Богдан бельский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Богдан Бельский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Богдан Бельский: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Титомир Богдан Петрович: биография, карьера, личная жизнь
  • Богдан Михайлович Хмельницкий: биография, карьера и личная жизнь

Точные дата и место рождения Богдана Бельского остаются неизвестными. Его дядей был опричник Малюта Скуратов, а отцом дворянин Яков Бельский. Некоторые источники указывают на то, что у Богдана был младший брат. Но о нем нет никакой информации.

Детство и юность

Род Бельских не относился к числу знатных, поэтому сделать отличную карьеру у Богдана было мало шансов. Помогло лишь родство со Скуратовым, который стал одним из главных сподвижников Ивана Грозного. Бельский сумел выделиться среди опричников и удостоиться внимания со стороны государя. Уже в 1573 году он стал царским фаворитом. Это произошло после смерти Малюты Скуратова. Его племянник оказался амбициозным, дерзким и напористым, что понравилось Ивану Грозному. В это время Богдану было всего двадцать лет.

Деятельность Богдана Бельского

Приняв участие в нескольких походах во время Ливонской войны, молодой человек снискал особое расположение царя. Его назначили оружничим в 1577 году. Уникальный талант Богдана Бельского как военачальника проявился быстро в следующих походах:

  • из Слободы в 1571 году — в качестве рынды (оружейника) с большим саадаком;
  • в 1572 году — рында с рогатиной;
  • зимой 1573 — 1574 гг стал рындой с царским шлемом.

Ливонская война показала, насколько властным и требовательным к себе был юноша из рода Бельских. Но Иван Грозный не спешил жаловать молодому воителю высокий чин. Его предпочитали одаривать золотом. А у Богдана были иные планы, ведь он хотел построить карьеру при царе. Государь доверял Бельскому с каждым днем все сильнее. Тот даже спал с ним в одной опочивальне. Когда царь задумал взять в жены племянницу английской королевы, именно Бельский вел переговоры с Британией по этому вопросу. Также он долгое время занимался воспитанием царского сына от Марии Нагой — Дмитрия. Приближенный государя очень привязался к мальчику и мечтал видеть его на престоле, но этим пожеланиям было не дано сбыться.

В 1581 году успешный военнослужащий стал главой Сыскного ведомства и Аптекарского приказа. А еще через три года умер Иван Грозный. Биографию Бельского это не украсило, ведь он всегда был при царе. Бояре обвинили Богдана в причастности к государевой смерти. Обстоятельства того времени до конца не выяснены, но многие задумывались о причастности царского приближенного к заговору с Борисом Годуновым. По одной из версий Иван Грозный был задушен своим приспешником во время игры в шахматы. Но доказать никто ничего так и не смог. Фактическим правителем при Федоре Иоанновиче в результате стал Годунов, который еще больше настроил бояр против Бельского. Богдан был выслан из столицы, но не успокоился на этом. Строптивый мужчина готовил восстание, планируя посадить на престол царевича Дмитрия. Но планы Бельского были нарушены. Через некоторое время ему пришлось спрятаться в Нижнем Новгороде. А Дмитрий был отправлен в Углич и там погиб при загадочных обстоятельствах.

Вскоре Годунов перестал видеть врага и противника в Бельском, поэтому дал разрешение на возвращение в столицу. Боярин вел себя аккуратно, старался не выделяться и вести государственные дела как положено. Все изменилось после смерти Федора Иоанновича. Бельский снова решил направить силы своих соратников против Годунова. Но последний все же стал единовластным правителем Руси. Годунов не стал устраивать кровавые разборки, а пожаловал своему вечному противнику титул окольничего, а потом отправил на реку Оскол, чтобы руководить строительством небольшого города. Прошло еще два года и боярина обвинили в измене государю. За это Бельский был лишен всех своих владений и чинов, отправлен в ссылку. Лишь в 1605 году после вступления на престол сына Бориса Годунова его вернули в Москву.

Следующим союзником Богдана Бельского стал Лжедмитрий Первый. Боярин подтвердил личность царевича и даже уточнил, что участвовал в его спасении. Бельскому снова удалось возвыситься, но не надолго. По приказу Лжедмитрия его сподвижники должны были устранить Шуйских. Но Бельского и в этой царской интриге ждал провал. В результате Шуйский пришел к власти и укрепил позиции на престоле. А боярину Бельскому пришлось отправиться в казанскую ссылку. Но наказанием это было отчасти, поскольку боярин стал негласным правителем этого города. Казань быстро и смиренно приняла нового распорядителя от государя.

О личной жизни и смерти

Биография Богдана Бельского не пестрит подробной информацией о его приватной жизни. Но известно, что верный соратник царя Ивана Великого был женат и имел двух сыновей. Их звали Постником и Иваном.

Интересно, что Василий Шуйский в годы своего правления даже сделал Бельского вторым воеводой в Казани и пытался наладить мирные отношения с этим человеком, отправляя ему письменные увещевания, призывая оставаться верным своему народу и Руси. Но от смерти Богдана это не спасло, и уже в 1611 году он отказался присягать на верность Лжедмитрию Второму, назвав его самозванцем. Результат оказался плачевным — другие бояре были настроены положительно к потенциальному правителю. Поэтому они убедили народ в правильности решения о призвании царем Лжедмитрия, заманили Бельского в башню и сбросили оттуда. Тола в один миг избавилась от боярина Бельского. Богдан всю свою жизнь выбирал правителей, которыми хотел руководить. Но управленческую функцию ему до конца исполнить не удалось. Ему были присвоены следующие титулы:

  • оружничий;
  • воевода;
  • окольничий;
  • боярин.

Историки подтверждают, что своего расцвета Бельский достиг в эпоху правления Ивана Грозного. Больше такого триумфа в его жизни не было. А убийством его руководил дьяк Никанор Шульгин. Он был давним и яростным противником персоны Бельского. Есть исторически подтвержденная версия о том, что Богданом был основана слобода. В источниках она появилась лишь в 1686 году. Сегодня под Бельской слободой подразумевают город Старобельск. Об этой исторической личности упоминается в сериале «Борис Годунов». Роль Богдана Бельского в телевизионной версии исполнил актер Антон Кузнецов.

Богдан Бельский

Биография

Боярин, сподвижник Ивана Грозного, опричник, имел придворные чины окольничего и оружейничего. Выполнял дипломатические поручения царя, в частности вел переговоры с Британией. Участвовал в Ливонской войне.

Детство и юность

Точные дата и место рождения Богдана Бельского неизвестны. Отцом ему приходился дворянин Яков Скуратов-Бельский, а дядей Богдана был знаменитый опричник Малюта Скуратов. У Богдана был также младший брат, о котором ничего не известно.

Опричник Малюта Скуратов

Род Бельских был небогат и не слишком знатен, шанс сделать карьеру на государственной службе появился у Богдана благодаря опричнине, а также родственной связи с Малютой, который был при Иване Грозном доверенным лицом. После гибели дяди в 1573 году Богдан стал следующим царским фаворитом. На тот момент ему было около двадцати лет, Богдан был предан государю, напорист и амбициозен.

Деятельность

Богдан Бельский участвовал в нескольких походах времен Ливонской войны в качестве воина царской придворной охраны. Статус Богдана рос, вскоре его уже посылали брать города приступом во главе отрядов, а в 1577 году он получил чин оружейничего.

Царь Иван Грозный

За талант военачальника царь приблизил Богдана к себе. Тот даже спал с царем в одной комнате. Однако Богдан хотел от царя большего, этому умному и энергичному царедворцу было мало той карьеры, которую приготовил ему Иван Грозный. Бельский желал достичь вершин власти и прикладывал к этому огромные старания, но царь не спешил давать ему высокий чин при дворе. Вместо продвижения по карьерной лестнице царь предпочитал за военные успехи одарять Бельского золотом.

Тем не менее, Иван Грозный доверял Богдану настолько, что поручал тому свои личные дела. Царь думал жениться на Мэри Гастингс, племяннице английской королевы, и Бельскому было поручено вести по этому поводу переговоры с послом. Считается также, что ему были поручены вопросы воспитания царского сына Дмитрия, рожденного седьмой женой Ивана Грозного, Марией Нагой.

Мария Нагая в монастыре

В 1581 году Богдан Бельский был назначен главой только что созданного Аптекарского приказа, который можно считать ранним аналогом министерства здравоохранения. Вскоре после этого Богдан стал еще и главой сыскного ведомства, что дало ему огромную власть и возможность расправляться с политическими противниками.

В 1584 году умер Иван Грозный. Смерть эта произошла в присутствии Бельского, и обстоятельства ее до сих пор не ясны. Среди современников Бельского поползли слухи, что тот причастен к смерти Грозного. Говорили, что Бельский вступил в сговор с Борисом Годуновым.

Борис Годунов

Английский дипломат Джером Горсей писал, что во время переговоров о будущем браке Ивана Грозного и Мэри Гастингс английский посол требовал, чтобы будущий сын Грозного от англичанки наследовал престол. Царь якобы согласился на это, но такое решение шло вразрез с планами Богдана Бельского и Бориса Годунова, поэтому они сговорились против царя. Когда у Ивана Грозного во время игры в шахматы с Бельским случился обморок, Богдан, воспользовавшись переполохом, придушил царя.

Следующим на престол должен был вступить Федор Иоаннович, сын царя, и Бельский был членом состоящего при нем регентского совета, куда его назначил сам Грозный. Сам Федор был недееспособен, а по жене имел родственные связи с Борисом Годуновым. В результате именно Годунов стал фактическим правителем государства. Бельский же к тому моменту имел скверную репутацию в народе и являлся для всех олицетворением опричнины. С подачи Бориса Годунова боярская дума обвинила Бельского в измене и потребовала выслать того из столицы.

Царь Федор Иоаннович

Богдан не собирался сдаваться и попробовал осуществить государственный переворот, посадив на престол своего воспитанника, царевича Дмитрия. При нем Бельский мог бы стать единственным и полновластным регентом, однако попытка провалилась.

В 1584 году московский народ поднялся против Бельского. К движению подключились двадцать тысяч человек, ожесточение против Бельского было таким сильным, что тот вынужден был искать спасения в царских палатах. Позже Бельский на некоторое время был сослан в Нижний Новгород, где был воеводой. Царевич Дмитрий был сослан в город Углич, где при загадочных обстоятельствах погиб.

Гибель Дмитрия, сына Ивана Грозного

После смерти Дмитрия, который был главным козырем Бельского, Годунов перестал видеть в Богдане опасность и разрешил тому вернуться в Москву. Бельский долгое время оставался в тени, но при этом занимался важными государственными делами, и былое влияние постепенно восстанавливалось.

Читайте также  Angelique kerber - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После того как царь Федор умер, Бельский решил воспользоваться моментом и сколотил антигодуновскую оппозицию. Коалиция Бельского в Боярской думе выступила против избрания Бориса Годунова царем. Чтобы уменьшить влияние оппозиции, Годунов выдворил оппозиционно настроенную знать из столицы в приграничный город. В результате он все-таки был избран царем, и его противники не смогли повлиять на это.

Лжедмитрий I

Новый царь не стал устраивать кровавых репрессий и действовал более тонко. Для начала Годунов пожаловал Бельскому чин окольничего и женился на двоюродной сестре Богдана, Марии Скуратовой-Бельской, которая таким образом стала царицей. Бельского снова выслали из Москвы — руководить постройкой города Царев-Борисов на реке Оскол, а через два года по доносу обвинили в измене. Бельский явился в Москву на суд, где был лишен чинов и владений и отправлен в ссылку.

В 1605 году Борис Годунов умер, и на престол вступил Федор Борисович, сын царя. Вдовствующая царица Мария, родственница Богдана, вернула того из ссылки в Москву по амнистии.

Василий Шуйский

Когда войска Лжедмитрия I, самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия Иоанновича, подошли к Москве, Богдан Бельский подтвердил легенду и даже добавил, что сам лично спас царевича.

За это Бельский получил от нового правителя боярский чин и снова приобрел большое влияние. Однако и новый государь вскоре вынужден был выслать Богдана из Москвы из-за конфликта с Боярской думой. По поручению Лжедмитрия Бельский пытался устранить род князей Шуйских, а после того, как Лжедмитрий был убит, именно Василий Шуйский стал новым царем, и Бельского отправили в Казань, где тот стал вторым воеводой.

Личная жизнь

Известно, что у Богдана Бельского были дети — сыновья Постник и Иван.

Смерть

Богдан Бельский был убит в 1611 году в Казани после того, как отказался принести присягу новому самозванцу, Лжедмитрию II.

Казань в Смутное время

Казанские бояре, напротив, настроены были присоединиться к новому претенденту на престол и перетянули на свою сторону народ, а Богдана выставили изменником. Толпа горожан затащила Бельского на высокую башню и скинула оттуда вниз.

Память

В новом сериале «Годунов», премьера которого состояится в 2018 году, роль Богдана Бельского играет актер Антон Кузнецов.

Богдан Бельский: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Точные дата и место рождения Богдана Бельского остаются неизвестными. Его дядей был опричник Малюта Скуратов, а отцом дворянин Яков Бельский. Некоторые источники указывают на то, что у Богдана был младший брат. Но о нем нет никакой информации.

Детство и юность

Род Бельских не относился к числу знатных, поэтому сделать отличную карьеру у Богдана было мало шансов. Помогло лишь родство со Скуратовым, который стал одним из главных сподвижников Ивана Грозного. Бельский сумел выделиться среди опричников и удостоиться внимания со стороны государя. Уже в 1573 году он стал царским фаворитом. Это произошло после смерти Малюты Скуратова. Его племянник оказался амбициозным, дерзким и напористым, что понравилось Ивану Грозному. В это время Богдану было всего двадцать лет.

Деятельность Богдана Бельского

Приняв участие в нескольких походах во время Ливонской войны, молодой человек снискал особое расположение царя. Его назначили оружничим в 1577 году. Уникальный талант Богдана Бельского как военачальника проявился быстро в следующих походах:

  • из Слободы в 1571 году — в качестве рынды (оружейника) с большим саадаком;
  • в 1572 году — рында с рогатиной;
  • зимой 1573 — 1574 гг стал рындой с царским шлемом.

Ливонская война показала, насколько властным и требовательным к себе был юноша из рода Бельских. Но Иван Грозный не спешил жаловать молодому воителю высокий чин. Его предпочитали одаривать золотом. А у Богдана были иные планы, ведь он хотел построить карьеру при царе. Государь доверял Бельскому с каждым днем все сильнее. Тот даже спал с ним в одной опочивальне. Когда царь задумал взять в жены племянницу английской королевы, именно Бельский вел переговоры с Британией по этому вопросу. Также он долгое время занимался воспитанием царского сына от Марии Нагой — Дмитрия. Приближенный государя очень привязался к мальчику и мечтал видеть его на престоле, но этим пожеланиям было не дано сбыться.

В 1581 году успешный военнослужащий стал главой Сыскного ведомства и Аптекарского приказа. А еще через три года умер Иван Грозный. Биографию Бельского это не украсило, ведь он всегда был при царе. Бояре обвинили Богдана в причастности к государевой смерти. Обстоятельства того времени до конца не выяснены, но многие задумывались о причастности царского приближенного к заговору с Борисом Годуновым. По одной из версий Иван Грозный был задушен своим приспешником во время игры в шахматы. Но доказать никто ничего так и не смог. Фактическим правителем при Федоре Иоанновиче в результате стал Годунов, который еще больше настроил бояр против Бельского. Богдан был выслан из столицы, но не успокоился на этом. Строптивый мужчина готовил восстание, планируя посадить на престол царевича Дмитрия. Но планы Бельского были нарушены. Через некоторое время ему пришлось спрятаться в Нижнем Новгороде. А Дмитрий был отправлен в Углич и там погиб при загадочных обстоятельствах.

Вскоре Годунов перестал видеть врага и противника в Бельском, поэтому дал разрешение на возвращение в столицу. Боярин вел себя аккуратно, старался не выделяться и вести государственные дела как положено. Все изменилось после смерти Федора Иоанновича. Бельский снова решил направить силы своих соратников против Годунова. Но последний все же стал единовластным правителем Руси. Годунов не стал устраивать кровавые разборки, а пожаловал своему вечному противнику титул окольничего, а потом отправил на реку Оскол, чтобы руководить строительством небольшого города. Прошло еще два года и боярина обвинили в измене государю. За это Бельский был лишен всех своих владений и чинов, отправлен в ссылку. Лишь в 1605 году после вступления на престол сына Бориса Годунова его вернули в Москву.

Следующим союзником Богдана Бельского стал Лжедмитрий Первый. Боярин подтвердил личность царевича и даже уточнил, что участвовал в его спасении. Бельскому снова удалось возвыситься, но не надолго. По приказу Лжедмитрия его сподвижники должны были устранить Шуйских. Но Бельского и в этой царской интриге ждал провал. В результате Шуйский пришел к власти и укрепил позиции на престоле. А боярину Бельскому пришлось отправиться в казанскую ссылку. Но наказанием это было отчасти, поскольку боярин стал негласным правителем этого города. Казань быстро и смиренно приняла нового распорядителя от государя.

О личной жизни и смерти

Биография Богдана Бельского не пестрит подробной информацией о его приватной жизни. Но известно, что верный соратник царя Ивана Великого был женат и имел двух сыновей. Их звали Постником и Иваном.

Интересно, что Василий Шуйский в годы своего правления даже сделал Бельского вторым воеводой в Казани и пытался наладить мирные отношения с этим человеком, отправляя ему письменные увещевания, призывая оставаться верным своему народу и Руси. Но от смерти Богдана это не спасло, и уже в 1611 году он отказался присягать на верность Лжедмитрию Второму, назвав его самозванцем. Результат оказался плачевным — другие бояре были настроены положительно к потенциальному правителю. Поэтому они убедили народ в правильности решения о призвании царем Лжедмитрия, заманили Бельского в башню и сбросили оттуда. Тола в один миг избавилась от боярина Бельского. Богдан всю свою жизнь выбирал правителей, которыми хотел руководить. Но управленческую функцию ему до конца исполнить не удалось. Ему были присвоены следующие титулы:

  • оружничий;
  • воевода;
  • окольничий;
  • боярин.

Историки подтверждают, что своего расцвета Бельский достиг в эпоху правления Ивана Грозного. Больше такого триумфа в его жизни не было. А убийством его руководил дьяк Никанор Шульгин. Он был давним и яростным противником персоны Бельского. Есть исторически подтвержденная версия о том, что Богданом был основана слобода. В источниках она появилась лишь в 1686 году. Сегодня под Бельской слободой подразумевают город Старобельск. Об этой исторической личности упоминается в сериале «Борис Годунов». Роль Богдана Бельского в телевизионной версии исполнил актер Антон Кузнецов.

Богдан бельский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Судьба многих людей искусства порой напоминает детективный роман. Что касается героя данного исследования, то судите сами, какой финал был у истории известного русского художника Н.П. Богданова-Бельского. Николай Петрович в возрасте 76 лет гибнет под советскими бомбами 19 февраля 1945 года в Берлине. Как же и почему наш земляк оказался в таком ненужном месте и в ненужный час? Но давайте обо всем по порядку…

Н.П. Богданов-Бельский родился 8 (20) декабря 1868 года в селе Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской области). Фамилия художника говорит о многом, Богданов значит Богом данный, другими словами, незаконнорожденный. Он был сыном бедной батрачки из Бельского уезда. И жизнь изначально не предвещала ему ничего хорошего.

Но, рассказывая о судьбе этого человека, сразу приходит на память известная поговорка: «Талант себе дорогу пробьет». Хотя, может быть, талант этот так и остался никому неизвестным, если бы многие годы, практически с самого детского возраста, его не поддерживал один человек. Имя этого человека — Сергей Александрович Рачинский (1833-1902).

О самом Рачинском, его семье и его делах написано очень много — настолько колоритной была эта личность. Но сегодня наш рассказ не только о нем.

В данной истории нас больше всего интересуют взаимоотношения между одним из самых богатых людей этого края Рачинским и бедным, практически, нищим мальчиком.

Спустя много лет, став взрослым Николай Петрович нередко говорил, что «на дорогу» его вывел Рачинский, который был его учителем жизни. И, что всем он обязан ему.

Считается, что художественные способности у будущего художника стали проявляться довольно рано — в возрасте 6-7 лет. В этом возрасте его и приметил Сергей Александрович. Примерно в 1874 году за четыре года до того, как Николай Богданов стал учеником в школе Рачинских.

Хотя вполне возможно, что Рачинский мог и раньше знать о существовании Коли Богданова. Также, вполне возможно, Рачинский мог знать и его мать. Ведь села Шитики и Татево, фамильная вотчина семьи Рачинских, находятся не далеко друг от друга. Да и сама мать Николая Петровича могла не раз бывать в огромном имении Рачинских, где всегда требовались рабочие руки.

Читайте также  Елена кулецкая - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сегодня от усадьбы сохранились замечательный пейзажный парк с прудами, различные полуразрушенные хозяйственные постройки конца XVIII века, фамильный склеп Рачинских и та самая сельская школа Рачинского, которая работает и в наши дни, и куда попал одаренный мальчик по имени Николай Богданов.

1. Школа им. С.А. Рачинского в Татево. Фото Ирины Ушаковой.

2. Усадьба Рачинских. Фото Ирины Ушаковой.

3. Остатки парка. Фото Ирины Ушаковой.

4. Остатки греческих вилл. Фото Ирины Ушаковой.

С осени 1878 по весну 1882 года Николай Богданов посещал эту школу. Вся его дальнейшая жизнь, вплоть до 1902 года – смерти Рачинского, прошла при самом живейшем участии последнего, в том числе и материальном. Известно, что Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие по тем временам деньги. Не может не возникнуть ощущения, что это были совершенно особые взаимоотношения — отеческие, больше похожие на те, что возникают между отцом и сыном.

В 1881 году Рачинский отправил тринадцатилетнего паренька получать начальное художественное образование в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевской лавре, где мальчик проучился два года. С 1884 по 1889 годы Николай Петрович уже учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями на пейзажном отделении были признанные мастера — художники В.Д. Поленов, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников. А в 1894-1895 гг. Николай Петрович обучался в Высшем художественном училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге в мастерской И.Е. Репина, а позже в мастерской Кармона в Париже.

Отслеживая жизненный путь начинающего художника, невозможно отделаться от мысли, что этот путь был кем-то заботливо продуман. И этим кем-то, без всякого сомнения, мог быть только Рачинский- педагог, ученый, а прошлом — профессор ботаники Московского университета, представитель самого родовитого дворянства России.
В свою очередь, об отношении Н.П. Богданова к своему благодетелю более чем красноречиво говорят его полотна, а вернее целый цикл картин, посвященных любимому детищу Рачинского — его школе.

В 1890-90 -х годах художник создает: «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897), «Проба голосов» (1899), «Сочинение» (1903), «Дети на уроке» (1903), «Между уроками» (1903) и др.

А открывает этот цикл, картина «Воскресное чтение в сельской школе» (1895, Государственный Русский музей), на которой мы видим любовно написанный портрет С.А. Рачинского. И это тоже, наверное, не совсем, случайно.

За все годы работы школы у Рачинского было много учеников, но таких близких и доверительных отношений у него ни с кем больше не сложилось. Хотя и была одна история, которая могла привести к разрыву между Рачинскими и Богдановым, но не привела. Речь идет о приемной дочери родной сестры Сергея Александровича Варвары Александровны – Ольге, которая работала медсестрой в больнице Рачинских.

Молодые люди, Николай и Ольга, полюбили друг друга. Казалось, что их благодетели должны были бы только порадоваться за своих подопечных и с легким сердцем благословить этот брак. На деле же все вышло совсем иначе. Считается, что именно Варвара Александровна была категорически против этого брака из-за «плебейского» происхождения Николая, и после разговора с ней с глазу на глаз Богданов уехал из Татева и прекратил попытки добиться руки и сердца своей возлюбленной.

Но то, что произошло дальше, еще более удивительно. Со временем Николай и Ольга не только не позабыли друг друга, но и многие годы продолжали …дружить семьями.

Что же на самом деле могло стать непреодолимым препятствием для этого брака, как со стороны Рачинских, так и со стороны молодых людей? И здесь мы должны вспомнить о том, что Рачинские были глубоко верующими людьми. И не просто верующими, а религиозными. И если мы предположим, что Николай был пусть и внебрачным, но родным, сыном Сергея Александровича, а Ольга, пусть и неродной, но, все же, дочерью Варвары Александровны, то, ни о каком браке между, по сути, родными людьми, не могло быть и речи. Других детей у Рачинских не было. Именно об этом, на наш взгляд, и шла речь во время разговора между Варварой Александровной и Николаем. А если так, то все сразу встает на свои места…

Рачинский умер в 1902 году. Можно только догадываться, какая эта была утрата и личная трагедия для Богданова, если сразу после смерти Сергея Александровича он подает прошение на высочайшее имя с просьбой присоединить к его сиротской фамилии «Богданов» еще одну – «Бельский».

Все исследователи жизни и творчества художника считают причиной выбора этой фамилии то, что Бельский уезд был его родиной. На наш взгляд – это только часть правды. Другая же часть снова вернет нас к семье Рачинских. Дело в том, что Екатерина II подарила в свое время Бельский уезд одному из своих фаворитов, князю Потемкину. А предок Рачинского — Антон Михайлович Рачинский (1769-1825) — генерал-майор, петербургский полицмейстер, тайный советник был женат на одной из дочерей Потемкина — Ольге, и получил часть Бельского уезда в приданое за своей женой. Так что все Рачинские имели полное право именовать и «Бельскими».

Николай II не возражал. И с 1903 года, когда художник стал академиком, в истории русской живописи появилось новое имя – Богданов-Бельский. Справедливости ради нужно сказать о том, что к этому времени Николай Богданов уже был модным столичным портретистом. А в 1899 году его пригласили написать портрет императрицы Марии Федоровны. Мы можем лишь предположить, кто именно помог попасть безродному художнику в столь высокое общество.

А то, что он был принят в этом обществе — не вызывает никакого сомнения. Кисти художника принадлежат портреты Николая II, великого князя Дмитрия Павловича, князя Ф. Ф. Юсупова и др.

Богданов-Бельский любил малую родину и часто приезжал сюда в свое имение Давыдово. Некоторые исследователи считают, что он купил это имение в 1898 году на заработанные от продажи картин деньги. Но, вряд ли, 30–летний начинающий художник, пусть даже очень успешный и талантливый, мог позволить себе такое. Больше доверия вызывает другая версия – это Рачинский подарил Давыдово матери Богданова-Бельского, которое также оказалось в непосредственной близости от его Татево, всего в 12 километрах. Ведь всем было понятно, что он не мог назвать Николая среди своих официальных наследников…

А в 1914 году Богданов-Бельский становится действительным членом Академии художеств. Это время настоящего творческого расцвета. Художник много работает и хочет сделать еще больше….Но сначала наступает Первая мировая война, а следом — Октябрьская революция. Творчество Богданова-Бельского плохо вписывается в постреволюционное искусство Советской России. Приходят мысли об эмиграции, и вскоре он покидает Родину.

Но справедливости ради надо сказать, что до эмиграции он предпринял попытку найти свое место в новых условиях у себя на родине. В 1918 году В.К. Бялыницкий-Бируля и Н.П. Богданов-Бельский, совместно с другими художниками, подготовили и провели в Твери Передвижную художественную выставку. А затем на даче «Чайка» (ныне Удомельский район) были открыты художественные мастерские, где детей из окрестных деревень обучали ремеслам. 3 февраля 1919 года мастерские эти получили официальный статус «государственных художественных мастерских». Но, как показала жизнь, это была лишь отсрочка.

С 1921 года Богданов-Бельский живет за границей.
В Латвии начинается новый двадцатилетний период в творческой биографии художника. Он не только много пишет и выставляется, но и активно сотрудничает с русской эмигрантской прессой, в т.ч. с журналами «Слово» и «Перезвоны».

Среди его многочисленных работ есть цикл картин «Дети Латгалии», он пишет пейзажи Латвии и портреты ее жителей. Такая преданность новой родине не осталась незамеченной со стороны правительства Латвийской республики. В 1936 году в связи с пятидесятилетием творческой деятельности Богданов-Бельский был награжден латвийским Орденом трех Звезд третьей степени. 70-летний юбилей художника в 1938 году был отмечен персональной выставкой и благожелательными отзывами прессы.

А затем, казалось бы налаженная жизнь, вдруг пошла под откос – началась Вторая мировая война.

Прекрасные самобытные работы художника можно увидеть не только в многочисленных музеях и частных собраниях, но и на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Все это само по себе о уже говорит о многом.

Свое последнее прибежище художник нашел в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттенштрассе, 37).

Библиография

1. Д.Л. Подушков «Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868 – 1945)» . Журнал «Удомельская старина», № 31.

Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника

Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия — 19 февраля 1945, Берлин, Германия) — русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

Читайте также  Мерил стрип - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 — 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.

«Я так много лет провел в деревне, — говорил художник, — так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Доброта, чистота восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается — даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

Его картины находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и множестве других. Прекрасные работы художника присутствуют на самых крупных мировых аукционах «Кристи» и «Сотбис». Успех не оставляет художника и сегодня. Спрос на его произведения стабильно высок. Многим россиянам осталось неизвестным творчество Н. П. Богданова-Бельского за последние 20 лет его жизни.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда.

Николай Богданов-Бельский — внебрачный сын простой крестьянки, ставший известным русским живописцем

Николай Богданов-Бельский (Nikolay Bogdanov-Belsky; 6 декабря 1868 — 19 февраля 1945 гг.) — великий русский художник конца XIX — первой половины ХХ веков, мастер портретного и бытового жанров. Николай Богданов-Бельский также писал сельские пейзажи, а главными героями его картин чаще всего были простые крестьяне. В творчестве живописца гармонично сочетаются мотивы импрессионизма и социального реализма, а его биография представляет собой образец непростой судьбы русского эмигранта, покинувшего Родину после революции.

Николай Богданов-Бельский был одним из основателей Общества художников имени Архипа Куинджи и пользовался огромным авторитетом среди коллег. За выдающие заслуги в живописи еще до революции 1917 года он получил звание академика и действительного члена Петербургской художественной Академии.

Биография Николая Богданова-Бельского

Николай Богданов-Бельский появился на свет 8 декабря 1868 года в селе Шитики недалеко от Смоленска. Он был внебрачным ребенком простой крестьянки и никогда не знал своего отца. Фамилию Богданов при крещении будущему художнику дал местный священник, а приставка Бельский появилась в официальных документах гораздо позже, ее живописец присоединил к фамилии в честь родного уезда.

Еще во время учебы в начальной школе маленький Коля часто вырезал фигурки из дерева ножиком. Увлечение искусством заметил профессор Сергей Рачинский, который в соседней деревне Татево решил организовать школу с общежитием для одаренных крестьянских детей. Знаменитый ученый взял мальчика к себе на обучение, а спустя несколько лет пристроил его учеником в мастерскую по изготовлению икон при крупнейшем мужском монастыре Российской империи в Сергиевом Посаде.

В 1884 году Николай был зачислен в Московское училище живописи, по окончании которого, через пять лет, за произведение «Будущий инок» получил титул классного художника и заслуженную медаль. К началу 1890-х Богданов-Бельский стал самостоятельным художником и начал строить успешную карьеру.

И все же, в 1894 году, он решил продолжить обучение и поступил в Петербургское Высшее училище искусств, чтобы повысить уровень своих знаний. В это же время работы молодого мастера впервые были представлены на выставках передвижников во многих городах России. Отучившись два года в мастерской у Ильи Репина, выпускник училища уехал в краткосрочную поездку по Европе, посетив Францию, Германию и Италию, а затем вернулся в Россию.

На начало ХХ века пришелся расцвет карьеры живописца. Его картины охотно покупали состоятельные люди и лучшие музеи страны, а члены императорской семьи часто заказывали портреты. Благодаря поддержке Ильи Репина Николаю Богданову-Бельскому удалось организовать несколько выставок своих работ за рубежом и приобрести признание в Европе. На Родине его заслуги были отмечены присуждением звания академика и действительного члена Художественной Академии, в товариществе имени Куинджи на протяжении пяти лет мастер занимал должность председателя.

Но революционные события в России 1917 года разрушили привычный уклад жизни живописца. Николай негативно воспринял сначала февральское свержение монархии, а затем и октябрьский переворот, но продолжал писать картины, испытывая сильную нужду и голод. По окончании Гражданской войны, убедившись в окончательной победе Советской власти, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию.

Художник поселился в Риге, где местные власти благосклонно относились к его творчеству. Николай Богданов-Бельский не изменил своим интересам, основной тематикой работ мастера осталась жизнь деревенских жителей дореволюционной России. До конца 1930-х годов в Латвии, Западной Европе и Канаде состоялось несколько его персональных выставок.

Жизнь художника приближалась к концу, но ему было суждено пережить еще немало неприятностей. Летом 1940 года в Риге была установлена Советская власть и наш герой оказался без средств к существованию, так как его творчество не вписывалось в каноны социалистического реализма. Спустя год Латвию оккупировали немцы, но смена режима не особо облегчила жизнь старика.

В 1944 году, не дожидаясь освобождения Прибалтики Красной Армией, художник вместе с женой уехал из Риги в Берлин. В столице Германии он и нашел свою смерть. 19 февраля 1945 года после мощной бомбардировки города авиацией союзников Николай Богданов-Бельский получил серьезные ранения и скончался в госпитале. Вместе с женой его похоронили на местном русском кладбище, где и сегодня покоятся их останки.

Самые известные картины Николая Богданова-Бельского

Среди большого количества прекрасных работ русского живописца сложно выделить несколько наиболее значимых. И все же, к самым известным картинам Николая Богданова-Бельского относятся:

  • «Будущий инок» (1889) — работа, которая ознаменовала собой появление в русском изобразительном искусстве нового талантливого художника. На фоне мрачного быта деревенской избы мечтательный образ молодого отрока выглядит наполненным жизненной энергией и силой духа.
  • «За чтением письма» (1892) — очаровательный портрет молодой женщины в полный рост в окружении русской природы. Художнику удалось мастерски передать интерес к содержимому письма на лице главной героини.
  • «Устный счет» (1895) — произведение, проникнутое любовью живописца к своему первому учителю Сергею Рачинскому. Блестящий педагог изображен в кругу деревенских детишек, которые усердно выполняют сложное задание наставника.
  • «У дверей школы» (1897) — вызывающая одновременно жалость и умиление картина мастера. Изображенный на ней подросток в рваных лохмотьях никак не решается переступить порог школы, чтобы примкнуть к группе своих ровесников, изучающих интересные науки.

Николай Богданов-Бельский принадлежит к числу лучших мастеров социального реализма в российской дореволюционной живописи. В его картинах и сегодня ощущается любовь к родной деревенской глубинке, ее простым обитателям с прекрасной душой и большим сердцем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: