Александр митта — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Митта — биография, информация, личная жизнь

Александр Митта

Александр Наумович Митта (настоящая фамилия Рабинович). Родился 28 марта 1933 года в Москве. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист Российской Федерации (2004).

Александр Рабинович, впоследствии известный всем как Митта, родился 28 марта 1933 года в Москве.

В качестве псевдонима он взял фамилию одного из родственников со стороны матери.

Двоюродный брат — композитор Вениамин Ефимович Баснер.

Мать в 1930-е была репрессирована, сидела в лагерях, рано умерла. Его воспитывал отец, который женился во второй раз.

С детства хорошо рисовал, планировал стать художником. После школы поступил в художественный вуз, но был отчислен.

Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. В. Куйбышева (1955), где его учителем был выдающийся советский архитектор К.С. Мельников.

Затем работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах.

В 1960 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Михаила Ромма.

Работал как режиссёр и сценарист, снялся в фильмах Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») и «Июльский дождь». Преподаёт в Гамбурге и московской «Школе-студии Александра Митты».

Дружил с Владимиром Высоцким. Актер помог получить ему квартиру на Малой Грузинской улице в Москве.

Наиболее прославился как кинорежиссер. Он снимал пронзительные и трогательные фильмы о школьниках, аллегорические истории, которые удавалось провести на экран. Являлся первооткрывателем и увлекался разными жанрами, стараясь сделать то, что до него никто в отечественном кино не делал.

Александр Митта и Владимир Высоцкий

Александр Митта — режиссер одновременно авторского и зрительского кино, а его фильм-катастрофа «Экипаж» стал одним из самых популярных фильмов, когда-либо выходивших на советские экраны.

В 2000-м году он снял суперпопулярный фильм «Граница: Таежный роман». За эту работу он был удостоен государственной премии Российской Федерации за 2001 год.

Затем были криминальная драма «Раскалённая суббота» и сериал «Лебединый рай».

В 2013-м на экраны вышел его фильм «Шагал — Малевич», в котором главные роли противоборствующих художников исполнили Леонид Бичевин и Анатолий Белый.

«Шагала я люблю давно, с детства. Когда я первый раз хотел включить его в фильм, о нем даже нельзя было говорить, он тогда считался антисоветчиком. Знаете, написал какую-то картину поносную, где Ленин стоял вверх ногами на одной руке. Поэтому у меня была просто метафорическая фигура художника, который погружен в искусство и у которого, кроме искусства, ничего нет», — пояснял режиссер историю создания фильма.

О своих фильмах Александр Митта говорил: «У меня часть картин — это артхаусное кино, например «Звонят, откройте дверь!», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», а часть — это мейстрим, как «Экипаж» и «Граница: Таежный роман». Мои мейнстримовские фильмы имели успех у зрителей, а у артхаусных фильмов была судьба, какая и должна быть у такого кино, то есть печальная и тревожная».

Председатель жюри IV Конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий «Святой Анны».

Автор книги «Кино между адом и раем».

Здоровье Александра Митты

Режиссер перенес тяжелую операцию на колене, которую ему сделали в Германии. Как рассказывал Митта, он перенес клиническую смерть.

«У меня случилась эмболия, образовался какой-то сгусток. Я помер, была клиническая смерть. В это время жена была со мной рядом. Она так закричала, прибежали местные врачи, отвезли в реанимацию. Там они пять дней вытаскивали меня с того света», — делился режиссер.

Александр Митта

Рост Александра Митты: 170 сантиметров.

Личная жизнь Александра Митты:

Женат. Супруга — Лилия Майорова. До встречи с Миттой она была замужем за корреспондентом «Правды».

Сын — художник Евгений Митта.

Внуки — Александр и Ева.

Александр Митта и Лилия Майорова

Фильмография Александра Митты (режиссер):

1961 — Друг мой, Колька.
1962 — Без страха и упрёка
1963 — Большой фитиль (киноальманах) Сон в руку
1964 — Фитиль. Эстетика поведения №23
1965 — Звонят, откройте дверь
1966 — Фитиль. Занимайтесь самбо! №54
1969 — Гори, гори моя звезда
1972 — Точка, точка, запятая.
1974 — Москва, любовь моя
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
1976 — Клоуны и дети (короткометражный)
1979 — Экипаж
1983 — Сказка странствий (Story of the Voyages, The)
1986 — Фитиль. С легким паром №283
1988 — Шаг (未来への伝言 — СССР, Япония)
1991 — Затерянный в Сибири (Lost In Siberia)
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)
2000 — Граница. Таёжный роман
2002 — Раскалённая суббота
2005 — Лебединый рай
2008 — Художники. Вызов и провокация (документальный)
2013 — Шагал — Малевич

Фильмография Александра Митты (сценарист):

1966 — Фитиль Занимайтесь самбо! №54
1969 — Гори, гори моя звезда
1972 — Точка, точка, запятая.
1974 — Москва, любовь моя
1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
1976 — Клоуны и дети (короткометражный)
1979 — Экипаж
1983 — Сказка странствий (Story of the Voyages, The)
1988 — Шаг (未来への伝言 — СССР, Япония)
1990 — А в России опять окаянные дни
1991 — Затерянный в Сибири (Lost In Siberia)
1994 — Альфред Шнитке. Портрет с друзьями (Alfred Schnittke. Ein Portrait mit Freunden) (документальный)
2000 — Граница. Таёжный роман
2005 — Лебединый рай
2008 — Холодное солнце
2013 — Шагал — Малевич

Фильмография Александра Митты (продюсер):

2000 — Граница. Таёжный роман
2013 — Шагал — Малевич

Фильмография Александра Митты (актер):

1962-1964 — Мне двадцать лет — посетитель выставки (нет в титрах)
1966 — Июльский дождь — Владик, эрудит
2000 — Граница. Таёжный роман — проигравшийся в карты пассажир поезда
2002 — Раскалённая суббота — эпизод
2010 — Дом Солнца — посетитель выставки Корейца

последнее обновление информации: 13.02.2021

Александр Митта и Лилия Майорова: Удивительная история любви двух людей, лишённых детства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Лишенные детства

Детство Александра Наумовича закончилось с арестом мамы в 1937, когда ему было всего 4 года. Лишь через 10 лет они с отцом получили записку о том, что вины никакой за ней не было. Сначала была жизнь без мамы, в войну Александр оказался в детском доме, после жил с отцом.

Лилия Моисеевна в 10 лет стала главной добытчицей в семье. Когда родители заболели, она не только ухаживала за обоими, но еще и зарабатывала деньги. Бежала в больницу к маме, после летела домой лечить отца, делать ему примочки, кормить. А еще она устроила себе торговую точку на рынке, где продавала собственноручно сшитые юбки. Швейной машинки у нее не было, шила она вручную. Но юбки разлетались, как горячие пирожки, ведь на все был жесточайший дефицит. А еще Лилия Моисеевна делала расписные платки из марли. Она вырисовывала на обычной марле дивные цветы и узоры простыми акварельными красками, но всех покупателей предупреждала, что стирать эти чудные шарфы нельзя.

Она выходила родителей, но сама заболела тифом. И после потери сознания ее отправили в морг. К счастью, случайно заглянувший медик увидел, как она пошевелилась, и ее вернули в мир живых. Александр Наумович настолько был впечатлен ее недетской историей, что после отразил ее в своей картине «Затерянный в Сибири».

Она всегда обладала совершенно потрясающим жизнелюбием и тягой к радости. Ей хотелось создавать красоту и дарить ее людям.

В театр Сергея Образцова юная Лилия Майорова явилась с целым чемоданом своих кукол. Но ее приняли только на должность уборщицы, другой штатной единицы просто не было. Она с утра мыла коридоры и театральные туалеты, а потом садилась и шила своих удивительных кукол. После она пришла в издательство, чтобы рисовать яркие иллюстрации к детским книгам. Она является автором совершенно необыкновенных книг-игрушек. Это – тоже из детства, от желания дарить радость.

Наверное, это любовь

И так случилось, что два человека, лишенных детства, познакомились в издательстве «Малыш», где Лилия Моисеевна работала художником, а Александр Наумович приносил туда тексты.

На нее нельзя было не обратить внимания. Она была очень яркой. Законодательницей мод. В эпоху совершенного дефицита она придумывала и шила для себя необычные шарфы с рукавами и капюшонами, носила шляпки и платья с кринолином. На станции метро, где она переходила на другую ветку, специально собирались модницы, чтоб увидеть, во что она одета.

При этом Лилия Моисеевна в период их знакомства с Александром Наумовичем была замужем. Но все издательство искренне болело за Александра. Муж Лилии, настоящий московский денди, почему-то никому не нравился. Сам Александр Наумович с удивлением отмечал, что ему не пришлось как-то особенно ее добиваться, совершая подвиги и доставая звезды с неба.

Они сблизились и подружились на фоне работы. Оба были жадными по отношению к работе. Если уж увлеклись чем-то, то могли заниматься творчеством несколько дней без сна и отдыха.

Умение дружить

Александр Митта снимает удивительно пронзительные картины, будто в каждой из них он сам проживает судьбы своих героев. Он увлеченный, известный, талантливый. И очень скромный. Он готов гордиться работой жены, ее уникальными книгами, ее совершенно невероятной трудоспособностью. Одновременно скромно и застенчиво говорит о собственных успехах.

Александр Митта и Лилия Майорова умеют дружить. В их доме всегда собиралось множество друзей. Владимир Высоцкий очень быстро стал больше другом Лилии, чем Александра. Это с ней он делился своими чувствами и переживаниями. Его давно нет с нами, а она до сих пор хранит его секреты, отказываясь выносить на суд общественности чужую личную жизнь.

В их доме в течение 20 лет каждый вечер проходили своеобразные творческие встречи. Лилия целый день рисовала дома, а к вечеру притаскивала с рынка большущую телячью или баранью ногу, запекала ее в духовке, а потом потчевала своих гостей. После спектакля к ним приходили актеры, музыканты, режиссеры. И всем было тепло и уютно. Она стала каким-то символом свободного творчества. Кухня Митты — это был и клуб литераторов, и дом кино, и кабинет психолога, и место, где каждый чувствует себя нужным.

Читайте также  Владимир молчанов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Школа счастливой семейной жизни

Она никогда не ходила на съемки мужа, не ездила с ним в экспедиции. Изначально во время экспедиций всегда были какие-то тяжелые условия, было тяжело в бытовом плане. А эмоциональное напряжение во время съемок, невероятные муки творчества, в которых рождались гениальные картины Александра Митты, мало были похожи на праздник.

И она видела, как быстро распадаются те браки, в которых жена все время рядом с мужем в экспедициях. Александр Наумович и Лилия Майорова страстно желали, чтобы их семейное счастье было долгим.

Когда у него бывали периоды застоя, она брала на себя функции добытчика, рисовала книги, создавала уникальный дизайн для мебели, детских игрушек. Это всегда позволяло их семье держаться на плаву, а ему – творить. Она для него — центр вселенной. В каждой его картине есть она, его Лилия. Иногда она выведена цельным образом, иногда — намеком, полутоном.

Лилия Моисеевна всегда подчеркивает: ее Саша добрый и любит сказки. Они вместе написали самую удивительную историю, в которой счастливы всю свою жизнь.
В их жизни ничего нет дороже семьи.

Лилия Майорова и Александр Митта сами создают свою сказку и живут в ней. А история Натальи Селезневой и Владимира Андреева со сказки только начиналась.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Александр Митта: биография режиссера, карьера, личная жизнь

Кто такой Александр Митта? Как сложилась его карьера в отечественном кинематографе? Имел ли счастье артист в личной жизни? Обо всем этом и многом другом будем говорить в представленном материале.

Митта Александр Наумович – биография

Будущий кинорежиссер появился на свет в 1933 году в Москве. Родился мальчик в еврейской семье, получив фамилию Рабинович. Практически все родственники Александра пострадали от репрессий, хотя всегда верили в идеалы Октябрьской революции. Особенно трагично сложилась судьба матери артиста. Значительную часть жизни ей пришлось провести на каторжных работах в сибирских лагерях для политических заключенных. По этой причине воспитанием маленького Александра занимался отец, который всю жизнь оставался один. Лишь после смерти жены в заключении он решил жениться во второй раз.

Митта Александр Наумович с детства проявлял выдающиеся творческие способности: интересовался работами знаменитых художников, хорошо рисовал, а также следил за развитием отечественного кинематографа. После окончания школы парень подал документы на поступление в художественный институт. Александр Митта был успешно зачислен в учебное заведение, однако совсем скоро попал под отчисление, подвергшись очередным идеологическим репрессиям, от которых регулярно страдала его еврейская семья. Молодой студент и непризнанный художник оказался в строительном институте, постигая профессию инженера-конструктора. Вуз Александр Митта успешно окончил в 1955 году, но отказался работать архитектором. Вместо этого молодой человек стал зарабатывать на жизнь подготовкой рисованных карикатур для юмористического журнала «Крокодил». Затем талантливые иллюстрации художника начали появляться в печатном издании «Веселые картинки».

Получив статус мало-мальски известного художника-карикатуриста, Александр решил сменить настоящую фамилию Рабинович, которая говорила о его еврейском происхождении и откровенно препятствовала развитию карьеры. Свои работы автор стал подписывать псевдонимом Митта. Именно эту фамилию ранее носили родственники Александра.

Как Митта стал актером?

В 60-е годы Алексадр Митта уже имел статус одного из самых талантливых художников-карикатуристов во всем Советском Союзе. Как отмечалось выше, в детстве автор интересовался миром кино. Поэтому он решил воспользоваться знакомством с режиссером Марленом Хуциевым, чтобы сняться в его новом фильме под названием «Июльский дождь». В картине, что вышла на широкие экраны в 1966 году, Александру Митте досталась роль студента Владика – всезнайки и крайне занудного человека. Кинокартина получила довольно негативные оценки советских кинокритиков. Последние объявили драматургию ленты слишком надуманной и довольно слабой.

Далее Александр Митта еще несколько раз пробовал себя в качестве актера. Однако это уже были его собственные проекты, работой над которыми он занимался в статусе режиссера. В данном случае речь идет о многосерийных картинах «Раскаленная суббота», «Слава богу, ты пришел», а также «Граница: Таежный роман».

Дебют в качестве режиссера

В 1961 году мир отечественного кинематографа узнал имя Александр Митта. Фильмы молодого автора стали регулярно появляться в прокате. Первой картиной, за создание которой взялся Александр, стала кинолента «Друг мой, Колька». Ленту режиссер отснял на студии «Мосфильм» при сотрудничестве со своим давним товарищем и однокурсником Алексеем Салтыковым. Основой картины послужила комедийная история о приключениях школьников. Фильм побил все рекорды кассовых сборов. Увидели его более 20 миллионов зрителей по всему Советскому Союзу. В конечном итоге кинокартина вошла в список самых популярных отечественных фильмов 60-х.

Следующей успешной работой Александра Митты стала лента «Без страха и упрека». В сюжете картины вновь была грамотно обыграна подростковая тема, которая уже успела принести режиссеру признание.

Следующий фильм Митты «Звонят, откройте дверь» был лишен идеологической составляющей, удобной партийной верхушке. Картина рассказывала о проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждому советскому юноше, что вступает во взрослую жизнь. Фильм пользовался успехом как у подростковой аудитории, так и у взрослых. За работу над картиной режиссер Александр Митта удостоился награды «Золотой лев Святого Марка» на Венецианском кинофестивале детских фильмов.

Развитие карьеры

От подростковой темы, к которой уже успели привыкнуть почитатели творчества режиссера, Митта отошел в 70-х. В этот период на экраны вышли такие фильмы с серьезным сюжетом, как «Москва, любовь моя», «Гори, гори моя звезда», «Экипаж». Съемки некоторых из этих лент нуждались в применении масштабных спецэффектов. На то время в советском кинематографе никто даже и не слышал о компьютерной графике. Поэтому для создания правдоподобных сцен режиссеру пришлось подвергать всевозможным разрушениям настоящие декорации и реквизит. На все это Александр потратил немало средств из личного бюджета.

Фильмография

Среди наиболее успешных режиссерских работ Александра Митты стоит отметить следующие фильмы:

  • «Друг мой, Колька» (1961);
  • «Звонят, откройте дверь» (1965);
  • «Гори, гори моя звезда» (1969);
  • «Точка, точка, запятая» (1972);
  • «Москва, любовь моя» (1974);
  • «Экипаж» (1979);
  • «Шаг» (1988);
  • «Затерянный в Сибири» (1990);
  • «Граница: Таежный роман» (2000);
  • «Раскаленная суббота» (2002).

Личная жизнь

Александр Митта в молодости пользовался успехом у женщин. Наиболее крупный роман режиссера, который был предан всеобщей огласке, состоялся с замужней девушкой Лилией Майоровой. Последняя решила уйти от супруга к Александру, переехав в его небольшую коммунальную квартиру. Вскоре конфликт был исчерпан серьезным разговором между Миттой и мужем Майоровой. Впрочем, супруг Лилии на протяжении нескольких лет не соглашался на развод. К этому времени у молодой пары уже успел родиться общий ребенок – сын Евгений. Со временем скандал перестал интересовать широкую аудиторию. Киностудия «Мосфильм» подарила Александру большую квартиру в престижном районе, где он стал счастливо проживать со своей новой семьей.

Александр Митта — биография, личная жизнь, фото, фильмография, слухи и последние новости 2018

Александр Митта: биография

Настоящая фамилия известного кинорежиссёра Александра Митты – Рабинович. Он родился в марте 1933 года в интеллигентной московской еврейской семье, где и родители, и бабушки с дедушками были глубоко преданными идеалам Октября. И почти все пострадали в период репрессий после 1937 года. Трагична судьба матери Александра Наумовича. Она отбывала наказание в сибирских лагерях, и жизнь её закончилась рано. Сына ставил на ноги отец, только в преклонные годы нашедший себе вторую половинку.

Александр Наумович был мальчиком одарённым: он хорошо разбирался в живописи, сам рисовал и мечтал стать художником. Но и киномир влёк и манил Сашу Рабиновича с детских годов.

Александр Митта в молодости

Окончив школу, Александр Рабинович отнёс документы в художественный вуз. Но вскоре его оттуда отчислили: таланту Саши было очень тесно в узком пространстве соцреализма. Непризнанный художник решил продолжить образование в другом столичном институте – инженерно-строительном. Его наставником был знаменитый конструктивист и архитектор Константин Мельников. В 1955 году Александр окончил вуз, но работать архитектором не захотел. Опыт короткого пребывания в художественном вузе позволил Рабиновичу получить заказы на карикатуры в легендарном «Крокодиле», а потом на иллюстрации в детском журнале «Весёлые картинки».

Александр Митта в молодости

Однажды художник принёс в «Крокодил» свои карикатуры. Они очень понравились редактору, но тот, немного замявшись, отказался брать работу, сказав что «Рабинович в «Крокодиле» – это уже перебор». В 1955 году Александр стал Миттой. Кстати, молодой человек не скрывал и не стыдился еврейского происхождения. И в качестве псевдонима даже взял древнееврейскую фамилию кого-то из родственников по маме.

Фильмы

Кинематографическая биография Александра Митты началась в 1961 году с дипломной работы. Александр и его однокурсник Алексей Салтыков поставили на студии «Мосфильм» свою дипломную ленту «Друг мой, Колька!». В её основу легла одноимённая пьеса создателя киножурнала «Ералаш» Александра Хмелика. Никто не ожидал, что дипломная мелодрама о детских и школьных проблемах войдёт в двадцатку наиболее популярных картин 1961 года. С мая по декабрь «Друг мой Колька!» увидели без малого 24 миллиона зрителей СССР.

Александр Митта на съемочной площадке

Подростковая тема, так удачно обыгранная в дипломном фильме, поднималась ещё не раз. В 1962 году Александр Митта уже самостоятельно выпустил картину «Без страха и упрёка». Третья картина режиссёра Митты под названием «Звонят, откройте дверь» стала интересна нарождающимся стилем молодого режиссёра. Здесь не было надоевшей идеологии и оторванности от жизни. Наоборот – пронзительно жизненно раскрывались детские и юношеские проблемы. Эту ленту интересно смотреть и детям, и взрослым. В 1966 году картина получила главный приз Венецианского фестиваля детских фильмов «Золотой лев Святого Марка».

Читайте также  Севак ханагян - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1969 году творческая биография Александра Митты пополнилась новой страничкой: молодой режиссёр впервые стал актёром. Митта сыграл интеллектуала Владика в картине Марлена Хуциева под названием «Июльский дождь».

Режиссер Александр Митта

Подростковая тема оказалась настолько близкой для Митты, что он опять продолжил её в своей очередной картине «Точка, точка, запятая…», вышедшей на экраны в 1972 году. Причём для этой ленты Александр Митта сам написал сценарий. Мастерство молодого режиссёра стало общепризнанным. Вначале 1970-ых кинофильм получил великое множество разных наград, в том числе и международных (в Солерно).

От привычной подростковой темы Александр Митта отошёл в своих лентах «Москва, любовь моя» (мелодрама), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (сказка), «Гори, гори, моя звезда» (трагикомедия) и, конечно же, совершенно новом для отечественного кинематографа того времени жанре фильма-катастрофы. Именно в нём была снята картина-легенда «Экипаж». Во время, когда о компьютерной графике никто ничего не слышал, пришлось для правдоподобия по-настоящему сжечь несколько самолётов.

Режиссер Александр Митта

Кстати, средства для этого дорогостоящего проекта Александр Митта искал самостоятельно, так как министерство отказалось давать деньги для «ненужной» и «неинтересной» ленты. Спонсора режиссёр всё-таки нашёл — им стал «Аэрофлот». Это был полностью коммерческий фильм, отснятый за внебюджетные средства. «Экипаж» стал лидером проката всей истории советского кинематографа. Но сам Митта не получил от успешного проекта практически ничего. Зато стал практически легендой.

Следующим новым этапом в работе режиссёра Митты стала музыкальная сказка-аллегория под названием «Сказка странствий», в которой главную роль сыграл Александр Миронов. Картина интересна тем, что снимая её, Александр Наумович решал для себя, какая же из двух кинематографических школ ему ближе – Эйзенштейна или Станиславского. Картина получилась неким «гибридом» разных творческих идей, блестяще совместив несовместимое.

Ещё один фильм, после которого Александр Митта сделал долгую десятилетнюю паузу в работе – «Затерянные в Сибири». Это совместная британо-советская картина об английском археологе, сосланном в сталинские лагеря. В эти годы Митта не снимал новых картин, но зато он побывал в США и многих европейских странах, где не только перенимал опыт, но и преподавал режиссуру (в Гамбурге и своей Московской студии).

Режиссер Александр Митта

В двухтысячных Митта снова громко напомнил о себе сериалом «Граница. Таёжный роман». За эту ленту Александру Наумовичу в 2002 году была вручена Государственная премия Российской Федерации. Вскоре режиссёр выпустил ещё два фильма разных жанров – криминальную драму «Раскалённая суббота» и сериал «Лебединый рай».

Одной из последних работ Александра Митты стал художественный фильм об известном художнике Марке Шагале в период его жизни в Витебске. Лента «Шагал – Малевич» вышла в прокат в 2013 году.

Личная жизнь

Личная жизнь Александра Митты была бурной. Свою возлюбленную Лилию Майорову Митта увёл из семьи. Муж Майоровой Игорь был корреспондентом «Правды». И всё у супругов было замечательно, пока в издательстве не появился карикатурист Саша Рабинович. О романе поползли слухи. Муж Лили пришёл к Александру в коммуналку, чтобы «разобраться по-мужски».

Александр Митта и Лилия Майорова

Но, увидев комнатушку, где стояли пять столов, заваленные бумагами, и маленький продавленный диванчик, пожалел соперника. Да и ростом Александр Митта был намного ниже Игоря. Мужчины поговорили. Муж Майоровой решил, что проблема этим разговором исчерпана, и Лиля вскоре выкинет из головы бедного карикатуриста. Но этого не случилось – жена окончательно ушла в коммуналку к Митте. Два года муж не давал развода Лиле, хотя в это время у Митты и Майоровой уже родился сын Евгений.

Александр Митта и его жена

Со временем пара получила собственную квартиру на Малой Грузинской. Получить её помог Александру Наумовичу его друг Владимир Высоцкий. Он с Мариной Влади часто гостил у режиссера.

Александр Митта

Имя: Александр Митта (Aleksandr Mitta)

Настоящее имя: Александр Рабинович

Отчество: Наумович

День рождения: 28 марта 1933 (88 лет)

Кто родился в этот день: 14 чел.

Место рождения: Москва

Вес: 68 кг

Карьера: режиссер

  • Происхождение Александра Митты
  • Образование. Творческий поиск
  • Фильмы Митты о подростках
  • «Экипаж»
  • Александр Митта в перестройку и постперестроечное время
  • Лучшие фильмы

Биография Александра Митты

Происхождение Александра Митты

Образование. Творческий поиск

Фильмы Митты о подростках

Дипломная работа Александра Митты и его однокурсника Алексея Салтыкова была поставлена на студии «Мосфильм» в 1961 году. Основой картины «Друг мой, Колька!» послужила одноименная пьеса драматурга А. Хмелика, одного из создателей детского киножурнала «Ералаш». Неожиданно для всех дипломная мелодрама, проецирующая «взрослое» кино на детские проблемы и реалии школьной жизни, вошла в двадцатку самых популярных фильмов 1961 года. В общей сложности с мая по декабрь 1961 года фильм посмотрело почти 24 млн советских зрителей.

Следующий фильм, первая самостоятельная режиссерская работа Митты «Без страха и упрека» вышел на экраны в 1962 году. Митта продолжает подростковую тему – в кадре снова оказываются обычные мальчишки и девчонки, столкнувшиеся со взрослыми реалиями.

Собственный режиссерский стиль Митты начинает формироваться с третьей картины Александра Наумовича – «Звонят, откройте дверь» (1965, сценарий А. Володина). Увлеченно черпая вдохновение в, казалось бы, изъезженной к тому времени «детской», «пионерской» теме, режиссер раскрывает ее совершенно по-иному – небанально, без навязчивой идеологии, и, что самое главное – пронзительно жизненно. В 1966 году фильм получил международное признание – картина была удостоена главного приза кинофестиваля детских фильмов в Венеции – гран-при «Золотой лев Святого Марка».

В 1969 году Митта дебютировал как актер. Он сыграл в фильме своего друга Марлена Хуциева «Июльский дождь» роль одинокого интеллектуала Владика.

Следующий фильм Митты-режиссера «Точка, точка, запятая…» вышел на экраны в 1972 году и продолжил «подростковую» тему Александра Наумовича. Этот фильм также стал своего рода дебютом – Митта выступил не только в роли режиссера, но и написал сценарий к картине. Как и в предыдущих лентах, мастерство Александра в при работе с юными актерами, тонкое психологическое чутье и мастерская прорисовка персонажей сделали фильм выдающейся лентой в истории советского кинематографа. В 1973-1974 годах картина собрала большое количество наград и премий, в том числе на Московском, Алма-Атинском кинофестивалях, «Параде детских фильмов» в Белграде, международном детском кинофестивале в Салерно и др.

«Экипаж»

С 1969 года Митта отходит от привычной ему детско-подростковой темы и пробует себя в различных жанрах – мелодраматическом («Москва, любовь моя», 1974), сказочном («Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976), трагикомедийном («Гори, гори, моя звезда», 1969), новом для советского кинематографа жанре фильма-катастрофы («Экипаж», 1979).

О картине «Экипаж» стоит упомянуть отдельно. Александр Наумович впервые в истории советского кино снимает фильм-катастрофу. Конечно, в современном понимании этого термина фильм не столь катастрофичен, однако в то время в советском кинематографе лента устроила чуть ли не переворот. После того, как в министерстве отказались выделять на картину средства, посчитав ее неинтересной, ненужной, Митта не отступился от своего проекта. При полном отсутствии бюджета режиссер начал изыскивать альтернативные источники средств.

Александр Митта в перестройку и постперестроечное время

Следующим этапным фильмом для Митты стала снятая в 1982 году картина «Сказка странствий» с Андреем Мироновым в главной роли. Эта музыкальная сказка-аллегория, снятая совместными усилиями кинематографических команд Советского Союза, Чехословакии и Румынии, впервые воплотила в себе, по словам Митты, идеи Станиславского и Эйзенштейна одновременно. Митта долгое время не мог решить для себя, к какой кинематографической школе Советского Союза относить свое творчество. Поиск своей «ниши» в отечественном кино привел к идее совмещения разноплановых, зачастую противоположных творческих идей в одной киноленте.

В 90-х годах Миттой была снята одна картина – «Затерянный в Сибири» (1991). В 1990 году Митта написал также сценарий для кинодрамы Владимира Василькова «А в России опять окаянные дни». «Затерянный в Сибири» — совместная советско-британская картина, повествующая об английском археологе, по ложному обвинению сосланном в сталинские лагеря.

После съемок «Затерянного в Сибири» Митта на долгое время пропал из поля зрения кинокритиков. Молчание продолжалось почти десять лет – за это время Александр Наумович успел побывать в Штатах, перенять опыт западного кинематографа и поделиться собственными знаниями, преподавая режиссуру в Гамбурге и собственной режиссерской студии в Москве. Александр Митта – председатель жюри нескольких кинематографических конкурсов и народный артист РФ.

В начале двухтысячных имя режиссера вновь стало популярным – после десятилетнего перерыва Митта повторно ворвался в отечественное кино нашумевшим сериалом «Граница. Таежный роман». За этот сериал Митта получил в 2002 году Государственную премию Российской Федерации. В 2002 году Митта, постоянно находящийся в творческом поиске и пробующий себя в различных жанрах, выпускает в прокат криминальную драму «Раскаленная суббота», а двумя годами позже на телеканале НТВ транслируется его второй сериал «Лебединый рай». В настоящий момент Александр Наумович завершает работу над художественным фильмом о витебском периоде жизни художника Марка Шагала. Рабочее название фильма – «Миракль о Шагале», а в прокат фильм выйдет предположительно в октябре 2013 года под названием «Шагал – Малевич».

Александр Митта: Не жалею, что увёл жену из семьи!

Накануне 80-летия режиссер рассказал о том, как разбил брак «королевы стиляг»

Во многих своих фильмах замечательный режиссер Александр МИТТА загоняет героев в углы любовных треугольников. Оно и понятно — о такой мучительной геометрии Александр Наумович знает не понаслышке: он сам когда-то увел свою будущую жену Лилию МАЙОРОВУ у другого мужчины.

Мы встретились с Александром Миттой у него дома в Москве, на Малой Грузинской улице. В свое время эту квартиру режиссеру помог получить его друг Владимир Высоцкий. В ней хозяин проводил застолья, на которых частенько кутили Высоцкий с Мариной Влади.

Читайте также  Марина ким - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Александр Наумович, вы начинали творческий путь с картин о подростках «Друг мой, Колька!» и «Звонят, откройте дверь». Какое у вас было отношение к пионерской организации?

— Время пионерии — самое счастливое в моей жизни. В городской Дворец пионеров съезжались самые активные ребята. Я записался одновременно во все мастерские: театральную, скульптурную, литературную. Не взяли только в вокальную студию, поскольку ни слуха, ни голоса у меня не обнаружили. Интересные годы, хотя и голодные. Как сейчас помню, в 43-м в буфете нам давали напиток какавелла из остатков какао — им кормили скот, чтобы быстрее рос. В фильме «Друг мой, Колька!» — двойной смысл. С одной стороны, показана пионерская ячейка, а с другой — история о том, как власти ломают человека. Но поскольку нас поддержал ЦК комсомола, разрешили снять дебютную картину с такой темой.

С женой Лилией МАЙОРОВОЙ Александр МИТТА прожил всю жизнь

— У вас сохранился позитивный взгляд на жизнь — это прослеживается во всех картинах. А ведь в годы репрессий ваши родные пострадали.

— Мою мать посадили в 1937 году на десять лет. Она была партийным работником, очень красивая, ее фотографировали на политические плакаты как рабфаковку. Из-за этого и пострадала. За ней приударил местный энкавэдэшник, и она его привела на партячейку. На собрании неожиданно две работницы встали и заявили, что моя мама говорила антисоветские лозунги. Спустя время мы с отцом пришли к ним в общежитие. Они заплакали и признались, что их заставили оговорить мать, грозили отправить обратно в деревню. А там голод. Мама отсидела десять лет на Колыме, вышла на свободу и через два года умерла. Никогда об этом не рассказывал: в 1947 году ее хотели повторно посадить, а она забеременела. Мать не выдержала и покончила с собой. Отец всю жизнь жил один и только на старости лет соединился с другой женщиной. Меня же воспитывала родная тетка, работавшая главным врачом в тульской больнице.

Я посвятил теме репрессий фильм «Затерянный в Сибири». Главный герой должен был быть евреем, но продюсер решил, что это будет история о пленном англичанине, которого советские спецслужбы обвинили в шпионаже. Фильм не прошел в России в широком прокате, но его показали в Европе.

В молодости Лилия считалась «королевой стиляг». А Саша был тихоней

Свадебные веники

— Вы по природе однолюб? Готовы на все ради любви?

— Да. Я увел жену у другого. Муж Лили, Игорь, работал корреспондентом газеты «Правда». Все у них складывалось неплохо, пока я не пришел в издательство работать карикатуристом.

Дело было так. Я сочинял комиксы, которые были в то время очень популярны среди школьников. Лиля считалась очень уважаемым автором в детском мире. Она придумала книжку-раскладушку. И вот редакторы попросили меня написать для ее книги текст. Просто им не нравился ее муж. Мы зароманились, а книжку так и не сделали.

О нашем романе очень быстро поползли слухи. Игорь как-то пришел ко мне в коммуналку с целью разобраться по-мужски. Увидел клетушку в пятикомнатной квартире, где стояли пять столов, заваленных рукописями, и маленький диванчик. Ему стало меня жаль. Игорь был здоровым, выше ростом: если бы меня ударил, превратил бы в кусок мяса. Мы поговорили. Он решил, что Лиля перебесится и вернется. Взял ее под строгий контроль: отвозил на машине на работу и домой. А я ходил по редакции печальный.

Исход ситуации решил случай. В то время, в 1957 году, за продуктами приходилось стоять в очередях. И вот мы втроем оказались в одном месте. Лиля отправила Игоря в кассу, а сама заняла очередь за колбасой, где и я стоял. Больше она к нему не вернулась.

За свою жизнь режиссёр снял почти два десятка картин

— Наверное, обманутый муж чинил вам всяческие препятствия?

— Два года Игорь не давал Лиле развода. У нас уже сын Женя родился, а все штампа не стояло. Сразу и развод оформили, и я усыновил ребенка. Помню, когда Лиля забеременела, ее Театр Образцова уезжал на гастроли по Америке. В те времена, в 1958-м, это гарантировало, что ты вернешься с мешком денег — купишь машину и квартиру. Лиля в театре была на хорошем счету: ремонт кукол, замена. Артисты уговаривали ее сделать аборт, но Лиля пожертвовала Америкой.

— Свадьбу-то сыграли?

— Расписались тихо. Мы даже никогда не носили колец. Помню, в загс пришли с друзьями из бани — поскольку цветы были большой редкостью, то приехали с двумя банными вениками. Лиля мне 50 лет напоминает об этих букетах. Теперь я каждый год на ее праздники всю квартиру цветами заставляю.

— Как сложилась жизнь первого мужа Лили?

— Игорь женился, детей нет, одно время запил сильно, несколько лет назад умер. Интересно, что сначала мы получили квартиру на Малой Грузинской, а потом Игорь переехал на этаж ниже в наш же подъезд. Но мы нормально с ним общались.

«Друг мой, Колька!»

— После замужества ваша супруга продолжала заниматься куклами?

— Лиля слыла идеологом стиляг, их королевой. Когда Валерий Тодоровский снимал фильм «Стиляги», у нее консультировался. Лиля, будучи художником, изобрела те самые платформы, считавшиеся пиком моды стиляг. А один армянский сапожник начал по ее эскизам изготавливать туфли. Он, говорят, озолотился на этом деле. Еще Лиля придумала прозрачный плащ из пластика — это был писк моды. Жена Эльдара Рязанова специально на полчаса раньше выходила из дома, чтобы увидеть, как Лиля пройдет по улице. В то время тушь было не достать, так стиляги наносили на ресницы спичками гуталин. Кроме того, все стиляги ходили со сверкающими волосами. Это Лиля в Театре кукол Образцова отсыпала цветной пудры и кропила ею девушек. У нее свой мир. Лиля ни разу не была у меня на съемочной площадке. Деловая женщина — я не зарабатывал столько денег, сколько она! Но меня это не смущало. А еще у жены жесткие правила: не терпит меня на кухне. Говорит: «Ты не баба!»

«Звонят, откройте дверь»

Обиды Влади

— Правда, что сценарий фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» сын барда Никита приносил сначала вам?

— Да. Одно время я даже работал на этой картине. Но это фильм продюсерский, поэтому решение, кто будет режиссером, принималось из других соображений. Я действительно единственный во всей команде, кто знал лично Высоцкого и дружил с ним. Но у меня было представление о нем, основанное на воспоминаниях, а продюсеры не видели ценности в тех подробностях, которые я знал. Когда они сделали просмотр для Владимира Путина, пригласили и меня в знак уважения. Могу сказать: фильм серьезный и тщательно сделан. Президент, кстати, фильм хвалил.

— В фильме показали самое скандальное: наркоман, любовница, КГБ. Неудивительно, что Влади обиделась.

— У меня возникла идея ввести в сюжет Марину Влади. Но она не захотела: «Делайте все что хотите, но чтобы меня там не было!» История с Оксаной, которая потом стала женой Лени Ярмольника, правдивая. Она действительно любила Высоцкого и рисковала, принося ему наркотики. Но не думаю, что Володя, если бы был жив, остался с ней и ушел от Марины.

«Гори, гори, моя звезда»

— Вы дружите с Влади?

— Да. Высоцкий обязан ей десятью годами жизни. Она положила на это свою карьеру. Прилетала из Франции по первому зову. У нее были контакты со всеми больницами. Кстати, мой двоюродный брат делал Володе в госпитале МВД антиалкогольные «подшивки». За это его выгнали. Он устроился потом в другую больницу.

— Влади как-то сказала, что в России ее оскорбили.

— На Россию у Марины заслуженная обида. Главный человек, который распоряжается памятью мужа, — жена. Тут Влади права. Но она не понимает, что в России рулит тот человек, который имеет вес. В итоге именно Иосиф Кобзон выбил Володе место на Ваганьковском кладбище. Марина обиделась из-за памятника: хотела один, Кобзон — другой. Влади долгое время не приезжала в Россию, а не так давно побывала со спектаклем, так ее с деньгами обманули.

— Вернемся к вашему творчеству. Какая ваша картина вам больше всех дорога?

— «Гори, гори, моя звезда». Ее с трудом выпустили на экран и на фестивали не выпускали. Единственная страна — Германия. Там она, кстати, имела успех.

— Знаю, что вы монтируете новый фильм.

— Это так. И рассчитываю на прокат в Европе. В России снимать кино — безумие. Государство не поддерживает, Интернет ждет, чтобы ограбить. Поэтому фильм «Шагал и Малевич» буду прокручивать в Европе. В картине показана никому не известная история. Марк Шагал создал в Витебске центр искусства. Пригласил туда Казимира Малевича, который увлекался авангардом. А потом Малевич с помощью учеников выгнал Шагала из школы.

— Обязательно посмотрю. Крепкого вам здоровья и реализации творческих планов, Александр Наумович!

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». Только за эти пять фильмов Александр Наумович заслужил памятник при жизни

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: