Лариса шепитько — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Лариса Шепитько — биография, информация, личная жизнь

Лариса Шепитько

Лариса Ефимовна Шепитько. Родилась 6 января 1938 года в Артёмовске (ныне Бахмут) Донецкой области — погибла 2 июля 1979 года близ пос. Редкино в Калининской области. Советский кинорежиссёр, сценарист, актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (1979, посмертно).

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в Артёмовске (ныне Бахмут) Донецкой области.

Отец — Ефим Шепитько (по одним данным, перс по национальности, по другим — украинец).

Мать — Ефросинья Ткач, работала учительницей.

Родители Ларисы расстались, когда она была еще маленькой. Ее мать в одиночку поднимала троих детей. Отцу уход из семьи Лариса так и не простила.

После войны мать направили учительствовать во Львов, где Лариса и выросла, окончила в 1954 году среднюю школу.

В 1955 году поступила на режиссёрский факультет ВГИКа. Сначала училась в мастерской Александра Довженко, а после его смерти в 1956 году — у Михаила Чиаурели.

В студенческие годы начала сниматься в кино, дебютировав в эпизоде знаменитой комедии «Карнавальная ночь».

Лариса Шепитько в фильме «Карнавальная ночь»

Далее сыграла в ленте «Поэма о море», которую начинал снимать Александр Довженко, а заканчивала его жена Юлия Солнцева. Затем были роли Ганны в «Таврии» и Нади в картине «Обыкновенная история».

Лариса Шепитько в фильме «Таврия»

С 1961 года — режиссёр киностудии «Киргизфильм».

В 1963 году окончила ВГИК. Ее дипломной работой стал полнометражный фильм «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». В первые дни съёмок Лариса Шепитько и её однокурсница и соавтор Ирина Поволоцкая заболели желтухой. Поволоцкую отправили самолётом в Москву, а Шепитько поместили в инфекционный барак, откуда доставляли на площадку на носилках. Чингиз Айтматов, периодически приезжавший в киноэкспедицию, впоследствии вспоминал, что съёмочные условия были крайне тяжёлыми. Картина была замечена прессой и получила премию за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале 1964 года в Ленинграде. Также «Зной» был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах.

С 1964 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».

В 1966 году Лариса Шепитько представила свой второй фильм — «Крылья». Картина рассказывает о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Сыгравшая эту роль Майя Булгакова была признана в 1966 году лучшей актрисой года.

В 1967 году представила новеллу «Родина электричества» по мотивам рассказа Андрея Платонова в рамках киноальманаха «Начало неведомого века» к 50-летию Октябрьской революции. Однако по цензурным соображениям «Родина электричества» не была выпущена на экран. Картину удалось восстановить и показать зрителям только через 20 лет — в 1987 году.

В 1968 году Лариса Шепитько сняла свой первый цветной фильм — музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». Это своеобразное новогоднее ревю с участием таких звезд экрана как Владимир Басов, Георгий Вицин, Зиновий Гердт, Спартак Мишулин, Анатолий Папанов. По сюжету Водяной, Леший, Русалка, Баба Яга, Домовой, Овинный, а также невесть откуда взявшийся Гном, собрались за одним столом, наверное, встретить Новый Год. Многозначительные диалоги весьма неожиданно прерываются песнями и плясками популярных артистов того времени.

В 1971 году режиссер сняла ленту «Ты и я» по сценарию самой Ларисы Шепитько и Геннадия Шпаликова. Картина посвящена поколению тридцатилетних. Герои фильма — Пётр и Саша, талантливые учёные-медики, которые ради случайных и необязательных удач, ради престижных перспектив отложили свой талант и устремились в мир материально-деловых завоеваний. Главные роли в фильме сыграли Леонид Дьячков, Юрий Визбор и Алла Демидова. На МКФ в Венеции Лариса Шепитько была награждена за эту картину медалью в конкурсе молодого кино.

В 1974 году Ларисе Шепитько было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последней режиссёрской работой Ларисы Шепитько стал фильм «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В этом фильме первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова. Это экзистенциальная драма о вере и предательстве.

Фильм был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине фильм получил Гран-при «Золотой медведь», премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

В 1978 году Лариса Шепитько получила приглашение в жюри Берлинского кинофестиваля.

Смерть Ларисы Шепитько

В 1979 году Шепитько приступила к съемкам фильма по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой». В киноэкспедицию на озеро Селигер группа выехала в начале июня.

Близкие говорили, что она предчувствовала собственную смерть. Незадолго до гибели, находясь с подругой в Болгарии, Лариса заставила ее пойти вместе в церковь и дать клятву, что в случае ее, Ларисиной, смерти та позаботится о ее 6-летнем сыне Антоне. В роковой день, возвращаясь с озера Селигер в Москву, она простилась со всеми друзьями и знакомыми.

Ранним утром 2 июля 1979 года на 187 километре Ленинградского шоссе близ посёлка Редкино в Калининской области киносъемочная «Волга» вылетела на полосу встречного движения и врезалась в идущий на большой скорости грузовик. Вместе с Ларисой Ефимовной в машине были оператор Владимир Чухнов, художник Юрий Фоменко, их ассистенты и водитель – погибли все.

Похоронена в Москве на 10-м участке Кунцевского кладбища.

Фильм «Матёра» закончил овдовевший Элем Климов, который через неделю после похорон жены уже стоял у камеры. В память о Ларисе он назвал его «Прощание». Он также снял о ней документальный фильм «Лариса» (1980), смонтированный из фрагментов её фильмов и интервью с её коллегами.

Лариса Шепитько

Личная жизнь Ларисы Шепитько:

Муж — Элем Германович Климов (9 июля 1933 — 26 октября 2003), советский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Российской Федерации.

Познакомились они во ВГИКе. Климов вспоминал: «Когда я пришел во ВГИК, обалдел: красавица на красавице. Но Лариса поразила меня сразу, с первого взгляда. Такая красавица! А красавица-то оказалась с характером! Помню, стояли мы на первом этаже ВГИКа в очереди в кассу, стипендию получать, она впереди меня. Попытался я было с ней заговорить — куда там! Она как-то очень легко и быстро меня отбрила. Дело в том, что хоть Лариса и была младше меня на пять лет, во ВГИК поступила на четыре года раньше — как студент я был младше ее. Так я и наблюдал за ней все время, но не приближался. Иногда она и вообще исчезала — куда-то уезжала, что-то снимала. И вроде бы мы и не общались, и только совсем недавно одна моя знакомая из ВГИКа, которая очень хорошо знала Ларису, сказала, что она все время обо мне спрашивала. А потом как-то само собой получилось, что мы подружились».

В Киргизии Лариса снимала свою дипломную картину «Зной» по рассказу Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз», а там была вспышка инфекционной желтухи. И Лариса, ее однокурсница Ира Поволоцкая и две киргизские актрисы — все заболели. Ларису из инфекционного барака возили на носилках, и с этих носилок она снимала свой первый фильм. После съемок Элем помог больной Ларисе смонтировать картину. В 1963 году они поженились.

Лариса Шепитько и Элем Климов

21 июля 1973 года у пары родился сын Антон Элемович Климов, ныне PR-директор.

Шепитько рожала поздно — в 35 лет. Врачи не рекомендовали, но она решилась. Во время родов ее положили на сохранение. В больнице она вышла в коридор, ей стало плохо, она упала и ударилась головой о батарею. В результате получила сотрясение мозга. Но сына родила здорового.

Лариса Шепитько и сын Антон

Фильмография Ларисы Шепитько:

1956 — Карнавальная ночь — гостья (нет в титрах)
1958 — Поэма о море — эпизод (нет в титрах)
1959 — Таврия — Ганна
1960 — Обыкновенная история — Нина
1970 — Спорт, спорт, спорт — царица
1975 — Агония — эпизод (нет в титрах)

Режиссерские работы Ларисы Шепитько:

1962 — Зной
1966 — Крылья
1967 — Начало неведомого века. Родина электричества (киноальманах)
1968 — В тринадцатом часу ночи
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение

Сценарии Ларисы Шепитько:

1962 — Зной
1967 — Начало неведомого века. Родина электричества (киноальманах)
1971 — Ты и я
1976 — Восхождение
1981 — Прощание

Призы и награды Ларисы Шепитько:

— Приз Смотра-конкурса кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (1963, за фильм «Зной»);
— Лауреат I-го Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премия за режиссуру» за фильм «Зной» (Ленинград, 1964);
— Большая премия симпозиума молодых кинематографистов на МКФ в Карловых Варах (1964, за фильм «Зной»);
— Диплом жюри на МКФ стран Азии и Африки во Франкфурте-на-Майне (1965, за фильм «Зной»);
— Серебряный приз программы «Венеция — молодёжь» на МКФ в Венеции (1972, за фильм «Ты и я»;
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.03.1974);
— Приз «Статуя Свободы» «Фестиваль Свободы» в Сопоте (1977, за фильм «Восхождение»);
— Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Главные премии кинофестиваля среди художественных фильмов и Приз Союза кинематографистов» (1977, за фильм «Восхождение»);
— Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1977, за фильм «Восхождение»);
— Приз FIPRESCI на МКФ в Берлине (1977, за фильм «Восхождение»);
— Премия OSIC Международного католического киноцентра на МКФ в Берлине (1977, за фильм «Восхождение»);
— Лауреат Государственной премии СССР (1979 — за участие в фильме «Восхождение», посмертно);
— МКФ в Берлине — участие в Программе «Forum» (1988, за киноальманах «Начало неведомого века»);
— Участие в Программе «Retrospective» МКФ в Берлине (1990, за фильм «Восхождение»).

Читайте также  Ангелина вовк - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Прерванный путь Ларисы Шепитько: Тайны рождения и ранней гибели советского режиссера «не для всех»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Согласно общепринятой версии и утверждению самой Ларисы Шепитько, ее отец был персом. Только через 8 лет после ее смерти биографы провели расследование и нашли документы, подтверждающие тот факт, что Лариса была украинкой по национальности. В городском архиве обнаружили копию свидетельства о рождении, где были указаны имя и национальность ее отца: Ефим Шепитько, украинец.

После того, как отец оставил семью, в которой росли трое детей, он не участвовал в их воспитании, и Лариса никогда не могла ему этого простить. Она сама распространила легенду о загадочном отце из Ирана, чтобы навсегда вычеркнуть из жизни своего настоящего отца. Сын Ларисы Шепитько и Элема Климова Антон объяснял это другими причинами: « Есть семейная легенда, что одна из прапрабабушек по линии маминого отца была персиянкой. Наверное, кто-то об этом узнал, и моя мама вдруг стала иранкой ». Путаница произошла и с местом ее рождения – было известно, что она появилась на свет в 1938 г. в Артемовске, только долгие годы ошибочно считалось, что это город в Луганской области. Позже биографы нашли подтверждения того, что это был город с таким же названием в Донецкой области (сейчас – Бахмут).

В послевоенные годы семья переехала во Львов, где Лариса окончила школу. В этом городе часто проходили съемки советских фильмов, и однажды Лариса наблюдала за тем, как шла работа над «Оводом». Однако ее больше заинтересовала не актерская игра, а тайны режиссерской профессии. С тех пор она загорелась идеей связать свою жизнь с киноискусством. После школы Лариса Шепитько отправилась поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Он тогда считался «мужским», и члены комиссии поначалу предложили девушке с яркой внешностью подумать об актерском будущем. На это она ответила без тени сомнения: « Это рабская профессия, это не для меня ». И ее приняли.

Во время учебы Шепитько сняла две короткометражки, а ее первый полнометражный фильм «Зной» вышел в 1963 г. Ее дебютная работа стала триумфальной – она получила премии Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде и Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Спустя 3 года она сняла военную драму «Крылья», которую представила в Берлине и в Париже. Там она поразила коллег не только своим талантом, но и красотой. Лайза Миннелли называла Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы, а Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе восхищались ее талантом.

Но не все работы Шепитько получали такое признание – некоторые попросту не попадали на экраны. Так, в ее фильме «Родина электричества» по рассказу Андрея Платонова советская цензура увидела насмешку над политически строем и религиозную пропаганду и отправила его «на полку». Та же участь ожидала и фильм «В тринадцатом часу ночи». А драму «Ты и я» цензоры изменили до неузнаваемости, вырезав многие эпизоды. Только в середине 1970-х гг. к ней вернулся профессиональный успех – после выхода фильма «Восхождение», который получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале.

Спустя 5 лет Лариса Шепитько начала работу над фильмом «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина, но завершать съемки пришлось ее мужу, режиссеру Элему Климову. Позже он рассказывал, что Лариса предчувствовала свой ранний уход и была к нему готова. Она была мистиком и верила в то, что жила уже несколько раз. Однажды в Чехословакии они с Климовым заехали в старинный замок. Войдя в зал, Лариса вдруг заявила, что уже была здесь. Она увидела стол со скатертью и сказала, что здесь когда-то играли в покер, и что стол оббит зеленым сукном. Скатерть сняли – оказалось, это действительно так.

За год до гибели Шепитько встречалась с Вангой. И та сказала, что режиссера ждет скорая и быстрая смерть. Лариса ни на минуту не усомнилась в ее словах и попросила подругу позаботиться о ее сыне после того, как это случится. Она и сама предчувствовала свой ранний уход – уже отправляясь на съемки «Прощания с Матерой», говорила всем, что фильм «Восхождение» был ее последней работой в кино. Своему другу, художнику-фотографу Николаю Гнисюку, она перед отъездом сказала: « Если ты через месяц не приедешь, ты меня уже не застанешь ».

2 июля 1979 г. Элем Климов проснулся рано утром от кошмарного сна, в котором увидел, как его жена погибает в автокатастрофе. Через несколько часов ему позвонили о сообщили о том, что «Волга», в которой Лариса ехала на съемки, врезалась в грузовик. Автомобиль по неустановленным причинам выехал на встречную полосу. Возможно, столкновение не оказалось бы смертельным для пассажиров «Волги», если б грузовик не перевозил кирпичи, которые от удара засыпали легковую машину. В то утро ее уговаривали выехать попозже, но она не согласилась. Работу над этим фильмом завершал Элем Климов. Только название он изменил: вместо «Прощания с Матерой» осталось просто «Прощание».

Лариса Шепитько прожила недолгую жизнь, но за 41 год успела сделать многое. Однажды она сказала фразу, которую можно было бы назвать ее кредо: « Две тайны в жизни неразрывны – тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, – небольшое дело. Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей – значит, мы уже не умерли, уже не напрасны ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Биография Ларисы Шепитько

ФИО: Шепитько Лариса Ефимовна
Дата рождения: 06.01.1938
Место рождения: Бахмут, Украина
Знак зодиака: Козерог
Деятельность: Кинорежиссер, актриса, сценарист
Дата смерти: 02.07.1979 (41 год)

Детство, юность, семья

Лариса Ефимовна Шепитько родилась 6 января 1938 года на Украине, в донецком городе Артёмовске, возвратившем себе в постсоветское время старое название Бахмут. Мать, Ткач Ефросинья Яновна, педагог по образованию, была направлена на учёбу в Высшую партийную школу в Киеве. В украинскую столицу она переехала, имея троих детей. Муж оставил семью. Позже Лариса не вспоминала отца, считая его предателем.

В послевоенное время Ефросинья Ткач была направлена на работу в Западную Украину и вместе с детьми оказалась во Львове. В 1954 году Лариса окончила здесь школу и определилась с профессией, решив стать режиссёром. На это повлияли увиденные на улицах Львова съёмки фильма «Овод».

Страницы биографии

  • В 1955 году девушка поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую классика отечественного кинематографа Александра Довженко. Она стала одной из лучших на курсе и любимицей гениального режиссёра.
  • Первые работы в кино были сделаны на съёмочной площадке в студенческие годы. Лариса выступила в них как актриса. Это были эпизоды в «Карнавальной ночи» (1956 г.) и «Поэме о море» (1958 г.), а также роли второго плана в фильме «Таврия» (1960 г.) и телеспектакле «Обыкновенная история» (1960 г.).

В фильме «Карнавальная ночь» (1956)

  • В 1963 году Шепитько окончила ВГИК, став режиссёром игрового кино. Её дипломная работа – экранизация повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был снят на киргизской киностудии в условиях 40-градусной степной жары и получил название «Зной». Во время экспедиции в чужом климате вся киногруппа переболела желтухой. Ларису привозили на площадку из инфекционного бокса на носилках, но она отсняла все сцены.
  • В 1964 году картина «Зной» была удостоена двух премий: на ВКФ в Ленинграде – за режиссёрскую работу и на МКФ в Карловых Варах – за успешный дебют. Лента также получила Диплом на МКФ стран Азии и Африки, проходившем в ГДР в 1965 году. С 1964 года Л.Е. Шепитько была зачислена в штат киностудии «Мосфильм».
  • В 1966 году режиссёр завершила вторую полнометражную картину, на которой была и сценаристом, – фильм «Крылья» с Майей Булгаковой в главной роли. Драма о боевой лётчице Надежде Петрухиной, которая в мирное время с трудом пытается найти себя как директор училища, приёмная мать, оказалась интересной не только советскому зрителю. Лента имела большой успех в Париже, куда Ларису направили представить молодых кинематографистов СССР. Талантом и красотой Шепитько восхищались Ф. Коппола, М. Скорсезе, Л. Минелли. А Майя Булгакова стала актрисой года на родине.
  • В 1967 году был снят третий фильм – «Родина электричества», который постигла совсем иная участь: он не был принят комиссией. Его надлежало не просто положить на полку, а уничтожить, смыв с киноплёнки. Дело было в том, что Шепитько написала сценарий по рассказу опального писателя А. Платонова, которого ненавидел и считал антисоветчиком ещё сам Сталин. Один экземпляр ленты счастливо уцелел и был показан лишь 20 лет спустя.
  • Неудачу режиссёр пережила как сильный человек и оптимист: в 1968 году она выпустила свой первый цветной фильм – музыкальную сказку «В тринадцатом часу ночи». В картине предстала плеяда весёлых артистов: Гердт, Папанов, Вицин, Мишулин, Царёв и другие.
  • В 1970 году Лариса сыграла как артистка в документально-постановочном фильме своего мужа Элема Климова «Спорт, спорт, спорт». Она создала обобщённый образ царицы в ленте, которая популяризировала спорт и представляла его историю. Так Шепитько заполнила паузу между лёгкой сказкой, снятой ею накануне, и философско-артхаусной последующей работой.
  • В 1971 году на экраны вышел фильм «Ты и я», ставший знаковым в судьбе режиссёра и культовым для зрителей 70-ых и всех последующих десятилетий, вплоть до падения коммунистического режима. Заурядный зритель не принял картину, обвинив режиссёра в желании делать «кино не для всех», а для избранных и «высоколобых». Большая же часть интеллигенции увидела в фильме откровение о жизни общества в затхлой атмосфере партократического государства. Режиссёр выступила и как соавтор сценария.
  • В 1972 году Л. Шепитько на МКФ в Венеции получила за фильм «Ты и я» серебряный приз в номинации «Венеция – молодёжь». Несмотря на правки цензуры, вырезавшей многие кадры, фильм очень повлиял на умы современников 70-ых. Он заставлял людей думать, анализировать, серьёзно относиться к своей жизни. Знаменитыми стали Ю. Визбор, А. Демидова, Л. Дьячков.
  • В 1974 году Ларисе Ефимовне Шепитько было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  • В 1975-ом на подступах к своей звёздной ленте она появилась как актриса в эпизоде фильма «Агония», снятого её супругом.
  • В 1976 году Л. Шепитько сняла главный, ставший триумфальным фильм «Восхождение», будучи очередной раз и соавтором сценария. В основе драматургии – повесть Василя Быкова «Сотников». Главных героев сыграли Борис Плотников и Владимир Гостюхин. Высокий художественный уровень фильма о подлинном мужестве и предательстве на войне был отмечен множеством наград. Основные из них – главный приз на ВКФ в Риге и Гран-при «Золотой медведь» на МКФ в Западном Берлине.
  • В 1979 году режиссёр приступила к воплощению следующего замысла – экранизации повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Она работала над сценарием и планировала поездку съёмочной группы для выбора натуры на берегу озера Селигер в начале июня, но удалось выбраться на месяц позже.
  • 2 июля 1979 года недалеко от посёлка Редкино Калининской области автомобиль «Волга»-пикап, в котором находилась режиссёр со съёмочной группой, попал в аварию, выехав на встречную полосу и столкнувшись с грузовиком. Пассажиры и водитель «Волги» погибли. Катастрофе предшествовали плохие предчувствия Л. Шепитько и полученное за год до события пророчество Ванги о близкой смерти в автокатастрофе.
  • Лариса Ефимовна Шепитько была похоронена на Кунцевском кладбище Москвы. Её начатую работу под названием «Матёра» завершил муж Элем Климов. Он дал фильму название «Прощание» и представил его в 1981 году.
Читайте также  Lil peep - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личная жизнь

Лариса Шепитько и Элем Климов познакомились во ВГИКе. Она была на 5 лет младше, но училась на 4 курсе, а Климов был первокурсником и долго не удостаивался внимания первой красавицы режиссёрского отделения. Сближение произошло, когда студент помогал выпускнице монтировать её дипломный фильм «Зной».

В 1963 году они поженились. Ребёнок у пары появился через 10 лет: в 1973 году родился сын Антон.

С мужем и сыном

Он был 5-летним, когда мать погибла. Элем Климов больше не женился и воспитывал сына один. В самостоятельном возрасте Антон связал свою жизнь с журналистикой, а также занимается пиар-проектами и продюсированием.

Вклад в киноискусство

Л.И. Шепитько за свою короткую творческую жизнь сняла 9 фильмов. В пяти из них работала и как сценарист. Среди её работ не было «проходных», посредственных или сделанных на потребу. А картины «Крылья», «Ты и я», «Восхождение» стали киноклассикой.

При этом фильм «Восхождение» был внесён в список 100 лучших фильмов мирового кинематографа, снятых женщинами (по опросу английской журналистской корпорации ВВС). На родине режиссёр была удостоена Государственной премии СССР в 1979 году (посмертно).

Режиссер Лариса Шепитько: биография, фильмография, история жизни и интересные факты

Что известно о такой личности, как Лариса Шепитько? Биография, карьера, фильмы, личная жизнь, интересные факты из жизни знаменитой артистки – все это рассмотрим в представленном материале. Итак, что же будет интересно узнать о нашей героине?

Режиссер Лариса Шепитько – биография

Будущая артистка появилась на свет 6 января 1938 года в городке Артемовске, Украинская ССР. Мать девочки на то время работала преподавателем в местной школе. Отец являлся безработным и бросил семью в период, когда девочка еще не достигла сознательного возраста. Позже бывший глава семьи неоднократно пытался вернуться к родным. Однако Лариса, как и ее мать, решили навсегда вычеркнуть мужчину из жизни и больше никогда с ним не встречаться.

Когда девочка подросла, семья перебралась на проживание в Киев. Здесь юная Лариса Шепитько посещала обычную среднюю школу. Именно в этом городе наша героиня познакомилась с миром большого кинематографа. Однажды по счастливому стечению обстоятельств Лариса оказалась на столичной киностудии, где как раз кипела работа над экранизацией романа знаменитой писательницы Этель Войнич «Овод». Девушке настолько пришелся по душе съемочный процесс, что она стала регулярно посещать павильон в свободное от учебы время.

По окончании школы Шепитько Лариса Ефимовна подала документы на поступление во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Девушка была зачислена в престижное учебное заведение на режиссерский факультет с первого захода. Члены экзаменационной комиссии были крайне удивлены тем, что юная талантливая девушка, которая к тому же была хороша собой, решила постигать ремесло режиссера, но не актерское мастерство. Однако Лариса твердо настояла на своем.

Кинодебют

В 1958 году, еще во время обучения на последних курсах института, Лариса Шепитько – актриса и начинающий режиссер, исполнила роли в нескольких советских кинокартинах, в том числе знаменитой ленте прославленного постановщика А. П. Довженко «Поэма о море».

Режиссерским дебютом для талантливой девушки стала ее дипломная работа. Это была картина «Зной», снятая по мотивам повести «Верблюжий глаз» писателя Чингиза Айтматова. В ходе производства дипломного фильма Шепитько сотрудничала со студией «Киргизфильм». Стоит отметить, что съемки художественной ленты проходили в пустыне, на сорокоградусной жаре. В тяжелых условиях впервые проявился твердый характер нашей героини. Простаивая часами под палящим солнцем, члены творческой группы подверглись заболеванию Боткина. Однако это не остановило команду. Артисты сумели преодолеть недуг, вызванный длительным нахождением в чуждом климате, и успешно закончили съемки. Режиссер Лариса Шепитько таким образом подтвердила право, казалось бы, хрупкой женщины работать в непростой сфере производства кино.

Замужество

В 63-м году Шепитько познакомилась с кинорежиссером Элемом Климовым. Вскоре молодые люди вступили в брак. На публике супруги казались независимыми, самодостаточными личностями. Однако находиться друг без друга длительное время они не могли.

Союзу Шепитько и Климова предшествовала довольно необычная история. Еще в ходе съемок дипломного фильма «Зной» Лариса была вынуждена отправиться в Москву на лечение от желтухи. Артистка практически не подчинялась рекомендациям врачей, которые прописали ей строгий постельный режим, и старалась руководить съемками с больничной койки. Элем в это время находился в Киргизстане, занимаясь монтажом ленты. Желание молодого человека жертвовать собой пришлось по душе Ларисе. Своим упорством Климов сумел завоевать сердце Шепитько. В последующем взлеты и падения в карьере супругов довольно часто приходились на одни и те же периоды. Однако расхождение творческих синусоид никогда не приводило к раздорам в семье артистов.

Развитие карьеры

В 1966 году Шепитько Лариса Ефимовна, биография которой наполнена взлетами и падениями, представила на суд широкой аудитории свою вторую кинокартину под названием «Крылья». Производством ленты занималась знаменитая студия «Мосфильм».

В работе над созданием ленты Шепитько решила проявить особый авторский подход. Актеры, которые принимали участие в съемках, были вынуждены участвовать в многочисленных дублях, пока целиком и полностью не погрузились в образы собственных персонажей.

Как оказалось позже, старания режиссера были не напрасны. С выходом ленты на широкие экраны Майя Булгакова – исполнительница одной из главных ролей, удостоилась титула «Лучшая актриса года». После релиза «Крыльев» Лариса Шепитько приобрела статус одного из самых перспективных молодых режиссеров Советского Союза.

Связи режиссера в киноиндустрии

Лариса Шепитько, фильмы которой пользовались чрезвычайным успехом, была хорошо знакома с прославленным режиссером Милошем Форманом. Более того, во время рабочей поездки в Соединенные Штаты артистка сдружилась с Френсисом Копполой и Бернардо Бертолуччи.

В период, когда Лайза Минелли состояла в гражданском браке с Мартином Скорсезе, Шепитько часто гостила у них дома. Как позже вспоминала сама Лариса, поначалу она была шокирована поведением заморской звезды. В ходе общения Лайза без всякого смущения распивала крепкое спиртное из бутылки и наслаждалась употреблением марихуаны, что выглядело настоящей дикостью в глазах советской женщины.

Современники Шепитько отмечали, насколько серьезно к ней относились в Голливуде как к режиссеру. В подтверждение этому стоит привести следующую историю. Однажды Френсис Форд Коппола позвал Ларису в гости. Авторитетный американский режиссер желал продемонстрировать нашей героине несколько сюжетных вариаций предстоящей кинокартины «Апокалипсис». Удивительно, но сам Коппола нуждался в помощи Шепитько, теряясь в выборе наиболее предпочтительного варианта.

Цензура советской власти

В 1967-м Лариса Шепитько принялась за работу над созданием своего третьего авторского фильма под названием «Родина электричества». Картина снималась в небольшой деревушке Сероглазово, Астраханская область. В ходе работы режиссер решила в очередной раз использовать новаторские идеи. В ленте Шепитько задействовала большое количество обычных деревенских жителей, которым предстояло впервые оказаться перед телекамерами, наряду с известными артистами.

Фильму «Родина электричества» предстояло войти в крупный киноальманах под названием «Начало неведомого века». Собрание кинокартин готовилось студией «Мосфильм» к дате празднования 50-летия Октября. Однако партийные чины увидели в ленте нечто порочащее власть. Картина была забракована и не появилась на широких экранах. Широкая зрительская аудитория получила возможность увидеть талантливое режиссерское творение Ларисы Шепитько лишь в 1987-м, спустя 20 лет после завершения съемок.

Работа над первым цветным фильмом

В 1969 году, после вынужденного провала кинокартины «Родина электричества», Шепитько решила попробовать снять фильм на цветную пленку. В качестве идеи была выбрана музыкальная сказка под названием «В тринадцатом часу ночи». Согласно задумке Ларисы, лента должна была демонстрироваться зрительской аудитории в преддверии новогодних праздников.

Проект «В тринадцатом часу ночи» оказался удачной задумкой. Своим успехом картина во многом обязана таким талантливым исполнителям центральных ролей, как Георгий Вицин, Спартак Мишулин, Владимир Басов и Анатолий Папанов, которые любезно согласились поработать с успешным режиссером.

Читайте также  Айшвария рай - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Последняя лента режиссера

В 1979-м Ларисой были запланированы съемки двухсерийной киноленты «Прощание с Матерой» по мотивам одноименной повести писателя Валентина Распутина. Как оказалось позже, название фильма стало роковым для Шепитько, ведь производство картины было закончено Элемом Климовым – мужем нашей героини, уже после ее смерти. Он же решил переименовать ленту в «Прощание».

Фильм на основе сценария, написанного самой Ларисой, рассказывает о последних днях деревни Матеры – островного клочка суши, который был затоплен по приказу советских властей при строительстве ГЭС. Лента демонстрирует глубокий трагизм ситуации, заложниками которой оказалось местное население. В спешке покидая Матеру, жители деревни были вынуждены сжигать нажитое непосильным трудом имущество и навсегда прощаться с могилами, где покоились их предки.

Лариса Шепитько – фильмы

На счету прославленного советского режиссера числится работа над созданием следующих кинокартин:

  • «Зной».
  • «Крылья».
  • «Ты и я».
  • «Родина электричества».
  • «Живая вода».
  • «Слепой кухарь».
  • «В тринадцатом часу ночи».
  • «Восхождение».
  • «Прощание».

Помимо режиссуры, Шепитько приняла участие в съемках нескольких фильмов в качестве актрисы. Лариса сыграла небольшую эпизодическую роль в культовой новогодней ленте «Карнавальная ночь». Также нашу героиню можно заметить в таких советских лентах, как «Обыкновенная история», «Поэма о море», «Агония», «Спорт, спорт, спорт», «Таврия».

Трагический уход из жизни

Утром 2 июля 1979 года закончилась славная, увлекательная история жизни. Лариса Шепитько в это время ехала вместе со съемочной группой по шоссе неподалеку от города Твери. В автомобиле «Волга», помимо режиссера, находились художник Юрий Фоменко, оператор Владимир Чухнов, а также несколько ассистентов. Впереди по встречной полосе на всех парах мчался массивный грузовик. Когда автомобили практически сравнялись, машина съемочной команды неожиданно вильнула в сторону. Транспортные средства с грохотом врезались друг в друга. В результате сильнейшего удара в живых не сумел остаться ни один пассажир.

Тело Ларисы Шепитько было погребено через несколько дней после трагедии. Похоронили заслуженного деятеля искусств в Москве на Кунцевском кладбище.

В 1980 году любящий муж нашей героини – Элем Климов выпустил в память о погибшей супруге документальную ленту под названием «Лариса». Хронометраж фильма представляет собой компиляцию интервью и знаковых моментов из жизни артистки и режиссера.

Ему было 6 лет, когда не стало мамы: как сложилась судьба сына Ларисы Шепитько

Имя Ларисы Шепитько известно каждому любителю советского кинематографа 60-70-х годов прошлого века. Она снимала крайне необычное кино, так называемые фильмы для интеллектуалов, ее искусство было «не для всех». Стилевые решения и художественные приемы, которые использовала Лариса в своих работах, ближе всего к артхаусу, но все же не являются стандартными, свойственными данному жанру.

Знатоки киноискусства нередко сравнивают созданные ею ленты с работами Тарковского. Действительно, общего в фильмах немало, и, кто знает, чьи бы работы стали более знаменитыми, если бы жизнь Ларисы не оборвалась в сорок лет. Впрочем, после своего ухода она оставила не только фильмы и эпизодические роли, но еще и маленького сына.

Как же сложилась жизнь сына звезды советской кинорежиссуры, пережившего такую трагедию в раннем детстве? Кем был его отец? Повлияли ли родители на его предпочтения, выбор профессии?

О матери

Родилась звезда советской кинорежиссуры в Артемовске (Донецкая область) зимой 1938 года. Детство ее было непростым. Троих детей растила в одиночку мать, Ефросинья Ткач, работавшая учительницей. Отец оставил жену с детьми, когда Лариса была совсем крохой. Девушка так и не простила ему ухода, воспринимая этот поступок как предательство.

Режиссурой Лариса заинтересовалась рано. Будучи подростком, она попала на съемочную площадку фильма «Овод». Снимали кино во Львове. Юную участницу массовки впечатлило не то, что происходит в кадре, а то, что творится за его границами, сам процесс создания фильма.

Закончив школу, в 1954 году Лариса отправилась в столицу. Она собиралась стать студенткой ВГИКа, факультета режиссуры. Профессия считалась «мужской». Юной украинке порекомендовали обратить внимание на актерский факультет, но девушка проявила твердость. Она заявила, что актерство – рабский труд, и он – не для нее. Разумеется, строптивую провинциалку приняли.

Во время обучения Лариса сняла пару короткометражных лент:

  • «Слепой глухарь».
  • «Живая вода».

Педагоги весьма благосклонно отнеслись к этим работам, в кулуарах института даже стали поговаривать о рождении новой звезды режиссуры.

Ее первая «настоящая» работа вышла в 1963 году. Лента называлась «Зной», а снимали фильм на студии в Киргизии. За ленту она получила несколько наград – на Международном кинофестивале в Карловых Варах и на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.

Об отце

Отцом сына Ларисы стал Элем Климов, режиссер, актер и сценарист. Он родился в 1933 году в Сталинграде. Семья его успела эвакуироваться на Урал, где и прошли его детские годы.

В мир искусства он пришел не сразу. В 1957 году Элем закончил Московский авиационный институт. Режиссерский факультет ВГИКа он закончил в 1964 году. Режиссером он был известным, знаменитым. Его фильмы адресовались не любителям необычного кино, а широкой публике. Например, дипломная работа Элема, комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», и сегодня пользуется успехом.

Климов был не только популярным и весьма востребованным, состоявшимся в профессии режиссером. Он еще являлся секретарем правления Союза кинематографистов. Элем не просто занимал пост, он приложил немалые усилия для реорганизации, реформирования и обновления советской киноиндустрии. Благодаря его инициативам зрители смогли увидеть многие фильмы, «лежавшие на полках», такие как «Холодное лето 53-го».

О семье

Элем и Лариса поженились в 1965 году. Это был союз двух ярких, погруженных в творчество людей, по-разному воспринимавших свою профессию. Поэтому им было интересно друг с другом, им было о чем поговорить.

Но, разумеется, ни о каком домашнем уюте и речи быть не могло. Оба режиссера полностью посвящали себя работе. В такой обстановке и появился на свет их сын, Антон, в 1973 году.

Ребенок не был предоставлен сам себе, «брошен». Но, тем не менее, и детства, привычного для большинства, у него не было. Чуть ли не с младенчества Антон знал распорядок жизни кинематографистов, правила поведения на съемочной площадке. Но он понятия не имел о том, как это – когда мама готовит завтраки, помогает одеться в садик, провожает и забирает оттуда. Как это, когда папа каждый вечер приходит домой в одно и то же время, а пару раз в месяц приносит получку и аванс, Антон тоже не знал.

Впрочем, он большую часть раннего детства провел с бабушкой, Ефросиньей Яновной.

Как рос их сын?

Лариса трагически погибла летом 1979 года. Автомобиль, в котором ехала съемочная группа фильма «Матера», попал в дорожную аварию, врезался в грузовик, нагруженный кирпичами. Что именно произошло, разумеется, выяснить никогда не удастся. Официальная версия – водитель «Волги», в которой ехали кинематографисты, уснул за рулем и на полной скорости врезался в грузовик, шофер которого всеми силами пытался избежать аварии.

К счастью, Лариса не взяла на эти съемки маленького сына по причине жесткого графика. Работу над фильмом завершил ее муж, Элем Климов. Однако он изменил название фильма на «Прощание» и поменял его концепцию. Мужчина не женился во второй раз и «дам сердца» в дом никогда не приводил. Единственной женщиной в квартире Элема и Антона Климовых была погибшая Лариса, взирающая на домочадцев с портрета, висящего на стене в гостиной.

Вроде бы позиция Элема заслуживает уважения и даже восхищения. Но каково было расти в этой мрачной атмосфере Антону? После гибели жены Элем вовсе не посвятил свою жизнь заботе о сыне, наоборот, он сделал все, чтобы увековечить память супруги как режиссера, а также с головой ушел в собственную карьеру. Даже оформлению надгробия над могилой жены Элем отдал больше внимания и времени, чем ребенку.

Впрочем, «брошенным» Антона нельзя назвать. Отец обеспечил для него и диплом института, и профессиональную занятость в киноиндустрии. Но Антон пошел своим путем, он занялся журналистикой.

Как живет Антон?

Климов сейчас позиционирует себя как писатель. Юноша не пошел по стопам отца, по «проложенной дорожке». Он самостоятельно поступил в МГУ, на факультет журналистики, и блестяще его окончил в 1995 году.

Профессиональную карьеру Антон начал с написания рецензий и обзоров, но только не о мире кино, а о музыкальных мероприятиях. Вскоре он увлекся спецификой процесса раскрутки музыкантов и поддержанием интереса к их творчеству, к имиджу у широкой публики. Интерес оказался столь велик, что Антон оставил журналистику и стал PR-специалистом. Он сотрудничал с Шуфутинским и активно принимал участие в создании проекта «Линда». Речь идет об имидже, репертуаре, сценическом образе певицы Линды.

Однако пиар также перестал его интересовать, как и журналистика. В настоящий момент Антон занят в ретроспективных кинопоказах фильмов его родителей, а также отдает много времени прозе. Возможно, что в скором времени он заявит о себе как писатель, выпустив книгу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: