Герберт спенсер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Герберт Спенсер

Биография

Во второй половине XIX столетия Герберт Спенсер входил в число ключевых фигур философской мысли. Еще при жизни почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Детство и юность

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.

Герберт Спенсер

Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.

Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде — тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.

Герберт Спенсер в молодости

Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.

В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.

Философия и социология

Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Начинающий социолог Герберт Спенсер

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.

Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии — один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.

Портрет Герберта Спенсера

В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.

На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” — огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным — давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.

Философ Герберт Спенсер

На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.

В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог — с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.

Бюст Герберта Спенсера

Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.

Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) — по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.

Книга Герберта Спенсера «Основные начала»

Британский мыслитель придерживался позитивизма — философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.

Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция — это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие — к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.

Философ Герберт Спенсер

Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.

Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых — “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.

Портрет Герберта Спенсера

Однако этим планам не суждено было реализоваться — познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия — Карла Маркса. Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни — под конец жизни он уже не вставал с постели.

Могила Герберта Спенсера на Хайгейтском кладбище

Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.

Библиография

  • 1842 — “Надлежащие границы государственной власти”
  • 1851 — “Социальная статика”
  • 1861 — “Воспитание умственное, моральное и физическое”
  • 1862-1896 — “Система синтетической философии”
  • 1879 — “Данные этики”
  • 1884 — “Человек и государство”
  • 1885 — “Философия и религия. Природа и реальность религии”
  • 1891 — “Эссе: научные, политические и философские”
  • 1891 — “Справедливость”
  • 1902 — “Факты и комментарии”

Цитаты

“Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.

“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.

“Прогресс — не случайность, а необходимость”.

“Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.

Герберт Спенсер — биография

Философ Герберт Спенсер.

Герберт Спенсер – ведущий деятель интеллектуальной революции девятнадцатого века в Англии, известный философ, социолог, биолог, антрополог и политический теоретик. Он был ранним сторонником теории эволюции, придумав знаменитую фразу «выживание наиболее приспособленных». Считал, что принципы эволюции, включая теорию естественного отбора, применимы как к человеческим обществам, так и к отдельным существам и другим биологическим видам. Отстаивал верховенство личности над обществом, и науки над религией. Однако он считал, что индивидуализм вступит в силу только после социалистической эпохи и последующей войны. Хотя сам он либерал, опасался, что в ближайшие дни либерализм породит новый вид деспотизма, гораздо худший, чем любой прошлый.

Детство и юность.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, провинциальном городке, расположенном в английском Мидленде. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был педагогом. Преподавал астрономию, физику и другие математические предметы сначала в качестве школьного учителя, а затем в качестве частного преподавателя.

У Джорджа Спенсера и его жены Харриет было девять детей, из которых Герберт был старшим. Он – единственный ребенок в семье, переживший младенчество. Из-за плохого здоровья его никогда не посылали в школу, а учили дома у отца, который в основном преподавал ему эмпирические науки. Родители были очень религиозны, но не оказывали большого давления на сына в вопросах веры.
В детстве Герберт был очень умен. Под влиянием индивидуалистических, антиправительственных и антиклерикальных взглядов отца, разработал теорию сопротивления властям и аргументативную ориентацию. В то же время он был открыт для новых идей и много знаний впитывал из книг и разговоров.

Когда ему исполнилось тринадцать, родители отправили его жить к дяде по отцовской линии – преподобному Томасу Спенсеру, пастору англиканской церкви, с которым изучал физику и математику. Традиционные предметы, такие как история и литература, были в значительной степени забыты, хотя дядя научил его основам латыни, что позволило Герберту переводить легкие тексты.
Некоторое время спустя преподобный Спенсер предложил отправить его учиться в Кембридж. Однако Герберт не думал, что достаточно подготовлен для этого. Поэтому он начал преподавать в школе, но через несколько месяцев бросил это занятие, чтобы присоединиться к железнодорожной компании.

В 1837 году семнадцатилетний Герберт Спенсер начал работать в Лондонской и Бирмингемской железнодорожной компании. В этот период он обучился гражданскому строительству и работал инженером. Одновременно писал письма и статьи в различные журналы.

Однажды, работая на железной дороге, Спенсер нашел несколько окаменелостей. Это заинтриговало его и возбудило интерес к геологии и палеонтологии. Чтобы узнать больше об этом предмете, он выписал копию «Принципов геологии», написанную Чарльзом Лайеллом, и внимательно изучил. Давным-давно, когда он жил в Дерби, познакомился с концепцией биологической эволюции Дарвина и Жана-Батиста Ламарка, утверждавших, что человеческая раса эволюционировала из низших видов. Но Лайелл посвятил целую главу опровержению теории Ламарка. Это заставило Спенсера задуматься.

Читайте также  Оксана стрельцова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Взгляды Спенсера.

Базой любой концепции Спенсера была передача основных предположений теории эволюции на территорию любых других наук. Отдельные этапы эволюции – от неорганических до органических, то есть социальных – Спенсер считал фрагментами единого процесса, которым правят одни и те же естественные права. Спенсер выделил три основных принципа, направляющие всю эволюцию:
1. Принцип интеграции заключалась в переходе от форм менее последовательных к более стабильным.
2. Принцип разнообразия указывала на появление в ходе эволюции форм, более-менее однородных и более разнообразных.
3. Принцип определенности описывает эволюцию как переход от хаоса к порядку.

Эволюция, по его мнению, имела свой конец. «Эволюция может закончиться, писал он, – лишь с увековечиванием величайшего совершенства и полного счастья». Наиболее ценным оказалось достижение Спенсера, как социолога, и способствовало признанию социологии отдельной ветвью знаний и созданию ее основ. Правда, социология Спенсера в целом была быстро отвергнута, но некоторые ее элементы сыграли большую роль в последующем развитии социальных наук, как и некоторые из созданных им понятий (например, структура и функции). Взгляды Спенсера стали также прочной системой отсчета для дискуссии о социальной эволюции. В частности, две концепции Спенсера из области социологии завоевали большую популярность. Существуют простые и сложные общества. Общество сложное состояло из определенного количества простых обществ. Социальная эволюция заключается, по его словам, в создании обществ, все более сложных. Другой известной теорией Спенсера является разделение общества на военные, базирующиеся на иерархическом принуждении, и промышленные общества, основой которых является добровольная замена. Направлением социальной эволюции является переход от военной формы – к индустриальной.

Впечатленный интеллектом молодого человека, ученый Чепмен пригласил Спенсера в свой салон. Здесь он встретил множество интеллектуалов, таких как Мэри Энн Эванс (Джордж Эллиот), Джордж Генри Льюис, Томас Генри Хаксли, Харриет Мартино и Джон Стюарт Милл. В 1852 году Спенсер опубликовал свое знаменитое эссе «Гипотеза развития» в «Лидере». В нем он четко развил свою концепцию органической эволюции, продолжая работать в этом направлении еще несколько лет.

Личная жизнь.

В 1853 году, Герберт Спенсер получил наследство своего дяди и стал финансово независимым. Поэтому он бросил работу, чтобы уделять больше времени своим интеллектуальным занятиям. С 1854 по 1859 год он опубликовал серию очерков об образовании, которые позднее были собраны в виде книги.

Когда в 1859 году Чарльз Дарвин выпустил книгу « Происхождение видов», Спенсер получил новое направление. Он начал развивать концепцию естественного отбора Дарвина. В то же время продолжал работать над другими вопросами, и в 1861 году опубликовал сборник своих очерков об образовании.

К концу десятилетия Спенсер считался одним из самых почитаемых интеллектуалов и философов Англии и получил широкую популярность. Его книги переводились на разные языки, и он мог прокормить себя исключительно на заработки от своих произведений. Ближе к концу, когда он уже не мог писать, начал диктовать. В 1902 году, незадолго до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Герберт никогда не был женат. Хотя ходили слухи, что был романтически влюблен в Мэри Энн Эванс (Джордж Эллиот), он отрицал это в автобиографии, опубликованной посмертно в 1904 году.

С детства был не очень здоровым человеком. С 1855 года у него развилась ипохондрия, психическое заболевание, которое оставалось с ним на протяжении всей жизни. Он постоянно жаловался на боли. Последнее десятилетие его жизни было очень одиноким. Многие из его друзей умерли, и его читательская аудитория начала сокращаться.

Герберт Спенсер умер 8 декабря 1903 года. Ему тогда было 83 года. Его прах захоронен на лондонском кладбище Хайгейт рядом с могилой Карла Маркса.

Спенсер, вероятно, единственный философ в мире, чьи работы были проданы миллионами еще при его жизни.

Герберт Спенсер — биография, труды, личная жизнь, философия

Герберт Спенсер: биография

Во второй половине XIX столетия Герберт Спенсер входил в число ключевых фигур философской мысли. Еще при жизни почитатели сравнивали его с Кантом и Аристотелем. Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Детство и юность

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.

Герберт Спенсер

Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.

Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде — тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.

Герберт Спенсер в молодости

Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.

В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.

Философия и социология

Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Начинающий социолог Герберт Спенсер

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.

Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии — один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.

Портрет Герберта Спенсера

В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.

На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” — огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным — давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.

Философ Герберт Спенсер

На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.

В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог — с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.

Бюст Герберта Спенсера

Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.

Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) — по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.

Книга Герберта Спенсера «Основные начала»

Британский мыслитель придерживался позитивизма — философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.

Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция — это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие — к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.

Философ Герберт Спенсер

Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.

Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых — “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.

Портрет Герберта Спенсера

Однако этим планам не суждено было реализоваться — познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия — Карла Маркса. Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни — под конец жизни он уже не вставал с постели.

Читайте также  Лаура кеосаян - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Могила Герберта Спенсера на Хайгейтском кладбище

Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.

Библиография

  • 1842 — “Надлежащие границы государственной власти”
  • 1851 — “Социальная статика”
  • 1861 — “Воспитание умственное, моральное и физическое”
  • 1862-1896 — “Система синтетической философии”
  • 1879 — “Данные этики”
  • 1884 — “Человек и государство”
  • 1885 — “Философия и религия. Природа и реальность религии”
  • 1891 — “Эссе: научные, политические и философские”
  • 1891 — “Справедливость”
  • 1902 — “Факты и комментарии”

Цитаты

“Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.

“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.

“Прогресс — не случайность, а необходимость”.

“Цель воспитания — это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.

Герберт спенсер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Герберт Спенсер — Краткая биография, основные идеи и личная жизнь

Достижения:

Герберт Спенсер английский философ и социолог, известный либеральный политический теоретик девятнадцатого столетия. Как полимат, он внес вклад в широкий круг научных дисциплин, включая этику, религию, экономику, политику, философию, биологию, социологию и психологию.
Теория социального дарвинизма. Спенсер попытался адаптировать теорию Дарвина к человеческому обществу, которая выразилась в теории социального дарвинизма. После прочтения работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов», Спенсер расширил понятие «выживание наиболее приспособленных» на область социологии и этики. Он разработал всеобъемлющую концепцию социо-культурной эволюции как прогрессивного развития физического мира, биологических организмов, человеческого духа, общества и культуры.
Закон равновесия лежит в основе эволюции — при всяком его нарушении природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию.
Синтетическая философия — основывается на применении эволюционной теории в философии, психологии. В своей «Системе синтетической философии», в 10 томах (1855 — 1896), Спенсер утверждает, что физические, органические и социальные сферы связаны между собой и развиваются в соответствии с идентичными эволюционными принципами, предложенных схемой эволюции биологических видов.
«Органическая школа» в социологии. Общество, с его точки зрения — это развивающийся социальный организм, такой же как живой организм биологической науки.
Принцип невмешательства (laissez faire) представляет собой концепцию либеральной экономики, политического индивидуализма и утилитарной этики, основанную на гедонизме.
Принцип индивидуализма лежит в основе философии Спенсера. В «Принципах этики» он был изложен таким образом: «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека». Спенсер защищал такие индивидуальные права личности, как безопасность личности, право на свободное передвижение, свободу совести, речи и печати.
Педагогика. В 1861 году он опубликовал «Педагогику», в которой отстаивал ребенок-центрированный подход и подчеркивал важность науки. Он выступал за естественное развитие интеллекта, создание мотивирующего интереса и роль науки в составлении учебных планов.

Почётные звания, награды:
Основные труды: “Социальная статика (1851), Основы психологии (в одном томе — 1855, в 2-х томах, 1870-1872), Система синтетической философии (1855 — 96), Основные начала (1862), Принципы биологии (1864-67) Основы социологии (1876-96 ), Принципы этики (в 2-х томах 1879-93), Автобиография (в 2-томах) (1904).

Жизнь:

В начале своей карьеры Спенсер несколько месяцев преподавал в школе. В 1837-1846 он работал инженером на Лондонской и Бирмингемской железной дороге и занимался самообразованием. В 1848 году в возрасте 28 лет он переехал в Лондон, где он стал помощником редактора Лондонского еженедельника «Экономист», приверженного принципам свободной торговли и либеральной экономики.
Там он написал свою первую большую книгу «Социальную статику» (1851), в которой он пытался установить природную основу политических действий, приписывая государству лишь задачи минимальной защиты и полицейские функции.
Непрерывно работая над своей книгой, Спенсер терпит убытки и нужду. Только в 1875 году он
получает первую прибыль от издания своих произведений. В 1870-х годах он становится самым знаменитым философом эпохи. Последнюю книгу своего 10-ти томного произведения Спенсер издает осенью 1896 года.

Основные этапы личной жизни:

Полностью посвятив себя работе, Спенсер отказался от личной жизни и всю жизнь оставался холостяком. В 1882 году он посетил Соединенные Штаты Америки и был очень впечатлен тем, что он увидел во время своего триумфального турне.
Спенсер провел свои последние годы продолжая активно работать, при этом пытаясь избегать почестей и должностей, которые предлагал ему целый ряд колледжей и университетов.
Последние десятилетия жизни он провел без жены и детей в полном одиночестве, критически пересматривая и поддавая сомнениям свои прежние взгляды. Так автор идей либерализма, индивидуализма, и свободы личности в конце жизни становится противником предоставления женщинам права голоса.
Герберт Спенсер умер в Брайтоне 8 декабря 1903.
Спенсер был похоронен на Восточном кладбище Хайгейт в Лондоне, Англия.

Герберт Спенсер — 200 лет идеологу позитивизма и женоненавистнику

«Поклонение героям наиболее развито там, где не развито уважение к человеческой свободе» Герберт Спенсер (1820—1903).

200 лет назад родился Герберт Спенсер (Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английский философ и социолог, биолог, антрополог, психолог и педагог, виднейший представитель британского позитивизма, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии, идеолог либерализма.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Дядя, отец и дед его были учителями. Настолько плохое здоровье имел Герберт, что родители его даже теряли несколько раз надежду на то, что мальчик выживет. В детстве он не проявлял каких-либо феноменальных способностей, научился читать лишь в 8 лет, правда, книги не сильно его интересовали. Из-за плохого здоровья до 13 лет не посещал школу и получал домашнее образование. Герберт Спенсер в школе был ленив и рассеян, к тому же упрям и непослушен. Его воспитанием дома занимался отец, который хотел, чтобы сын приобрел неординарное и самостоятельное мышление. Герберт благодаря физическим упражнениям поправил свое здоровье.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде — тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Университетском колледже и от членства в Королевском обществе).

Его биография полна неожиданных поворотов. Наверное, он бы очень удивил современных кадровиков.
Был учителем. С 1837 года работал инженером на строительстве железной дороги, изобрел даже специальный инструмент («велосиметр»), предназначенный для измерения скорости поездов.
В 1841 году ушёл с работы и занялся самообразованием. В 1843 возглавил инженерное бюро, в 1846 получил патент на пилильно-строгальную машину. Вскоре решил заняться журналистикой. В 1848—1853 годах работал журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Г. Льюисом, Т. Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом. В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.
Однако этим планам не суждено было реализоваться — познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста «слишком развита». В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.
М-да, философу хотелось, чтобы его невеста была дурочкой?

Умер Спенсер в Брайтоне после тяжелой и продолжительной болезни 8 декабря 1903 года, дожив до 83 лет. Похоронен на Хайгейтском кладбище в Лондоне.

Британский мыслитель придерживался позитивизма — философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.
Постепенно у Спенсера начинает складываться собственная система. На нее оказали влияние эмпиризм его предшественников, главным образом Милля и Юма, критицизм Канта, преломленный через призму Гамильтона (представителя школы так называемого «здравого смысла»), а также позитивизм Конта и натурфилософия Шеллинга. Однако главной идеей его философской системы являлась идея развития.

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.Но были в этом и свои недостатки. Например, он, подобно Конту, не знал совершенно немецкого языка, поэтому труды философов, писавших на нем, в оригинале читать не мог. К тому же в течение первой половины 19 века в Англии оставались неизвестными немецкие мыслители (Шеллинг, Фихте, Кант и др.). Только с конца 1820-х годов начинают англичане знакомиться с авторами из Германии. Первые переводы при этом были очень низкого качества.

Первая работа Спенсера, озаглавленная как «Социальная статика», вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.

Ключом к его системе объединённой науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852 году, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра.

Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретённых в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.
Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распространяются им и на область биологии, психологии, социологии, этики (привело его к их биологизации).

Взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений. Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» позже использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган

Читайте также  Татьяна мингалимова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1858 году Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» (A System of Synthetic Philosophy), которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в «Основных началах». В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (The Principles of Biology, 2 vol., 1864—1867); «Принципы психологии» (The Principles of Psychology, в одном томе — 1855, в 2-х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (The Principles of Sociology, 3 vol., 1876—1896), «Принципы этики» (The Principles of Ethics, 2 vol., 1892—1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics, 1851) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology, 1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology, 1873—1881). Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма изложен в «Принципах этики»:
Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography, 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно.

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:
безопасность личности,
свободное передвижение,
свобода совести,
свобода речи,
свобода печати и др.

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права — нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам.
Современные феминистки его бы заклевали, как «мужскую шовинистическую свинью».

Спенсер был также открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.
Свою педагогическую концепцию Спенсер подчинил идее «полноты жизни»: самосохранение; заработок; знание о воспитании детей, о социальной и политической конкуренции; умение наслаждаться искусством.
В США где его книга «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (1860) издавалась десятки раз. Он способствовал становлению прагматической педагогики Джеймса и отчасти – Дьюи, а в практике школы – сдвигу учебного плана к естественнонаучному и утилитарному образованию.

Спенсер известен также тем, что предложил разрешение парадокса курицы и яйца: «Курица — лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», — редуцировав таким образом один из объектов.

922,Герберт Спенсер: биография

англ. Herbert Spencer

британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеолог либерализма

27 апреля 1820 — 8 декабря 1903

Детство и ранние годы

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он возглавлял школу, проповедовавшую прогрессивные методы обучения Иоганна Генриха Песталоцци. Он также был секретарём Философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители Философской школы познакомили мальчика с додарвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, Реверенд Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучив его математике, физике и латыни. Он же привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

Краткая биография

Герберт Спенсер — английский философ, один из самых выдающихся социологов, создатель органической школы социологии, один из основателей позитивизма — родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир). Здоровье его постоянно внушало родителям опасения. В раннем детстве и в школьные годы Герберт не блистал познаниями, не слушался родителей. Отец приложил много сил, чтобы воспитать у мальчика оригинальное мышление, а физические упражнения помогли тому значительно окрепнуть.

Тринадцатилетним подростком Спенсера отправили к дяде-священнику на воспитание. Дядя настоял, чтобы племянник поступил в Кембридж, но дело ограничилось трехлетним подготовительным курсом. Спенсер, уехав в родной город, занимался самообразованием и впоследствии ни разу не пожалел, что у него не было университетского диплома. Будучи продолжателем учительской династии, Спенсер несколько месяцев после получения среднего образования проработал в школе. Несмотря на явный педагогический дар, сам он проявлял большего интереса к технике и математике, хорошо знал их. Он с удовольствием принял предложение стать инженером на строящейся железной дороге.

В 1841 г. Герберт оставил работу, осознав, что на ней он не станет материально обеспеченным человеком. На протяжении двух лет он, повышая уровень образования, изучает классическую философию. На этом же этапе биографии появляются в печати его первые работы. В течение 1843-1846 гг. он вновь работает инженером, но при этом его все больше увлекает политика. Получив в 1846 г. несколько патентов на изобретения, Спенсер прекращает карьеру инженера и направляет силы на журналистику. В 1848 г. становится помощником редактора журнала «Экономист», в котором на протяжении в 1848-1853 гг. выходят его статьи, освещающие экономические проблемы.

Целое десятилетие (1848-1858) у него уходит на разработку плана, который объединил бы всю философию в единое целое с главенствующей идеей развития. В 1850 г. публикуется книга Спенсера «Социальная статистика», которая имела немалый успех и вдохновила автора на новые работы. В 1852 г. он продолжает формулировать свою систему в статье «Гипотеза развития», предвосхищая дарвинскую теорию эволюции животного мира. В конце 50-х гг. Спенсером были сделаны наброски главного труда его жизни — «Синтетической философии», который в общей сложности займет у него 36 лет жизни. Благодаря этой работе он заслужит репутацию гениальнейшего философа своего времени.

Решившись в 1858 г. привлечь читателей к подписке на издание этого труда, он на протяжении 1860-1863 гг. публикует материалы, после чего сталкивается с большими материальными трудностями. Систематически работать ему мешает нервное переутомление. В 1865 г. подписчики получили новость о том, что серия не может выходить дальше, но через два года полученное от отца небольшое наследство и помощь нового знакомого, американца Юманса, помогают ему возобновить публикацию. В США Спенсер становится более известным, чем у себя на родине. В 1875 г. издание его сочинений наконец позволяет получить первые прибыли.

В 1886 г. из-за отсутствия сил для продолжения работы он приостановил ее на целых четыре года, однако дух его не был сломлен изматывающими физическими страданиями. В 1896 г. увидел свет последний том важнейшего труда Спенсера. Всю жизнь мучаясь из-за проблем со здоровьем, Спенсер, тем не менее, дожил до глубокой старости и скончался в Брайтоне 8 декабря 1903 г.

Философская деятельность

Не найдя себе применение в области интеллектуальных знаний и профессиональных специальностей, Герберт работает инженером путей сообщения на железной дороге. Но в это же время он издаёт провинциальные журналы, нонконформистские по взглядам на религию и радикальные в своих политических идеях. С 1848 г. по 1853 г. Спенсер является помощником редактора физиократического журнала “The Economist”. Одновременно, он пишет свою первую работу, «Социальная статистика» (1851 г.). Издатель, взявшийся за публикацию книги, Джон Чапман, представляет Спенсера ведущим прогрессивным умам своего времени – Джону Стюарту Миллу, Гариетте Мартино, Джорджу Генри Льюису и Мэри Энн Эванс. Как раз в это время Спенсер знакомится с биологом Томасом Генри Хаксли, с которыми в дальнейшем их свяжет близкая дружба. С помощью Льюиса и Эванс Спенсер знакомится с «Системой логики» Джона Стюарта Милла и позитивизмом Огюста Конта. Всё это ляжет основу его второй книги, «Принципы психологии» (1855 г.). К изучению психологии его приводит истинное стремление установления единства естественного права. Как и большинство мыслителей того времени, Спенсер был буквально одержим идеей доказательства того, что любое явление во Вселенной, включая общечеловеческую культуру, можно объяснить законами универсального характера. Это убеждение шло вразрез с современными ему богословскими представлениями, гласившими, что ряд элементов создания – как, например, душа человека – находится за пределами научных исследований. В 1858 г. у Спенсера начинают формироваться взгляды, которые приведут к написанию «Системы синтетической философии», целью которой является демонстрация применения принципов эволюции в биологии, психологии, социологии и этике. Этой работе, которая будет состоять из десяти томов, Спенсер посвятит почти всю свою оставшуюся жизнь.

Поздние годы

К 1870-м г.г. Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его работы получают широкую известность, принося автору немалый доход от продаж. На этот доход, а также на гонорары за свои постоянные труды на поприще викторианской журналистики, он и живёт. Статьи, написанные им для викторианских журналов, позднее будут объединены в собрание «Эссе». Работы его будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский языки, а также многие другие языки мира. В станах Европы и Северной Америки Спенсер получает многочисленные почести и награды. Он становится членом “Athenaeum” – привилегированного клуба джентльменов в Лондоне, открытого лишь для самых выдающихся деятелей искусства и науки. Спенсер также вступает в ряды престижного клуба “X” – общества, основанного Т. Г. Хаксли, в котором имели честь состоять лишь девять человек, самых влиятельных мыслителей викторианской эпохи. Встречи общества проходили ежемесячно. Среди них, помимо Спенсера и Хаксли, были также философ-физик Джон Тиндаль и кузен Дарвина, банкир и биолог сэр Джон Лаббок. Гостями клуба “X” были сам Чарльз Дарвин и Герман фон Гельмгольц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру занять особое положение в научном мире. Даже разбогатев, Спенсер так и не обзавёлся собственным домом. Всю жизнь он оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни он проводит в одиночестве и всё больше разочаровывается в собственных прежних взглядах. В конце жизни он становится ипохондриком и беспрестанно жалуется на боли и душевные расстройства. В противовес своим ранним теориям относительно защиты прав женщин и национализации земли, изложенным в «Социальной статистике», в свой поздний период Спенсер становится ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он чётко излагает в своей работе «Человек и государство». В 1902 г., за год до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Критика

Критики утверждают, что взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений. Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган и гомосексуалов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: