Иван крамской - биография знаменитости, личная жизнь, дети - HeatherLocklear.ru

Иван крамской — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Всё про русского художника-портретиста Ивана Крамского

Иван крамской — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Крамской — биография, информация, личная жизнь

Иван Крамской

Иван Николаевич Крамской. Родился 27 мая (8 июня) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии — умер 24 марта (5 апреля) 1887 года в Санкт-Петербурге. Русский живописец, мастер исторической и портретной живописи, художественный критик.

Иван Крамской родился 27 мая (8 июня по новому стилю) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии.

Его отец был делопроизводителем (писарем).

С ранних лет хорошо рисовал и родители планировали, что сын пойдет по стопам отца и станет. Первым учителем рисования был сосед — художник-самоучка Михаил Тулинов. Он учил юного Крамского рисовать акварелью. Позже будущий художник работал ретушером у местного фотографа.

После окончания Острогожского уездного училища Крамской был писарем в Острогожской думе.

Тот самый Тулинов обучил его «доводить акварелью и ретушью фотографические портреты». Затем будущий художник работал у харьковского фотографа Якова Петровича Данилевского.

В 1856 году Иван Крамской приехал в Петербург, где занимался ретушированием в известном в то время фотографическом ателье Александровского.

В столичную Академию художеств Иван Крамской поступать не решался: не было начального художественного образования. Но Михаил Тулинов, который к этому времени тоже переехал в Петербург, предложил ему изучать одну из академических дисциплин — рисование с гипса. Набросок головы Лаокоона стал его вступительной работой. Совет Академии художеств определил Ивана Крамского в ученики к профессору Алексею Маркову. Начинающий художник учился не только писать, но и готовил картоны к росписи храма Христа Спасителя в Москве.

Так в 1857 году Иван Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств учеником профессора Маркова.

Иван Крамской и Бунт четырнадцати

В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати».

Совет Академии им отказал, а профессор Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе». В числе этих четырнадцати художников были: И. Н. Крамской, Б. Б. Вениг, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. Д. Литовченко, А. И. Корзухин, Н. С. Шустов, А. И. Морозов, К. Е. Маковский, Ф. С. Журавлёв, К. В. Лемох, А. К. Григорьев, М. И. Песков, В. П. Крейтан и Н. П. Петров.

Ушедшие из Академии художники образовали сообщество «Петербургская артель художников», которая просуществовала до 1871 года.

В 1865 году Марков пригласил его в помощники по расписыванию купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова, всю главную роспись купола сделал Крамской вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

В 1863-1868 годах он преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1869 году Крамской получил звание академика.

Иван Крамской и Передвижничество

В 1870 году образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок», одним из основных организаторов и идеологов которого был Крамской. Под влиянием идей русских демократов-революционеров Крамской отстаивал созвучное им мнение о высокой общественной роли художника, основополагающих принципах реализма, моральной сущности искусства и его национальной принадлежности.

Иван Крамской создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: Лев Николаевич Толстой, Иван Иванович Шишкин, Павел Михайлович Третьяков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — все они находятся в Третьяковской галерее. Портрет Сергея Петровича Боткина — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Одна из известнейших работ Крамского — «Христос в пустыне» — в Третьяковской галерее.

Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию (идея героического самопожертвования). Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»», «Неизвестная», «Неутешное горе» (все в Третьяковской галерее).

Критические проницательные суждения Крамского об искусстве, его настойчивые исследования объективных критерий оценок особенностей искусства и их влияния на него, развило демократическое искусство и мировоззрение на искусство в России в последней трети XIX века.

В последние годы Крамской был болен аневризмой сердца. Художник скончался от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно.

Иван Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.

В Царском Селе установлена скульптурная композиция «Крамской и Неизвестная» скульптора Александра Таратынова.

Личная жизнь Ивана Крамского:

Жена — Софья Николаевна Крамская (в девичестве Прохорова; 1840 — 17.05.1919).

До знакомства с Крамским она сожительствовала с женатым художником Поповым, который ее в итоге бросил без средств к существованию и с весьма подмоченной репутацией. Иван Крамской принял участие в судьбе Софьи Николаевны. Спустя некоторое время она стала его женой — вступили в брак в 1862 году.

Софья Николаевна родила художнику шестерых детей, вела хозяйство в доме, организовывала вечера-собрания художников и прочих людей искусства и была вдохновительницей его творчества.

Иван Крамской очень любил свою семью, и как сообщают его письма к друзьям, именно благодаря ей появились на свет многие работы художника. Жена была его главным критиком: «Не знаю также, отчего я угадал человека, но я угадал его, потому что во всех критических случаях жизни (когда именно человек и сказывается) этим человеком все приносилось в жертву, если по моему мнению мое искусство этого требовало. Если она говорит мне что-нибудь относительно моих работ, я беспрекословно подчиняюсь. Одиннадцатилетний опыт сделал меня таким».

Софья Николаевна Крамская — жена Ивана Крамского

В 1876 году он потерял сына Марка, а в 1879 году умер и второй сын — Иван. Это было одно из причин резкого ухудшения здоровья художника.

Старший сын Николай (1863-1938) — архитектор.

Дочь — Софья Ивановна Юнкер-Крамская (1867—1933), русская художница. Была арестована 25 декабря 1930 года — обвинялась по статье 58-II УК РСФСР за контрреволюционную пропаганду и создание «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях». По приговору 11 апреля 1931 года она получила ссылку в Восточную Сибирь сроком на три года; 27 апреля Юнкер-Крамская должна была отправиться с этапом в Иркутск, но 28 апреля с диагнозом «тяжелая форма паралича» была помещена в больницу при изоляторе тюрьмы. В связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет. социальной опасности» дело С. И. Юнкер-Крамской было пересмотрено и 25 марта 1932 года она вернулась в Ленинград, где в 1933 году и умерла.

Сын Анатолий (01.02.1865 — 1941) — чиновник Департамента железнодорожных дел Министерства финансов.

Младший сын — Сергей.

Картины Ивана Крамского

Иван Крамской — Христос в пустыне

Иван Крамской — Неизвестная

Иван Крамской — Портрет Льва Николаевича Толстого

Иван Крамской — Д. И. Менделеев

Иван Крамской — Портрет художника И. И. Шишкина

Иван Крамской — Портрет леди

Иван Крамской — Александр III

Иван Крамской — Портрет сына Сергея

последнее обновление информации: 18.05.2020

Иван Крамской – биография, фото, личная жизнь, картины, произведения

Иван Крамской: биография

Знаменитый передвижник, один из главных реформаторов в искусстве XIX века, живописец и портретист Иван Николаевич Крамской мог бы остаться в истории русского искусства, написав лишь портрет «Неизвестной». Картина – один из бриллиантов московской Третьяковской галереи – известна всем и каждому на территории постсоветского пространства. «Неизвестную» называют русской Джокондой.

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

Однако художник подарил миру сотни полотен, которые восхищают, поражают и манят. Среди них «Лунная ночь», «Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне». Возглавивший в ранней молодости «бунт четырнадцати», создавший объединение передвижников, тонкий художественный критик – Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Детство и юность

Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.

Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.

Портрет Ивана Крамского. Художник Репин

В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.

Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.

Иван Крамской в молодости. Автопортрет

В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.

В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.

Автопортрет Ивана Крамского

В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.

Читайте также  Тинатин далакишвили - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.

Живопись

После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Мастера брали заказы на портреты и копии известных полотен, иллюстрировали книги.

Иван Крамской за работой

Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы.

В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга.

Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»

После возвращения домой у художника случился конфликт с коллегой по артели: нарушив правила «четырнадцати», тот принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку. Крамской оставил артель. Без него сообщество быстро распалось.

Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города империи передвижные выставки, популяризируя искусство и приближая его к народу.

Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)

На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь» кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии.

В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался.

Портреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана Крамского

Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры.

Полотно «Мина Моисеев» художник подарил миру в 1882 году. Поклонники Крамского и ценители искусства называют портрет крестьянина лучшим произведением русского живописца. На самом деле Мина Моисеев – набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», нарисованному позже. Эта работа – яркий пример Крамского-гуманиста, любившего и понимавшего русский народ.

Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам.

Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко.

Картина Ивана Крамского «Лунная ночь»

Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет.

Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства ХIХ столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены.

Личная жизнь

С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.

Иван Крамской и его жена Софья

Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»

Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.

Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.

Смерть

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга. О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе.

Могила Ивана Крамского

Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Иван Крамской

Биография

Знаменитый передвижник, один из главных реформаторов в искусстве XIX века, живописец и портретист Иван Николаевич Крамской мог бы остаться в истории русского искусства, написав лишь портрет «Неизвестной». Картина – один из бриллиантов московской Третьяковской галереи – известна всем и каждому на территории постсоветского пространства. «Неизвестную» называют русской Джокондой.

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

Однако художник подарил миру сотни полотен, которые восхищают, поражают и манят. Среди них «Лунная ночь», «Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне». Возглавивший в ранней молодости «бунт четырнадцати», создавший объединение передвижников, тонкий художественный критик – Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Детство и юность

Родился художник летом 1837 года в пригородной слободе Новая Сотня под Острогожском, что в Воронежской губернии. Воспитывался в семье чиновника-делопроизводителя, мещанина.

Пределом мечтаний родителей было, чтобы Ваня вырос и стал писарем, но планы невольно нарушил соседский художник-самоучка Михаил Тулинов. Он открыл маленькому Крамскому мир искусства и научил рисовать акварельными красками. С тех пор мальчик при каждой возможности хватался за карандаш и зарисовывал окружавший мир.

Портрет Ивана Крамского. Художник Репин

В 12 лет Иван Крамской окончил курс Острогожского училища, получив грамоты по всем предметам. В том же году подросток лишился отца и отправился работать. Устроился в городской Думе, где ранее трудился в должности писаря отец. Крамской упражнялся в каллиграфии и привлекался как посредник при полюбовном межевании. Желание рисовать не пропало, и парень устроился ретушером у фотографа, с которым объездил всю Россию.

Событие, случившееся в 1853 году, изменило биографию Ивана Крамского. Когда ему исполнилось 16, в Острогожск прибыл полк драгун, а с ним и Яков Данилевский, фотограф. Юный художник поступил на службу к Данилевскому. Работа ретушера приносила Крамскому 2 руб. 50 коп. в месяц, но главное, талантливый фотограф за 3 года, которые у него проработал Иван, научил юношу многому. С ним художник перебрался из провинциального губернского городка в Санкт-Петербург.

Иван Крамской в молодости. Автопортрет

В северной столице Иван Крамской перешел к другому фотографу, Александровскому. На тот момент мастерство молодого ретушера достигло таких высот, что его называли «богом ретуши». Уже тогда в Крамском проснулся талантливый портретист. Благодаря помощнику Александровский стал фотографом императорской семьи и получил «Орла», а Ивана пригласили в знаменитое фотоателье Андрея Деньера. В очередь за отретушированным Крамским фото становилась в очередь петербургская элита.

В Санкт-Петербурге Иван Крамской осуществил мечту, которую лелеял с детства: он поступил в Академию художеств. Юношу определили в группу профессора Алексея Маркова. Будущий живописец в первые же годы стал лидером академической молодежи.

Автопортрет Ивана Крамского

В 1863 году в копилке талантливого художника очутились Малая серебряная и Малая золотая медали. От главной награды – Большой золотой медали и оплаченной 6-летней поездки за границу – Крамского отдаляла малость: на творческом конкурсе следовало нарисовать картину на предложенную тему.

Однако изображать сюжет из скандинавской мифологии 14 из 15 претендентов на медаль отказались – в обществе рос интерес к реалистическому жанру, к картинам, в которых отображалась обыденная жизнь. Возглавил бунтарей Иван Крамской. Студентам отказали в прошении рисовать иной, не мифический сюжет, и они покинули выпускной экзамен.

Живопись

После окончания академии Крамской организовал и возглавил Артель свободных художников, куда вошли выпускники и единомышленники. Мастера брали заказы на портреты и копии известных полотен, иллюстрировали книги.

Иван Крамской за работой

Иван Крамской поражал трудолюбием: рисовал портреты, искал заказчиков, распределял деньги, брал учеников. Одним из них стал Илья Репин. В середине 1860-х художник взялся за роспись куполов московского храма Христа Спасителя: зарисовки на картоне Крамской сделал в студенческие годы.

В 1869 году живописец впервые отправился в Европу, чтобы познакомиться с искусством Запада. Впечатления, полученные русским мастером после знакомства с экспонатами художественных галерей европейских столиц, оказались противоречивыми. В отличие от многих соотечественников западное искусство не вызвало у него восторга.

Картина Ивана Крамского «Христос в пустыне»

После возвращения домой у художника случился конфликт с коллегой по артели: нарушив правила «четырнадцати», тот принял от Академии художеств оплаченную зарубежную поездку. Крамской оставил артель. Без него сообщество быстро распалось.

Живописец основал новое творческое объединение, назвав его Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с Крамским соучредителями товарищества стали Григорий Мясоедов, Алексей Саврасов, Василий Перов. Художники-передвижники противопоставляли себя приверженцам академизма, доставляли во все города империи передвижные выставки, популяризируя искусство и приближая его к народу.

Картина Ивана Крамского «Русалки» («Майская ночь»)

На выставках передвижников желающие приобретали понравившиеся полотна. Одно из них – «Майская ночь» кисти Крамского – купил меценат и галерист Павел Третьяков. Мистический сюжет, навеянный повестью Николая Гоголя, художник нарисовал в Малороссии.

В 1872-м Иван Крамской сделал последние мазки на полотне «Христос в пустыне», ставшем его известнейшей работой. Картину тут же приобрел за 6 тыс. рублей Третьяков. Работа произвела фурор, и альма-матер живописца едва не присудила Крамскому звание профессора, но он отказался.

Портреты Тараса Шевченко и Ивана Шишкина работы Ивана Крамского

Но наибольшую славу среди современников Иван Крамской приобрел как портретист. Его изображения Льва Толстого, Сергея Боткина, Тараса Шевченко, Ивана Шишкина, по сведениям современников живописца, имеют полное сходство с героями и передают характеры, внутренний свет натуры.

Полотно «Мина Моисеев» художник подарил миру в 1882 году. Поклонники Крамского и ценители искусства называют портрет крестьянина лучшим произведением русского живописца. На самом деле Мина Моисеев – набросок, этюд к полотну «Крестьянин с уздечкой», нарисованному позже. Эта работа – яркий пример Крамского-гуманиста, любившего и понимавшего русский народ.

Читайте также  Vladimir potanin - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Картины Ивана Крамского «Мина Моисеев» и «Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев»

В 1880-е Иван Крамской поразил и расколол общество полотном «Неизвестная». Изображенная женщина не принадлежит к высшему обществу. Она одета по последнему слову моды тех лет, что считалось неприличным у знатных дам.

Критик Владимир Стасов вынес вердикт полотну, назвав его «Кокотка в коляске». Многие современники сошлись во мнении, что на портрете – богатая содержанка. Третьяков отказался покупать картину – ее приобрел промышленник Павел Харитоненко.

Техника живописи Крамского – тонкая законченность, тщательное и детальное изображение лиц. Пейзажи художник не рисовал, но в полотнах «Майская ночь» и «Лунная ночь» гениально изобразил лунный свет.

Ивана Крамского по праву называют идейным лидером передвижничества, ярчайшим представителем демократического искусства ХIХ столетия. Портреты художника удивительно человечны и одухотворены.

Личная жизнь

С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.

Иван Крамской и его жена Софья

Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»

Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.

Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.

Смерть

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга. О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе.

Могила Ивана Крамского

Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Иван Крамской

Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – русский художник, работавший в жанрах религиозной, портретной и жанровой живописи. Наиболее знаменитой картиной считается «Неизвестная», которую иногда называют русской «Джокондой».

В биографии Крамского есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Ивана Крамского.

Биография Крамского

Иван Крамской появился на свет 27 мая (8 июня) 1837 года в городе Острогожск Воронежской губернии. Он рос и воспитывался в семье писаря. Еще в детстве у него проявились способности к рисованию.

Изначально Крамской рисовал с помощью карандаша или акварели. В 15-летнем возрасте он начал обучаться в мастерской одного иконописца. Затем он поступил в Острогожское уездное училище, после окончания которого устроился работать писарем в Острогожской думе.

В скором времени юноша начал ретушировать фотографии. Позднее он трудился у фотографа Данилевского. В 1856 г. Иван обосновался в Петербурге, где занимался ретушированием в элитном фотоателье. Спустя год он успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

Живопись

В студенческие годы биографии Крамской стал лидером академической молодежи. В 1863 г. Академия художеств удостоила молодого таланта малой золотой медали за полотно «Моисей источает воду из скалы».

До выпуска из вуза оставалось написать программу на большую медаль, что позволило бы Ивану рассчитывать на зарубежное пенсионерство. Руководство академии предложило студентам поучаствовать в художественном конкурсе. При этом полотна участников должны были соответствовать тематике скандинавских преданий.

Однако ученики отказались писать картины в таком жанре, желая самостоятельно выбирать понравившуюся им тематику. Интересен факт, что события начали развиваться с такой силой, что вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Стоит заметить, что руководство учебного заведения отказалось принять условия студентов.

В ноябре 1863 г. Иван Крамской от лица сокурсников в вежливой форме попросил представителей академического совета, освободить их от участия в конкурсе. После этого, оставившие Академию живописцы основали «Петербургскую артель художников», которая работала на протяжении нескольких лет.

В 1865 г. заслуженный профессор живописи Алексей Марков предложил Крамскому сотрудничество – совместную роспись купола храма Христа Спасителя в Москве. В скором времени Марков заболел, вследствие чего всю основную работу выполнил Иван, вместе с художниками Венигом и Кошелевым.

Одновременно с этим, Крамской какое-то время преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. В 1869 г. он удостоился звания академика. Мужчина поражал своей работоспособностью, активно рисуя портреты и обучая учеников. Любопытно, что одним из них был Илья Репин.

Тогда же Иван Николаевич впервые отправился в Европу, с целью исследовать творчество Запада. Однако, после посещения ряда крупных галерей, западное искусство не впечатлило русского мастера.

В 1870 г. Крамской стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок». Среди создателей товарищества также были Алексей Саврасов и Василий Перов. Они стремились отойти от академизма, а также доставляли в разные города России передвижные выставки, чтобы простой народ мог ознакомиться с высоким искусством.

Кроме этого, во время таких выставок посетители могли купить понравившиеся им работы. В данный период биографии Иван Крамской написал много портретов известных русских литераторов, артистов и прочих деятелей культуры. Одна из самых знаменитых картин художника – «Христос в пустыне», созданная в 1872 г.

Это полотно представляло собой религиозный перелом в морально-философском мышлении. Крамской придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Любопытно, что «Христа в пустыне» купил Третьяков за 6000 рублей.

«Неизвестная»

Иван Николаевич имел репутацию смелого живописца, который был склонен к критике традиционного суждения об искусстве. Прежде всего его знали, как талантливого портретиста. Он получал много заказов от различных высокопоставленных лиц, что позволяло ему достичь финансовой независимости.

За годы творческой биографии Крамской стал автором порядка 700 портретов. В 1883 г. он представил свое всемирно знаменитое полотно «Неизвестная». Дав картине такое название, живописец придал ее ореол загадочности и интриги. В идейном плане содержания образа «Неизвестной», ему удалось создать произведение, стоявшее на грани портрета и тематической картины.

Техника живописи Ивана Николаевича отличается скрупулезным и детальным прорисовыванием лиц портретируемых. Пейзажи он не писал, но на картинах «Майская ночь» и «Лунная ночь» виртуозно передал лунный свет. Крамского недаром называют идейным лидером передвижничества и ярчайшим представителем демократического искусства последней трети 19-го века.

Личная жизнь

Женой художника была Софья Николаевна, с которой он познакомился еще в студенческие годы. Стоит заметить, что до встречи с Иваном девушка сожительствовала с женатым художником. В этом браке у пары родилась одна дочь Софья и пятеро сыновей: Николай, Анатолий, Марк, Иван и Сергей.

Крамской был очень привязан к дочери, которая в будущем также стала художницей. Однако, в 30-е года девушка была репрессирована.

Смерть

В последние годы биографии мастера мучила аневризма сердца. Боли были такими нестерпимыми, что ему пришлось прибегнуть к морфию. Иван Крамской умер от аневризмы аорты 24 марта (5 апреля) 1887 года в возрасте 49 лет. Он скончался за работой, рисуя портрет доктора Карла Раухфуса.

Фото Крамского

Иван Крамской с женой Портрет сына Сергея Автопортрет Ивана Крамского

Христос в пустыне

Иван
Николаевич Крамской

Биография и информация

Иван Николаевич Крамской (27 мая (8 июня) 1837 год, Острогожск, Воронежская губерния — 24 марта (5 апреля) 1887 год, Санкт-Петербург) – русский художник (мастер портрета и жанровой картины) и арт-активист: Крамской был лидером Бунта 14, основателем Артели художников, он один из организаторов и идеолог Товарищества передвижных выставок.

Особенности творчества художника Ивана Крамского: простая и ясная композиция картин; глубокий психологизм и безупречное сходство портретов, умение найти «смысл лица» портретируемого, как говорил сам Крамской; строгие и сдержанные эмоции персонажей — даже в драматичных жанровых работах.

Жизнь Крамского кажется попыткой втиснуть ее в рамки идеологии, в которой она не помещалась. Он сумел указать путь многим другим, но нашел ли свой? Хотелось бы ответить положительно, но, кажется, такой возможности Иван Крамской нам не оставил.

«Да, но»

Практически на каждое «да» в жизни Крамского, находится свое «но», опровергающее смысл предыдущего высказывания. Он был борцом с академизмом, ниспровергателем застывших правил, идеологом, вдохновителем и организатором знаменитого «Бунта четырнадцати», затем Артели художников, позже – Общества передвижных выставок. Кажется, что «идейное содержание» этой фигуры вполне однозначно. Но более внимательный взгляд находит множество противоречий. Он покинул Академию, но ему было присуждено звание академика, да и профессорскую должность предлагали – отказался. Он строил свою жизнь «по заветам» Чернышевского, но написал несколько отличных портретов членов царской фамилии (1, 2). Смысл искусства он видел в поиске цели человеческого существования, в решении социальных и общественных проблем, но самой известной его картиной по иронии судьбы стала «Неизвестная».

Считается (и не без оснований), что Крамской максимально проявил свое дарование в виртуозном написании портретов. И здесь не обойдется без «но». Он очень тяготился необходимостью писать портреты, считал их обузой, кабалой, задача которой – позволить обеспечивать семью, и мечтал о том, чтобы отдать свои силы серьезному, «настоящему» искусству.

На подступах к живописи

Работать с портретами Крамской начал даже раньше, чем с собственно живописью дело иметь. В то время фотография только набирала популярность, и без ретуши не обходилось, в этом направлении и делал первые шаги Иван. Из маленького городка Острогожска ему помог вырваться случай в лице заезжего харьковского фотографа. Юноша состоял при нем в качестве ретушера и акварелиста. До того он успел окончить с отличием Острогожское училище и немного учился рисовать у местного иконописца.

Двадцать лет исполнилось Крамскому, когда он оказался в Петербурге, да там и остался. Нимало не смущаясь, подался прямиком в Императорскую Академию художеств. И с первого раза сдал экзамены и был зачислен. Может, не столь плохи дела в Академии были, раз разночинец без гроша в кармане мог прийти с улицы и поступить? Впрочем, о пропитании Крамскому думать очень даже приходилось, и здесь кстати пришлись навыки обработки фотографий. Его взял в одно из первых российских фотоателье бывший выпускник Академии художеств Андрей Деньер. Побывавшие в руках Крамского фотографии, казалось, начинают светиться. Очень скоро он прослыл «богом ретуши». Да, портреты Крамского не отпускали уже тогда. «Писать только портреты, сегодня, завтра и т. д., из года в год, и не видеть выхода – это может подействовать удручающе на талант. От этого положения я устал…» , – позже признается художник. Исследователи подсчитали, что он написал около 3 тысяч «голов».

Читайте также  Isabel lucas - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Бунт 14-ти, Артель художников и Товарищество передвижных выставок

Крамской преподавал в Обществе поощрения художеств, причем как учитель оставил после себя добрую память и благодарных учеников. Илья Репин до конца своих дней говорил о нем с огромным уважением и любовью и прислушивался к его замечаниям. Организаторскими способностями Иван Крамской обладал великолепными. Именно он озвучил Совету Академии отказ 14-ти талантливых выпускников принимать участие в конкурсе на Большую золотую медаль. Медаль означала для победителя шестилетнее проживание в Италии на полном пенсионе заведения. Остальным участникам было гарантировано доходное место. Молодые амбициозные художники не пожелали описывать мифологический сюжет на заданную тему «Пир в Валгалле» (по скандинавской мифологии). Оскорбленные игнорированием их требований и вдохновленные новыми демократическими веяниями, бунтари под предводительством Ивана Крамского вышли из Академии и организовали независимую Артель художников. Она просуществовала восемь лет, хотя сам Крамской считал, что расцвет был достигнут на пятый год, дальше дело неотвратимо близилось к упадку.

Артель создавалась по принципу коммуны (явно читается влияние романа Чернышевского «Что делать?»). Однако на деле пришлось столкнуться с множеством бытовых неурядиц. Успешные живописцы не желали отдавать часть своих доходов в общую кассу, совместное проживание тоже вылилось в множество бытовых столкновений, жены художников переругались первыми. А тот факт, что многие продолжали так или иначе сотрудничать с Академией, Крамскому на тот момент казался предательством. Он еще не знал, что в будущем в предательстве соратники будут упрекать его. Артель все менее оказывалась похожей на то идеальное сообщество, о котором мечтал Крамской. В 1870 году он покинул ее, и вскоре Артель художников распалась. Увлекшись идеями Мясоедова, Крамской стал одним из организаторов Общества передвижных выставок, оказавшего огромное влияние на развитие живописного движения в России.

Воплощенный сон Веры Павловны

Внезапная «Неизвестная» и портретное проклятье

Придерживаясь демократической идеологии, провозглашая идейность искусства, Крамской в своих картинах это не особо отражал. При этом в его искренности сомневаться не приходится (опять «да, но»). На 11-й выставке передвижников Репин показал свой «Крестный ход», энциклопедию русской действительности. Маковский изобразил городскую бедноту в «Свидании» и «Выговоре», Суриков написал опального Меньшикова в ссылке. А что же Крамской? Да как вообще сюда затесалась эта роскошная дама?

Если бы Крамской не стоял у истоков Артели художников и Товарищества передвижных выставок, если бы не были известны его демократические взгляды, если бы не его скандальная женитьба на «падшей женщине», имела бы шанс эта картина оказаться на передвижной выставке? Впрочем, несмотря на «благонадежность» Крамского, картина вызвала бурю негодования у его товарищей. «Кокотка в карете» , – сказал, как отрезал, критик Владимир Стасов. Самая большая загадка Крамского, раскрыть которую до конца не удастся, — об этом и название говорит. Но глядя на нее – а от «Неизвестной» не хочется отводить глаз – нет-нет, да и подумаешь: а что бы писал Крамской, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб насущный и не идеология, в рамки которой он стремился втиснуть свою жизнь?

Чем более популярным становился Крамской, тем громче слышалась хула товарищей. А уж когда ему заказали портреты членов царской семьи… Крамского называли отступником, запродавшимся Академии (он предлагал рассмотреть варианты сотрудничества «академиков» и передвижников), ренегатом, предателем идеалов, погрязшим в роскоши. Даже любимые им красные чулки в упрек ставили! Выполнение портретов царских особ действительно позволило его семье выйти на более высокий уровень жизни. Но позволило ли самому художнику хоть на мгновение расслабиться? Отнюдь. Казалось, он очутился в беличьем колесе, и всё, что может, – это бежать еще быстрее. Деньги уходят, потребности семьи растут, возможности оставить необходимое и заняться желанным Крамской не видит. В отчаянье он пишет Павлу Третьякову: «Дело у меня дошло до боли, и я готов кричать «помогите». Дайте мне год жизни на пробу. Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом. Подумайте, дело терпит, хотя я уже изнемог» . Но желанный «год жизни» ему никто не предоставил.

Он не дожил два месяца до 50 лет, но выглядел под конец жизни немощным стариком, с горечью признавался, что от него все отвернулись, а сделать то, ради чего он был рожден, ему не удалось. Он страдал от сердечной болезни, в старости (это под 50 лет, «старость»!) в больших количествах принимал морфий, продолжал портретные сеансы, работая по 5-6 часов без передышки. Григорий Мясоедов безжалостно описывает происходящее таким образом: семья привыкла к роскоши, деньги шли без счета, детям требовалось все больше, и в итоге Крамскому «нужны деньги и деньги, нужно работать, нужно вспрыскивать морфий, нужно умирать…» . Умер он, не дописав последний портрет в своей жизни. По иронии судьбы, позировал ему известный врач Карл Раухфус. На пятом часу работы Крамской зашатался. Вскоре всё было кончено, и даже близость доктора ничем не могла помочь.

Иван Крамской — гениальный художник-портретист и вдохновитель передвижников

Иван Николаевич Крамской (Ivan Nikolaevich Kramskoi; родился 8 июня 1837 г. — умер 5 апреля 1887 г.) был знаменитый русский живописец-портретист второй половины XIX века и один из главных организаторов товарищества передвижников. Он оставил нам обширную портретную галерею современников: от императорской семьи до лиц простых крестьян. Иван Крамской всегда помнил о высокой роли художника в обществе и призывал коллег не забывать о моральной стороне искусства. Он стал одним и основоположников реализма в русской живописи, а его ученики продолжили развивать это направление.

Биография Ивана Крамского

Иван Крамской родился 27 мая, а по новому стилю 8 июня 1837 года в провинциальном городке Воронежской губернии. В 12 лет он закончил учебу в местном училище и тогда же потерял отца. Начальное художественное образование было обрывочным: год обучения в мастерской иконописца, работа ретушером фотографий, самостоятельные зарисовки акварелью. Но этого оказалось достаточно, чтобы в двадцатилетнем возрасте сдать экзамены в Петербургскую Академию художеств.

Иван Крамской вписал свое имя в историю русского искусства еще до создания главных шедевров. Проучившись в Академии шесть лет и уже получив малую золотую медаль, он отказался писать последнюю конкурсную работу. Тем самым он добровольно лишил себя возможности поехать учиться за границу за счет Академии. Также поступили и другие 13 учеников, отказавшиеся писать картины на оторванную от реальности тему скандинавской мифологии.

Именно Крамской от лица товарищей сообщил совету Академии об этом решении. Он же стал старостой «Петербургской артели художников», организованной сразу после этого бунта и просуществовавшей с 1863 по 1871 год. Поначалу молодым живописцам было нелегко, но известность пришла к ним довольно быстро. Однако первоначальные идеи, сформировавшиеся под влиянием Чернышевского, быстро были забыты. Иван Крамской разочаровался в Артели и покинул ее.

Художник по-прежнему стремился создать передовое объединение, которое изменит русское классическое искусство. И преуспел в этом: им стало Товарищество передвижных художественных выставок, возникшее в 1870 году. Работы Крамского выставлялись с картинами других передвижников начиная с первой их выставки и до самой смерти портретиста.

В начале 1870-х Иван Крамской подружился с Павлом Третьяковым, по заказу которого написал много картин. Он часто встречался и работал вместе с Иваном Шишкиным. Примерно в тот же период произошла встреча с еще одним другом и учеником — пейзажистом Федором Васильевым, рано умершим от чахотки. В начале 1880-х отношения Крамского с другими передвижниками стали напряженными. Он призывал коллег не закостеневать, следуя выбранным однажды правилам, а меняться вслед за переменами в обществе. Его же упрекали за портреты царской семьи и приверженность панславизму.

Художник действительно ставил цель развивать национальное искусство и самосознание, создавая портреты лучших представителей эпохи. Он писал Льва Толстого, Сергея Аксакова, Ивана Шишкина, Василия Перова, Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Павла Третьякова, Дмитрия Менделеева и многих других выдающихся деятелей того времени. Также он изображал крестьян, считая важным запечатлеть представителей простого народа.

Умер Иван Крамской за мольбертом от болезни сердца. Это произошло 24 марта (по новому стилю 5 апреля) 1887 года. У него осталось четверо детей, рожденных в счастливом браке с Софьей Прохоровой. Старший сын Николай стал архитектором, а дочь Софья — востребованной художницей. Илья Репин неоднократно отзывался о Крамском как о своем главном наставнике.

Самые известные картины Ивана Крамского

Картины Ивана Крамского почти всегда сосредоточены на лице портретируемого, где отражаются тонкие душевные переживания. Художник писал, что через выражение лица на холсте можно передать то, для чего не найти слов. Автор обычно мало внимания уделял фону, чтобы ничто не отвлекало от главного. Вот несколько лучших работ Крамского, которые демонстрируют этот принцип.

  • «Христос в пустыне», 1872. Над этим шедевром автор работал около десяти лет и специально ездил за границу, чтобы посмотреть этот сюжет в работах старых мастеров. Полную психологизма картину, посвященную переживаниям и самопожертвованию Христа, Павел Третьяков называл одной из самых любимых.
  • «Портрет Льва Толстого», 1873. Знаменитый портрет русского классика был написан в Ясной Поляне в тот период, когда Толстой работал над «Анной Карениной». Образ художника Михайлова в романе был создан под впечатлением от знакомства с Крамским.
  • «Неизвестная», 1883. Одетая по последней моде своего времени красавица с чувственным взглядом стала воплощением женственности в русской культуре. Ее сравнивали с Настасьей Филипповной, Анной Карениной и блоковской Незнакомкой.

Если вам нравится живопись и графика старых мастеров, не пропускайте аукционы искусства, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot! Еще одна возможность пополнить коллекцию произведением искусства — недорого купить картину одного из современных художников, с которыми мы сотрудничаем.

Яна Вокс/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с биографией и личной жизнью знаменитостей. Уверена вы найдете для себя немало интересной информации. С уважением, Яна Вокс.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
HeatherLocklear.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: