Козимо медичи — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Козимо Медичи: биография, семья, интересные факты из жизни

Козимо Медичи, банкир, политик и правитель Флоренции, вошел в историю под прозвищем Старый. Причина тому проста: он стал основателем более жизнеспособной и разветвленной ветви династии, представители которой на протяжении шести веков руководили жизнью итальянского города-государства. Скромный и едва ли не простак для окружающих, он распоряжался жизнью Флоренции в течение многих лет.

Ранние годы

Козимо Медичи родился в 1389 году. Он был старшим сыном Джованни ди Биччи, известного во всей Италии банкира. Происхождение определило судьбу мальчика. Он учился в школе монастыря Санта-Мария-дель-Анджели, где получил приличествующее знатному отроку образование, в которое входили иностранные языки (греческий, французский, арабский и немецкий), философия и математика. Там же он открыл для себя мир искусства. В детстве Козимо был очень близок со своим младшим братом Лоренцо, хотя казалось, что соперничество за право управлять банковской империей отца должно вызвать отчуждение между братьями.

Вам будет интересно: Область определения — это что такое?

Однако этого не случилось. Козимо уже в юности проявил себя как умелый банкир и талантливый предприниматель. С 1414 года по поручению отца он возглавляет филиалы банка Медичи. Двух лет ему хватило на то, чтобы изучить все тонкости семейного ремесла. Удовлетворенный отец в 1416 году поручил Козимо руководство важнейшим филиалом, расположенном в Риме. Тогда же он женился на Контессине Барда, происходившей из рода графов Фернио.

Расширение банковской сети Медичи

После того как отец отошел от дел, Козимо Медичи с братом занялись расширением семейного бизнеса. По их инициативе были открыты новые филиалы в Северной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Предмет интереса Козимо и Лоренцо составляют не только финансовые операции, но и торговля. Открытие отделений банка позволяло наладить торговые связи. В особенности Медичи интересовали дефицитные в Европе товары: пряности и меха. В течение небольшого количества времени торговая сеть, нити которой находились в руках у братьев Медичи, охватила почти всю Европу, а благодаря торговле пряностями простиралась на Дальний Восток.

В 1429 году умер Джованни ди Биччи. Козимо и Лоренцо унаследовали помимо недвижимости и векселей 180 тысяч флоринов. Такое состояние позволяло перенаправить часть активности на политику. В это время в борьбе за высшие должности во Флоренции сошлись две партии: аристократическая и народная (партия пополанов). Братья Медичи после некоторых раздумий присоединились к последней.

Неудачи в политике

Вам будет интересно: Лопухина Евдокия Федоровна, первая супруга Петра I: биография, семья, постриг

Еще в 1415 году Козимо Медичи ненадолго был избран в члены флорентийской Синьории — высшего органа городского самоуправления, поэтому новичком в политике он не был. Однако в 1430 году ситуация ему не благоволила: Флоренция затеяла войну с соседним городом Лукка, на чем особенно настаивала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци, непримиримым врагом Медичи.

Для координации военных действий был создан Комитет Десяти, в который вошел Козимо Медичи. Это было серьезным успехом, но Синьорию в тот момент полностью контролировали аристократы. Для того чтобы еще сильнее закрепиться во властных органах, партия Альбицци приняла решение изгнать членов народной партии из города. Поводом стало обвинение Козимо в том, что он распускает слухи о воровстве казенных денег, якобы совершенном Альбицци. Банкир решил попробовать оправдаться и явился в здание Синьории, где был арестован. Он имел все основания опасаться смерти и поэтому отказался от еды. Тем временем Альбицци выступил с предложением казнить Козимо. Узнав об этом, банкир сумел через друзей подкупить судей. Казни удалось избежать, но решением балии — чрезвычайной комиссии, рассматривавшей дело Медичи, — Козимо с женой и другими родственниками были на 10 лет изгнаны из Флоренции.

Несостоявшееся изгнание

Решение балии банкир воспринял спокойно и лишь попросил предоставить ему охрану, поскольку на улице собрались многие его враги. Как оказалось, опасения были напрасными: флорентийский люд на всем пути Козимо к границе республики выказывал ему знаки уважения. Семейство Медичи поселилось в Падуе. Оттуда Козимо продолжал следить за политической жизнью родного города и установил контакты с представителями оппозиции аристократической партии.

В 1434 году прошли выборы в Синьорию, по итогам которых места в ней заняли девять сторонников Козимо. Аристократическую партию охватила паника. Альбицци даже предложил признать результаты выборов недействительными и не допустить попадания в новые списки кандидатов от партии пополанов. Но большинство его сторонников не отважились на такой шаг. Тем временем новое правительство потребовало суда над Альбицци и его сторонниками. Те попытались поднять восстание, но оно не увенчалось успехом. Аристократы были разгромлены, а Козимо Медичи смог вернуться во Флоренцию.

Правление

Вам будет интересно: Мария Медичи: биография, личная жизнь, годы правления, политика, фото

Козимо стал первым представителем династии, получившим всю полноту власти в республике. Однако он не стал раздражать народ присвоением себе пышных титулов. Его политика была направлена на снижение противоречий между различными слоями флорентийского населения, а также на установление мирных отношений с враждебно настроенными Миланом, Неаполем и Венецией.

Тюремное заключение и изгнание никак не сказались на банковской сети Медичи. Она продолжала процветать и приносить крупный доход, что позволяло Козимо не только украшать родной город и покровительствовать деятелям культуры, но и устраивать хлебные раздачи в неурожайные годы. За это флорентийский народ преподнес ему титул «отца отечества».

Новые враги

Суд над партией аристократов — важный факт для биографии Козимо Медичи. Какое-то время он мог не опасаться поползновений на свою власть и заняться устроением Флоренции. Однако со временем ситуация поменялась. Не все были довольны решениями, которые он принимал, и вскоре сформировалась враждебная Медичи партия, возглавляемая Нери Каппони. Он был талантливым военачальником и пользовался авторитетом среди солдат. Главной претензией к Козимо были его грубые методы по сохранению своей власти.

Какое-то время Козимо не опасался Каппони. Но в 1441 году тот сблизился с еще одним популярным командиром Бальдаччо Ангиари, которого молва называла самым сильным и неустрашимым человеком не только Флоренции, но и всей Италии.

Чтобы разбить столь опасную коалицию, Медичи обратился к давнему врагу Ангиари — Бартоломео Орландини. Тот был оскорблен резкими высказываниями Ангиари, а наибольший гнев Орландини вызвало обвинение в трусости. Когда Ангиари явился во дворец Медичи договариваться о жаловании своим солдатам, его уже поджидал Орландини. Капитан был убит, а его труп выбросили из окна.

Установление единоличного правления

После гибели Ангиари Козимо Медичи мог больше не опасаться партии Каппони. На политическом поле у него не осталось соперников. Это позволило банкиру покончить с главными принципами республиканского устройства Флоренции.

В 1441 году был обнародован указ, согласно которому представители ряда знатных семейств лишались права занимать места в органах управления. Это распоряжение воплотилось в жизнь без видимого сопротивления. Уже достаточно старый Козимо Медичи получил возможность единолично распоряжаться судьбой родного города, расставляя по самым значительным должностям своих сторонников и подкупая или вовсе устраняя тех, кто не всегда его поддерживал.

Меценат

Козимо Медичи прославился как тонкий ценитель искусства. При нем Флоренция значительно изменила свой облик в соответствии с требованиями эпохи Возрождения. По сей день на фоне построенных по его инициативе прекрасных зданий многочисленные туристы делают фото. Козимо Медичи, в частности, вложил деньги в строительство собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Среди светских построек особенно значим Палаццо Медичи — дворец, в котором жила семья Медичи.

Особенно близкие отношения у банкира сложились со скульптором Донателло. Великий мастер славился своим неуступчивым нравом и даже строптивостью, но Медичи смог найти с ним общий язык. Именно по заказу «отца отечества» Донателло создал статую «Давид» — первое со времен Древнего Рима скульптурное изображение обнаженного мужчины. С этого времени итальянская культура отходит от средневековых канонов и возвращается к античным истокам.

Последние годы и смерть

Тридцатилетнее правление Козимо Медичи окончилось 1 августа 1464 года. Его последние годы не были простыми. Сначала наметился серьезный раскол в партии пополанов, на устранение которого пришлось потратить много времени и сил, затем обнаружился кризис в семейном бизнесе. Пользуясь неурядицами, оппозиция попыталась добиться отстранения Козимо от власти, но его авторитета в народе хватило, чтобы пресечь все попытки.

Незадолго до смерти банкир поручил ведение бизнеса своему старшему сыну Пьетро. Помимо испытывающей проблемы, но все же мощной финансовой империи в наследство дети Козимо Медичи получили огромный авторитет отца и перспективу занять его место нетитулованного правителя Флоренции.

Медичи, Козимо (Старший)

Ко́зимо Ме́дичи Ста́рый (итал. Cosimo di Giovanni de’ Medici , Cosimo il vecchio) (27 сентября 1389, Флоренция — 1 августа 1464, Флоренция) — сын Джованни ди Биччи (1360—1429), основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

Содержание

Биография

В 1415 и 1417 годах ненадолго избирался членом Синьории (Приората). В 1417 году назначен управляющим Римским филиалом банка Медичи. В 1420 году формально становится главой банковского дома Медичи. После смерти отца Джованни ди Биччи в 1429 году, получив в наследство огромное состояние в 180 тыс. флоринов, не считая кредитов и недвижимого имущества, Козимо и его брат Лоренцо возглавили партию пополанов. В то время городу Флоренции повиновалась значительная часть Тосканы, города Пиза, Ареццо и Вольтерра. Флорентийцы задумали покорить и город Лукку, в чём их поддержала партия аристократов во главе с Ринальдо Альбицци. В 1430 году Козимо вошел в состав Комитета Десяти, созданного для руководства войной с Луккой. Военными действиями управляли аристократы, поэтому их влияние усилилось. Все восемь приоров и гонфалоньер, составлявшие сеньорию, избирались тогда из аристократической партии. Чтобы упрочить своё положение, аристократы решили изгнать из города пополанов — своих главных соперников в борьбе за власть. Но кроме политических соображений Ринальдо Альбицци руководствовался и личной враждой к семье Медичи. Ходили слухи, что во время войны, заведуя военными расходами, Альбицци присвоил себе государственные деньги. Возникновение этой молвы Альбицци приписывали Медичи.

Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции. В результате сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других», и заключили в темницу. Стеречь Козимо поручили начальнику тюрьмы Федериго Малавольти. Медичи опасался, что его отравят, а потому воздерживался от еды и за четыре дня заключения съел только немного хлеба. Заметив это, Федериго сжалился над Козимо и пообещал, что будет разделять вместе с ним всю еду, которую будут приносить, в доказательство своей преданности Козимо. Слова эти вернули узнику мужество, со слезами на глазах он обнял и поцеловал Федериго, горячо благодаря за сострадание и доброту и обещая воздать ему за них, если судьба предоставит такую возможность.

Читайте также  Тобин белл - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Тем временем флорентийцы для решения вопроса с Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией. Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось. Кто-то сочувствовал Медичи, кто-то боялся и молчал, так что принятие окончательного решения постоянно откладывалось. Тогда Козимо решил действовать.

Как-то раз тюремщик привёл на обед к Медичи некого Фарганаччо, приятеля гонфалоньера. Козимо, дружески поговорив с Фарганаччо, дал ему письменную доверенность на получение тысячи ста дукатов: из них сто Фарганаччо забирал себе, а тысячу должен был передать гонфалоньеру Бернардо Гуаданьи. Человек небогатый, Гуаданьи принял деньги и сделал своё дело — убедил балию отвергнуть предложение Альбицци о смертной казни. В результате Козимо и многих его друзей и родственников на десять лет изгнали из флорентийской республики

В изгнании

3 октября 1433 года Козимо предстал перед членами сеньории. Выслушав приговор, он с безмятежным видом заявил, что отправится в любое место, какое ему назначат, однако вместе с тем попросил защиты, добавив, что на площади собралось немало людей, желавших его смерти. Гонфалоньер взялся помочь Козимо избежать столкновений с недоброжелателями: отужинав дома у гонфалоньера, Козимо под сильной вооруженной охраной отправился к границе республики.

Всюду по пути Козимо встречали с почетом, а венецианцы и вовсе открыто посетили его, и притом не как изгнанника, а как важного государственного деятеля, по сути правителя Флоренции. Позже Козимо уехал в Падую, также был принят там с большим почетом; венецианское правительство активно вело с ним переговоры. А тем временем его друзья, оставшиеся в городе, подготовляли низвержение аристократической партии. Когда изгнание Козимо продолжалось уже почти год, в конце августа 1434 года гонфалоньером был избран Никколо ди Кокко, и вместе с ним в сеньорию попали ещё восемь сторонников Медичи.

Ринальдо Альбицци и его партия были напуганы. Альбицци старался убедить своих сторонников, что единственный шанс на спасение — признать выборы в сеньорию недействительными, на этом основании назначить новые выборы и, уничтожив старые списки кандидатов, составить новые, из людей верных. Причём для достижения этой цели Альбицци предлагал любые методы, вплоть до вооруженного восстания. Конечно же, такой путь не устраивал многих аристократов; те считали, что это не выход, и предложенный Альбицци план требует слишком откровенного насилия, что может навлечь на партию всеобщее осуждение. Большинство сторонников Альбицци не отважились на такое опасное дело.

В результате новый состав сеньории по предложению гонфалоньера предал Ринальдо Альбицци и его партию суду. Это вынудило соратников Альбицци наконец взяться за оружие, но было уже поздно. Часть врагов была изгнана, часть казнена. В том же 1434 году Козимо Медичи был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа. Теперь правительство состояло из сторонников Козимо и действовало под его влиянием. Эта дата является началом правления династии Медичи во Флоренции.

У власти

Новое Флорентийское правительство заботилось о расширении торговли, промышленности и банковских оборотов своих граждан. Огромные средства, приобретенные обширными и удачными коммерческими операциями, Козимо употреблял на благо народа: за раздачу хлеба в голодный год он получил название «отца отечества»; Флоренция обязана ему весьма многими сооружениями. Стремясь сделать город центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо первым из Медичи начал широко покровительствовать художникам, а в особенности учёным и поэтам. Его дворец был первым крупным гуманистическим центром во Флоренции.

Став во главе государства, Козимо оставался простым гражданином, не приняв никакого титула и не изменяя республиканских форм. От тирании, вымогательств и насилий Козимо был почти совершенно свободен и пользовался своей властью для устранения внутренних смут и для руководства очень трудными отношениями с Миланом, Венецией и Неаполем. Для организации проходившего во Флоренции Вселенского собора в 1438 году он на установленный срок занял пост гонфалоньера справедливости. Козимо проявлял политическую дальновидность, в зачатке подавляя противников, и средства, порою употребляемые Медичи для сохранения своей власти под видом патриотизма, бывали чрезвычайно жестокими и даже преступными.

Постепенно изгнанники, враждебные Козимо, умерли, или, занявшись делами городов, в которых проживали, позабыли о давней вражде. У Козимо вроде бы не оставалось реальных врагов, правда, во Флоренции начала формироваться враждебная ему партия, вождём которой был Нери Каппони — один из командиров флорентийской армии, чрезвычайно уважаемый солдатами и заслуживший их привязанность своим мужеством и воинским искусством. Среди многочисленных командиров флорентийского войска выделялся и кондотьер Бальдаччо Ангиари, считавшийся самым сильным и храбрым человеком в Италии. Нери дружил с Бальдаччо и, опираясь на эту дружбу, начал приобретать такую силу во Флоренции, что сделался опасным для Медичи.

Козимо решил избавиться от этого военачальника, и обстоятельства ему благоприятствовали. Медичи стало известно, что Бальдаччо имел во Флоренции собственного врага, Бартоломео Орландини, обиженного резкими упреками кондотьера за трусость. Бартоломео, вне себя от стыда и ярости, лелеял планы мщения, надеясь кровью обвинителя смыть с себя позор, и Козимо Медичи удалось сделать Орландини орудием в своих руках.

В 1441 году Бальдаччо прибыл во Флоренцию для переговоров с правительством о выдаче жалованья. Бартоломео Орландини, который к тому времени был гонфалоньером справедливости, решил умертвить Бальдаччо и с этой целью собрал в своём зале большое число вооружённых людей. Когда по обыкновению Бальдаччо явился на площадь, чтобы договориться с правителями об условиях своей кондотты, гонфалоньер вызвал его к себе, и в подходящий момент дал условный сигнал убийцам: те выскочили из комнаты в галерею, умертвили безоружного кондотьера и выбросили его труп из окна дворца. Для Козимо Медичи он был больше не опасен.

Через десять лет после начала правления Медичи посчитали возможным расширить круг своих полномочий. Кроме того, Козимо Медичи считал необходимым поставить у власти своих сторонников, совершенно оттеснив политических противников. В 1441 году многие флорентийские фамилии были исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности. Свободы флорентийцев были сильно ущемлены, а Флорентийское государство из республики по сути превратилось в синьорию.

Последние годы

Последние годы жизни Козимо были полны проблем и огорчений. В 1455 году разногласия возникли в самой партии Козимо, но Медичи сумел их преодолеть. Причиной недовольства сторонников Козимо было то, что он постепенно устранял их от решения важных дел, сосредотачивая в своих руках все больше власти. Были предприняты попытки пресечь эту деятельность Козимо, но его поддерживало большое количество граждан, что Медичи и использовал, чтобы усилить свой авторитет.

Всецело занятый делами государственными, Козимо склонен был оставлять без должного внимания свои собственные, и в последние годы жизни они особенно расстроились, тем более, что Медичи всецело увлёкся постройками. Незадолго до смерти Козимо настоятельно советовал своему сыну Пьеро привести в порядок дела семейной фирмы и следовать советам Диотисальви Нерони, искусного дельца, которого он считал верным другом.

Козимо для приобретения влиятельных друзей давал взаймы денег, уплаты которых не требовал, а иногда и доли в своих заграничных банкирских операциях, не требуя никакого взноса. Умер Козимо Медичи мирно в своей постели в 1464 году, похоронен в церкви Сан-Лоренцо, по правительственному указу на надгробии было начертано «Отец отечества».

Семья и дети

В 1414 году Козимо женился на Контессине де Барди, двое детей:

  • Пьеро I Подагрик (1416—1469)
  • Джованни (1421—1463)

Также от его служанки Маддалены у Козимо был внебрачный сын Карло (1430—1492), ставший настоятелем монастыря Сан-Стефано в Прато.

Интересные факты

Как-то Козимо сказал одному из своих друзей, который жаловался на разврат и неугодные Богу деяния городских властей, что развращенный город лучше города погибшего, и что с чётками в руках государства не построишь. Этот принцип доминировал в политической деятельности Козимо Медичи.

Козимо не был лишен остроумия и обаяния, его полемика с политическими оппонентами очень показательна в этом смысле. Когда Ринальдо Альбицци в начале своего изгнания велел передать ему, что «курочка несет яйца», Козимо на это ответил, что «в чужом гнезде она, пожалуй, снесет не то, что нужно». Когда же папа Пий II побуждал европейских государей объединиться и выступить против турок, он сказал о нем, что «старец делает то, что под стать молодому». Венецианские послы, по прибытию во Флоренцию, стали упрекать правительство республики; Козимо показал им свою открытую голову и спросил, какого она цвета; услышав от них, что голова у него белая, он на это сказал: «Очень скоро так же побелеют головы ваших сенаторов».

Флоренция

43° 46.1913 ′N , 11° 15.3708 ′E
43.76985N, 11.25618E
43°46′11.48″N, 11°15′22.25″E

553 материалa по 159 объектам, 9 995 фотографий

  • Карта
  • Заметки 324
  • Фотографии 9 995
  • Отели 20 / 22
  • Кафе, рестораны 28 / 29
  • Достопримечательности 146 / 90
  • Шоппинг 19 / 18
  • Транспорт 8
  • Полезное 8
  • Дневники 23 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Флоренции.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Лучшие из Медичи: Козимо Старший

    Материал понравился:

    Эта заметка является частью дневника «Италия — волшебный край»

    Одним из самых ярких представителем семейства Медичи был Козимо Старший («Иль Веккьо»), который правил Флоренцией с 1434 по 1464 годы. Считается основателем династии Медичи, достигшим политического могущества семейства во Флоренции. Всю жизнь он соблюдал завет своего отца, Джованни Медичи: «Никогда не давай прямых советов, выражай свои взгляды с осторожностью, никогда не проявляй гордости, избегай судебных тяжб и политических споров и всегда оставайся в тени». Все в городе очень хорошо знали этого маленького, скромно одетого, болезненного на вид человека, который охотно развязывал кошелек для нуждающегося простого люда, был очень сдержан, никогда не говорил дурно об отсутствующих, не любил, когда при нем злословили о других, всегда имел наготове острое слово, ни при каких обстоятельствах не терял головы и одинаково ловко и хорошо ухаживал за своим фруктовым садом на вилле Кареджи и заправлял делами своего банка, раскинувшегося по всей Европе.

    Козимо Старший изображен на картине Боттичелли «Поклонение волхвов» из галереи Уффици. Об этой картине Джорджо Вазари написал в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»: «В фигуру первого старца, целующего ногу Спасителя и растроганного до слез вложено столько чувства, что видишь, что вот он, наконец, достиг цели длиннейшего пути. Фигура же этого царя есть точный портрет Козимо Медичи Старшего, самый живой и самый похожий из всех имеющихся в наши дни».

    Козимо получил блестящее по своему времени образование. Он учился латыни у гуманиста Роберто Росси, под руководством которого основательно изучил классиков и проникся к ним большим уважением. Козимо был практик и понимал, что в жизни человек, вооруженный наукой, стоит десятка обыкновенных. Классики дисциплинировали мысль, давали массу сведений, представляли целую сокровищницу примеров, содержали необыкновенно ценные политические указания на все случаи. Если Козимо сделался одним из лучших дипломатов своего времени и блестящим образом справлялся с самыми трудными задачами, то этим он в значительной степени обязан классикам.

    Козимо Медичи Старший родился во Флоренции 27 сентября 1389 года и уже в 30 лет становится главой банковского дома Медичи. К 40 годам, получив в наследство огромное состояние в 180 тысяч флоринов (не считая кредитов и недвижимого имущества) — один из богатейших людей Флоренции: владел шерстопрядильными фабриками, монополизировал добычу незаменимых в текстильной промышленности дубильных квасцов, вел многостороннюю коммерческую деятельность (помимо банковской).

    Существовавшая во Флоренции тесная взаимозависимость между политикой и экономикой (как всегда и везде), вынудила Козимо активно заняться политикой. Когда он еще только выходил на политическую сцену, во Флоренции доминировало семейство Альбицци. Летом 1426 года Ринальдо Альбицци созвал с согласия покорной ему Синьории шестьдесят наиболее влиятельных граждан Флоренции на совещание в церковь Сан-Стефано.

    В этом собрании он стал доказывать, что народное правление стало совершенно невыносимо, что младшие цехи терроризируют богатых граждан, налагают на них подати по своему усмотрению, что народ обнаглел и потерял всякий страх перед именитыми людьми. Долго говорил в этом духе Ринальдо Альбицци и в заключение сказал следующее: «Есть только один способ помочь злу: нужно вернуть управление городом людям знатным и отнять власть у младших цехов, сократив число их с четырнадцати до семи. Тогда народ потеряет большинство во всех советах, а представители старших цехов легко смогут парализовать его волю. Государственная мудрость заключается в том, чтобы пользоваться людьми согласно моменту. Если наши отцы опирались на народ, чтобы сломить высокомерие знати, то теперь, когда знать унижена, было бы справедливо подавить наглость народа с ее помощью».

    Свой главный удар партия аристократов направила на Козимо Медичи, главу народной партии, обвинив его в распространении ложных слухов и в подстрекательстве народа с намерением провести мятеж и сделаться правителем Флоренции. Сеньория потребовала от Козимо объяснений, и он, не слушая предостережений друзей, явился во дворец, где его арестовали по обвинению «в возвеличивании себя выше, чем других» и заключили в тесную келью башни Палаццо Веккьо.

    Сидя в башне, Козимо слышал внизу звон оружия и крики и, конечно, догадывался, что враги требуют от Синьории его головы. Для решения судьбы Козимо назначили комиссию с неограниченными полномочиями из 200 человек, называвшуюся балией. Почти все члены комиссии принадлежали к партии аристократов, и поэтому Ринальдо Альбицци смело выступил с предложением казнить Козимо. Но прийти к согласию балии не удалось. Кто-то сочувствовал Медичи, кто-то боялся и молчал, так что принятие окончательного решения постоянно откладывалось. И тогда Козимо через тюремщика подкупает гонфалоньера (выборного правителя) и тот за тысячу флоринов повел дело так, что Медичи, к великому огорчению Ринальдо Альбицци, отделался изгнанием из Флоренции.

    Изгнание длилось один год. В 1434 друзья Козимо завоевали большинство в правительстве и Медичи был приглашен обратно, а Альбицци и их приверженцы отправились в изгнание. Козимо Медичи был встречен во Флоренции как триумфатор, а сами жители города вышли ему навстречу за городские ворота, приветствуя как отца народа. Дата возвращения (1434 год) является началом правления династии Медичи во Флоренции.

    Козимо никак внешне не подчеркивал своей ведущей роли в управлении Флоренцией, а оставался как бы рядовым гражданином. Он становился гонфалоньером только три раза, всякий раз на два месяца; другие флорентийские патриции оказывались на виду гораздо чаще.

    Главным орудием политики Козимо Медичи, как внутренней, так и внешней, был капитал. Раздачей денег он привлекал к себе сторонников: людям среднего достатка он предлагал дешевый кредит, ремесленников и рабочих он ублажал непрерывными крупными постройками. Артистов он заваливал работою, книжные лавки — заказами. Сознавая лучше, чем кто-нибудь, силу капитала, Козимо устроил такую систему налогообложения, при которой он мог свободно разорить богатого и влиятельного соперника или просто человека, который казался ему неудобным. Также Козимо входил в комиссию, ведавшую государственными финансами, и эта позиция позволяла ему предоставлять своим сторонникам финансовые льготы.

    Капиталом действовал Козимо и против внешних врагов. За крупные деньги он покупал услуги хороших наемников-кондотьеров. Когда начиналась война между Флоренцией и другим государством, Козимо приводил в действие тайные пружины своего банкирского дома. Из Венеции, из Неаполя, в то время, когда они воевали с Флоренцией и, следовательно, очень нуждались в средствах, вдруг по необъяснимой причине деньги начинали куда-то исчезать. Пока там задумывались над причинами такого явления, от Козимо приходил посол и объявлял, что если там не перестанут воевать против Флоренции, то останутся совсем без денег. Козимо Старший сделал капитал силой, способной влиять на международные отношения.

    Через десять лет после начала правления Медичи посчитал возможным расширить круг своих полномочий, совершенно оттеснив политических противников. В 1441 году многие флорентийские фамилии были исключены из числа граждан, способных занимать государственные должности, или отправлены в изгнание. Когда ему намекнули, что во Флоренции почти не осталось видных граждан, Козимо ответил, что при помощи двух локтей красного сукна можно наделать видных граждан в каком угодно количестве.

    Он скрывал свои чувства, где нужно, притворялся, казался щедрым и расточительным, хотя был скуп, представлялся великодушным, в то время как был жесток, строил, чтобы подкупить ремесленников, интересовался литературой потому, что такова была мода, покровительствовал ученым, художникам и поэтам потому, что это увеличивало популярность, а одаряемые усердно воспевали его в стихах, в прозе и в красках. Так в галереи Уффици находится одна из самых ярких работ Понтормо «Портрет Козимо Медичи Старшего».

    Стремясь сделать Флоренцию центром интеллектуальной жизни Италии, столицей западной культуры, Козимо Медичи широко покровительствовал гуманистам и людям искусства. Он собирал художественные произведения и книги, которые составили основу первой со времен античности публичной библиотеки, щедро платил ученым, чтобы они переводили древнегреческие и древнеримские манускрипты, в том числе работы Платона и Цицерона. Флоренция обязана Козимо весьма многими сооружениями: он воздвиг или обновил такие церковные строения как монастырь Святого Марка, дортуар монастыря Санта Кроче, а на строительство церкви Сан Лоренцо пожертвовал 40 тысяч золотых флоринов.

    Тридцатилетние труды по управлению Флоренцией изнурили Козимо, который и без того не отличался крепким здоровьем. Когда наступила весна 1464 года, у него с новой силой разыгралась подагра. Козимо почувствовал, что он не вынесет болезни, и велел перевезти себя в свою любимую виллу Кареджи. Там, окруженный семьей и друзьями, он доживал свои последние дни. «О чем ты все задумываешься?» — спрашивала его жена, а Козимо ей отвечал: «Чудная ты женщина, когда тебе нужно переезжать из города на дачу, ты начинаешь свои хлопоты за две недели. Неужели мне не о чем подумать, когда я собираюсь переселиться в другой мир?».

    В теплый летний день 1 августа 1464 года Козимо велел позвать к себе молодого ученого Фичино и просил в последний раз почитать ему Платона. Фичино, который любил Козимо, как отца, стал тихо читать ему вдохновенные фантазии великого философа о бессмертии души, и под звуки его голоса, прерываемого сдержанными рыданиями членов семьи, Козимо Медичи Старший перешел в вечность. На его надгробии в церкви Сан-Лоренцо начертано «Pater Patriae» (Отец Отечества) — выражение той признательности граждан Флоренции, которую Козимо снискал еще при своей жизни.

    👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

    👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

    👁 Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

    Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

    Отец отечества Козимо Медичи Старший

    Как простому банкиру прийти к власти и удостоиться имени «отец отечества» — секреты успеха от Козимо Медичи Старшего.

    Раздробленность и междоусобицы

    В конце XIV — начале XV века Италию нельзя было назвать единой страной. После распада в XIII веке империи южно-германских королей Штауфенов долго не появлялся единый центр власти: Милан, Флоренция и Венеция, раздираемые междоусобицами, контролировали территорию к северу от Папского государства. На родине Медичи в то время бытовала республиканская форма правления — главный руководящий орган состоял из 9 членов Синьории. При этом существовал запрет на наследование должностей — не только личное, но и семейное. Членов совета выбирали случайным образом. Именно в эту пору Козимо Медичи удалось основать собственную династию правителей Флоренции.

    Козимо Медичи Старший. Источник: wikipedia.org

    Заветы отца

    Козимо Медичи родился в буржуазной семье. Несмотря на то, что отец его был банкиром, семейство Медичи не было богатым, но их род уже играл важную роль в местной политике. Сперва отец будущего правителя был простым кредитором, затем поступил на службу в банк, где смог удержаться в качестве младшего партнера благодаря приданому, полученному от жены. В 1392-м он основал Medici Bank. Отец Козимо перенес штаб-квартиру своего банка во Флоренцию. Там и получили образование два его сына — Козимо и Лоренцо. После своей смерти он оставил сыновьям значительные активы в Риме, Флоренции и Венеции.

    Медичи против Альбицци

    Для Козимо Медичи настала пора борьбы за власть. На одном берегу реки стоял клан Медичи и его союзники, разбогатевшие дельцы, на другом — семьи, чья власть была традиционной. Одним из главных противников Медичи была семья Альбицци. Нарастающий конфликт обострился из-за войны с Луккой, которую Флоренция начала в конце 1429-го. Изначально оба клана поддерживали войну, но позже использовали неудачный исход как оружие в борьбе за власть.

    В 1933 году на жеребьевке постов в Синьорию две трети голосов оказались против Медичи. Когда Козимо прибыл в городской дворец для консультации, его арестовали и сослали в Падую на 10 лет.

    Флоренция, 1472 год. Источник: wikipedia.org

    Противники Медичи во главе с Ринальдо Альбицци надеялись, что смогут ослабить клан противников, отправив лидера в изгнание. Но их ожидания не оправдались: сеть Медичи продолжила эффективную работу. Вскоре Козимо поселился в Венеции, где его всячески поддерживали.

    К тому же Флоренция нуждалась в деньгах, которые Медичи больше не выдавали. К концу 1934-го почти все члены Синьории были готовы заключить мир. 29 сентября Козимо вернулся на родину — и его возвращение, как и предыдущий уход, оказалось триумфальным.

    Политик и делец

    После прибытия во Флоренцию Козимо Медичи стал ее неофициальным правителем и до самой смерти пробыл в этом положении. Его современники понимали, что в основе политической власти лежит коммерческий успех. Не было в Италии более искусного банкира, чем Козимо Медичи. Он кредитовал даже Папу, который, несмотря на огромные доходы, которые он получал «с миру по нитке» от всех католиков, постоянно влезал в долги.

    Правда, кредитование правителей было делом опасным — мало того, что титулованные особы могли просто отказаться платить или обанкротиться из-за дорогостоящей войны, так они еще и регулярно рисковали быть убитыми. Тем не менее Козимо нередко поступался экономическими выгодами в пользу политических.

    Флоренция, 1498, площадь Синьории. Источник: wikipedia.org

    Последние рывки

    Решающим шагом, который обеспечил Медичи постоянную власть, стало изменение в процедуре жеребьевки для определения членов Синьории. Значительно снизилось количество кандидатов и, таким образом, роль случая уменьшилась. К тому же в списке претендентов теперь могли оказаться лишь угодные Козимо люди. Многие флорентийские фамилии потеряли возможность занимать государственные должности.

    Кризис для Медичи наступил лишь к 1455-му. Вернулась старая система управления, при которой Козимо уже не мог влиять на результаты выборов. К тому же казна была истощена многолетними войнами. Недовольство во Флоренции нарастало и привело к тому, что спустя два года против Медичи был устроен заговор. Его раскрыли, а лидера казнили, но это не помогло. Летом 1458-го наступил конституционный кризис, который разрешился благодаря точно выверенной политике Козимо. Сосредоточив в своих руках фактическую власть, Медичи в последние годы почти не занимался политикой, проводя все больше времени в своем дворце в Виа Ларга.

    В 1464 году он умер. Его похоронили в церкви Сан-Лоренцо и начертали на надгробии «Отец отечества».

    Как искусство помогло 17-летнему Козимо Медичи создать самую могущественную династию

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Козимо I

    Козимо Медичи пришёл к власти после убийства его двоюродного брата в 1530-х годах. В то время Флоренция почти полностью потеряла свою значимость и индивидуальность. Город стал разменной монетой на политической карте Европы. Юноше удалось, казалось бы, уже невозможное — с Флоренцией снова стали считаться. Историки говорят, что пусть даже он был бы тираном, всё равно флорентийцы были бы бесконечно благодарны ему. Память об этом правителе жива и почитаема до сих пор.

    В Метрополитен-музее сейчас новая выставка, которая посвящена семейству Медичи и Козимо лично. Эксперты исследуют, как представители этой династии использовали самое сильное средство, доступное в ту эпоху – искусство. Для них оно стало воистину средством пропаганды. В каталоге «Медичи: портреты и политика, 1512–1570» собрана почти сотня работ самых знаменитых и прославленных мастеров. В картинах таких именитых авторов, как Рафаэль, Бенвенуто Челлини и многие другие можно проследить все культурные инициативы этой банковской династии. Почти шесть десятков лет они всячески поддерживали искусство. В картинах чётко отразилось то, как покровительство могущественных Медичи укрепило статус Флоренции как главного центра итальянского Возрождения.

    Искусство на службе политики

    Козимо I Медичи с великолепным и непередаваемым мастерством использовал культуру не только для создания чувства собственной значимости. Он изо всех сил старался сделать родную Флоренцию значимой и могущественной. Козимо желал, чтобы она была истинным интеллектуальным центром и колыбелью искусства Возрождения.

    Первым, что можно увидеть на нынешней выставке будет внушительный бюст Козимо, изваянный в бронзе великим Челлини. Скульптуру предоставили на время. Недавно была проведена её тщательная реставрация. Лишь благодаря этому эксперты поняли, что глаза знаменитого флорентийца, долгое время скрытые под тёмным слоем краски, на самом деле были сделаны из серебра. Это было обычной практикой в искусстве того времени.

    С середины 16 века эта скульптура украшала собой ворота крепости на Эльбе. Монументальная фигура в римских доспехах, грозно возвышалась над главным входом. Пронзительный взор Козимо буквально прожигал каждого входящего. Бюст был призван олицетворять связь Медичи с величием древней Римской империи.

    Многие картины, представленные на выставке демонстрируют глубину связи Медичи с классическим искусством и культурой. В работе Бронзино « Козимо I Медичи в роли Орфея» (1537–1539), например, герцог изображается как мифологический музыкант Орфей. Это как бы возвышает его над миром простых смертных, приравнивая к мифологическим божествам. А вот мраморный бюст уже постаревшего Козимо, работы скульптора Джованни Бандини, изображает его в качестве римского императора, предполагая некое безвременье его властных полномочий.

    На выставке представлено целых шесть тематических разделов. Все они посвящены исследованию истории династии Медичи. В начале 16 века семья лишь недавно вернулась из изгнания. Они изо всех сил пытались сохранить главенствующую роль Флоренции в стремительно меняющемся политическом ландшафте. Это с успехом удалось. В 1569 году Папа Пий V назвал Козимо, герцога Тосканы, Великим, таким образом отметив его заслуги.

    Цель выставки не только продемонстрировать шедевры изобразительного искусства великих мастеров. Авторы желают показать, как искусство помогало укреплять власть. Правители, желая представить себя в нужном свете, стимулировали развитие всех культурных процессов. Искусство поддерживали и развивали. Они тесно общались с художниками, погружались в культуру. Тогда стиль и тематика, а также духовная наполненность изображения была строго выверена с целью усилить впечатление о личности правителя. Нужно было создать некий образ. Вся эта политическая шелуха забывается. Сейчас все эти работы не рассматриваются в подобном контексте, они выставлены в музеях, чтобы ими восхищались за их эстетические и высокохудожественные достоинства.

    Первые два раздела выставки демонстрируют период с 1512 по 1534 год. Они познакомят посетителей со многими прославившимися в веках членами семьи Медичи. Например Папа Климент VII, племянник Лоренцо Великолепного или Алессандро Медичи. Затем выставка смещается к личности самого Козимо. Герцог и его супруга, Элеонора ди Толедо делали всё, чтобы укрепить своё могущество. Для этого они заказывали множество портретов, где художникам ставилась задача продемонстрировать полноту их власти, преемственность и непрерывность династии. Всё это должно было быть передано с максимальной художественной изысканностью. Так говорится в заявлении музея.

    Например, есть целая серия портретов Элеоноры ди Толедо. Она изображена на них вместе с сыновьями. Каждая картина символизирует продолжение и укрепление династии. Также в музее Метрополитен можно увидеть роскошное платье из красного бархата, которое, вероятно, подарила испанская дворянка монастырю в Пизе.

    На выставке представлены и портреты самих великих художников. Ведь именно их мастерство смогло поднять Флоренцию на столь невообразимо высокий культурный уровень. Также один раздел посвящён сопоставлению работ Бронзино и Франческо Сальвиати. Один был художником-маньеристом при дворе Козимо I, другой представлял конкурирующий панитальянский стиль.

    Не только портреты

    На выставке представлено и несколько другое направление. Оно посвящено литературной культуре Флоренции. Там представлены портреты поэтов и литераторов того времени. Настоящей жемчужиной этого раздела стал портрет поэтессы Лауры Баттиферри кисти Бронзино. Его недавно отреставрировали.

    Не все особы представленные на портретах выставки столь знамениты. Есть даже исторические личности, имевшие косвенные связи с семейством Медичи. Например портрет Лодовико Каппони, чья главная заслуга состоит в том, что он подрался в церкви во время мессы с ревнивым супругом дамы, в которую был безответно влюблён.

    Сюжет картины не имеет особого исторического значения. Лодовико не принадлежал к роду Медичи. Он был сыном богатого флорентийского банкира. Эта работа является настоящим шедевром портретной живописи 16-го века. Она демонстрирует всю силу искусства. На картине Каппони изображён совсем молодым. Он держит медальон с портретом женщины, прижимая его к груди. Всё изображено на зелёном фоне. Полотно наполнено символами. Личность с портрета как бы говорит, что юноша способен противостоять любым ударам судьбы. Даже если это безответная любовь.

    Буклет выставки «Портреты и политика» венчают слова самого знаменитого мастера эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи. Это не случайность, ведь начало его карьеры которого было сформировано Лоренцо Великолепным. Признавая непреходящую силу великого искусства и земное могущество правителей, которые его заказали, старый мастер замечает: «Сколько великих правителей жили и умерли, не оставив по себе ничего значимого, они лишь тщетно старались приобрести имения и богатства, воображая, что их слава может быть вечной».

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: