Эдвард мунк — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Почему художника Мунка охраняли чёрные ангелы и другие малоизвестные факты из жизни «нервного гения»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Трудное детсво

Он родился в Адальсбруке и примерно через год семейство переехало в Осло. Когда Эдварду исполнилось пять лет, его мать скончалась от туберкулёза, а через девять лет умерла и его старшая сестра. Его младшая сестра страдала психическими расстройствами и была помещена в психиатрическую лечебницу, в то время как его деспотичный отец был склонен к приступам ярости.

Все эти малоприятные события привели к тому, что художник стал частенько изображать их в своих работах, упоминая о том, что болезнь, безумие и смерть были чёрными ангелами, которые охраняли его колыбель, сопровождая на протяжении всей жизни.

Будучи хрупким ребёнком, Эдварду часто приходилось месяцами не ходить в школу, но он нашёл спасение в рассказах о привидениях Эдгара Аллена По и в том, что научился рисовать.

2. Богема Кристиании

Сначала Эдвард изучал инженерное дело, но в конце концов бросил учёбу, к большому разочарованию своего отца, и поступил в Королевскую школу искусств и дизайна Осло. Живя в Осло, он подружился с богемной группой художников и писателей, известной как Богема Кристиании.

Группу возглавлял писатель и философ Ханс Хенрик Йегер, который верил в дух свободной любви и творческого самовыражения. Художественные интересы Эдварда поощрялись различными старшими членами клуба, которые убеждали его рисовать на основе личного опыта, как это видно в ранних, убитых горем работах, таких как «Больной ребёнок», дань памяти умершей сестре Мунка.

3. Влияние импрессионизма

После поездки в Париж Эдвард перенял стиль французского импрессионизма, рисуя более светлыми красками и свободными, плавными мазками кисти. Всего лишь год спустя он был привлечён к Постимпрессионистскому стилю Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Тулуз Лотрека, переняв их обостренное чувство реальности, яркие цвета и свободные, блуждающие линии.

Интерес к синтетизму и символизму побудил его ещё глубже проникнуть внутрь себя в поисках художественного вдохновения и изучения внутренних страхов, а также самых сокровенных желаний. После смерти отца он написал в своей памяти интроспективную и меланхоличную «Ночь в Сен-Клу».

4. Скандал в Берлине

К 1892 году Эдвард разработал фирменный стиль свободных плавных линий в сочетании с интенсивными, повышенными цветами и выразительно обработанными красками, элементами, которые добавляли драматический эффект его эмоциональным предметам.

Переехав в Берлин, он провёл персональную выставку в союзе берлинских художников, но откровенные изображения наготы, эротизма и смерти в сочетании с грубо нанесёнными красками вызвали такой шум, что выставку пришлось закрыть. Однако художник извлёк выгоду из скандала, который сделал его довольно известным в Германии. Он продолжал развивать и демонстрировать свои работы в Берлине в течение следующих нескольких лет.

5. Фриз жизни

1890-е годы были самым плодотворным периодом в карьере Эдварда, когда он закрепил свои навязчивые идеи о эротизме, изоляции, смерти и потере в огромном количестве картин и рисунков. Он использовал различные новые средства для выражения своих идей, в том числе гравюры в форме офортов, ксилографии и литографии, а также фотографии.

С 1893 года он начал работать над своей огромной сюитой из двадцати двух картин под названием «Фриз жизни». Серия следовала повествовательной последовательности от пробуждения любви между мужчиной и женщиной до момента зачатия, как это видно в эротической «Мадонне», до их упадка в смерть.

В конце 1890-х годов он предпочитал изображать фигуры в воображаемых, символических пейзажах, которые стали представлять путешествие жизни, хотя места часто основывались на сельской местности вокруг Осло, куда он часто возвращался.

6. Переменчивое искусство

Эдвард никогда не был женат, но он часто изображал отношения между мужчинами и женщинами, которые были наполнены напряжением. В таких произведениях, как «Два человека», каждая фигура стоит особняком, как будто между ними пролегла пропасть. Он даже изображал женщин как фигуры угрозы, как видно из его серии вампиров, где женщина кусает мужчину за шею.

Его искусство отражало меняющиеся времена, в которые он жил, поскольку традиционные религиозные и семейные ценности были заменены новой, богемной культурой по всей Европе. Самый известный мотив Мунка «Крик», из которого он сделал несколько версий, стал воплощением культурных тревог того времени и был сопоставлен с экзистенциализмом ХХ века.

7. Нервный срыв

Декадентский образ жизни Эдварда и чрезмерная загруженность в конце концов настигли его, в результате чего он перенёс нервный срыв. Художник был госпитализирован в Копенгаген и провёл восемь месяцев на строгой диете и электрошоковой терапией.

Находясь в больнице, он продолжал создавать различные произведения искусства, в том числе серию «Альфа и Омега», в которой исследовал свои отношения с окружающими его людьми, включая друзей и любовников. После выхода из больницы Эдвард вернулся в Норвегию и жил в тихой изоляции по указанию своих врачей.

Его работа перешла в более спокойный, менее напряжённый стиль, поскольку он захватил естественный свет норвежского пейзажа и его красоту, как видно на картине «Солнце».

Различные автопортреты того времени имели более мрачный, меланхоличный тон, показывая его постоянную озабоченность смертью. Несмотря на это, он прожил долгую, плодотворную жизнь и умер в возрасте восьмидесяти лет в маленьком городке Экели под Осло. Музей Мунка был построен в Осло в 1963 году в его честь, прославляя огромное и обширное наследие, которое он оставил после себя.

8. Наследие

Работы Мунка находятся в музейных коллекциях по всему миру, а его картины, рисунки и гравюры достигают ошеломляюще высоких цен на аукционах, достигающих нескольких миллионов за картину, что делает его фаворитом среди государственных и частных коллекционеров.

Несмотря на то, что Эдвард никогда не был женат, у него была бурная личная жизнь. Однажды из-за своей связи с богатой молодой женщиной по имени Тулла Ларсен, художник получил огнестрельное ранение в левую руку.

Он купил свой первый фотоаппарат в Берлине в 1902 году и часто фотографировал себя, как обнажённого, так и одетого, что может быть одним из самых ранних примеров селфи, когда-либо записанных.

За свою карьеру Эдвард создал огромное количество работ, в том числе более тысячи картин, четырёх тысяч рисунков и почти шестнадцати тысяч гравюр. Хотя он наиболее известен как художник, Эдвард совершил самую настоящую революцию в современной гравюре, открыв среду для нового поколения. Методы, которые он исследовал, включали офорты, ксилографии и литографии.

Будучи увлечённым писателем, он писал дневниковые записи, рассказы и стихи, размышляя на такие темы, как природа, отношения и одиночество. Самый известный мотив Эдварда, «Крик», был предметом более чем четырёх различных работ. Существуют две раскрашенные версии, и ещё две сделаны пастелью на бумаге. Он также воспроизвёл изображение в виде литографической печати, с небольшим тиражом.

В 1994 году двое мужчин средь бела дня проникли в музей Осло, украв картину «Крик» и оставив записку, где высмеяли охрану. Преступники потребовали выкуп в размере одного миллиона долларов, который музей отказался выплатить, а норвежская полиция в конце концов вернула неповреждённую работу в том же году.

Наряду со многими своими современниками-авангардистами, искусство Мунка было признано «дегенеративным искусством» Адольфом Гитлером и нацистской партией, в результате чего восемьдесят две его картины были конфискованы из немецких музеев в начале Второй мировой войны. Семьдесят одна из работ были восстановлены в норвежских музеях после войны, в то время как последние одиннадцать, так и не были найдены.

Спустя много лет после своей смерти художник был удостоен чести на родине в Норвегии, тем, что его изображение было напечатано на банкноте в тысячу крон в 2001 году, а на реверсе была изображена деталь его культовой картины «Солнце».

Несомненно, творчество Эдварда Мунка бесценно, а его вклад в искусство – неоспорим. Но тем не менее, работы Паоло Веронезе и по сей день мало кого оставляют равнодушным . Пожалуй, он один из немногих художников, который может похвастаться столь огромной популярностью как при жизни, так и после неё, а его картинами восхищался сам Гёте.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Эдвард Мунк – биография, фото, личная жизнь, картины

Эдвард Мунк: биография

С картиной Эдварда Мунка «Крик» сейчас знакомы гораздо лучше, чем с биографией норвежского художника. Жизнь его, мрачная и мучительная, была наполнена смертью, психическими расстройствами, разочарованием. На закате своих дней Эдвард Мунк оставил запись в дневнике:

«Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

Детство и юность

Эдвард родился 12 декабря 1863 года в норвежском городе Лётен в семье Кристиана Мунка и Лауры Катрины Бьёльстад. У мальчика была старшая сестра Юханна София и две младшие — Игнер и Лаура, а также брат Андреас. Детство будущего художника проходило в переездах: отчасти из-за профессии Кристиана — военный врач, отчасти в поисках более дешевого жилья.

Эдвард Мунк и его сестра Ингер

Хотя семья Мунк жила бедно, к их роду примыкали влиятельные творческие личности. Так, дальним родственником был художник Якоб Мунк. Дедушка Эдварда запомнился миру как талантливый проповедник, а брат Кристиана, Петер Андреас – выдающийся историк.

Когда маленькому Эдварду исполнилось 5 лет, мать умерла от туберкулеза, и хозяйство на себя взяла ее сестра Карен. Кристиан, будучи человеком религиозным, после смерти супруги впал в фанатизм. Он рассказывал сыновьям и дочерям холодившие кровь истории про ад, и на почве этого Эдварду часто снились кошмары. Чтобы сбежать от тревожных видений, мальчик рисовал. Уже тогда его эскизы выглядели талантливо.

Эдвард Мунк

В 1877 году от туберкулеза умерла старшая сестра Эдварда, София. Молодой человек был с ней близок, поэтому тяжело воспринял утрату. Печальное событие стало причиной разочарования в вере. В дневнике Мунк вспоминал, что отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки», но это никак не помогало девушке выздороветь. Дни, проведенные с умирающей сестрой, позже отразились в картинах «Больная девочка» и «Весна».

Читайте также  Юрий ицков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Болезни так или иначе преследовали семью Мунк. Вскоре после кончины Софи еще одна сестра Эдварда, Лаура, начала странно себя вести. Она часто тревожилась, закатывала истерики, в другие дни сидела тихо и ни с кем не разговаривала. Ей диагностировали шизофрению.

Автопортрет Эдварда Мунка

Кристиан видел в сыне инженера, поэтому в 1879 году, в 16 лет, Эдвард поступил в технический колледж. Ему легко давались физика, химия и математика. Несмотря на успехи, спустя год молодой человек отчислился, решив стать художником. Начинания мальчика отец не поддерживал: он считал занятия творчеством пошлыми. Несмотря на протесты, в 1881-м юный живописец поступил в Королевскую школу рисования в Осло.

В 1883 году имя Эдварда Мунка впервые услышали в норвежском обществе. В качестве творческого дебюта экспрессионист представил «Этюд головы». С этого началось становление великого художника.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

«Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин. Картины Мунка значительно снизили уровень выставки».

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

Картина Эдварда Мунка «Больная девочка»

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

Картина Эдварда Мунка «Весна»

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

«Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают…».

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями, солнце садилось, неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом, мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

«Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Эдвард
Мунк

Биография и информация

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк – 23 января 1944, Экелю, близ Осло ) – норвежский художник с тревожным, северным, обреченным, пророческим мироощущением, которое и легло в основу его живописного стиля – экспрессионизма.

Особенности творчества художника Эдварда Мунка: большую часть жизни Мунк работал над большим циклом «о любви, жизни и смерти», который он назвал «Фриз жизни». В него входят все самые известные и знаковые работы художника. Трагические, нервные, обреченные, полные оправданных и необъяснимых предчувствий, его картины выстроены на жестком контрасте цвета, резкости форм, неотвратимой ритмичности композиции.

Норвежский художник Эдвард Мунк – человек севера: со сложным противоречивым характером, со слабым здоровьем и повышенной чувствительностью к переменам природы и погоды. Только здесь, на севере, мог зародиться и экспрессионизм – страстный, нервный, глубокий, оппонирующий легкому южному импрессионизму.

Несколько странностей Мунка

Мунк ненавидел писать пальцы, женскую грудь, уши и ногти, не любил цветов у себя в комнате, не переносил процесса их увядания, в простых поступках друзей видел происки врагов… Больной, подозрительный, раздражительный, но при этом невероятный рассказчик с острым чувством юмора, завсегдатай собраний творческой элиты Осло, Берлина и Парижа.

Эдвард Мунк был очень привлекательным мужчиной, но на автопортретах всегда безжалостно прибавлял себе несколько лет и морщин, смотрел с полотен жестко и всегда без улыбки.

Барышни безвозвратно теряли голову от его импозантной викинговской внешности в сочетании с загадочной скромностью, но сам Мунк сбегал от женщин, которые и так совсем ненадолго появлялись в его жизни. Иногда буквально – сбегал. Например, молча вставал и просто пересаживался на другой поезд посреди медового путешествия.

Критики не щадили Мунка: издевательства над его художественными приемами и отдельными картинами были ядовитыми и изощренными. Но при этом его можно назвать настоящим счастливчиком – он продал первые картины в 18 лет и стал первым норвежским художником, чья персональная выставка прошла в Осло. Мунку было тогда всего 26!

Читайте также  Big russian boss - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он был внутренне связан с морем, как истинный норвежец, считал, что море должно быть видно из любой точки города, но когда поселился наконец в собственной усадьбе Экелю, обнес открытую мастерскую 4-метровым забором.

Странности характера и поведения художника – это проявления внутренней свободы, искреннего и не связанного канонами творчества. «Нужно прекратить писать вяжущих женщин и читающих мужчин. Я буду писать людей дышащих, чувствующих, любящих и страдающих. Люди должны проникаться святостью этого и снимать перед картинами шляпы, как в церкви», — мечтал Мунк. Так и есть, снимают шляпы.

Страх жизни

В центре Осло, в доме на улице на Пилестредет, где прошло детство Мунка, во всю кирпичную стену – одна из самых замечательных репродукций «Крика». Черной краской по необработанному кирпичу. Все очень верно и уместно: источник мунковского беспокойного, нервного мироощущения именно здесь, в детстве.

Когда-то дома было весело, отец рассказывал чудесные истории, мама была жива. Эдварду было 5 лет, когда она умерла и когда папа перестал выдумывать сказки и начал читать Библию. Через 9 лет умерла и 15-летняя сестра София. Болезнь и страх – два самых сильных и прочных ощущения детства, да и всей последующей жизни.

С 1879 года Эдвард дисциплинированно учится на инженера, но ему понадобится всего год, чтобы понять: он хочет быть художником. Одна из самых главных женщин в жизни будущего художника — тетя Карен. Это она дает ему первые уроки рисования и уговаривает недовольного отца, военного врача Кристиана Мунка, дать молодому человеку шанс исполнить мечту.

Рождение любви

И тогда начинается настоящая жизнь, легкая, пьянящая, свободная. Уже в 1881 году Эдвард учится в королевской школе рисунка, продает первые картины, снимает студию вместе с друзьями прямо в центре Осло, а через несколько лет получает государственную стипендию и продолжает обучение во Франции. Стипендии будут сыпаться одна за другой, давая возможность молодому художнику жить попеременно в Ницце, Норвегии, Берлине, Париже и создавать самые первые скандальные и гениальные полотна: «Больная девочка», «На следующий день».

Каждая из этих картин вызывает излияния яда и негодования со стороны критики: «…это не руки, а рыба в креветочном соусе» , «…доколе пьяным проституткам Мунка дозволено будет отсыпаться в Национальной галерее» и в том же духе.

Со скандалом открылась и быстро закрылась и первая персональная выставка Эдварда Мунка в Берлине в 1892 году. Но с каждым новым скандалом к художнику приходит признание и уважение коллег, друзей-литераторов, известных и богатых ценителей искусства.

Расцвет и закат любви

В 1891 году в Берлине Мунк начинает работу над самым главным, сложным и неоднозначным, произведением – «Фризом жизни», работа над которым продлится 30 лет. В эту симфонию жизни, смерти, страха, любви и наслаждения войдут все его самые знаменитые картины: «Крик», «Мадонна», «Пепел» (1, 2) и еще десятки. И впервые в задуманной художником последовательности они появятся в галерее Берлинского Сецессиона в 1903 году.

Мунк с удовольствием вливается в богемные собрания литераторов и художников, приводит в литературный кружок «У черного поросенка» рыжеволосую красавицу Дагни Юэль, которая надолго станет его музой и натурщицей для самых чувственных картин, а потом – женой мунковского друга Пшебышевского. Он увязает в своем самом мучительном, сладком и долгом романе с красоткой Туллой Ларсен, который закончился попыткой Туллы покончить с собой и простреленным пальцем Мунка.

С рождения болезненный и впечатлительный, страдающий от одиночества и мании преследования, художник не выдерживает испытания алкоголем и людьми и в 1908 году ложится в больницу с нервным срывом.

Смерть

С 1913 года начинаются поистине успешные годы художника Мунка, что, впрочем, не делает его счастливым и спокойным. С картинами он расстается трудно, удачные продает с болью, неудачные с отчаяньем. Цены на его работы растут с каждым годом, и он запросто мог бы стать миллионером. Мунка приглашают расписывать актовый зал университета в Осло, ратушу, театр, создавать декорации к ибсеновским пьесам, его зовут с выставками в Париж, Вену, Прагу, Мюнхен, Дрезден, Копенгаген, В Англию и даже в Америку.

Но умрет Эдвард Мунк в 1944 году в одиночестве, в своем особняке, в городе, оккупированном немцами. Теми немцами, которые, оказавшись у власти, брезгливо избавились от полотен Мунка, распродав их из немецких музеев в частные коллекции.

Эдвард Мунк оголённый нерв

Эдвард Мунк – норвежский художник-экспрессионист, истинно северный человек с непростым характером, тревожным мироощущением, чувствительный к природным и межличностным метаморфозам, полный противоречий и диссонансов. Такой стала и его живопись, причины же раскрывает биография Эдварда Мунка.

Детство

Родился 12 декабря 1863 года в норвежском городке Лётен. Отец, Кристиан Мунк, был военным врачом из семьи известного проповедника, мать, Лаура Катрина Мунк, занималась детьми. Эдвард стал вторым ребёнком (у него была старшая сестра Юханна София), позже появилось ещё трое детей, брат Андреас и две сестры Ингер и Лаура. Семья часто переезжала с места на место, как того требовала служба главы семейства. Жили экономно, но родители к детям были внимательны и их воспитанию уделялось много времени.

В пять лет Эдвард потерял мать (она умерла от туберкулёза), хозяйство стала вести её сестра Карен. Именно тётя учила детей рисовать, отвлекая их от потери. Но отец, излишне увлечённый проповедями, невольно нагонял страху так, что впечатлительного мальчика начали преследовать ночные кошмары. Неустойчивое психологическое состояние вкупе со слабым здоровьем обострилось со смертью старшей сестры, которую он очень любил (также умерла от туберкулёза). Вскоре психические отклонения настигли младшую, Лауру, которой впоследствии диагностировали шизофрению.

Детские впечатления самые сильные, поэтому неудивительно, что страх поселился в душе чуткого и мнительного Эдварда на всю жизнь.

Юношество

В 1879 году способный к точным наукам Мунк с одобрения отца поступил в технический колледж. Одного года обучения хватило, чтобы понять: его призвание не инженерия, а художественное искусство. Вот что всё больше увлекает и чему надо учиться.

Отец, конечно, был не доволен, но тётушка, друзья и знакомые, не равнодушные к судьбе юноши, сумели убедить того не препятствовать сыну.

В 1881 году Эдвард стал студентом Королевской школы рисования. Наступило время пьянящей свободы. Появились новые друзья, общение с которыми было лёгким и беззаботным. С ними, соратниками по искусству, Эдвард поселяется в центре Христиании (ныне Осло). Вскоре начинающий художник уже завсегдатай богемных вечеринок. Так же легко, как налаживание взаимоотношений с яркими писателями и художниками, давались Мунку премудрости рисования. В 1883 году он не раз выставляется – влиятельные поклонники ходатайствуют о молодом даровании, и в 1884-м он уже стипендиат и едет во Францию. Цель – посещение Парижского салона.

В 1885 году Мунк, у которого не было никакого опыта в любовных делах, увлекается замужней женщиной, а та просто играла и кокетничала с милым юношей, смешным своей серьёзностью. Эдвард испытал все муки сердца, пока отношения себя не изжили, и не оставил ни единого портрета первой возлюбленной.

Поиски себя

Переживания усугубились злой критикой выстраданной картины «Больная девочка», написанной в 1886 году. Сюжет её был основан на горестных воспоминаниях о несчастной умершей сестре, и молодой живописец вложил в картину немало собственной боли. Это было глубоко личное – тем болезненнее воспринимал Мунк резкие эпитеты по отношению к своей работе.

Пришлось прижать собственное «я», сменив стиль на более консервативный: в 1887 году художник написал «Юриспруденцию», в 1889-м – импрессионистскую «Весну» и несколько других, не шокирующих публику, картин. Эти шаги успокоили критиков и начальство, Мунку снова выделяют стипендию.

В это же время, побывав с семьёй на отдыхе в прибрежном городке Осгорстранн в 100 км южнее столицы, влюбился в это тихое место. Впоследствии художник купит здесь дом, в котором создаст немало шедевров.

Снова Париж: поиски продолжаются и новый удар

Приехав в 1889 году во Францию, Мунк идёт учиться в мастерскую Бонна, известного портретиста. Тот нередко делал замечания по поводу применяемых учеником цветов, но в целом хвалил его. Кроме занятий, молодой ищущий художник посещал выставки, музеи, а после увиденного пробовал себя в разных направлениях, к примеру, как импрессионист и пуантилист.

В конце года получает из дома печальную новость – умер его отец. Хотя теплоты в отношениях давно не стало (отец ворчал по поводу влияния богемной жизни на сына и его дружбы со странными личностями), смерть родителя стала для Эдварда потрясением. К тому же он не смог с отцом попрощаться – письмо запоздало. В результате на него обрушивается депрессия: он обрывает все связи, бросает учёбу, замыкается, допуская к себе лишь одного человека (датчанина Эмануэля Голдштейна, поэта, ставшего другом).

В этот тяжёлый период происходит переосмысление всей жизни, и художник, отринув всё напускное, с его точки зрения, выводит на первый план истинные чувства реальных людей, которые «дышат и чувствуют, любят и страдают…» Результатом тягостных дум становится картина под названием «Ночь в Сен-Клу», произведение искусства замешивания красок на слезах.

Возвращение, утверждение

Оправившись к лету 1890 года, Мунк едет в Христианию и принимает участие в выставке. На этот раз среди отзывов доминируют положительные – публику всё больше привлекает индивидуальность художника, как в красках, так и в линиях.

Осенью снова в путь – Ницца, Париж, затем снова Норвегия. Проветрившись, окончательно убеждается, что не следует бояться проявлять себя в своих же картинах и утверждается в собственном, отличном от других, стиле живописи, фирменном экспрессионизме.

Персональная выставка 1892 года на родине выявила новых горячих и влиятельных поклонников, которым удалось устроить такое же мероприятие в Берлине. Но здесь уже произошло столкновение новаторов и консерваторов, а Мунк, после обретения почвы под ногами в виде собственных твёрдых убеждений, теперь относился к подобному иронично, всякие насмешки отскакивали от него, нисколько не задевая.

Читайте также  Эмпедокл - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В этот период (несколько лет) Мунк живёт на три города: Христианию, Берлин и Париж. Вынашивает грандиозные творческие планы, в частности цикл работ под названием «Фриз жизни». Определив для себя, что любовь, жизнь и смерть – главные аспекты бытия, погружается в эту работу на все 1890-е. В Париже в 1896-м взбирается на вершину творческого бомонда: знакомится с Гогеном, Дени, Бернаром.

Очередной роман

В 1898 году Эдвард стал предметом страстной любви. Тулла Ларсен, которой художник сначала отвечал взаимностью, со временем стала излишне навязчивой, что пугало Мунка. Он не знал, как высвободиться из этих становящихся нездоровыми отношений. Тулла, чувствуя охлаждение со стороны своего мужчины, прибегла к демонстративной попытке самоубийства, чем на время вернула внимание испуганного Мунка. Но, видно, чаша была переполнена: в 1902 году в результате ссоры художник оказался с простреленной рукой. Возможно, он отбирал револьвер у женщины при очередных её угрозах самоубийства. На этом они расстались, но эмоционально художник был выжат.

Погружение в искусство

В 1902 году живопись всё более захватывает Мунка: жизненный опыт растёт, профессиональное мастерство тоже, вот они и соединяются на полотнах в виде символов и аллегорий. Солнечная беззаботность импрессионистов не для него, но чувства, и скрытые, и кричащие одновременно, были его религией. В Берлине впервые выставлен «Фриз жизни», немедленно приведя к мастеру новых поклонников и покровителей. Вслед за ними пресса наполнилась хвалебными отзывами.

Но Мунк не в силах ликовать, он слишком измотан: и слабым от рождения здоровьем, и душевными страданиями с самого детства, и тяжёлыми романами. Казалось, он разучился радоваться и доверять людям, нормальному общению мешали вспыльчивость и подозрительность художника, которые усугублялись с каждым годом. Нервные срывы стали случаться всё чаще, в конце концов приведя Мунка в 1908 году в психиатрическую клинику. Полгода, которые он провёл здесь, художник не оставлял занятий – это была потребность изливать душу посредством рисунков.

Поздние годы

Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.

В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.

В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.

Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.

Наследие мастера

В Осло в 1963 году был открыт Музей Мунка, основу экспозиции которого составила коллекция из тысяч полотен, гравюр, рисунков, дневников и рукописей. Благодаря автобиографичным записям Мунк становится во многом понятен: «Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем… Над сине-чёрным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени… И я услышал бесконечный крик, пронзающий природу».

Работы художника – дорогие и желанные лоты аукционов, не раз ставившие ценовые рекорды. Так одна версия «Крика» в 2013 году стала самой дорогой на тот момент картиной в мире (продана почти за 120 млн. долларов).

Краткий список самых знаменитых произведений:

  • Крик (четыре экземпляра) – 1893-1910;
  • Мадонна (в пяти вариантах) – 1893-1894;
  • Больная девочка – 1886;
  • Меланхолия – 1892;
  • Танец жизни – 1900;
  • Пепел – 1894;
  • Голос – 1893;
  • Вечер на улице Карла Юхана – 1894.

Сегодня наследие Мунка из Музея его имени в Осло объявлено общественным достоянием. Но всё же лучше бы человеку никогда не чувствовать так, как чувствовал и страдал Мунк.

О чем молчит «Крик» Эдварда Мунка: несколько тайн знаменитой картины

«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины»: история художника Эдварда Мунка, который так и не встретил свою единственную

Картины художников — это не просто произведения искусства. За каждой из них стоят истории, зная которые, можно совершенно иначе взглянуть на то или иное полотно. В случае с Эдвардом Мунком, чья выставка открыта в Третьяковской галерее до 14 июля, многие из этих историй связаны с женщинами. Рассказываем, кого любил этот гениальный человек, а кого ненавидел.

Уже больше месяца около Третьяковской галереи ежедневно выстраивается очередь — в одном из главных российских музеев открылась выставка Эдварда Мунка. Даже те, кто не знаком с творчеством этого художника, знают его самую известную картину «Крик».

Глядя на искаженное в ужасе лицо героя, нельзя не почувствовать всю ту силу ужаса и эмоциональный накал, которые художник вложил в свое произведение. Этим Мунк особенно выделялся на фоне других творцов. Он и сам не скрывал, что вдохновлялся людскими тревогами и переживаниями и без зазрения совести выставлял на всеобщее обозрение подробности частной жизни близких ему людей — родственников, друзей, учителей и, конечно же, женщин, коих в его жизни было немало.

«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — писал Эдвард Мунк в своем дневнике. По этим строчкам можно сделать вывод, что ни один роман художника не имел хэппи-энда.

Милли Таулов

Первая любовь никогда не забывается! Вот и Эдвард Мунк на всю жизнь сохранил воспоминания о Милле Таулов. На момент их встречи ей было 25 лет, ему — 21 год. Она была замужем, он же еще ничего не знал о любви.

Выросший в глубоко религиозной семье Эдвард и подумать не мог о том, чтобы иметь связь с несвободной женщиной. С другой стороны, его так сильно тянуло к ней, что он готов был переступить черту. К счастью, этого не потребовалось. Милли не отвечала Эдварду взаимностью, а порой даже насмехалась над его чувствами.

Вот вам и причина того, почему в дальнейшем его отношения с женщинами будут столь сложными.

Не имея возможности в реальной жизни заключить в свои объятия любимую женщину, Мунк сделал это на холсте.

Картина «Танец жизни» является одной из центральных на выставке в «Третьяковской галерее» и, по словам экспертов, наиболее эмоциональной в творчестве художника.

Тулла Ларсен

Именно этой женщине принадлежит звание главной музы художника. Мунк ее обожал и в то же время ненавидел, страстно желал и не раз хотел убить — Тулла была настоящей femme fatale, красивой и порочной.

Их знакомство состоялось в 1898-м, а отношения продлились четыре года. Ларсен была наследницей состоятельного виноторговца и подарила Мунку, что называется, красивую жизнь — они много путешествовали, останавливались в самых роскошных отелях, обедали и ужинали в дорогих ресторанах. Все, конечно же, за ее счет. Мунк, как и любой другой художник, часто был без гроша в кармане.

Тулла Ларсен была готова положить к ногам Мунка весь мир, а взамен просила лишь одного — стать его законной женой. Сам же художник был категорически против брака и не считал нужным скрывать это от своей богатой любовницы. Известен случай, когда они ехали на поезде в Берлин, и Ларсен в очередной раз заговорила о семейной жизни. Без лишних слов Мунк встал и спрыгнул с поезда…

Чувствуя, что их роман неминуемо движется к своему завершению, Тулла решила проучить непокорного и свободолюбивого Эдварда.

Дело было в конце 1902 года, когда женщина передала через посыльного записку, в которой сообщила, что вот-вот умрет от передозировки морфия. Встревоженный Мунк незамедлительно приехал к ней и увидел страшную картину: Матильда, завернутая в саван, лежала в гробу, окруженном горящими свечами. Стоило художнику только приблизиться, как его любовница, живая и здоровая, поднялась и, размахивая револьвером, начала угрожать самоубийством.

Во время громкой перепалки раздался выстрел — Мунк был ранен в руку. Подобное происшествие не могло не иметь печальных последствий — на несколько недель Эдвард Мунк лег в психиатрическую больницу.

С Туллой Ларсен он больше никогда не общался, а если и вспоминал, то называл ее «та женщина». Несмотря на столь печальную историю, «та женщина» оказала сильное влияние на творчество художника. Именно она изображена на его картинах «Вампир», «Метаболизм» и «Танец жизни». В последней она смотрит на главных героев произведения — Эдварда Мунка и Милли Таулов, слившихся в объятиях.

Ева Мудоччи

Скрипачка Ева Мудоччи заметно выделяется на фоне других женщин Мунка. Ведь с ней художник… ни разу не виделся! Их роман существовал исключительно на бумаге. В этой переписке, длившейся несколько лет, Ева не настаивала на встречах, не признавалась Эдварду в любви, не говорила о замужестве. Она лишь изливала ему свою душу, в деталях рассказывая о непростой судьбе. А мы уже говорили ранее, что лишь такие личности вдохновляли художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: