Матильда кшесинская — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кшесинская, Матильда Феликсовна

Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская

светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский (1902—1974)

Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — известная русская балерина.

Содержание

Биография

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь российского поляка Адама-Феликса-Валериуша Ивановича (Яновича) Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927) [1] .

В 1892—1894 годах [2] была любовницей цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II); их отношения прекратились после помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года.

Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир, получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кржезинские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем).

30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

В 1929 году открыла балетную студию в Париже.

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Творчество

Окончила Императорское театральное училище, в разное время её учителями были Лев Иванов, Екатерина Вазем, Христиан Иогансон. Танцевала в Мариинском театре с 1890 (года окончания училища) по 1917 год. Испытала сильное влияние искусства В. Цукки, по её признанию:

Кшесинская М. Воспоминания. — М ., 1992. — С. 26.

Творчество Кшесинской началось в балетах М. И. Петипа (партии: фея Драже («Щелкунчик»), Пахита; Млада («Млада»), Одетта-Одиллия, Никия и другие). Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин («Эвника», 1907; «Бабочки», 1912; «Эрос», 1915). Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей (партии Лизы (1896), Аспиччии (1898), Эсмеральды (1899)). С появлением на сцене Кшесинской стала сходить на нет практика приглашения иностранных гастролёрш.

Кшесинская славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя С. М. Волконского.

В эмиграции написала, при участии своего супруга, мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке; первое издание на русском — в Москве в 1992 году.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1892—1906 — Английский проспект, 18;
  • 1906 — март 1917 года — Особняк Кшесинской — Большая Дворянская улица (ныне — улица Куйбышева), 2;
  • март 1917 — 1921 — квартира П. Н. Владимирова — Алексеевская улица, 10.

Сочинения

  • Кшесинская М.Воспоминания. — М .: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 414 с. — (Ballets Russes). — 25 000 экз. — ISBN 5-87334-066-8
  • Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg. — L. , 1960, 1973. (англ.)
  • S.A.S. la Princesse Romanovsky-Krassinsky. Souvenirs de la Kschessinska : Prima ballerina du Théâtre impérial de Saint-Pétersbourg (Reliure inconnue). — P. , 1960. (фр.)

Литература

  • Arnold L. Haskell. Diaghileff. His artistic and private life. — N. Y. , 1935.
  • Волконский С. М. Мои воспоминания. — М ., «Искусство», 1992. — В 2-х тт.
  • Горина Т. Н. Кшесинская М. Ф. // «Русский балет». Энциклопедия. — М .: Согласие, 1997. (литература в статье). Электронная версия. (Искать на: КШЕСИНСКАЯ)
  • Карсавина Т. Театральная улица. — М .: Центрполиграф, 2004.
  • Красовская В. Русский балетный театр начала XX века.
  • Рецензии на выступления студии Кшесинской в газете «Последние Новости» — см.полное собрание в: Revue des études slaves, Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735–772
  • Геннадий Седов = «Мадам Семнадцать» Матильда Кшесинская и Николай Романов. — 2006. — 192 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7516-0568-3

Примечания

  1. Описание фонда 134 центрального театрально музея имени Бахрушина
  2. Кшесинская М. Воспоминания. — М ., 1992. — С. 35—37.

Беллетристика

  • Борис Акунин. Коронация. — М .: Захаров, 2002.

См. также

  • Особняк Кшесинской
  • Лазурный Берег

Ссылки

Орлов (1759—1772) · Васильчиков (1772—1774) · Потемкин (1774—1776) · Завадовский (1776—1777) · Зорич (1777—1778) · Корсаков (1778—1779) · Левашов (1779—1780) · Высоцкий (1779—1780) · Ланской (1780—1784) · Ермолов (1783—1786) · Дмитриев-Мамонов (1786—1789) · Зубов (1789—1796)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Борис Владимирович (великий князь)
  • Андрей Владимирович Романов

Смотреть что такое «Кшесинская, Матильда Феликсовна» в других словарях:

КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна — КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (19 (31) августа 1872, Лигово, близ Санкт Петербурга 6 декабря 1971, Париж), русская артистка балета. Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, полька по национальности. В 1890 окончила балетное… … Энциклопедический словарь

Кшесинская Матильда Феликсовна — см. в статье Кшесинские (семья балетных артистов) … Биографический словарь

Кшесинская Матильда Феликсовна — Матильда Кшесинская Матильда Феликсовна Кшесинская балерина. Родилась 19 (31) августа, по старому стилю 1 сентября 1872 в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Умерла 6 декабря 1971 года в Париже. В начале 1890 х… … Википедия

КШЕСИНСКАЯ Матильда Феликсовна — КШЕСИНСКАЯ Матильда (Мария) Феликсовна (1872 1971) российская артистка балета, педагог. В 1890 1917 в Мариинском театре. Одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы. Гастролировала в Европе, в 1911 12 участвовала в… … Большой Энциклопедический словарь

Кшесинская, Матильда Феликсовна — М.Ф. Кшесинская. Партия Нирити ( Талисман Р. Дриго, 1910). КШЕСИНСКАЯ (настоящая фамилия Кржесинская) Матильда (Мария) Феликсовна (1872 1971), артистка балета, педагог. С 1890 в Мариинском театре (Одетта Одиллия Лебединое озеро и Аврора Спящая… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Кшесинская Матильда Феликсовна — КШЕСИНСКАЯ Матильда (Матильда Мария) Феликсовна (1872 1971) балерина. Окончила Петерб. театр. уч ще в 1890 (кл. Х. Иогансона), позднее совершенствовалась у Э. Чеккети. В 1890 1917 артистка Мариинского т ра, с 1895 прима балерина. Среди ее ролей:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Матильда Феликсовна Кшесинская — Матильда Кшесинская Матильда Феликсовна Кшесинская балерина. Родилась 19 (31) августа, по старому стилю 1 сентября 1872 в Лигово (под Петербургом) в семье артистов балета Мариинского театра. Умерла 6 декабря 1971 года в Париже. В начале 1890 х… … Википедия

Кшесинская Матильда (Мария) Феликсовна — (1872 1971), артистка балета, педагог. В 1890 1917 в Мариинском театре. Одна из наиболее ярких представительниц русской академической школы. Среди партий: Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Лиза («Тщетная предосторожность» П. Гертеля) … Энциклопедический словарь

Кшесинская, Матильда (Мария) Феликсовна — Род. 19 (31) августа 1872, в Лигово, близ Санкт Петербурга, ум. 6 декабря 1971 г., в Париже. Балерина. Выпускница балетного отделения Петербургского театрального училища (1890). Солистка Мариинского театра. Лучшие партии: Аврора («Спящая… … Большая биографическая энциклопедия

Кшесинская — Кшесинская, Матильда Феликсовна Матильда Кшесинская Имя при рождении: Мария Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская Род деятельности: балерина … Википедия

История жизни и смерти российской артистки балета Матильды Кшесинской

Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — российская артистка балета и педагог польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.

Известна также своими отношениями с августейшими особами Российской империи, фаворитка цесаревича Николая в 1892—1894 годах, супруга великого князя Андрея Романова (с 1921), Светлейшая княгиня Романовская-Красинская (с 1936), мать Владимира Красинского (1902—1974).

Биография Матильды Кшесинской

Матильда Кшесинская — не просто выдающаяся балерина, техника которой значительно превосходила способности отечественных современниц. Она — одна из самых влиятельных особ конца XX — начала XXI века. Примером её значения служат слова верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича.

В годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи сильно страдала от нехватки снарядов, он утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, поскольку балерина Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными организациями.

Читайте также  Tyga - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года в творческой семье. Отец — российский поляк Феликс Кшесинский, выписанный из Польши Николаем I как лучший исполнитель его любимой мазурки, мать — Юлия Доминская, богатая вдова балетного танцовщика Леде. Сестра Матильды — балерина Юлия Кшесинская (именуемая «Кшесинская 1-я», в замужестве Зедделер), брат — танцовщик и балетмейстер Иосиф Кшесинский.

Девочка поступает в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчивает его. На выпускном вечере присутствовала вся царская семья, а на торжественном ужине Кшесинская сидела рядом с наследником престола Николаем. Тогда Александр III, с восторгом следящий за движениями Матильды, произносит судьбоносные слова:

«Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!».
Матильду принимают в балетную труппу Мариинского театра, на императорской сцене которого Кшесинская 2-я (1-й официально называли её сестру Юлию) танцевала на протяжении 27 лет.

Карьера в Мариинском театре

Матильда Кшесинская танцевала в балетах Мариуса Петипа и Льва Иванова (являвшегося одним из её учителей в училище). Первые выступления Кшесинской — фея Драже в «Щелкунчике», Пахита в одноимённом балете, Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Никия в «Баядерке».

После отъезда в Италию Карлотты Брианца к ней перешла роль принцессы Авроры в балете «Спящая красавица».

Спустя 6 лет работы в театре Кшесинская удостоена статуса «прима-балерина императорских театров», несмотря на возражения главного балетмейстера Петипа. По некоторым данным, именно связи при дворе помогли скорому продвижению на самый верх балетной иерархии.

Ради неё поставлены только несколько балетов, которые впоследствии не вошли в список балетного наследия. К примеру, в 1894 году по случаю бракосочетания великой княгини Ксении Александровны и великого князя Александра Михайловича представлен балет «Пробуждение флоры» с главной партией Кшесинской.

Несмотря на устойчивое положение в театре, Матильда Кшесинская постоянно совершенствовала свою технику, с 1898 года посещая частные уроки у знаменитого педагога Энрико Чеккетти. Она стала первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд.

В 1904 году Матильда Кшесинская уволилась по собственному желанию из Мариинского театра и после бенефиса перешла на выступления на контрактной основе. Она зарабатывала по 500 рублей за каждый выход на сцену, а впоследствии оплата выросла до 750 рублей.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин: «Эвника» (1907), «Бабочки» (1912), «Эрос» (1915).

Интриги

Матильда Кшесинская всячески противилась приглашению в труппу иностранных балерин. Она пыталась всеми способами доказать, что русские балерины достойны главных ролей, тогда как большинство из них отдавались зарубежным артистам.

Предметом интриг часто становилась итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая, несмотря на настрой Кшесинской, проработала в Мариинском театре восемь лет.

Но влияния Матильды не выдержал сам директор Императорских театров князь Волконский, ушедший из театра после отказа восстановить старинный балет «Катарина, дочь разбойника». Сама влиятельная балерина назвала камнем преткновения фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго».

В 1899 году исполнилась ее давнишняя мечта — Мариус Петипа даёт ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владеет этой ролью, что вызывает недовольство коллег. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки.

Кроме зарубежных балерин, «своим злейшим врагом» Кшесинскую считал организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев. Он пригласил её выступать в Лондон, привлекавший Матильду куда больше Парижа.

За это балерина должна была воспользоваться своими связями и «пробить» для Дягилева возможность выступить со своей антрепризой в Петербурге и получить отсрочку военной службы для Нижинского, ставшего военнообязанным. Для выступления Кшесинской выбрано «Лебединое озеро», и не случайно — таким образом Дягилевым был получен доступ к принадлежавшим ей декорациям.

Попытка не увенчалась успехом. Более того, Дягилев был настолько зол из-за тщетности прошения, что его слуга Василий всерьёз предлагал ему отравить балерину.

Личная жизнь

Личная жизнь Матильды Кшесинской является ещё более полной интриг, чем профессиональная деятельность балерины. Её судьба тесно переплетается с представителями династии Романовых.

Считается, что с 1892 по 1894 год она являлась любовницей цесаревича Николая Александровича. После знакомства он регулярно посещает её выступления, их отношения развиваются стремительно, хоть все и осознают, что роман не имеет счастливого конца. С целью соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где они встречались безо всяких помех.

«Влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…», — пишет восторженная Матильда Кшесинская в своём дневнике.
Причиной распада отношений с будущим Николаем II стала его помолвка с внучкой королевы Виктории Алисой Гессен-Дармштадтской в апреле 1894 года.

На этом непосредственное участие балерины в жизни царской семьи не закончилось — Матильда Кшесинская состояла в близких отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. 15 октября 1911 года по Высочайшему указу отчество «Сергеевич» получил её сын Владимир, родившийся 18 июня 1902 года в Стрельне. В семье его называли просто «Вова», а фамилию он получил «Красинский».

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви Матильда Кшесинская вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына и дал своё отчество. В 1925 году Матильда Феликсовна перешла из католицизма в православие с именем Мария.

30 ноября 1926 года двоюродный брат Николая II Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомкам титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

Смерть

Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская». Дед дожившей до 99 лет балерины — Иван-Феликс (1770—1876) — также был долгожителем, прожив 106 лет.

Замужем за домом Романовых: истинная история Матильды Кшесинской

© Александр Улановский / Коллаж / Ridus

Вокруг выходящего на экраны страны фильма «Матильда» Алексея Учителя по-прежнему кипят страсти. Однако мало кто как из противников, так и сторонников его показа знаком с реальной историей романа наследника российского престола с балериной польского происхождения Матильдой Кшесинской. Между тем эта история заслуживает самого пристального внимания, ибо способна многое прояснить и расставить все точки над i в событиях, происходивших вокруг последнего российского императора более ста лет назад.

«Ридус» попытался разобраться, что на самом деле стояло за романом, приписываемым Николаю II и Матильде Кшесинской, был ли он на самом деле и как сложилась дальнейшая судьба самой Матильды.

Прекрасная полька

Настоящая фамилия Матильды — Кржезинская. Из-за ее неблагозвучности отец девушки, известный танцовщик Феликс Кржезинский, сменил фамилию на Кшесинский. Его дочь всю жизнь озвучивала сложносочиненную легенду о том, что ее предками были польские графы Красинские, однако из-за интриг родни семья утратила право на титул.

После революции, выйдя замуж за великого князя Андрея Владимировича, балерина добилась права называться Романовской-Красинской. Однако никаких документальных доказательств ее родства с Красинскими не было и нет.

Матильда Кшесинская

Знатных предков Кшесинская придумала себе неслучайно. Это был традиционный ход для всех знаменитых куртизанок того времени. В какой-то момент дамы парижского полусвета обязательно обзаводились дворянской приставкой «де», на которую не имели ни прав, ни документов. Лиана де Пужи, Эмильена д’Алансон, Прекрасная Отеро — вкусы и страсти Кшесинской ничем не отличались от нравов полусветских француженок. Она также обожала драгоценности и молодых красавцев, обирала мужчин до нитки, проигрывалась в рулетку и отыгрывалась на соперницах.

Она была бойцом

По своим внешним данным Кшесинская идеально вписалась в золотой стандарт эпохи. Знаменитые красавицы конца XIX века были низкорослыми и имели весьма плотное телосложение. На фото мы видим крепенькую мускулистую Кшесинскую с выраженной талией, округлыми руками и полноватыми ножками. Большая голова при небольшом росте (около 150 см) не добавляла ей красоты, однако белоснежные зубы и веселая улыбка заставляли забыть обо всех ее недостатках.

Матильда Кшесинская

Внешние данные Кшесинской не только сделали ее фавориткой дома Романовых. Они позволили ей освоить самые сложные балетные па. Чем меньше рост балерины, тем в более высоком темпе она может танцевать.

Читайте также  Егор кончаловский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Накачанная маленькая Кшесинская (Маля, как называли ее любовники) сложением напоминала современных спортивных гимнасток. Она стала настоящей рекордсменкой отечественной сцены, первой из русских балерин освоив тридцать два фуэте.

Лирические партии, составившие впоследствии славу ее соперницы Анны Павловой, Кшесинской не подходили. Она была виртуозкой, балериной спортивного стиля, как сказали бы мы сегодня. Такой же спортивный характер она проявляла и в жизни. «Она была бойцом, настоящим воином», — сказал немало натерпевшийся от нее Дягилев.

Начало романа

И вот этот 17-летний «боец», очаровательная, живая и неотразимо кокетливая девушка встречается с грустным и задумчивым наследником престола. Первое знакомство произошло 23 марта 1890 года после выпускного спектакля. Танцовщиц позвали за стол вместе с императорской семьей. Кшесинской приглашения не полагалось. Но Александр III лично отметил ее и усадил рядом с наследником. «Смотрите только не флиртуйте слишком!» — улыбнулся парочке император.

Для 21-летнего Николая Александровича это было трудное время. Родителей беспокоило, что сын как-то не интересуется прекрасным полом. Его пытались знакомить с барышнями, но дальше платонических прогулок дело не шло.

У императорской четы были все основания волноваться.

Старший родственник Николая великий князь Константин Константинович был известен не только милыми стишками, на которые писал романсы Чайковский, но и любовью к представителям своего же пола.

«Жизнь моя течет счастливо, я поистине „баловень судьбы“, меня любят, уважают и ценят, мне во всем везет и все удается, но… нет главного: душевного мира. Мой тайный порок совершенно овладел мною…» — писал великий князь в одном из своих дневников.

Дядю Николая, другого великого князя — московского генерал-губернатора Сергея Александровича, в свое время также всей царской семьей спасали от гомосексуализма.

«Открыто гомосексуальный образ жизни вели и некоторые члены императорской фамилии, — писал сексолог Игорь Кон. — В частности, убитый Каляевым в 1905 году дядя Николая II великий князь Сергей Александрович открыто покровительствовал красивым адъютантам и даже основал в столице закрытый клуб такого рода».

Александр был вынужден пригласить к нему в воспитатели Достоевского. Это, однако, не помогло, и слухи о гей-борделях московского генерал-губернатора ходили по столицам до самой гибели Сергея Александровича от бомбы Каляева.

Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ.

Великий князь Николай Михайлович

Середина XIX и начало XX века сделали гомосексуализм в глазах высшего общества неким необычным изыском, забавным и весьма «милым» курьезом, хотя и запретным.

Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны.

Естественно, Мария Федоровна и Александр III обратили свои взоры на «балетных». Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт (там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская) и балетная труппа петербургского Большого (позднее Мариинского) театра.

Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала. Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие.

После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям. Все было чинно-благородно. Ники и Маля сидели в гостиной и беседовали. После одного такого разговора, затянувшегося до рассвета, Кшесинская объявила родителям, что уезжает от них и будет жить отдельно, на съемной квартире. Дом на Английском проспекте она действительно сняла. Оставалось заманить туда Ники.

Николай II и Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадтская)

Но как раз в этот решающий момент у наследника случился приступ паники. Он заявил Мале, что нужно порвать отношения, что он «не может быть ее первым, что это будет мучить его всю жизнь». Кшесинская принялась его уговаривать. «В конце концов мне удалось почти убедить Ники, — вспоминает она. — Он обещал, что это совершится… как только он вернется из Берлина…» Вернувшись из Берлина, будущий император действительно приехал в дом на Английском проспекте. Там, как сказано в мемуарах Кшесинской, «мы стали близки».

Несмотря на бойцовские качества маленькой балерины, роман ее с Николаем вышел коротким и не слишком удачным. Оказалось, что еще до знакомства с ней наследник безумно влюбился в принцессу Алису Гессенскую. Несмотря на противодействие родителей, он несколько лет добивался их согласия на брак. Потом ему пришлось уговаривать Алису. Сразу же после объявления о помолвке, состоявшейся в 1894 году, Ники порвал с Малей.

В утешение Кшесинской достался особняк на Английском проспекте, выкупленный для нее Николаем, привилегированный статус в театре и, самое главное, связи с домом Романовых.

Затянувшийся эпилог

Как истинный джентльмен, Николай Александрович после помолвки избегал встречаться и переписываться с Кшесинской. В свою очередь, и она повела себя мудро и деликатно. Интимные письма императора куда-то «исчезли». Кшесинская не пыталась шантажировать любовника. Как раз в это время в неприятную историю попал кузен Николая II кайзер Германии Вильгельм II. Из него годами тянула деньги бывшая возлюбленная, сохранившая компрометирующие его записки.

Судьба наших героев сложилась по-разному. Ники женился на своей Алисе, стал императором, отрекся от трона и погиб в Екатеринбурге.

Маля пережила любовника на пятьдесят три года. Сразу после романа с ним она поступила под официальное покровительство кузена Николая II, великого князя Сергея Михайловича. Одновременно ей приписывали роман с дядей императора великим князем Владимиром Александровичем. Через некоторое время она сошлась и с его сыном, великим князем Андреем Владимировичем. Кроме них были «симпатичнейшие» дипломаты, гусары, танцовщики. В 40 лет Кшесинская влюбилась в юного партнера по сцене Петра Владимирова. Андрей Владимирович вызвал его на дуэль в Париже и прострелил красавцу нос. При этом Кшесинская успевала танцевать главные партии, то «навсегда уходить» со сцены, то опять возвращаться, — и так вплоть до 44 лет. Она полновластно распоряжалась в Мариинке, отбирала репертуар и назначала исполнителей.

«Неужели это театр и неужели этим я руковожу? — восклицал в своем дневнике доведенный до отчаяния директор императорских театров Теляковский. — Все… прославляют необыкновенную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата… Кшесинская сама рассказывает, что она беременна… Кому будет приписан ребенок, еще неизвестно. Кто говорит — великому князю Сергею Михайловичу, а кто великому князю Андрею Владимировичу, другие говорят о балетном Козлове».

Про Кшесинскую говорили, что она обвенчалась со всем домом Романовых. Те платили ей драгоценностями (перед революцией Кшесинская только украшений накопила на два миллиона рублей), виллами, домами. Когда стало очевидно, что бриллианты и сапфиры, которые надевает Кшесинская на сцене, оплачены из военного бюджета страны, она стала одним из самых ненавистных персонажей царского Петербурга. Неслучайно большевики заняли под штаб именно ее новый особняк на Кронверкском проспекте.

Великий князь Андрей Владимирович

Кшесинская подала на большевиков в суд и даже умудрилась выиграть. Однако ничего вернуть уже не смогла и вместе с великим князем Андреем Владимировичем и сыном убежала во Францию. Там она быстренько проигралась в рулетку, французскую виллу пришлось продать, Кшесинская переехала в Париж, где открыла свою школу.

Сын ее вырос щеголем и красавцем. Он любил намекать, что настоящим отцом его был Николай II, но никто ему не верил. Эмигранты называли его Вово де Рюсси — «Вова всея Руси». Какое-то время он верил, что сумеет договориться с Советами и ему позволят царствовать, хотя бы номинально.

Во время Второй мировой войны он попал в концлагерь. Чтобы вытащить его, Кшесинская дошла чуть ли не до легендарного шефа гестапо Мюллера. Ее знаменитое обаяние вновь сработало, Вово вышел на свободу, уехал в Англию и стал британским разведчиком.

Матильда Кшесинская в старости

Умерла Кшесинская в 1971 году, нескольких месяцев не дожив до своего столетнего юбилея. На фоне этих похождений ее юношеский роман с Николаем Александровичем выглядит доброй и забавной историей. Оба влюбленных вели себя в высшей степени достойно.

Читайте также  Jessica chastain - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Матильда кшесинская — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Previous Entry
  • Next Entry
  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends’ Entries
  • Profile
  • Memories

Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных фигур в истории ХХ в.
Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова.
Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, злоупотребляла личными связями в карьерных целях.
Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.

Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских.
С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.

Николай II и Матильда Кшесинская

В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья.
Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II.
Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».

После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере.
На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг.
Это был год их знакомства и год начала отношений.
Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.

Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской.
Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».

Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену.
Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах.
Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям.
При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.

Великий князь Андрей Владимирович и его жена Матильда Кшесинская

Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам.
Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже.
В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене).
На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман.
При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.

В 1902 г. у Кшесинской родился сын.
Отцовство приписывали Андрею Владимировичу.
Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».

После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию.
В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской.
В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.

Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей.
Источник


Интересно, что там режиссёр Учитель наснимал на эту тему.
Я про фильм «Матильда», хорошую рекламу которому сделала Наталья Поклонская

Матильда Кшесинская

145 лет исполнилось этим летом со дня рождения Матильды Кшесинской, женщины-загадки, женщины-феномена, вокруг которой столько разговоров, догадок и суждений. В чем же именно был ее феномен?

Изощренная куртизанка или великая балерина? Неужели она могла оставить в истории русской культуры такой след лишь из-за своих связей с императорской семьей?! Первая встреча Матильды с цесаревичем состоялась сразу после выпускного спектакля в Петербургском Императорском театральном училище, на котором Маля с блеском исполнила кокетливый танец Лизы в балете «Тщетная предосторожность». Этот танец она впервые увидела в исполнении приехавшей на гастроли Вирджинии Цукки, которую впоследствии назвала «гением танца».

Любовь Матильды была обречена с самого начала, тем не менее она жила по принципу «здесь и сейчас». Расставание с цесаревичем не пошатнуло позиций балерины. Дружбу и покровительство государя она получила и после его свадьбы. Всем своим злопыхателям балерина отвечала достойно, демонстрируя на сцене высочайшее мастерство: она первая повторила фирменный трюк итальянской балерины Пьерины Леньяни, провозглашенной самой виртуозной балериной на императорской сцене, — тридцать два фуэте подряд.

Свою первую главную роль Кшесинская получила в балете «Калькобрино». Правда, для этого ей пришлось посоревноваться с тогдашней любимицей петербургской публики — итальянкой Карлоттой Брианца. В то время итальянки безраздельно царили на сцене Мариинского театра, поражая своей виртуозной техникой — прыжками, вращениями и сложными «па» на пуантах. Ни одна из отечественных балерин не могла составить им конкуренцию! Войти в образ — да, а стоять на пальцах – едва ли! Кшесинская без устали работала в классе маэстро Энрико Чеккетти, постигая все премудрости итальянской школы. Тот гонял своих подопечных по залу до полного изнеможения. Видя старания своей протеже, Всеволожский решился на рискованный шаг: объявили о замене Карлотты Матильдой в главной роли балета «Калькобрино». В кассе был аншлаг. Публика жаждали скандала и шла смотреть на провал, а в результате Кшесинской устроили овацию! После её дебюта Карлотта Брианца покинула русскую сцену. Кшесинской в ту пору было всего 20 лет…

После Матильды иностранок стали приглашать все меньше и меньше. Именно она открыла дорогу на императорскую сцену новому поколению балерин: Тамаре Карсавиной и Анне Павловой…

Талант? Недюжинное трудолюбие? Наверное, всё вместе. В любом случае личность Кшесинской явно неординарная. Матильду отличали исключительная харизма, фантастическое обаяние, которые сбивали с толку сильных мира сего, заставляли любить, уважать, благоговеть. Великий князь Сергей Михайлович, умирая, сжимал в руке золотой медальон с портретом Кшесинской и надписью «Маля»…

Кумиром балета для артистки оставалась Вирджиния Цукки. Только теперь как лучшая трагическая актриса и Эсмеральда своего поколения. «Я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой, балериной,» — писала позже Матильда. Она мечтала станцевать Эсмеральду «не хуже», а даже лучше своего кумира. Балерина попросила у Мариуса Петипа дать ей эту роль.

«А ты любил?», «А ты страдал?» — с характерным своим акцентом спрашивал Петипа. Это было время самого разгара ее романа с Цесаревичем… Да, она любит, но… не страдает! Матильда роль не получила, но позднее… Как часто вспоминались ей слова Петипа в эмиграции. Вспоминала она о них и тогда, когда лишилась своего обожаемого Ники навсегда; когда впала в тяжелую депрессию и когда получила, наконец, роль Эсмеральды. Спектакль стал квинтэссенцией её собственной жизни. Матильда отличалась не только виртуозной техникой, но и невероятным драматическим талантом. Она не просто «примеряла» на себя роль персонажа, а проживала его жизнь. В своем мире, где было множество роскошных подарков, нарядов, вечеринок, обожающих её мужчин, трагедия её героинь превращалась в трагедию ее собственную.

Может, феномен Матильды и есть в этой правде и искренности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: