Динара асанова — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Динара Асанова

Биография

Динара Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, в том же году погиб на фронте. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.

Динара Асанова в молодости | Кинопортал

Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.

Динара Асанова | Кино-Театр

К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».

Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.

Начало карьеры

Дворником Асанова не работала, однако сменила за время, проведенное в «Киргизфильме», немало профессий. Начала она с того, что заведовала реквизитом. Когда режиссер Лариса Шепитько снимала свою кинокартину «Зной», ей удалось поработать ее ассистентом. А в 1960 году Динара даже выступила в роли актрисы на съемках кинокартины «Девушка из Тянь-Шаня». Ее молодость, миниатюрность и восточный типаж лица пришлись в этом фильме как нельзя кстати.

Динара Асанова | Собеседник

Спустя определенный промежуток времени киностудия выписала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИК. Неповторимая творческая атмосфера театрального вуза буквально околдовала Динару, и она твердо решила, что обязательно должна сюда поступить. Девушка подала документы на факультет режиссуры, однако потерпела неудачу.

Асанова не привыкла сдаваться, поэтому бороться до конца решила и в этом случае. ВГИК поддался ей с третьей попытки: девушка попала в мастерскую Столпнера и Ромма. В том году Михаил Ромм набрал очень сильный и преимущественно мужской курс. Динара стеснялась в обществе уверенных в себе однокурсников и долгое время была уверена, что ее взяли лишь из-за необходимости подтвердить «дружбу народов» советского пространства.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Во время шумных вечеринок и пьяных посиделок Динара сидела, будто набрав в рот воды, и старалась уйти как можно раньше. Однако те, кто начинал общаться с Асановой поближе, узнавали ее как интересного, внимательного и заботливого человека, и сильно к ней привязывались. В период учебы во ВГИКе, во время обычного отдыха в общежитии, у Динары остановилось сердце. К счастью, соседки по комнате быстро вызвали скорую, и девушку спасли.

Режиссура

Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле В. Распутина. Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.

Юрий Визбор в фильме «Рудольфио» | Кино-Театр

Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.

Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.

Динара Асанова | Facecollection

В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.

Динара Асанова на съемках | Собеседник

Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики. Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.

Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.

Личная жизнь

В тот самый период, когда Динаре Асановой было запрещено снимать фильмы, она вышла замуж за своего возлюбленного – графика Николая Юдина. Вскоре у супругов родился сын Анвар, которого режиссер впоследствии нередко снимала в своих фильмах.

Николай Юдин, муж Динары Асановой | Собеседник

В период творческого застоя Динара нашла утешение в написании сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда с охотой помогал маме в этом деле. Когда Динара скончалась, мальчику было 13 лет. Возможно, небольшим утешением для него могут служить вечные плоды трудов матери и то, как она умерла: быстро и легко, будто уснула.

Смерть

Во время подготовок к съемкам киноленты «Незнакомка» Динара Асанова, как будто предчувствуя скорую кончину, предупредила близких о своем скором уходе, раздала долги и однажды, просто сидя в кресле, скончалась.

Причина смерти – все те же проблемы с сердцем. Динаре было всего 42 года. Могила режиссера расположена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке.

Брошенный сын и странная смерть: нелёгкая судьба режиссёра Динары Асановой

Режиссёр «Пацанов» прожила недолгую жизнь и, многое сделать не успела. Еще более тяжелой оказалась судьба ее сына, который после смерти матери остался на улице.

Режиссер Динара Асанова прожила не очень длинную жизнь, в которой, тем не менее, было немало разочарований, тягот и негатива. Динара умерла в 42 года. Без болезней, без жалоб на самочувствие. Просто однажды у ней вдруг остановилось сердце. Тогда много всяких слухов ходило, но экспертиза никакого криминала так и не нашла.

Никто не знает, почему так происходит с молодыми еще, полными сил и планов людьми. И, конечно, Асанова не успела реализовать и малой части того, о чем мечтала. Хотя и успела она немало. Ленты, снятые ею, зрители с большим удовольствием смотря и сегодня. А все потому, что ее «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны» и интересны и во многом актуальны даже спустя немалое количество лет.

Возможно, Асанова не вошла в элиту советской режиссуры. А, может, просто не успела этого сделать. Но о том, как она безумно любила свою работу, можно говорить долго и красиво. Да и работой это она даже не считала. Ей нравился процесс, нравилось пахать по двадцать четыре часа в сутки. Нравилось переснимать неполучившиеся кадры, когда уже все другие члены съемочной группы падали с ног от усталости.

Читайте также  Анастасия филиппова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И за этой безумной гонкой никто не замечал (или не хотел замечать), что творится у режиссера Асановой вне съемочной площадки. А там кипели такие страсти, что не всякому сценаристу придет в голову такое сочинить.

Ее роман с художником-мистиком Николаем Юдиным больше напоминал пожар, ураган, стихийное бедствие. Они любили друг друга, но ссорились так, что возле них страшно было находиться. А потом также бурно мирились, и все для того, чтобы назавтра поссориться вновь.

Им предрекали расставание, но они все-таки поженились. Родился сын. Однако, горячий жених Николай мужем оказался… так себе. Полное равнодушие к делам хозяйским, нежелание помогать в воспитании сына…

Дошло до того, что Асанова была вынуждена возить сынишку с собой на съемки. Фактически тот вырос у мамы на съемочной площадке. И даже получал небольшие роли в маминых картинах.. Например, в ленте «Ключ без права передачи он был киношным сыном самой Елены Прокловой.

Брак постепенно разваливался. Динара заговорила о разводе. Да не успела это желание осуществить. Смерть пришла раньше. После ухода Динары из жизни сынишка родному отцу оказался не нужен. Ему светила дорога в детский дом, но все-таки его приютили у себя родственники режиссера из далекой Киргизии.

Но, возможно, и там парень стал обузой. Потому как, когда он подрос, сразу же вернулся в Ленинград. И пошел к отцу, с которым они давно не общались.Однако, родитель, можно сказать, спустил отпрыск с лестницы. А эта жилплощадь, между прочим, в свое время досталась Динаре Асановой от «Ленфильма» по очереди.

До конца так и осталось невыясненным, каким образом общий сын супругов, пусть и находившихся в разводе, лишился права на квадратные метры в северной столице. Но, как бы там не было, юноша фактически остался на улице в большом городе.

Такая жизнь ни к чему хорошему не приводит. Молодой человек постепенно превратился в настоящего бродягу. Спал по подвалам да чердакам. Питался с помойки. А потом у парня, как говорят в таких случаях, «поехала крыша». Его привезли с улицу в психбольницу, долго лечили, а когда выпустили, перед ним снова замаячила улица.

В поисках пристанища он уехал из Ленинграда в область, нашел старый брошенный дом в глухой деревне. Там и жил, на пропитания зарабатывая батраком у дачников, да в лесу собирая ягоды и грибы.

Потом по неосторожности в доме случился пожар, и юноша вновь остался без жилья. Какое-то время ночевал в ржавом каркасе автомобиля, который обнаружил на обочине дороге. И уже позже прибился к одному из местных монастырей, где и живет по сей день.

Журналисты знают это место, но сын знаменитого режиссера на контакт почти не идет. Лишь однажды бросил фразу о том, что часто вспоминает свое счастливое детство, когда путешествовал с мамой по стране с ее съемочной группой.

Кстати, его негостеприимный отец уже скончался, однако, квартира досталась его последней супруге, а не сыну. А там не просто квартира, и большое трехкомнатное жилище чуть ли не в самом центре нынешнего Санкт-Петербурга.

Однако, все ушло чужим людям. Знала бы Динара Асанова, каким испытаниям судьба подвергнет его сына, может быть, повременила бы со смертью. Хотя как с ней повременишь? Она ведь приходит, не спрашивая.

Динара Асанова: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Динара Асанова: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Карина Абдуллина: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Динара Алиева: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Внимание к режиссеру привлекла ее первая работа «Не болит голова у дятла». Благодаря Динаре Кулдашевне в кинематограф пришли Ольга Машная, Елена Цыплакова, Марина Левтова, Валерий Приемыхов.

Начало пути в кинематограф

Биография будущего постановщика началась в 1942 году. На свет девочка появилась в киргизском городе Фрунзе 24 октября. Глава семьи погиб на фронте, мать растила ребенка одна.

Огромную роль в воспитании внучки сыграла бабушка. Она научила Динару нахождению общего языка с людьми, пониманию, общению. Самодостаточная тихая девочка кардинально менялась в компании сверстников. Она быстро организовывала интересные занятия.

Так, в доме она создала библиотеку, где новые книги можно было получать лишь после пересказа старых. Асанова любила играть с мальчишками в футбол, устраивать школу, где была преподавателем, для местного театра рисовала с друзьями афиши.

К окончанию школы было решено, что образование необходимо получать в сфере киноиндустрии. Мама мечтала, чтобы дочь связала жизнь с текстильным производством, но сама Динара направилась на киностудию «Киргизфильм». Профессий там девушка освоила немало.

Она начала с заведования реквизитом. На время съемки Ларисой Шепитько киноленты «Зной» Асанова работала ассистентом режиссера. В 1960 Динара стала актрисой. В фильме «Девушка Тянь-Шаня» очень кстати оказались и ее восточный типаж, и юность, и миниатюрность.

Кинотворчество

В киноистории после института Алтынай возвращается в родной колхоз на Тянь-Шане. Она собирается замуж за своего любимого Асаке. Неожиданно девушку избирают председателем. Вопреки сложившимся традициям она успешно ведет дела, завоевывая всеобщее уважение. Недоволен только отец жениха, мечтавший о высоком положении сына. Желая навредить Алтынай, Аширбай задумал недоброе. Однако от козней отца погибает его сын.

В образе Анары исполнительница появилась в киноленте «У каждого своя дорога», посетительницей прибрежного кафе была в фильме «Жена ушла». В семейной драме показана поначалу идеальная жизнь супругов. В главного героя Клюева есть все. Однако неожиданно жена уходит от него, оставляя сына.

Разносторонне одаренная сотрудница была направлена для учебы во ВГИК. Динара твердо решила учиться в этом вузе. Поступала девушка на режиссерский факультет. После нескольких неудачных попыток соискательнице удалось стать студенткой мастерской Ромма и Столпнера. Курс оказался преимущественно мужским. В обществе уверенных сокурсников Асанова чувствовала себя не слишком комфортно. Но все, кто начинал с ней общаться, вскоре понимали, настолько интересный человек скрывался за внешней стеснительностью и молчаливостью.

После завершения учебы Динара переехала в Ленинград. В 1970 была снята первая самостоятельная работа. Короткометражный фильм «Рудольфио» создавался по одноименному произведению Распутина о непростых отношениях подростка и взрослого мужчины. Главного героя блистательно сыграл Юрий Визбор. В дебютной картине очень тонко и нестандартно раскрывалась тема личностного становления девочки-подростка. Асанова также выступила в амплуа сценариста.

Семья и призвание

В течение последующих нескольких лет режиссер не снимала. В период вынужденного простоя Динара наладила личную жизнь. Она и художник-график Николай Юдин стали мужем и женой. В семье в начале осени 1971 появился ребенок, сын Анвар.

Нередко сына в своих фильмах «Никудышная», «Ключ без права передачи» снимала его мама. Так, в телепроекте «Что бы ты выбрал» мальчик снялся в роли Володи. По сюжету приятели-третьеклассники живут в Ленинграде в старом доме. Ученики одного класса пытаются понять преподавателей и родителей.

Асанова увлеклась написанием сказок, притч, стихотворений. Очень охотно в ее литературном творчестве помогал подросший ребенок.

Первая полнометражная работа Динары вышла в 1974. В картине «Не болит голова у дятла» кинематографист рассказала историю мальчика, влюбленного в джаз, о его взрослении. Никаких сложных и непростых для понимания размышлений на тему правильного воспитания в киноленте нет. Фильм концентрируется на вопросе поиска себя, на первой любви, внутреннем одиночестве.

Последние годы

В 1976 Асанова создала свой самый известный проект «Ключ без права передачи». По сюжету молодая учительница пытается внедрить методику свободного преподавания. Попеременно лента повествует то о ее поисках новых решений, то об учениках, открывающих либо не желающих распахивать взрослым душу. В проекте немало импровизаций, а роли превратились в демонстрацию поворотов судеб самих исполнителей.

Гениальная лента получилась не только необычной, но и удивительно искренней. Ее оценили и критики, и зрители. Фильм награжден Премией Ленинского комсомола. В следующей работе, пессимистичной картине «Беда», показана малоприятная история о деградации сильно пьющего человека.

Читайте также  Марко асенсио - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Настоящим режиссерским триумфом стала пронзительная история 1983 «Пацаны». В картине рассказана история лагеря для трудных подростков.

В проекте снимались дети с непростыми судьбами. Правдивый и поразительно искренний фильм получил Госпремию. В 1984 был снят фильм «Дети раздоров».

Последним проектом режиссера стала лента «Незнакомка». Картина так и осталась незавершенной. Кинематографист Динара Кулдашевна Асанова из жизни ушла в 1985 году, 4 апреля. Ее памяти посвящено немало передач, а также фильм «Соблазн».

Динара Асанова — биография, фото, личная жизнь, сын, фильмография и последние новости

Динара Асанова: биография

Динара Асанова появилась на свет 24 октября 1942 года в городе Фрунзе, в Киргизии. Отец девочки, Кулдаш Асанов, в том же году погиб на фронте. Мать будущего прославленного режиссера неустанно трудилась в текстильной промышленности и мечтала о том, чтобы ее дочь впоследствии занялась тем же трудом, обеспечив свой финансовый достаток и устроив свою жизнь.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Впрочем, необычной девочке была уготована совсем иная судьба. Немалую роль в том, чтобы Динара выросла выдающимся человеком, сыграла ее бабушка. Именно она научила внучку общаться с людьми, находить с ними общий язык, понимать, что им нужно, и помогать им – умениям, без которых не обходится ни один хороший режиссер.

Динара Асанова в молодости | Кинопортал

Юная Асанова была, с одной стороны, тихим и самодостаточным ребенком. С другой стороны, ей ничего не стоило собрать компанию ребят и организовать для них какое-нибудь занятие. К примеру, в своем доме она организовала общую библиотеку, в которой новую книгу выдавали только после пересказа старой. Нередко Динара играла с мальчишками в футбол, устраивала игру в школу, выступая в роли преподавателя, или даже вдохновляла всех идеей рисовать киноафиши для местного театра.

Динара Асанова | Кино-Театр

К моменту окончания школы девушка уже твердо осознавала, что хочет посвятить себя киноиндустрии. Вопреки планам матери, которая по-прежнему намеревалась отправить дочь на текстильную фабрику, Динара держала путь в киностудию «Киргизфильм». Дирекции она прямо так и заявила: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!».

Восточная национальность девушки, ее маленький рост, точеная улыбка и, конечно же, полное отсутствие опыта были не слишком весомыми аргументами для принятия на работу, но все же ее взяли.

Начало карьеры

Дворником Асанова не работала, однако сменила за время, проведенное в «Киргизфильме», немало профессий. Начала она с того, что заведовала реквизитом. Когда режиссер Лариса Шепитько снимала свою кинокартину «Зной», ей удалось поработать ее ассистентом. А в 1960 году Динара даже выступила в роли актрисы на съемках кинокартины «Девушка из Тянь-Шаня». Ее молодость, миниатюрность и восточный типаж лица пришлись в этом фильме как нельзя кстати.

Динара Асанова | Собеседник

Спустя определенный промежуток времени киностудия выписала трудолюбивой работнице направление, по которому она поехала знакомиться со ВГИК. Неповторимая творческая атмосфера театрального вуза буквально околдовала Динару, и она твердо решила, что обязательно должна сюда поступить. Девушка подала документы на факультет режиссуры, однако потерпела неудачу.

Асанова не привыкла сдаваться, поэтому бороться до конца решила и в этом случае. ВГИК поддался ей с третьей попытки: девушка попала в мастерскую Столпнера и Ромма. В том году Михаил Ромм набрал очень сильный и преимущественно мужской курс. Динара стеснялась в обществе уверенных в себе однокурсников и долгое время была уверена, что ее взяли лишь из-за необходимости подтвердить «дружбу народов» советского пространства.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Во время шумных вечеринок и пьяных посиделок Динара сидела, будто набрав в рот воды, и старалась уйти как можно раньше. Однако те, кто начинал общаться с Асановой поближе, узнавали ее как интересного, внимательного и заботливого человека, и сильно к ней привязывались. В период учебы во ВГИКе, во время обычного отдыха в общежитии, у Динары остановилось сердце. К счастью, соседки по комнате быстро вызвали скорую, и девушку спасли.

Режиссура

Окончив ВГИК, Динара решила переехать в Ленинград. Ее первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году. Это была короткометражка «Рудольфио», созданная по одноименной новелле В. Распутина. Лента рассказывала о непростых отношениях девочки-подростка и взрослого мужчины.

Юрий Визбор в фильме «Рудольфио» | Кино-Театр

Главную роль в фильме весьма убедительно и талантливо сыграл Юрий Визбор, а сама картина представляла собой достаточно тонкое и оригинальное раскрытие темы становления личности человека в подростковом возрасте. Тем не менее, ленту обвинили в подражании неугодной властям «Лолиты», а молодого режиссера лишили возможности заниматься своим ремеслом на целых пять лет.

Творческое безделье Асановой завершилось одновременно со сменой руководства киностудии «Ленфильм». В 1974 году на широкие экраны наконец-то вышла первая полноформатная картина Динары, получившая название «Не болит голова у дятла». Речь в ней идет о мальчике, который очень любит джаз, и о процессе его взросления. При этом фильм не отяжелен размышлениями на тему правильного воспитания, а скорее сконцентрирован вопросах поиска себя, внутреннего одиночества, первой любви.

Динара Асанова | Facecollection

В 1976 году режиссер сняла свою самую известную картину – «Ключ без права передачи». Зрителю рассказывают то о методике свободного преподавания, которую пытается опробовать молодая учительница, то о школьниках, которые открывают свою душу взрослым или, напротив, закрывают от всех свое сердце с оглушительным треском. В этой картине широко использовались импровизации, и роли становились уже не столько ролями, сколько поворотами судьбы самих актеров.

Динара Асанова на съемках | Собеседник

Фильм был снят по-настоящему гениально, необычно и, что самое важное, предельно искренне. Его по достоинству оценила как публика, так и профессиональные критики. Впоследствии эта картина получила премию Ленинского комсомола.

Далее последовал малоизвестный фильм «Беда», пессимистичный и грустный, снятый по государственному заказу в рамках антиалкогольной кампании. Мало интересную и чопорную историю о нравственной деградации алкоголика не спас даже режиссерский талант Динары.

Динара Асанова | Аргументы и факты

Громким прорывом стала картина «Пацаны», вышедшая в свет в 1983 году. Речь в фильме ведется о лагере, в котором содержатся трудные подростки. Участие в съемках принимали сами дети, чьи судьбы сложились не так гладко, как хотелось бы. Фильм снова получился невероятно пронзительным и искренним, и через пару лет он даже получил Государственную премию.

Личная жизнь

В тот самый период, когда Динаре Асановой было запрещено снимать фильмы, она вышла замуж за своего возлюбленного – графика Николая Юдина. Вскоре у супругов родился сын Анвар, которого режиссер впоследствии нередко снимала в своих фильмах.

Николай Юдин, муж Динары Асановой | Собеседник

В период творческого застоя Динара нашла утешение в написании сказок, притч и стихов, и подросший Анвар всегда с охотой помогал маме в этом деле. Когда Динара скончалась, мальчику было 13 лет. Возможно, небольшим утешением для него могут служить вечные плоды трудов матери и то, как она умерла: быстро и легко, будто уснула.

Смерть

Во время подготовок к съемкам киноленты «Незнакомка» Динара Асанова, как будто предчувствуя скорую кончину, предупредила близких о своем скором уходе, раздала долги и однажды, просто сидя в кресле, скончалась.

Причина смерти – все те же проблемы с сердцем. Динаре было всего 42 года. Могила режиссера расположена на Ала-Арчинском кладбище в Бишкеке.

Смерти и горе, которые сломали жизнь режиссеру Динаре Асановой и ее единственному сыну

Динара Асанова всегда снимала авторское кино — а вовсе не то, чего от нее ждали и требовали «наверху». Эта внутренняя независимость раздражала и злила, отсюда — длительные простои, когда ей попросту запрещали снимать.

Вся жизнь — борьба, всю жизнь — с обнаженными нервами. После нее осталось не так много: в двух фильмах в юности она снялась сама, два документальных фильма и короткометражка в студенчестве, и пять полнометражных лент. А еще сын. Анвар — «лучезарный» в переводе с персидского.

Читайте также  Павел курьянов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Девочка, которая была ни на кого не похожа

Динара родилась в 1942 году в Киргизии, в городе Фрунзе (сейчас — Бишкек). Отец погиб на фронте, мама-ткачиха пропадала дни напролет на фабрике, чтобы прокормить семью. Динару воспитывала бабушка. Говорили, что бабушка — ведунья, возможно, она и научила Динару особым приемам, помогающим находить контакт с любым человеком. Коллеги рассказывали, будто Асанова обладала гипнотическим воздействием на людей. А может быть, она просто умела убеждать, заражать своими идеями?

Когда Динара подросла, мать была полна решимости устроить дочь на текстильную фабрику: ведь это верный заработок! Но Динара знала одно: она хочет «делать кино». Еще не зная о разделении профессий — режиссер, сценарист, актер, — она пришла на киностудию «Киргизфильм» и попросилась «делать кино». Готова была работать дворником, лишь бы поближе к кино.

Поначалу она занималась реквизитом, потом девчонку приняли помощником режиссера. Динару даже сняли в двух киргизских фильмах — она обладала миловидной утонченной внешностью восточной девушки.

Едва избежала гибели в 21 год

Оценив преданность Асановой и ее способности, киностудия дала ей рекомендацию для поступления во ВГИК. Однако поступить удалось только со второго раза. Ее принял на свой курс прославленный Михаил Ромм, и это можно считать чудом: Ромм не терпел абитуриентов, приехавших из союзных республик, и старался не принимать к себе женщин. Динара же чем-то поразила его.

На курсе училось немало будущих звезд — например, Станислав Говорухин, Сергей Соловьев. Тихая, неприметная Динара, хрупкая, почти невесомая, умела стать своей в любой компании, она дружила с Булатом Окуджавой и Беллой Ахмадулиной. А когда ей был 21 год, она чуть не умерла: внезапно остановилось сердце. Хорошо, что рядом оказались друзья-однокурсники: вовремя вызвали врачей, и Динару спасли. Но с того дня девушка стала говорить о том, что долго не проживет, что ей суждено умереть молодой.

Первый фильм — и первые проблемы

Дипломный фильм Асановой назывался «Рудольфио», она сняла его по новелле Валентина Распутина. Речь шла о непростых отношениях между девочкой-подростком и взрослым мужчиной. Картина получила во ВГИКе самую высокую оценку, а вот чиновники ее «зарубили»: назвали «набоковщиной», сравнили главную героиню с Лолитой, возмутились. По их мнению, с советской девушкой ничего подобного произойти не могло.

И Динару на 5 лет лишили права снимать. Она не могла «делать кино». Это было страшным наказанием — страшнее, чем бесприютность и безденежье: тут помогали друзья.

Впрочем, когда Динара уехала в Ленинград, она осталась одна. А потом познакомилась с художником Николаем Юдиным, вышла за него замуж. В 1971 году у них родился сын, которого назвали Владимиром. Только все вслед за Динарой скоро стали называть мальчика персидским именем Анвар — «лучезарный».

Мистические совпадения

К тому времени на «Ленфильме», где Асанову подвергли опале, сменилось руководство. Это решило ее дальнейшую судьбу: она вновь могла снимать! И в 1974 году появился первый «полный метр» Асановой — «Не болит голова у дятла». Это было неожиданно, тонко и остро: режиссер показала, как трудно взрослеет мальчишка, как мучает его внутренне одиночество, от которого он спасается в джазовых импровизациях и в любви к однокласснице.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи», 1976 г.

Затем последовала лента «Ключ без права передачи» — снова о подростках, о взаимоотношениях между школьниками и взрослыми. О фильме много спорили. А спустя год после премьеры работа получила премию Ленинского комсомола.

Динара продолжала «делать кино» — так, как она это понимала. Фильм «Беда» о мужчине-алкоголике получил прохладный прием: он казался слишком мрачным. Не одобрили критики и картину «Никудышная», и зарисовку «Что бы ты выбрал?». Ее фильмам присваивали третью категорию, самую непрестижную, отсюда — маленькие гонорары.

Кадр из фильма «Пацаны», 1983 г.

Зато эффект разорвавшейся бомбы произвел фильм Асановой «Пацаны». В нем она снимала обычных дворовых мальчишек, которым пришлось в жизни несладко, которые сбегали из семей, попадали в детские приемники-распределители, в милицию, спецшколу. В 1985 году фильм получил Государственную премию. Только Динары Асановой к тому времени уже не было в живых.

Кадр из фильма «Очень вас всех люблю. »

Она умерла в 42 года. От сердечного приступа. Возле тела нашли записку со словами: «Очень всех вас люблю. »

Коллеги говорят, что ей было невыносимо видеть, как один за другим переживают трагедии и уходят из жизни подростки, которых она снимала в своих фильмах. А в этом прослеживалась какая-то пугающая закономерность.

Андрей Лавриков, снявшийся в одной из ролей в картине «Ключ без права передачи», повесился однажды на собственном шарфе. Причины так никто не узнал.

Были и другие трагические случаи с ее «воспитанниками». Все это Динара Кулдашевна переживала очень тяжело. Видимо, ее сердце, в конце концов, не выдержало такого груза ответственности.

Александр Богданов в фильме «Ключ без права передачи»

Чуть ли не сразу после похорон Динары ушел из жизни Саша Богданов, сыгравший в фильмах «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи», погиб страшной смертью в 1985 году: его забили молотком знакомые парень с девушкой, потом зашили в мешок, облили бензином и начали жечь, несмотря на то, что парень пришел к тому времени в себя.

Александр Жезляев в фильме «Не болит голова у дятла»

Александр Жезляев — Муха из фильма «Не болит голова у дятла» — трагически погиб в 1992 году.

А в 2001-м не стало исполнителя одной из главных ролей в фильме «Пацаны» — Олега Хорева.

Единственный сын — бомж

Когда не стало Динары Асановой, Анвар был подростком — ему не исполнилось и 14 лет. Мальчик, сильно привязанный к матери (с отцом у него никогда не было взаимопонимания), с головой погрузился в свое горе. Его психика не могла справиться с навалившейся бедой — подросток попал в психиатрическую больницу. Затем, после курса лечения, его забрали к себе в Киргизию родные матери, но долго жить там он не смог — рвался в родной Ленинград.

Когда Анвар приехал домой, отец с новой женой попросту не пустили его на порог. А позднее отец переписал квартиру, полученную в свое время Динарой Асановой от «Ленфильма», и все свои картины на жену — девушку Юлю, приехавшую с Украины. Анвару не досталось после его смерти ничего.

Парень поселился у подруги матери — режиссера Галлы Капицкой, затем у других друзей Асановой, но обрести хоть какое-то постоянное пристанище или работу так и не смог. Возможно, парню смог бы помочь актер и режиссер Валерий Приемыхов, большой друг Динары, но он уже был к тому времени болен.

Анвар поселился в дачном поселке, ему выделили крошечный участок, а потом и вовсе решил жить в лесу — в старой машине «скорой помощи» без колес. Подрабатывает на стройках — умеет делать любую работу. В квартире, полученной его матерью, обитает вторая жена его отца. Отчисления за фильмы Асановой идут «Ленфильму». А Анвар живет так, как раньше жили монахи в скитах — отшельником. Построил на своем участке крошечный домик — ему хватает. Только вот с людьми старается не общаться, а особенно — с журналистами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: