Андрей белый — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Андрей Белый — биография, информация, личная жизнь

Андрей Белый

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев). Родился 14 (26) октября 1880 год, Москва — умер 8 января 1934, Москва. Русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед, один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом.

Родился в семье математика Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), декана физико-математического факультета Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858—1922).

До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате, в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. Бугаев-старший обладал широкими знакомствами среди представителей старой московской профессуры; в доме бывал Лев Толстой.

В 1891—1899 гг. Борис Бугаев закончил знаменитую московскую гимназию Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Здесь у него пробудился интерес к поэзии, в особенности к французской и русским символистам (Бальмонт, Брюсов, Мережковский).

В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.

В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». Осенью 1899 года Борис, по его выражению, «всецело отдается фразе, слогу».

В декабре 1901 года Белый знакомится со «старшими символистами» — Брюсовым, Мережковским и Гиппиус. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты».

В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.

В 1903 году Белый вступил в переписку с Александром Блоком, а через год состоялось их личное знакомство. До этого, в 1903 году он с отличием окончил университет. С момента основания журнала «Весы» в январе 1904 года Андрей Белый стал тесно сотрудничать с ним.

Осенью 1904 года поступил на историко-филологический факультет Московского университета, выбрав руководителем Б. А. Фохта, однако в 1905 году прекратил посещать занятия, в 1906 году подал прошение об отчислении и стал заниматься исключительно литературной работой.

После мучительного разрыва с Блоком и его женой Любовью Менделеевой Белый полгода жил за рубежом. В 1909 году стал одним из сооснователей издательства «Мусагет».

В 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»).

В 1910 г. Бугаев, опираясь на владение математическими методами, читал начинающим поэтам лекции о просодии — по словам Д. Мирского, «дата, с которой можно отсчитывать само существование русского стиховедения как отрасли науки».

С 1912 года редактировал журнал «Труды и дни», основной темой которого были теоретические вопросы эстетики символизма.

В 1912 в Берлине он познакомился с Рудольфом Штейнером, стал его учеником и без оглядки отдался своему ученичеству и антропософии.

Фактически отойдя от прежнего круга писателей, работал над прозаическими произведениями. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками, в том числе и с Андреем Белым, находились в швейцарском Дорнахе, где начиналось строительство Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. Перед началом Первой Мировой войны А. Белый посетил могилу Фридриха Ницше в деревушке Рёккен под Лейпцигом и мыс Аркона на острове Рюген.

В 1916 году Б. Н. Бугаев был вызван в Россию «для проверки своего отношения к воинской повинности» и кружным путём через Францию, Англию, Норвегию и Швецию прибыл в Россию. Жена за ним не последовала. После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей.

С конца 1919 г. Белый задумывался о возвращении к жене в Дорнах, за границу его выпустили только в начале сентября 1921 г. Из объяснения с Асей стало ясно, что продолжение совместной семейной жизни невозможно. Владислав Ходасевич и другие мемуаристы запомнили его изломанное, скоморошеское поведение, «выплясывание» трагедии в берлинских барах: «его фокстрот — чистейшее хлыстовство: даже не свистопляска, а христопляска», — говорила Марина Цветаева.

В октябре 1923 г. Белый неожиданно вернулся в Москву за своей подругой Клавдией Васильевой. «Белый — покойник, и ни в каком духе он не воскреснет», — писал в «Правде» в то время Лев Троцкий.

В марте 1925 года он снял две комнаты в Кучине под Москвой.

Среди последних работ Андрея Белого — теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник»» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934), которые позволили В. В. Набокову назвать его «гением въедливости». Сокращённое изложение теоретических выкладок Белого о ритме русского стиха приведено Набоковым в приложении к переводу «Евгения Онегина» на английский язык (Notes on Prosody).

Писатель умер на руках у своей жены Клавдии Николаевны 8 января 1934 года от инсульта — следствие солнечного удара, случившегося с ним в Коктебеле. Такая судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1909).

Андрей Белый

Личная жизнь Андрея Белого:

Белый состоял в «любовных треугольниках» сразу с двумя собратьями по течению — Валерием Брюсовым и Александром Блоком. Отношения Белого, Брюсова и Нины Петровской вдохновили Брюсова на создание романа «Огненный ангел» (1907).

В 1905 году Нина Петровская стреляла в Белого.

Треугольник Белый — Блок — Любовь Менделеева замысловато преломился в романе «Петербург» (1913). Некоторое время Любовь Менделеева-Блок и Белый встречались в съёмной квартире на Шпалерной улице. Когда же она сообщила Белому, что остаётся с мужем, а его хочет навсегда вычеркнуть из жизни, Белый вступил в полосу глубокого кризиса, едва не закончившегося самоубийством.

Ощущая себя покинутым всеми, он уехал за границу.

По возвращении в Россию в апреле 1909 года Белый сблизился с Анной Тургеневой («Ася», 1890—1966, племянница великого русского писателя Ивана Тургенева). В декабре 1910 она сопровождала Белого в путешествии по Северной Африке и Ближнему Востоку. 23 марта 1914 года женился на ней. Церемония бракосочетания состоялась в Берне.

В 1921 году, когда писатель вернулся к ней в Германию после пяти лет пребывания в России, Анна Алексеевна предложила ему разойтись навсегда. Она осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Её называли «антропософской монахиней». Будучи талантливой художницей, Ася сумела выработать особый стиль иллюстраций, которыми пополняла антропософские издания. Её «Воспоминания об Андрее Белом», «Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума» содержат интересные подробности их знакомства с антропософией, Рудольфом Штейнером и многими талантливыми людьми Серебряного века. Её образ можно узнать в Кате из «Серебряного голубя».

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву. В его жизни появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы — Клавдия Николаевна Васильева (урожд. Алексеева; 1886—1970) стала последней подругой Белого. Тихая, заботливая Клодя, как называл её писатель, 18 июля 1931 года стала супругой Белого.

Андрей Белый

Биография

Поэт, яркий представитель русского символизма, прозаик, литературный критик и философ Андрей Белый – сын удивительной культурной эпохи, получившей название «серебряный век». Малоизвестный современникам автор интересен изобретениями и открытиями, во многом определившими облик литературы начала ХХ века.

Портрет Андрея Белого

Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.

Детство и юность

Родилась будущая звезда «серебряного века» поздней осенью 1880 года в столице, в интеллигентной семье коренных москвичей. Борис Бугаев рос и воспитывался в атмосфере двух противоборствующих стихий – математики и музыки, что позже удивительным образом отразилось в его поэзии.

Мама – Александра Егорова – ввела сына в мир музыки и привила любовь к произведениям гениальных композиторов России и Европы. Отец — известный математик, работал деканом Московского университета. Николай Бугаев предвосхитил многие идеи «космистов» и Константина Циолковского, основал математическую школу.

Николай Бугаев, отец Андрея Белого

В 1891 году Борис Бугаев стал учеником частной гимназии Л. И. Поливанова, где учился до 1899 года. В гимназии Бугаев-младший увлекся буддистской религией и тайнами оккультизма. Из литераторов и философов его интерес привлекло творчество Федора Достоевского, Генрика Ибсена и Фридриха Ницше. Эталонами поэзии для юноши стали стихи Бальмонта, Валерия Брюсова и Дмитрия Мережковского.

В стенах мужской гимназии на Пречистенке будущий поэт-символист подружился с Сергеем Соловьевым. Творческий псевдоним «Андрей Белый» появился благодаря отцу Сергея: дом Соловьевых стал вторым родным домом для литератора. Брат Сергея – философ Владимир Соловьев – оказал влияние на формирование мировосприятия Андрея Белого.

Андрей Белый в детстве

После окончания Поливановской гимназии Андрей Белый стал студентом Московского университета, где преподавал отец. Николай Бугаев настоял, чтобы сын выбрал физико-математический факультет. После его окончания Белый в 1904 году вторично стал студентом университета и взялся изучать историю и филологию, но спустя 2 года покинул вуз и уехал в Европу.

Литература

В 1901-ом Андрей Белый – студент университета – опубликовал первое произведение. «Симфония (2-я, драматическая)» продемонстрировала ценителям поэзии рождение жанра литературной «симфонии», создателем которого по праву считается Андрей Белый. В начале 1900-х свет увидели «Северная симфония (1-я, героическая)», «Возврат» и «Кубок метелей». Названные поэтические сочинения – удивительный синтез слова и музыки, их называют ритмической прозой.

Андрей Белый в молодости

В начале 19-го века Андрей Белый познакомился с московскими символистами, которые группировались вокруг издательств «Гриф» и «Скорпион». Затем москвич попал под влияние петербургских поэтов и писателей Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, издателей журнала «Новый путь», написав несколько философских статей.

В начале 1903 года Андрей Белый заочно сошелся с Александром Блоком: литераторы переписывались. Личное знакомство, переросшее в драматическую то ли дружбу, то ли вражду, состоялось в следующем году. В том же году поэт-мистик с единомышленниками организовал кружок «аргонавтов». В 1904-ом издан первый поэтический сборник «Золото в лазури», в который вошло стихотворение «Солнце».

Андрей Белый и Сергей Соловьев

В начале 1905 года Андрей Белый приехал к Мережковскому и Гиппиус в Петербург и увидел первые революционные события, которые воспринял восторженно, но остался в стороне от происходящего. Конец осени и начало зимы 1906 писатель жил в Мюнхене, потом перебрался в Париж, где оставался до 1907 года. В 1907-м Андрей Белый вернулся в Москву, где работал в журнале «Весы» и сотрудничал с изданием «Золотое руно».

В конце первого десятилетия 1900-х литератор подарил поклонникам сборники стихов «Пепел» и «Урна». В первый вошло стихотворение «Русь». Следующее десятилетие ознаменовалось выходом романов «Серебряный голубь» и «Петербург».

В октябре 1916 года творческая биография Андрея Белого обогатилась новым романом «Котик Летаев». Грянувшую Первую мировую войну писатель воспринял, как трагедию России. Летом того же года литератора призвали на военную службу, но в сентябре дали отсрочку. Андрей Белый жил то в Подмосковье, то в Царском Селе под Петроградом.

В февральской революции Белый увидел спасение, отобразив видение происходящего в поэме «Христос воскрес» и сборнике стихов «Звезда». После окончания революции Андрей Белый трудился в советских учреждениях. Был лектором и преподавателем, вел занятия с начинающими литераторами в «Пролеткульте», стал издателем журнала «Записки мечтателя».

Книга Андрея Белого

Разочарование действиями новой власти подтолкнуло Андрея Белого к эмиграции. В 1921 году писатель и философ уехал в Берлин, где жил и работал 3 года. В конце 1923 года Белый вернулся на родину и жил в России до последних дней.

Прозаик написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом» и «Маски», издал мемуары о Блоке и трилогию о революционных событиях (роман «Между двух революций» опубликован посмертно). Контакт с властью Андрей Белый не наладил до конца жизни, из-за чего творчество ярчайшего представителя символистов и «серебряного века» оценили по достоинству лишь в конце ХХ века.

Личная жизнь

Любовные треугольники Андрея Белого с поэтами-символистами Валерием Брюсовым и Александром Блоком и их женами нашли отражение в творчестве. Брюсов описал роман Белого со своей женой Ниной Петровской в «Огненном ангеле». В 1905 году Петровская стреляла в любовника, а он ей посвятил строчки стихотворения «Друзьям».

Андрей Белый и Анна Тургенева

Мучительные отношения с женой Блока – Любовью Менделеевой – вдохновили Андрея Белого на создание романа «Петербург». Любовники встречались на съемной квартире, но в конце-концов Менделеева предпочла мужа, о чем объявила Белому, потребовав не приходить в их дом. Отчаянье подтолкнуло поэта к отъезду за границу.

Читайте также  Ольга ушакова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Возвратившись из Европы в Россию весной 1909 года, Андрей Белый познакомился с Анной Тургеневой, племянницей классика. Зимой 1910-го возлюбленная сопровождала литератора в путешествии. Пара объездила Северную Африку и Ближний Восток. Весной 1914 года в Берне Белый и Тургенева поженились, но спустя 2 года писатель вернулся на родину. Через 5 лет он приехал в Германию к жене, но отношения иссякли. Последовал развод.

Андрей Белый и его жена Клавдия

Осенью 1923 года Андрей Белый встретил женщину, с которой прожил остаток жизни. Клавдия Васильева, или Клодя, как называл любимую Андрей Белый, летом 1931 года ответила согласием на предложение руки и сердца.

Смерть

Андрей Белый скончался на руках Клоди 8 января 1934 года от паралича дыхательных путей. Похоронили поэта на московском Новодевичьем кладбище. Клавдия Васильева исследовала творчество знаменитого символиста, написав о нем книгу воспоминаний.

Память

Ряд авторитетных исследователей и литературных критиков уверяют, что без изучения творческого наследия Андрея Белого нельзя оценить эстетический феномен поэзии конца XIX – начала XX веков. Поэтому современники, интересующиеся российской поэзией, непременно знакомятся с творчеством теоретика символизма и антропософа-мистику.

Андрей Белый

Стихи Белого «Родина», «Отчаяние», «Из окна вагона» и «Раздумье» – наиболее известные и любимые ценителями поэзии «серебряного века». Их часто цитируют современники, говоря о поэтах-символистах.

До 26 лет Андрей Белый жил в доме на Арбате. В квартире, где прошли детство и юность теоретика символизма, после его смерти основали музей. В доме Бугаевых бывал Лев Толстой.

Библиография

  • «Серебряный голубь. Повесть в 7-ми главах»
  • «Петербург»
  • «Котик Летаев»
  • «Крещеный китаец»
  • «Московский чудак»
  • «Москва под ударом»
  • «Маски. Роман»
  • «Золото в лазури»
  • «Пепел. Стихи»
  • «Урна. Стихотворения»
  • «Христос воскрес. Поэма»
  • «Первое свидание. Поэма»
  • «Звезда. Новые стихи»
  • «Королевна и рыцари. Сказки»
  • «Звезда. Новые стихи»
  • «После Разлуки»
  • «Глоссолалия. Поэма о звуке»
  • «Стихи о России»

Биография Андрея Белого

Жена — Александра Дмитриевна Егорова
Дети — нет

Андрей Белый (1880-1934) – русский поэт и писатель, был одним из ведущих деятелей в русском модернизме и символизме, известен также своими работами в качестве стиховеда, мемуариста и критика.

Детские годы

Настоящее имя Андрея Белого ‒ Борис Николаевич Бугаев. Родился он 26 октября 1880 года в Москве.

Его отец, Николай Васильевич Бугаев, был известным российским философом и математиком, членом-корреспондентом Императорской академии наук в Санкт-Петербурге, заслуженным профессором и деканом на физико-математическом факультете в Московском университете.

Мама, Александра Дмитриевна (девичья фамилия Егорова), считалась одной из первых красавиц в Москве.

Долгие годы жизни (почти 26 лет) будущего поэта прошли в доме его родителей, который располагался на пересечении Денежного переулка с Арбатом. Сейчас на этом месте в самом центре Москвы действует единственный в мире мемориальный музей, посвящённый Андрею Белому.

Среди представителей старой московской профессуры у отца, Николая Бугаева, были очень широкие знакомства, так что детство Андрея прошло в высокой атмосфере культурно-профессорской Москвы. В доме частым гостем был великий писатель Лев Толстой.

Между родителями складывались непростые отношения, что тяжело сказалось на формирующемся характере и психике будущего поэта. В дальнейшем это выразилось в странностях и конфликтах Андрея Белого с окружающими.

Обучение

В 11-летнем возрасте Андрей поступил на учёбу в лучшую московскую частную гимназию Поливанова Л. И., где его самыми любимыми увлечениями стали восточная религия (оккультизм, буддизм) и литература (особенно мальчика интересовали произведения Ибсена, Ницше и Достоевского). На последних курсах юношу очень увлекла поэзия. Среди стихотворных произведений особое предпочтение он отдавал поэтам Франции и символистам России (Мережковский, Брюсов и Бальмонт).

Когда парню было 15 лет, он сблизился с будущим русским поэтом Сергеем Соловьёвым, сыном известного переводчика. Андрей довольно близко вошёл в их семью, здесь происходили его знакомства с новинками искусства в музыке, живописи, философии. Именно в доме Соловьёвых с сочувствием были встречены его первые поэтические опыты и придуман творческий псевдоним ‒ Андрей Белый.

В 1899 году он окончил учёбу в гимназии и по настоянию родителей сдал экзамены для поступления в Московский университет. На физико-математическом факультете он выбрал естественное отделение, потому что с ранних юношеских лет, несмотря на свои мистические и художественные настроения, Андрей стремился к точным наукам.

В университете он усиленно занялся изучением теории Дарвина и зоологией беспозвоночных, много уделял внимания химии. При этом он не пропускал ни одного номера ежемесячного художественного иллюстрированного журнала «Мир искусства», в котором изучал новинки творчества русских символистов.

В 1903 году Белый окончил университет с красным дипломом.

В 1904 году в этом же Московском университете Андрей стал студентом историко-филологического факультета. В качестве своего руководителя он выбрал знаменитого русского логика, переводчика и философа Бориса Александровича Фохта. Однако спустя год Белый перестал ходить на занятия, а в 1906 году написал в деканат прошение об отчислении его из университета. Он принял решение целиком и полностью посвятить себя литературной деятельности.

Литературная деятельность

Зимой 1901 года Белый познакомился с опытными символистами Брюсовым, Гиппиус и Мережковским. А уже в 1903 году вокруг него стал образовываться кружок молодых символистов, который состоял в основном из студентов университета. Кружку было дано название «Аргонавты», а Андрей стал его идейным вдохновителем и несомненным лидером.

В 1903 году Андрей начал вести переписку с поэтом Александром Блоком, а спустя год они уже познакомились лично. Это знакомство в будущем вылилось в долгие годы мучительной вражды и дружбы.

В январе 1904 года в Москве начал издаваться ежемесячный научно-литературный журнал «Весы». Андрей Белый вёл с издательством тесное сотрудничество.

Свои собрания кружок «Аргонавты» проводил на квартире у известного российского общественного деятеля и юриста Павла Ивановича Астрова. На одном из заседаний было принято решение об издании литературно-философского сборника. В 1906 году вышли две первые книги этого сборника, которому дали название «Свободная совесть».

В 1909 году Белый работал в московском издательстве «Мусагет», он был одним из его основателей, здесь поэт занимался переводами, а также печатал свои стихи.

В 1911 году Андрей отправился путешествовать на Ближний Восток и в Северную Африку. Впечатления от этой поездки нашли отражение в «Путевых заметках».

Вернувшись в Россию, в 1912 году, Белый немного поработал редактором в журнале «Труды и дни». Затем снова отправился за границу, где в Берлине произошло его знакомство с Рудольфом Штейнером, австрийским основоположником религиозно-мистического учения антропософии. Андрей с головой окунулся в это учение и стал учеником Штейнера.

В этот период вышло три тома его теоретических и критических статей:

  • «Символизм»;
  • «Луг зелёный»;
  • «Арабески».

Немного Белый стал отходить от поэзии символизма, всё больше в его творчестве появлялось прозаических произведений, например, романы «Серебряный голубь» и «Петербург», а также автобиографическая повесть «Котик Летаев».

С 1914 по 1916 годы Андрей жил в Швейцарии, где принимал участие в строительстве храма «Гетеанум». В конце 1916 года Белого вызвали в Россию на проверку его отношения к воинской повинности. Жена Ася с Андреем не поехала, осталась в Швейцарии, решив полностью отдаться делу Штейнера и возведению храма.

Первую Мировую войну Белый считал общечеловеческим бедствием, а революцию в России 1917 года он воспринял в качестве возможного выхода из глобальной тупиковой катастрофы. Эти идеи нашли воплощение в его произведениях:

  • цикл эссе «На перевале», состоящий из трёх частей «Кризис жизни», «Кризис мысли» и «Кризис культуры»;
  • очерк «Революция и культура»;
  • поэма «Христос Воскрес»;
  • поэтические сборники «Королевна и рыцари» и «Звезда».

Наряду с творчеством Андрей занимался преподавательской деятельностью. Для молодых пролетарских писателей и поэтов в пролеткульте в Москве он читал лекции по теории прозы и поэзии.

С 1921 по 1923 годы Белый вновь провёл за границей, но после полного разрыва супружеских отношений с женой вернулся в Россию, где начался особенно плодотворный период его творчества, в основном теперь он писал прозу:

  • дилогия романов «Москва» («Московский чудак» и «Москва под ударом»);
  • роман «Маски»;
  • мемуары «Воспоминания о Блоке»;
  • трилогия «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Значительным вкладом для литературоведческой науки оказались исследовательские работы Белого « Мастерство Гоголя», «Ритм как диалектика и «Медный всадник».

Личная жизнь

Познакомившись и сблизившись с поэтом Александром Блоком, Андрей Белый начал ухаживать за его женой Любовью Менделеевой, позже они стали любовниками. В этом драматическом любовном треугольнике все трое мучились почти четыре года, пока не произошёл окончательный разрыв, отразившийся в пьесе Блока «Балаганчик». Поэт же Андрей Белый уехал за границу и вылил свои страдания в поэтических сборниках «Пепел» и «Урна».

Практически в это же самое время Белый состоял и в другом любовном треугольнике – со своим собратом по символистскому течению поэтом Валерием Брюсовым и его женой поэтессой Ниной Петровской. Этот роман Андрея и Нины начался совсем невинно, но вскоре Петровская так сильно влюбилась в Белого, что доходила в своих чувствах до мистического поклонения ему. Андрей решил порвать эти отношения, ему хватало любовного романа с Менделеевой Любой, женой Блока, но Петровская принялась буквально преследовать его. Дошло до того, что Нина предприняла попытку убийства своего возлюбленного. Во время перерыва в лекции, которую читал Андрей в политехническом институте, она подошла и выстрелила в него в упор. К счастью, браунинг дал осечку. Вся эта коллизия позднее нашла отражение в романе Брюсова «Огненный ангел».

В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.

В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.

Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.

Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя.

8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Андрей Белый

Андрей Белый — биография

Андрей Белый — русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед. проживший в культурную эпоху «Серебрянного века».

Его мозг взяли для исследования в Институт мозга, но до сих пор не изучали. Он хранится в качестве выставочного образца. Это значит, что феномен Андрея Белого остается по сей день загадкой.

За свою короткую жизнь Андрей Белый мог умереть не раз. Случались и покушения на него, и попытки самоубийства. Но поэт знал: его ждет другая смерть. Он предсказал ее сам, за 20 лет до своей гибели.

Детство и юность, семья

Москвич Андрей Белый (настоящее имя Боря Бугаев) родился 26 октября 1880 года в семье профессора-матемематика Николая Васильевича Бугаева, его маму красавицу звали Александра Дмитриевна Егорова.

Страх. Боре Бугаеву это чувство было незнакомо. Однажды мальчишка поставил несколько стульев друг на друга, а сам взгромоздился сверху с зажженной керосиновой лампой. Нянька чуть не отдала Богу душу! А потом долго причитала: «Зачем же ты, Боречка, притворяешься дурачком? Ты же совсем другой!»

А как тут было не стать юродивым? Семья жила будто на вулкане: их квартиру на Арбате то и дело сотрясали ссоры и ругань. Мать, известная красавица, терпеть не могла отца, а потому старалась сделать все, чтобы сын вырос непохожим на него. Пока папаша-математик прививал Боре любовь к точным наукам, отращивала ему кудри и учила музыке. «Каждый тянет меня в свою сторону», — жаловался мальчик.

Единственной его отрадой было чтение. А еще общение с умными людьми. В их доме часто бывали Чайковский, Тургенев, Толстой. Под влиянием бесед с ними Боря выходил по ночам на балкон, ставил на столик свечу и начинал писать.

Читайте также  Boris yeltsin - биография знаменитости, личная жизнь, дети

От вечных склок мальчика отвлекала и дружба с соседями снизу. Там жила семья Михаила Соловьева — брата философа Владимира Соловьева. Когда он написал свои первые стихи и принес родителям, услышал в ответ лишь насмешки. Соловьев, наоборот, воскликнул: «Вы — писатель!» И посоветовал Боре взять псевдоним. Остановились на звучном варианте — Андрей Белый.

В московской гимназии, куда будущий поэт поступил в 1891 году, он увлекся оккультными науками. Вместе с единомышленниками разглядывал свою будущую судьбу в магическом шаре, вызывал духов, искал в себе способности. Говорят, он умел выходить в астрал и утверждал, что в предыдущей жизни был Микеланджело.

С небес на землю юношу спустил отец, отправив учиться на физико-математический факультет. Но ведь он хотел совсем другого — писать, изучать искусство, развивать свою художественную натуру. Тем не менее с отцом спорить не стал. Как тот и хотел, окончил университет. А на следующий день после получения заветной корочки отец скончался. Теперь-то молодой человек мог жить так, как ему заблагорассудится.

В 1904 году Белый поступил на историко-философский факультет. Но проучился недолго. Мало того что среди однокурсников он получил прозвище «идиот» — намекали на его юродивость и сходство с князем Мышкиным, так еще и учеба мешала ему писать, с чем Белый смириться не мог.

Литературная биография

К тому времени он успел почувствовать вкус первого успеха: в 1900 году вышло его сочинение «Северная симфония». За ним последовали сборники «Золото в лазури», «Пепел». Андрей Белый начал собирать вокруг себя творческую элиту: возник литературный кружок «Аргонавты». Поэт удивлял окружающих своим странным слогом, гротескным восприятием действительности и мистическими мотивами, которые нет-нет да и проскальзывали в его произведениях.

В поисках себя поэт много путешествовал, побывал даже в Египте. Но лишь в 1912 году он наконец нашел то, что искал. Белый познакомился с Рудольфом Штейнером — доктором философских наук и эзотериком. Тот пропагандировал антропософию — религиозно-мистическое учение.

Поначалу по-немецки Андрей Белый понимал плохо, тем не менее был старательным учеником Штейнера. По рассказам очевидцев, поэт научился выходить в астрал в бодрствующем состоянии, что удавалось далеко не каждому. Кстати, тогда же со стихов он перешел на прозу.

Большинство считало писателя откровенным чудаком. Он был непригляден и странноват, что, впрочем, не мешало женщинам влюбляться в него. Сам Белый признавался: «Для меня любовь всегда трагедия». И это действительно было так.

Личная жизнь

Первую возлюбленную, Нину Петровскую, Андрею Белому пришлось делить с поэтом Валерием Брюсовым. Та и сама металась, словно раненая птица, между двумя мужчинами, а когда поняла, что не может сделать выбор, решила Белого. убить. Нина стреляла в поэта в 1905 году на лекции в Политехническом музее. И убила бы, но оружие дало осечку.

Свою вторую любовь Белый делил с Александром Блоком. Два года он крутил роман с его женой — Любовью Менделеевой. Но та предпочла остаться с мужем. Тогда впервые писатель задумался о самоубийстве. Решил утопиться. Пошел к Неве, но. передумал. А может, испугался. Известно одно: после этого он на полгода уехал за границу, чтобы пережить личную трагедию.

Белый еще не знал, что впереди его ждет куда более унизительное потрясение. Третья возлюбленная поэта, внучатая племянница Тургенева Аня (она же Ася), в 1914 году стала его женой. Но, когда поэта призвали в Россию на воинскую службу, отказалась ехать с ним. А по его возвращении спустя несколько лет объявила, что разрывает с ним всякие связи.

Оставшись один, он стал частым гостем в берлинских барах. Белый пытался в буквальном смысле вытанцевать свое горе. Выглядело это комично: подвыпивший, с лысиной, в длинном черном пиджаке и с черным бантом на шее человек изображал какое-то подобие танца. Жалкое зрелище.

В 1923 году Андрей Белый вернулся в Россию. Он был сломлен. Даже когда душевные драмы терзали его сердце, раньше всегда оставался другой мир — потусторонний, мистический, который давал силы. Теперь же не было и его. Белый словно потерял свои способности. Первое время он еще пытался пропагандировать прежние идеи, но вскоре это стало небезопасно: антропософия оказалась под запретом.

В Москве он снял обветшалую комнату в подвале, где поселился вместе со своей последней любовью, ангелом-хранителем Клавдией Николаевной. Клодя — называл он ее любя. Тихая и заботливая, она закрывала глаза на его странную коллекцию обгоревших спичек, которую тот хранил как зеницу ока. Не обращала внимания на странности. Так, Белый вместо дверей мог попробовать выйти в зеркало. Обычно удивлялся и говорил, увидев свое отражение: «Какой неприятный тип!»

В поисках заработка поэт обивал пороги учреждений и соглашался на все лекции и семинары, куда его приглашали. Конечно, пытался писать, но получалось хуже, чем прежде.

В подвале практически не было дневного света: в окне то и дело мелькали ноги прохожих, стоящих в очереди в магазин неподалеку. Бывало, Белый не выдерживал, высовывался из окна и кричал: «Здесь живет писатель! Дайте ему поработать!» Оставалось все меньше времени — он это чувствовал. Все чаще вспоминал собственный стих, написанный еще в 1907 году, а в нем строки:

Смерть

Ответ пришел летом 1933 года, которое Белый провел в Коктебеле. Перегревшись на солнце, Андрей заработал солнечный удар, а следом за ним микроинсульт. Оправиться от его последствий он так и не смог. 8 января 1934 года 53-летний писатель умер на руках у любимой Клоди.

Кто-то предположил: виной всему стали вовсе не солнечные стрелы, а ужасное предисловие к новой книге Андрея Белого, написанное Каменевым. Уничижительные строки якобы подорвали и без того слабое здоровье литератора. Но кто теперь это подтвердит?

Советская власть Белого не признавала, но и не трогала — считала безобидным чудаком. Однако после его смерти сразу в нескольких газетах вышли пышные некрологи. Андрея Белого, прежде никому не интересного, вдруг стали величать гением. На этой ноте власти решили изъять мозг писателя и отправить в Институт мозга для исследования. Тайну Андрея Белого так и не раскрыли.

Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Фото Все

Видео Все

Белый камень души. Андрей Белый

Простые истории. Писатель Андрей Белый

Андрей Белый — биография

Андрей Белый жил в удивительную культурную эпоху, впоследствии названную «Серебряным веком». Он сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.

Детство

Родился Борис Бугаев (настоящее имя Андрея Белого) 26 октября 1880 года в Москве. Отец – известный российский философ и математик Николай Бугаев. Работал деканом физико-математического факультета в Московском университете, стал основателем математической школы. Мама – Александра Бугаева (до замужества Егорова) была первой красавицей Москвы, открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков. Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии.

До двадцати шести лет Борис жил с родителями в центре Москвы, там, где пересекается Денежный переулок и Арбат. В настоящее время там открыт музей Андрея Белого, единственный во всем мире.

Андрей Белый в детстве

Отец мальчика имел много друзей и знакомых среди московской профессуры, поэтому в детстве его окружала творческо-культурная атмосфера. Довольно часто к ним захаживал в гости Лев Толстой.

Отношения между родителями Бориса складывались непросто, и это больно ранило неокрепшую психику будущего литератора. С годами это проявилось в странностях его поведения, неумении находить общий язык с окружающими его людьми.

В одиннадцать лет родители отдали его в одно из лучших московских учебных заведений – частную гимназию Поливанова. Больше всего он интересовался восточной религией – буддизмом, оккультизмом, и литературой. Любимыми писателями Белого стали Ницше, Ибсен, Достоевский. Спустя несколько лет он увлекся поэзией, его привлекало творчество французских поэтов и русских символистов – Брюсова, Мережковского, Бальмонта.

В возрасте пятнадцати лет молодой человек подружился с Сергеем Соловьевым. Его отец был знаменитым переводчиком, сам Сергей стал поэтом. Белый частенько бывал в их доме, участвовал в диспутах по поводу новинок в мире музыки, философии, живописи. В этом доме он впервые прочел свои собственные сочинения, нашел поддержку и обзавелся псевдонимом. С легкой руки Соловьевых он стал Андреем Белым.

В 1899-м Белый получил аттестат об окончании гимназии. Он прислушался к мнению родителей, сдал необходимые экзамены и стал студентом Московского университета. Молодой человек поступил на физико-математический факультет, на отделение естественных наук. Несмотря на творческую натуру, Андрея с детства привлекали точные науки.

В студенческие годы Белый увлекся теорией Дарвина, изучал зоологию беспозвоночных, серьезно занимался химией. При этом регулярно покупал иллюстрированный журнал «Мир искусства», на страницах которого печатались поэтические строки русских поэтов-символистов.

В 1903-м молодой человек получил диплом с отличием Московского университета. Спустя год он снова сел на студенческую скамью этого же учебного заведения, только выбрал историко-филологический факультет. Его наставником стал известный русский логик Борис Фохт, знаменитый своими переводами и философскими работами. Андрей проучился всего год, потом перестал посещать лекции. В 1906-м он обратился с прошением в деканат, и его отчислили из вуза. Именно в этот период пришло решение заняться литературой.

Литературное творчество

Зима 1901-го стала судьбоносной в биографии Андрея Белого. Именно тогда среди его знакомых появляются русские символисты – Гиппиус, Брюсов, Мережковский. К 1903-му Белый сам собрал вокруг себя молодых представителей символизма, в основном, студентов вузов. Кружок получил название «Аргонавты», Андрей выполнял роль лидера и идейного вдохновителя их сообщества.

В 1903-м Белый написал письмо поэту Александру Блоку. Потом они активно переписывались, а через год состоялось личное знакомство. Спустя несколько лет эти двое очень сблизятся, но связывать их будет не только дружба, но и вражда.

Журнал «Весы»

В начале 1904-го поэт начал тесно сотрудничать с научно-литературным изданием «Весы», выходившим раз в месяц.

Члены кружка «Аргонавты» регулярно собирались на собрания. Местом их встречи стала квартира Павла Астрова, юриста и общественного деятеля. Во время одного из заседаний поэты приняли решение создать литературно-философский сборник. В 1906-м удалось издать две первые книги, получившие название «Свободная совесть».

Спустя три года Андрей начал сотрудничать с московским издательством «Мусагет», он входил в число его основателей. Белый выполнял переводы, издавал на его страницах собственные стихи.

В 1911-м поэт отправился в путешествие по Северной Африке и Ближнему Востоку. Своими впечатлениями от этого вояжа он поделился в «Путевых заметках».

Спустя год он возвращается на родину, устраивается на должность редактора в журнал «Труды и дни». Это сотрудничество длилось недолго, вскоре Белый снова уезжает за границу, на этот раз в Берлин. Там состоялась встреча Белого и Рудольфа Штейнера, основоположника нового религиозно-мистического учения – антропософии. Андрею так понравилось учение, что он стал учеником и последователем австрийца.

Андрей Белый с Сергеем Соловьевым

В это время Белый плодотворно трудится, выпускает свои теоретические и критические статьи, собранные в трех томах – «Символизм», «Луг зеленый», «Арабески».

Постепенно Андрей начал отходить от написания поэзии, теперь он трудится над прозой. В это время он занят написанием романов «Серебряный голубь» и «Петербург», автобиографической повести «Котик Летаев».

В 1914-1916-м годах Белый находился в Швейцарии, он помогал возводить храм «Гетеанум». К концу 1916-го он был вынужден вернуться в Россию, супруга Ася за ним не последовала. Она так и оставалась в Швейцарии, продолжала дело Штейнера и занималась возведением храма.

Поэт считал Первую Мировую войну бедствием для всего человечества. Революция 1917-го воспринималась им, как возможный выход из катастрофы глобального масштаба. Он принял ее и отразил свое отношение к революционным идеям в нескольких произведениях – цикле эссе под названием «На перевале», поэме «Христос Воскрес», очерке «Революция и культура», сборниках поэзий «Звезда» и «Королева и рыцари».

Параллельно с творчеством поэт становится преподавателем пролеткульта в Москве. Он знакомил молодых поэтов революции с теорией создания поэзии и прозы.

В 1921-м Белый снова уехал за границу, но спустя два года полностью порвал с женой и вернулся на родину. После этого он много и плодотворно трудился, все больше внимания уделяя прозе. Он написал романы «Московский чудак», «Москва под ударом», «Маски». Занялся созданием мемуаров «Воспоминания о Блоке», трилогии «На рубеже двух столетий», «Начало века», «Между двух революций».

Андрей Белый внес ощутимый вклад в литературоведческую науку, стал автором исследовательских статей «Мастерство Гоголя», «Медный всадник», «Ритм как диалектика».

Читайте также  Валерий комиссаров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личная жизнь

Близкое знакомство с Александром Блоком сильно изменило личную жизнь Андрея Белого. Поэт влюбился в жену Блока – Любовь Менделееву, которая ответила ему взаимностью. Их связывали любовные отношения, длившиеся на протяжении четырех лет и измучившие всех троих участников треугольника. Потом случился разрыв, который Блок отразил в своей пьесе «Балаганчик», а Белый в сборниках поэзий «Урна» и «Пепел».

Одновременно с этими отношениями, Белый ухаживал и за женой Валерия Брюсова – Ниной Петровской. И снова любовный треугольник, начавшийся с невинного флирта. Женщина воспылала таким чувствами, что возводила Андрея чуть ли не в ранг божества. Наученный горьким опытом предыдущих отношений, поэт решил разорвать с Ниной все отношения, но она буквально преследовала его. Дело зашло так далеко, что чуть не закончилось трагически. Нина решилась на убийство поэта, воспользовалась перерывом между лекциями, которые читал Белый в политехе и выстрелила в него практически в упор. На счастье Андрея, у браунинга случилась осечка. Позже эту ситуацию опишет Брюсов в романе под названием «Огненный ангел».

Андрей Белый с Асей

В 1909-м в личной жизни Белого появится художница Анна Тургенева, племянница знаменитого писателя. Все называли ее просто Асей. У Белого и Тургеневой был гражданский брак, супруга отправилась с поэтом за границу в 1910-м. Они побывали в Палестине, Египте, Сицилии, Тунисе. Официальное оформление брака состоялось в 1914 году, они расписывались в Берне.

В 1916-м Белый должен был вернуться в Россию, Ася осталась в Швейцарии. Через 5 лет поэт приехал к супруге, но продолжать дальнейшую семейную жизнь не было смысла.

Андрей Белый и Клавдия Васильева

После пары лет, проведенных за границей, Андрей снова возвращается в Россию и встречает Клавдию Васильеву, свою последнюю возлюбленную. В 1925-м они переехали на дачу общих друзей в Качино, которое стало для него таким же важным, как для Толстого Ясная Поляна или как для Чехова Ялта. Он полностью занят творчеством, Клавдия окружает его любовью и заботой. Супруги расписались в 1931 году.

Андрей Белый умер 8 января 1934 года, на руках у Клавдии, которую ласково называл Клодей. Местом упокоения поэта стало Новодевичье кладбище столицы.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Андрей Белый — биография

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) — русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма. Знак зодиака — Скорпион.

Для ранней поэзии Андрея Белого характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси [en] . В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.

Для его творчества характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности, порой формальное экспериментаторство. Безумие и одержимость, казалось, были частью его гениальности и прорывались в дневниках, воспоминаниях, романе «Петербург» и в трилогии «Москва». Андрей Белый, будучи символистом, с особым вниманием относился к ритму, звуковому смыслу фразы. Ему принадлежит разработка эстетики символизма и теории ритма в стихе и прозе, где Белый впервые применил математические методы.

Андрей Белый родился 26 октября (14 октября по старому стилю) 1880 года в Москве.

Семья, детство, образование

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими (см. мемуары «На рубеже двух столетий»).

В 15 лет Андрей познакомился с семьей брата В. С. Соловьева — М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Генриха Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Рихарда Вагнера) и философией (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вл. Соловьев).

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Льва Ивановича Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

Литературная деятельность, эстетическая позиция, окружение

В 1901 Андрей Белый сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)» (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем [при жизни [en] опубликованы также «Северная симфония (1-я, героическая)», 1904; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908], сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение Белого к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного [en] треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Дмитрием Сергеевичем Мережковским и Зинаидой Николаевной Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1910-е годы

1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны (First World War) воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

Последний период жизни Белого

В 1921-1923 годах Андрей жил в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия. (Д. М. Магомедова)

Личная жизнь

Личная жизнь Белого была в постоянных любовных «треугольниках». Полюбив однажды жену своего друга А. Блока, любил ее всю жизнь. Женился на Асе Тургеневой, которая оставила его и ушла к другому. Третья женщина Клавдия Николаевна Алексеева стала последней подругой Белого, разведясь с мужем. Они поженились 18 июля 1931 года.

Белый не испытывал к Клоде, как называл он Клавдию Николаевну, любовных чувств, но был очень привязан к ней и умер [en] у неё на руках от инсульта — следствие солнечного [гор] удара, случившегося с ним в Коктебеле. Эта судьба была предсказана им в сборнике «Пепел» (1909):

Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь [en] прожить не сумел.

Андрей Белый скончался 8 января 1934 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище, в Москве.

Песни про Андрея:

«Привет, Андрей» — Ирина Аллегрова
«Андрюша» — Алена Апина
«Прогулки по воде» — «Наутилус Помпилиус»
  • Смотрите других знаменитых мужчин в истории по имени Андрей.
  • Знаменитых людей по имени Борис.
  • Знаменитых мужчин по имени на букву А (и женщин).
  • Знаменитых мужчин по имени на букву Б (и женщин).
  • Биографии выдающихся личностей истории по фамилии на букву Б.
  • Значение и происхождение имени Андрей.
  • Значение и происхождение имени Борис.
  • Описание отчества Николаевич (и ещё).
  • Описание имени-отчества Борис Николаевич (и ещё).
  • Описание мужских имён на букву А (и женских).
  • Описание мужских имён на букву Б (и женских).
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву А (и женского).
  • Описание мужского имени-отчества на букву Б (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И основные черты букв имени в разработке российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Подпишитесь на новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: