувством тревоги и безысходности. Женщина выбивается из последних сил, пытаясь бороться со встречным ветром.
  • «На концерте» (1856). Одна из картин, которая стоит особняком среди живописных работ мастера. Здесь нет присущего ему трагизма и злободневных тем. Изображена публика в зрительном зале, спокойно и доброжелательно взирающая на происходящее на сцене.
  • «Вагон третьего класса» (1863-1865). Здесь художник также изобразил простых людей: их лица измождены, а образы проникнуты безропотным подчинением трудностям жизни. Общую атмосферу подчеркивают темная палитра и приглушенный свет.
  • «Дон Кихот» (1870). Знаковая работа целого цикла про романтичного идальго. Художник лишил своего героя конкретики и даже лица. Но подчеркнул его гордую осанку и устремленное в небо копье. Это образ настоящего рыцаря, наполненный внутренней силой.

Картины Оноре Домье оценили уже после его смерти, как и произведения многих великих мастеров. Гении бедствовали при жизни, а сейчас их работы продаются на крупнейших аукционах. На сайте Very Important Lot представлены произведения современных художников. Сегодня можно недорого купить картину, которая завтра будет цениться намного больше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: